FantLab ru

Роберт И. Говард «Дом Арабу»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Голосов:
84
Моя оценка:
-

подробнее

Дом Арабу

The House of Arabu

Другие названия: The Witch from Hell's Kitchen; Дом Эрейбу

Рассказ, год (год написания: 1932)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

«Всё началось сразу по моём триумфальном возвращении из Урука... Конь мой то и дело начинал бесноваться и шарахаться от чего-то не видимого никому, кроме его самого. Потом пошли сны, ночь от ночи всё страшнее, пока не превратились в сущие кошмары. Во тьме моих покоев тихо хлопали крылья и крадучись ступали ноги. Вчера на пиру меня пыталась заколоть женщина, в мгновение ока превратившаяся в безумную фурию; по дороге домой кинулась под ноги гадюка, и откуда только взялась... Ночью в мою спальню проникла Лилиту — если верить наложнице — и дразнила ужасным смехом...»

Пиррас по прозвищу Аргивянин — скиталец. Теперь он забрёл в город Ниппур, где и настигло его неведомое проклятие. Варвар явился к колдуну, чтобы тот помог избавиться от напасти. Колдун подсказал способ, но для этого Пиррасу придётся общаться со сверхъестественными силами...

Примечание:

На данный момент существует две рукописи данного рассказа:

1). ранняя версия, конец которой практически переходит в синопсис (такое часто случалось с ранними текстами Говарда);

2). незаконченная версия, текст которой обрывается на второй главе.

Вероятно, некогда существовал и полный текст произведения, созданный самим Говардом, который теперь утрачен.

Впервые рассказ был опубликован в «Avon Fantasy Reader» в 1952 году. Это была версия, отредактированная Оскаром Френдом (Oscar Friend). Источником для неё могли служить либо ныне существующие две неполные версии рассказа, либо ныне утраченная полная версия произведения. Таким образом, Френд либо дописал незаконченную историю, приведя финал в соответствие с основным текстом, либо отредактировал законченную. Этот текст из «Avon Fantasy Reader» не единожды переиздавался. На русский язык переводился только он.

Также существует версия, собранная Расти Бёрком (Rusty Burke) из двух ныне существующих неполных вариантов рассказа, написанных Робертом Говардом. Этот текст был опубликован в сборнике «The Ultimate Triumph: The Heroic Fantasy of Robert E. Howard».

Входит в:

— сборник «Wolfshead», 1968 г.

— сборник «The Horror Stories of Robert E. Howard», 2008 г.

— сборник «The Ultimate Triumph: The Heroic Fantasy of Robert E. Howard», 1999 г.


Похожие произведения:

 

 


Колесо страданий
1997 г.
Черный камень
1997 г.
Черный Канаан
2001 г.
Боги Бал-Сагота
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Wolfshead
1968 г.
(английский)
Eons of the Night
1996 г.
(английский)
The Ultimate Triumph: The Heroic Fantasy of Robert E. Howard
1999 г.
(английский)
The Horror Stories of Robert E. Howard
2008 г.
(английский)
Les Dieux de Bal-Sagoth
2010 г.
(французский)
The Horror Stories of Robert E. Howard
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2013 г.

И так...

Говард себя показывал уже ни раз мастером пера, причем грациозным, и также любителем Азии со всеми красотами и нечистотами, что было видно в новеллах о «Соломоне Кейне». Рассказ развлекательный, мрачный, кровавый, немного даже неистовый с нотками кровавой желчи от Пирраса, его история полностью от и до пронизана мотивами и лейтмотивами темности и мрачноти, безумной и кровавой атмосферы ужаса и мрака обуреваемой читателя, светлых моментов в рассказе пожалуй и вовсе нет, но мрачность придает ему незабываемое очарование и схватку со своими темными сторонами. Эта более менее классическая история, завязанная на проклятие, богах, сверхъестественных силах и схватках с кучей крови.

Эта история о том как человек хотел снять то что не должен носить, о воине, о его неровном пути, и мы следим за его мрачной дорогой что тропою ненависти ведет в дом Эрейбу.

Стиль весьма неплох, и как всегда у Говарда брутален. Читать его произведения одно удовольствие погружаться в атмосферу востока тех лет со сверхъестественными созданиями и чудовищной магией. Герой как положено у Говарда без комплексов и сомнений продирается через врагов и ненавидит и презирает магию.

Роберт Говард, уже ни раз показывал себя мастером историй, интересных, волшебных, жестоких и мрачных. «Дом Эрейбу» — ближе всего к тем ному фэнтези, со своей давящей атмосферой зла и ненависти востока с их безумными и погнившими в дрязгах богах.

Отличное и мрачное произведение мне по духу, утащившее меня в мир жестокой Азии, шумеров, Ниппуре и Тиамат.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2016 г.

О Роберте Говарде столько написано и рассказано, что вряд ли есть на свете любители фантастики и фэнтези, не знакомые с его творчеством. Имена героев, созданных воображением техасского мечтателя, входят в число самых популярных литературных персонажей фэнтези всех времён и народов. Конан, Соломон Кейн, Кулл из Атлантиды, Бран Мак Морн — имена эти, что называется были, есть и будут на слуху, это — золотой фонд фэнтези...

Но Говарда я люблю, всё-таки не за это. Люблю за рассказы, подобные «Дому Арабу». За умопомрачительные зарисовки, в которых на нескольких страницах щедро перемешаны героика и воспевание варварства с небольшими экскурсами в историю и мифологию (причём народов, которые во времена Говарда были не так широко известны как нынче), мрачные пророчества и тёмное колдовство — с описаниями пиров и экзотических красавиц, некоторая прямолинейность героев — с невероятным полётом фантазии автора... Одним словом, это именно тот Говард, читая которого лет в 13-15 буквально замираешь от восторга! Именно так было со мной, когда я впервые читал «Дом Арабу». И такие же мурашки по коже от удовольствия, когда перечитываешь через много лет =)))

Одним словом — рекомендую! Особенно тем, кто в силу возраста или стечения поистине фантастических обстоятельств, ещё не знаком с творчеством одного из тех людей, которым мы обязаны появлением фэнтези!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 февраля 2014 г.

С первых строк рассказа, веет классикой. Оно и понятно, ведь автор Роберт Говард, которого большинство людей считают отцом-основателем жанра фэнтези.

Рассказ о воине Пиррасе, типичном викинге, готовом в любую минуту рубить всех неприятелей в суп, который исколесил весь мир и осел в царстве шумеров, став предводителем армии наемников. Однако после убийства жреца враждебного племени, он словно проклят: ему снятся кошмары, мерещатся ядовитые змеи. Вот, Пиррас и решает во всем этом разобраться.

Рассказ представляет собой синтез мифологии, истории и воображения самого Говарда. «Дом Эрейбу» — яркий представитель темного фэнтези. Здесь приходится опуститься на самое дно самого глубокого ущелья, чтобы через витиеватость предложений автора ощутить всю глубину и мощь тьмы. Дом Эрейбу – место, откуда нет выхода назад. Там царит практически осязаемая тьма, где светлячки не светятся, а лишь являются более светлым оттенком черного. Однако Пиррас настроен крайне решительно.

По атмосферности, «Дом Эрейбу» напоминает мне рассказы Вагнера про Кейна: тоже классика, та же монументальность, возвышенность, тотальный мрак, всепоглощающая мгла.

Не люблю слова пафос, тем более по отношению к Говарду это будет выглядеть оскорбительно. Я предпочитаю слово «возвышенность»: чувств, поступков, слова и т.д. Понятно, что написано все с размахом, солидностью и склонностью к гигантизму: здесь нет мелких деталей, нет виньеток, филигранных узоров – только стотонные монолиты, колонны, чудовищной силы удары, презренные людишки, восклицания и «Давай посмотрим, сумеешь ли ты мечом закончить дело, начатое мерзкими чарами и предательством!».

Говард восхваляет торжество свободы вольного человека. Однако концовкой он больше поднимает вопросов, чем дает ответов. Концовка: а) какая-то необдуманная, решенная с кондачка; б) нелогичная; в) непонятная. В общем, с мотивами поступков не совсем все в порядке, да и определенные исторические нестыковки можно отыскать, забив адрес wiki…, но не буду раскрывать все карты.

Тем не менее, было приятно дотронуться к классике жанра, почувствовать атмосферу рассказа, которая всегда играет для меня важную роль.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2012 г.

С годами все больше убеждаешься в правоте автора, что дружба лишь маска для интриг и предательства. Но обратите внимание на мудрость автора, который показал, что и тот, которого предали, сам предает своих близких, своих друзей и считает это благим делом. Грешен человек, и никогда он не станет свободным варваром, ибо печать первородного предательства лежит на нем и будет преследовать его до скончания дней человеческих. Рассказ написан хорошо, сюжет интригующий и таинственный, а чтение привнесет в эту жизнь немного разнообразия, хоть в чем-то сломав устоявшиеся стереотипы.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2007 г.

И все-таки есть жемчужины в творчестве Говарда (я имею в виду, помимо Конана, а ведь многие считают, что нет)! Этот рассказ — одна из них.

Да, вероятно, все здесь насквозь вторично, но это же совсем не плохо! В рассказе гармонично переплелись история и фантастика, исторические реалии описываются так же великолепно, как и фантастические элементы. Чувствуется, что автор интересуется историей и, видимо, неплохо ее знает.

Как всегда, Говард поет славу свободному варвару — от этого никуда не деться! — и проклинает цивилизацию с ее пошлостью и лживостью. Действительно, это, можно сказать, первооснова всего его творчества.

Касательно финала скажу: не ожидал. Думал, что закончится все не так. Правда, от Говарда с одинаковой долей вероятности можно ожидать и той концовки, о которой думал я, и той, которая есть.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2017 г.

Отличное произведение!

Характерные для творчества Говарда манера повествования и атмосфера, интересный сюжет и замечательные шумерские мифологические зарисовки с налетом ближневосточного оккультизма.

Не побоюсь сказать, что это одно из лучших произведений автора в жанре героического фэнтези!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх