FantLab ru

Вадим Панов «Последний адмирал Заграты»

Последний адмирал Заграты

Роман, год; цикл «Герметикон»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 90

 Рейтинг
Средняя оценка:7.97
Голосов:1425
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Однажды на Заграту, одну из рядовых планет Герметикона, прибывает цеппель «Пытливый амуш» с экипажем из самых разнообразных людей, найденных по всей вселенной. Собрал из всех и объединил в одну команду Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тур — адиген, дар и бамбадао.

А на спокойной, провинциальной планете события катятся, как снежный ком — война, революция, погромы и грабежи. Там опасно для наследников престола и простых алхимиков, в чем и предстоит убедиться Андреасу О. Мерсе.

Но все это — совсем не повод для мессера Помпилио не достигнуть поставленной цели, ибо он — адиген, а значит, мир неважен...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 349

Активный словарный запас: средний (2914 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Серебряная стрела, 2011 // Лучший фантастический мир

лауреат
Басткон, 2012 // Премия «Чаша Бастиона». 3 место

лауреат
Басткон, 2012 // Премия имени Афанасия Никитина (за яркие достижения в области авантюрно-приключенческой фантастики)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Научная фантастика года

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2011 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Последний адмирал Заграты
2011 г.

Аудиокниги:

Герметикон. Последний адмирал Заграты
2013 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  36  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2012 г.

«Последний адмиралЪ»

Мы в России любим жаловаться, что в западных произведениях-де многовато пропаганды свободы, демократии, бунтарства и независимости. Критиковали за это и «Аватар», и «Звёздные войны», и многое другое. Добро пожаловать в противоположную крайность: «Последний адмирал Заграты» способен закормить монархической, имперской и верноподданической идеологией до такой же степени.

Царь-батюшка добр и мудр, и не надо раскачивать лодку. Любые, абсолютно любые поползновения на его власть — происки западных... то есть, пардон, инопланетных жидомасонов. Дворяне-адигены — мудры и благородны, всегда держат слово, достойны восхищения, и если им с рождения даны богатства и привелегии, — значит, так и надо. Простой народ — быдло и смерды, которых легко облапошить и которые горазды лишь грабить и насиловать. Оппозиция, социалисты-трудовики — продажные и трусливые сволочи, карикатурные мерзавцы, провоцирующие «кровавые воскресенья» на деньги заграничной разведки.

Нарочитость скорее отталкивает, чем может убедить. Цитаты из российской истории, неприкрытые намёки на Николая II, коммунистов, декабристов, с явно расставленными указателями, кто здесь патриот и человек чести, а кто масон в опломбированном вагоне, убедительности не придают. Особенно тому, кто помнит, как было на самом деле. Книга, даже при её достоинствах, становится неестественной и неприятной.

Кстати, о достоинствах. Главный ходячий и говорящий плюс книги зовётся Нестор дер Фурнье. Этот персонаж назначен на роль «неоднозначной третьей стороны», и справляется с ней блестяще. Он враг доброго Царя-Тряпки Генриха, но враг, в отличие от мерзких жидов-галанитов, благородный, талантливый полководец и патриот, который лишь «связался с дурной компанией». Очень похоже, что во второй части из него сделают загратийского Колчака. В первой же, он демонстрирует Генриху мастер-класс ведения войны, засад и диверсий. Репутацию Нестора-полководца портит, впрочем, тот факт, что он по-читерски вынимает из рукава любые войска и любую технику, которые ему подбрасывает гадкая и противная галанитская Компания. Именно за борьбой благородного лопуха Генриха и лихого вояки Нестора интереснее всего наблюдать, именно она выглядит центральной темой книги.

И именно от неё отвлекают бесконечные обеды, беседы и воспоминания главного номинально положительного героя — Помпилио дер Даген Тур. Этот кадр первую половину книги не делает вообще ничего — он предаётся светским вечерам и дамским обьятьям. Во второй половине книги он участвует в экшн-сценах, в которых, обладая сверхспособностями непобедимого бойца, с лёгкостью перемалывает на мясо толпы трусливых ничтожеств. Он высокомерен и ведёт себя как типичный зажравшийся барин из тех, что брезгуют даже говорить с чернью. Но при этом Помпилио почему-то пользуется безоговорочным одобрением и восхищением автора и всех второстепенных персонажей. Не помогло. Восхищать нужно было читателя, а ему — мне — не очень-то хочется сопереживать знатному убийце. Умом он не блещет, остроумием тоже, а его храбрость кажется следствием неубиваемости и невероятной физической «крутизны»: ему, идеальному сверхбойцу, не приходится преодолевать страх.

Помимо Помпилио, Генриха и Нестора, в книге неожиданно много второ- и третьестепенных персонажей-рассказчиков. Некоторые из них выписаны довольно бодро (например, забавный алхимик с раздвоением личности), и хотя в начале книга кажется набором никак не связанных историй, в конце автор более-менее сводит всех. Проблема в том, что практически все персонажи, проявлявшие признаки положительности, в финале, вопреки всему, оказываются на Стороне Добра — то есть Помпилио и святого царского семейства.

Немного о мире. Мир Герметикона разбросан по многочисленным планетам, перемещение между которыми напоминает магическое действо, а корабли («цеппели») — спеллджаммеры из D&D. Из-за этого книга оставляет странное ощущение космической оперы или фэнтези, помещённой в более модные, «винтажные» декорации стимпанка. Ведь описанные технологии, хоть и поданы как научные, очень сильно отдают необъяснимой магией. А с другой стороны, цеппели легко заменяются на обычные космические корабли без малейших потерь для сюжета. Тем не менее, по формальным признакам — да, это стимпанк, хотя и в большей степени антуражный.

Нельзя не отметить, что отлично показана война с применением техники начала XX века. Приятно, что Панов ограничил свои военные аппетиты, и его «армии» миниатюрны — нет помпезных столкновений целых армад, есть тактическая борьба, где важна каждая единица. Это ещё одна причина, по которой лучшими главами «Адмиралъа» я считаю описание борьбы Нестора с Генрихом: они не только менее идеологизированы, но и просто наиболее увлекательны.

Итог... неоднозначен. Книга получилась увлекательной, неглупой... и не очень приятной. Я морщился каждый раз натыкаясь на откровенно пропагандистских, картонных злодеев, которые мутят народ-богоносец Матушки-Заграты против помазанника божия. Морщился, когда автор подчёркивал, что у загратийцев на самом-то деле нет никаких проблем, бунтуют они исключительно с жиру. Особенно морщился на заверения, что адигены (каста дворян, которые относятся к остальным людям как ко второму сорту) — это честнейшие и прекраснейшие люди; что им, светлым эльфам, надо отдать всю власть и землю, а быдло должно быть им за всё благодарно. Так не бывает. Так бывает только в имперской пропаганде.

Я бы предпочёл прочесть стимпанк о полуреальной Российской Империи — той самой, акунинской, где все «судари», «барышни» и «благородия», «поручики» и «корнеты», и нет толстых намёков на «вашингтонский обком». У нашего реального прошлого мощное очарование. А вот книгу о мире эдакого Spelljammer, где у людей немецкие и югославские фамилии, птичьи эльфийские титулы типа «адир», и где либеральные масоны устраивают «оранжевую революцию» против доброго царя, чтобы завладеть его нефтью, читать было не очень приятно. В отличие от Олли-Энди Мерсы, я не хочу «с гордостью называть себя подданным» и с подобострастным уважением провожать глазами усатого адигена, несущегося по встречке с мигалкой. Может, западные проповедники свободы и бунтарства и перегибают палку, но отвечать им тем же — не лучший способ победить.

Впрочем, если у вас, в отличие от меня, нет аллергии на французскую булку и козни Госдепа, обратите внимание на эту книгу. Это одна из самых серьёзных попыток создать «космический стимпанк» в нашей фантастике. Интриги и схватки, а также Мораль, тут тоже на месте.

Оценка: 7
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2011 г.

В английском языке есть полезнейшее выражение guilty pleasure, у которого, к сожалению, не существует русского аналога. Если вместо перевода пытаться объяснять отягощенный полутонами смысл, то выйдет что-то вроде удовольствия, на которое каждый имеет право, потому что pleasure, но с лёгким оно оттенком стыдливой неловкости, потому что guilty и потому что как будто бы не пристало от подобного радоваться. Любовь к книгам Вадима Панова у меня обычно проходит по статье таких вот удовольствий, а потому я, пожалуй, не буду сочинять отзыв на «… адмирала», а вместо этого просто буду говорить спасибо автору. Преимущественно за два момента (то, что он в принципе существует на свете и время от времени пишет для нас книжки – не в счёт)):

- когда давно знакомый и любимый автор берётся осваивать новое пространство, всегда чувствуешь интерес, в который замешано изрядно тревоги. Мол, а не напрасно ли мы покидаем старые, добротные, хорошо проверенные места? А будет ли нам уютно и комфортно в новом мире, не разочарует ли? Так вот, первое моё спасибо — за новый мир Герметикона, он прекрасен. Он не просто с азартом и выдумкой сконструирован, он ещё и сделан таким, что в нём может происходить и гармонично в него вписывается абсолютно всё, что угодно душеньке романтика любого пола и возраста – и межпланетные полёты на «алхимических» дирижаблях», и революции в отдельно взятом государстве, и «вестерноподобные» засады с перестрелками при участии брутальных наёмников-альбиносов (непременно в шляпе, ну а как же без шляпы-то?)). Мир населён чрезвычайно обаятельными героями, «разрисован» многочисленными стимпанковскими штучками, и он ровно до той степени по-хорошему мультяшен и опереточен, что дивно развлекает, а пресловутые комиксы и иллюстрации ему на редкость к лицу. В этот мир хочется вернуться, про него хочется дальше узнавать, а рассказ с подробностями о том, как же так вышло с едиными в одном лице Энди/Олли, Вадим, как мне кажется, нам уж точно задолжал ;)

- когда тебе семь лет и ты впервые в жизни читаешь какой-нибудь «Таинственный остров», испытываешь эмоции, о которых сложно внятно рассказать и которые, разумеется, невозможно потом испытать заново. Никогда. Моё второе спасибо — не за повтор тех эмоций, ни в коем случае, это невозможно. Оно за то, что несколько раз во время чтения романа я ловила себя на воспоминаниях про почти забытое… о том, что мне когда-то таки было семь лет, была поздняя весна и цвела какая-то безумная сирень, я сидела на даче на деревянных ступеньках крыльца и читала «Таинственный остров»…)

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2011 г.

На первый взгляд, перед нами стимпанк в самом лучшем виде — небеса над головой бороздят дирижабли-цеппели, по улицам ездят паротяги, а в список последних достижений науки и техники входят двигатели внутреннего сгорания, танки и аэропланы. Однако при более тесном знакомстве становится ясно, что определить «Адмирала» к одному конкретному направлению невозможно, поскольку Вадим Панов смешал в один коктейль составляющие из совершенно разных жанров. Дирижабли бороздят не только небеса отдельных планет, но и Пустоту между ними, а в экипаж каждого цеппеля в обязательном порядке входят алхимик и астролог. По улицам бродят мастера обращения с огнестрельным оружием бамбадао, а на кухнях и в курилках Заграты уже начинаются шепотки о смене строя, революциях и власти народа. При чтении «Адмирала» возникают ассоциации с приключенческими романами Жюля Верна и Луи Буссенара, вестернами с Клинтом Иствудом и фильмами об Индиане Джонсе, «Звездными войнами» и японскими самураями, историей прошлого столетия и Константином Хабенским в роли другого харизматичного адмирала.

Привлекательному миру нужны симпатичные герои, и «Последний адмирал Заграты» может похвастаться подобными персонажами. Других там, собственно и нет, поскольку каждое действующее лицо, будь то наемник Феликс Вебер, алхимик А.О.Мерса, цеповод Базза Дорофеев, астролог Галилей Квадрига или слуга Теодор Валентин, способно похвастаться набором индивидуальных черт и личностным обаянием. Но никто не способен сравниться по воздействию на публику с главным героем романа, адигеном из рода даров Помпилио Чезаре Фаху дер Даген Туром.

При первой встрече Помпилио производит отталкивающее впечатление — надменный, гордый, брезгливый, самоуверенный аристократ, привыкший к роскоши и почитанию и презрительно относящийся к большинству встреченных им людей. Однако вскоре выясняется, что все не так просто, и толстенький, лысый и чванливый аристократ оказывается надежным другом, заботливым хозяином, межзвездным путешественником, бесстрашным воином и, самое интересное, бамбадао — бамбальери, достигшим высшей степени посвящения в Хоэкунс. При этом Помпилио остается гордым и надменным аристократом, но он никогда не отступится от своих принципов, не предаст своих людей, и поэтому вся команда верой и правдой служит своему мессеру и не замечает его недостатков. Сочувствия и симпатии читателей Помпилио, быть может и не вызовет, но вот интерес к его похождениям точно появится.

Повествование ведется поочередно с точки зрения практически всех присутствующих в книге персонажей. Причем Вадим иногда меняет героев прямо посередине эпизода, что позволяет читателям лучше прочувствовать ситуацию и оценить ее глазами разных действующих лиц. Действия же в романе хватает. На Заграте вспыхивает гражданская война, и как будто ее одной мало, она сопровождается экономическим кризисом и народными волнениями в столице. Помпилио прибывает в столицу королевства и принимает деятельное участие в развивающихся действиях, однако даже его вмешательства может не хватить для исправления ситуации.

Собственно, вся сюжетная линия, связанная с гражданским мятежом и восстанием на Заграте, выглядит самым слабым и ненужным местом в книге. Ассоциации с российской историей начала XX века возникают практически сразу и не исчезают до самого конца. При этом авторская позиция обозначена совершенно четко и однобоко: пусть правители королевства и допустили ряд серьезных ошибок и глупостей, но они хотя бы благородные, а стоящих за народными волнениями лидеров Трудовой партии иначе как мерзавцами и подлецами назвать нельзя.

Но если оставить линию с восстанием в стороне, то все остальное выполнено на высоте. Панов постоянно добавляет в повествование новые составляющие, вводит свежих персонажей, проводит экскурсы в историю мира. Вадим расставляет в тексте множество сюрпризов для внимательных читателей и регулярно добавляет к портретам вроде бы уже известных персонажей новые штрихи, в свете которых их прежние поступки выглядят совсем по-другому.

Резюме: «Последний адмирал Заграты» уже сейчас по праву может претендовать на звание самого необычного и стильного романа 2011 года. Даже оставив в стороне симпатичное оформление и иллюстративный материал, книга способна похвастаться яркими персонажами, интересным миром и насыщенным действием сюжетом. В жанровом плане «Адмирал» — это настоящий коктейль из различных жанров, но в этом-то и кроется львиная доля привлекательности книги.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2011 г.

Двойственное впечатление. С одной стороны, есть интересная вселенная, судя по всему, изначально тщательно продуманная и проработанная. Есть редкое для наших палестин сочетание стимпанкового антуража, космической оперы, вестерна... Есть интересные персонажи, есть интрига, причем изначально туго закрученная, есть действие.... Казалось бы, все слагаемые, все ингридиенты для бомбы, способной взорвать читателя:smile:, но... Взрыва не происходит. Это конечно, чисто личное впечатление, имхо и не более, но кажется, что автор слегка промахнулся, слишком увлекшись расстановкой «реперных точек», которые должны будут выстреливать в следующих романах цикла. Слишком, много на мой взгляд, этих точек для первой книги цикла. Они неминуемо давят на саму историю, рассказываемую в первом романе. Это, кстати, нередкое явление для циклов. Хочется надеяться, что следующие книги будут больше посвящены непосредственно истории Помпилио и его соратников и врагов. А так.., весьма интригующе, интересно, занимательно... Первой книге поставил 7 баллов с надеждой на выставление более высокой оценки следующим книгам цикла. Все предпосылки для этого есть, остается дождаться этих книг.:wink:

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2012 г.

Автор, как тот бармен, которому сказали: «Удиви меня!». Вот он и пытается удивить: здесь тебе и обязательная основа, и секретный новомодный ингредиент, и даже вишенку сверху положим! Ты берешь в руки сей продукт и восхищаешься. Ммм! Какой насыщенный цвет! Какое богатство вкусов! Начинаешь пробовать и через пару глотков еле сдерживаешь обидное «ну и гадость эта ваша…». НО уплОчено всё-таки… Вот и пьешь его дальше и сдерживаешься, пьешь и сдерживаешься… А ближе к середине тебя «забирает» градус, и ты уже несешься во весь опор по буеракам и кочкам. Эх, удалые! Эх, залётные! Давай еще! И автор даст – опьянять читателя сумасшедшей динамикой Панов всегда умел. Нет в его романах глубинной философии. Нет посыла и смысла. И слава Богу! Ведь парой так хочется расслабиться, отключить мозг и съесть за ночь пару сотен страниц бумажных…

Не читайте этот роман, если вы ожидаете стимпанка. От стимпанка в нём разве что пара цеппелей да паротягов. Зато есть мутанты (куда сейчас без них?), есть межзвездные переходы (дань классики или чтобы наверняка?), есть революция и заносчивая знать (дух времени?). Есть вестерн, но не хватает Клинта или на крайний случай Смита – ведь с одной стороны «Дикий, дикий...», а с другой «Адмирал». Ах да, есть еще и Нео, но он скорее недоНео: вроде бы и Избранный, но нет Пути – он просто Пришел и просто Спас. Хотя, сдается мне, ждет нас впереди подробный приквел в лучших традициях звёздноаллейного. В нём мы точно узнаем, как из чада орущего и гадящего рождается Сверхчеловек. Поправка: Лысый Сверхчеловек.

В общем, хороший роман, добротный такой, продуманный… и предельно коммерческий.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июня 2011 г.

Возьмем запах кофе с корицей, добавим немного крови. Совсем немного – для виду. Где-то там, рядом, но не на глазах, ее гораздо больше, и на ней скользят подошвы, и падают люди. Но тут – чуть-чуть. Острый запах порохового дыма и горький запах пожарищ. Затхлый привкус предательства. Щедро плеснуть стимпанка. Теперь золото! Много золота! Аккуратно поднимем температуру окружающей среды, растворяя философский камень в королевском уксусе. Отполируем до блеска агрегат из звездного металла, позволяющий астрологу вести цеппели сквозь Пустоту. Демонов Пустоты добавим, которые пьют кровь и сушат мозг цепарей. Алхимию, как основу естественных наук. Страшных спарки, так похожих на гигантских мутантов из компьютерных игр. Воров и аристократов, помнящих о чести и законе. И аристократов, о чести и законе забывших.

Да, примерно так.

Получится «Последний адмирал Заграты», действия которого происходят в новом мире, придуманном Вадимом Пановым.

Очень «аккуратная» книга. Такое ощущение, что автор писал ее не один год, вычитывая и вычищая, вычищая и вычитывая. По крупинке, по кирпичику создавая мир, который теперь становится узнаваемым. Мир, в котором Вселенную зовут Герметиконом.

Вот только показалось мне, что Помпилио примерял в своей каюте белый мундир, ехал к тетушке уже в черном, а из коляски выскакивал снова весь в белом. Но это так, мелкая придирка. В целом же понравилось. Говорят, есть уже очередная книга из мира Герметикона? Надо поискать.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2011 г.

Увы, остался очень разочарован сим произведением.

Написано плоско и незамысловато. Язык — бедный, мир — технически безграмотный (и это при том, что тов. Панов, вроде как, закончил МАИ ?!), персонажи — либо карикатурно пафосны либо не менее карикатурно истеричны.

Сильно раздражает навязывание автором своих социально-политических взглядов. Вроде ничего нового (народ — быдло, жиды — мразь, социализм/коммунизм — говно), но навязывается это предельно грубо и топорно.

Какие-либо оригинальные идеи/мысли в произведении отсутствуют. Всё, как минимум, вторично.

В общем, откровенно графоманское произведение.

Увы.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2011 г.

Впечатления от новой книги Панова весьма неоднозначные.

С технической стороны мир стимпанка, созданный им — великолепен. Пути развития науки и техники прописаны предельно логично и детально. Никаких зарослей развесистой клюквы. Мир живой, динамичный и — развивающийся, стоящий на пороге перемен. Оценка — великолепно!

Мир создан на уровне одного из лучших произведений отцов-основателей Гибсона и Стерлинга — «Машина различий». Причем в отличие от «Машины» сюжет гораздо более динамичен, что кагбэ плюс...

Гм... кагбэ... Если декорации изумительны, то вот сюжет оставил весьма двойственное впечатление. Главный герой Помпилио — высокомерный рафинированный мерзавец и профессиональный убийца. Люди для которого — мусор, пыль под ногами и что-то вроде личного имущества. За исключением, разумеется, тех, чьи давние-давние предки когда-то забрались на бугор, назвали сами себя адигенами, а всех остальных — рабами, сервами, унтерменшами, недочеловеками... нужное подчеркнуть.

Типичное отношение всей этой «благородной» сволочи к людям, беспечивающим им комфортное существование:

"– Сегодня я отпустила слуг.

– Даже горничную?

– Никогда не забуду, как ты пытался соблазнить одну из них.

– Гм… а разве это считается?»

Мир Герметикона начинет меняться под давлением научно-технического прогресса, и, как и в реальной истории, народные массы начали осознавать, что вся эта паразитическая прослойка «правителей» — монархов, самозванных адигенов, избираемых ими Даров (Дар — типа правитель) в общем-то никакой практической ценности не несет. В мире Заграты назревает революция. В точности по Ленину — верхи не могут, а низы не хотят. Плюс междусобная война, обостряющая нужду и бедствия народных масс. Войну кстати развязал один из адигенов который решил-таки дорваться до верховной власти. Этакая помесь Наполеона и эсэсмана. Ну и сторонняя сила, желающая половить рыбку в мутной воде революции.

Не буду пересказывать сюжет. В нем присутсвует местный царек, тупой и безграмотный типа Николашки Кровавого, обожаемое им семейство, разумеется принцы и принцессы в комплекте. Все из себя белые и пушистые. Как обычно золотопогонники благородно пытаются спасать царственнорожденных ублюдков, походя расстреливая народ из крупнокалиберных орудий и пулеметов... В общем воплощенная мечта Новодворской и Михалкова. Чтобы читатель не страдал излишним человеколюбием, ему сообщается, что это никакой не народ, а толпа, бандиты, грабители и так далее. Все по лекалам и методичкам нынешней инерпретации истории.

При всем при этом наличествует недурный слог, крепко закрученный сюжет и неплохое владение писательским стилем.

Оценку ставить затрудняюсь. По исполнению — хорошо, создание мира — отлично, содержание... гм... специфическое.

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2011 г.

Если эта книга – самостоятельное произведение, то полнейшая ерунда.

Но, судя по всему, это только начало цикла, то есть, интригующе оборванная первая часть.

Кстати, редкий случай, когда иллюстрации качественней текста.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Построена вычурно-картонная вселенная а ля паропанк, расставлены оловянные солдатики.

Появляется супермен с командой. Бах! Супермен внезапно героически убился. Все рыдают и ждут продолжения.

– Товарищ Дзержинский, прыгайте!... Разбился. А говорили: «Железный Феликс«!

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 марта 2012 г.

Прочитал наконец Последнего адмирала. Мысли в голове рождаются косяками, а сформулировать достаточно сложно. Отзыв, как всегда у меня, будет крайне субъективен. Прежде всего никакой это не стимпанк, а вестерн на дирижаблях, что впрочем не так и плохо. На мой взгляд по сравнению с анклавами это шаг вперед, по сравнению с ТГ шаг назад и налево. Уважаемый автор постарался добавить драматизма, как мне показалось, но добавил лишь мелодраматизм, что впрочем тоже не мешает особо. Персонажи немного более выпуклые, по сравнению с анклавами по крайней мере, хотя все равно достаточно статичны. Да и как может быть в книге написанной автором? Его фирменный стиль — 500 сюжетных линий — при котором не удаётся естесственно сделать по настоящему живым ни одного героя. Ведь на долю каждого приходится удручающе мало текста и по десятку-другому диалогов. Чего само собой никогда не хватит для раскрытия характера.

Я честно говоря (и это уж совсем субъективное мнение) очень не люблю книги с таким вот размножением параллельных сюжетных линий. Как мне кажется так делают те литераторы, кто не в состоянии создать цельное произведение описывая лишь одного героя или группу таковых. И соответственно распыляются на тучу дополнительных персонажей, каждый их которых не доделан и не додуман. Но, повторюсь, наверное это больше дело вкуса.

Сюжет в книге развивается достаточно неторопливо и лишь к середине наконец понимаешь кто же из героев главный, а кто второстепенный. Динамизм проявляется тогда же, а с ним приходит и читательский интерес. Причем в моём случае это выражается в желании следить лишь за главными персонажами и в диагональном прочитывании страниц, где действие переходит к второстепенным. Что никак не сказыватся на впечатлении, даже скорее наоборот — количество прочитанных букв сокращается, но произведение начинает нравиться.

Плюсы и минусы перечислять не буду, и без меня многое уже тут написано. Пожалуй отзыв скорее для тех, кто предпочитает как и я одного героя, одну сюжетную линию, зато более проработанные. Что в итоге? Да ничего особенного, просмотрев продолжение и увидев, что действующие лица в ней совершенно другие, интерес к серии пропал окончательно. Для меня цикл «Герметикон» так навсегда наверное и останется циклом из одной книги, как и анклавы. Так же как и закочился ТГ когда автор убрал оттуда наёмников.

Вывод: исключительно для бесплатного чтения, покупки на бумаге произведение не достойно. Но с другой стороны не так и плохо, определенная свежесть присутствует. Всем спасибо за внимание.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2011 г.

Познакомиться с циклом Вадима Панова мне помог один счастливый случай. Вообще я приверженец старой доброй классической фантастики, поэтому обычно далёк от новинок современных авторов, не потому что не нравится, а скорее потому, что хочу объять сначала корень всего. О «Герметиконе» много слышал в интернете, читал отзывы, но всё шло как-то мимо. Но тот случай, о котором я вначале обмолвился, прямо втащил меня в цикл, который только-только начался. Начал читать «Последнего адмирала Заграты».

Первое, что бросается в глаза и поражает — гибрид жанров. Писатель отлично комбинирует казалось бы несовместимое. Стимпанк очень популярен сегодня, хотя хороших произведений в этом жанре написано не так уж много. Панов добавляет сюда немножко космооперы (читая книгу, невольно вспоминаешь о «Звёздных войнах» Лукаса), что идёт только на пользу миру. Плюс хорошая горсть вестерна, что тоже, знаете ли, не повредило, сразу в голову приходят японские самураи. Вообще, автор создал очень обширный мир, расставив некие ключевые клубки, которые при разматывании могут дать много других чудных произведений.

Хотелось бы отметить стиль автора, который мне действительно понравился. Панов писать умеет, и это не простые слова. Он может писать по-разному, но всегда качественно. Понравилось то, как автор перемещается в пределах одной главы, прямо молниеносно, и сразу к делу. И читается роман так же легко, не думалось сначала, что пятьсот страниц смогу прочитать так быстро и легко.

Что касается сюжета романа, то это закрученный экшен с множеством интриг. Интриги прямо таки планетарного масштаба, хотя Заграта больше похожа на небольшое государство, чем на полноценную планету. Мы рассматриваем королевство в переломный момент — на пороге больших перемен. Революция в столице и бунт на юге служат эпическим фоном для проверки героев. Кстати, о героях. Их много и все они разные. Нет одинаковых или просто похожих, все харизматичные и в какой-то мере странные. Но больше всего поразил главный герой. Адиген Пампилио изначально производит крайне отталкивающее впечатление, не такой он, каким привыкли мы видеть главных героев. Хотя ближе к концу это чувство немножко стирается, всё же чувствуется какой-то осадок.

В целом получился довольно бодрый старт цикла, который, я надеюсь, получит достойное продолжение.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2011 г.

С любопытством приступил к чтению нового цикла Панова, так как два предыдущих понравились. И вот прочитал . Что могу сказать? Несколько разочарован. Под яркой и красивой обёрткой оказалась соевая шоколадка. Впечатления свежие, несколько сумбурные, пробую изложить «по горячим следам», так что не обессудьте.

Некоторые персонажи неуловимо напоминают персонажей предыдущих циклов (особенно один из основных действующих лиц – Помпилио).

Описание подготовки Трудовой партией народных волнений тоже сплошное дежа вю (особливо вспоминаются «Анклавы») – вообще провокаторов, рядящихся в «борцов за народное дело» Панов сильно не любит (а спесивых аристократов-мизантропов — наоборот:wink:), но описывает их как-то одинаково.

Были и неуловимые, но лично мне неприятные дежа вю – с «Пикником» (в той части, где говорилось о Знаках, даже названия типа «Сучьего всполоха» как-то моментально напомнили, а также слегка расхлябанная повествовательная манера в той части, где описывается работа наемников), а еще с кое-какими фэнтези-вещами Олди.

Явная, неприкрытая сериальность – 500-страничный роман не столько рассказал историю (хотя она, безусловно, есть), сколько наметил место действия, вселенную и, возможно, действующих лиц (с этим будет ясно, когда увидим вторую часть).

А еще не отпускало чувство, что книгу написал подросток, насмотревшийся блокбастеров

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(сравните сцену гибели Помпилио и окончание боя Гэндальфа с Балрогом) – вообще гибнущий враг, в последнюю секунду «прихватывающий» с собой героически спасшего всех женщин, детей, стариков и животных брутального, но симпатичного героя
– настолько засаленный Голливудом штамп, что даже неудобно про это говорить), усиленное комиксоидными вставками (чтобы детишки не заскучали тупо буковки складывать), периодически превращающими книгу в «Мурзилку» для среднего и старшего школьного возраста.

В общем, неплохо, но для Панова – слабовато. Не ожидал. Будем посмотреть, что нам предложат дальше. Мир получился симпатичный, а Заграта – так себе. Как было сказано выше в одном из отзывов она тянет в лучшем случае на не очень большую страну, но уж никак не на ПЛАНЕТУ.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2011 г.

Самый простой оценочный критерий — понравилось/не понравилось. Здесь у каждого свой король. Но с этой книгой чувства раздвоились.

Во-первых, большое спасибо автору за тщательнейшую проработку вселенной. Работа проведена колоссальная. Практически на все миро-творческие вопросы рано или поздно дается четкий, логичный и исключительно естественный (для представленного мира) ответ. Придраться практически не к чему. Авторская вселенная получилась очень даже жизнеспособной, ее базисам хочется верить.

Во-вторых, социально-политическая структура общества (или обществ) тоже нареканий не вызывает. Явных противоречий не обнаружено, мелкие логические шероховатости (точнее говоря — недосказанности) только добавляют книге натурализма.

В-третьих, герои получились хороши. Не симпатичны/приятны/умильны, а именно хороши. В том смысле, что однобоких праведников и злодеев практически не встречалось, автор умело избежал разграничения на черное-белое. Особенно порадовала беседа Помпилио с Нестором, перевернувшая многие ранее предложенные штампы. Также грех не упомянуть команду «Амуша» — редкое сборище ярких индивидуальностей. В противовес им революционеры оказались шаблонны и плоски. Попытки разбавить их характеры идейностью или голубизной, имхо, к улучшению не привели.

В-четвертых, спасибо за иллюстрации. Не комиксы, а те два листа цветных картинок, которые реально понравились.

Удивительно другое. После прочтения книги вдруг создалось впечатление, что самые сильные ее стороны здорово ей насолили. Тщательно прописанная вселенная не оставила места для нормального сюжета. Все «приключалова», изложенные в книге, могут спокойно уместиться страниц на сорок, если слить с них воду и убрать описательную часть. Да и особой оригинальностью сюжет не блещет. И это странно. Странно, пока не понимаешь — это не роман, это лишь первый кусочек длинного-длинного цикла. И тогда все становится на свои места. Действительно, «во первЫх строках письма» вежливые дети долго рассказывают о погоде и лишь к середине честно требуют: «Мама, перешли денег и колбасы!» Так и у автора. Купили книжку — познакомились с Загратой. Купите следующую — Каату увидите. И т.д. А планет в этой вселенной, как я понял, очень много...

Со всем уважением, не могу отнести этот роман к лучшим произведениям автора. И даже тщательная работа лобзиком не скрыла тот факт, что баланс книги нарушен, глобальной идеи нет, а предложенные технические решения очень напоминают конструктор.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2013 г.

Рискую вызвать гнев поклонников книги, но тем не менее. Лично мне роман не понравился. Примерно на протяжении первой его трети не происходит вообще ничего. Непонятно даже кто главный герой. Видимо, это затянувшееся предисловие призвано познакомить читателя с реалиями мира и расстановкой сил в нем, но на деле оно выливается в довольно нудное и бедное событиями повествование. На мой взгляд, в том же Тайном Городе, где с первых же страниц первой книги читатель безо всякой подготовки погружается сразу в атмосферу «тайной жизни», знакомство с миром проходило куда как интереснее. Впрочем, это сугубое ИМХО, т.к. я являюсь убежденным противником каких-либо вступлений и считаю, что даже самый необычный мир должен с первых страниц описываться так как будто читатель прожил там всю жизнь.

Разочаровали герои. Несмотря на обилие персонажей (а может как раз и из-за него) все они получились несколько смазными и незапоминающимися. Не помогло даже пришивание героям ярких черт, таких как раздвоение личности. Главный герой — Помпилио просто-таки неприятен своим высокомерием и наплевательским отношением к окружающим.

Категорически не понравилась попытка автора намекать на октябрьскую революцию. Выглядит наивно, а хруст французской булки слышен даже из-под закрытой обложки.

Большое количество героев и сюжетных линий вкупе с затянувшейся вступительной частью привели к тому, что повествование из слишком неспешного в начале становится чересчур быстрым в середине и конце. Уследить за всеми перипетиями становится сложновато и сюжет теряет внятность.

Тем не менее, нельзя не отметить ряд существенных плюсов. Панов, несомненно, является высококлассным автором и созданный им мир проработан на пять с плюсом. Вселенная «Заграты» велика и богата «визитными карточками» среди которых есть как и классика стимпанка — дирижабли, пар, викторианский антураж, так и необычные вещи — те же бамбальеро. Я уж не говорю о множестве мелких деталей, любовно расставленных автором здесь и там, которые сами по себе, может, и незаметны, но делают мир ярче и богаче.

Одним словом, мир Пановым создан прекрасный. Но вот история из жизни этого мира получилась, на мой вкус, не очень.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2017 г.

Пролистал из мазохистского интереса, дабы узнать, все ли тут также плохо, как и в «Потаенной деревне». Да, почти все.

Вдоволь поиздевавшись над красными шапками и вампирами, автор видимо решил создать что-то свое. Ну как свое. Поиздеваться над чем-то другим. Позаимствовал концепцию «фентезийные дирижабли в космосе» из старенького Spelljammer (слав тебе Господи, до гигантских космических хомяков дело не дошло), кое-что прихватил у стимпанковских Сынов Эфира из Mage the Ascension (не отпускает он никак трупик Мира Тьмы, не отпускает…), межзвездные перелеты вообще почти целиком изъял из Боевой Колотушки 40к, с опасностями варпа и астрономиконами. Добавил к этому свою любимую нелюбовь к стране дедушки Ленина, теперь помноженную на нелепые фантазиии о стране, которую мы потеряли (той, в которой были вальсы и французские булки, у процентов двух-трех населения), а на передний план выдвинул абсолютно непобедимого и неправдоподобного героя. Причем описал все это весьма простым и бедным языком. Разве что килограммов топорной обнаженки в кои-то веке не завезли.

Что в итоге? Книга всяко лучше ранних опусов автора, но лишь тем, что теперь он не передирает чужие идеи и названия совсем уж в лоб. Прогресс, чего уж там. Ну а в остальном это все то же примитивное чтиво, шитое белыми нитками из чужих лоскутов.

Оценка: 2


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх