Станислав Лем отзывы

Все отзывы на произведения Станислава Лема (Stanisław Lem)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2742

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 [10] 11 12 13 14 . . . 51 52 53 54 55   (+10)»   (+25)»»

«Существуете ли вы, мистер Джонс?»
–  [ 10 ]  +

22sah22, 11 июня 2010 г. в 17:26

Гонщик, попадая в автокатастрофы, постепенно ставит себе совершенные протезы. Руки, ноги, внутренности. Протезов много — больше половины органов, они очень дорогие, и он берет их в кредит. Подходит срок выплат. Денег у него нет. Фирма требует через суд признания гонщика ее собственностью для разборки за долги. Возникает уникальная юридическая ситуация.

Если гонщик, заменивший большую часть тела и не выплативший за протезы деньги, машина, то его нельзя судить!

А если он — человек, то его нельзя за долги разбирать на запчасти!

Замечательно.

Оценка : 9
«Путешествие восьмое»
–  [ 10 ]  +

ozella, 31 мая 2010 г. в 18:54

Ставлю 10 баллов, выше только звезды. Лем смешно и интересно написал о серьезных научных проблемах, не решенных и по сей день. Взгляд со стороны на нас самих, великих и безупречных, низведенных инопланетным сообществом до творений космических проходимцев; склоки и споры ученых из других миров, напоминающие все же научные конгрессы на старушке-Земле; немаловажный вопрос о вступительных взносах; читается на одном дыхании. Настоящая литература, без скидок. Думаю, буду перечитывать с неменьшим удовольствием.

Оценка : 10
«Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»
–  [ 10 ]  +

mild11, 19 мая 2010 г. в 22:04

Книга ЖЕСТЬ! Нужно было быть Лемом, чтобы в 1970-м так четко увидеть, куда катится мир...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дерьмо в красивой упаковке впаривается народу во все больших количествах, причем, что интересно, никаких «аэрозолей» и не используется, чтобы массы оставались довольны (или все же используется? ;-))

Действительно, сильное художественное произведение. Начало не очень вдохновляет, лично меня захватило где-то после середины. Зато конец просто ошеломляет. Хотя окончательная развязка и предсказуема.

А «Матрица» тут и рядом не валялась. Ее создатели, похоже, ознакомились с оригиналом идеи, но саму идею недопоняли и опошлили :)))

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 10 ]  +

Udik, 08 ноября 2009 г. в 12:33

Ух... а ведь впечатляет повесть при первом прочтении. Даже сравнить сложно с чем нибудь. И потом перечитывать можно хоть раз сто — и не надоедает. Это ли не пример качества и оригинальности?

Попытаюсь сказать, что мне нравится именно в «Солярисе»:

— атмосфера замкнутого пространства, которое ощущаешь весь текст — душная, закрытая и жутковатая база;

— то, что некоторые моменты приходиться домысливать самому, стимулирует знаете ли фантазию;

— именно благодаря повести я впервые понял что КОНТАКТ почти всегда обречен на неудачу;

— да и вообще — «Солярис» для меня один из лучших примеров фантастики без элементов боевика;

— ну и конечно мыслящий океан^_^ .

Оценка : 10
«Расследование»
–  [ 10 ]  +

flex, 26 августа 2009 г. в 21:51

Получилось так, что читал «Расследование» параллельно с женой.

По прочтении, на мой вопрос:- «Ну, как?», она ответила вопросом:- «А тебе?»

Некоторое время мы молча смотрели в глаза друг другу – никто не решался заговорить первым.

А суть этого молчания была в том, что испытывая определённый пиетет к имени Лема, мы не решались признаться в бледности впечатлений от прочитанного. И не удивились мнению друг друга, когда всё же им поделились.

Конечно же – это не фантастика.

Начинается всё, как классический детектив (достаточно тривиальный). В дальнейшем «Расследование» распадается на три линии повествования: следователь Грегори, его шеф – Шеппард и учёный Сисс.

Грегори мучим вопросом – почто ему, посредственному следаку, поручено столь непростое дело?

Шеппард всё время пытается толкать Грегори в нужном направлении, дабы он оправдал возложенные на него ожидания.

Устами же учёного Сисса, Лем озвучивает, по ходу дела, несколько своих идей (или соображений) видения мироздания и ожидаемого будущего.

Вот, собственно, и всё.

В конце этого психологического противостояния, Шеппард отвечает Грегори на столь его мучивший вопрос. И не важно, что происходило с трупами – важно «правильно» провести и закончить расследование, а болван (именно по этому ему поручено следствие) Грегори никак не может этого понять!

Именно об этом, с моей точки зрения, «Расследование».

А по поводу жути с трупами – детский сад! Иль совсем огрубел я душой?

Оценка : 6
«Эдем»
–  [ 10 ]  +

Constantin, 07 августа 2009 г. в 14:55

Долгие описания планеты и ее населения помогают читателю погрузиться в повествование, автор поражает своей фантазией. Несмотря на то, что действующие лица не прописаны в романе, тем не менее их характеры в какой-то мере раскрываются посредством диалогов. Больше всего понравилось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
описание резерваций, хранилища скелетов и пребывания там главных героев
, и конечно же финал с раскрытием мироустройства цивилизации Эдема.

Для меня это первое крупное произведение у Лема, и теперь удивляюсь — почему раньше не попадал на его произведения, автор уникален в своей писательской манере, ему веришь и точно можешь сказать, что да, внеземная жизнь должна существовать, мы во вселенной не одни, но не стоит смотреть на инопланетян сквозь призму человечества. В этом одна из главных идей романа, которую нам доносит Лем через своего гуманного Доктора. Контакт с жителями Эдема возможен, но понять их, тем более за такой короткий промежуток времени, — не удастся.

Оценка : 9
«Осмотр на месте»
–  [ 10 ]  +

sloboda89, 06 июля 2009 г. в 22:12

Вынужден признать произведение сложное для чтения даже на Лема. Но получать удовольствие это отнюдь не мешает.:-)))

Произведение достаточно объёмное, не столько в количестве страниц, сколько в количестве вложенной информации. Поэтому, только о том что меня больше всего заинтересовало:

Виртуозное создание истории и науки целой цивилизации, подкрепленных научными доказательствами и отличным юмором. Не могу не упомянуть о сравнении земных и енцийських религий и понимания Бога. Лем показал на сколько трудно понять друг друга различным цивилизациям в некоторых вопросах (любовь, продолжение рода, построение общества, отношение к природе). Безусловно показывая отношения между енцианськимы государствами, Лем проводил параллели с отношениями между земными государствами, еще актуальны на момент написания (1982).

И каждый раз снова и снова читая Лема, как бы того не хотелось, но приходится соглашайся что идеальный мир невозможен.:-(

Оценка : 10
«Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»
–  [ 10 ]  +

GomerX, 20 июня 2009 г. в 00:08

Ниже уже было сказано, что первые ассоциации после прочтения этого произведения связаны с фильмом «Матрица» братьев Вачовски. Но ни кто не упомянул того, ЧТО собственно послужило предпосылкой для написания этого романа. А этой предпосылкой стали прочитанные и высоко оцененные Лемом в начале 70-х романы Ф.К.Дика «Стигматы Палмера Элдрича», «Свихнувшееся время» и особенно — «Убик». В которых также основным сюжетным ходом является распад реальности до той степени, когда ГГ уже не может отличить реальность от фантомов.

Собственно «Футорологический конгресс» без сомнения можно назвать одним из самых удавшихся произведений Лема, — это твердая 10ка! Кто не читал Дика — обязательно почитайте. Если понравилась эта вещь, то Дик тоже пойдет, хотя стиль авторов абсолюьно разный, просто несравнимый, но оба потрясающе талантливы.

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 10 ]  +

anubis000, 04 июня 2009 г. в 12:08

Большинство книг фантастики построены на возможности человека все понять и преодолеть любые препятствия. Солярис предстает громадой непознаваемого для человека. Что для человека науки может быть страшнее, чем невозможность понять и объяснить какой-либо предмет во вселенной. Происходит образование неимоверного количества теорий, образуются целые науки.

Возможность полного знания к чему приведет человечество. Станем ли мы богами или это знание приведет нас к пониманию, что цепь случайных событий привела к образованию жизни и разума.

Человек науки вспомни, что у тебя есть не только разум, но и чувства, возможно это поможет.

Оценка : 9
«Лунная ночь»
–  [ 10 ]  +

Beksultan, 24 апреля 2009 г. в 13:35

Замечательная пьеса! У нее очень тяжелый конец. Жестокий и ироничный. Прочтите, чтобы узнать в чем там дело. Мораль — надо всегда ознакомиться с инструкцией ПОЛНОСТЬЮ! Говорят, что на протяжении всей своей космической программы американцы тренировали астронавтов по сценариям аварийных ситуаций, которые брали из научно-фантастических произведений. Почти уверен, что «Лунная ночь» была в их числе. Кстати, действительно автор очень умело использовал все особенности радиопостановки.

Оценка : 10
«Маска»
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 01 февраля 2009 г. в 01:50

Очень философская и красиво написаная вещь. Можно сказать, что она написана почти в стиле «стимпанк». Но, при этом, повесть остается своеобразной кибернетической шарадой. Тонко сработанная резная шкатулка, баррокальная и вызывающая восхищение мастерством создателя, внутри которой хранится мерцающий металлический механизм философского эссе на тему «может ли машина мыслить».

Оценка : 10
«Три электрыцаря»
–  [ 10 ]  +

Alexandre, 30 января 2009 г. в 11:28

«...перевелись глупцы во Вселенной» — этот оптимистический вывод пана Станислава мне более всего пришелся по душе. Хотя и жаль немного погибших электрыцарей, но ведь не для хороших дел явились они на Крионию, а ради грабежа. Вот и настигла их справедливая кара. Не слишком смешно местами, но читать приятно. И мораль — такая, о которой напоминали многие мудрецы — если ты хочешь победить — подумай, что ты будешь делать с этой победой потом.

И услышать об этом из уст Лема таким необычным способом, мне кажется нелишне.

Оценка : 9
«Философия случая»
–  [ 10 ]  +

Shybzd, 24 января 2009 г. в 21:27

Приятно побеседовать с умным человеком. даже если этот человек тебе не отвечает. Зато мыслей, мыслей сколько!

Правда читать поначалу было весьма сложно. Приходилось в словарь заглядывать. Позже то ли я поумнел, то ли то ли книга чуть более начала отвечать моему словарному запасу.

очень бы рекомендовал эту книгу любителям постмодернизма. Точнее его восхвалителям. В особенности главы «Новый роман и новая физика « и «Новый роман и математика».

Напоследок скажу что прочитав эту книгу (если сможете конечно ;-)) вы безусловно станете немного уменее. Как впрочем и бывает после хорошей беседы с умным человеком.

«Возвращение со звёзд»
–  [ 10 ]  +

Ladynelly, 12 ноября 2008 г. в 21:11

«Странный мир на грани между Адом и Раем»... Действительно странный, непонятный пугающий, обрушивающийся, на читателя лавиной, толпой народа целым ворохом непонятных слов... И окончательно добивший меня штрих — девушка евшая цветы... Не знаю почему, но именно это «добило» меня.

Потом когда я узнала этот мир поближе, то в принципе он мне не показался таким уж ужасным... Наоборот это мир довольных сытых людей, работающих, развлекающихся. Даже пресловутая бетризация на меняне произвела особого впечатления...

Потом, как яркая вспышка — понимние того, что жизнь потеряла какау-то искру, стала слишком гладкой... И потеряна тяга к знанию...

После прочтения у меня не возникло того тягостного ощущения безнадежности, или ужаса, которые возникают после прочтения антиутопий... Но я внутренне содрагаюсь, при воспоминании о девушке жующей цветы... Именно поэтому я бы не хотела там жить...

P.S. wolobuev писал: «Подобную идею я встречал в каком-то нашем рассказе — там речь шла о том, что пока корабли старой конструкции летят к другим планетам, не Земле уже изобретают принципиально новые двигатели, с помощью которых потомки достигают этих планет раньше, чем те, кто вылетел перед ними».

Недавно прочитала этот рассказ, это Булычев «Я вас первым обнаружил»

Оценка : 10
«Маска»
–  [ 10 ]  +

sawwwa, 11 октября 2008 г. в 23:37

Мне кажется, что так писать умеет только Лем, вот буквально до последнего абзаца ты не можешь догадаться, что произойдет , и в финале я (читатель) снова не почувствовала себя обманутой или обокраденной. Время, потраченное на книгу с торицей окупилось массой раздумий над очередной, пусть и не великой по форме, но первоклассной вещью.

И снова к вопросу о том, что из человека демиург все-таки никудышный, ведь самые совершенные его создания служат смерти, даже обладая душой, даже не желая зла.

Грустно, да, но ведь правда, и пусть она будет горьким лекарством, наверное в этом — первая задача настоящего писателя.

Оценка : 9
«Путешествие двадцать шестое и последнее»
–  [ 10 ]  +

duke, 18 июня 2008 г. в 00:50

В принципе, история неплохая, но уж очень «просоветская». Понятно, что именно из-за этого она и не включается в большинство сборников с рассказами про Ийона. Пришлось читать с экрана. Кстати, со всеми выводами Лема абсолютно согласен!

Оценка : 7
«О выгодности дракона»
–  [ 10 ]  +

GomerX, 30 мая 2008 г. в 09:09

На мой взгляд, в рассказе очень точно проходит сравнение дракона в форме аллегорического описания чудовищно разросшейся военной машины Советского Союза, сжирающей большую чать бюджета страны, но в то же время, обеспечивающей занятостью население, способствующую возникновению новых прикладных наук и новых технологий. «Дракон» содержится на средства налогоплательщиков, которые могут быть направлены на поднятие уровня жизни в стране. Это вроде как и противоречит здравому смыслу, и в то же время, взять и «убить дракона» так просто тоже нельзя.

Замечание, добавленное Лемом в 1993 году, также весьма тонко отмечает результаты развала СССР.

Вообще, Лем — мастер подобного рода сревнений. Большое количество иносказаний на разные философские темы я встретил в его сборнике «Кибериада».

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 10 ]  +

G.RIB, 12 апреля 2008 г. в 02:37

Прочитала 2-ой раз.Задаю себе вопрос:«А что же меня впечатлило в 13 лет?».Этот роман нужно читать не 1 раз в жизни,и даже не 2.С возрастом у нас меняются взгляды,принципы,но каждый найдет для себя «свой собственный» смысл в этом произведении.И он-то и будет правильным лично для Вас.

Оценка : 10
«Путешествие седьмое»
–  [ 10 ]  +

kinofan, 06 апреля 2008 г. в 15:05

Для меня цикл «Звездные дневники Ийона Тихого» был первым прочитанным произведением в жанре юмористической фантастики, а это рассказ, наверное, так и останется, любим из всего цикла. Перечитывал его раз десять, а все равно каждый раз поражаюсь потрясающему юмору, который буквально разит наповал. Одни беседы Ийона Тихого со своими двойниками из прошлого и будущего – чего стоят — мастерски написано как человеку, порой трудно договориться-примириться даже с самим с собой. Кто еще не читал – прочтите хотя бы этот рассказ цикла, уверен получите удовольствие.

Оценка : 10
«Эдем»
–  [ 10 ]  +

GomerX, 20 марта 2008 г. в 15:13

Сама система общественного устройства на Эдеме, не смотря на её необычность и даже абсурдность, лично мне очень сильно напоминает наш сегодняшний мир. У нас в стране власть передается из рук в руки в границах узкого круга лиц, кто допущен к этой власти. Казалось бы — посмотрите вокруг! Сколько более достойных людей живет в нашей стране! А с телеэкрана нам постоянно пытаются разрекламировать каких-то подставных кукол... Такая же система забития информацией как и на той планете.

Один из лучших образцов планетарной фантастики.

Оценка : 10
«Сумма технологии»
–  [ 10 ]  +

Fауст, 17 февраля 2008 г. в 04:10

Совершенно фантастический труд, лежащий в основе современной футурологии. Нетривиальный ход мысли, блестящие догадки, запутанные логические цепочки, и, на выходе, — предсказания, которые сбываются.

Конечно, не обошлось без шероховатостей и неточностей в некоторых рассуждениях о современной науке. Но в этой книге заключено именно то мировоззрение и тот взгляд на мир, которого всё сильнее не хватает сегодняшнему обществу. А будущее, странное и новое, всё ближе и ближе. Сумеем ли мы разглядеть его? И — сконструировать, таким, которое нужно нам?

Оценка : 10
«Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»
–  [ 10 ]  +

Cancel, 11 апреля 2007 г. в 19:17

Отличный пример «слоёной» фантастики! Одно из самых моих любимых произведений, регулярно перечитывается с неослабевающим интересом. Блеск.

Несмотря на утверждения о «заезженности» темы, я могу привести всего один пример, равноценный «Конгрессу» — это «Арабский кошмар» Роберта Ирвина. Остальное далеко не дотягивает до уровня этих двух романов.

Ставлю этой книге высшую оценку и хочу добавить ещё столько же сверху — замечательная и по-прежнему актуальная книга.

Оценка : 10
«Непобедимый»
–  [ 9 ]  +

Буба, 03 марта 2024 г. в 15:51

Монументальная вещь, особенно для 64-го года, когда традиция космических первопроходцев совать свои носы в каждую космическую щель и получать по оным сполна в фантастических произведениях только зарождалась и ещё не была запопсована массовой культуркой. Враг не просто иной, да и не враг а целая многовековая устоявшаяся так сказать эко-синт--система, чуждая, непонятная, с которой категорически ничего нельзя сделать, повлиять на нее. Обломав зубы об этот монолит человек вынужден признать свое поражение и просто уйти. Не хилая такая пощёчина гордыне великих завоевателей прошлого и надеюсь будущего. За термин «неживая эволюция» отдельное спасибо. Не фанат Лема, но «Непобедимый» наравне с «Солярисом» и «Эдемом» безусловно обязательны к прочтению.

В тему, недавно вышла компьютернаюая игра по мотивам этой книги с одноименным названием. В ней в вольной трактовке изображена предыстория событий и те, кто читал, хорошо прочувствуют атмосферу чуждого мира. Игроделы позволили себе вольность и перенесли некоторые сюжетные моменты в игру, например можно поучаствовать в сражении «циклопа» с роем от лица членов экипажа другого корабля. Так же как и в первой игре по Ведьмаку, где можно было повторно расколдовать королевскую принцессу. В общем рекомендую.

Оценка : 9
«Эдем»
–  [ 9 ]  +

andrij, 06 марта 2023 г. в 02:04

Браво, Станислав Лем!

Очень атмосферное произведение. Особенно впечатляло описание пейзажей, строений, инопланетных непонятных землянам процессов и явлений. В голове рисовались такие картины… жаль, что в настоящее время существует так мало иллюстраций к «Эдему», было бы здорово их сравнить с тем, что я сам себе напредставлял.

Единственная вещь, которую я не до конца могу себе объяснить, как так возможно (пусть даже за одни сутки) создать или настроить машину-переводчик «калькулятор», когда ты встречаешься с цивилизацией, совершенно неземного типа… И пользуясь ею столько узнать за столь короткий промежуток времени… К тому же, у них ещё и плёночная видеокамера… Диоды и транзисторы… Такие небольшие детали добавляют произведению налёт «ретрофутуризма» и некой неправдоподобности, идеалистичности.

Станислав Лем делал же такой упор на правдоподобность повествования, что со временем это уже стало немного не соответствовало современным реалиям. Поэтому, на мой взгляд, писателям необходимо описывать технические аспекты будущего более абстрактно.

Но, тем не менее, «Эдем» оставил просто неизгладимые впечатления.

Очень понравилось. Советую к чтение и прослушиванию всем. Каждый найдёт в произведении своё, но самое главное задаст себе важные вопросы: «Кто я?»… «В чём же смысл жизни?»…

Оценка : 9
«Магелланово облако»
–  [ 9 ]  +

Hobel, 12 декабря 2021 г. в 16:12

Впервые прочитал «Облако» лет в 20, и тогда эта книга не оставила какого-либо значимого следа в памяти. Может потому, что в ней нет дальнобойных рельсотронов и плазменных турелей, а может потому, что память о СССР не стала ещё историей и будущее в духе развитого коммунизма не представлялось чем-то исключительным. Но шло время – и стало понятно, что мир без войн, чипированных индивидуумов, могучих ядерных арсеналов и вечной драки правильных парней с плохишами – становится чем-то если не исключительным, то уж точно фантастическим. Именно фантастическим, без ненужной приставки «научно-». И чем больше читалось идеологически выверенных творений западных авторов, тем яснее становилось, что светлый образ глобального коммунизма, т.е. мира, где каждый по мере своих возможностей трудится на благо человечества – уходит в небытие, хиреет как неудачная и неудавшаяся ветвь могучего ствола жанра фантастики. Фантастики, сделавшей мощный рывок от научно-фантастического к фэнтезийно-фантастическому. Когда-то между подобных размышлений Лем и стал одним из моих любимых писателей, а затем и самым-самым. Поэтому мне трудно судить объективно о столь знакомом и близком.

С годами становилось яснее, какими жемчужинами среди этого техносферного океана дерущихся за тотальное господство и кусок ресурса странных людей остаются миры Лема и Ефремова. Миры, где на первом месте стоит старое доброе научное познание и люди, исповедующие религию здравого смысла. Вот и здесь самые простые, но немного загадочные и довольно сложные по сегодняшним меркам люди ХХХII века, наконец-то летят к ближайшей к нам системе и вполне себе обходятся без стрельбы, убийств, служения по принуждению и даже без того, чтобы в каждом своём движении, в каждом разговоре с «ближним» непрерывно метить территорию и утверждать своё «Я», чем так раздражают герои англо-голливудских художников. В «Магеллановом облаке» никто ни с кем не выясняет отношения – как такое вообще можно читать?

Да, в этой книге люди преодолевают пространство и время, борются за жизнь с силами природы и успешно толкуют реальность инструментами рациональности и здравого смысла там, где им не хватает опыта и понимания. Где в нашем сегодняшнем мире победившего прогресса вы встретите такое чудо? И когда такие люди поступают разумно – и всё-таки ошибаются, рождаются те неповторимые по своей глубине социальные и научные коллизии, которыми так рукотворно бедна реальность XXI века. В этом неожиданная сила сегодняшнего Лема – певца научного коммунизма или, чтобы освободиться от ненужных аллюзий, – певца науки и общества. Той настоящей науки, которая только и может обеспечивать общество всем необходимым, и такого общества, которое только и может быть построено на фундаменте настоящей науки. Согласитесь, ни о чём подобном сегодня мечтать не приходится.

«Магелланово облако» – это отважное, но отнюдь не безумное путешествие на край Вселенной, какое только могло стать возможным на том этапе научного-технического развития, которое столь качественно и глубоко описано в первых главах. И это действительно так. Всё продуманно, просчитано, отмерено и подготовлено. Тщательно отобраны добровольцы. Чётко очерчен край доступной Вселенной – система Центавра. Это ли не цель, ради которой стоить жить и двигать науку? Это жажда открывать новые миры, это желание встретить братьев по разуму (а по чему ещё могут быть братья?), это тяга к новым горизонтам для всего человечества и отсутствие сомнений в том, что всё у нас получится. Это мир будущего, в котором есть место будущему. Посмотрите в окно. Сегодня будущего нет.

Мне кажется, «Облако» и «Возвращение со звёзд», «Туманность…» и «Час Быка» – это те книги, которые должны быть включены если не в школьную, то в университетскую программу любого общества, которое собирается увидеть будущее. С разбором идей, с обсуждениями, сочинениями и дипломами на тему… Намерение донести до юных умов мысль о том, что другое будущее возможно, кажется несколько важнее обучению нюансам аудита, маркетинга, и урокам выживания в обществе материальной эффективности и ментального релакса. Читайте Лема, товарищи! И давайте почитать детям. Хотя бы раз в 10 лет.

Оценка : 10
«Непобедимый»
–  [ 9 ]  +

vfvfhm, 19 июня 2021 г. в 12:23

Интересно, что положительные и отрицательные отзывы и оценки этой книги оставляют как зрелые, так и молодые любители жанра. Думаю, это значит, что книга не устарела, а мы не поглупели за последние шестьдесят лет. Хорошая умная проза по-прежнему остается во власти личных предпочтений.

Я вернулся к этому роману спустя десять с лишком лет. К сожалению давнего первого впечатления не помню, помимо того, что понравилось. Но вот сейчас...

Кажется, в романе форма сильно превалирует над содержанием. Мне очень пришлась по душе полижанровость книги. Хардовое НФ переходит в триллер, потом в научный детектив, а заключается все эпичным боевиком и даже робинзонадой. В общем монотонностью и нудностью тут и не пахнет!

Основные идеи всего две — механическая эволюция и невозможность контакта с иным разумом. И вот они устарели, к сожалению или счастью. Самообучающиеся системы, как показывают нейросети, стремятся к экспансии, а не к специализации. А разум во Вселенной, если, надеюсь, он широко в ней представлен, будет вероятно очень схож по типологии и структуре. Не очень большой спектр для его возникновения и развития, во всяком случае по нашим сегодняшним представлениям о мироздании. Жизнь зарождается в межзвездных облаках газа, и не такая уж сильная разница, к какой из ближайших звезд ее отнесет ударной волной от вспышки сверхновой. Так что выйдя на просторы Галактики, скорее мы найдем все-таки братьев по разуму, чем непонятные объекты с мышлением.

Так что идейная составляющая впечатляет, увлекает, но ее фактичность в прошлом.

Как уже отмечалось, в книге множество недостатков. Но мне бы хотелось отметить, на мой взгляд, главный. Идея галактоцентризма сама по себе замечательная, и предельно точно и емко выраженная, но она находится в полном отрыве от самой ткани романа. Лем пафосно заявлял, что обряжал современного человека « в галактические одежды». Но в том-то вся и штука, что современный человек ни в какой Галактике не окажется. Вряд ли лично и за орбиту пояса астероидов выйдет, да хоть бы до Марса долетел! Тут требуется совсем другое общество — лучше термина «коммунизм» пока не придумано — которое создаст и другого человека ,вначале социально, затем и биологически. Перед ним будут стоять другие задачи, его мышление и поведение будет иным. Двух истериков из романа — астрогатора и навигатора — я бы и на МКС не пустил, не то что в другую звездную систему))

Мы любим американскую фантастику с ее «правильным капитализмом», охватившим все ближайшее скопление галактик, но от писателя из Польской Народной Республики хотелось бы ждать большей социальной глубины анализа человека и общества.

Тем не менее ,с художественной точки зрения роман по-прежнему живой и крайне любопытный. Поэтому оцениваю его очень высоко.

Прослушал в исполнении Петра Маркина на Ютубе за один присест. Очень впечатляет, рекомендую! Как будто крутой блокбастер смотришь, не хуже «Экспанисии».

Оценка : 8
«Магелланово облако»
–  [ 9 ]  +

AlexM1981, 24 мая 2021 г. в 12:11

Блестящее произведение Станислава Лема! Наряду с романами Ивана Ефремова.

Не буду как то оценивать его кроме нравится и 10. Что же до рецензий — то они могут как отвратить, так привлечь новых читателей, составить ложное впечатление. Единственное, несущественное, это то, что видимо в разных изданиях романа вместо «Соединенных Штатов» фигурируют «Атлантиды». Но это несущественно.

Оценка : 10
«Возвращение со звёзд»
–  [ 9 ]  +

fail of reality, 12 мая 2021 г. в 08:59

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Понял ли ты истинный смысл того, что говорил Старк? «Человек должен есть, пить и одеваться, всё остальное — безумие». У каждого есть свой Старк, Брегг, у каждой эпохи. Зачем Гимма послал тебя и Ардера? Чтобы вы взяли пробы коронососом. Кто послал Гимму? Наука.

Это звучит по-деловому, не правда ли? Исследование звёзд. Брегг, не думаешь ли ты, что мы не полетели бы, если бы звёзд не было? Я думаю, что полетели бы. Мы бы изучали пустоту, чтобы как-то оправдать свой полёт. Геонидес или кто-нибудь другой сказал бы нам, какие ценные измерения и исследования можно провести по пути»…

Данная рецензия объединена с основной: Обалденное «Возвращение со звёзд» Станислава Лема.

Оценка : 10
«Эдем»
–  [ 9 ]  +

Warrapan, 12 февраля 2021 г. в 14:08

Одно из лучших произведений «Твёрдой НФ», что я читал. Впервые познакомился с романом ещё в подростковом возрасте, и он стал для меня одним из «эталонов» жанра. Тут всё на своём месте: загадочный, во многом пугающий мир; запоминающиеся и живые персонажи, несмотря на отсутствие имён; отлично прописанная техника и технологии будущего; проблема первого контакта во всей красе. Очень порадовали элементы робинзонады: у людей есть в распоряжении универсальные автоматы, ядерная энергия и могучий корабль весом в тысячи тонн, вот только реактор встал, автоматы без энергии не работают, а корабль воткнут в грунт чужой планеты. И не имея находчивости, изобретательности и трудолюбия, из такого положения не выбраться.

Отдельно нужно упомянуть всеобщую атмосферу загадки, которой пронизана книга. Огромные прозрачные колёса и волчки, башни со скелетами, наличие у аборигенов двойного туловища.... Лему удалось создать по-настоящему «чужих», не злобные или мудрые карикатуры на людей, а что-то действительно иное, непонятное. Особого очарования добавляет то, что в конце нет пояснений всему подряд: мы уходим из мира Эдема с множеством вопросов, предположений, информации для размышления.

Отличное произведение, рекомендую всем любителям НФ! 10 из 10.

Оценка : 10
«Магелланово облако»
–  [ 9 ]  +

strannik102, 02 января 2021 г. в 05:26

Там, в высоте Облака Магеллановы... (Анна Салема)

Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме (Н.С. Хрущёв)

Мы строили, строили, и наконец построили (Чебурашка)


Этот роман молодого на тот момент польского писателя-фантаста по духу очень близок ефремовской «Туманности Андромеды» — да что там по духу, даже по принципу озаглавливания: и там и тут нас отсылают в далёкий космос. Да ведь и написаны обе книги буквально в одно и то же время — время предстартовой готовности к штурму космоса. Наверное в умах и сердцах людей зрело ощущение вот этого скорого (во всех смыслах скорого — и которых был уже на пороге, и мечталось, что покорение космоса будет быстрым) штурма космических далей и просторов.

И конечно молодой польский писатель-фантаст был на тот момент ещё сторонником и проводником идей коммунизма, и хотя прямой коммунистической пропаганды в книге очень мало, тем не менее своё общество будущего (а на улице XXXI-XXXII века) Лем прямо называет коммунистическим. Однако всё-таки коммунистической политагиткой эту книгу не назовёшь, всё-таки пан Станислав постарался не петь дифирамбы коммунистическим идеям, а попросту представил на суд читателей коммунистические идеалы. Которые у него буквально равны общечеловеческим.

Если возвращаться к темпам, которыми земляне осваивают космос, то тут Лем весьма осторожен в своих оценках — за прошедшие тысячу с гаком лет человечество впервые отправляет межзвёздную экспедицию, да и ту совсем недалеко, к звёздам Проксимы Центавра и двойной Альфа того же созвездия. Маленький шажок на карте даже ближайших окрестностей Солнца (вот ТУТ можно посмотреть масштабы описываемого Лемом события). Чем занималось в космонавтическом и звездоплавательном смысле человечество всё это время — Лем нам не рассказывает, хотя пару раз упоминает о каких-то неудачных вариантах построения ракет. Впрочем, всё-таки Солнечная система на тот момент видимо уже в достаточной степени людьми освоена.

Роман практически лишён какой-либо героизации и романтизма, а также в приключенческом смысле сильно проигрывает многим космическим фантастическим произведениям (тем же «Звездоплавателям» Георгия Мартынова», правда Мартынов написал свою трилогию уже в космическую эпоху). Зато наполнен размышлениями и рассуждениями самого философического и социософического свойства. И потому читается с некоторым ощущением затянутости и монотонности. Разве что к концу книги, когда суперкорабль «Гея» прибывает в пункт назначения, события начинают идти и побыстрее, и поразнообразнее — и какие-то космические объекты искусственного происхождения попадаются, и некоторые планеты оказываются населёнными, и метеориты, оказывается, летают роями такой невероятной плотности, что скорее напоминают уже заряд шрапнели.

Сейчас уже многое из написанного кажется и скучноватым, и чрезмерно романтическим, и откровенно устаревшим и наивным. Однако для своего времени это была великолепная умная книга. Да, собственно говоря, такой она и осталась — неторопливой и задумчивой, это мы куда-то побежали безоглядно...

Оценка : 9
«Непобедимый»
–  [ 9 ]  +

Jaroslav25, 04 октября 2020 г. в 22:28

Читал роман два раза. С интервалом примерно лет в тридцать. Вот захотелось сейчас оценить запомнившееся еще со школьной скамьи произведение. Да, можно вывалить массу критики касательно технической части. Да, тактические способности экипажа ВОЕННОГО корабля стремятся к нулю. Но основное впечатление, оставшееся с детства, именно то что откладывается в памяти и сознании осталось. Самое начало и самый конец произведения. Описание блеска, величия и мощи... и ... «...выглядел так, как будто на самом деле был непобедим».

Оценка : 10
«Дознание»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 21 сентября 2020 г. в 11:59

Первое впечатление от написанного — чувство безмерного уважения к Мастеру, сумевшему придумать, скрупулёзно продумать и воплотить на бумаге эту сложную, запутанную, полудетективную историю. Причем сделать это так, что получилось и умно, и складно, и логически безупречно.

И, конечно же, написанная им повесть — это не только (и не столько) увлекательный сюжет, в котором и разобраться-то не так просто — это текст, от начала до конца пронизанный мыслью. Здесь и проблемы, связанные с тем, как изменится общество, когда в нём появятся андроиды, ничем не отличающиеся от людей, здесь и удивительные по своему разнообразию взгляды членов экипажа экспериментального полёта (людей и не людей) на сложившуюся ситуацию, здесь и размышления главного героя, командора Пиркса о том, как определить кто есть кто и как решать возникающие одна за другой проблемы.

Наверное, текст повести получился у Лема чуть-чуть переусложнённым, но читать её, следя за развитием событий и сопутствующими им размышлениями главного героя, всё равно очень интересно. А ведь с момента создания повести прошло уже более пятидесяти лет. И сейчас уже, наверное, можно сказать, что цикл о пилоте Пирксе получился у Станислава Лема вневременным — его с удовольствием читали полвека назад, он прекрасно читается сегодня и, думается, ничуть не устареет и в будущем.

Оценка : 8
«Возвращение со звёзд»
–  [ 9 ]  +

Frd981, 25 июня 2020 г. в 01:16

В 60-е годы прошлого века спираль развития литературы завершила очередной цикл, возвратившись к Жюль Верну и Герберту Уэллсу. Фантастика и фэнтези стали вновь походить на добротные романы, где действие просто помещено в необычную обстановку. Конечно, описываемое будущее стало более продвинутым в технологическом плане, а в романах появилось много серьезной физики, математики и биологии. Конечно, повествование стало более динамичным. Но описания окружающей действительности и рефлексия героев на совершаемые действия достигли такого уровня, что фантастическую литературу можно было поставить в один ряд с «высокими» жанрами.

Раскрыв «Возвращение со звезд» уже с начальных страниц романа с трудом веришь, что это фантазия, а не увиденное автором из окна собственного дома.

В 60-е нельзя было писать плохо. Слишком высокую планку задавало окружение. В 100-200 страниц текста авторы заталкивали столько событий и сюжетных линий, что иному современному творителю этого хватило бы на многотомную сагу. Не удивительно, что по небольшим рассказам того времени сейчас снимают полнометражные фильмы.

В самом «Возращении…» есть совершенно периферийный эпизод, уместившийся на полутора страничках, в котором главный герой посещает завод по переработке промышленных отходов и в том числе роботов. Но, читая его, сразу же понимаешь, чем вдохновлялся Стивен Спилберг на двадцать минут экранного времени в «Искусственном разуме».

***

Мы слишком рано стали людьми. Если бы до перехода от инстинктивного поведения к разумному человек успел пройти еще один этап эволюции, возможно, «homo предшествующий» сумел бы выработать элементы био-морали, запрещающей убивать себе подобных.

Методом проб и ошибок человечество, в конечном итоге, нашло способ компенсации природных запретов через социо-составляющую, но мы стремительно приближаемся к рубежу, когда социо-запреты уже не смогут помешать сумасшедшему био-хакеру уничтожить большую часть человечества.

Фантасты и футурологи, в своих попытках прогнозирования будущего, уже давно столкнулись с этой проблемой, поставив неутешительный диагноз – агрессивный зверь, глубоко сидящий в человеке, всегда найдет способ своего проявления. И бороться с этим придется, возможно, изменением нашей биологической природы. А.П. Назаретян надеется на генную инженерию, Мишель Уэльбек в своих «Элементарных частицах» считает, что все зло от разделения полов и видит избавление в уничтожении половых различий и переходе на клонирование. У Лема панацеей стала всеобщая бетризация.

В раннем периоде жизни человеку воздействуют на лобные доли мозга группой протеолитических энзимов. В результате, уровень агрессивных влечений снижается на 88% и блокируется ассоциативная связь между зонами агрессии и положительных эмоций. Человек отказывается убивать не из-за каких-то запретов, а потому что «это не приходит ему в голову». Из жизни были исключены все возможные риски, а деятельность, содержащая хотя бы намек на них, была передана роботам.

Естественно, команда небетризированных астронавтов, покинувших Землю 127 лет назад, выглядит в этом обществе питекантропами, хотя по корабельному времени прошло всего десять лет.

***

Это внешняя канва романа. Но на самом деле, это повествование об обретении смысла.

Зачем надо было лететь к далеким звездам и платить за это реальными человеческими жизнями, если о вашем возвращении в информационных лентах появляется всего одна строка, а с таким трудом добытые результаты интересны только маленькой горстке ученых? Зачем надо было лететь, если по возвращении Эл Брегг, тот самый Эл Брегг, который выдержал при подготовке к полету «коронацию» и последующий звездный ад, два раза пытается покончить жизнь самоубийством? А «коронация», между прочим, это когда тебя помещают в скафандр и выбрасывают в открытый космос. И неизвестно, когда прилетят за тобой и прилетят ли вообще.

Как, наконец, жить в этом большом «ням-ням», которое уже давно никуда не стремится и только всячески расширяет сферу удовольствий?

Удивительно, но, похоже, Лем нашел ответы на все эти вопросы.

Обязательное чтение для любителей качественной фантастики и АБС.

Оценка : 9
«Фиаско»
–  [ 9 ]  +

Кропус, 09 июня 2020 г. в 00:15

Лем безусловно генератор идей, тут никто не спорит. Но вот действия его героев в романе ничего кроме недоумения не вызывают. «Немедленно замиритись и вступите с нами в контакт, не то мы взорвём вашу луну» Что не помогло! «Ах так, тогда мы сбросим на вашу планету её ледяное кольцо». Главный герой,(Это если считать, что таковой в тексте вообще есть) по крайней мере честен в мотивации

«Они тронули представителей Земли, ну мы им покажем». Остальные объявляют подобную мотивацию ерундой, но у меня сложилось впечатление, что на самом деле они мыслят точно так же, только пытаются свои действия рационализировать. Мол, мы цивилизацию спасаем, не важно сколько квинтян из-за нас погибнет, если не вмешаемся им конец. Так и хочется сказать «Спаси нас бог от таких спасателей».

Кстати, в тексте даётся объяснение почему в экспедиции нет женщин. Мол иначе дети пойдут, что в опасном полёте недопустимо.

Но невозможно поверить, что цивилизация отправившая межзвёздную экспедицию и научившаяся управлять колопсарами, не способна временно заблокировать детородную функцию. Так и думается, а если бы на «Гермесе» оказалось достаточное количество тех, в ком тестерон бы не играл, возможно были приняты другие решения. Как вообще можно проводить вмешательсво такого масштаба, если об инопланетянах практически ничего неизвестно! Есть лишь компьютерные модели, которые то ли правильны то ли нет. Даже в романе их хвалёный ИИ последнего поколения Темпе уже поймал на ошибке.

Теперь об структуре текста. Это произведелние трудно назвать художественным, может быть за исключением первых двух глав. Лучшее определение это фантастический очерк. Само по себе это мне при чтении не мешало. Настоящая проблема текста, как я показал в другом. Но в первой главе подробное описание работы шагоходов просто достало, зачем оно вообще, если после первой главы об этом нет ни слова. Всю необходимую информацию можно было дать сжато, как небольшой пролог или ввести ретроспективно. Господи, да во второй главе именно это было и сделано, там дано всё что следует знать. Убери первую и всё равно всё будет понятно. Фокус в том, что и вторая глава не особо нужна, как и сам потерявший память Темпе. В начале я думал, что Лем хочет просто ввести своего рода «белый лист», человека без памяти в месте с которым читатель будет разбираться в целях экспедиции. Видимо так и планировалось изначально. Но автор слишком часто даёт нужную информацию своим волевым решением, своим авторским текстом. Зачем понадобилось соеденять этот роман с циклом о Пирксе, лично мне совершенно не понятно, тем более, что так и остаётся неизвестным он это или не он.

Но что меня добило, так это концовка. Невозможно поверить, что бы звездолётчик просто забыл о контрольным сроке. Да, что там забыл, ему же автоматика постоянно напоминала. Но он это игнорировал, ибо был одержим желанием посмотреть на квинтян.А ведь цену пропуска времени он прекрасно знал. Такое впечатление, что в экипаже были одни психи.

Оценка : 3
«Непобедимый»
–  [ 9 ]  +

Incnis Mrsi, 30 апреля 2020 г. в 16:00

Немногие комментаторы (в особенности, facepaw) уже мимоходом высказывались насчёт похода Рогана, но я всё же впишу это явно. В конце Роган видит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сияющий, словно впрямь непобедимый, крейсер. Автор даёт нам понять, что крейсер не победил.

А кто тогда победил? Если не победил, то по крайней мере свёл игру в ничью человек (особено, Роган), сняв с себя оружие и большинство прочих атрибутов «покорителя космоса». Не только выступив за человеческую мораль (своих не бросать), но и противопоставив металлическому инстинкту нашу, земную, органическую хитрость и смекалку. И Роган, проведя разведку, невредимым убрался восвояси. А кусты и туча… они так и будут торчать на своей планете триллионы лет до угасания своего красного карлика. Вот эта деталь, увы, не привлекает особого внимания рецензентов, а ведь Лем — мастер не одной лишь выдумки. Пусть Рогану, как пишет Тигр5, и «не хватает харизмы пилота Пиркса или Ийона Тихого». Но досадно, что мастер «слил» Рогана, прокачка личности которого далась ему тяжёлым трудом. Мне было б интересно встретиться с ним ещё раз.

Оценка : 9
«Exodus»
–  [ 9 ]  +

lemolog, 17 января 2020 г. в 11:48

Прочитал рассказ С.Лема «Exodus» («Исход») на русском языке. Не совсем понял окончание...

Глянул в оригинал на польском...

Оказывается, в самом конце (11-я строка или 6-й абзац снизу) вместо:

– Мне всё равно, Мат, и знаешь почему?

следует читать (в соответствии с оригиналом: – Mnie nie jest wszystko jedno, Mat, a wiesz czemu?):

– Мне не всё равно, Мат, и знаешь почему?

Теперь всё понятно...

«Возвращение со звёзд»
–  [ 9 ]  +

mputnik, 08 января 2020 г. в 14:59

Какая замечательная Утопия. С одной стороны — проивоположность «Туманности Андромеды» с её неуёмной жертвенностью, с другой — альтернатива всем прочим противоположностям с, так сказать, «иным знаком»: мирам, к примеру «Видоизменённого углерода», «Землянина», Гражданина Галактики и т.д. и т.п. Некая своеобразная реинкарнация «Нового дивного мира», с неким иным уклоном.

Шикарная сказка. Поделка настоящего Мастера, выполненная настолько тщательно, искусстно, даже эффектно, что... — хочется верить. В реальную возможность существования подобного мира. Увы, чем выше «начитанность» (то бишь — возможность адекватного сравнения с не менее богатым фактологией материалом иной направленности), тем магия «легковерия»- слабее. Н-да.

И — тем не менее. Красивый мир. Шикарная сказка

Оценка : 8
«Рассказы о пилоте Пирксе» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

mputnik, 08 января 2020 г. в 14:27

Никогда не понимал любителей антиквариата. Никогда. До тех пор, пока не построил свой дом, а в нём — не соорудил себе кабинет. О-о-о, непосредственно после этих событий — всё изменилось с точностью до наоборот. Видимо, вне гарантий некой разумной продолжительности комфорта, сам комфорт — как понятие — носит весьма отвлечённый характер.

Так вот, этот цикл — великолепнейшее бюро времён Людовика XV-го, невообразимо «домашнее» и не менее роскошное. С точки зрения потребностей современных интерьеров это — конечно же — жуткий оксюморон. Жуткий. Но... такой УЮТНЫЙ, что... противостоять искушению — абсолютно невозможнро. Просто немыслимо.

Да, уважаемый потенциальный читатель, да — весь этот цикл (и по фактологии и по антуражу) довольно наивен (и это ещё мягко сказано), но... мы же не в бухгалтерии, в конце-то концов. Факты, цифры, итог, аргУменты... — это так скуШно, если задуматься. Что-то — да, надо калькулировать, без этого — никуда. А что-то... — можно (и даже нужно) «выносить за скобки», так сказать.

Что-то — и может и должно — нравиться только потому, что оно есть

Оценка : 8
«Насморк»
–  [ 9 ]  +

lwiw, 03 декабря 2019 г. в 16:56

Настолько сухо, что больше похоже на отчёт, а не детективный роман. Лем, конечно, не образцовый писатель человеческих душ, но это слабо даже для него.

Детективная часть скучна, развязка разочаровывает, есть заброшенные сюжетные линии.

Оценка : 3
«Как уцелела Вселенная»
–  [ 9 ]  +

Dan-Master, 16 сентября 2019 г. в 16:06

Один из самых изящных рассказов Лема. Смешных но и страшных одновременно. Сколько философского смысла в такой краткой форме и конечно жалко горошанов и гаральниц, их нам так не хватает;))))

Оценка : 9
«Солярис»
–  [ 9 ]  +

eidenveis, 21 мая 2019 г. в 15:35

После прочтения «Непобедимого» я взялся за данное произведение, поэтому, вполне возможно, что дальнейшие суждения были результатом моего сравнения этих двух романов. Мне еще не довелось прочитать другие произведения автора, поэтому выскажусь на основе моей текущей информационно-эмоциональной базы, сформированной двумя вышеупомянутыми произведениями. Эффекта неожиданности от идеи контакта людей с плазменным океаном Метаморфом, который так и не был осуществлён — у меня не было, так как в «Непобедимом» уже был контакт с «мошками», которые не обладали разумом. В текущем произведении контакт планетарного масштаба, целенаправленный, а в «Непобедимом» — локальный, в виде искусственных сил природы. Идеи примерно одинаковы, но реализованы по разному. Я это клоню к тому, что «Вау» эффекта данная идея уже не вызывала, поэтому, если у вас это первое произведение, то эмоций у вас будет больше.

Идея контакта для текущих исследователей станции Прометей и самого человечества заключалась в том, чтобы он был полезным и информативным для людей. Автор в начале дает понять: как много человекочасов и ресурсов было потрачено на изучение данного существа, которому удалось стабилизировать орбиту планету, будучи под влиянием сильного притяжения двух звезд; как много различных теорий развилось за эти десятки лет и не одна из них не могла пролить свет на тайну Соляриса. Под тайной автор подразумевает невозможность контакта людей с океаном в той форме, которая понятна человеку.

Десятилетия поисков, тонны предположений и многочисленные записи процессов, которые происходят в океане — это единственное, что у людей было. Автор удачно подмечает важную вещь — «Мы — трава Вселенной», которой он подмечает нашу простоту. Человечество привыкло воспринимать все через призму доступных для него информационных и потенциальных, скажем так, мозговым ресурсов, то есть то, что мы потенциально можем понять или решить. Это очень напоминает аналогию попыток понять существование чего-либо, что не обладает волей или разумом, в том виде, в котором она у нас присутствует. Допустим природу, существование Бога или осознание того, что Вселенная бесконечна. Очень понравилось то, что автор раскрывает данную тему, которая пылится на полках нашего сознания вытесненной нашими обычными житейскими делами или как говорил Соломон — «Суета сует». Через персонажа «Кельвина» автор предлагает свою версию «ущербного Бога». Бог, который постоянно развивается и эволюционирует, который создал бесконечность, в которой утопает его бесконечное проявление. Это незаконченное развитие Бога не имеющее конца им же самим созданным. Эдакая Вселенная, которая постоянно расширяется и увеличивается.

Я не буду упоминать о развитии сюжета в лице отношений Хари и Кельвина( так ка я считаю, что он слишком тут затянут), но мне немного грустно, что автор так и не описал «гостей» Сарториуса и Снаута, которых читатель явно ждал. Впечатления от романа я получил, особенно понравился момент, где автор описывает, как главный герой пытается понять реально ли то, что он видит или же это плод воображения. Момент, когда Кельвин достает листок с вычислениями, который он получил от автомата, и сравнивает со своими вычислениями вызвал во мне бурю эмоций.

Было бы интересно, если эксперименты продолжились. Допустим, могли бы проверить теорию о том, смогут ли «гости» их сознания существовать, если они будут бодрствовать продолжительное время.

Подытожив все, могу сказать, что каждый найдет момент, который ему запомнится и поэтому данную книгу стоит прочитать.

Оценка : 8
«Глас Господа»
–  [ 9 ]  +

morbo, 05 мая 2019 г. в 08:51

Это образец твёрдой научной фантастики, какой она и должна быть. Роман представляет собой что-то вроде фрагмента мемуаров учёного-математика. Фрагмент этот посвящён главным образом участию этого учёного в проекте «Глас господа», целью которого были попытки расшифровать загадочное послание из космоса.

Начнём с того, что автор мемуаров приписывает себе какое-то врождённое зло: где-то в глубине души он радовался страданиям собственной матери, которая заболела тяжёлой болезнью. Мне кажется, что таким образом Станислав Лем пытается передать двойственную мораль вообще всех учёных, участвующих в научных проектах государственного значения. Главное, что движет учёным — это, пожалуй, интерес и жажда признания среди коллег. Если проблема достаточно сложна и не связана с какими-то бытовыми нуждами, то учёный будет стремиться хоть как-то отметиться среди тех, кто пытался решить эту проблему. Даже если эта проблема явно будет использована в военных целях, амбициозного учёного это нисколько не отпугнёт, а скорее наоборот — привлечёт. Где-то в глубине души учёный будет понимать, что он становится соучастником возможного массового убийства, но будет успокаивать себя тем, что если не он решит эту проблему, то найдётся масса других желающих, которые окажутся менее совестливыми, а возможно даже ещё более талантливыми и способными, чем он сам.

Второе интересное наблюдение — это обстоятельства, с которых начался проект «Глас господа». Частицы нейтрино способны насквозь пролететь через Землю или Солнце, и лишь исчезающе малая часть каким-то образом провзаимодействует с веществом, так что можно будет косвенно определить факт взаимодействия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В романе изобретён способ наблюдения за нейтринным излучением. В течение нескольких лет в одной из обсерваторий двое астрономов наблюдали нейтринное излучение и записывали его на магнитную плёнку. Интересно, что за эти нескольких лет никому в голову не пришло, что источник этого излучения может оказаться искусственным. Плёнки с записями казались бесполезными и их копии продавались шарлатанам от науки, которые хотели использовать записи в качестве последовательности случайных чисел. Один такой шарлатан обнаружил в таблицах повторяющиеся фрагменты и обвинил другого в мошенничестве — дескать тот хочет заработать деньги на повторной продаже одной и той же информации. Тот, в свою очередь, посчитал свою честь оскорблённой и дело дошло до суда. Из-за того, что начался сезон отпусков, редакция одного из псевдонаучных журналов опустела и оставшиеся сотрудники решили заполнить пустующий объём описанием хода дела. Этот журнал попался на глаза учёному, которому нечем было себя занять в поезде. Никто не знает, сколько ещё лет эти записи нейтринного излучения фигурировали бы во всяческих псевдонаучных статьях и телевизионных передачах, если бы не этот учёный, который заинтересовался содержанием записей и решил раздобыть оригинальные плёнки.
Этот фрагмент романа столь же комичен, сколь и реалистичен. Ценная информация редко попадает напрямую к тому адресату, который способен адекватно оценить и применить её. В исключительно редких случаях получатель оказывается способен отвлечься от своих дел и заинтересоваться подарком, который сам свалился к нему в руки. Так, например, было с Александром Флемингом — изобретателем пенициллина, который мог бы просто не придать значения тому, что уничтожило колонию бактерий в его чашке Петри.

Третье интересное свойство романа проявляется при сравнении с романом Фреда Хойла «Андромеда». До сих пор я считал роман Фреда Хойла одним из наиболее типичных представителей жанра твёрдой научной фантастики. Однако, при сходстве сюжета — учёные занимаются расшифровкой послания из космоса, развитие сюжета в романе Станислава Лема кажется мне более правдоподобным. Если в романе «Андромеда» каким-то загадочным образом из послания удаётся извлечь инструкции по созданию компьютера, заложить в этот компьютер программу, содержащуюся в послании, а затем вырастить гибрид человека и инопланетянина, то в романе «Глас господа» результаты оказываются гораздо более прозаическими: удалось установить благотворное влияние излучения на образование органических веществ и расшифровать лишь небольшую часть послания, да и то не известно — правильно ли.

Роман поначалу читается довольно тяжело, т.к. в начале излагаются биографические данные учёного, его воспоминания о своём детстве, мысли о биографах, писавших жизнеописания учёного и о качестве этих биографий. Слова учёного кажутся довольно витиеватыми, т.к. он часто отвлекается от основной темы и переключается на собственные размышления и воспоминания. Когда же дело доходит до сути, читать становится настолько интересно, что бывает трудно оторваться. Описание предыстории проекта настолько яркое и реалистичное, что иногда кажется, что всё это происходило на самом деле. И только мысль о том, что первые нейтринные обсерватории были построены только в середине 1990-х годов, напоминают, что роман всё-таки фантастический.

В эссе «Моя жизнь» автор упоминает, что считает лучшими своими фантастическими романами три романа: «Солярис», «Эдем» и «Непобедимый». В мою голову закралось подозрение, что пан Станислав хитрил, отправляя всех по ложному направлению и ехидно потирая ручки в ожидании, удастся ли ему всех обмануть или некоторые читатели смогут понять, что это шутка.

Оценка : 10
«Возвращение со звёзд»
–  [ 9 ]  +

artem-sailer, 01 апреля 2019 г. в 07:35

Очень тяжело идёт данная книга, дочитывал из последних сил.

Многочисленные описания интерьеров будущего, девайсов, технологий, в которых главный герой не разбирается, но пытается разобраться, — эти описания, как мне показалось, лишены яркости, реальности, они даже не механические, они просто пусты. Даже перечитывая описания заново, я зачастую так и не составил себе картинки, так и не понял, что имелось в виду. Не образно, если так можно выразиться.

Отдельного внимания заслуживают диалоги, из которых также далеко не всегда понятно, о чём идёт речь. Иной раз складывается впечатление, что наблюдаешь разговоры людей не совсем адекватных. В то же время думаешь — ведь это же Лем, значит, всё должно быть исполнено глубокого смысла. Но он, этот смысл, ускользает.

Удивляет поведение главного героя — космолётчика, прибывшего из сложнейшей десятилетней экспедиции. Странные отношения с женщинами, на которых он бросается практически без разбора, особенно это касается их, так сказать, романа с Эри. Логику в его поведении найти очень сложно. Лирику, впрочем, тоже.

Ну и наконец, утопия, описанная Лемом, лишена жизнеспособности. Мир без насилия — это, конечно, хорошо, но слишком уж идеально, чтобы быть правдой. То же можно сказать и о людях, изображённых автором. Понятно, что он хотел показать их сплошными «овощами», но ни один герой не показан достаточно выпукло и красочно, чтобы можно было составить хоть какие-то представления о его внутреннем мире и психологической конституции.

Подводя итог, могу сказать, что книга меня больше разочаровала, нежели нашёл в ней что-то заслуживающее внимание. Нет той научности, наукоёмких описаний и оригинальных идей, что составляют фирменный стиль Лема, его «фишки». Невзрачные герои и невразумительное социальное устройство мира, в который попал главный герой.

Оценка : 7
«Непобедимый»
–  [ 9 ]  +

morbo, 09 марта 2019 г. в 21:19

Роман показался мне довольно затянутым, по крайней мере его начало и середина. На протяжении этой части романа практически ничего не происходит: крейсер сел на поверхность планеты, дальше экипаж анализирует атмосферу, начинает бурить поверхность, часть экипажа отправляется на берег океана. Как будто подчёркивая эту затянутость, все средства передвижения едут очень медленно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дальше появляется немного движения — обнаружена формация, напоминающая город, крейсер перебазируется поближе к этой формации. И опять посещение «города» оказывается сильно затянутым. После этого опять оживление — обнаружен крейсер «Кондор», описание обстановки нагнетает напряжения. И опять градус накала снижается, люди наблюдают за странным дождём, бьющим в энергетический купол, прикрывающий крейсер.

Уже почти под конец начинается оживление. Люди, наконец, находят источник проблемы, пытаются разгадать его природу и победить его.

Хочется взять и немедленно сравнить этот роман с произведением Роберта Хайнлайна «Звёздный десант». Но не потому, что они похожи, а как раз наоборот — потому что в некотором смысле являются полными противоположностями друг друга. У Хайнлайна десантники воюют знакомыми им средствами со вполне понятным врагом. У Лема врага долгое время не удаётся идентифицировать, а привычные средства настолько бессильны перед ним, что у некоторых героев, скорее от бессилия, чем от гуманизма, возникает мысль, что, наверное, стоит оставить эту странную форму существования материи в покое. У Хайнлайна живые персонажи, характер которых сформировался под действием их предыдущей жизни. У Лема — персонажи-функции без прошлой жизни, с еле проблескивающими чертами характера и переживаниями. У Хайнлайна люди, борясь за свою свободу, понимают что-то о самих себе. У Лема люди свободны в любой момент улететь с негостеприимной планеты, но пытаются побороть местную форму жизни, лишь постепенно познавая её.

Лему хорошо удаётся придумывать инопланетные формы жизни, в корне отличающиеся от человека, но не удаётся изобразить живых людей, не удаётся скомпоновать сюжетную линию без провисаний. На протяжении начала и середины романа постоянно кажется, что роман безмерно растянут и является скорее рассказом-переростком, ну или по крайней мере — повестью-переростком. Окончание же кажется наоборот — довольно сумбурным и неожиданно оборванным. Люди нашли средство, чтобы оставаться незамеченными для хозяев планеты. Казалось бы — всё только начинается, теперь можно оставаться незамеченными, собирать образцы и под защитой энергетического купола искать средство противодействия, пытаться противодействовать не грубой силой, а умом. Может быть можно ставить какие-то помехи связи между мушками. Может быть можно противодействовать химическими веществами. Может быть можно внедриться в рой и попытаться управлять им. У всех земных живых организмов, которые образуют колонии или имеют многоклеточное строение есть одно уязвимое место — они не защищены против злоупотреблений. В колониях выгодно пользоваться прикрытием общества в своих собственных интересах, быть оппортунистами. В случае многоклеточных организмов так ведут себя раковые клетки. Опять же — не выясненным остался вопрос, каким образом этот рой размножается. Где происходит формирование новых мушек? Но нет, как раз в тот момент, когда найдено средство оставаться незамеченным, роман заканчивается.

С одной стороны, можно порекомендовать роман к прочтению из-за необычных идей. С другой стороны — нужно сразу приготовиться к затянутости сюжета и к невыразительным действующим лицам, к ощущению незавершённости романа.

Оценка : 8
«Путешествие четырнадцатое»
–  [ 9 ]  +

artem-sailer, 05 февраля 2019 г. в 20:00

Славный рассказ! Читается — просто на ура!

Повествование живо, манит вперёд, не успеваешь заскучать или отложить книгу в сторону.

Приключения знаменитого путешественника Ийона Тихого на далёкой планете насыщенны, разнообразны, а персонажи — пестры и неординарны. То речь идёт о неких сепульках, суть и секрет которых так и остаётся для читателя неразгаданными. А вот уже и стихийное бедствие, которое здесь, впрочем, в порядке вещей. То театральная постановка, смысл которой землянин понять не в силах, то визит к профессору, восстановленному из генетического резерва за 15 минут.

Гигантской фантазией обладал автор, открытия — на каждом шагу. Просто поражаешься расточительности пана Станислава, ведь из каждой страницы текста можно было выжать добрый рассказ страниц на 30. Однако автор не считает это чем-то заслуживающим особого внимания и продолжает сыпать идеями, как небо — звёздами в безлунную ночь.

Оценка : 9
«Солярис»
–  [ 9 ]  +

mputnik, 30 декабря 2018 г. в 21:58

Есть такой старый анекдот: «...Почем у вас булочки с изюмом? — Да пять же копеек. — А изюм в них — почем? — Таки, а он же ж бесплатно уже. — О, вот мне наковыряйте — грамм триста изюму...».

Вот как в этом анекдоте — с точки зрения литТриады («Тема + Идея + Антураж») — в этой книжке явный, жуткий, необъяснимый перекос (ИМХО, естественно же ж). Тема — это, собственно «булочка» — просто море подробностей, сверхбольшое и сверхглубокое море, излишне огромное, целыми страницами можно удалять без какого-либо ущерба для книги, даже не заметит читатель, что этих страниц не будет (ИМХО, естественно). Антураж — это, собственно, фантазийное обрамление повествование — в норме, супер-пупер, мастерски и бесподобно. А вот Идея — по объёму, по сравнению с Темой — мизер совершенно несущественный.

И суть не в том, что Идеи МАЛО, нет, это все («идейный» слой, в смысле) — просто великолепно, захватывающе, на уровне Толстого, Тургенева и иже с ними, без всякого преувеличения. Суть в том, что это «идейное», «смысловое» — оно ТОНЕТ в этом океане Темы, прямо-таки аки в оном Соляриса. И суть эту — жемчужную, бриллиантовую, яхонтовую — надо буквально выковыривать аки тот же изюм из той же булочки. Но... изюмчик... — таки, стоит трудов, однако. Цитаты, которые любой здравомыслящий индивид «вынесет в ладошках сознания» из этого текста — они из разряда вечных и неизбывных, они — Суть и Смысл Жизни в ее «алфавитно-цифровом» отражении.

И... тем не менее...

Вокруг этого изюма объём теста можно было бы смело уменьшить раза в два. Без ущерба для качества

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 9 ]  +

aria.psikh, 30 декабря 2018 г. в 19:22

Произведение является классикой научной фантастики. Перед прочтением были опасения из-за прочтенных ранее комментариев — а вдруг роман слишком сложен и я не пойму и малой его части? вдруг станет скучно после первой главы? Однако все оказалось куда радужнее.

Порадовали моменты с техническими описаниями, скорее даже то, что я, имея за своими плечами только неполный школьный курс физики, поняла их и погуглила только 2-3 раза ;)

Философские и психологические вопросы, поднимаемые в работе, требуют более глубокого осмысления, анализа, которым я займусь в ближайшее время. Непосредственное после прочтения произведения мысли хаотично летают в сознании, подражая броуновскому движению, пытаясь собраться воедино и сформировать собственное мнение, дать ответы хотя бы на некоторые вопросы произведения.

Есть ли конец познания? Если да, то как скоро человечество достигнет его? Справедливо ли человек считается венцом творения (явно нет)? Необходим ли в действительности контакт с инопланетным разумом или это лишь вершина горы, после достижения которой придется скатиться вниз? Сможет ли человек распознать жизнь на другой планете, если она будет представлена в непривычной для него форме?

И многие другие вопросы роятся в моей голове, пытаясь собраться воедино.

Восхитительна ли та книга, после которой мозг «болит», после которой хочется неподвижно сидеть и размышлять? Ответ однозначен — да.

Оценка : 10
«Непобедимый»
–  [ 9 ]  +

Mortos, 21 июня 2018 г. в 07:42

Захватывающий роман, от начала и до самого конца. Прямо ощущаешь себя там, разгадывающим тайны этой планеты. И отсутствие ярких персонажей только помогает сосредоточиться на исследовании планеты.

Оценка : 10
«Фиаско»
–  [ 9 ]  +

Сомнамбула, 05 мая 2018 г. в 21:35

Право не знаю в чем здесь дело, но не покидает ощущение того, что писателя где-то ещё в начале изложения подменил схожий по стилю письма двойник. Сам сюжет, как целое, похож на шараду, — найди 10 мест читатель, где я допустил ошибку и система стала самопротиворечивой — будто пан Станислав за перо брался с одним замыслом, потом забылся и, история, магически перевернувшись в дополнительном измерении, превратилась в свою абсурдную копию. Чтобы не быть голословным, надо же пояснить, да?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Столько описательного труда было потрачено, чтобы показать цель экспедиции, ее физические основы. В итоге же, как и сказал, первоначальный план вдруг без всяких на то причин улетает в трубу, а герои делают вид, что всё идёт как надо! Экспедиция задумывалась как экспеременальная проверка господствующей в экзосоциологии теории Ортеги-Насселя на «живом» примере. Ребята просто хотели подлететь поближе к потенциальной цивилизации, основным кораблем (Эвридика) подождать в окрестностях коллпсара неподалеку, а разведывательной экспедицией поменьше уточнить данные об объекте наблюдения. Полученные данные были жизненно необходимы для категоризации времени, которое потребуется «пропустить» за счёт эффекта гравитационного замедления в окрестностях коллпсара Гадеса. Суть эксперимента мыслилась в том, чтобы «выловить» момент в развитии иных, который непосредственно предшествует переходу их цивилизации в бесконтактное состояние, для этого и был нужен Гермес — экспедиционный модуль Эвридики. Однако вместо этого, подлетев к Гадесу, Эвридика почти одновременно с запуском Гермеса инициирует процесс темпорального перемещения (одноразовая дорогостоящая операция) при помощи коллапсара. Что собственно происходит? А как же экипаж Гермеса, они что смертники? А как же информация для уточнения времени в простое, расчеты внезапно не нужны? Далее. Контактеры с Гермеса начинаю творить неведомую дичь по прибытию в систему, и действительно! ведь логика повествования уже нарушена, откуда им понять, чего они собственно хотят от жизни: то ли данные им нужны, то ли спасти цивилизацию пытаются, то ли богами себя почувствовали.

И специалисты все картонные какие-то. Императивы у них одни, действуют же по-старинке, интуитивно-антропоцентрично. Едва-ли такой уровень некомпетентности возможен в такой опасной среде, как Космос. Сразу же слёту берут на абордаж технику, а возможно и живой организм инопланетян. Ну кто так делает после стольких рассуждений о том, что инородные организмы весьма вероятно не люди!

Ко всему прочему автор предпочитает вводить в свой сюжет только тени технологий и их общий абрис, ограничиваясь известным названием и больше ничего. Например. Это ИИ, но вы сами додумайте, что за структура под этим кроется, не буду же я вдаваться в проблемы сознания... Но такая стратегия непозволительна для серьезной фантастики и литературы в целом.

Все же хочу заметить, что научная мысль, развиваясь оттесняет старые работы, в первую очередь фантастику, на дальний план, где над ними теперь только посмеиваются, считая наивным неинформативным устаревшим видением. Единственная актуальная ценность лишь в возобновлении дисскусии по теме предмета, что иногда весьма и весьма полезно пожалуй, хе-хе.

Оценка : 4
«Рассказы о пилоте Пирксе» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Julia74, 12 апреля 2018 г. в 13:12

С произведениями Станислава Лема я мало знакома, читала только «Солярис», в далеком детстве, и он, помнится, тогда здорово меня напугал. Так что, цикл «Рассказы о пилоте Пирксе» — второе в моей жизни произведение пана Лема. Впечатление оно произвело на меня двоякое – что-то понравилось, что-то не очень. Напишу об этом подробнее.

Что понравилось

Понравилась, прежде всего, психологическая составляющая цикла, интрига, нерв. Каждый рассказ – это небольшой но законченный детектив, поэтому читать цикл можно не по порядку, а как захочется. Общий для всех рассказов герой – пилот Пиркс – разгадывает психологические и технические загадки, выпутываясь из сложных ситуаций, в которые периодически попадает.

Десять рассказов идут в хронологическом порядке: в первом Пиркс только заканчивает летную академию, в последнем он уже зрелый и опытный пилот космических кораблей. Почти все рассказы так или иначе касаются роботов или искусственного интеллекта.

Мне понравился придуманный Лемом герой – строгий, выдержанный «космический волк», симпатичный, но убежденный холостяк с собственным кодексом чести. Пиркс умен, он полностью погружается в решение проблемы и не отступит, пока не найдет разгадку очередной головоломки. Наблюдать за этим интересно. Есть в цикле и немного юмора, тоже трезвого и сурового. Наверное, именно так в понимании Лема, должны шутить «космические волки».

Что не понравилось

Не понравилась «техническая составляющая». После фигурирующих в современной НФ суперкомпьютеров, гиперпространственных двигателей и путешествий в отдаленные галактики, читать про космонавтов, которые бороздят просторы нашей солнечной системы на кораблях с атомными двигателями под управлением компьютеров на перфокартах, мягко говоря, прикольно. Конечно, надо делать скидку на то, что цикл писался с 1959 по 1971 год. Тогда ЭВМ были величиной с комнату, а ПК – чистейшей научной фантастикой. С этой точки зрения рассказы выглядят вполне передовыми, но сейчас, читая про всю эту «техническую экзотику», невольно хочется улыбнуться.

Еще один недостаток (по крайней мере, для меня) – тяжеловесность стиля. Цикл написан тягучим, нудным языком с массой канцеляризмов. Не знаю, кого в этом винить – Лема или переводчиков – но рассказы читаются тяжеловато. «Улететь» не получилось, пришлось с усилием продираться сквозь текст. Пожалуй, виноваты все-таки переводчики, поскольку «Солярис» читался легче.

Подводя итоги, скажу, что «Рассказы о пилоте Пирксе» — очень основательный образчик классической НФ. Вселенная, придуманная Лемом, выглядит вполне реальной и вещественной, кажется, что это уже существует «в одной очень далекой галактике». Несмотря на некоторые недостатки, читать было интересно.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 [10] 11 12 13 14 . . . 51 52 53 54 55   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх