FantLab ru

Руслан Мельников «Метро 2033: Из глубин»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.76
Голосов:
65
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Из глубин

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Аннотация:

Вы читали «Муранчу»? Вы считаете, что познали ужас? Вы ошибаетесь!

Разговоры с призраками… Бесконечные лабиринты и хтонические чудовища, способные убивать сквозь титановую обшивку... Деревья, растущие под землей… «Саргассовы моря» из разлагающейся плоти… Да, все это безумие, но они попали в его эпицентр, а значит, чтобы выжить, тоже должны поступать безумно и действовать по безумным законам. Особенно, когда за бортом — повышенный уровень рвущегося из глубин ада!

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 345

Активный словарный запас: низкий (2612 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 42 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2013 // Ржавый Артём. Лучшая мужская роль второго плана. Илья Колдун


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Из глубин
2013 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«В недрах»

Рецензия на «Метро 2033: Из глубин» Руслана Мельникова

Четыре года назад был запущен портал «Вселенной Метро 2033». И каждый новый его участник, вплоть до нынешних дней, после регистрации на каждой странице сайта может заметить надпись: «Оставь надежду», с обращением по нику. Ни для кого не секрет, что это отсылка к великой поэме Данте Алигьери «Божественная комедия». И вот, по прошествии стольких лет, каждый читатель серии получает возможность спуститься в ад! Оставьте надежду, словно тапки в прихожей, и проходите. Будет страшно. Страшно интересно.

Однако, в отличие от классического сочинения тринадцатого столетия, «Из глубин» не обещает попадания в рай. Весь сюжет строится на путешествии в преддвериях ада. Нам предоставляется возможность узнать, какие они из себя спустя пару десятилетий после ядерной войны. И они по-прежнему ужасают. Граница ада теперь пролегает значительно ближе к поверхности, нежели раньше, и, хотя описания не обязательно жуткие, своеобразное оцепенение охватывает с головой.

Но начнём с обыденного. Сразу замечу, что эта рецензия неотделима от спойлеров, как «Из глубин» — от «Муранчи». Поэтому пусть никто не обижается, если прочитает о том, о чём не хотел бы узнать так быстро.

Итак, действие романа начинается вполне стандартно. Бункер. Да ещё и секретный. Ладно, почему бы и нет. Благо, сам я знал об этом ещё до прочтения книги. Колония, разделённая на несколько секторов. Социальная граница между ними сродни пропасти. Главный герой, из сельскохозяйственного сектора «Г», куда берут только самых никудышных, и прочие основные персонажи, из правительственного сектора «А», стоят абсолютно на разных ступенях общества. По сути перед нами своеобразная история эпсилона, по странному стечению обстоятельств стремящегося занять место среди альф. И, надо заметить, это ему удаётся! Вот только никто не говорил, что альфы приняли его сразу. Спасибо… Илье Колдуну.

Несмотря на то, что именно этот персонаж, который в книге гладко выбрит и с постоянной улыбкой, помещён на обложку, место в сюжете он занимает довольно спорное. Естественно, знакомое имя якорем тянет читателя к предположению, что всё завязано на нём, и в какой-то мере так оно и есть, но слишком большое количество событий легко опровергают подобный ход мыслей. Главный здесь — Стас. У них с Колдуном много общего, и самое важное здесь зиждется на теории Двойников. Хотя я про себя упорно именовал её теорией астральных близнецов, особой разницы в этом нет. Концепция её легко выносит мозг, поэтому сейчас, думаю, пойдут мои выкладки на основе прочитанного.

Существует человек. Вдруг с ним случается что-то из ряда вон выходящее, из-за чего в другом месте, где тоже что-то произошло, материализуется Двойник. Двойника до происшествия в этом самом другом месте не существовало, и вся память о нём (да и его тоже) объявляется в головах знакомых Двойнику людей подобно программе-шпиону, мимикрирующейся под какой-то безобидный документ в файловой системе. Собственно, Илья Колдун — не альфа, а обычный представитель сектора «Д», уничтоженного ещё до начала действия «Из глубин». Видимо, в тот же день на станцию ростовского метро Аэропорт напали жабоголовые, что и обусловило появление Двойника именно главного героя предыдущей метрокниги Руслана в «Аиде».

Стас же получает своего Двойника во время перегрузки реактора. После осознания смерти первого и летального исхода приключений второго объявляется третий Стас, из Москвы. Тут отдельная история. Изначально полковник Гришко — правитель «Аида» — назвал конечным пунктом назначения Кольцевую линию. В финале романа цель путешествия оказывается несколько в другом месте, где-то на юго-востоке Подмосковья. Однако «Боевой крот» — подземная лодка, на которой персонажи передвигались неподалёку от адских глубин — всё же добирается в эпилоге до столичных тоннелей. Выходит, туннель, где происходит действие последних двух страниц романа, находится аккурат на юго-востоке Московского метрополитена. В одном из трёх участков подземки, остающихся «терра инкогнита». Будучи жителем этого самого юго-востока, естественно моё желание верить, что БК-7 прошмыгнул именно там, возле «моей» станции. Но тогда получается, что жители отрезанного наземным промежутком перегона Текстильщики — Волгоградский проспект участка дружат с ближайшим соседом (Ганзой, начинающейся как раз на Волгоградке). Ну, или, как вариант, на них параллельно с эвакуацией «ашников» и Стаса из «Аида» напали дикари и мутанты, поклоняющиеся Великому Червю. Если принять во внимание тот факт, что Илья Колдун вселялся в личину своего Оригинала именно в момент прохождения муранчой ростовского метро, действие «Из глубин» происходит в сентябре. От силы в октябре. То есть не меньше чем за месяц до действия «Метро 2033», когда Большое метро, наконец, узнало, что Парк Победы — оплот червепоклонников — не является мёртвой станцией.

Был Двойник и у Кири, в Казани. Но там у них всё время Зилант шуршит, так что вполне правдоподобно. Хочется заметить, что именно благодаря Кире я заметил своеобразную схожесть «Из глубин» с мультфильмом «Девять», в своё время озвученным Дмитрием Глуховским. При этом спасшихся на «кроте», тоже ровно девять!

Неприятно осознавать, что первым героем, умершим на страницах книги, стал мой тёзка. И хотя Руслан дважды меня уверил, что я никакого отношения к нему не имею, ощущение от этого какое-то… неприятное. С другой стороны, все имеющиеся смерти здесь настолько оправданны, что обычной рефлексии по поводу невинно убиённых героев автор на этот раз не дождётся. А может, просто не полюбились они так, как некоторые другие.

Впрочем, сам факт смерти всех (!) персонажей настолько растянут во времени, что невольно привыкаешь к этому. С оглядкой на теорию Двойников очень сложно понять, кто на самом деле жив, а кто — не очень. Если даже Ростов-на-Дону обзавёлся Двойником, то что уж говорить о людях! Но помимо Двойников имеется ещё и контингент призраков. И всё это множит сложность понимания. Мистика, одним словом! Собственно, будь «Из глубин» фильмом, то постер обязательно содержал бы такие слоганы как «Ниже ада» (привет Андрею Гребенщикову) и «Сегодня мы отправляемся в ад!» Однако Руслан Мельников уже давно показал, что его фантастика имеет очень много неожиданных идей, которые в ходе книги могут меняться самым кардинальным образом. Даже непохожая на другие книги серии «Из глубин» имеет несколько перекличек с «неметрошным» творчеством автора. Особенно близким по духу является его роман «Бронепоезд. Огненный рейд», где в один из вагонов прогрызлись твари сродни камнегрызом, и имелось эпичное путешествие за сомнительной целью. Вот только, кажется, Руслан внял отзывам на «Бронепоезд» и устроил вполне себе социальное взаимодействие между всеми членами экипажа, в том числе не без любовных линий. То, что «Из глубин» смахивает как минимум своей атмосферой на «Муранчу», вполне очевидно, ибо одно перо, один сеттинг. Ещё есть определённая схожесть с дилогией «Мёртвые братства», где мёртвые правят миром. Здесь они просто в нём живут, подкрепляя общую мысль Владимира Березина и Шимуна Врочека о том, что «мы все уже умерли».

Разумеется, не обошлось и без отсылок к другим романам. Вера — жена полковника и по совместительству связистка «Аида» — заявляла, что, мол, ряд городов что-то там да посылает в эфир. Самыми пикантными моментами я считаю болтовню в эфире Якутска, Карибов и Америки. Но, тем не менее, это выглядит сомнительным, что чуть ли не каждый описанный город что-то да ляпнул в фонящую атмосферу, и это услышалось на секретном объекте в Уральских горах. Идёт, прямо скажем, вразрез с безысходным прологом «Метро 2034» о молчании в эфире… И странно, что в списке не значились Полярные Зори. В результате есть приветы тем произведениям, которые описывают локации, встречавшиеся в серии лишь однажды. И в их числе «Британия» (а то и «Лондиниум»), «Корни небес» и «Ледяной плен». Однако главная отсылка — «Муранчу» я выбросил из этого списка как минимум потому, что уже упоминал выше — есть к «Ниже ада». Андрей Гребенщиков, как известно, был бета-ридером «Из глубин», а значит, в какой-то мере он одобрил события, которые произошли в ЕГО городе после действия его собственного романа. Федералы, застрявшие в Верхнем Дуброве весной 2033 года, всё же пробились в сердце Урала и стали подминать под себя город. Гибнущая Конфедерация Уралмаша (в книге просто уралмашевская ветка; вполне очевидно, что речь не о большевиках) отправляет во все стороны (кроме федерального востока) отряды, дабы найти новое место для жизни. Увы, она терпит полный провал по всем фронтам… Из «Ниже ада» призраком проскользнул в «Из глубин» зашкаливающий уровень мистики. Но мистики на уровне «Голода». То есть по сути новый роман Руслана Мельникова — психологический триллер, но ещё чуть-чуть, и получим хоррор.

Я обещал, что сделаю исключение в рамках этой рецензии и немного расскажу о работе над картой к роману. Так уж получилось, что первым делом мы с соавтором, Ильёй Волковым, получили на руки список локаций книги. Затем уже сеттинг. И самое сложное, с чем пришлось столкнуться, это упоминание автором неких призраков. Сейчас, уже после прочтения, я могу понять, почему Руслану так трудно было объяснить нам природу этой опасности. По сути это и не опасность вовсе, так, предупреждение. Вроде кришнаитов и свидетелей Иеговы. Странным был и тот факт, что Ростов-на-Дону наносить на карту не надо. В общем-то, правильно. Где он — и так понятно, а что в нём происходит, полностью отдано на откуп «Муранче». «Из глубин» не делает никакого вклада в мир Южной столицы, если не считать объяснения, откуда там взялся метрополитен. Увы, о том, что герои будут путешествовать в преддвериях ада, нам Руслан ничего не сказал. И я очень рад, что так не случилось. Что сказал бы читатель, увидевший бы, что возле Перми и в Подмосковье разломы, ведущие в инфернальный Нижний мир, Татарстан с проросшим в толще земли лесом из корней Мирового древа (и ещё, кажется, заккум-дерева) и загробным миром татар, а после Нижнего Новгорода начинаются воды с трупами? Уж лучше создавать двусмысленность затопленными подземельями Нижнего и разрушенными — Казани, нежели забивать карту чересчур неподходящей по формату информацией. Заодно полезно иногда сохранить при наличии карты главную интригу всего сюжета (по крайней мере, с точки зрения сеттинга).

Знаете, до сих пор из вышедших в этом году метророманов лучшим я считал «Право на жизнь» Дениса Шабалова, а после него долго никого не было, то теперь совсем рядышком, если не на одной ступени, встал «Из глубин» Руслана Мельникова, автора, чей роман 2011 года я поначалу хотел выбрать на «Лучшей книге „Вселенной Метро 2033“-2012». Да, новый роман Руслана получился мистическим, сложным для восприятия, но богатым на новые локации, что после пяти (или шести?) книг только о Москве и немного об области кажется глотком свежего воздуха из ведра Алёны, и бодрым, благодаря нередким парцелляциям, авторским обращениям к персонажам и лёгкой игре слов. Согласен с обычно не очень компетентным комментариям Дмитрия Глуховского на задней обложке книге — однозначно читать!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения книги чувство было двоякое. Плюсом романом является идея сюжета и психологическая задумка автора. Можно сказать, получилась смесь атмосферы Fallout с некоторыми линиями Ж. Верна в постапокалиптической вселенной. Также стоит отметить взгляды действующих лиц на происходящие события. Минусов является все остальное. Рамки вселенной были разбиты, беды в этом большой нет, но ведь вселенная для того и была придумана... Определенные события вызывают негативные эмоции, связь которых исходит от бредовых идей. Так это или нет, решать только Вам.

Оценка: 4
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет слов. Очень, очень слабо. Заслуженная двойка.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх