fantlab ru

Дэвид Линч (David Lynch)

Дэвид Линч
Страна: США
Родился: 20 января 1946 г.

Дэвид Кит Линч (David Keith Lynch) – американский кинематографист, художник и актёр.

Родился 20 января 1946 года в небольшом американском городе Мизула, штат Монтана. Рос в лесных краях на северо-западе США. В 1965 году Линч посещал Пенсильванскую академию искусств в Филадельфии, где он с интересом занимался живописью, скульптурой и фотографией. Восхищение экспрессионизмом Оскара Кокошки на короткое время привело начинающего художника в Австрию, где жил его кумир. Среди своих любимых художников Линч называет также Фрэнсиса Бэкона и Эдварда Хоппера.

На курсах по экспериментальному искусству в 1966 году Линч увлёкся мультипликацией и реализовал свой первый короткометражный анимационный фильм «Шестеро заболевают» как заключительную работу. В 1967 году Линч приобрёл кинокамеру и снял свой первый короткометражный фильм «Алфавит», в котором совмещались мультипликация и кинокадры. Картина основана на кошмарном сновидении племянницы жены режиссёра Пэгги. Пэгги сыграла в фильме роль девочки.

В 1971 году Линч начал работу над своим полнометражным дебютом «Голова-ластик». Из-за финансовых проблем съёмки неоднократно прерывались, и только через пять лет в 1976 году работа над фильмом была завершена. В этой работе Линч впервые демонстрирует талант создавать запутанные, сюрреалистические и впечатляющие своей мрачностью картины. Фильм представляет собой не столько повествование в привычном смысле слова, сколько путешествие внутри чьего-то сознания. Если вдуматься, герои и помещения в этом фильме являют собой не настоящих героев и настоящие помещения, а некие метафоры и категории, которые могут перетекать друг в друга или разрушаться, как то свойственно образам и категориям человеческого сознания. Этот подход к пространству, героям и истории станет основополагающим для дальнейшего творчества Линча. Несмотря на то, что к фильму на киностудии отнеслись весьма скептически, он через короткое время стал культовым. Сам Стэнли Кубрик высказал сожаление, что не он снял эту ленту.

В 1980 году по заказу Мела Брукса Линч работает над фильмом «Человек-слон», получившим впоследствии восемь номинаций на премию «Оскар», в том числе и за режиссуру. Фильм затрагивает тему человечности, представляя изуродованного главного героя гораздо более добрым, честным и человечным, чем окружающие его «нормальные» люди.

После этого Линч получил предложение снять третью часть эпопеи «Звёздных войн», однако отдал предпочтение роману «Дюна». Несмотря на неслыханный по тем временам бюджет в размере 40 миллионов долларов, одноимённая экранизация этого фантастического эпоса в 1984 году не имела успеха у зрителей. Выпущенная затем расширенная телеверсия фильма вызвала возражения со стороны самого режиссёра, который поклялся больше не браться за съёмки фильма, если ему не будет обеспечен полный контроль над окончательной версией.

В 1986 году при финансовой поддержке легендарного продюсера Дино Де Лаурентиса выходит скандальный триллер «Синий бархат», рассказывающий о тайной преступной сети, которая держит под контролем жизнь в патриархальном американском городке. Фильм получает награды Национального общества кинокритиков в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр»; в разрезе кинокритики это вообще самый успешный фильм режиссёра. Начиная с «Синего бархата» Линч обретает большое число поклонников в Европе и особенно во Франции; многие его последующие кинопроекты финансирует французский Canal+.

В 1990 году Линч снял гротескное роуд-муви «Дикие сердцем». Несмотря на смешанную реакцию критиков, каннское жюри во главе с Бернардо Бертолуччи присудило ленте «Золотую пальмовую ветвь».

В том же 1990 году стартовал первый телесериал Линча — «Твин Пикс». В основе сюжета сериала — расследование загадочного убийства школьницы Лоры Палмер, произошедшего в небольшом американском городке Твин Пикс. Сериал пользовался поначалу большим успехом, но уже через год съёмки были свёрнуты из-за низких рейтингов. Тем не менее сериал стал знаковым культурным явлением начала 1990-х. Ежегодно под Сиэтлом проходит слёт поклонников «Твин Пикса».

В 1992 году вышел психоделический приквел к «Твин Пиксу» — «Твин Пикс: Сквозь огонь». Премьера картины в Каннах оказалась провальной, пресса полнилась разгромными рецензиями. Сам режиссёр объяснял такую реакцию тем, что в фильме ожидали увидеть продолжение «Твин Пикса», а получили нечто совсем иное. Возражения критиков против фильма во многом сводились к тому, что он состоит из двух малосвязанных друг с другом частей. Спустя годы фильм «Твин Пикс: Сквозь огонь» уже не воспринимается как безоговорочный провал; среди критических отзывов преобладают положительные.

Линч продолжил экспериментировать с фрагментацией повествования в фильме «Шоссе в никуда» (1997). Он состоит из двух примерно равных по продолжительности частей с различными сюжетом и героями — это две версии одной жизни. Новый фильм вновь разделил кинокритиков — одни (как, например, Роджер Эберт) считали его надиром карьеры Линча, другие (в частности, Славой Жижек и Джонатан Розенбаум) приняли его восторженно. В фильме прозвучали песни Лу Рида, Дэвида Боуи, Rammstein, Мэрилина Мэнсона; подготовкой звуковой дорожки занимался Трент Резнор (Nine Inch Nails). Композитор Ольга Нойвирт и нобелевская лауреатка по литературе Эльфрида Елинек написали на его сюжет оперу.

Линч реабилитировался в глазах мейнстримных кинокритиков, сняв в 1999 году основанный на реальных событиях роуд-муви «Простая история», который своей нарочитой незамысловатостью вызвал недоумение у поклонников более экспериментальных проектов режиссёра. В 2002 году он возглавил жюри Каннского кинофестиваля; главный приз был присуждён также довольно традиционному по режиссёрской манере «Пианисту» Романа Поланского.

В начале 2000-х Линч работал над новым телесериалом, который был снят с производства после неудачных тестовых показов. Перемонтированные и доснятые эпизоды образовали картину «Малхолланд Драйв» (2001), которая после неоднозначной реакции первых зрителей в Каннах стала культовой и по итогам 2000-х годов была названа журналом «Кайе дю синема» («Cahiers du cinéma») главным фильмом десятилетия. «Малхолланд Драйв» продолжает магистральную линию творчества Линча и его поисков в области нарративного искусства (объективизация субъективных переживаний, расщепление сюжетной структуры в традиции «Кабинета доктора Калигари»).

В 2006 году Линч выпустил аудиокнигу о технике погружения в глубину сознания, где, в частности, рассказал, как медитация помогает ему в работе над фильмами. В феврале 2009 года книга Линча вышла на русском языке под названием «Поймать большую рыбу» в издательстве «Эксмо». К этому событию был приурочен визит Дэвида Линча в Москву (в апреле 2009 года). В Москве Линч также встретился со студентами ВГИКа.

В сентябре 2006 года в рамках Венецианского кинофестиваля состоялась премьера 3-часового фильма Линча «Внутренняя империя», снятого на ручную цифровую камеру достаточно примитивной модели. Съёмки велись без готового сценария, главным образом в Польше, где Линч часто бывает из-за кинофестиваля в Лодзи. После премьеры режиссёру была вручена награда «Золотой лев» за вклад в развитие мирового кинематографа. В своём последнем фильме режиссёр окончательно рвёт с традиционной повествовательностью и продолжает конструирование своих собственных символик и мифологий, условно связанных внутренней жизнью главной героини.

5 мая 2017 года Дэвид Линч объявил об уходе из кино.

В разговоре с австралийским изданием Sydney Morning Herald Линч посетовал на то, что киноиндустрия сильно изменилась в последние годы. И, по его мнению, не в лучшую сторону: «Всё сильно изменилось. Очень многие фильмы не показывают хороших сборов, даже несмотря на то, что они отличные. А те, что собирают отлично, — это не то, что я стал бы снимать». Позже Линч сказал, что это утверждение было неправильно истолковано: «Я не говорил, что бросаю кино, просто никто не знает, что ждёт в будущем».

На вопрос о том, станет ли «Внутренняя империя» его последним полнометражным фильмом, режиссёр, поколебавшись, ответил: «Да».

После Каннского фестиваля (17-28 мая 2017 года) Дэвид Линч решил остаться в кино. На это его подвигли бурные аплодисменты третьему сезону сериала «Твин Пикс» под его режиссурой.

В июне 2019 года Совет управляющих Американской академии киноискусств решил вручить Линчу почётную премию «Оскар» за выдающийся вклад в кинематограф (Academy Honorary Award), который был вручён 27 октября 2019 года.

В свободное время занимается живописью и фотографией. И несмотря на то, что сначала изучал искусство, а сейчас более известен как кинорежиссёр, он продолжает писать картины. Дэвид Линч заявлял, что «все мои картины — это органические, жестокие комедии. Они должны быть жестокими, примитивными и грубыми, и для этого я стараюсь, чтобы природа рисовала больше, чем я». Среди любимых фотографов — Диана Арбус, Джоэл-Питер Уиткин и Уильям Эглстон. Является автором фотосерии «Фетиш-шоу», где модели запечатлены в обуви дизайнера Кристиана Лубутена. В 2009 году «Фетиш-шоу» выставлялось, в частности, в московском центре современной культуры «Гараж».

В 2000-ые годы режиссёр увлёкся электронной музыкой: его первый музыкальный альбом BlueBob увидел свет в 2001 году. В ноябре 2010 года вышел его первый сингл — танцевальная мелодия «Good Day Today» с искажённым компьютерной технологией вокалом. 7 ноября 2011 года вышел первый сольный альбом Линча под названием Crazy Clown Time. 15 июля 2013 года вышел его второй альбом The Big Dream.

Дэвид Линч был пять раз женат и у него четверо детей. Старшая дочь, Дженнифер Чемберс Линч, пошла по стопам отца, а также стала автором книги «Тайный дневник Лоры Палмер».

Фантастическое в творчестве автора:

Первая работа Дэвида Линча в жанре была предпринята ещё в 1977 году, когда вышел «Голова-ластик». Здесь режиссёр объединил сюрреалистические образы и ужасы, как ключевые тематические элементы и для передачи всей атмосферы происходящего в фильме.

Вторым обращением к жанру фантастики, а так же главным провалом в карьере по его словам, стала «Дюна». Годы спустя постановщик сожалел о том, что согласился снимать экранизацию, которую с нетерпением ждали миллионы фанатов одноимённого романа Фрэнка Герберта. Они не смогли простить Линчу многочисленных отступлений от первоисточника, а незнакомые с книгой зрители просто не смогли вникнуть в запутанный сюжет.

Самой удачной фантастической работой режиссёра стал сериал «Твин Пикс», который в дальнейшем обрёл статус культового. От поверхностной детективной основы он переходит к сложной драме, которая сочетается с мистикой и сюрреализмом. Сериал оказал значительное влияние на телевидение и его развитие, а также оставил глубокий нарративный след как в детективном, так и фантастическом жанре.

Из воспоминаний Марка Фроста о работе над сериалом: «в ту пору, по стандартам телевидения, эпизоды выдавались как сосиски на производстве, поэтому мы старались не для студии, мы делали это для себя и хотели сломать штампы, заявив: «А давайте-ка снимем девятичасовое кино», и рассказал, что происходило это следующим образом: «люди получали сценарий, беседовали с кем-то из нас, или с обоими, потом уходили. А после этого я уже смотрел, что они наснимали, на этапе монтажа звука. Если что-то было совсем не так, ещё было время исправить. Но я не припомню, чтобы нам приходилось этим заниматься.».


Примечание к биографии:

Раздел «ФвТА» подготовлен Kapatoha

Обсуждение творчества на форуме

Канал Дэвида Линча на Youtube

Фильмография Дэвида Линча на IMDb

Дэвид Линч на ISFDB

Сортировка:

Дэвид Линч. Участие в межавторских проектах

  Твин Пикс / Twin Peaks // межавторский цикл  
8.62 (16)
-
  • Оригинальные киносценарии // межавторский цикл
  • Twin Peaks (1990–1991) написано в 1990 // Соавторы: Марк Фрост, Харли Пейтон, Роберт Энджелс, Бэрри Пуллман  
 
7.00 (1)
-
  • Twin Peaks (2017) написано в 2017 // Соавтор: Марк Фрост  
 
  • Документальные и сопутствующие произведения
8.20 (5)
-
9.25 (4)
-

Дэвид Линч. Документальные произведения

  2018 Комната снов / Live and Work (Room to Dream) [автобиография] // Соавтор: Кристин Маккена  
8.69 (13)
-

Дэвид Линч. Киносценарии

  1982 Dune (доступен в сети) // Соавтор: Фрэнк Герберт  
7.00 (2)
-
  1984 Blue Velvet (доступен в сети)  
7.67 (3)
-
  1991 Twin Peaks: Fire Walk with Me (доступен в сети) // Соавтор: Марк Фрост  
7.00 (1)
-
  1995 Lost Highway (доступен в сети) // Соавтор: Барри Гиффорд  
9.00 (1)
-
  1999 Mulholland Drive (доступен в сети)  
8.50 (2)
-

Дэвид Линч. Графические произведения

7.00 (1)
-

Дэвид Линч. Эссе

-

Дэвид Линч. Энциклопедии и справочники

  1991 Twin Peaks: An Access Guide to the Town // Соавторы: Марк Фрост, Ричард Сол Вурман  
9.25 (4)
-

Дэвид Линч. Интервью

  1985 David Lynch: From Art School to Arrakis // Соавторы: Жан-Марк Лоффисье, Рэнди Лоффисье  
-
  1988 David Lynch: American Primitive [для журнала "Rod Serling's The Twilight Zone Magazine"] // Соавтор: Джеймс Верньер  
-
  2005 Интервью / Lynch on Lynch // Соавтор: Крис Родли  
8.20 (5)
-

Дэвид Линч. Прочие произведения

6.57 (23)
-

Дэвид Линч. Неопубликованное

  1977 Eraserhead (киносценарий, не опубликован)  
 
  1980 The Elephant Man (киносценарий, не опубликован)  
 
  1990 Twin Peaks (1990–1991) (киносценарий, не опубликован) // Соавторы: Марк Фрост, Харли Пейтон, Роберт Энджелс, Бэрри Пуллман  
 
  1990 Wild At Heart [на основе романа Б. Гиффорда "Дикие сердцем"] (киносценарий, не опубликован)  
 
  2006 Inland Empire (киносценарий, не опубликован)  
 
  2017 Twin Peaks (2017) (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Марк Фрост  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Kapatoha

  • Куратор библиографии — Kapatoha


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх