FantLab ru

Стивен Кинг «Блейз»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Голосов:
753
Моя оценка:
-

подробнее

Блейз

Blaze

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 62
Аннотация:

Роман «Блейз» написан С. Кингом в 1973 г. и переработан в 2007 г. Ранее не публиковался.

История мелкого преступника, слабоумного Клайтона Блейсделла по прозвищу «Блейз», решившегося воплотить в жизнь давно задуманное «гениальное преступление»...

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)


В планах издательств:

Блейз
2018 г.

Издания:

Блейз
2008 г.
Блейз
2017 г.
Блейз
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Blaze
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2008 г.

Новый роман С. Кинга трудно назвать детективом в классическом понимании этого этого термина. Да, «Блейз» — это история преступника и преступления. Только вот сам преступник известен заранее — именно через призму восприятия Блейза, большого ребенка и мелкого жулика, строит свой роман С. Кинг, а финальную развязку задуманной Блейзом претсупной комбинации, вообщем-то, легко предугадать.

Своей атмосферой, явно выраженными авторскими симпатиями к главному герою, «Блейз» действительно напоминает старые добрые книги американского «нуара» 1930-1950- х гг.: прежде всего «Почтальон звонит дважды» и «Серенаду» Дж. Кейна, а также более поздние романы Дж. Элроя. Только в отличие от вышеупомянутых авторов, Кинг куда более мягок и лиричен, снисходителен по отношению к своему герою. Собственно, Клайтон Блейсделл, «Блейз», по большому счету никакой не преступник. Это наивный ребенок, маленький мальчик, заблудившийся в огромном, страшном, не знающим жалости и снисхождения к слабым, мире взрослых.

Вторым главным героем короткого кинговского романа является просто-таки античная Судьба, неумолимый Рок, преследующий Блейза с самого раннего детства и ведущий его к заранее предопределенному трагическому финалу...

Несмотря на подобную предопределенность, на твердую уверенность в то, что ничем хорошим для главного героя эта история завершиться не может, роман читается на одном дыхании, напряжение в сюжете не ослабевает вплоть до последних строчек, характеры абсолютно всех персонажей тщательно прописаны с присущим Кингу авторским мастерством.

Завершающие страницы романа, трагичные и светлые одновременно, заставляют вспомнить о финальных эпизодах «Мертвой зоны». Словом, С. Кинг подарил читателям своеобразное и увлекательное путешествие в собственное литературное прошлое.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2014 г.

«Блейз» — это маленький по объему роман с большой эмоциональной нагрузкой, психологической глубиной и сюжетной напряженностью. Разящая история о заблудшем умственно отсталом здоровяке с мягким характером и добрым сердцем.

Жизнь показала Блейзу зубы, и, более того, хорошенько покусала. Рано лишился матери, затем отец долго над ним издевался, пока не покалечил до такой степени, что мальчик чудом выкарабкался с того света, но последствия страшной травмы остались на всю жизнь. Он скитался по приютам. Его усыновляли и возвращали назад. Он сбегал из приюта и возвращался. Под конец он попал в колонию, а выйдя на свободу, познакомился с аферистами.

Долгие годы он полагал себя тупицей, принимая собственную глупость, как неприменимый элемент жизни, вроде своей вмятины на лбу. И, тем не менее, какая-то часть мозга продолжала функционировать глубоко внутри, под сильно поврежденным наружным слоем.

Блейз что-то понимал, что-то пытался понять, а затем в его жизни появился Джордж, который был самым искусным аферистом, которого, когда либо, приходилось видеть Блейзу. Более того, Джордж заботился о Блейзе. Вдвоем они слишком долго и не всегда слишком удачно промышляли мелкими темными делишками, пока Джорджу не пришла в голову гениальная идея – похитить младенца. Получив выкуп, он хотел обеспечить беззаботную жизнь до конца своих дней.

И вот, неожиданно, Джордж ушел, а Блейз по-прежнему глуп. Он попал в переплет, а выхода нет. Джордж мертв, но Блейз, страдающий потерей и провалами в памяти, не отпускает единственного друга – тот живет в его воображении. Блейз «проектирует» его в реальность и, вместе с призраком желает закончить это предприятие…

Удастся ли похитить Блейзу ребенка? Сможет ли он получить выкуп? Сможет ли расстаться с жертвой? А может убьет, и, как тогда долго он будет скрываться? Заблудшая душа… Гигант с добрым сердцем… Блейз…

Трепет и волнения переполняли меня до последней страницы.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2011 г.

Слабоумный великан Блейз трудится подручным у мелкого мошенника. Мошенник придумывает план века и немедленно напарывается на нож. Блейз, добряк, неумеха и почти аутист, погоревав и поголодав, решает реализовать план в одиночку — и идет на похищение грудного сына миллионеров.

Кинг начал публиковать под именем Бахмана ранние романы, застрявшие в столе даже после того, как автор стал одним из наиболее успешных писателей планеты. Проект оказался удачным и породил несколько новых хороших текстов. Бахман заметно отличался от Кинга, в первую очередь вниманием к маргинальным героям и жесткостью построения сюжетов — тем не менее, тайна продержалась недолго. Псевдоним был раскрыт, Бахман скончался, в качестве наследства оставив рукопись довольно фиговеньких «Регуляторов», проект свернулся вроде бы навсегда. Но три года назад был издан «Блейз», написанный в 1973-м и заброшенный Кингом как вторичный и никчемный. То ли затяжной творческий кризис (сказавшийся на качестве, но не количестве новинок), то ли ностальгические соображения заставили Кинга отыскать рукопись, изучить ее и предложить издателю.

Решение было правильным.

«Блейз» в самом деле по-бульварному поверхностен, бесстыдно сентиментален и жесток, ну и напоминает половину американских мастеров нуара, от Кейна до Томпсона. Но, во-первых, мастеров же. Во-вторых, нуар, похоже, все-таки не помер полвека назад. В-третьих, сто раз процитированный мною тезис Виктора Конецкого о том, что если что и похоже на жизнь, так это отчаянная бульварщина, от затертости не стал неверным. Наконец — да, на фоне Кинга старый-новый Бахман абсолютно конкурентоспособен, свеж и интересен. От начала и до конца. Чем книги Стивена Кинга последние лет десять похвастаться не могут.

В общем, Кингу есть смысл еще в дальних ящиках пошарить. Рукопись не найдет, так руки окунет в пыль, оставшуюся с истовых времен. Авось поможет. Очень на это надеюсь.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2009 г.

Очередной роман обожаемого мной Стивена Кинга.написан в присущем только одному ему грубоватом стиле.Напоминает «Долорес Клейборн»,«Секретный сад,секретное окно»,«Мизери» тем что нет всяких сверхъестественных явлений и существ,таких как вампиры в «Жребие» или восставшие мертвецы в «Кладбище домашних животных».

Главный герой-придурковатый здоровяк по имени Блейз.Как это часто бывает у короля ужасов не вполне адекватен,то есть частично сошел с ума.Выражается это в том,что он видит своего умершего друга,который провоцирует его на совершение одного прибыльного,но противоречащего закону действия.

Повествование ведется по двум линиям.

Первая посвящена прошлому Блейза,о его недолгой жизни с отцом алкоголиком и тяжелому детдомовскому прошлому.Словно по ступенькам показывается взросление главного героя,превращение из маленького мальчишки в здоровенного шестифутового семидюймового кабана.Это сделано видимо для того,чтобы читатели задумались над тем что заставило Блейза встать на путь вора и грабителя.

В другой линии рассказывается о скверном положении в настоящий момент.

Не совсем приличные,пошлые выражения такие как например:

«Думают что их говно не пахнет»- воображаемый друг Блейза о девочках студентках

«Е***а у тебя что надо»-сам Блейз о младенце,точнее о одном из его органов

наверно не понравятся многим читателям,но лично я ничего не имел против.

Персонажи книги описаны просто прекрасно.В голове возникают четкие реальные образы начиная от самого Блейза и заканчивая директором школы при детском доме.

Поразительно точно показаны мысли,поступки и поведение неопытных подростков,только входящих во взрослую жизнь.

Умиление вызывают сцены в которых шестифутовая громадина няньчится с маленьким младенцем,есть как грустные,так и веселые моменты.

Роман как и всегда у Кинга получился полный грусти,печали, пропитанный атмосферой обреченности.В нем нет неожиданных поворотов сюжета,о том что будет такая развязка я начал догадываться уже ближе к середине книги.Все-таки не шедевр,чуть-чуть послабее тех произведений о которых я упоминал в начале отзыва.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 мая 2016 г.

Множественные умы Блейза

Стивен Кинг только начинает открываться для меня. Я пока прочитал только ТБ и несколько недлинных романов. И вроде бы уже начал находить некоторую тенденциозность тем и приемов, как Стивен смог удивить меня. И чем же? Блейзом!

Короткий роман, который не сильно пришелся по вкусу лаборантам, повествует о жизни Блейза (это прозвище, разумеется) – человека, который прошел если не все, то многие круги ада. Блейз вынужден вести определенный образ жизни – криминальный. Быть может, он выбрал бы и другую стезю, но… Для этого надо заглянуть в его детство, которое Стивен Кинг выписал весьма любопытно.

Блейз не из тех, кого любили родители. Не из тех, кого хотя бы кто-то любит. Отец с ним поступил так, что совсем ещё маленький Блейз отправился в больницу, а затем и в детский дом (приют). Казалось бы, картина обычная. Да всё не так гладко (каламбур, е-мае). Блейз теперь с диагнозом. И хотя Кинг не говорим с каким, разобраться труда не представляет. Блейз получил механическое повреждение мозга, которое повлекло с собой либо ЗПР (естественно, в его тяжелой форме), либо какую-то степень УО (это вряд ли, ведь Блейз очень даже неплохо говорит, причем осознанно). И это только первичный дефект, на который наслаиваются многие другие (хотя бы соц\пед запущенность). Зато случился природный компенсаторный момент – Блейз вымахал сильным и крепким. По-настоящему сильным и крепким, без шуток.

И вот такой детина попадет в современный мир (прочитали предисловие автора? За этот прием ставлю очередной плюс Кингу). Ни о каком сопровождении (социальном и т.д.) речи нет. Парень выброшен в жесткий, а иногда и жестокий мир. Ничего удивительного, что Блейз решил пойти по дороге криминала. Наверное, многие преступники и славятся таким набором (дефект, запущенность, отсутствие постприютского сопровождения). Но утверждать не стану.

И вот теперь мы подошли к самому интересному. Блейз еще кое-чем отличается от многих. В его голове есть голоса. Или, вернее, один голос. Блейз ещё и шизофреник. Да-а-а. Не пожалел своего героя Стивен Кинг. Хотя, это скорее раздвоение личности, чем шизофрения. Ибо шизофрения вряд ли будет полезна.

Финал получился именно таким, каким и должен быть. Бесчеловечным. Во многих отношениях.

Заключение: изумительный роман для Стивена Кинга. При своем малом объеме в книге содержится очень многое относительно Блейза – его детство, юношество, взрослая жизнь. Уделено даже внимание взгляду со стороны. Побольше бы таких «сундучных романов».

PS: на что похожа книга? Мне кажется, что есть доля от «Цветов для Элджернона» и «Множественных умов Билли Миллигана». В первом взято скудоумие, во втором – жизнеописание и криминогенность. В итоге, все эти три книги – это своего рода шедевры.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2008 г.

«Блейз» — нетипичная вещь для Кинга. Внешняя оболочка, антураж — стилизация под классический американский «нуар». При этом начинка определенно «кинговская». Результат — неоднозначный. С одной стороны, для классического «нуара» слишком много копания в психологии главного героя, корнях и процессе формирования его личности. С другой стороны, для классического Кинга, на мой взгляд, все-таки слабовато. Конечно, делая скидку на «бахмановский» период написания, откровенным провалом данное произведение признать нельзя. Итог: рекомендуется поклонникам творчества Мастера, остальным — по желанию. В любом случае, начинать знакомство с Кингом с этой вещи я бы не советовал.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 мая 2017 г.

Клайтон Блейсделл-младший по прозвищу «Блейз» похищает ребенка из богатой семьи с целью выкупа. Ему помогает советами и мотивирующим пинком приятель по имени Джордж.

В детстве отец уронил Блейза с лестницы двадцать семь раз «случайно трижды», в результате у парня огромная вмятина по одну сторону и недостаток шестеренок по другую. Так что участие проныры Джорджа очень и очень кстати.

Ричард Бахман — псевдоним Стивена Кинга, под которым он написал несколько книг в 70-е (плюс-минус пару лет). Самая известная из них — «Бегущий человек», по которому сняли фильм со Шварцнеггером. Хотя на фильм оказали огромное влияние повесть Шекли «Плата за риск» (скорее даже французский фильм, снятый по Шекли) и ряд сцен из Бредбери, «451 градус по Фаренгейту», и даже фильм Чухрая «Жизнь прекрасна». (не думайте, что я такой умный, вся эта библиография взята из википедии).

Моим любимым романом Бахмана был и остается «Худеющий».

«Блейз» настолько не понравился самому автору, что пролежал «в сундуке» тридцать лет. После этого Кинг вытащил на свет это бахмановское наследство, высушил его, убрав все «розовые сопли», результат вполне впечатляет.

С первых же страниц роман напоминает «О мышах и людях» Стейнбека, о чем сам Кинг честно упоминает в предисловии. Но конечно же, плагиата здесь не больше, чем, к примеру, в «Человеке дождя». Умственно отсталый громила совершает преступление совместно с маленьким умным жуликом, который здоровяка опекает как может, использует для своих афер.

Но Кинг все-таки мистик — он внес в этот расклад соответствующие коррективы — Джордж уже больше года мерты, и его голос звучит только в голове Блейза.

Мистики, как таковой, в романе нет. Все мы иногда говорим мысленно с другими, отсутствующими, людьми. Иногда они отвечают нам на вопросы, с ответом на которые мы сами затрудняемся. Но Джордж из подсознания слишком реален для Блейза, в силу того, что бедный громила не обладает достаточным умом или фантазией, чтобы рассуждать о подсознании. То есть в данном случае мы имеем нормальное раздвоение личности. Кинг в какой-то момент ближе к концу книги начинает разглагольствовать на эту тему, на мой взгляд совершенно напрасно — читатель и сам способен оценить, насколько мысленный Джордж умнее Блейза, и понять разницу между психическими отклонениями и умственной неполноценностью.

Вторая линия книги — история жизни Блейза. Здесь в полный рост разворачивается привычный кинговский психоанализ. Начиная с его любимой темы — отношение отца и сына, полностью определяющие судьбу последнего, а на самом деле — обоих. Отец внес свою лепту, пробив сыну голову, что действительно определило всю жизнь Блейза.

Далее, судьба, которая могла бы обойтись с бедолагой помягче, бросает его из одного ада в другой. Приют, собачий питомник, тюрьма, и под конец — криминальную среду. И каждый, кто относится к Блейзу по доброму, божьей, точнее кинговской, волей скоропостижно уходит на небо.

В отличие от множества мерзавцев в этом мире, Блейз — действительно человек, которого судьба загнала на темную сторону, практически не оставив ему выбора. Кинг всячески подчеркивает, что Блейз — хороший парень. Опасный для окружающих, это да. И что ему ничего в этой жизни не светит.

Он последовательно теряет всех, кто пытается заменить ему отца или старшего брата, в итоге похищает ребенка, сам став на короткое время отцом. Несмотря на всю свою «неполноценность» он прекрасно справляется с этой ролью. наверное, лучше, чем богатенькие родители младенца.

Конечно же, с самого начала ясно, чем вся эта история кончится для Блейза. Что ж, каждый получает свое. «Одним достается весь мир, другим – бывшая шлюха и ферма в Аризоне» ((с) из совсем другой книги)

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 февраля 2012 г.

Как всегда у Кинга интересно читать не только про мистику, но и про обычную жизнь героев. Причем в это романе мистика сведена к минимуму. Честно говоря, я так и не решила до конца, кто такой Джордж — действительно ли он стал призраком, или это плод травмированного мозга самого Блейза. Больше склоняюсь ко второй версии. По сути это реалистичная проза, о том как человек пытается воплотить заветную мечту своего друга.

Здорово, что нам рассказывают еще и о детстве, юности Блейза. Личность он очень интересная, с психологической точки зрения интересно наблюдать за его поведением, образом мысли. Несмотря на то, что Блейз мелкий преступник, на протяжении всей книги мне было его жалко.

По сути он так и остался вечным ребенком, который связался не с теми людьми. Печально, но таким людям как он нет места в реальном взрослом мире.

Трагический финал романа стал закономерностью.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2011 г.

Любая книга, написанная Кингом от имени Бахмана — настоящий шедевр, и эта не исключение. Здесь Кинг не просто рассказывает историю жизни, но он через него показывает остальной окружающий мир. Блейз — словно ребёнок, за ним самим нужен уход, а он отважился на такой ограбление. Просто дети... И поэтому так трогательно читать его попытки бегства, так неистово начинаешь сопереживать ему. Главный герой, конечно же бросает вызов системе, но косвенно, сам того не понимая, ведь им руководит Джордж, его мёртвый друг. Кинг делает Блейза невероятным уродцем: раздвоение личности, вмятина во лбу, внушительные размеры, плюс грязная одежда, а под конец и лысая голова. Но мало того, что читатель не боиться Блейза, он за него дико болеет. Одна из самых интересных произведений Кинга, которое, заглядывая в душу и видя, вдруг пустоту, обязательно положет туда какую-нибудь свою частичку: доброты, чувства справедливости или просто гуманности.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2009 г.

Кинг многогранен. Вероятно, это один из самых недооцененных писателей современности. Ярлыки, бирки и бренды в книгоиздательском бизнессе вещь ненужная и вредная...

Но вернемся к «Блейзу». Тот самый сундучок, в который попадают незаконченные/ неудачные произведения существует, и примером этого является этот небольшой роман.

Это произведение выполнено (мне так кажется) в так называемом жанре НУАРА. Еще в «Колорадо Кид» Кинг высказывал симпатию произведениям 40-х годов, дешевых, энергичных, атмосферных, где кажется все известно наперед, но никак не можешь оторваться до самого финала.

Кинг мастерски поработал над романом, если верить его предисловию, то в «Блейзе» было так много сентиментализма (правило трех «эс»: сопли, слюни, сироп), что хотелось смеяться от слез. Ничего подобного в романе нет и в помине.

P.S. Смешная и глупая параллель: Блейз — это Рембо 60-х, бросивший вызов если и не судбе, то Системе уж точно.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2008 г.

Cразу же предупреждаю поклонников «ужасного» Кинга: осторожно. Роман (повесть) «Блейз» для поклонников «Зеленой мили», «Побега из Шоушенка», «Долорес Клейборн»,«Тела» и других реалистичных вещей Кинга. Действительно, как отметил baroni, есть отсылки к «нуар»-детективам, причем открытого типа, где нам известен преступник — главный герой, а мы за него в конце концов все переживаем, хотя финал ясен. Много таких вещей у Д.Х.Чейза. А главный герой-здоровяк(помните «Зеленую милю»?) списан вообще у Дж.Стейнбека с его «О людях и мышах». Очень хороший экскурс в жизнь Америки различных -ятых годов.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2016 г.

Да, Стивен Кинг открывается с новой стороны в этом романе. Роман очень психологичен, эмоционален.

Просто завораживает описание происходящего со стороны умственно отсталого Блейза. Вживаешься в образ, влезаешь в его шкуру. Если бы мы прочитали об этом происшествии из уголовной хроники, то вердикт был бы один — Блейз преступник, опасный для общества тип. На самом деле все гораздо сложнее, как зачастую бывает в жизни.

Жизнь не была благосклонна к Блейзу: отец спустил его с лестницы, он жил в сиротском приюте, у него был один путь — к преступникам. Но в книге автор живо описывает, что при всем при этом Блейз не ожесточился, остался в душе всего лишь «большим ребенком». Очень печально, что окружающие этого не понимали. Это трагедия общества и конкретно самого Блейза.

Как, зачастую бывает у Кинга, события нарастают лавиной и эта лавина обрушивается на голову главного героя. Трагична его судьба, как часто говорят: ему не повезло. А многим ли везет?

Конец вполне предсказуемый, но от этого общее впечатление не становится менее сильным.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2013 г.

Одно из самых лучших произведений Ричарда Бахмама. Хоть роман и маленький, но все детали в нём описаны подробно, а именно: главный герой, второстепенные персонажи, мотив, а так же и само преступление, которое совершил Клайтон.

Концовка очень грустная, не знаю как вам, но мне было очень жаль главного героя, ведь у него была не очень простая жизнь...

P.S. Хотелось бы так же конечно увидеть экранизацию этого творенья!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2013 г.

Роман понравился.

Сама история хороша, правда не скажу что шедевр. Персонажи (кроме ГГ естественно) написаны вокруг одной идеи для каждого (друг, любовный интерес, враг и т.п.) но написаны очень хорошо для такого коротенького романа. Сюжет разделен на две части (сначала может показаться что это только флэшбеки, но они занимают пол книги, так что действительно это две части общего сюжета) «план века» и жизнь юного Блейза. Обе истории повествуются параллельно, обе втягивают очень сильно. Это моё первое знакомство с «Королём» так что сравнить с его другими работами к сожалению не могу, но как самостоятельный роман кого угодно — очень, и очень неплохо.

Самый большой плюс книги — очень хороший язык повествования. Читается на одном дыхании. Автор писал про то время в котором жил, и страницы романа хорошо передают атмосферу времени. Правда если бы я мог к чему нибудь придраться так это к слишком уж детально описаным подробностям юнешиских (и не только) дел. Почти все персонажи в книге хотят потягать шкурку, или только что потягали её или обсуждают журнальчики и как будут тягать шкурку позже и т.п. Ничего личного против этого не имею, но всётаки для такой короткой книги — можно было бы и поменьше этих вставок иметь (или по крайней мере не так детально).

В итоге — восемь. Не шедевр (уверен у «Короля» есть и получше) но читается легко и интересно, и за персонажей переживаешь. Советую!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2011 г.

Один из любимейших романов Стивена.Короткая история,одного человека,которая надолго западает в душу и оставляет горький осадок.Драма сильного человека с жестокой судьбой.Очень сопереживал Блейзу по мере повествования с отсылками в прошлое,детство и юность.Очень светлый момент,когда они с другом,в кино обнаружили потерянный бумажник и решили сбежать.Я радовался вместе с ними.Последние страницы меня не поразили(с самого начала я догадывался,как может закончиться эта история,но это ни в коем случае не обвинение)но расстрогали,честно.Один из самых ранних романов Кинга,который он посчитал неудачным,стал для меня одним из любимейших в его творчестве.Читателям виднее,Стивен.Это-реализм от Кинга.Это шедевр.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх