Джо Уолтон «Бегство в другие миры с научной фантастикой»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Мир, где Великая депрессия не пошла на спад, а лишь усугубилась и осталась в этом состоянии.
Первая публикация на сайте Tor.com, 6 февраля 2009.
Входит в:
— цикл «Small Change»
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов», 2010 г.
— антологию «Лучшая фантастика XXI века», 2013 г.
— сборник «Starlings», 2018 г.
- /языки:
- русский (2), английский (6)
- /тип:
- книги (7), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Грузберг (1), Е. Ластовцева (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 18 июня 2024 г.
Опять социальщина, от которой, честно говоря, начинаешь уставать. Особенно когда садился читать крепкую научную фантастику, где у тебя, не сильно подготовленного дядьки, будет кипеть мозг от всяких мудренных терминов и идей космической глобальности, а тебе опять подсовывают «недалекое будущее» или «альтернативное прошлое» с вывертами в сторону фашизма, неравноправия, борьбы за то, чтобы впуклые письки были главнее выпуклых и т.д., а так же рисуют слабости человеческих характеров, когда бедность и страх пробуждают в человеках не самые лучшие дремавшие до поры до времени качества. Вот именно о части всего такого и рассказ Уолтона, но беда в том, что кроме этого там вообще больше ничего нет. А подобных «Фаренгейтов» мы наелись уже выше крыши, и чтобы написать на такие темы что-то интересненькое, надо быть уровня Азимова или Брэдбери, и уж точно вряд ли уложишься в две с половиной страницы текста.
Пишут тут, что это — часть более широкой книжной вселенной, и, мол, не читая предыдущие вещи из цикла, не получишь удовольствия от этого рассказа. А я вот всегда считал, что это проблемы автора, а никак не читателя, что он разрешил публиковать свое произведение отдельно от цикла или же вообще написал его конкертно для сборника, наплевав на всех тех, кто не знаком с его творчеством. Если уж твое произведение появляется отдельно, в отрыве от общего производства, то будь любезен сделать его понятным и интересным для всех, а не только для своих поклонников.
Довольно слабая зарисовка на тему.
melnick, 30 октября 2022 г.
Зарисовка выглядит в каком-то рваном стиле, но, может быть, так и задумано... Впечатление от рассказа несколько двойственное. С одной стороны, получается, что человечеству все-таки повезло, что не случилось так, как написано. С другой стороны, если не цепляться за частности, то какая же это фантастика? У многих это была жестокая правда жизни.
Mishel78, 5 июня 2020 г.
Почему сейчас фантастика стала таким востребованным жанром в искусстве? На мой взгляд, причина в том, что она даёт людям возможность перемещаться, пусть и в своём воображении, в иные миры, вживаться в персонажей из далёкого будущего и отвлечься от насущных проблем. Учитывая, что в настоящее время мировые кризисы следуют один за другим, будущее неопределённо туманно, то и востребованность фантастики во всём мире возрастает высокими темпами. Я замечаю и по себе, что лучшим антидепрессантом для меня является чтение именно фантастики. Поэтому название рассказа стопроцентно совпадает с его содержанием.
Действие происходит в альтернативной реальности, в которой Великая Депрессия не закончилась, а новый курс Рузвельта, который в нашей реальности вывел США из кризиса, то ли не сработал, то ли даже не осуществлялся. Газетные и журнальные заголовки, через которые показано происходящее, говорят о том, что история нашей планеты будто остановилась и её ход прекратился. Люди, образы которых появляются в повествовании, ни о каком будущем не думают — тяжёлая жизнь на грани выживания одела на них кандалы настоящего и лишь один вопрос занимает их ум: выжить! Антиутопия в своём самом мрачном виде предстаёт в рассказе во всей красе.
Однако сопереживать героям не удаётся, поскольку персонажи показаны очень скупо, а сюжета, как такового нет. Поэтому произведение показалось мне несколько скучноватым и пресным.
Но автор дал лучик надежды депрессивному миру, который описал. Ведь даже во время депрессии продолжают издаваться, а значит пользоваться спросом писатели-фантасты: Айзек Азимов, Пол Андерсон, Роберт Хайнлайн и другие. Поэтому Уолтон всё же даёт шанс своим героям сбежать в другие миры, созданные воображением людей, которые постоянно путешествуют в них. А транспортом, способным доставить в миры без депрессии является именно научная фантастика.
Славич, 8 мая 2020 г.
Небольшой фрагмент из альтернативно-исторического цикла, который едва ли в ближайшие годы издадут в России. Как и все подобные произведения, текст рассчитан на тех, кто уже знаком с основным циклом, и поэтому практически не воспринимается нашими читателями. Такие же низкие оценки можно увидеть у рассказа Кима Стэнли Робинсона «Кручёный мяч на Марсе», который перевели раньше самой «Марсианской трилогии».
Фантастическое допущение довольно стандартное, можно даже сказать затасканное, но манера изложения материала любопытная. В тексте мелькают знакомые и незнакомые имена писателей-фантастов. Алиса Дэйви в нашей реальности взяла псевдоним Джеймс Типтри-младший, а Энсон Макдональд — это, очевидно, Роберт Хайнлайн. Только откуда, скажите на милость, в мире победившего фашизма взяться книгам Айзека Азимова?
Manowar76, 5 марта 2020 г.
Беспросветный рассказ о затянувшемся экономическом кризисе в Америке.
На дворе шестидесятые, работы почти нет. США воевала с Англией и Японией, немцы и японцы делят побеждённую Россию. Сегрегация лютует, Марлон Брандо снимается в фильме «Рейхсмаршал». Факельные шествия, линчевания, преследования евреев.
Люди, находящиеся за чертой бедности, готовы на любую подлость, чтобы выбраться из нищеты.
А потерявшие надежду стоят в очередях к фургонам, которые, как им обещали, отвезут их туда, где у них будет бесплатная еда.
Рассказ, ещё более мрачный, чем «Человек в высоком замке» Дика, хотя и перекликается с ним.
9(ОТЛИЧНО)
DiegoFreeman, 31 января 2017 г.
Однажды часть людей решила, что лучше присоединиться к злу, чем пытаться его победить.
Само собой разумеется, если раньше казалось, что это хорошая идея, то теперь все по-другому. Заводы закрываются, толпы людей отправляются транспортом неизвестно куда, может, на войну, а может, просто в утиль; работы все меньше, и каждый готов из кожи вон лезть, только бы сохранить за собой место.
Национализм и расизм процветают, праздником считается здесь линчевание чернокожих – ведь нужно же на кого-то повесить свои проблемы; специальные опрятные люди спрашивают у окружающих – не желают ли те выдать им знакомых евреев, чтобы помочь и государству, и себе, получив имущество депортированных. И соблазн велик. К линчеванию и доносу.
Рассказ написан в нестандартной манере, составлен из разноразмерных кусков. Здесь есть основная линия про официантку, работающую в пекарне у эмигрировавших в Америку десятилетием назад немцев, и несколько других, с безымянными людьми и несколькими мгновениями их жизни, будь то предстоящая поездка в неизвестность или просто размышления о том, в какой момент их жизнь стала такой. Есть также новостные пофразные вставки, дополняющие общую картину мира и демонстрирующую всю ее антиутопичность. И периодические заметки об очередных публикациях фантастов – по крайней мере, англоязычных. Наверное, пишут про то, как было бы все плохо, если бы США не присоединились к Германии…
Таким образом, о тексте можно сказать следующее – он хорош, однако короток и совсем не пронзителен, вследствие чего ему уготована судьба быть неприятно близким к разряду «проходных». Только так воспринимается «Бегство в другие миры с помощью научной фантастики» в отрыве от романов автора по этой же альтернативной вселенной. Те, кто не знаком с ними, попросту не поймут истинную задумку.