fantlab ru

Генри Миллер «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.60
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха

Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch

Роман, год

Аннотация:

Поздний автобиографический роман великого Генри Миллера, — мягкий, лиричный и самоироничный.

«Здесь я обрету покой», — слова из книги, ключевые для понимания этого произведения, в котором повествуется о влиянии красоты природы на творческий потенциал писателя и его представление о прекрасном.

Описания встреч с талантливыми современниками, происходящих в этом «духовном заповеднике», лишены скандальности ранних книг Миллера. Здесь прославленный бунтарь предстает истинным философом, который обрел на склоне лет не только мудрость и покой, но и свой «потерянный рай».

Примечание:

Фрагменты рукописи публиковались в периодике отдельными произведениями до выхода романа; текст очерка «Дети земли» (1953) не вошёл в окончательную версию.

До первой официальной публикации в 1957 году был издан в США небольшим тиражом в частном порядке (известно по крайней мере одно издание 1955 года).

Третья часть романа, под названием «Потерянный Рай» (Paradise Lost) была опубликована в 1956 году (за год до первой официальной публикации) отдельной повестью под названием «Дьявол в раю» (A Devil in Paradise), в дальнейшем под этим названием также публиковалась самостоятельно. Также, третья часть была включена в первое американское издание от 1957 года, но отсутствовала в первом британском издании 1958 года.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
6.00 (1)
-
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Новая Юность №2 (65), 2004», 2004 г.



Тропик Любви
2004 г.
Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха
2006 г.
Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха
2011 г.
Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха
2018 г.

Периодика:

Новая Юность №2 (65), 2004
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch
1957 г.
(английский)
Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch
1958 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Биг Сур и апельсины Генри Миллера

«Я принялся умолять Музу не заставлять меня писать все те «грязные» слова, все те скандальные, скабрезные строки, объясняя ей, что скоро, подобно Марко Поло, Сервантесу, Беньяну мне придется писать свои книги в тюрьме или у подножия виселицы...

Надобно иметь смелость, чтобы признать своею драгоценность, что тебе преподнесли на блюдечке.»

Этот фрагмент относится не к благостно-гармоничному периоду жизни на Биг Суре, он приоткрывает дверь в творческую мастерскую Генри Миллера периода работы над прославившей писателя Парижской трилогией («Тропик Рака», «Черная весна», «Тропик Козерога») — скандальной, эпатажной, эксгибицонистской. Тех книг, за которые я опасалась браться. Н-ну, потому что говорение матом о непристойностях не нахожу привлекательным, даже голосом великого мастера.

Так или иначе, он имел смелость принять то, что Муза преподнесла на блюдечке, мир распростерся у его ног, а слава раскрыла ласковые объятия, что не означало решения всех финансовых проблем, но на домик в калифорнийском Биг Суре, где можно было поселиться в уединении, дабы на лоне природы размышлять о тщете сущего и всякое такое — в общем, хватило.

Про уединение, главным образом, фигура речи, потому что жизнь с детьми и женой, тридцатью годами моложе себя, его изначально не предполагала, а бешеная популярность, которую эта местность снискала, благодаря решению Миллера поселиться в ней, не оставила надежд на тихую рустикальную жизнь. Двадцатый век явил не единственный пример сонного местечка, которое становится колонией интеллектуалов, когда дает приют властителю дум. Франсуаза Саган привлечет толпы в деревню Авалон Сюр Мер, а на Кейп Код, вслед за Куртом Воннегутом, устремятся все, кто есть кто-то.

Но здесь и сейчас у нас «Биг Сур и апельсины Иеронима Босха». Гений разрывается между желанием творить нетленку и необходимостью поддерживать реноме, принимая толпы посетителей и отвечая на тонны писем со всех концов света. Между поздней нежностью к дочери и разочарованием в молодой жене, которая откровенно подбешивает. Между прекрасной зрелостью своего таланта и окончательно переставшей посещать Музой.

o-r.jpg

Едва ли не с большим интересом, чем к писательству, рисует свои акварели, опровергающие тезис о талантливом человеке, непременно талантливом во всем. Отбивается от фриков, то и дело являющихся под слоганом «я к вам пришел навеки поселиться», и пишет эту замечательную штуку, с жанром которой затрудняюсь определиться: мемуары, автобиография, эссе, философский трактат? Отовсюду понемногу.

Книга достаточно четко структурирована делением на три части. Первая «Апельсины тысячелетнего царства» — это такая декларация близости к природе и прекрасной свободы вырваться из лабиринта крысиных бегов за успехом, которую выбирает в наше время мыслящий человек. Хотя бы даже для достижения пришлось смириться с отсутствием многих материальных благ, без которых современник автора из золотого миллиарда не мыслил своей жизни: большой комфортабельный дом, машина последней модели, престижный досуг.

Вторая, разбитая на главы «Покой и уединение: попурри» совершенно очаровательна. О коллегах по писательскому цеху, менее талантливых, а чаще — менее удачливых, чем автор, чьи имена были бы сегодня забыты совсем, когда бы не упоминание в этом опусе. О сбежавшей жене и о детях, которым некоторое время пытается стать идеальным отцом, но вынужден признать, что совместить родительство с творчеством не под силу даже ему. О святой женщине Джин Уортон, и эта глава не просто хороша, она эталонна, она заставила меня влюбиться в Миллера. Воспоминания о написании тех самых скандальных книг: как все тогда происходило, о диктовавшем голосе, который не давал поесть или сходить в сортир. О дарах от почитателей.

«Потерянный рай», третья часть, взявшая едва ли не половину от общего объема книги, она совсем не моя. Подробное и страшно обиженное описание знакомства с французом астрологом Конрадом Мориканом, в чьей судьбе писатель принимал деятельное участие, перевез из Франции в Калифорнию, поселив в своем доме, а в ответ на добро получил капризы и черную неблагодарность. Приходя к выводу, что все на свете астрологи таковы, а древнейшая из наук аццкий сотонизм. Нет, дорогой Гений, все не так, астрология наука прогнозирования тупиков на ранней стадии прохождения, а среди астрологов встречаются бескорыстные, благородные и по-настоящему великие люди. Может вам просто не стоило связываться именно с этим человеком?

Как бы то ни было, книга прекрасна, а Генри Миллер отныне реабилитирован в моих глазах. Что и требовалось доказать.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх