Сергей Лукьяненко «КВАZИ»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Спецслужбы | Бессмертие | Путешествие к особой цели | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Один плохой полицейский. Один мёртвый полицейский. Одна неделя, чтобы спасти весь мир
Отрывки публиковались в ЖЖ автора.
Входит в:
— цикл «Кваzи»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 227
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2676 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 56%, что гораздо выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
РосКон, 2017 // Роман. 3 место («Бронзовый РОСКОН») |
Номинации на премии:
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2016 // Премия "Созвездие Большой Медведицы". 3-е место | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Лучшая отечественная книга | |
номинант |
Интерпресскон, 2017 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2017 // Премия "Золотая цепь" |
- /языки:
- русский (3), немецкий (1), чешский (1), болгарский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (6), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Вейс (1), В. Велчев (1), А. Фрекман (1), К. Шинделарж (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Semurg, 4 августа 2016 г.
Старый добрый Лукьяненко вернулся. Ну вот реально! Наконец оригинальная книга, ладная и добротная. Читается запоем, на одном дыхании, не раздражает и царапает, как последние, а наоборот оставляет кайфовое послевкусие. И кстати трогает, детско-материнские темы сильны, хотя наверное это полу-запрещенный приём. А так в целом вот это обилие карикатурных тем, а именно зомби-апокалипсис, мозги, не жив-не мёртв (типа вампиров), мачете и т.д. показано на удивление правдоподобным, логичным и органичным. Интересный мир получился. Лукьяненко честно придумывает идейные доводы обеих конфликтующих сторон. Очень правдиво. Детективная составляющая тоже весьма хороша и держит интерес. Кстати такими работами Лукьяненко вполне может поменять текущий тренд, где все стебут и гнобят пейсателя. И снова как тогда, давным давно, споём ему осанну.
major kolz, 5 августа 2016 г.
Кваzи, «мертвый полицейский», не-мертвые — сразу подумалось что постапокалиптика. А постап — это про невротиков, со всех их этим недоверием ближнему, человек человеку волк, метафорой общины каннибалов и «я делаю что должен». Мол, в какую задницу должен скатится мир, чтобы это все обрело смысл, стало логически обоснованным поведением. Дурные позывы есть в каждом — вот и интересна нам тематика развалившегося мира, ибо позволяет «заглянуть в темные уголки своей души».
Это книга не про постапокалипсис — это социальная фантастика, она про обычных людей. Про то, что женщина в органах всем доказывала, что у неё «есть яйца» — что чрезмерная агрессивная манера так и осталась с ней даже тогда, доказывать когда уже ничего и не нужно стало. О старушках, которые пишут в полицию, что их соседи чем-то подозрительным занимаются. О подростке, что с жиру увлекся одиозной социальной доктриной. Было о людях настолько привязанных, зацикленных на других — что не могут тех отпустить.
И эти маленькие сценки получились хорошо: персонажи играют свою роль и в них легко можно «узнать» какую-нибудь соседку, малознакомого сослуживца. Почти к каждому такому «обычному человеку в обычных условиях» подвязана тема с не-мертвыми — чтобы показать на множественных уровнях что конкретно изменилось в обществе после катастрофы с зомби и после того как люди стали сосуществовать с кваzи. Ну или не изменилось: в сцене с мужичком-выпивохой нет ничего про не-мертвых — мол, когда бутылка в центре внимания, на такое мелочи внимания не обращаешь.
Присутствует вполне литературный юмор, концепция зомби дает несколько интересных приложений. Напарник отыгрывает Спока (ну, из фильмов Абрамса — с остальными не знаком). Куски композиции взята из «Спектра» (спецслужбы особое дежавю вызвали). Семья главного героя, как многоступенчатая ракета толкает драму вперед, забавно получилось. Немного театрально — но в финале это обыгрывается.
В целом — отличная книга на вечер, не отрываясь прочел. Очень визуально написано — даже если денег на сериал не дадут, я все равно что-то в таком духе в голове уже прокрутил.
alexis1273, 1 сентября 2016 г.
Хоть я и люблю Лукьяненко и читал практически все, но за эту книгу брался с опаской, так как весь этот зомби-пост-апокалипсис достала по самые гланды и на экране, и в тексте. Но как ни странно, книга понравилась. Лукьяненко все-таки крут или суперкрут.
Во-первых, как такового зомби-апоклипсиса тут и нет. Зомби есть, а апокалипсиса особого нет. В характеристиках книги главная — социальная, ну и как следствие философская проблематика вытекает. Проблематика отнюдь не абстрактная на фоне того, как сейчас торгуют детьми и органами, на фоне сообщений, что Ротшильд заменил шестое по счету сердце и прочей трансгуманистической мути.
Книга получилась на редкость многослойной с намеками, аллюзиями и жесткой сатирой на современную фашистскую либерду и толерастию. Думаю, за это в первую очередь и минусуют, те кто себя узнает. Кстати, каждый минус за этот комент занесу себе в актив и приму с благодарностью.
Отдельное спасибо за образ Евгении Курициной — директора дома престарелых. Это супер! Сколько современных медийных персон в ней сразу ассоциируется.
Ruddy, 14 декабря 2018 г.
Возвращение старого доброго Лукьяненко, которого я так полюбил еще с Дозоров, Генома, Рыцарей и Диптауна.
Ярко выраженное авторское «па» в виде многочисленных диалогов.
Размеренное повествование с плавным раскрытием сюжета и мира.
Строго выверенные и умеренные мазки становления персонажей.
Неожиданная детективная составляющая в мире победившего «кваzизма».
Как же этого не хватало в последние годы моих многочисленных прочтений всяких других книг и рассказов даже самого Лукьяненко.
И как же вкусно взять вот так эту книгу, «ввернуть» ее на 4 часа ночью, толком не спать и поутру под завтрак дочитать, наслаждаясь несомненно не исписавшимся лучшим в России фантастом и далеко не потерявшим своей уникальности классиком этого жанра.
Лукьяненко в этом романе показал — есть порох в пороховницах! И это очень радует. Буду читать продолжение!
samez, 11 января 2019 г.
Лукьяненко есть Лукьяненко. Читал не мог оторваться. Вроде и нет суперголволомного сюжета, вроде и тема не новая. Но написано очень интересно и легко. Заметил, что много мелких деталей. У другого бы автора отнес бы к минусам, как затянутость сюжета, а тут наоборот все к месту. Сразу поехал продолжение купил...
witchcraft, 21 октября 2016 г.
Роман в целом понравился. Не могу сказать, что героев я полюбила. Но мир получился очень интересным.
Mishel5014, 12 августа 2016 г.
Ну вот и славно.
После кучи продолжений «Дозоров», после «Пограничья» в стиле «ни рыба, ни мясо», после долгого затишья — Сергей Лукьяненко написал-таки хороший роман.
Добротный фантастический детектив в стиле зомби-апокалипсис (ну ладно, пускай кваzи- апокалипсис, надо ж новые термины придумывать, не бластером единым пришелец силен).
Роман увлекает с первых строк. И славно, что присутствует тяжелая и вечная проблема выбора. Как в нормальной жизни, без всяких зомби.
Ты хочешь мира? А выбирать приходится из двух войн.
Ты хочешь отомстить подлому врагу? А перед тобой беззащитный ребенок.
Очень симпатична для меня была тройка героев — опер, следователь, судмедэксперт. Практически ЗнаТоКи нового мира ( кто постарше, поймет).
За директоршу пансионата — «сферическое небыдло в вакууме» — автору отдельное мерси.
Знаю, у снобов принято не любить Лукьяненко. Так что к минусовке отзыва готов!
А тем, кому нравятся ранние вещи Сергея, вполне рекомендую прочесть...
Stan8, 15 августа 2016 г.
После всех этих триксов и застав, я уже почти не надеялся увидеть от Сергея новую качественную серию, как случилась нечаянная радость:«КваZи«!
Хоть и не был я никогда любителем постапа, и не слишком продуманным кажется мне мир, прошедший ужасы апокалипсиса, по которому вроде как бродят миллиарды восставших зомби... и параллельно за стеночкой уютно живет себе Москва, без проблем с продуктовой логистикой, ценами, инфляцией?
Но Лукьяненко никогда не интересовала экономика, он привык сосредотачиваться на нравственном выборе героев, привык разворачивать их на 180 градусов при сложных моральных дилеммах. Это его фирменный почерк, и я рад, что герой по имени Денис получился похожим на героев раннего периода творчества Лукьяненко.
Также превосходно удался — и это моя главная похвала книге — динамичный детективный сюжет, очень качественный и добротно прописанный.
Отдельный плюс за характеры героев, в которых теперь появилась самоирония, чего раньше мне немного недоставало у Сергея.
Прочитав критиков этого отличного романа, добавляю к оценке один балл в надежде на продолжение и еще один балл просто в пику людям, которые критикуют автора не по литературным, а по политическим соображениям. Таким образом — 9 в самый раз! Спасибо, Сергей, за начало нового цикла!
Тиань, 21 июля 2017 г.
Тема зомби сейчас популярна, и Сергей Лукьяненко не смог обойти ее стороной, при этом подход его отличается оригинальностью и авторским стилем. Его роман населен не только толпами голодных ходящих мертвецов, но новой формой разумной жизни, с которой людям приходится сосуществовать и взаимодействовать.
Идейно роман продолжает традиции первых произведений «Дозоров». Автор возвращается к вопросам, что есть жизнь, смерть, бессмертие, какую цену можно заплатить за то, чтобы оставаться вечно живым, что можно простить другому разумному и себе самому, а что простить никак нельзя. Каждый персонаж романа так или иначе решает для себя подобные вопросы, потому что в мире созданного Лукьяненко постапокалипсиса вопросы эти обретают безжалостную конкретность.
Роман этот сам немножко квази. Он не только вторичен по отношению к предыдущему творчеству Автора, но и поверхностен в плане прорисовки мира и сюжетных линий. Очень много непонятного и странного в созданной Автором фантазии. Получается как бы не новый роман, а его имитация, подобно тому, как придуманные Автором квази имитируют чувственную составляющую и многообразие жизни, будучи на самом деле эмоционально статичными и фиксированными на чём-то одном.
Но, как ни странно, это совсем не мешает книге. Да, есть самоповторы. Но ведь повторяются любимые многими читателями идеи и образы. К ним хочется вернуться, оценить в другой обстановке, искажающей традиционную систему ценностей. Некоторая туманность мира и мотиваций немного огорчает, но, в то же время, позволяет сосредоточится на главном — нравственном выборе героев. Не столь важно, что там происходит за МКАДом, важно, как и чем живут те, кто в кольце — живые и квазиживые, и где на самом деле проходит граница между подлинной жизнью и ее имитацией.
На мой взгляд, роман Автору удался. Квазикнига о квазижизни — это символично и позволяет лучше понять героев. Автору спасибо.
mist, 28 сентября 2016 г.
Вот неожиданно хорошо. Давно Лукьяненко не читал и рад, что наконец у него появилось что-то более серьезное, чем чисто развлекательные Застава и Трикс. Последние дозоры тоже немного разочаровали — не было принципиально нового. Крепко сбитая без особых соплей драма о человеке чью судьбу переломили непреодолимые обстоятельства.
Роман, конечно не без некоторых натяжек. Лично меня смущает разница отношения Михаила в начале книги к восставшим. Квази — может быть каждый, соответственно восставший — личинка квази. Открывшиеся к концу книги обстоятельства: квази становятся очень немногие восставшие и в очень узких условиях, что противоречат поведению Михаила в начале книги. Видимо задумка автора претерпела некоторую эволюцию в процессе написания.
Понравилась социальность книги: о становлении героев в непростых жизненных обстоятельствах. . Постзомбиапокалипсис, где люди умудрились уживаться с зомби и постзомби. При этом еще и о контакте людей с постзомби, как о контакте разных цивилизаций. Понравилась некоторая вкусовая схожесть с А. Громовым — много внимания политическим решениям, вопросам власти и ее цены.
spectrum090, 26 января 2018 г.
Для меня знакомство с новым романом Сергея Лукьяненко началось с его интервью:
«Всегда хочется написать что-то новое. Год назад меня попросили придумать какой-нибудь интересный зомби-сюжет для телесериала. Я сюжет придумал, он всем понравился, сериал в итоге так и не стартовал. Хотя желающие есть, может быть, он и будет. Но, поскольку была придумана достаточно интересная концепция, я подумал, что материалу пропадать не стоит, и написал книгу».
Как по мне, идея вышла достаточно свежей и оригинальной, а сам роман — добротным и увлекательным. Т.к. изначально он писался как сюжет для сериала, то не ждал от него каких-то откровений и потому был приятно удивлён вышедшей вещью. Это всё-таки роман, нежели сценарий, хотя и есть в нём несколько чисто киношных ходов, которые вполне можно простить, если исходить из истоков идеи.
В романе есть очень много интересных размышлений, философских вставок, которые вряд ли смогут найти своё отражение в кино. Концовка романа
Не могу не упомянуть ряд чисто киношных ходов:
- типа противостояния директору санатория для престарелых и её охраннику, финальная истеричная пафосная речь мадам;
- героический штурм лечебницы для восставших в лице трех человек и возвысившегося, схватка с восставшими и самопожертвование священника;
- чисто киношная сцена «я не хочу ничего знать, забери свой конверт!»;
- истерика ГГ по типу «не хочу тебя больше видеть, ты чудовище и т.п.» (хотя это как раз-таки можно понять, если сложить обе части головоломки: возвысился и успел спасти ребёнка + открывшийся способ возвышения очевидно за счёт находящейся рядом матери). Удивительно, как он его на месте не попытался убить, а всего лишь нелицеприятно высказался;
- предфинальная сцена ладоней через стекло;
- ну и в финале, конечно, должен пойти дождь для придания большего трагизма :D
На протяжении всего сюжета книга держит читателя в напряжении и касательно жизни героя за 10 лет до описываемого момента, и разворачивающихся на глазах событий, отчего прямо-таки хочется прочитать её от начала до конца не отрываясь! И при повторном прочтении спустя какое-то время это впечатление остаётся. Данная книга однозначно стоит того, чтобы погрузиться в неё с головой.
Напоследок хочу привести любимый отрывок из книги, очень жизненный на момент прочтения:
«Философы и гуманисты говорят нам, что каждая человеческая жизнь – равноценна. Что для мироздания одинаково важен и одинаково ничтожен каждый. И Бетховен, и Пастер, и Королёв не более и не менее ценны, чем китайский крестьянин, что проводит всю жизнь на рисовом поле, шотландский безработный, каждый день надувающийся «Гиннесом» в пабе, и латиноамериканский наркоторговец, продающий на улицах Нью-Йорка белую смерть.
И мы даже склонны с этим соглашаться, в душе морщась, но кивая и бормоча про то, что каждый человек – целая Вселенная, и каждая жизнь – бесценна, а каждая смерть – непоправима.
Ровно до тех пор, пока на чашах весов оказываются не абстрактные Авиценна и египетский каменотёс, а два совершенно обычных, незнаменитых человека, но один из которых – твой близкий, родной и любимый.
Вот в этот момент весь гуманизм и вся софистика спадают с нас будто шелуха.
Потому что смерть своего ты простить не можешь, а смерть чужого – запросто. Ну хорошо, не запросто. С некоторым усилием и лёгким дискомфортом.
Так уж устроена жизнь.
Наверное, это несправедливо.
Но в этой жизни даже Бог никому не обещал справедливости».
М И Ф, 9 декабря 2018 г.
Я давно ничего не читал. Просто как-то надоело. Нет тех эмоций, как раньше.
И вот что мне подумалось, многие пишут, что авторы (и Лукьяненко в том числе) исписались, стали не те. Да чего уж, сколько раз такая мысль возникала у меня в голове. Но сейчас ... мне всё больше кажется, что это не авторы стали писать хуже, это мы «зажрались».
И с этой точки зрения в «КваZи» я увидел старого доброго Лукьяненко. Такого, которого читал ещё где-то в 2000-ом. И сдаётся мне, кто в течение года не будет ничего художественного читать, придёт к похожей точке зрения.
С уважением ко всем ...
ldv-writer, 2 февраля 2018 г.
Первое, с чем у меня ассоциируется роман «Кваzи» – слово «профессионализм». Можно ли написать что-то свежее про зомби – на избитую, изъезженную вдоль и поперек тему? Оказывается, можно. Естественно, этой книге изначально сложно было избежать устойчивых ассоциаций с многочисленными произведениями и фильмами на тему зомби-апокалипсиса, начиная с «Обители зла». Лично у меня возникли еще ассоциации со «Стальными пещерами» Азимова. Вместо киборга-космонита напарником человека-полицейского становится посланник кваzи – возвысившихся мертвецов. Люди и кваzи недолюбливают друг друга, но вынуждены работать вместе, чтобы предотвратить глобальную катастрофу. На этом ассоциации заканчиваются. Автор смотрит на ситуацию с нового неожиданного ракурса. Ставит вопрос: а не являются ли кваzи новым, более совершенным разумным видом, способным потеснить человека с вершины эволюционной пирамиды? Мир проработан очень тщательно, до мелочей. Не остается белых пятен, кроме одного – несколько в тумане остались первичные причины катастрофы, в результате которой в зомби (восставших) превращается каждый умерший на земле, если его не сожгли и не отрубили голову. Хорошо расписаны взаимоотношения людей, кваzи и промежуточной ступени между ними – неразумных и кровожадных восставших. Хотя действие происходит в пределах МКАД, но не кажется, что Москва – остров в океане пустоты: короткими, но емкими штрихами дана и обстановка в остальном мире. Отлично проработана структура романа, грамотно расставлены флэшбеки. Очень сильно закручена интрига, хватает неожиданных сюжетных ходов и перевертышей. По ходу повествования равномерно распределены крючки, цепляющие внимание читателя и не дающие ему ослабнуть, а также в нужных местах развешены ружья, каждое из которых стреляет в свой срок. Основательно проработана и психология, герои весьма объемные, живые (даже те, которые, вообще-то, мертвые) в их эмоции и моменты морального выбора веришь, они не обозначены, а ярко показаны. Чувствуешь разницу психологии между людьми и кваzи, понимаешь, что мир необратимо изменился, и эти два сообщества вынуждены уживаться. Видишь все стороны проблемы, понимаешь причины назревшего конфликта и реальность опасности для существующего мира. Впечатление от книги остается очень сильное. Это не боевик и не трэш-хоррор – это социальная фантастика на постаповском фоне с интересными НФ-задумками и даже довольно глубокими философскими мыслями о жизни и смерти, о развитии цивилизации и т.п. И, хотя базовое фантдопущение не самое новое, оно переосмыслено, хитро развернуто и дополнено. Уровень исполнения очень впечатляет. Концовка тоже не разочаровывает – три перевертыша на четырех последних страницах – это что-то!
Mozzart1977, 20 января 2017 г.
Хорошее произведение. Сергею Васильевичу удалось включить в роман все необходимые элементы интересного чтива. Тут и закрученная детективная история, и довольно реалистично показанная вымышленная реальность недалекого будущего, грамотно расставленные флэшбэки. Немалое внимание в книге уделено социальной проблеме сосуществованию «видов». Единственное, за что можно пожурить автора, на мой взгляд, несколько шаблонные характеры персонажей. Но это не страшно, главное, что читать интересно.
TD, 21 августа 2016 г.
Какой же, все-таки, молодец Лукьяненко! Сколько отзывов! Хоть хороших, хоть плохих — довольно активно обсуждается каждое его произведение. Значит, хороший автор.
Что касается «Квази», могу сказать, что понравился роман, даже очень. Да, герой узнаваем, да, идеи знакомы. Но это — почерк (как инвенции Баха сразу слышны, или мелодии Крутого, или ван Гога узнаешь по мазкам, или милого — по походке).
Зомби-апокалипсис? Или мир после «революции толерантности»? По-моему, параллель настолько очевидна, что остается только искать знаки (Европа поглощенная, цвет у «иных» особый, радикальное неприятие или терпимость к «квази», выкрик «квазюк», лекции в школе, потихоньку приучающие детей сначала просто к серо-голубым, затем — завоевание симпатии и проч.).
В этот раз — не параллельный мир, ни сумрачный, ни инопланетный. В этот раз — наше будущее.
Минус один балл за «великого политика Путина» и за отсутствие информации о спасенной от квази Алма-Ате.