FantLab ru

Все отзывы на произведения Бориса Сапожникова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Борис Сапожников «Викториум»

george1109, 5 октября 2014 г. 20:22

Из многообещающей смеси стимпанка, альтернативной истории и шпионского боевика автор умудрился приготовить практически пресное – хотя, спору нет, съедобное – блюдо. Стимпанк здесь не более, чем антураж, причем не шибко приметный. Игры спецслужб сводятся к бестолковой беготне и бессмысленным стрелялкам. Съедобность «Викториуму» придает исключительно АИ. Но она, так же, как и стимпанк, обретается на задворках. Разве что, не столь дальних. То есть, получается, ни любителям АИ, ни поклонникам спецопераций, ни фанатам стимпанка порекомендовать опус я не могу.

Пресность книженции, правда, пытаются разбавить горами трупов, пострелянных, накрошенных и разорванных всеми видами оружия альтернативного XIX века. Но… как по мне, массовые гекатомбы если где-то и выглядят к месту, то исключительно в синематографе.

Теперь о главном. Если бы все это было отписано хорошим языком и приличным стилем, примитивность тягучего сюжета и надуманность его ходов не столь ярко бросались бы в глаза. Увы.

Не добавляет положительных эмоций и отсутствующая (или хромающая на все конечности) редактура. «Он толкнул глухонемого извозчика тростью в спину…» и двумя строчками ниже: «этот парень мой слуга; он из харишей и вовсе не глухонемой, просто неразговорчивый».

Все плохо? В целом – да. Но надежда на развитие АИ и ее стимпанк-составляющей (шпионские интриги, на мой взгляд, вряд ли качественно прибавят) все-таки пока теплится.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Борис Сапожников «Страж Границы»

vot_vot, 1 октября 2012 г. 15:59

Странная книга, которую так просто и не отнести к определенному жанру. О попаданцах ли она? Нет. Но попаданцы являются его частью, не столь героической и уникальной, как принято в вале книг о непобедимых «наших там», а деталью ландшафта, скажем так.

Мир несколько схематичный и хаотичный одновременно. Здесь и некрогестаповцы (от самого понятия вроде как веет трэшом, но в книге это обычные некроманты, которыми могли быть и работники нквд, и желтые эльфы и картель Шайэн-Луров — все, что фантазия пожелает). Автор предпочел образ немцко-фашистский, выбор сомнительный, но в целом это его право. Очень мешала смесь эпох, тут и 1812 года словечки и 45-го года, и классические гномы, и аналоги Ильи Муромца, вахтмистры и десятники, классическое рыцарство и законы английских моряков девятнадцатого века. Собственно, в мире понамешано знатно разного, и дай Бог чтобы половина имела смысл. Мне кажется, это минус романа. Но это мое мнение.

В целом же книга отличается от вороха историй по прокачке. Главный герой — солдат. Конечно, достаточно крутой, но все же солдат, и через десять страниц у него не пробуждается скилл «убить всех». Он и проигрывает, и выигрывает — живет, проще говоря. Граница и ее состояние немного напоминает Стену Ночного Дозора господина Мартина, но сейчас таких Стен и Врат в каждом романе хватает, популярная идея. Сюжет крутится вокруг той самой Границы, которую выходят штурмовать несколько личей (колоритных, надо сказать) вместе с огромными армиями. И в человеческих странах начинается возня, грызня и прочий апокалипсис.

Особенно порадовали у автора некоторые эпиздоческие персонажи (связанные с внутренним миром, а не Границей) — наделяли приятной рыцарской атмосферой сам роман, что для меня всегда вкусно. Но одновременно с этим случаются мотивационные провалы. То есть мне не всегда было ясно почему тот или иной герой поступил именно так и не всегда понимал, почему в ответ его оппоненты отреагировали так, а не иначе. Один раз так и вовсе был в ошеломлении от поступков одного полководца.

Если бы в книге не было попаданцев и не было некрогестаповцев — книга могла бы потерять изюминку. Но на мой вкус данная изюминка лично для меня (не переваривающего попадание) с горчинкой.

В итоге семь баллов.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Борис Сапожников «Звезда и шпага»

borch, 18 марта 2016 г. 16:32

Достаточно оригинальная авторская задумка «отправить» в эпоху Екатерины Великой команду прогрессоров – комиссаров и воен-спецов из 1936 года. Причём это не случайные «попаданцы в прошлое», а спец.операция НКВД с соответствующей подготовкой «засланцев». Вот только, на мой взгляд, до достаточно глубокого знания «мат.части» сразу двух эпох – автор, увы, не дотягивает. И то, что уже на первой же странице упомянут (как место службы одного из героев) реально существовавший в описываемом «времени и пространстве» Санкт-Петербургский карабинерский полк – должно было бы вроде как лишь подчеркнуть то, что описывается не некая альт.историческая реальность, но…

Возможно, что я где-то буду и ошибаться, но вот что царапнуло моё восприятие романа при чтении:

- Комиссар государственной безопасности 3-го ранга Глеб Бокий именует «засылаемых» им в прошлое комбрига с группой – офицерами РККА. И это в 1936 году? Слово «офицер» тогда было в ходу только в отношении царских офицеров и офицеров-белогвардейцев исключительно в «ругательном» контексте.

- Комиссар из 1936 года убеждённо считает поляков екатерининских времён «прогрессивным населением» Российской империи, которое борется «за освобождение Речи Посполитой против ставленника Екатерины». Провальный поход Красной Армии «за Вислу» в 1920 году и дальнейшей противостояние с бело-поляками к 1936 году было ещё настолько памятно, что ИМХО очень сильно вряд ли была возможна такая точка зрения у «политически грамотного» комиссара.

— Пистолетная пуля (екатерининских времён!) пробивает дыру «размером в два пальца в наноснике шлема». Пуля, надо сказать, тогда весила около 30 грамм; стреляли из пистолетов – практически в упор; что там был за шлем с наносником (и такой ширины!) не описывается – но то, что при «контакте» это могло оставить отверстие, а не просто разнести и наносник, и голову – я, извините, не верю.

- Описание как карабинерский полк проводит марш-бросок маршрутом из Польши в Казань в январе-феврале: «мы сутками не покидали сёдел, ели-пили и даже спали не слезая с коней» — звучит красиво, но (смею подозревать), что кони уже на третьи сутки при таком марше уже поголовно бы околели. Это ведь не ямская гоньба со сменой коней и не монгольский тумен с несколькими заводными лошадьми.

- Хотя автор явно знает, что в кавалерии звания отличны от инфатерии – драгунский офицер-кавалерист вдруг сам представляется собеседнику как капитан. Это примерно аналогично если бы современный адмирал назвал бы себя собеседнику генералом.

- Описание сцены «мушкетной дуэли» между обороняющимися за стенами крепости сотнями(!) казаков и тремя карабинерскими и драгунскими полками, стреляющими «с седла» — мне показался полным полководческим маразмом. При таком «наступательном» на крепость бое при практически одинаковом стрелковом вооружении — практически всех коней и половину всадников уже первыми залпами перестреляют. А ведь войска после этого ещё и немаленькую крепость ухитрились взять. Верите?

- Ну и я уж не буду подробно расписывать «блохи» — что выражение «счетовод» сомнительно в пугачёвские времена; что несколько лет носимые кожаная куртка и портупея уже не «скрипят»; что кавалерист-поручик не скажет «полтонны», скажет 30 пудов…

=====

Так что вот такая, на мой взгляд не очень-то вразумительная, хроно-катавасия у автора получилась (((

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Борис Сапожников «Викториум»

tirthika, 30 января 2015 г. 23:56

Что понравилось: динамичный сюжет.

Что не понравилось:

при всей динамичности сюжет на самом деле — винегрет с кучей линий, которые начинаются и не развиваются (кроме главной — поиска и обороны залежей персиЦкого угля).

недоработки технической стороны придуманного мира. Например, распространенное использование чуть ли не бионических протезов с усилителями в мире пара с углём как энергоисточником? А путешествие из Спб в Джанкой сроком более недели при круглосуточном движении литерного поезда вне графика? Расстояние около 1900 км, пусть за 8 дней («на второй неделе путешествия...») это аж по 10 км/час поезд выдаёт, а то и по 5!!!

очень схематично поведение людей. Казаки и солдаты поголовно только и мечтают жЫсть за царя отдать, офицеры исключительно благородны и мечтают о том же, турки — подлые, янычары — ещё и безбашенные, британцы — только и думают как Русь-Матушку унизить. И т.д.

автор мало знаком с проблемами выживания в пустыне. Охлаждённый виноградный сок или ледяная вода для утоления жажды?!!! Мокрая тряпка под фуражку?!!! Он бы это моему старшине рассказал...

Но, если отбросить шероховатости — прочитать можно. Правда продолжения ждать не буду.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Борис Сапожников «Викториум»

Гуларян Артем, 30 ноября 2014 г. 19:57

Мир, в котором нет нефти. Ну не капельки. Альтернативная геология, блин. Стимпанк: вся машинерия — корабли, дирижабли и даже боевой робот «Святогор» — запитываются углём. И сюжет завернут вокруг борьбы за единственный открытый (а может быть, единственный вообще в мире) рудник «персидского угля» (местный аналог урана, фантастическое вещество, промежуточное по свойствам между обычным углем и алмазом; на четырех кусках «персидского угля» паровоз может проехать от Санкт-Петербурга до Владивостока). Главный герой, жандармский штаб-ротмистр Евсеичев прорывается к месторождению, прорубаясь палашом через бесчисленные толпы левантийцев...

Нормально. Для современных подростков вполне сойдет. Они не требовательные. Я только не понимаю, зачем нужно было резко вводить в свою повесть чужих персонажей, а именно, героев Киплинга Дэниела Древотта и Пичи Карнегана из «Человека, который хотел стать королём» : http://fantlab.ru/work70117 а потом также резко их из повести вывести. Для оживляжа? Ну если шпионскому детективу требуется оживляж... Да и Лоуренс Аравийский, то есть, прошу прощения, теперь Африканский — персонаж эпохи модерна, а не викторианской эпохи (действие происходит где-то между русско-турецкой и англо-бурской войнами).

Но я бы постеснялся издавать свою рукопись в таком виде. Это именно рукопись, не вычитанная и не выправленная. С большим количеством синтаксических и стилистических ошибок. Примерно на странице 20-й мне захотелось взять в руки карандаш для правки.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Борис Сапожников «Викториум»

Dimson, 15 сентября 2014 г. 11:26

Нет, это не очередная антология от «Снежного Кома», а вполне себе самостоятельный роман, являющий собой микс из стимпанка и альтернативной истории. Увы, если с АИ в отечественной фантастике всё обстоит весьма неплохо, то стимпанк пребывает в чахнущем состоянии, что скорее всего связано с особенностями жанра: стимпанк — это пиршество для глаз, визуальная услада, которую легче передать через комиксы или киноязык. Литература со всеми этими механическими шестернями и дирижаблями справляется хуже.

Действие «Викториума» происходит в некоей альтернативной реальности, в коей, где как и было в истории реальной, идёт борьба за власть. «Англичанка» как всегда «гадит», Российская империя огрызается. Основное действие происходит в аиш-ной Турции, на территории которой схлестнулись интересы русских и британцев.

Разыгрывается шпионская драма, дипломаты плетут интриги, а рыцари «плаща и кинжала» крадут важные документы и истребляют друг друга.

В общем, арена битвы радует глаз. Герои успевают и мозги поломать и помахать шашкой, то есть скучать читателю не придётся.

Действительно добротная приключенческая книжка.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Борис Сапожников «Викториум»

vot_vot, 23 августа 2014 г. 09:59

Добротная история, чем-то напомнившая антуражем «турецкий гамбит». Уютный роман о котором вспоминаешь с теплом несмотря на некоторые текстовые неурядицы. Стимпанка как такового мне показалось маловато и он не шибко то играет на антураж .Гораздо ярче смотрятся военные приключения.

На мой взгляд иногда автор страдает от описания ради описательства, но в целом роман прочитан с удовольствием.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Борис Сапожников «Большая игра»

george1109, 17 сентября 2016 г. 10:22

Коктейль из легкого стим-панка (кони, кирасы, ерихонки и арбалеты, несмотря на конец XIX века, здесь используются куда чаще дирижаблей и любой иной машинерии), тяжеловесной альтернативки (Южная Америка принадлежит Карфагенской империи, Сибирь – независима, но Крымская война так же проиграна) и вивисекторной НФ.

Приправлен этот коктейль, как и олдивский «Шерлок Холмс против марсиан» (уверен, именно такая ассоциация первой придет в голову всем, начавшим читать «Игру…»), известными литературными героями. Пусть их не так много, как использовал харьковский дуэт, зато есть профессор Преображенский.

Название незамысловатое, но полностью раскрывает суть произведения – это одновременно и гладиаторские игрища (здесь Пьер де Кубертен возродил их вместо Олимпийских игр) и та самая, Большая Игра, которую здесь так же, как и в реальной истории ведут Россия и Британия за обладание Центральной Азией.

Из трех читанных на сегодня книг Сапожникова, «Большая игра» – лучшая. И по задумке, и по АИ-составляющей и по слогу. У каждой из двух остальных («Авантюра» и «Викториум») давно вышедшие продолжения не вызывают у меня ни малейшего желания взять их в руки. Продолжение «Игры…» прочту обязательно.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Борис Сапожников «Большая игра»

Alex86, 15 апреля 2017 г. 16:37

Я так и не понял, зачем здесь такая алтернативка нужна, которая поначалу тянется больше к фантастике и стимпанку. Тут вооружение сбилось в общую кучу (и реальное, и нереальное) – луки и арбалеты используются наравне с паровыми карабинами и электро винтовками, а мечи и шпаги с металлическими усилителями рук. По миру получилось вообще что-то запредельное – перемешаны места и события, добавлены зверолюди, придуманы несуществующие организации, реальные персонажи чередуются вымышленными. Плюс намеренное притягивание значимых событий в кучу и умалчивание точного года действия. Из-за чего я постоянно пытался хоть как-то это совместить с реалиями. Вроде как упоминание Джека Потрошителя и молодого Поддубного приблизительно говорит о 1888 годе, сюда также можно отнести появление вымышленных Шерлока и Майкрофта Холмса, Мориарти, доктора Моро, которые в книгах жили примерно в это время. Но при этом недавно прошедшая Крымская война, наличие дипломатической миссии Игнатьева в Хиве и Бухаре прямо говорит о 1858. Правда, потом возникновение профессора Преображенского (булгаковского персонажа из 1924 года) начисто рушит хоть какую-то связь и со временем, и с реальностью. Это не альтернативка – это какой-то фанфик и попытка напихать в книгу всего и побольше, полностью наплевав на любую хронологию и достоверность. С тем же успехом можно было запихнуть еще и Джеймса Бонда со Сталиным – ну и ладно, что первого еще даже не придумали, а второй не родился – Преображенскому и Поддубному это ведь не помешало. Казалось, наоборот, выкинь отсюда все упоминания, напрямую связанные с нашим миром, замени это на что-то свое и глаз перестанет цепляться за дыры, ляпы, глупости и историческую недостоверность (начиная от мелочей и заканчивая сюжетными проколами).

Сюжет в первой трети похож на сценарий голливудского боевика. Два десятка бойцов арены (аналог гладиаторов) соглашаются на зачистку целого района Лондона (в книге Лондиниума) от мутантов (полулюдей-полузверей). Причем нанимает их даже не представитель реальной власти. Нет, нанимает их Орден по борьбе с мутантами, который не имеет в стране никакого веса, силы или влияния и осталось в котором четыре человека (потому что всех остальных распустили из-за их ненадобности). Т.е. в Британии (сильной, гордой и чопорной державе) всем настолько насрать на собственную столицу, что для наведения порядка (а именно вырезании под ноль населения всего района) сторонние люди заочно приглашают неизвестно кого. Такое ощущение, что я только что рассказал сюжет нового комикса от DC, что-то типа Отряд Самоубийц 2. На самом деле все еще глупее – этих бойцов еще и спокойно отпускают из страны, заплатив немалые деньги и даже банально не обыскав (после всего, что они видели, а также побывали в лаборатории местного вивисектора и натырили там немало интересных записей). В принципе сама задумка может и не так плоха, подано достаточно интересно, но обыграть ее нужно было посерьезнее, а не так, чтобы логика и здравый смысл бились в припадках.

Бои неплохи – автор умеет их подать, нагнать напряжения и добавить зрелищности, но вот реалистичность порой улетает куда-то на Марс – громадным тесаком снести две головы одним ударом (сначала у закованной в броню лошади, а следом у такого же бронированного всадника) – это сильная заявка для какого-нибудь Росомахи, а герой по описанию вроде ни разу не Конан Варвар. Хотя в конце автор делает определенные намеки на прошлое персонажа, поэтому вполне возможно, что такая сила имеет объяснение.

Несмотря на все это, первая треть книги оказывается являлась лучшей частью всего произведения. Ведь после довольно бодрого и интересного начала (даже принимая во внимание все глупости) сюжет вообще останавливается на месте, превращаясь в банальное путешествие, а само повествование скатывается в нуднейший пересказ походных событий.

Честно говоря, возникло серьезное подозрение, что книгу писало как минимум два человека (ну или же у автора попросту не хватило запала). Потому что первая треть произведения завлекла серьезным подходом, интересными событиями, напряженными схватками, необычными поворотами, своеобразной переработкой мира, атмосферой заброшенного района, а потом как отрезало – все вышеупомянутое просто растворилось под могучим наплывом рутины. С нарастающим с каждой страницей удивлением следишь за тем, как уныло и скучно герои бредут с одного места в другое, потом в следующее, а затем и в следующее. И все это время ждешь, убеждая себя, что сейчас что-то должно начаться, нельзя же просто так слить большую часть книги. Оказывается можно и только последние пару глав немного возвращают полностью пропавший интерес.

На самом деле автор неплохо пишет, у него получаются интересные персонажи (те, которых он сам придумал), они вызывают сопереживание, сам сюжет любопытен (просто растянут до безобразия), описание окружения и схваток на уровне, вот только выбранное место действий, коверканье истории и попытка выехать на чужих персонажах мне не очень нравится.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Борис Сапожников «Затмевая могущественных»

Dimson, 23 марта 2015 г. 11:18

Давненько не получал такого удовольствия от отечественного паро-панка. Снова перед нами экзотика: на сей раз сначала юг России, потом Африка. Главгерой встречает старых друзей и недругов, разыгрывает сложную многоходовку, чтобы не вызвать подозрений у британской разведки, поступает на службу в колониальные войска, становится «чёрным» офицером и оказывается в самом пекле сражения с зулусами-зомби (отличная авторская находка).

Много экшена, драйва, боёвок. Скучать не приходится.

Жду третью книгу.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Борис Сапожников «Мёртвая хватка»

vot_vot, 21 января 2013 г. 11:58

Мертвая хватка — это, наверное, книга-комикс с примесями аниме (наверное, благодаря японской тематике и самураям). Красочная, со множеством военных действий, поданых с разных ракурсов. Один из героев танкист, второй летчик, третий пехотинец. Событий действительно много, но все завязаны вокруг боевых действий. Все горит, взрывается, несокрушимые, закованные в броню враги прорезают кровавые просеки в пехотных частях, «зомби-танки» противостоят японским экипажам, а на линии горизонта вздымается к небу несокрушимый «робот» вторжения.

Книга для любителей боевиков, без рефлексий и дум о глубине человеческой души. Хотя, конечно, автор добавил в финале пару моментов «на подумать» (что для меня книгу украсило, так как простых описаний военных действий мне недостаточно).

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Борис Сапожников «Мёртвая хватка»

Доктор Вова, 23 января 2013 г. 11:09

Роман оставил неоднозначные впечатления, но, безусловно, скучным его не назовёшь! С одной стороны активных действий в книге хватит на добрый десяток подобных книг, с другой стороны некоторые сюжетные линии из-за этого не очень чётко раскрыты. Дополнительного сумбура добавляют японские слова (меры длины, ругательства, обозначения воинских подразделений и званий), заставляющие лезть в словари, чтобы понять, на каком расстоянии от мишени взорвался снаряд (далеко это или близко) или какой протяжённости марш-бросок предстоит дивизии или армии. Может быть Автор оставляет возможность написания продолжения, т.к. незавершённой и не понятной оказалась сюжетная линия, связанная с Белгородским княжеством:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Представители Империи Дракона изначально сами выступили в роли агрессора по отношению к руссам (даже высадились на территории княжества и вынужденно убрались восвояси только после нападения Империи Лодена).

2. Выпустив большое количество пленных руссов (во главе с князем Ярославом), потомки самураев ещё и вручили им собственноручно построенный «Белгород» , попросив взамен военной помощи против общего врага. И получив слово князя, были довольны, т.к. «...руссы всегда держат данное слово и что их слабость именно в прямодушии». Хотя, при этом сам военный лидер Империи Дракона Отомо-но Отомару сказал об этом: — «Но я предпочёл бы прослыть отъявленным подлецом и мерзавцем, но прийти на помощь лишь тогда, когда обе стороны достаточно измотают друг друга. И добить их одним ударом.»

3. В конце романа представители Империи Дракона, пылая праведным гневом, собираются люто мстить руссам, которые не предоставили военную помощь их планете. Хотя, ни одного попытки разобраться в причинах отсутствия помощи не было.

Но это всё некоторые частности. Главное, что динамизма хватило с избытком и общее впечатление не пострадало.

С удовольствием почитаю продолжение, если таковое будет.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Борис Сапожников «Большая игра»

zll11, 17 марта 2017 г. 13:09

Хорошая книга

Жалко, нет продолжения Удались образы бойцов и главного героя, выкинутых из жизни и обещства и вместе с тем неразрывно связанных с ним Восток хорошо описан Лучшая книга автора, показывает его потенциал описании батальных полотен картин и характеров людей-воинов Остальные его книги удались гораздо хуже

Оценка: нет
⇑ Наверх