FantLab ru

Клайв Баркер «Холмы, города»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Голосов:
559
Моя оценка:
-

подробнее

Холмы, города

In the Hills, the Cities

Другие названия: В горах, в городах

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 91
Аннотация:

Человек — винтик в механизме большого города. В этой новелле данная мысль получила яркое художественное воплощение. Каждый житель двух югославских городов, расположенных по соседству, становятся составными частями великанов-противников. Плоть горожан становится плотью реликтовых чудовищ, встретившихся на поле брани. Кто победит? Что станет с побеждёнными? Лишь два случайных свидетеля смогут рассказать об этом остальному миру.

Входит в:

— условный цикл «Книги крови»  >  сборник «Книга крови 1», 1984 г.

— условный цикл «Masters of Darkness»  >  антологию «Masters of Darkness III», 1991 г.

— сборник «The Essential Clive Barker: Selected Fictions», 1999 г.

— антологию «The New Weird», 2008 г.

— антологию «Summer Chills: Tales of Vacation Horror», 2007 г.

— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.

— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.


Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1985 // Малая форма

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1987 // Хоррор - Рассказ (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Книга крови
1994 г.
Книги крови 1-2. Секс, смерть и сияние звезд
2007 г.

Самиздат и фэнзины:

Книги крови
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Book of Blood, Volumes I & II
1984 г.
(английский)
Books of Blood, Volume I
1985 г.
(английский)
The Complete Masters of Darkness
1991 г.
(английский)
Masters of Darkness III
1991 г.
(английский)
Foundations of Fear
1992 г.
(английский)
Summer Chills: Tales of Vacation Horror
2007 г.
(английский)
The New Weird
2008 г.
(английский)
The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories
2012 г.
(английский)
The Books of Blood: Volume One
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2019 г.

«В горах, в городах» — название рассказа поначалу кажется не соответствующим действу, разворачивающемся на страницах одного из самых впечатляющих произведений малой формы Клайва Баркера.

Так почему же рассказ так впечатляет? Да потому что созданные безудержной фантазией Баркера исполины мало того, что огромных размеров, так ещё и невероятно изобретательно созданы. Да, описание страшной бойни очень кроваво, но Баркер даже пощадил читателей, ведь он не стал вдаваться в описание сражения двух гигантских ходячих «городов», а всего лишь изобразил падение одного из них.

Ну и, конечно, проведённые метафоры с бездушностью больших городов, в которых человек теряется, как клетка единого организма, очень яркие. И как легко человек, имеющий выраженную индивидуальность (пусть и в свойственной творчеству Баркера манере включать в свои повествования гомосексуальных героев) может с лёгкостью стать такой же безликой клеткой огромного, слаженного организма городского социума. А то, что этот организм хоть и велик, но очень хрупок, Баркер изображает с беспощадностью и жестокостью, свойственной его произведениям.

И только одна мысль не даёт покоя — почему всё это происходит в Югославии?

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июля 2018 г.

Одно из самых шокирующих и поражающих воображение произведений Клайва Баркера. Эпический размах — и эпический ужас. Реки крови в буквальном смысле этого слова. Как удар тяжёлым молотом по голове.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2016 г.

Идея с великанами, созданными из живых человеческих тел, конечно, экстраординарная, но литературное исполнение выглядит крайне неубедительно. На мой взгляд, эту идею в современной литературе уже невозможно исполнить — по крайней мере, в таком «реалистическом» жанре, в котором написал Баркер. Наверное, в рамках стиля и менталитета Средневековья это было бы нормально... но сейчас?

У Кларка Эштона Смита есть рассказ, в котором монстр-великан сделан злым колдуном из мертвых тел. Но это же жанр черного фэнтези — тут и антураж соответствующий, и алхимия как средство. Тут придираться нет оснований. А к Баркеру оные есть, и предостаточно. Каким образом, например, сие существо могло двигаться?

И отсылки на аллегорию и метафору считаю столь же неубедительными. Тем более, что автор сам ввергает читателя в кучу чисто реалистических деталей, которые, кстати говоря, имеют непонятное отношение к центральной фигуре сюжета. Зачем было вводить гомосексуальные связи двух главных героев? Зачем упоминать какие-то нелепые политические аспекты? Почему Сербия? — крайне несуразно показанная.

Оценка: 1
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2016 г.

Лучший рассказ в первой «Книге Крови». Притча о сладостной притягательности «крови и почвы», об эстетической оформленности фашизма и вообще тоталитаризма, о самоубийственном желании индивидуальности преодолеть одиночество и слиться с толпой.

Очень визуальный рассказ. Сначала идёт как бы кино в манере поздних семидесятых, а потом на читателя обрушивается поток аллюзий к картинам Арчимбольдо, Босха, Альтдорфера, Гойи, чтобы в финале застыть в безмолвном ужасе перед сюрреалистической красотой метафоры Гоббса из книги «Левиафан».

Я понимаю, почему здесь во многих отзывах сквозит неприятие и прямое нежелание хотя бы понять этот рассказ: он пугающе актуален для нашего времени, и особенно для государств, стремительно складывающихся в единое тело, поющее единым голосом.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2015 г.

«Холмы, города» — начало рассказа немного обескураживает, только потом уже ты понимаешь, что неспроста это всё. А сама идея в великанами настолько абсурдна, насколько и впечатляюща. Отлично показана реакция и удивление двух парней, которые столкнулись с чем-то величественным, непонятным и фантасмагоричным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну правда, поначалу просто на голову не налезает эта идея с великанами, состоящими из людей(хотя это будет спойлером).

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2013 г.

вряд ли лучший рассказ сборника: в то, что дружки-геи туристничают по закоулкам Европы, вполне верится, но в создание такого вот монстра — не вполне. Хотя и красиво — вспоминается известная картина Гойи.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2013 г.

Простая и эффектная притча о том, как ничтожен отдельный человек там, где сталкиваются массы, движимые войнами и государствами; о том, как легко люди утрачивают индивидуальность, и, умело направленные, становятся живым орудием разрушения и убийства. Составленные из человеческих тел великаны великолепны и омерзительны, но страшно в них то, что если бы они вообще были бы возможны в действительности, то они бы существовали. Легко стряхнуть жуть и напомнить себе, что такое явление противоречит законам физики, но сразу же видишь в сводках из очередной «горячей точки» призрак этих чудовищ, видишь их жажду воплотиться в глазах очередных фанатиков.

Зачем Баркер сделал героев гомосексуалистами – понятно. «Не такие как все» становятся первыми жертвами крупных социальных потрясений, когда важно четко знать, кто свой, кто чужой. Участь их тоже показательна – кто не с нами, тот против нас, умри или присоединяйся. А вот без эротической сцены можно было бы и обойтись – но таков уж видно «пропуск» в клуб «современной литературы».

Итог: сюрреалистическая извращенность, помноженная на голливудскую эффектность – квинтессенция творчества Баркера.

Оценка произведения — 8 из 10 (хорошо).

Оценка «страшности» — 4 из 5 (сильно пугает).

Спасибо Вертеру де Гёте за список «399 лучших «темных» рассказов», благодаря которому я прочитал этот рассказ.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2013 г.

Очень необычный рассказ, в полной мере показывающий всю неординарность фантазии Баркера. Признаться, в начале хотелось бросить чтение, ведь наблюдать за перипетией гомосексуальных отношений двух мужчин, читать об их разочаровании друг в друге, было делом не из приятных. А сцена акта любви практически убедила меня закрыть книгу, благо описан он был без особых мерзостей, иначе я бы не выдержал. Но удержавшись и абстрагировавшись от этой парочки, рассказ притянул меня своей необычностью. Метафорическая битва двух городов, в виде двух исполинов, наполненная присущей для этого жанра, кровью и смертями удалась. Веришь действу, происходящему в доме у гор. Дрожь земли, приближение неизвестного, ужас, оцепенение, ты оказываешься рядом с героями в этот роковой час. И пусть с художественной точки зрения описания местами хромают, атмосфера все равно удалась. Что можно сказать еще? Добротное произведение, лаконично завершающее книгу.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2012 г.

Единственная история в первом сборнике, имеющая яркий метафорический образ. Что ж! За это — единственно — и ставлю баллы. Сама задумка: город, воплощенный в гиганте из тысяч людей — хорошо. Даже, наверное, ярко. Если бы идею сего гиганта подкинуть мастеру художественности, получилось бы что-нибудь весьма привлекательное. А так: «окровавленные руки лежали рядом с окровавленными ногами, и всё это было очень окровавлено». Детализации нет в принципе. Как и в остальных рассказах — сугубо общие, обыкновенные слова, примитивные фразы, ничего такого, благодаря чему можно было бы с уверенностью сказать, что перед нами — литературное произведение. Идеи одного образа вовсе — ох, как! — недостаточно, чтобы носить это высокое звание. Хотя разочарования нет. Чего-то там этакого не ждал, иначе бы влепил кол.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2012 г.

Интересный и крайне необычный рассказ. Фантазии автора можно только позавидовать — вообразить такое может только человек с весьма и весьма специфически устроенными мозгами.

Баркер, вообще, в какой-то степени является своего рода противоположностью Кинга. Если последний ищет (и обычно находит) ужас в самых обыденных вещах, то Баркер рождает таких причудливых монстров, что остается только руками развести.

Однако ужаснуться по настоящему чему-то настолько вычурному и невероятносму — очень трудно. Во всяком случае, у меня не получается :) В результате рассказ напоминает безумно красивую, но совершенно нефункциональную вещь. Мастерство ее автора несомненно, но ускользает цель, ради которой это мастерство применяется.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2011 г.

Очень необычная вещь. Образ города-великана (или каких-то приблизительных аналогов) мне ранее не встречался.

Даже не знаю, как до такого можно додуматься.

Впечатление подпортила парочка мерзких героев, но полет фантазии автора многое искупает

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2011 г.

Если какая-либо вещь цепляет меня, я закрываю глаза и «смотрю» прочитанное, как видео. Это — зацепило. И знаете, ТАКОЕ в моей голове ещё не ходило! :eek: Оригинальный, завораживающий, восхитительно шизофренический рассказ. ps. Тем, кто критикует его, достаточно было сказать «не зацепило». А придраться можно к любому тексту.

mutari, у разных людей разные ответы на этот вопрос. :smile: Для реальных пацанов быть геем не по-пацански (против зоновских понятий), для верующих — не по-божественному плану (бог создал мужчину и женщину для того, чтобы они плодились и размножались и тд), для мужиков, гордящихся своей мужественностью — это не по-мужски, против кодекса мужиков. Ну и не стоит забывать, что русские люди жили в стране, в которой родившийся гомосексуалистом рождался преступником. Сразу можно было нести в суд из роддома. :lol:

Я люблю Баркера, потому что он классно пишет. А тем, кто любит отвратительное, как бы необязательно что-либо читать. Даже ходить далеко не надо. :smile:

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2011 г.

Можно вопрос. Почему всех так бесит тема голубых? Причем в такой степени, что отражается на оценках произведения. Это кажется вам слишком неестественным? А все остальное, что вам нравится в рассказах Баркера, значит, для вас естественно?

Вы же именно за это его и любите. Он пишет всякие отвратительные вещи.

По поводу рассказа. Я ожидал большего. После всех этих ваших отзывов. Ожидал, что это будет действительно исключительный психодел. На самом деле, так себе. Есть несколько сильных цепляющих образов, типа, горы трупов и всего, что связано с пребыванием на ней ГГ-ев. Увы, практически нет саспенса. А, как известно, абсурд усиливает ужас, так что, правильно соединив эти вещи и помедлив с раскрытием карт, Баркер смог бы добиться большего эффекта. Что касается метафорического смысла произведения, образ великанов — самодостаточный и, имхо, не нуждается в пошлых социалистических истолкованиях. Это сюр, прекрасный вне какого-либо рационального объяснения.

Что еще? Несмотря на то, что Баркер художник, краснотой слога он не одарен.

Оценивать не буду.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2011 г.

Разумеется, создание гигантов из человеческих тел технически невозможно, но ведь не в этом соль рассказа; это явно метафорические образы, смысл которых можно найти различный: тут и доминирование желаний толпы над желанием индивида («все их хрупкие личные чувства были сокрушены могучим потоком общей воли»), и наплевательское отношение к отдельным смертям в контексте города, и саморазрушение всей этой системы при плохой «организации». Баркером показана безысходность такого подхода.

Ну и, конечно, сама картина городов-великанов запоминается надолго.

Несомненно, писателя можно упрекнуть в некоторой манерности и чересчур сюрреалистичных образах, но такой уж его подход, и именно за это мы его любим. Еще один замечательный рассказ.

Оценка: 9
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2010 г.

Да, очень сильный рассказ! Оригинальная задумка, ранее ни где не использовавшаеся. Как автору могло предти такое в голову остается загадкой, может превиделось в каком нибудь бредовом сне? Ну как бы то не было, написанное вызывает яркие имоции, а это главное. Единственное что огорчает — это наличее голубых в этом рассказе. Противно знаете ли

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх