fantlab ru

Джон Апдайк «Кентавр»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Оценок:
105
Моя оценка:
-

подробнее

Кентавр

The Centaur

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Национальная книжная премия / National Book Awards, 1964 // Художественная литература

лауреат
Премия за лучшую иностранную книгу / Prix du Meilleur livre étranger, 1965 // Роман или книга стихов (США; роман)


Издания: ВСЕ (21)

Кентавр
1966 г.
Кентавр. Ферма. Сад радостей земных
1984 г.
Кролик, беги. Кентавр. Ферма
1984 г.
Тени и свет
1990 г.
Кролик, беги. Кентавр. Ферма
1990 г.
Кентавр
1991 г.
Кентавр
1999 г.
Кентавр
2000 г.
Кентавр
2001 г.
Кентавр
2002 г.
Кентавр. Герцог
2003 г.
Кролик, беги. Кентавр. Ферма. Ярмарка в богадельне
2003 г.
Кентавр
2004 г.
Кентавр
2004 г.
Кентавр
2009 г.
Кентавр
2009 г.
Кентавр. Иствикские ведьмы. Кролик, беги
2009 г.
Кентавр. Иствикские ведьмы. Кролик, беги
2009 г.
Кролик, беги
2009 г.

Периодика:

«Иностранная литература» № 1, 1965
1965 г.
Иностранная литература» № 2, 1965
1965 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что же делать, и боги спускались на Землю...

Школа как социальный институт занимает довольно значимое место в общественном устройстве. Причём с давних времён. Возможно даже с доисторических — легко себе представить пещеру, где вокруг костерка сидели подростки-кроманьонцы, а убелённый сединами хромой старец (лет этак чуть за 30, ибо редко кто жил долгую жизнь в те времена) учил их уму-разуму, первобытной жизни и всему прочему. Хотя, скорее всего, вряд ли обучение было оторвано от реала, ведь теория прочнее влезает в голову вместе с практикой… если жив остаёшься.

В общем, учиться, учиться, учиться было лозунгом во времена чёрт те знает какие. И по крайней мере, в древнегреческие времена учёба точно осуществлялась специальными на то назначенными людьми… и нелюдьми. Кентаврами, например — об этом нам повествуют мифы Древней Греции.

И об этом же поведал читателям американский писатель Апдайк. Проводя в своём романе аналогию между более-менее современным учителем естествознания Джорджем Колдуэллом и мифологическим древнегреческим кентавром Хироном. Причём сделал это он — Апдайк — с изрядной долей авторского мастерства и изящества. И образ раненного отравленной стрелой Хирона выводится на первый план в первой же мизансцене, при этом сама мизансцена наполнена интригой и загадкой — в реале ли это всё происходит, или только тенью былого проносится в сознании Колдуэлла? Тем более, что начинают мелькать имена эллинских богов и героев…

А вот дальше мы погружаемся в историю жизни нашего учителя и параллельно-последовательно в жизнь его семьи, преимущественно его сына-подростка. И тут мы волей-неволей вникаем в целый ряд деталей и подробностей, начиная от вероятной предполагаемой болезни Колдуэлла (который подозревает, что болен раком и начинает вести себя соответствующим образом) и заканчивая … а ничем не заканчивая. Ибо мы вместе с обоими Колдуэллами катаемся на машине, ночуем (без копейки денег) в гостинице, попадаем в снегопад и не можем добраться до дома, попутно переживаем болезнь Джорджа — сам Джордж мнится этой болезнью, а сын сочувствует и тоже определённым образом ведёт себя. Попадаем в неловкую ситуацию, когда едва ли не застаём директора школы в любовной интрижке с одной из школьных родительниц и переживаем вместе с Колдуэллом-старшим по этому поводу (уволят — не уволят). Ну и так далее, пересказывать часть сюжета не имеет смысла. Отметим только высокий уровень психологизма, причём как при погружении во внутренний мир отца, так и при проникновении в глубину души подростка, да и других персонажей тоже — впрочем, это ведь Апдайк!

И понятна и так слишком прозрачная аналогия Джорджа Колдуэлла с Хироном, ибо каждый педагог и является вот таким учителем-кентавром, впихивающим и вталкивающим знания, умения и навыки в голову своих учеников, получающим от них клички и порой даже стрелы, но и любовь тоже — если ты не притворяешься учителем, а являешься им.

А маленькая лекция по естествознанию, прочитанная Колдуэллом для своих учеников, была весьма наглядной и образной, и даже ваш покорный слуга, со школьной скамьи интересующийся этими вопросами и потому знающий и представляющий себе временнЫе масштабы происхождения нашей Вселенной, рождения Солнца и планет и затем эволюции Земли — был впечатлён.

Хорошая книга. Браво Апдайк!

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга в жанре так называемого магического реализма, которую мне посчастливилось «откопать» старшеклассницей в школьной библиотеке — да, то самое издание 1966 года. Первая мысль при начале чтения была — что это? Вторая — это нечто! И до сих пор — уже после шикарных «Иствикских ведьм» и «Бразилии» (странно, что их нет с списках ФантЛаба) — «Кентавр» — как первая любовь — для меня лучшее у автора.

Чем же восхитил наивную советскую школьницу этот роман про американскую школу и американского же учителя? Да он бил наотмаш первой же сценой. Итак, урок. Старшеклассники изводят учителя так, что он выбегает из класса (кто-то пускает в него металлическую стрелу!) и вдруг фраза: «Он старался не наступать на больную ногу, но неровное цоканье остальных трех его копыт было таким громким, что он боялся, вдруг какая-нибудь из дверей распахнется, выйдет учитель и остановит его.» ??? Какие копыта?! И чем дальше, чем «страньше».

Но после первого шока от необычного (а в начале 80-х такое было весьма необычным) приходит понимание действия в его восприятии главным героем. Да — он — обычный препод из американской глубинки Колдуэлл, и одновременно он же кентавр Хирон, а суровый директор школы Зиммерман — Зевс-громовержец, а остальные... Впрочем, стоит почитать самому. Американские реалии переходят в древнегреческий миф и обратно настолько органично, что отдельные курски перечитываешь по несколько раз, восхищаясь мастерством автора (и переводчика, потому как язык перевода отменный). Быт, возвышенный до эпичности мифа.

Уже практически в самом начале романа — одна из самых сильных его сцен: краткое и поэтичнейшее изложение эволюционной теории на фоне вакхического разгула в классе с финалом (цитирую):

«Он открыл рот; всем своим существом он ненавидел то, что ему предстояло сказать:

– Минуту назад, с отточенным кремнем, с тлеющим трутом, с предвидением смерти появилось новое животное с трагической судьбой, животное...

Зазвенел звонок, по коридорам огромного здания прокатился грохот; дурнота захлестнула Колдуэлла, но он совладал с собой, потому что поклялся кончить:

– ...имя которому человек.»

Вырванный из контекста кусок звучит патетично, но в рамках всей сцены он естественен, и так — по всему роману. Да, герои периодически оказываются в трагических или комических древнегреческих масках, но они живые, и это их настоящая и единственно возможная — как и у каждого человека — жизнь.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх