Аркадий и Борис Стругацкие «Свидание»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Охотник Поль Гнедых вернулся на Землю, в зоологический музей. Там, среди прочих экспонатов, хранится заспиртованная голова четверорука с планеты Крукса, которого подстрелил сам Поль.
Эта новелла публиковалась во всех изданиях повести «Полдень, XXII век», начиная с «Урала». В книжном издании 1962–1963 гг. она озаглавлена «Люди, люди…» и располагается ближе к середине повести, а не почти в самом конце. Отдельно от повести «Свидание» не печаталось, хотя была попытка опубликовать рассказ в «Литературной газете».
В процессе подготовки переработанного издания имена главных персонажей новеллы были заменены на имена «сквозных» персонажей повести: Вильгельм Эрмлер (Вилли) стал Александром Костылиным (Лином), Игорь Харин — Полем Гнедых.
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами > повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г. > Глава третья. Люди, люди…
— условный цикл «История будущего» > цикл «Мир Полудня» > повесть «Полдень, XXII век», 1967 г. > Какими вы будете
— повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.
— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.
— антологию «Das Zeitfahrrad», 1974 г.
— антологию «Galaktyka», 1987 г.
- /языки:
- русский (44), немецкий (6), литовский (1), чешский (1), эстонский (1), польский (3)
- /тип:
- книги (46), периодика (1), самиздат (3), аудиокниги (3), цифровое (3)
- /перевод:
- И. Левандовская (3), А. Мёккель (6), Р. Томинг (1), Й. Тыч (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
VAI, 15 сентября 2008 г.
Последний раз встречаемся мы на страницах книг с двумя бывшими мальчишками из Аньюдинского интерната — Полем Гнедых и Александром Костылиным. Жизнь Александра логична и проста — он теперь директор музея космозоологии, солидный, с животиком, обремененный внуками и правнуками. Поль — странник, непоседа, прожил совсем другую жизнь — он стал космическим охотником, побывал на сотнях миров, добыл сотни удивительных животных. Он и сейчас ловит животных, только уже не стреляет. Не может. Много лет гнетет его тяжкий груз собственной совести — не разумное ли существо он подстрелил на планете Крукса?
Похоже, в Мире Полдня единственное возможное наказание за проступок — это пытка собственной совестью. Но эта пытка, оказывается, самое страшное, что может испытать человек.
davdav2, 11 декабря 2014 г.
Мне тоже показалось, что это одно из самых жестких (жестоких) и, одновременно, пронзительных произведений ранних БАС. Думаю, что вряд ли бы оно возникло, если бы АНС не был сначала военным, а затем японистом-филологом и переводчиком именно японской средневековой литературы. Авторы казалось бы пусть деликатно и осторожно, но все таки зашли за очень тонкую грань жестокости и антигуманизма, которую до лейтенантской и лагерной прозы, кажется, никто из больших писателей в русской литературе не преступал. Массовое убийство животных — пусть ты даже и охотник с большой буквы, пережить еще можно; убийство себе подобных — в жизни преступление, а на войне — долг и проявление героизма. Но случайное, по недосмотру и оплошности, убийство разумного существа, а затем передача его таксидермисту (тем более другу!), и далее изготовление из того, что осталось, чучела , а затем еще и помещение его в качестве экспоната в зоологический музей — это ли не за гранью? Но похоже неслучайно, в рассказе проскальзывает японская фраза (сора-тобу хиру букв. летающий холм?) и китайский мифический единорог цилинь, намекающие на категории иной культуры. Получается, проявить гуманизм должен ... читатель (не осуждай...). Если это окажется ему по плечу, то он сможет понять, что нет не за гранью — первооткрывателю чужих планет приходится сталкиваться со многими загадками и разнообразием форм жизни, каждая из которых может таить опасность (одному человеку, экипажу корабля и т.п.). Да и череда трагических случайностей тоже может иметь место — никто не застрахован. Поэтому, на мой взгляд, точнее было бы сказать, что авторы только обозначили грань, но не переступили через нее.
семм, 26 февраля 2013 г.
Человек называет себя ОХОТНИКОМ и это дает ему моральное право убивать разнообразную инопланетную живность.
Ведь все они так не похожи на него, ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО, поэтому можно стрелять не задумываясь и не целясь, по движению, по звуку. Упс, грохнули собрата по разуму, а так похож на зверушку! Горе то какое!...
А про сотни неизученных видов, представители которых, в виде чучел, хранятся в зоологическом музее, можно не беспокоиться. Дичь она на то и есть.
А может где то бродят ОХОТНИКИ с таким высокоразвитым интеллектом, что мы для них... Но это уже другая история.
george1109, 7 июля 2012 г.
Даже в мире-утопии (а что иное есть мир Полудня?) бывают трагедии. И не только из-за природных причин или форс-мажоров. Но и самые страшные — личные. Тем более, если они полностью ложатся на совесть одного человека...
Самый печально-щемящий рассказ цикла, если не всего творчества АБС. И один из самых страшных. Только что бы осознать это, прочитать его надо лет в 25, не раньше.
Frida, 29 января 2009 г.
Очень печальный рассказ, самый печальный во всей книге.
Когда я начинала читать про этих сорванцов, даже не думала, что их жизнь вот так повернется.
Я плакала, пока читала.
Столько веков искать хотя бы следы других цивилизаций, а потом одним выстрелом.
Мне очень жаль Поля, точнее очень жаль, что этот груз выпал именно на его долю. Да и Лину не легче, трудно даже представить, сколько сил ему стоило говорить другу, что он ошибается в своих предположениях, когда он точно знал, что Поль был прав.
Тяжелый рассказ.
Yazewa, 16 января 2008 г.
Потрясающе сильный сюжет.
Кто в наше время способен (именно способен!) так сломаться из-за необдуманного (не преступного!) поступка? Как это контрастирует с теми горами трупов, — абсолютно бесспорно принадлежащих разумным гуманоидам! — заполняющими экраны и страницы сейчас!
artem-sailer, 9 февраля 2021 г.
Вероятно, самый сильный из всех рассказов, входящих в повесть «Полдень». И самый трагический — безусловно.
Один выстрел — одна жизнь. Один выстрел — один трофей. Но как же всё меняется, если окажется, что этот трофей — разумное существо. Тонкая грань между разумным существом и неразумным животным — где она проходит? Мне кажется, именно таким образом нужно ставить вопрос. И если это так, то насколько значим фактор разумности, когда речь идёт об убийстве? Особенно — если речь идёт не о самообороне, а об убийстве ради науки, о так называемом научном исследовании. Не говоря уже об охоте, о том, что с гордостью называют спортом.
И остаётся лишь догадываться, какой камень лежит на душе у Костылина. Ведь он, как настоящий учёный, должен смотреть вперёд. И должен предполагать, что, возможно, когда-нибудь человечество ещё раз столкнётся с расой братьев по разуму, один из представителей которых сейчас находится в зоологическом музее в качестве экспоната...
MarchingCat, 22 октября 2016 г.
Очень сильный рассказ. Сперва убаюкивает экскурсией по ксенозоомузею, а затем даёт обухом по башке ошеломляющим фактом. Больше и говорить ничего не надо, такой рассказ НАДО читать.
Разве что добавлю один штрих, промелькнувшую мысль... таксидермист-таки скрыл правду. Но вот сам ли он это сделал, или в мире будущего таки есть цензура (спецслужбы, спецкомитеты или что там ещё), решающая что должны знать простые граждане, а что — нет...
Славич, 17 февраля 2011 г.
Пожалуй, самый сильный рассказ сборника. Единственный, в котором есть внутренний конфликт. По глубине описание угрызений совести не уступает «Преступлению и наказанию» Достоевского. Понятно, что Поль никого не собирался убивать, даже животных. Стрелял-то он иглами со снотворным. Но одна такая игла попала в кислородный баллон инопланетного исследователя… И настолько глубокие человеческие переживания удалось уместить в рамках короткого рассказа.
kharum, 4 декабря 2010 г.
Иллюстрацию именно к этому рассказу, ставшему частью повести «Возвращение. (Полдень, XXII век)» редактор поместил на обложку издания 1962 года. Неслучайно, на мой взгляд. Даже в Самом Светлом Будущем есть место человеческим трагедиям.
Человек верующий в Бога — покаялся бы, исполнил епитимью. Но людям, осознающим, что между ними и Вечностью нет спасительной прослойки, приходится самим нести тяжесть своих ошибок (хотя человеку свойственно ошибаться). А Вы к этому готовы?
Если «нет» — ступайте в церковь, там вам помогут.
Jar, 31 января 2008 г.
Честное слово, когда отец прочитал мне перед сном эту «сказочку», я чуть не разревелся:smile:. Потом читал сам, много думал. Такое чувство, что авторы нашли подход к любому человеку , который хоть немного является человеком.
Unicorn, 9 сентября 2007 г.
Очень печальный рассказ. Нет никакого ада после смерти, каждый из нас носит свой ад в душе. Убийство страшная вещь, вдвойне страшно — убийство разума.
Sawwin, 16 сентября 2008 г.
Полностью согласен с отзывом VAI. От себя добавлю только, что жизнь Александра Костылина тоже далеко не благополучна. Ведь он-то, в отличие от Поля Гнедых, знает, причём совершенно точно.
viv, 7 декабря 2007 г.
Страшный рассказ. Красивую приключенческую жизнь космического охотника Поля Гнедых оборвал непонятный случай — тот, кого он подстрелил... взорвался! Не убил ли он инопланетного космонавта? И каждый год идет Поль в музей, где хранятся останки этого существа, и спрашивает безжизненное тело: «Кто ты?».
ивалан, 27 сентября 2009 г.
Хорошее предупреждение любителям бластеров — землянин вполне может оказаться в подобном музее в качестве экспоната.
Десять.