Аркадий и Борис Стругацкие «Туча»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Он, профессор Нурланн, вынуждено вернулся в свой родной город, где он вырос, где закончил школу. Где проживает его бывшая жена и уже подросшая дочь. И где, в центре города расположилась таинственная туча… Перед ним дилемма: стать на сторону военных и взрослых, и уничтожить тучу, или понять детей, которые видят в ней своё будущее…
Киносценарий Стругацких «Туча» (по мотивам повести «Гадкие лебеди») впервые был напечатан в журнале «Химия и жизнь» с августа по октябрь 1987 г. (номера 8, 9 и 10). В 1989 г. публикуется в сборнике научной фантастики, в 1990 — в сборнике сценариев Стругацких.
Входит в:
— журнал «Химия и жизнь 1987'08», 1987 г.
— журнал «Химия и жизнь 1987'09», 1987 г.
— антологию «Посёлок на краю Галактики», 1989 г.
— сборник «Пять ложек эликсира», 1990 г.
- /языки:
- русский (24)
- /тип:
- книги (19), периодика (2), аудиокниги (2), цифровое (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 12 июля 2011 г.
Как и в своих предыдущих сценариях, Стругацкие выкинули из «Гадких лебедей» многие тонкости, сопутствующие повествованию. Мало того — были выброшены сюжетообразующие сущности, такие как, например, мокрецы. Еднственное, что оставили Братья — одну из самых главных идей романа — «Родители уродуют своих детей по образу своему и подобию». Дети, отрёкшись от своих предков, уходят строить свой мир — и они знают, что нужно для этого сделать — стать иными во всех смыслах этого слова...
Сценарий пропитан религиозной мистикой, цитатами из Апокалипсиса, и я не сказал бы, что это лишнее. Всё таки «Туча» — это описание именно такого апокалипсиса, появления нового мира, который постепенно вытеснит старый... Сильно, весьма сильно, хотя до оригинальной повести и не дотягивает.
P. S. Во многом сценарий перекликается с романом Олди-Валентинова «Нам здесь жить». Все мы стоим на плечах гигантов...
Yazewa, 16 февраля 2008 г.
По-моему, нечто иное, нежели «Гадкие лебеди». Тоже интересно, хорошо... Но если уж читал первоисточник — это не удовлетворяет совершенно. Мне всегда казались «Лебеди» вполне кинематографичными сми по себе, я бы не стала так урезать... усекать... Хотя, конечно, дело авторов.
Но линия мокрецов мне нравилась чрезвычйано. И все эти типы — Росшепер и вся из камарилья, пара агентов, Квадрига... это же прелесть что такое, и для фильма просто находка! А уж потерять Диану... Не понимаю, честное слово.
artem-sailer, 1 мая 2021 г.
Киносценарий по повести «Гадкие лебеди». Я бы даже сказал, что этакая нарезка, солянка из текста повести.
Вообще, очень сложно абстрагироваться, читая сценарий по уже прочитанному произведению. Это я уж понял, ознакомившись с несколькими сценариями Стругацких. Но в отношении этого произведения данная оценка особенно подходит: герои переработаны просто до неузнаваемости. А читатель всё равно пытается обнаружить в них того или иного персонажа повести. И, можно сказать, не находит. А точнее — находит, но совсем не того, кого ожидает или к кому привык. В «Туче» вообще всё перемешано и даже угадываемые герои выглядят несуразно, можно даже сказать — выглядят карикатурами на своих прототипов.
Прочитать сценарий стоит разве что тем, кто не знаком с повестью. Тем же, кто знает повесть, читать этот сценарий будет не только трудно, но и, пожалуй, не особо интересно.
elent, 10 июля 2009 г.
Все таки киносценарии — это совсем не то. Сколько не читала их у Стругацких: Понедельник начинается в субботу, Жук в муравейнике, теперь Туча — после первоисточников производят впечатление бледных теней.
morbo, 9 июля 2010 г.
Мне сценарий в какой-то мере понравился даже больше оригинала («Гадких лебедей»). Почему? В «Гадких лебедях» много «воды»: все эти постоянные посиделки, бухалки и пьянки возможно и были необходимы для того, чтобы показать недостатки существующего общества, но читать об этом и скучно и противно. Сценарий же получился концентрированным, позволил отвлечься от чувства неприязни к алкашам и сосредоточиться на социальной подоплёке происходящего.
В «Туче» известный писатель-алкоголик заменён учёным, мокрецы отсутствуют вообще. С одной стороны, мокрецы кажутся единственным прямым объяснением происходящего в городе: непрерывный дождь — их рук дело, дети-гении тоже воспитаны ими. Но с другой стороны, наличие мокрецов создаёт больше вопросов, чем объясняет: кто они такие, откуда взялись, как с ними связана очковая болезнь и почему они так любят дождь? Для сценария это лишняя сущность, которая отвлекает от сути, но именно эта сущность делает книгу более объёмной, нежели сценарий.
Сценарий получился с явным уклоном в более мистическую плоскость, он больше похож на страшилку для взрослых, а не на сложную и многогранную действительность. Туча — смутный и страшный образ будущего, которое скрыто для людей настоящего. Только люди хоть в какой-нибудь мере думающие и прогрессивные могут заглянуть через стену тучи и увидеть за ней что-то прекрасное. Именно на это, на мой взгляд, и был сделан упор.
В общем, написание сценария всегда предполагает некое упрощение. Люди читающие способны к более сложным мыслям, они ставят себе вопросы сами. Люди, предпочитающие кино, смотрят кино ради развлечения, чтобы получить положительные, или наоборот — острые впечатления. Для них нужно усечь второстепенные эпизоды, упростить имеющееся, сконцентрироваться на сути и особенно — на визуальной составляющей. Кино вообще является самостоятельным жанром искусства, литературные приёмы в нём часто неприменимы, кино говорит другим языком. Как мне кажется, авторам всё-же удалось сделать добротный киносценарий.
amak2508, 9 июня 2013 г.
Существенных идейных или сюжетных отличий от материнской повести в киносценарии, в общем-то, нет, хотя, естественно, он получился более компактным, более насыщенным. с несколько по другому расставленными акцентами.
Вещь бесспорно умная и оригинальная, но, как и другие поздние произведения авторов, оставляющая двойственное впечатление. В отличии от книг братьев образца 60х — начала 70х, где были и прекрасные, симпатичные герои, и достаточно оптимистичные сюжеты, и какая-то внутренняя доброта, в этой вещице уже слишком много негатива и практически нет героев, которым читатель мог бы симпатизировать. Умно — да, оригинально — да, но радости читателю книга вряд ли доставит.
И еще: у «Тучи» явно не удался финал — какой-то расплывчато-аллегоричиский и, в общем-то, какой-то никакой.
Тимолеонт, 13 августа 2022 г.
Из-за запутанной ситуации с библиографией Стругацких сначала прочитал киносценарий «Тучу», не исходную повесть «Гадкие лебеди»... Впрочем, кажется, на впечатление это не сильно повлияло. Это не самая банальная и безыдейная притча о гуманизме, взаимоотношении отцов и детей и просто о человеческих отношениях. «Туча» — очень атмосферная работа, которая действительно погружает в действие и заставляет сопереживать героям.
glupec, 25 января 2009 г.
Сценарий гораздо слабее «Гадких лебедей». Мистические нотки (сам образ Тучи, аллюзии на Апокалипсис, собственно финал) просто не вписываются в декорации _этого_ произведения. В результате — из серьёзной, реалистичной психологической прозы вышла неглубокая, плоская притча с достаточно «детской» моралью.
«ГЛ», адаптированные для подросткового восприятия — вот что такое этот сценарий. Впрочем, если бы за него взялся хороший режиссер -- наверно, вышел бы атмосферный и драматичный фильм. (Финал истории, когда гигантские дети-Всадники топчут копытами взрослых, символизируя наше с вами будущее, особенно хорошо «прозвучал» бы, если б его снять в черно-белой гамме. Да добавить немного козинцевских ноток -- помните, Тень отца Гамлета?..) Но о том, КАКИМ бы вышел фильм по «Туче», мы можем только гадать...