FantLab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Умирающий свет»

Умирающий свет

Dying of the Light

Другие названия: After the Festival

Роман, год; цикл «Тысяча миров»

Перевод на русский: Т. Юдинцева (Умирающий свет), 1995 — 3 изд.
Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 77
Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Голосов:
759
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:


Это было семь стандартных лет назад. У Дерка была возлюбленная, но им пришлось расстаться. И при расставании он подарил памятный драгоценный камень, дав обещание сразу же прийти на помощь, как только в руки попадет этот камень. То был глупый жест юного романтика. Но однажды его нашли, и камень вернулся к нему. Говорящий камень, напомнил об столь нелепом обещании, о котором он и так не забыл. С этого все и началось, хотя прошли годы с тех пор, как все кончилось. Что она может хотеть от него сейчас? Человек, который ее когда-то любил, тот, другой Дерк т'Лариен, дававший обещания и даривший драгоценности, давно умер.

И вот, чтобы спасти возлюбленную, ему пришлось оказаться на необычной планете-страннике. Но здесь все иначе. Уорлорн – покинутая, никем не управляемая планета мёртвых городов и умирающих лесов, в ее пустынных уголках немало странного и опасного, а в лесах полно убийц с четырнадцати планет. Дерк попадает в переплет целого ряда проблем. Но это не самое страшное. А данные обещания надо исполнять, уж он-то знает это. Поздняя надежда… Неопределенность между чувством и долгом…

Охота началось! Все, что им необходимо сделать, это выжить! Что же их ждет?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Роман

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1979 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Умирающий свет
1995 г.
Умирающий свет
2001 г.
Умирающий свет
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Dying of the Light
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 февраля 2014 г.

Это удивительная книга. Я ее прочитала почти 4 месяца назад, и тогда у меня не возникло ни малейшего желания сформулировать в словах свое впечатление. Однако я все чаще ловлю себя на том, что обдумываю «Умирающий свет», поворачиваю в голове историю и так и этак. Как будто какие-то впечатления зреют где-то на дне сознания, а потом всплывают на поверхность.

Я не понимаю, как ухитрилась проглотить это произведение за 4 вечера. На протяжении всего повествования герои вызывали настолько сильное желание приложить их головой об стену, что я то и дело откладывала книгу, чтобы выпустить пар и ничего не сломать :) Я считаю это плюсом. Это умопомрачительный талант автора — заставить читателя испытать такие бурные негативные эмоции и при этом продолжать читать запоем. К слову, сейчас я остаюсь при своем мнении — мне категорически не нравится ни один из персонажей книги. Не потому, что они «плохо прописаны». А наоборот, потому что они настолько живые, что воспринимаются и оцениваются как настоящие люди. И я таких людей не люблю.

Итак, что мы имеем. Вернее, кого.

Главный герой просто повернут на рефлексии, самокопании и литье слез над днями минувшими. К середине книги он раскачивается и начинает действовать, но совершает такие поступки, что уж лучше бы и дальше сидел на попе ровно. Впрочем, ближе к концу он взрослеет, вернее, даже мужает. Он познает ответственность, а потом вдруг научается лгать. Тут, конечно, каждый сам решает, как к этому эпизоду относиться, но в моих глазах это абсолютное падение. Ниже тараканов под плинтусом.

Главная героиня. Дама сердца, из-за которой весь сыр-бор. Обычная женщина, не отличающаяся ни пониманием, чего же она сама-то хочет, ни осознанием ответственности за свои поступки. Она очень боится серьезных разговоров, способных заставить ее хоть в чем-то определиться, зато любит просто молоть языком, как бы подначивая остальных. В принципе, вполне себе женская позиция — уболтать четырех мужиков, чтобы сами все сделали, все решили и за нее в том числе, а она как победные трофей достанется победителю. Конкуренток-то нет, а ее все любят, при чем каждый по-своему. Естественно, что она определиться не может, с кем ей больше нравится. Как же тяжело приходится мужчинам.

Далее из главных героев у нас есть два названных «брата». Кавычки — потому что на их родной планете очень запутанная система социальных взаимоотношений, которая по идее уже отжила свое. Но традиция — это то, что делает людей народом, поэтому она очень живучая. И вот один «брат» почти готов отречься от национального закостенения мозгов в пользу любви к женщине (а не к «брату» — о ужас и позор!), а второй просто мазохист, любит дом, отчизну, «брата», но терпеть не может бабу, которую тот, непутевый, в дом притащил. Есть за что — принесла разброд и шатание в неокрепший ум. Казалось бы, ну и пусть катится со своей стервой на край мира. Все равно вернулся бы. Ибо традиции, как и гены, пальцем по столу не размажешь. Но как истинный «брат» он пускается во все тяжкие — спасать, защищать и вразумлять. Самый колоритный персонаж, хотя его финал весьма предсказуем.

Ну и главный паук — на редкость мерзкий человек, представляющий из себя одно большое хитрож***е. К тому же конченный трус, да еще и малодушный слюнтяй. Сам себя перехитрил и не выдержал такого позора. Его стараниями вся каша и завертелась на радость читателю и на горе другим героям. И не дай Бог кому-то иметь такого человека в своем окружении и тем более подпускать его близко к себе. Врагу не пожелаешь.

Есть еще ряд совсем суровых второстепенных персонажей, которые не дают главным героям скучать и вконец увязнуть в их любовной паутине. Погони, травля, дуэли, массовые расстрелы и масштабные разрушения памятников культурного наследия наличествуют в большом количестве во второй половине книги. Есть какое-то мутное ощущение, что если бы эти второстепенные герои не взвалили на себя лямку и не потащили сюжет развиваться, то кто-нибудь из пятерки главных героев взорвался бы и решил все вопросы быстро и решительно (читай, перестрелял бы всех к чертям собачьим, взвалил трофей на плечо и полетел прочь наслаждаться победой) и роман закончился, не успев толком начаться.

Безусловно о героях можно говорить долго, но в конечном итоге они все однозначно второстепенны. Главное в книге — мир, улетающая прочь из галактики планета. Как символ дороги в один конец. По прямой и без возврата. И солнечное колесо в небе все дальше и дальше будто постоянное напоминание неотвратимости вечного смертельного холода. Как призыв ценить и чтить каждое мгновение света и тепла, жизни во всех ее проявлениях. Как часто мы об этом забываем и сколь многие забыли об этом уже совсем.

Если не ради сюжета, который лишь с середины превращается из размазывания соплей по скатерти в кровавый триллер, то только ради этого мира, гимна жизни в атмосфере умирания и последней осени уже стоит читать книгу.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2014 г.

До прочтения «Умирающего света» Джорджа Мартина я знал исключительно как создателя прекрасных остропсихологических повестей фантастического характера, таких как, «Песнь о Лии» и «Портреты его детей», например, а вовсе не как автора эпичной и всеми любимой «Песни льда и огня», которую даже не читал пока что, но, разумеется, прочту. Если, конечно, проживу еще хотя бы годик-два. Прожить, черт, надо – хотя бы как раз ради того, чтобы прочесть эту самую песнь. Потому как если даже первый роман Мартина настолько крут, то какова же тогда самая эпичная из его работ?!

Но не будем о моем грядущем, поговорим о моем настоящем. Прекрасном, кстати. «Умирающий свет» роман красивый и идейно, и исполнением, но чем особенно особенен, так это драйвом, ритмом, подачей – хватает за самое горло уже после прочтения первых десяти-пятнадцати процентов, и не отпускает вплоть до последней точки. Начали читать на ночь? Гарантирую практически на все сто, рассвет встретите с книгой в руках.

Впечатлен я! Восторжен я!

Нет, ну и повести Мартина, скажу я вам, сплошное колдовство и наслаждение, но они-то поскромнее, в смысле объемом, а тут немаленький такой роман, но читаешь его взахлеб, как в детстве. О! Точно, именно, как в детстве! Я говорил, что я восторжен?

Пока бежал по строчкам «УС» в том отделе мышления, который у меня отвечает за подсознательное определение жанра так и мерцало немного нелепое «культурологический роман». Право, прости мышления, но что это за?.. А впрочем, что-то в этом есть, конечно. Одну из главных ролей в книге играет именно что культура. Культура кавалаанцев, к коим относится львиная доля персонажей, получает, конечно, самое яркое освещение, сияет всем обилием граней, но и культуры тех народов, что немного в тени мы тоже познаем весьма обширно, пусть даже обзорно. Очень все детально, красиво, последовательно и цельно. Даже не верится, что кавалаанцы придуманы, а не существовали в реальности. Остальные попроще, но и у них все красиво.

Место действия – планета, которая вот-вот должна погрузиться во мрак. Конфликт – любовный… многоугольник с отростками драматического характера. Герои – сплошные душки, отчаявшиеся и обреченные. Культура непохожая на нашу, судить которую шаблонной земной доктриной добра и зла просто нелепо, а потому необходимо вжиться, понять и принять. Я говорил, что я впечатлен?

Не роман века, не то, что нужно прочитать всем и каждому, но книга классная, способная потренировать и потешить ваше воображение и интеллект, потешить эмоции и просто доставить удовольствие.

Благодарю за внимание.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 августа 2011 г.

Противоречия, противоречия, противоречия…

Мертвый холодный мир (блуждающая планета) волею судьбы приближается к звезде и, не без участия человека конечно, взрывается буйством жизни- разнообразием биологических форм с разных планет, различных человеческих культур с их разнообразными техническими достижениями, разнообразной архитектурой, музыкой и т.д.

Но:

Фестиваль закончен, планета практически покинута людьми и вскоре космический холод должен стереть с лица планеты все следы былого буйства красок и эмоций.

Главный герой получает письмо от бывшей возлюбленной, кажется вот, сейчас, ушедшая любовь вновь вернется, но… все не так просто, письмо- обман, прошлое невозможно вернуть…

Или возможно?

Медленно, робко, ушедшее чувство начинает пробуждаться на фоне величественной красоты умирающей природы.

В этом Мире, начинающем путешествие в вечную ночь, злобный бесчувственный грубиян оказывается верным другом, всё понимающий друг- предателем, вчерашний герой – дряхлым старцем, человек- охотничьим трофеем, а самый свирепый хищник- жертвой стайки каких-то «мышей». Здесь прекрасная музыка смертельно опасна. Здесь чтобы быть собой, вот парадокс- приходиться изменять своим принципам, чтобы любить- надо страдать, а чтобы начать себя уважать- надо погибнуть.

Да, это фантастика, со всеми традиционными атрибутами- космические полеты, энергетические щиты, суперкомпьютеры управляющие зданиями вмещающими целый город, антигравитация, придуманные культуры (описано мастерски!), враждебная фауна и прочее, и прочее.

Но:

Все это лишь искуснейшим образом выстроенная декорация для описания таких банальных, и, все-таки, невероятно сложных человеческих отношений, поисков своего я, проблемы осознания своего места и своих целей во всем нам так хорошо знакомом и так мало нами изученном мире- мире людей.

Такие произведения доказывают, что фантастика это не только «леталки» и «стрелялки», как убеждено большинство людей фантастику не признающих, а жанр не только позволяющий писать произведения на «вечные темы», но и дающий дополнительные возможности для более глубокого раскрытия этих тем.

В заключение позволю себе не согласиться с авторами тех отзывов которые считают, что ГГ пройдя через все испытания стал этаким суперменом нашедшим ответы на все вопросы и поборовшим все страхи. Убежден, это далеко не так, в том и глубина исследуемого Мартином вопроса. Если бы идея была в этом (преодоление себя и своих страхов) Мартину ничто не мешало завершить историю победой ГГ в поединке (хотя и мало вероятной), либо сценой примирения, но…

Выйти на тот последний поединок, которым заканчивается повествование, означает для ГГ безусловно ПОБЕДУ над собой, НО(!) одновременно означает и ПОРАЖЕНИЕ- подчиниться внешним обстоятельствам, чужому мнению и даже предать старую любовь.

Отказаться от поединка означает ПОБЕДИТЬ — послать к черту чужое мнение, остаться собой, но при этом ПРОИГРАТЬ- перестать себя уважать, предать новую дружбу.

Мартин, оборвав повествование, мастерски и великодушно (спасибо) оставляет читателю право самостоятельно ответить на несколько «простых» вопросов- Как победить, когда все пути ведут к поражению? Как дружить когда предательство неизбежно? Как любить, когда любовь ушла? Как жить, если ты должен умереть?

Противоречия, противоречия, противоречия…

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2014 г.

Сначала я хотела начать свой отзыв с предупреждения, мол, ребята, если вы не приемлите нетрадиционные связи, не читайте этот роман. Потом подумала и пришла к выводу, что с этого и надо всегда начинать (с «подумать»). Разве в данном романе главное место отведено связям? «А что, разве нет?» – тихо пискнула какая-то мысль. Хорошо, пусть связи тоже главное. Но писалось-то, исходя из названия, не ради этого, а?

Когда я только приступала к истории, я сразу вспомнила «Каменный город» за тем же авторством. Обречённость – вот что сроднило эти два произведения (мало того, они, оказывается, оба относятся к одному и тому же циклу). Обречённость людей, которые понимают, что былое не вернуть, что кое-что из такого на первый взгляд важного – не восстановить, что не все чувства – Фениксы, хотя казалось наоборот…

Мир умирающего света – планета Уорлорн, и если вы думаете, что прилагательное «умирающий» здесь введено для красоты, то я спешу вас разочаровать: этот мир и правда умирает, ещё несколько лет – и он улетит ко всем чертям за пределы каких бы то ни было солнц, а жизнь, искусственно зарождённая на нём, замёрзнет. Вот в этом-то умирающем мире и происходят по большей части трагические события романа.

Из пяти главных героев я не могу выделить ни одного в полной мере положительного. Один прилетел на Уорлорн якобы по зову своей бывшей возлюбленной, надеясь на возрождение былых чувств; другой, кажущийся вначале второстепенным персонажем, оказывается зачинщиком всего; третий, в мужской союз ввёдший женщину, нарушает законы собственной расы; четвёртый вроде бы и поддерживает третьего, будучи равноправным членом указанного союза, всё-таки предаёт; пятая, послужившая отправной точкой прыткости первого, глупости второго, внезаконности третьего и злобы четвёртого, всё никак не может определиться, кто же ей больше дорог – человек из прошлого или человек из настоящего, преданный также своему союзу. За кого из этой пятёрки полагается болеть? За фокального персонажа, как это принято? За даму, потому что она жертва, по сути, обстоятельств? Тут, я думаю, следует определяться исходя из поступков героев.

Это в меньшей степени приключенческий, в большей – психологический роман, хотя и приключений здесь хватает. Как бы наперекор медлительной завязке, в которой главный герой и героиня никак не могут определиться с будущим (которого у них вроде как и нет), действия с каждой главой становятся всё более жуткими. Мало того, что члены любовного треугольника противостоят друг другу, так ещё появляется и внешний враг, более опасный, более жестокий, и пока этот враг гоняет героев по умирающей планете, нет никакой возможности болеть только за одного персонажа. Болеешь за всех (и даже немножко за врага – такой вот парадокс).

Я определила для себя этот роман как ксенофантастику. Космическую, психологическую, но ксенофантастику, так как большую роль в трагичности событий играют обычаи рас, замешанных в конфликте, те самые связи, от которых я в начале отзыва отреклась. Потому что на самом деле это невозможно игнорировать, и брать во внимание нужно не столько сексуальный подтекст, сколько подтекст (надтекст?) психологический, окрас эмоциональный. И вот если во всё это вдаться с, так сказать, душой, то можно оказаться в безвыходной ситуации.

Вот они все пятеро и оказались, чёрт побери.

Особенно я хочу отметить финал. Такой финал кто-то может назвать открытым, но, на мой взгляд, если все линии сведены к одному, то дело сделано. Да, враг остался жив, но ведь и герой не умер. Да, дуэль чести началась, не успев закончится, и мы никогда не узнаем, кто же остался на ногах. Всё так. Но ведь герои определились, наконец, с местом в жизни друг друга, верно? Значит, всё. Конец.

+8

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2009 г.

Знаете, если роман, как паззл, разложить на составляющие, то становится ясно, что он не мог мне не понравиться.

Паззл №1 — удивительно антуражный мир... Умирающая планета, понемногу уносящаяся в разверстую пасть космоса, полузаброшенные города различных инопланетных цивилизаций — великолепная картина, на полуживом фоне которой можно разыграть что угодно. Впечатлен, восхищен, отличный паззл.

Паззл №2 — потрясающие кавалаанцы. Как же я люблю такие цивилизации — до предела ритуализированные, с твердыми и нерушимыми понятиями о чести, дружбе и достоинстве. Настоящие сильные характеры, которые не могут не привлекать. Впечатлен, восхищен, браво...

Паззл №3 — история Дерка, обычного человека, наделенного всеми человеческими слабостями, который смог преодолеть себя и стать сильнее. Такие немудреные истории обычно всегда нравятся — потому что читаешь, и практически видишь в них себя, обычного человека, наделенного человеческими слабостями, но способного, черт побери, на незаурядные поступки. Впечатлен, восхищен, спасибо...

Паззл №4 — собственно сам Джордж Мартин. Давно уже, садясь читать его писанину, я внутренне готовлюсь к тексту высокого качества, к новым хорошим мыслям и захватывающим сюжетам.

НО...

Но не сложились для меня эти кусочки в одну великолепную картину — как, вне всякого сомнения, должны были. Глаза равнодушно скользили по строчкам, умом я понимал, что такое люблю, а рукой прикрывал позевывающий рот. Почему так? Не знаю. То ли слова Мартин выбирал какие-то такие, которые шли мимо моего сердца, то ли еще что...

Мне правда обидно, что я не могу присоединиться к восхищению того же Роджера Желязны «Умирающим светом», но для меня этот роман стал книгой несбывшихся надежд. Может быть, когда-то я попробую ее перечитать...

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2015 г.

Одинокая блуждающая планета встречает на своем пути комплекс светил явно искусственного происхождения и становится интересным объектом для демонстрации людьми своего технологичного могущества и экономической расточительности. Так создан был целый мир, наполненный пестротой разных культур и инопланетных биосфер ради короткого Фестиваля. А уже через десяток лет, лишившись мимолетного тепла солнц, планета вновь превратиться в безжизненный и застывший во времени камень.

Но книга в малой степени о планете и еще в меньшей о солнцах — она в первую очередь о людях – по большей части из разных миров, а потому не понимающих даже мотивов поведения друг друга, не говоря уже о возможности хотя бы договориться.

Здесь выделено несколько заглавных персонажей, очень разных по характерам и мировоззрению, однако почти все события так или иначе завязаны на так называемых кавалаанцах, традиционализированном и замкнутом обществе людей. Все они сильные духом личности, из-за стремления выжить на суровой планете, за столетия войн и эпидемий, приобретшие крайне специфическую культуру и образ мыслей.

«Специфическую» не только для окружающих, но и для собственных представителей нынешнего поколения, которые приходят к мысли, что консерватизм и ярое следование традициям не всегда уместно, особенно в мультикультурном мире.

И отсюда приходит понимание и в какой-то степени разочарование. Автор, увлекшись описанием народов, посетивших эту планету и периодически забредающий в дебри этнографии, совсем скупо и бледно развернул другую сюжетную ветку, которая вроде как должна быть главной.

О женщине, которая понимает, что нарвалась на неприятности, погрязла в них по уши, но связана долгом принятой ею новой, но чуждой для себя культуры. Она и в чувствах своих не может определиться, потому что… ну так вот «все сложно».

О мужчине, который тешит себя надеждой на воссоединение с той женщиной, ради чего срывающегося в неизвестность по первому призыву. А на месте, вместо того чтобы, разобравшись в ситуации, принять окончательное решение, начинает мяться и раздумывать, впутываться во все новые неприятности, связанных с все теми же кавалаанскими традициями.

Об одних кавалаанцах, мечтающих осовременить собственное общество и разрушить образ узколобых дикарей в глазах соседей, и других, консерваторов и традиционалистов, уверенных, что чистота, могущество и независимость их расы под угрозой как раз из-за таких «юнцов».

У всех наличествующих тут героев собственные цели, но пути к ним долги и извилисты — события в большей части книги развиваются неторопливо, в долгих беседах и выяснениях отношений, в неспешных прогулках. Ближе к финалу сюжет оборачивается почти «драйвовым» приключением, когда на главных героев объявляют охоту и те вынуждены скрываться в заброшенном фестивальном городе.

И только после травли и обильной крови, словно автор специально использовал эдакий «пинок для ускорения», герои приступают к активным действиям (И, как уже принято здесь, решение проблем реализуется согласно традициям понятно кого — дуэлью).

P.S. Выясняется подспудно, что «все это часть плана» и всех присутствующих/оставшихся на планете «развел» один представитель с планеты манипуляторов и интриганов. Вот только книга уже завершилась, и приходится домысливать самостоятельно, зачем все это было нужно на самом деле.

Итог:

Интересная НФ с примесью культурологии и сантиментов, но с вялыми и порой скучными персонажами, которые только всяким манипуляторам карты путают – те, думая, что имеют дело с нормальными людьми, выстраивают многоходовые интриги, но в итоге только сами себя переигрывают и остаются ни с чем.

Хотя, кроме этого, можно предположить, что умирающая планета является аллегорией на закосневшую культуру (кавалаанцев в данном случае), которой, чтобы продолжить существовать, просто необходим приток свежих мыслей и идей, пересмотр традиций и смягчения их соблюдения.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2015 г.

Увлекательная вещица от самого романтичного циника современной фантастики. Каждый абзац пронизан бесконечно изящными образами и грустной констатацией жестокости человеческого мира. Столкновение рас (в данном случае, жителей разных планет), пацифизма и воинственности, не угасшей до конца любви и новой, омраченной противоречиями. Все это в рамках мелодраматичной истории с легким налетом таинственности и приключений на далекой планете.

По стилю роман напомнил мне Фрэнка Герберта, только попроще. Менее радикальные отличия от нашего времени, более понятные ассоциации с современниками. «Свет» не становится от этого хуже, может даже наоборот: не уходишь с головой в безумный мир совсем другой вселенной, а пристальнее всматриваешься в личные качества каждого участника событий.

Касательно сюжетных неожиданностей: тайну «особого камня» можно разгадать на первых страницах (во всяком случае, я сразу понял), есть откровенные странности (зачем героям долго твердить, мол на планете совсем мало народу, если позже выясниться, что в одном только механизированном городе.... оставим без спойлеров). Не то, чтобы спотыкаешься обо всё это, но внимание отвлекает.

По сравнению с прочитанными мною ранее «Приключениями Тафа», «Умирающий свет» — романтичная, грустная вещь на тему вечной раздробленности человеческого общества. В силу разных мифов, религий, убеждений, традиций и стремлению всегда найти тех, на кого можно охотиться. И конечно этот роман о любви. Словами Джорджа Мартина, в устах которого это слово всегда означает щемящее чувство безнадежности и обреченности. Счастливые моменты остались в прошлом, а Фестиваль давно закончился...

P.S. В аннотации данной странички сходу сообщается, что Гвен не отправляла камень. Это как бы спойлер, потому что открывается сия тайна в третьей части книги. До этого герой слишком занят терзаниями, чтобы открыто спросить

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2017 г.

Знаете, что реально пугает в современной фантастике?

Футуристы — от ученых до писателей — способны представить любую технологию, любые виды разума, любые миры, но они по сию пору не могут создать модель общества, в котором люди определяли бы себя не через п*зд* с х**м, с превалированием в любой сфере именно х**.

Помнится в Стартреке как-то двум народам пришлось объединить усилия, дабы не вымереть. Умные лбы из команды космолета сели и высчитали, чтобы этим людям расплодиться без ущерба для здоровья генофонда — каждая(!) женщина должна сама(!), случайным образом(!) выбрав трёх(!) разных партнеров, зачать и родить трёх детей (это как минимум).

Т.е. ни мужчины, ни женщины не должны коллективным разумом спаривать их в каком-то определенном порядке. Не сработает. Нужен фактор генератора случайных чисел.

Возвращаясь к нашим баранам...

Когда-то, в годах замшелых на планетке Старый Каваалон женщины начали дохнуть от вируса. Мужчины долго не кумекали (вот это тоже интересно, мужчины в фантастике подобного рода долго и многовариантно мыслить неспособны, аж за них обидно) — они объявили женщин общей собственностью(!), скрыли их в подземельях, в более -менее защищенных лабораториях и пустили по кругу для воспроизводства себе подобных. Если тебя дуплят все, кому не лень — ты эйн-кэти. Ты не участвуешь в обществе личностно, только функционально: сначала раздвигаешь ляжки, чтобы тебя ататата, а потом — для родов.

Параллельно этой благости (когда женщин на всех не хватает или они сидят все закупоренные ни первый уже триместр) мужчины начинают открывать для себя свою бисексуальность. А как вы полагаете? Для похоти и рука сойдет, а для любви и дружбы нужен разум. Раз женщины объявлены объектами — кого любить? Себе подобных! Называется эта погребель (сейчас прочувствуйте всю «музыкальность» этого мракобесия) — истинный союз. О как! Тейны (супруги-други) воспевали себя в поэзии веками. У тейнов могли быть бетейн — женщина-в сопользование. Просто напомню вам, что пользование — это одно из правомочий в отношении собственности. Считайте, уровень объективизации женщин в этом социуме пробил потолок и вынес крышу.

Но это лишь прелюдия к самому «секосу» — гг (вообще, личностями в книге и не пахнет, они здесь персонажно, так сказать, книга без героя, прям как «Ярмарка тщеславия» у Теккерея) получает от своей бывшей возлюбленной напоминалку «приходи и ни о чем не спрашивай» (когда она от него получила такую же в прошлом — чот не пришла, это так, к слову). А когда он заявился на планету-кочевник, которая скоро навсегда удалится от солнц Колеса, чот не обрадовалась.

И для меня лично весь кирпич повествования, в котором геноцид с экоцидом, свелся к тому, как одна, извините, тп-терпила несчастная вовремя не сказала человеку, что всё еще её любит: «Знаешь, у меня ситуация: меня дуплят двое, но одного я терплю ради другого, один меня любит, а второй меня ненавидит. И не посылала я тебе каплю, это второй поднаср*л мне, поворачивай на вокзал и уё*****, пока можешь».

У меня вообще сложилось впечатление, что Гвен (да, считайте эта самая Гвеннивер из артурианы, прообраз для этой тп и еще одна тп, прости мне осподи мой французский) либо ждала, что Дерк каким-то макаром сам создаст с Джааном тейн, когда Гарс загнется летально по-какой-то причине (и тогда её будут дуплить те, кто ей симпотен, а чо бы нет-то, а?), или же Гвен реально обрыдло быть потерявши все(!) свои права человека и она пассивно подначивала Дерка на побег из сего благословленного места. И ты тоже сидишь и наблюдаешь... жизнедеятельность колонии организмов, у которой весь выхлоп эволюции тратится на интриги междотраха.

Планета удаляется от солнц, на ней дохнет природа, сограждане Джаана и Гарса веселят себя охотой на местное население, которое объявили оборотнями, а лейтмотив у книги какой?

«Мы все летим в звизду! — Приятного полёта!»

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 февраля 2013 г.

Очень интересный и необычный роман. А место действия- умирающая планета, летящая в бесконечную межгалактическую ночь- вообще выше всяких похвал. В фантастической литературе трудно найти оригинальную идею но Мартину это удалось. Казалось бы чего стоило изобразить Уорлорн вращающимся вокруг остывающей или наоборот, готовящейся взо

рваться звезды, но нет, автор выбрал совершенно иной путь, за что ему большое спасибо. Оживить целую обречённую планету, построить на ней города, заселить миллионами людей и всё для того, чтобы провести на ней фестиваль, демонстрирующий достижения планет Окраины- какое неслыханное разбазаривание ресурсов. Но люди ещё со времён египетских пирамид этим занимаются. Автору удалось невероятно точно и реалистично передать саму атмосферу умирающего мира.Этот роман не просто читаешь, а смотришь,как кино- настолько он ярок и правдоподобен. Очень хорошо автор изобразил представителей иных миров, их обычаи и традиции,их мировоззрение и психологию. Сам сюжет по своей сути мелодраматичен а по своему эмоцианальному накалу сравним только с очень немногими фантастическими произведениями. Автор очень убедительно рисует перед нами картину далёкого будущего. Основой сюжета он сделал любовную историю.Думаю не будет ошибкой назвать «Умирающий свет» любовной драмой, разворачивающейся в гранидиозных декорациях умирающей планеты. Сначало действие развивается довольно медленно, но потом набирает скорость и несётся как река, прорвавшая плотину. А концовка получилась печальная.Но думаю, что автор сделал её такой специально- не хотел портить впечатление слюнявым хэппи-эндом. Читать советую всем.Не пожалеете.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2012 г.

«Нет повести печальнее на свете чем повесть о Ромео и Джульетте.»

Со времен Уильяма Шекспира мир изменился коренным образом. Сентиментальная линия романа о будущем уже не вмещается в любовный треугольник. Здесь на умирающей планете любят и не любят друг друга: он, он, он и она. Отражение реальности неолиберального настоящего выразилось в романе в виде однополого брака (он и он), официальной наложницы (она), и любовника (он). Отмечу, что все герои любят бескорыстно и беззаветно. Чем закончатся страсти предугадать невозможно. Но меня мелодрама в таком виде не интересует, поэтому я откровенно начинал скучать, когда речь шла об отношениях.

Теперь о достоинствах романа.

Во-первых, великолепно прописаны персонажи; они убедительны, уникальны и увлекательны. Здесь нет никчемных и пресных действующих лиц, каждый может чем-то удивить.

Во-вторых, интересный сюжет (за некоторыми исключениями, о которых я упоминал) в состоянии удержать читателя до финала. Сюжет хорош динамичностью боевых сцен, дуэлями, взаимоотношениями персонажей.

В-третьих, мир, который создал писатель, удивителен и прекрасен. Благодаря таланту мастера можно легко представить красивые, но в тоже время разные, города; растительный и животный мир планеты, небесные светила. Порой описываемая картина завораживает. Очень интересна история планеты, легенды и традиции сюжетообразующего народа.

Вывод: получился красивый и динамичный мелодраматический боевик, который будет интересен широкому кругу читателей.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2012 г.

Очень сильный и грустный роман о любви, верности, предательстве и всех человеческих страстях, которые не зависят ни от места, ни от времени. Из всех мартиновских произведений именно это оставило ощущение светлой печали: вроде бы ничего необычного, но что-то глубоко затронуло.

Все начинается очень интригующее. Герой неожиданно получает привет из прошлого, от женщины, которая когда-то была всем в его жизни, затем исчезла, унеся с собой изрядный кусок души. За годы все переболело и жизнь Дерка начала налаживаться. Но ему так только казалось: былая любовь лишь дремала, пряталась на самой глубине души и теперь завет его на мрачную планету, которая пришла из глубин Космоса , на краткий миг возродилась к жизни, украсилась карнавальными огнями и фестивальными фейерверками, а теперь вновь отправляется в путь в пустоту.

Вот этот умирающий мир — самое потрясающее в романе. Оставленные города, великолепные памятники культуры и технологии, леса и неведомые животные — все это сгинет через некоторое время в холодной пустоте, покроется льдом, замрет на неведомо сколько веков. И свет, постепенно угасающий с каждым днем, все уменьшающееся солнце на небосводе. Чем не фон для человеческой драмы?

А что может быть более драматичным, чем непростая история трех сердец, попавших в ловушку чувств, мечтаний, традиций и непреодолимых обстоятельств. Одна женщина и двое любящих ее мужчин — такой знакомый треугольник. Но нет в этой истории пошлости или обыденности, а есть много печали и обреченности, а также обычных человеческих страстей, которые перемешиваются с холодеющим воздухом остывающей планеты, растворяются в гаснущем свете. Герои — не марионетки, пляшущие на нитях сюжета, а люди, которым сочувствуешь и сострадаешь. При этом Мастер смог избегнуть ненужной сентиментальности и тайного восхищения одиночеством, смакования унижений и самобичевания.

Кстати, в этом романе талант Мартина творить свои миры проявился, по моему мнению, с наибольшей силой. Странные людские культуры, традиции, исторические факты, социальные структуры, описаны с почти с этнографической точностью. Это — вершина всего его цикла о человеческом Космосе, который изобиловал потрясающим разнообразием. И так жаль, что эта Вселенная была Мастером оставлена ради Вестероса.

Очень сильный получился роман. Удачное сочетание любовной лирики, космической романтики и приключений на чужой планете, социальной подоплеки и психологии. По моему мнению. самый мощный роман Мастера, намного превосходящий в литературном плане всем известный фэнтезийный цикл.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2005 г.

Блестящий роман, где за внешним фантастическим антуражем скрываются обычные человеческие проблемы. Как мы не стараемся нам никогда не понять других людей, мы пытаемся заключить их в клетку нашей логики понимания их поведения,и в этом наша самая большая ошибка.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2016 г.

Великолепную атмосферу и декорации создал Джордж Мартин для этого романа. И это, пожалуй, единственный его плюс.

Блуждающая планета, скованная льдами, приближается к группе светил «Адская корона» во главе с умирающим красным гигантом. Планета оттаивает и начинает оживать. Привлеченные этим уникальным событием, четырнадцать цивилизаций устраивают Фестиваль. Строят четырнадцать городов с характерной и уникальной, для каждой из планет участниц, архитектурой, завозят свою флору и фауну. Но жизни такой планете уготовано всего пятьдесят лет. Спустя годы, на остывающей планете, уже практически покинутой людьми, на которой больше не действую законы Фестиваля и будет разыграна наша драма.

Автор уделит немало внимания месту действия, описанию здешней природы и городов. Фантазия Мартина расскажет нам о городе-башне, управляемой компьютером, побываем в «поющем» городе и рыбацком посёлке. Есть здесь и подводное поселение, со своими уникальными жителями. Но начнётся все в городе из светящегося камня. Именно сюда прилетает главный герой Дерк, в ответ на весточку от своей старой возлюбленной, разлуку с которой тяжело переживает уже несколько лет. Уже прибыв на умирающую планету Дерк, к своему удивлению, обнаруживает, что Гвен «вышла замуж». Не совсем «вышла» и не совсем «замуж», но в нашем понимании это, пожалуй, самое близкое определение, но не единственное. В общем-то, о столкновении цивилизаций и культур на межличностном уровне и строится большая часть книги. Новый возлюбленный девушки, выходец с планеты Верхний Кавалаан, хоть и пытается отказаться от традиций своего народа, всё же вынужден им отчасти следовать. В частности, у Кавалаанцев несколько иной, от цивилизованного мира, взгляд на любовь, дружбу и взаимоотношения мужчин и женщин. Женщины у них находится в собственности мужчин, у каждого мужчины есть свой тейн (что-то вроде побратима), с которыми они, в свою очередь делят своих «жен». На самом деле отношения эти даже сложнее, и разобраться в них придётся и читателю, и главному герою. Ведь пока в представлении Дерка его возлюбленная попала в рабство и её нужно срочно спасать. Кстати, сложности эти не ограничиваются только на связях мужчина-женщина, так же все непросто и в отношениях с жителями других планет. По традиции кавалаанцы называют их оборотнями, и в былые времена почитали за честь, охотится на чужаков. Но так как на родной планете подобные зверства уже запрещены, то блуждающая планета, на которой уже не действуют общие законы, становится временным приютом и ареной для воинственно настроенных «варваров». Не трудно догадаться, что главный герой, запутавшись в любовном треугольнике (а может и четырехугольнике) попадает в передрягу и на него открывается охота.

В «Умирающем свете» есть всё, чтобы понравится читателю. И как я уже говорил, уникальная атмосфера, и сложные взаимоотношения героев, а так же любовь, честь, предательство, борьба за выживание, неожиданные повороты сюжета и многое другое, что не позволит отставить книгу, не дочитав до конца. Но готовьтесь и к тому, что вы можете просто-напросто заскучать. Более трети книги практически ничего не происходит, нас вводят в курс дела, показывают планету, города, живность, пытаются донести суть о нюансах социального устройства кавалаанского общества, а так же будем наблюдать душевные метания главного героя. Уже к половине романа сюжет раскочегаривается, но, к сожалению, острого накала так и не достигнет.

Отмечу, что название для книги подобрано очень удачно. Остывающая планета, угасающие солнце, природа, изживающая себя, пустынные города и на фоне этого непростые человеческие чувства играют свой грустный мотив. Всё это складывается в неповторимую, меланхоличную мелодию под названием «Умирающий свет».

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2015 г.

«Умирающий свет» поразил меня в самое сердце. Пронзительно-грустная любовная драма, разворачивающаяся в декорациях планеты, улетающей в глубины космоса, на которой через несколько лет погибнет всё живое. На этой планете, Уорлорне, некоторое время назад был проведён масштабнейший Фестиваль, призванный показать достижения других планет. Но Фестиваль закончился, а что же осталось? Остались лишь его декорации (города, построенные жителями других планет) да совсем небольшая кучка жителей.

Главный герой — Дерк получает от бывшей возлюбленной просьбу о помощи — камень. Когда-то давно они договорились, что если кому-то из них потребуется помощь другого, то достаточно послать этот камень, и помощь придёт. Дерк отвечает на просьбу Гвен в надежде, что у неё остались к нему какие-то чувства, однако, прибывая на Уорлорн, видит её связанной узами серебряно-жадеитового браслета (фактически замужем) за Джааном Викари, кавалаанцем. Кавалаанцы и их весьма специфическая культура и занимают в романе основное место.

Роман очень сильно заставляет сопереживать героям и читается буквально на одном дыхании. На самом деле, трудно сказать, есть ли в этом романе хоть один положительный персонаж. Каждого Мартин в какой-то момент удостоил некой моральной дилеммы.

Этой книгой хочется восторгаться и любить, но перечитывать её для меня тяжело. В каждом абзаце романа чувствуется поэтичность, печаль и грусть, которые так были присущи Мартину-фантасту, и куда-то исчезли в Мартине-фентезисте.

Что в итоге? Очень сильное произведение, буквально пропитанное трагедией. Лучший роман Мартина, по моему мнению. Браво, маэстро!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2014 г.

Поначалу мне было интересно, как Мартин думает выцарапывать из любовного треугольника своих героев, чего я так и не дождался. Финал Мартин скомкал, видно и самому уже поднадоело. Впечатление после прочтения — какое-то у него всё искусственное, планета, нравы, сюжетные сцены. Так что, на мой взгляд, не самое лучшее произведение Дж. Мартина. Хотя идея создания этакой выставки достижений в космическом масштабе позабавила. Как говорится: хороший понт — дороже денег.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх