FantLab ru

Паоло Бачигалупи «Человек с жёлтой карточкой»

Человек с жёлтой карточкой

Yellow Card Man

Другие названия: Жёлтобилетник

Рассказ, год; цикл «Заводная»

Перевод на русский: К. Павлова (Человек с желтой карточкой), 2008 — 1 изд.
В. Гольдич (Желтобилетник), 2014 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 54

 Рейтинг
Средняя оценка:7.74
Голосов:286
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В повести молодого, но уже завоевавшего себе имя автора Паоло Бачигалупи речь идет о Таиланде не очень далекого будущего. Страна настолько переполнена иммигрантами, что они жестоко соперничают друг с другом за право обладания жёлтой карточкой, которая дает разрешение на получение работы. В повести рассказывается о человеке по имени Тран. Тран китаец. Когда-то он был преуспевающим бизнесменом, теперь же, когда вся его семья была убита, всё своё время он тратит на то, чтобы добыть эту жёлтую карточку и найти хоть чего-нибудь поесть. Тран встречает своего бывшего работника Ма Пина, которого сам когда-то уволил. Теперь же Ма Пин при деньгах, у него есть работа, а у Трана ничего этого нет. Эта встреча многое меняет в жизни Трана и приводит к некоторым трагическим последствиям.

Самые сильные сцены — это повседневная жизнь Бангкока будущего — скученность, нищета, жестокость полиции и жестокость беженцев друг к другу.

© Александр Малиновский

Входит в:

— сборник «Помпа номер шесть», 2008 г.

— сборник «Заводная и другие», 2011 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2007 // Короткая повесть

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2007 // Короткая повесть

номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2007 // Лучшее произведение малой формы


Лучшее за год XXIV. Научная фантастика, космический боевик, киберпанк
2008 г.
Заводная и другие
2014 г.
Алхимик
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume One
2007 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 20
2007 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction Twenty-Fourth Annual Collection
2007 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Fourth Annual Collection
2007 г.
(английский)
Pump Six and Other Stories
2008 г.
(английский)
The Windup Girl
2011 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2015 г.

Рассказ прекрасно дополняет «пищевую» серию. Автор создал безусловно странный, опирающийся на логику исторических событий, неприятно правдоподобный мир.

Вся линейка (Заводная и рассказы) читается легко, все авторские отступления лишь глубже открывают нам тяжесть «его» Земли.

Оценка: 9
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2013 г.

Присутствие элементов киберпанка безусловно плюс, но в целом о том, как быть бомжом, читать не интересно. Дело-то нехитрое.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2012 г.

Шедевр!

Прочитал подряд этот рассказ и Специалиста. Специалист тоже хороший рассказ. Но это типичное НФ постгибсоновской эпохи. То есть, что сделал бы из мира будущего Хайнлайн живи и твори он в наше время. Желтокарточный же человек встраивается в другой ряд. Первая ассоциация — а значит самая верная — которая пришла на ум — Чехов. Такие его рассказы, как Гусев, Мужики, В овраге. История о гибели патриархального, в смысле предыдущего, уклада жизни, и попытка людей выжить в новых, более жестоких для них, условиях. Понятно, что как у Чехова не получилось — ведь он гений, гений именно ХУДОЖЕСТВЕННОЙ прозы. Но и само приближение. само направление движения творчества Бачигалупи вызывает огромный респект. Конечно, это лучший его рассказ, шедевры как пирожки не пекутся, но все же мы должны быть автору и за этот единичный случай благодарны.

Это один из редких образцов НФ-прозы, не приправленной динамичной фабулой и острым сюжетом. Бачигалупи показывает — ТАК тоже можно, и можно сделать отлично! Такие тексты не на Хьюго, а на премию О.Генри выдвигать надо.

Маст рид для всех любителей просто отличной прозы.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2011 г.

«Блеск мачете, горящий склад. Пылают коробки с джутом, тамариндом и сжатыми пружинами. Всюду эти люди: зеленые повязки на головах, окровавленные лезвия, яростные лозунги… Их крики эхом разлетаются над улицами. Первый Сын убит. Телефон жены не отвечает. Лица дочерей… Превращены в кашу, похожи на лопнувшие гнилые плоды...»

Ужасный сон, наполненный кошмарами из трагического прошлого.

«Снова ночь в поисках объедков. Голодная ночь. Тран рыщет по темным переулкам, избегая удушливых тюрем-высоток. Вокруг и впереди бурлит, перемещается мерцающая волна котов-дьяволов. Мигают метановые фонари, горят слабо, коптят, чернят город. Жаркий бархатный мрак оплетает зловонным запахом гниющих фруктов. Сильная влажность тяжелит воздух. Духота. Темень. Пустые прилавки. На тротуаре спят актеры, словно разыгрывают сценку из истории о Раване».

А это уже страшная от безысходности действительность, вариант возможного будущего, мастерски изложенного Паоло Бачигалупи.

По девяти кругам ада придется пройти китайцу Трану, у которого было всё: деньги, власть, уважение, признание, и который лишился в мгновение того, что имел. Чем выше взлетел человек, тем больнее ему падать на грешную землю. Он перебрался с семьей в Малайзию, наладил там бизнес, стал руководителем крупной корпорации, конкурирующей на равных с Западом. Он указывал людям их место, учил, убеждал, заставлял. Но так и не стал своим. Националисты, «зеленые повязки», устроили переворот и он, потеряв семью, единственный уцелевший из них бежал в Бангкок, превратившись в беженца, оборванца, человека с желтой карточкой. Здесь он никто, как и тысячи других, дряхлый, немощный старик, который хочет выжить.

В отличие от большинства других рецензоров, я не был знаком с творчеством Бачигалупи раньше. «Человек с желтой карточкой» — это своего рода дебют. И надо признаться, я поражен! Стройным, оригинальный языком писателя, четкостью, понятностью его главной мысли и каждого отдельного маленького замысла («- Лучше четыре за четыре.»). Социально-психологическая фантастика Бачигалупи похожа на фильмы Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В ней столько же боли и отчаяния, гнетущего реализма, и полное отсутствие морализаторства. Царство мрака, куда иногда проникает лучик света и погибает. В фильме «Бьютифул» Иньярриту в одном из ответвлений сюжета показывает, как группа китайских иммигрантов, живущих на фабрике, и спящих вповалку на полу, погибают ночью, задохнувшись газом от горелок, обогревающих помещение. Испугавшись последствий, их хозяин (такой же китаец) выбрасывает их тела в море. Никому эти люди не нужны. Даже своим соотечественникам, себе подобным. Естественный отбор, животные инстинкты. Подобную ситуацию можно наблюдать и в «Человеке с желтой карточкой». Люди превратившись в зверей, грызутся за кусок рисовой лепешки, гнилого отравленного бактериями фрукта. Тот, кто был раньше всем, стал никем. И наоборот. Таиланд наполнен иммигрантами, а коренное население («белые рубашки») ненавидит их, потому что само живет в нищете. Людям не хватает кислорода, они задыхаются в духоте и страхе, но борются за жизнь, пытаясь получить работу и пропитание у «белых дьяволов», по сути тех же работорговцев, что и несколько веков назад. Европейцев, американцев...

Если хорошо присмотреться, то можно увидеть — в мире, описываемом Паоло, и фантастичности то немного. Ну разве что генномодифицированные животные (мегадонты, коты-дьяволы), японские роботы дарумы, да несуществующие вирусы и бактерии (пока что несуществующие, т.к. каждый год именно там появляются всякие атипичные мутанты со скрещенными штаммами). На самом деле автор описал реальность, пугающую действительность сегодняшнего Востока. Миллиарды людей, которым не хватает работы, одежды, пищи и других казалось бы простейших благ. Но вместе с тем одиноких в этом муравейнике, где каждый сам по себе, где каждый сам за себя. На другой полярности — бескрайние просторы Антарктиды, необжитых планет и открытого космоса — вот где легко сойти с ума от одиночества. Но нет, «Человек с желтой карточкой» доказывает обратное. По своим вопросам, проблемам, поднимающим на суд читателя, настоящая повесть ближе к классике, чем к фантастике. Не зря же приводилось сравнение с «Преступлением и наказанием» Достоевского, а Трана сравнивали с Раскольниковым. Только вот преступления и наказания здесь не будет. Находясь в этой плоскости ада, люди перестали быть людьми. Не ты, так тебя. Утрачены моральные ценности, сломаны внутренние барьеры. Цель — выжить. Вот только зачем? Можно долго размышлять и спорить о поступке Трана с его бывшим подчиненным, а ныне человеком, вознесшимся над ним и многими другими недавними боссами, о его личности, тем кем он был, и в кого превратился. Но автор не дает ответа, потому что это просто напросто невозможно, и он не имеет на это морального права, пусть и творец истории, но все-таки обычный человек, а не Бог.

«Человек с желтой карточкой» — сильнейший рассказ сборника, с мощным подтекстом, заставляющим думать и переживать, с отлично, детально прописанным миром будущего, а скорее все-таки настоящего, где перенаселенный Восток, втянутый в пучину капитализма, межрасовых конфликтов, пухнущий от голода и эпидемий — это атомная бомба, в которой протекает замедленная реакция, и которая может рвануть в любую минуту, разнеся в щепки целую планету.

Что же касается самого Бачигалупи, то рекомендую остальным и сам, конечно, постараюсь это делать — следить за дальнейшим развитием творчества покамест не известного в широких кругах автора, ибо предпосылки стать знаковой фигурой в современной литературе у него, безусловно, есть!

«Если ты хочешь быть впереди классиков — пиши предисловия к ним.» (с) Эмиль Кроткий.

Что же, звездочка на небосводе зажглась, посмотрим, что будет дальше.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2010 г.

У нас в Екатеринбурге есть рынок — «Таганский ряд» называется там очень много китайцев, корейцев, таджиков ну т.п. И когда я читал рассказ «Человек с желтой карточкой» мне представился этот рынок та же толкатня разные попрошайки, воры, торговцы... Я представил как же жить в таком мире просто жуть... Видимо в странах Азии всегда так, я имею в виду Китай или Индию. Бачигалупи просто добавил мутантов, и прочих генно модифицированных организмов, он показал как может опустится человек если с ним обращаться как с животным... Ужасный мир о котором охота узнать побольше, жду когда роман переведут на русский язык:smile:

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2009 г.

Создается впечатление, что автор соперничает сам с собой в описании всё более страшного и мрачного мира будущего. С каждым переведенным на русский язык рассказом становится всё страшнее. Ни одной светлой мысли, ни одного луча света в тёмном царстве... Но читается удивительно притягательно. Оторваться невозможно. В процессе чтения словно погружаешься в этот мир и начинаешь ощущать себя его частицей. Удивительно.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2009 г.

Преступление без наказания. Так как прочитанные ранее рассказы Бачигалупи мне очень понравились, то естественно, что при первой же возможности я прочел и «Человека с желтой карточкой».

И не разочаровался. Рассказ очень сильный.

Мир будущего показан с пугающим правдоподобием. Он уже знаком по «Специалисту по калориям». Опять те же реалии: энергетический кризис, активное использование людьми генных технологий, животные и люди, подвергнутые изменениям. Зацикленность всех на питании и продуктах. Единственный вид энергии, которым могут оперировать люди — кинетическая. Общее бедственное положение человечества усугубляется для героев рассказа тем, что они — люди бесправные, чужаки среди того общества, в котором они вынуждены жить.

Запомнилось то, что человек, на положении почти бомжа, тщательно просчитывает баланс калорий своего организма, чтобы выжить. Интересно, это издержки его прежних знаний, прежнего высокого положения и специализации? Или подобным образом поступают все люди за чертой бедности в мире рассказа?

Меня рассказ очень впечатлил. Но, тем не менее, хочу указать на его опасность. Он как яд, замаскированный под лакомство. За мастерством повествования и оригинальными идеями скрывается то, о чем задумываешься спустя много времени после прочтения. Падение человеческой личности. Главный герой, пройдя долгую цепь унижений, физических и нравственных мучений, переступает мораль. И рассказ на этом обрывается. Никто и ничто не карает его за это.

Преступление без наказания. Так же как и Раскольников главный герой за все время действия мается вопросом: Тварь ли я дрожащая или право имею? Так же как и Раскольников, он поставлен в тяжелые условия, которые толкают его на убийство. Но в отличие от Раскольникова герой не придет к раскаянию или не получит должного возмездия: от судьбы или от правосудия.

Воздам должное таланту автора. В то, что у рассказа складывается именно такой финал — веришь безоговорочно. Все толкает Трана к тому, что он совершил.

Рассказ занес в личный список избранного. Будем перечитывать и думать дальше. Тем более, уже написан роман автора, где действие происходит в мире «Специалиста по калориям» и «Человека с желтой карточкой». Так что будет шанс узнать больше.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2009 г.

Да, будущее то же, что и в «Специалисте по калориям», но здесь оно практически не играет роли в сюжете. Ничего бы не изменилось, если бы история происходила в наши дни или в недалеком прошлом, так как она не приключенческая и не научно-фантастическая, а философская. «Мы держим удачу за хвост», и судьба может повернуться к нам (или отвернуться) в любую минуту. Мысль, которая приходит в голову нечасто, обычно в такие поворотные моменты.

Атмосфера же рассказа еще более мрачна и безнадежна, чем в СпК. Постиндустриальный мир, разруха, голод, мытарства эмигрантов. Борьба за жизнь, за место под солнцем прямо-таки биологическая, люди представляются не личностями, а кишащей человеческой массой. Кто-то выбьется наверх, кто-то опустится еще ниже, кто-то и вовсе погибнет, задохнувшись в давке — ни способности, ни былые достижения роли не играют, всем управляет слепой случай. Поэтому и финальный поступок героя не вызывает ни страха, ни удивления. Возможно, он сумеет прожить остаток своей жизни относительно комфортно, но счастье его навсегда осталось в прошлом.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2008 г.

Бачигалупи продолжает разрабатывать тот же вариант будущего, что и в «Специалисте по калориям», но новый его рассказ понравился мне куда больше: предельно реалистичная история. Ко всему прочему Бачигалупи затрагивает довольно «неполиткорректную» и актуальную тему этнической вражды в Юго-Восточной Азии.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх