fantlab ru

Ричард Адамс «Обитатели холмов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
854
Моя оценка:
-

подробнее

Обитатели холмов

Watership Down

Другие названия: Великое путешествие кроликов; Корабельный холм; Удивительные приключения кроликов; Уотершип-даун

Роман, год; цикл «Обитатели холмов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 119
Аннотация:

Спокойствие тихого кроличьего городка под рябиновым деревом нарушено побегом юнцов. Всё потому, что безумцу Пятику приснилось поле, обагрённое кровью, а его брат Орех набрался наглости напроситься на аудиенцию к старшине. Заявить самому Треараху, что всему племени надо оставить обжитые норы и немедленно перебираться на новое место! Странно, что панике поддалось не только несколько первогодок, к ним почему-то примкнул даже офицер ауслы Шишак. Какой стыд!..

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые «Обитатели холмов» в переводе на русский появились в 1975 году на страницах ежеквартального британского журнала «Англия», издававшегося с 1962 по 1993 год специально для СССР. Там был представлен отрывок из книги под названием «Уотершип-Даун». Отдельным изданием роман вышел только в 1988 году, будучи значительно сокращённым, под названием «Удивительные приключения кроликов».

Роман также издавался в журнале «Школьная роман-газета» № 9/1998 под названием «Удивительные приключения кроликов».



В произведение входит:


8.50 (143)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Англия 3/1975 (55)», 1975 г.


Награды и премии:


лауреат
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 1972

лауреат
Премия Гардиан / Guardian Award, 1973 // Лучшая детская книга

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1975 // Мифопоэтическая премия фэнтези

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2022 // Переиздание года (Великобритания)

FantLab рекомендует:

Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down»


Экранизации:

«Обитатели холмов» / «Watership Down» 1978, Великобритания, реж: Мартин Розен

«Обитатели холмов» / «Watership Down» 1999, Канада, Великобритания, реж: Трой Салливан, Стефан Лебланк

«Обитатели холмов» / «Watership Down» 2018, Ирландия, Великобритания, США, реж: Ноам Мурро, Питер Додд, Шеймус Мэлоун, Алан Шорт



Похожие произведения:

 

 


Удивительные приключения кроликов
1988 г.
Обитатели холмов
1996 г.
Великое путешествие кроликов
2001 г.
Корабельный холм
2004 г.
Обитатели холмов
2011 г.
Обитатели холмов
2016 г.
Обитатели холмов
2017 г.

Периодика:

Англия 3/1975 (55)
1975 г.
Школьная роман-газета, 6/1998
1998 г.

Издания на иностранных языках:

Watership Down
1972 г.
(английский)
Watership Down
1974 г.
(английский)
Небезпечні мандри
1990 г.
(украинский)
Небезпечні мандри
2017 г.
(украинский)
Небезпечні мандри
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Боже мой, думал я, читая эту книгу, боже мой! А ведь кому я сопереживаю? Ведь это же КРОЛИКИ!

Но, чёрт подери, какая история! История о доблести, стойкости, дружбе. Короче, про всё то, про что и многие (если не все) по-настоящему хорошие детские книги. И если столько всего выдержали эти маленькие пугливые комочки шерсти, учит нас книга, то разве не сможем то же выдержать и мы? Разве в нас, людях, не сыщется тех же свойств души, что и в них? Пройдя долгий путь, стремясь обрести спокойствие в новом доме, кролики доказали нам, что это возможно.

Пусть я кажусь дураком (ведь это же просто сказка, воскликнет кто-то), но правда есть даже в ней, в этой красивой, грустной, невероятной истории, в которой некто гораздо меньше нас с вами, старается выжить — и выживает, спасает — едва ли не ценой собственной жизни, — целую колонию, любит, ненавидит и страдает, совсем как человек... Мне кажется, это прекрасно.

Так что, если кто-то, кто ещё не читал этой книги, мне не верит, возьмите её и откройте. А дальше просто не сможете остановиться, даже если вы уже давно не ребёнок. И вы поймёте, что я был прав.

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно на нашем сайте в рубрике рекомендаций появилась странная подозрительная книга. Рядом с монументальным Стивенсоном подозрительно притаился роман о кроликах, с ушастым вредителем на обложке. Книга эта пользуется большой популярностью на Западе, где была удостоена нескольких литературных премий, была тепло принята в России, где выдержала ряд переизданий, последнее из которых в серии «Интеллектуальный бестселлеер», наряду к примеру с Рэем Брэдбери, а вот теперь ещё и в рекомендации одного из самых уважаемых порталов, посвящённых фантастике затесалась. Не иначе здесь имеет место какой-то заговор... Не может же книга о грызунах удостоиться такой чести?

И заговор был раскрыт. И автор этого отзыва тоже вступил в кружок заговорщиков. Так, что не ждите никаких сюрпризов и объективной оценки. Меня ведь, как и остальных подкупили. И сделал это человек, который посмел написать книгу о кроликах и возвести её в ранг шедевров — сам Ричард Адамс. А сделал он это с помощью прекрасного языка, ярких персонажей, увлекательного сюжета — распространённой, но очень ценной писательской валюты. Так, что дальше можете не читать. Весь последующий текст сплошное восхищение достоинствами книги и не одного слова о недостатках, ведь их попросту нет. А может и есть, но за общей пеленой детского восторга, автор этой статьи их не заметил.

Первое, чем подкупает книга буквально с первой главы — это язык повествования. Живой и очень выразительный.

Адамс блестяще, красочно и подробно описывает природу Англии. Текст течёт плавно и неспешно, но неотвратимо затгивает, даже тогда, когда действия как такого и не происходит. Перед нами картинка спокойного и уютного мирка, населённого кроликами. Автор демонстрирует необычное устройство кроличьего общества, его социальную структуру, быт, уклад. По традиции на всю эту идиллическую( почти — у кроликов имеется серьёзное социальное расслоение) страну надвигается серьёзная опасность и группа кроликов во главе с братьями Орехом и Пятиком решают покинуть свой родной городок в поисках спасения и лучшей жизни. Завязка весьма банальна. Но не стоит спешить с выводами, ведь чем дальше в лес, тем круче ёлки. По-началу, кажется, что перед нами красивая детская сказка, но постепенно Адамс придаёт повествованию большую глубину. Характеры персонажей развиваются, становятся живыми. Нет, конечно, никаких психологических изысков. Но главное и удивительное здесь то, что Адамсу удалось оживить образы кроликов, не растеряв «кроличковость», не превратив их в людей. И безусловно это полностью положительные герои, вызывающие симпатию читателя, но совершенно лишённые картонности, за их судьбу действительно переживаешь.

Однако по настоящему роман удивляет и раскрывается с новой стороны, когда кролики добираются до поселения своих странных сородичей. С виду они очень благополучны, но скрывают какую-то страшную тайну. Дальше распространятся не буду. Скажу лишь, что на этом этапе романа перед нами настоящий психологический триллер и антиутопия. И неважно, что вместо людей здесь кролики, момент этот всё равно потрясает. И именно здесь начинаешь понимать, что всё это не понарошку и что перед нами восе не сказка, а серьёзное, глубокое произведение.

В дальнейшем сюжет развивается в достаточно неторопливом ключе, попутно Адамс развивает характеры персонажей, делая их по-настоящему обьёмными и родными для читателя.

Однако к финалу роман весьма увеличивает темп повествования, превращаясь в масштабный эпик со сражениями, войнами и даже шпионскими интригами. На этом фоне как-то забываешь о «расовой» принадлежности героев. Важно заметить, что к концу романа, настолько прирастешь ко всей длинноухой компании, что с замиранием сердца следишь за смертельно опасными перипетиями мохнатой судьбы.

Важной составляющей «Обитателей холмов» являются истории про принца кроликов Эль-Ахрайраха. Иногда забавные, иногда ироничные, иногда весьма трагичные, они всегда несут в себе какой-либо авторский посыл, определенную важную мысль, прикрытую антуражем легенды о бесшабашном авантюристе. Шедевры внутри шедевра, которые можно читать и отдельно от основного сюжета, однако они тесно вплетены в его ткань и смотрятся очень органично, дополняя и расширяя суть произведения.

Ну вот я собственно вкратце и прикинул о чём будет роман. По описанию крайне напоминает детскую сказку с симпатичными героями. Думаете вы предупреждены? Наверное. По-сути это и есть сказка. Только вот детская ли? Вряд ли. Нет, различных милых увлекательных приключений тут достаточно, атмосфера очень сказочная, а герои добрые и вызывающие самую искреннюю симпатию. Только вот книжка далеко не сахарная. Сказка, но при этом натуралистичная и местами весьма жёсткая. Герои положительные, но не лубочные и с определённым набором недостатков. А некоторые идеи слишком серьёзны, чтобы быть понятными детям. Адамсу удалось создать книгу универсальную — её с увлечением прочитает ребёнок, и с любопытством взрослый. Думаю книга оставит массу впечатлений любителям искренних, что называется «настоящих» «живых», но между тем мудрых и умных произведений. Адамс — философ — в этом он очень схож с Толкином. И тот и другой ,по-моему, написали очень близкие произведения, с похожим сюжетом, проработанным миром и своим собственным легендариумом и облачили в формат сказки монументальные гуманистические идеи (Адамс это сделал без излишней масштабности и тяжеловесности, присущей Профессору). Только вот «Обитатели холмов» оценены значительно меньше, ведь кролики не могут сравнится с эльфами, хотя уши длинные и у тех и у других.

Итог: Не пробегайте мимо! Всмотритесь в эти милые кроличьи глазки и прочтите «Обитателей холмов», ведь перед вами шедевр, который только прикидывается детской сказкой.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все мы растём на мифах и сказках. Об отважном Добрыне Никитиче. О герое Ахиллесе. Об Энее, который основал Альба Лонгу, провозвестницу Рима. В реальности их подвиги наверняка не произвели бы на нас должного впечатления.

Всё дело в масштабе. И взгляде на мир. Они жалки и ничтожны только с точки зрения нас, жителей сытой современности. А если спуститься с наших фальшивых высот, и посмотреть на жизнь «меньших» братьев?

Они живут собственной жизнью. У них свой взгляд на мир — совершенно другой. Но они также, как и люди, радуются и грустят, испытывают злость и привязанность. Мы так мало знаем о том, что у них в головах, фиксируя только внешние проявления. А так — кто знает, каков их внутренний мир...

Взгляд человека никогда бы не заметил эпохальных событий нескольких месяцев, произошедших в сельской английской глубинке, когда было основано поселение на Уотершипском холме. А для его жителей? За несколько лет они стали легендой. Частью мифа... чего? Кроликов? Какие мифы могут быть у кроликов?

Ричард Адамс попытался вникнуть в эти события изнутри. И животные, обычные ушастые полевые кролики, ожили под его пером. Они не стали людьми. Они остались собой. Пушистыми животными, которые не размышляют о высоких материях, о всяких этических благоглупостях. Существами, борющимися за выживание.

Вначале Адамс показывает общество кроликов, которое, по его мнению, чем-то напоминает первобытное. Социальная организация (которая у кроликов действительно такая) «стайного» типа, сравнительно простая мифология всего с несколькими персонажами, включая «культурного героя», быт, связанный с кормёжкой и выживанием... Но далее Адамс разворачивает полотно Жизни. Кролики — живые души, и среди них тоже есть подлость, злоба и предательство. Есть даже тирания. Совсем недалеко от стен человеческих жилищ кипят такие страсти, которые сделали бы честь любому человеческому эпосу. Мы видим антиутопичную Эфрафу, во главе с сильнейшим и жесточайшим представителем племени — Дурманом. Мы видим племя Барабанчика — тех, кто вяло ждёт смерти, положившись на судьбу и свою подлость.

Но кролики Уотершипского холма — Орех, Пятик, Шишак, и многие другие — выживают в этом жестоком мире, где против них даже собственные сородичи. Потому что они — Род. Племя. Они всегда вместе противостоят бедам, и один дополняет другого. И всегда побеждают.

Книга вышла не очень детской. И не особо наивной. Местами даже жестокой, как и должна быть дикая жизнь. И ты даже сопереживаешь этим пушистым героям, ни на минуту не забывая, что они — не люди. Они — другие. Дети природы, что и привлекает наш взор. Захватывающая, короткая, бурная жизнь — но чистая.

Они живут вместе, а умирают поодиночке. А мы?

Оценка: 8
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление, которое появляется в процессе чтения, — весёлое удивление. Всё же формат серии, как ни крути, определяет некие рамки и ожидания от книги. И вот милое анималистическое фэнтези о кроликах в мои представления об интеллектуальном бестселлере не укладывается ну никак.

Тем не менее это вовсе не критика, никоим образом. Автору прекрасно удались его герои и мир, окружающий их. Совершенно обычные в нашем, людском понимании вещи предстают в глазах кроликов абсолютно иначе. Другое отношение к пространству, иное ощущение времени, чувство коллектива и общности, столь чуждое нашему с вами миру индивидуальностей. К тому же Адамс включил в текст и экскурсы в историю кроличьего племени, снабдив его и собственным языком, и легендариумом, на котором во многом и строится мировоззрение ушастого народца.

Понемногу автор начинает развивать эти идеи, подводя читателя к мысли о том, что кроличье общество является по сути моделью нашего. Аккуратно отмасштабированный по осям пространства-времени, освобождённый от большинства этических тупиков и злокачественностей, славный и ладный на первый взгляд мирок кроликов кажется сущей утопией. На примере главных героев Адамс демонстрирует, как должны бы работать и взаимодействовать основные социальные функции. Тут вам и кролик-лидер, и кролик-боец, и пророк, и изобретатель и много кто ещё. Маленькая компания персонажей кажется примером общества, в котором приоритетное общее не ранит и не уязвляет частное.

Но постепенно сквозь пасторальный сюжет о переселении кроликов начинают проступать совершенно неожиданные, не по-сказочному жестокие и реальные вещи. Кролики, которые ненавидят. Кролики, которые предают. Кролики, которые делают все эти совершенно человеческие мерзости и подлости. Адамсу мало показать пример идеально фунционирующего здорового образца. Как и всякий хороший экспериментатор, он стремится пронаблюдать и всяческие отклонения от нормы, изучить все причины и следствия и создать для своего заветного образца Х вакцину. А всякая вакцина — это контролируемая инфекция. Поэтому-то героям, и нам вместе с ними, придётся повстречаться, например, с кроликами-декадентами, которые живут под колпаком у фермера. Последний защищает их от хищников и постоянно подкармливает. Всё бы хорошо, но, дело ясное, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Время от времени один из кроликов просто пропадает. А остальные выучились жить с этим, не задавать вопросов, не думать о том, кто будет следующим. Или вот община военизированных кроликов-тоталитаристов, у которых в абсолют возведена дисциплина и безопасность. Это так вообще какой-то совершенно по-оруэлловски безумный социум, в миниатюре, но тем не менее мерзкий и страшный. Итак, симулякр Адамса работает: нашей модели присущи все те недостатки, которые мы видим в нашем реальном мире.

Но странное дело, Орех, Пятик, Шишак и прочие герои раз за разом с честью выходят из уготованных им автором испытаний и ведут за собой остальных кроликов. Пророк оказывается достаточно проницателен, чтобы разглядеть путь, лидер достаточно умён, чтобы без страха и ошибки вести по нему других, боец достаточно силён и смел, чтобы преодолеть все встреченные преграды. Логично, что здесь мы, проанализировав хорошенько нашу модель, должны сделать соответствующие выводы. Итак, почему же герои сумели избежать всех тех типично человеческих ошибок, которые наделали прочие кролики? Какова же формула идеала? На самом деле, всё очень просто. И вместе с тем абсолютно для нас, людей, бесполезно. Герои Адамса бесконечно чужды зависти, ненависти, предательству и прочим сугубо человеческим порокам. Они для этого слишком кролики. Абсолютная преданность общей идее, каждую минуту чувство дружеского плеча и поддержки, умение видеть личность и в себе, и в других, феноменальное и совершенно нереальное счастье человека (то есть, простите, кролика) на своём месте. Всё это в нашем человечьем мире бывает только в утопиях, где счастье для всех, даром, и никто не уходит обиженным. У нас идеального общества, каким видит его Адамс, не получится в принципе. Мы слишком люди для этого. И тут уж не мне судить, хорошо ли это.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уникальная в своем роде книга — о цивилизации диких кроликов. Существующей рядом с человеческой, время действия — вторая половина 20 века. У этой цивилизации своя структура общественных отношений — есть вожди, есть боевые дружины, есть свои парии и альфа самцы. Свои предания и передача накопленных знаний, а также свои экстрасенсы, обладающие даром предвидеть будущее. Как рассказывает автор, он тщательно изучил научную литературу, то есть для него кролики — это не только ценный мех и три килограмма легкоусвояемого мяса, но прежде всего — интересный социум. Варианты таких социумов очень разные — в путешествии главных героев — молодняка кроличьей стаи, убегающего от чего то страшного, представлены очень хорошо. Есть четкая диктатура с милитаристским духом, есть сытое общество, полностью аналогичное обществу элоев Уэллса, есть и встреча с домашними кроликами, обитающими в клетках на ферме.

И безусловно, путешествие кроликов наполнено риском встреч с естественными врагами — людьми и хищными животными, проблемами переправ через водные преграды и дорожные полосы, конфликтами с кроликами — владельцами территорий и прочими остросюжетными приключениями.

При этом кролики отнюдь не помирают от страха, они ценят шутки и приколы в духе легенд о Принце кроликов, всегда умудрявшемся вывернуться из любой ситуации, и сами ведут себя не хуже.

В общем, это уже мировая классика, причем не для младшего школьного возраста — произведение вполне серьезное и интересное для взрослого человека.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книжка больше похожа не на детские «приключения животных», а на культурологические романы Урсулы ле Гуин, типа «Левой руки тьмы». Кстати, по времени написания эти книги разделяет всего три года. Автор рассказывает не сказку, он творит полноценный миф, подобный «Одиссее», только переносит его действие в мир кроликов. Он даже сравнивает в какой-то момент кроликов с первобытными людьми. Такая своеобразная попытка «воссоздания мифологии». Эль-Ахрайрах — типичный трикстер первобытных мифологий. Но автор вполне удачно соединил свое творение с канонами детской книжки, и только эпиграфы из Ксенофонта, «Сказания о Гильгамеше» и т.д. выдают его истинные намерения. Если бы кроликам хотелось бы подражать так сильно, как эльфам, возможно когда-нибудь возникло бы движение «адамснутых», подобно «толкинутым». Когда я первый раз читала эту книжку, она очень сильно местами напоминала мне первую часть «Властелина колец». Впрочем, когда я первый раз читала «Беовульфа», он показался мне очень похожим на «Хоббита».

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки нужно сначала читать аннотации, а потом браться за романы, чтобы не получилось, как с этим текстом. Открывая его, я, собственно, не подозревала, что это будет ЦЕЛЫЙ ЗДОРОВЫЙ РОМАН ПРО КРОЛИКОВ! Можно ли придумать что-то более захватывающее? *издевательски*

Моя позиция по кроликам в основном заключается в том, что в них много мелких костей, а курица на вкус лучше. Нет, они не кажутся мне какими-то супер-няшными. К тому же, будем честны, кролики тупые. В кролике примерно четверть от собачьего сознания в лучшем случае. Кто видел скучно сидящих кроликов в контактном зоопарке, тот вряд ли проникнется этим текстом.

Я так и не поняла, на какой возраст рассчитаны «Обитатели холмов». По объему текста и количеству скучных описаний природы (привет Бианки) — на 40+. По уровню происходящего (ути-пути миленький кроличек!) — лет на 6. Вот кролички покинули родной кроличий городок и пошли себе куда глаза глядят, вот у них приключения с птицей, а вот переправа речки...

Мне было очень скучно от первого до последнего слова. И дело даже не в том, что скучно написано — читается, кстати, очень легко, правда, можно так же легко читать по диагонали, ничего не потеряешь. Дело в том, что приключения кроликов сами по себе очень скучны содержательно. В них нечему захватывать. Я живо представляю себе эти ленивые меховые комочки, которые сидят кучкой и жуют травку. И все. И это при том, что сюжет развивается — вначале кролики даже не могут сообразить, как уходить из родной норы, и по ним очень видно, что интеллект у них ниже плинтуса. А по ходу приключений они внезапно обнаруживают тоталитарное государство, то есть кроличий городок, другой стайки. С полицейским режимом и всеми делами. И все это очень сильно не вяжется с тем, как начиналась история — не только сюжетно, не вяжется в первую очередь с т.зр. уровня кроличьего сознания, слишком уж он получается разный. Не говоря уж о том, что живут кролики всего несколько лет, так что создать тоталитарное государство силами одного кроличьего правителя должно быть довольно сложно.

Можно, конечно, говорить, что это роман не про кроликов, а про людей. Но тогда смысл тем более теряется. «Скотный двор» уже есть, и он гораздо круче. Чисто «кроличьего» характера приключения, связанные с тупостью и неорганизованностью этих животных, тоже оказываются неуместны при такой трактовке. В общем, эти нестыковки в сюжетной части не позволяют составить от книги какое-то связное впечатление: то ли кроличье сознание развивается по ходу действия сюжета, то ли автор просто сам устал от однообразия того, что могут делать и думать кролики, если уж честно на это посмотреть. На это похоже больше всего — к примеру, в начале книги говорится, что наши кролики практически ничего не знали о людях, т.к. жили всегда далеко от них. А где-то на этапе борьбы с «фашистскими кроликами» кто-то из «наших кроликов» произносит речь о том, что «животные всегда помогают друг другу, а не как люди». Нуну. Еще только из романов о жизни кроликов не торчат нравоучения, сколько ж можно!

Немного развлекают истории про пра-кролика, имя которого я не запомнила, но опять же, такая сложная мифология мало вяжется с таким низким уровнем сознания кроликов в целом, какое видится по тексту.

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать, потому что семилетней дочке каждый вечер рассказываю сказку.Утомился придумывать — пусть кто-то другой придумывает, а я расскажу.

Не пожалел. Действительно этакая Одиссея, или Хоббит, только про кроликов. Есть всё. И дружба, и предательство, и приключения, и трагедия, и комедия. Очень понравились вставки из кроличьего эпоса, так скажем, про Принца Кроликов.

Одно но... Все основные герои кролики — мальчики. Девочкам так не очень нравится :) Так что пришлось рассказывая сказку из Чернички сделать девочку, а Алтейку переименовать в Фиалку, чтоб заинтересовать.

Плохому книга не научит это точно.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Watership Down (в русской версии «Обитатели холмов») – роман в жанре героического фэнтези, написанный ветераном войны и чиновником британского министерства защиты окружающей среды Ричардом Джорджем Адамсом (сейчас он, кстати, президент «Королевского общества по защите животных от жестокого обращения»).

Роман вышел в 1972 году и повествует о приключениях отряда кроликов, во главе которых стоит харизматический лидер Орех. Кролики покинули родной дом и, как и большинство из нас, ищут себе лучшей жизни. Это подвергнутое тщательной литературной обработке собрание сказок, которые Адамс рассказывал своим детям, а сам Watership Down – реальный холм на севере Хэмпшира, где писатель вырос.

Роман сперва отвергли 13 издательств, после того, как его, наконец, напечатали — собрал кучу премий и до сих пор держится в рейтинге продаж Penguin Books.

Об этой книге я, увы, узнал довольно поздно, и как это, наверное, свойственно моему поколению, из тв-шоу. Называется это тв-шоу Lost. Некоторые, наверное, смотрели.

Сложно судить, какое из этих двух произведений оказало на свою эпоху большее влияние. Хотя подозрения есть – сериалы, особенно теперь, явно смотрят больше, чем читают.

Лично мне рифмовка эпопеи Дж. Дж. Абрамса с книгой, при чтении давала дополнительное ощущение некоей концентрированной радости узнавания. Прямо хотелось хлопать в ладоши и смеяться, как дети.

Здесь и тема, собственно, кроликов (существ весьма литературоцентричных – взять хоть Кэролла, хоть Кинговские мемуары о ремесле, где кролик с номером 8 на спинке используется для своеобразного мысленного эксперимента – это, кстати, создатели Lost’а тоже успешно используют).

Здесь и тема массового отравления, погубившего одно из поколений абрамсовских островитян, от которой бегут кролики.

И попытки построения социальных отношений в замкнутом коллективе.

И мотив похищения (и спасения) представителей социума враждебным сообществом (и наоборот — к примеру, попытка адамсовских персонажей похитить запертых девиц-крольчих).

Мистические видения и озарения, конечно же.

И генеральная линия, собственно «потерянности», «оторванности» от дома, от корней, и в то же время – поиска новой земли обетованной, лучшего места, где-то вдали – и в метафорическом и в практическом ключе.

Здесь и кочующие мотивы «Deus ex machina» (в случае Адамса – Dea) и «Aegrescit medendo» («болезнь обостряется при лечении», либо «лечение хуже болезни»). Не говоря уж о знаковом «живем вместе, умираем – поодиночке».

Или вот забавный пример — в мультипликационной экранизации романа, 1978-го года, в самом начале фокус идет на глаз главного героя — для сериала такое визуальное решение стало не просто «визитной карточкой», но неким абсолютизирующим мотивом, глобальным замыканием космического цикла.

Отдельная тема — зримое воплощение смерти и зла как черного облака (!), мистического Черного Кролика. И появления «монстра из дыма и огня» (поезда), выводящего из игры антигероев.

Или проблемы женских героев с их крольчатами – тут невольно каждый раз вспоминается несчастный персонаж Эмили Рейвен и злоключения ее нарочито несвоевременного (на самом деле, конечно же, нет) ребенка.

В широком смысле, у Адамса тематика выживания вдали от дома, самопожертвования, героизма, способности и неспособности вести дипломатию и политические отношения; формирования, «взращивания» Героя и Общества — все отсылает к историку религии Джозефу Кэмпбеллу, знаковой фигуре для западной культуры (он к примеру, оказал в свое время огромное влияние на формирование вселенной «Звездных войн»), которого Абрамс зубрил еще в колледже.

Один из центральных персонажей Lost, страстный библиофил и обаятельный негодяй Джеймс «Сойер» Форд (исп. Джош Холлоуэй, и мне больше него там только Хьюм нравится, но про него надо отдельное эссе писать, в связи с Диккенсом), характеризует эту книгу лаконичным отзывом:

«Hell of a book. It's about bunnies.»

И тут, на самом деле, сложно что-то еще добавить, кроме: «Читайте! Смотрите! Не пожалеете!»

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что мы знаем о кроликах? Забавные зверьки, явно не великого ума, славятся своей плодовитостью. Ценный мех и мясо, и, пожалуй, все... В этой связи затея Ричарда Адамса кажется очень сомнительной, а сравнение с эпосом Гомера на обложке — рекламным трюком. И как хорошо, что сомнения не оправдались!

«Обитатели холмов» — это маленькое чудо, уникальное смешение жанров. Здесь нашлось место занимательной биологии (автор не раз ссылается на труд Р.М. Локли «Частная жизнь кролика»). Но прежде всего получился настоящий героический эпос. Первая половина книги — в своем роде «Одиссея» (поиски и обретение своего дома), вторая — отчасти «Илиада» и где-то даже «Властелин колец» (здесь есть свой Темный Властелин, пусть и без магии).

Дела и заботы героев Адамса — вполне кроличьи, но (вот парадокс!) их воспринимаешь, как людей и переживаешь за них, как за близких друзей. Потому что «Обитатели холмов» только внешне — сказка о животных, а по сути — универсальная история взросления, авторское размышление о свободе. При этом философскими вопросами Адамс совсем не «грузит». Читается роман на одном дыхании, а в последней четверти действие несется с головокружительной скоростью.

Далеко не каждый, даже очень хороший писатель может сказать: «Я придумал свой, самобытный мир». Ричард Адамс — такой уникальный мастер. В дикой природе кролик редко проживает более 2 лет, но вопреки всему мир, созданный Адамсом — удивительно светлый, гармоничный и, я бы сказал, уютный. Мир, в который хочется вернуться. Возможно, в этом и заключается главное достижение Ричарда Адамса.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивление. Недоумение. Восхищение.

Вот приблизительно такими словами можно охарактеризовать то, что я испытывал на протяжении чтения всей книги. Впрочем, в самом начале удивление и недоумение зашкаливали за все возможные пределы. Ну никак, до конца, я не мог абстрагироваться, что главные герои кролики. Какая-то часть меня, все время бунтовала, и не хотела воспринимать (стереотипы шалят во всю). Да и сам выбор этой книги произошел по воле случая – прочитанная мною рецензия из журнала «Мир фантастики», где этой книге было присвоено целых 10 баллов. И вообще жутко положительная рецензия вышла, а пункт: похожие произведения, где были указаны книги Джона Р. Р. Толкина «Хоббит», «Властелин Колец» — окончательно определили мой выбор. Что поделать, от творчества Толкина я без ума. Правда, теперь, когда уже книга прочитана, даже не знаю, скорей всего, подобных самостоятельных ассоциаций у меня не возникло бы. Но тут уже дело личного восприятия и художественного вкуса.

А в целом отличная книга. Приключения кроликов захватывают и увлекают, да так, что просто оторваться невозможно. И эффект сопереживания присутствует в полной мере – герои постоянно попадают в опасные переделки, но благодаря мужеству и смекалке благополучно выпутываются живыми, но не совсем невредимыми. Вообще, при желании, в этой книге между строк можно много чего разглядеть, особенно характерно просматриваются различные модели человеческого общества.

Любопытно, как бы я воспринял эту книгу лет так 10-15 тому. Наверное, попала бы в категорию любимых и обожаемых.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот и я прочитал эту книгу и на фоне большого количества восторженных отзывов считаю, что обязан написать свой, в целом, положительный, но далеко не восторженный. Сразу скажу, что несогласен с классификатором, в котором указано «возраст читателя: любой». Книга для взрослых или же для детей уже старшего школьного возраста. Для маленького ребенка здесь слишком много терминологии (кроличьих заменителей обычных слов, например, силфли, аусла, элиль и пр.) и, самое главное, сюжет насыщен взрослыми, социальными, общественными проблемами. В каждом поселении кроликов — свое общественное устройство. Идеальным автору представляется демократия, которая в книге сталкивается с жестоким тоталитарным обществом всеобщего контроля. Находится место и обществам, где власть, заслуженная конкретными делами на пользу общества, затем вырождается во власть ради власти, а также общество, где кролики согласны отдавать некоторых своих товарищей на убой за сытную жизнь для остальных. Для ребенка книга, мягко говоря, тяжеловата, да и, по большей части, мрачновата. Хорошего в жизни кроликов мало (и автор особо на этом не останавливается), а вот проблем — масса, в основном, с плохими кроликами. Есть конечно и интересные забавные моменты в книге, связанные с птицами и мышами (подробности сюжета раскрывать не буду).

Ну ладно, не буду расписываться за маленьких детей — может быть кому-то из них книга и понравилась. Расскажу о своих впечатлениях, как взрослого читателя. Во-первых, роман с одной стороны местами претендует на полную реалистичность — анатомия кроликов жестко определяет то, что они могут делать в ходе романа, как они дерутся и т.д., с другой же стороны, разговаривать им анатомия не мешает (причем со всеми зверями), они убивают других кроликов, причем иногда только по политическим мотивам (что вообще фантастика). Есть и кролики, предсказывающие будущее, а это вообще сказка. Когда автору нужно по сюжету, анатомия кроликов им мешает, когда нужно, чтобы не мешала, он забывает о ней. У меня это все вызвало ощущение неестественности течения сюжета, легкой его халтурности.

И, самое главное, где-то с середины романа мир кроликов незаметно куда-то ушел, а вместо него появился навязчивый «Скотный двор» Оруэлла, только с одними кроликами. Понятно, что непросто придумать по-настоящему кроличьи проблемы и желания, которые бы двигали сюжет. Гораздо легче нарисовать очередную «Империю зла», где людей (извините — кроликов) держат под жестким контролем, не давая уйти и жить на свободе, жестко наказывая инакомыслие. И показать зарождение настоящей демократии — тех, кто борются за свободу (причем не только для себя, но и для всех), тех, кто создает общество, в котором ценят друг друга за способности (а в каждом человеке, пардон, кролике, можно найти что-то уникальное и ценное) и все друг друга любят (или, по-крайней мере, уважают). Если такой роман написать про людей, то ничего хорошего из этого не выйдет — тема избита, заезжена, исписана коньюктурщиками с обоих сторон (со стороны демократического, но беспринципного во всем остальном Запада и со стороны справедливого, но тоталитарного и серого Советского Союза). А вот, если подставить вместо людей животных, как в книге Оруэлла, то критики захлебнутся от восторга, найдя в книге и глубочайшую философскую глубину, и высокую актуальность для подрастающего поколения.

В целом же эту добротную, хорошую книгу можно вполне прочесть.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это каким же недюжинным талантом надо обладать, чтобы написать целую книгу о приключениях кроликов? Причем написать так, что даже взрослый читатель будет переживать за пушистых персонажей, проникаться их конфликтами, восхищаться проработкой характеров и удивляться масштабам военных действий. Видимо, талантом Ричарда Адамса.

«Обитатели холмов» — дебютный роман Адамса. По сути, это обычная сказка, которую автор рассказывал дочерям во время длительной поездки, импровизируя на ходу. Сказка, которую отказывались публиковать тринадцать раз. Сказка, в которой маленький кролик Пятик предчувствует, что случится что-то плохое и уговаривает своего брата Ореха покинуть родные края и отправиться на поиски нового места для жизни. Вместе они убеждают присоединиться к походу еще несколько кроликов, после чего устремляются на встречу неизведанному.

Берясь за книгу, на обложке которой изображены кролики, я даже не ожидал, насколько меня очарует эта история. Сначала внимание приковывает авторский стиль, который очень живой и образный, и главы буквально «проглатываются», одна за другой. Затем начинают прорисовываться характеры, обозначаться конфликты героев, как внутренние, так и внешние, и вот мне уже постоянно приходится напоминать себе, что эта восхитительная история про кроликов! Что я переживаю за ушастых симпатяг, которых часто можно увидеть в зоомагазинах! А во второй половине еще и разворачивается полноценная военная компания со шпионажем и схватками на смерть, и все это сдобрено трогательными моментами. Более того, много внимания уделяется проработке мифологии кроликов, их особого языка и образа мышления. То есть перед нами люди, на которых примерили образы животных, а животные, которые мыслят как люди, но остаются при этом животными. При всем при этом в сюжете книги не нашлось места магии, все волшебство сосредоточено в самом тексте и словах, что подобрал автор.

В общем, для меня «Обитатели холмов» стали одной из лучших книг, прочитанных в этом году. Прошу прощения за сумбурность в отзыве, только-только перевернул последнюю страницу и, находясь под впечатлением, поспешил поделиться ощущениями от прочитанного.

Рекомендую книгу всем взрослым читателям, которые сохранили в себе частичку ребенка, а также всем тем, кто любит добрые и отлично выписанные истории.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве я эту книгу просто обожала!

Как описать свое впечатление? Эпическая история из жизни... диких кроликов. Но автор относится к своим персонажам так, как не каждый писатель выписывает героев-людей. Тонкая грань между книгами о дикой природе и черезмерным очеловечиванием персонажей выдерживается автором просто гениально! Орех ( хотя мне привычнее Лещина) и его друзья не будут спасать мир, цели у них куда приземленней, с них хватит и переправы через реку, к примеру... Спасения от строительства, разрушившего старую кроличью колонию. Поиска нового места и нового дома... Но отношения между персонажами, общество кроличьей колонии очень человеческие, и это позволяет автору в увлекательной, сказочной форме говорить с ребенком на его языке и говорить о вещах очень важных и универсальных.

Больше всего меня поразило то, как тонко автор подводит ребенка-читателя к мысли о смертности персонажа. Орех-Лещина проживет в романе полную приключений, захватывающую, интересную, бурную, полную событий, радостей и невзгод жизнь. И смерть его будет не скорбным событием, а лишь следующим шагом в новом путешествии. Эту мысль автор выразил куда талантливее чем бредни Роулингсовского Дамблдора о «новом приключении»...

Замечательная, интереснейшая, увлекательнейшая книга, говорящая с ребенком одним языком без сюсюканья и превосходства...

10 баллов!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

***Кроли и короли***

«Обитатели холмов» Ричарда Адамса уже на этапе выбора книги завораживают не меньше, чем «Хоббит…» и «Властелин Колец» Джона Толкина, вместе взятые. Что это за существа такие: природные духи, призраки прошлого, древние кельты? Оригинальное Watership Down способно ввести в ступор не только переводчиков восьмидесятых-девяностых годов прошлого века, но и современных читателей. Кто же знал, что во всём виноват реальный холм из детства писателя!

Казалось бы, что может быть интересного в кроликах – для фэнтези есть рыцари, маги и варвары – но от чтения буквально за уши не оттащишь. Автор, конечно, сравнивает уровень их развития то с людьми каменного века, то с маленькими детьми, но постоянно напоминает читателю, что это именно кролики. Причём не какие-то особенные, сказочные или дочеловеческих времён, а самые обыкновенные, живущие бок о бок с нами в эпоху автомобилей, ружей и железных дорог.

В чём секрет притягательности истории основания новой кроличьей колонии, одной из многих? Такое случается часто, ведь плодятся вредители садов и огородов быстро. Первое, что приходит на ум, это искусно, на манер профессора Толкина, введённые в сюжет сказания кроликов – от мифов сотворения мира до легенд о лохматых королях и феях. Животные, которые садятся кружком и рассказывают друг другу сказки, внезапно перестают быть животными. После веришь уже во всё.

Пускай персонажи щиплют травку и оставляют кучки помёта, встают столбиком, барабанят лапками и нюхают воздух – у них уже не отнять личность, осознание себя и окружающей действительности. Да, их убивают все, не только лисы и человек, но такова судьба всех кроликов от прародителя. При этом никакого фатализма: жизнь воспринимается как увлекательные салочки со смертью, один против тысячи врагов. Прятаться, убегать, плодиться – ведь они не люди в ушастых масках, как у Брайана Джексона в «Рэдволл».

Не скрываясь, Р. Адамс в кроличьих сказаниях объединил фольклор Британских островов и «Сказки дядюшки Римуса», а после адаптировал материал сообразно детскому сознанию вымышленных носителей и реальных реципиентов. Обошёлся без сюсюканья и решился прямо говорить о смерти и рождении как о естественных аспектах бытия. Его герои гибнут, получают увечья и кровавые раны, не могут жить без крольчих и даже подумывают затащить в норы кошку.

Главных героев четверо, они ядро нового поселения и сюжета. Пятик – провидец, столь милый легендам Туманного Альбиона. Орех – истинный предводитель, способный взять на себя ответственность, вести других личным примером и готовый жизнь отдать за племя. Шишак – могучий воин и весёлый малый. Традиционную троицу жреца, вождя и охотника дополняет современный типаж изобретателя – раскрывшийся позднее прочих и не столь полно Черничка, чью функцию мог бы поглотить, как Мерлин, Пятик.

До обретения истинного дома на холме четвёрка героев проходит также четыре его подобия. Родительский дом, который суждено покинуть всем. Обитель мира, спокойствия и культуры, за жизнь в которой всегда приходится платить страшную цену. Сытую клетку, в которой не нужно и лучше вообще не думать ни о чём. Наконец, Место Силы, обернувшейся страхом и принуждением. Орех, Пятик, Черничка и Шишак последовательно проходят в них инициацию, а дети, читая, становятся чуточку старше.

Примечательно, что в эпилоге романа описывается смерть Ореха. Учитывая почти шестилетнюю военную службу автора, вместе с путешествием Эль-Ахрайраха в будущее, где тот общается с поколением, ничего не знающем о войне и презирающем её, получается весьма занимательный диптих. Этот момент, как и некоторые другие по тексту, не позволяет причислить «Обитателей холмов» к исключительно детскому произведению и переводит его в разряд семейных и даже иносказательных.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх