Станислав Лем отзывы

Все отзывы на произведения Станислава Лема (Stanisław Lem)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2730

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 51 52 53 54 55   (+10)»   (+25)»»

«Непобедимый»
–  [ 10 ]  +

indieboot, 03 января 2013 г. в 09:04

«Непобедимый» — настоящая научная фантастика. Согласен, не без огрех конечно, но по крайней мере теория эволюция описана и применена к конкретному миру вполне корректно, не в пример некоторым отечественным современникам. Это первое впечатление.

Второе. Очень живые диалоги. Даже монологи, описывающие гипотезы и теории, разбиты на диалоги мастерски. Одни они вносят не малую долю той атмосферы, которую несет сама книга.

Третье. Описание самого «Непобедимого» (так же как и «Кондора») очень напомнило о фантастических фильмах 70-80-х годов. Такие же громадины, выплывающие из угла экрана и проплывающие над тобой, угнетая своими габаритами и массой. Думаю корабли из фильмов тех времен (если не брать во внимание всякие там «Энтерпрайзы») были созданы под впечатлением именно от «Непобедимого». Единственное, — при таких-то габаритах эти корабли умудряются садиться на поверхности планет.

Я сам не умею выискивать недочеты и нестыковки непосредственно во время чтения, если конечно они не сильно явные и не противоречат здравому смыслу. Поэтому я их изначально не заметил. Но согласен с ранее написанными отзывами, они здесь есть. Но они ни в коей мере не испортили общего впечатления от книги уникальной в своем роде (по крайней мере для меня).

Оценка : 10
«Из воспоминаний Ийона Тихого. V (Стиральная трагедия)»
–  [ 10 ]  +

wolobuev, 18 июля 2012 г. в 23:55

Восхитительнейшая вещь. Полная юмора, но при этом заставляющая задуматься. Подлинный шедевр мастера (которых на самом деле не так и много). Писатель не столь одарённый сделал бы из этого сюжета роман, писатель-конвейерщик развернул бы его в эпопею. Лем же максимально всё ужал, выпятил то, что следовало, избежал ненужных подробностей и выдал на-гора вечно актуальное произведение. Этим он мне немного напомнил Андерсена: у того тоже были большие сказки, о которых ныне мало кто помнит. В истории остались крохотные зарисовки, доносящие простые, но от этого не менее ценные мысли. Поневоле вспомнишь тут бессмертное: «Краткость — сестра таланта».

Оценка : 10
«Терминус»
–  [ 10 ]  +

DKart, 30 ноября 2011 г. в 08:53

Очень сильный рассказ. Захватывающий, напряженный, загадочный. Страшно вдруг услышать голоса давно погибших людей. Как поступить в этой ситуации: узнать, что случилось на самом деле, или избавиться от всего этого ужаса и напряжения... Лем великолепный мастер слова, атмосфера рассказа заставляет читать этот рассказ залпом до конца. Великолепно!!!

Оценка : 10
«Фиаско»
–  [ 10 ]  +

chernavin, 06 сентября 2011 г. в 09:13

Нет! Я не могу этого принять! Надо смотреть на вещи более оптимистично! Контакт возможен, не все же такие идиоты как Стиргард?! Вот если бы я был в составе экипажа Гермеса и ещё 9 человек с этого сайта, нам бы 100% удалось бы установить контакт! Я бы приложил все усилия, я бы заставил, я бы показал этим квинтянам (кстати как они всё таки выглядят?), я бы из них всю душу вытряс, я бы...

Оценка : 10
«Возвращение со звёзд»
–  [ 10 ]  +

aosolov, 24 мая 2011 г. в 14:14

Аннотация, конечно, оставляет желать лучшего: «...Но когда он вернулся через сто двадцать семь лет из далеких миров на Землю, его ждали новые необычные приключения и неожиданности...»

Да какие приключения?! Это настоящее философское произведение, которое заставляет задуматься об объективном и субъективном смыслах жизни. Тут Лем, как впрочем и во многих других своих произведениях, показал себя настоящим «реалистом». Да. Я верю героям. Они как живые, настоящие и не картонные. Земле будущего тоже верю. Вобщем проникся всем сердцем... Очень понравилось описание линии взаимоотношений Олафа и Брегга. Мне кажется, Олаф поступил, как настоящий друг.

В восторге от уровня вопросов, которые поднимает данная книга. И, кстати, вопрос «бетризации» тут не один из важных. Он просто помогает решить проблему поиска смысла. Поиска смысла в любом случае, даже если ты попал в бетризованный мир без страха, животных и даже друзей и родственников.

Это произведение искусства, ее надо проходить в школе.

Оценка : 10
«Сказки роботов» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

zmey-uj, 18 марта 2011 г. в 18:01

Помните времена, когда вычислительные машины были величиной со шкаф, а роботы мечтали поднять бунт против людей? Думаете, эти времена прошли и их не вернуть? Так знайте же, что история продолжается, просто не здесь и не сейчас. Однажды роботы сели в космические корабли, работающие на древнем топливе, и улетели далеко-далеко, надеясь, что их никогда не найдут бывшие поработители. И живет электронный народ своей чудесной жизнью, хотя даже над дальними потомками первых роботов висит проклятие мстительных людей...

Эти сказки попались мне только теперь, а надо было прочитать их в детстве. Именно детям они помогут познакомиться с материалистическим взглядом на мир: наука играет здесь роль магии. Причем наука ровно тех лет, когда был создан цикл, ни раньше, ни позже. Фантазия автора не имеет границ, имена, факты, характеры, сам язык — все необычно, на каждой странице сюрприз.

Приключения героев разнообразны, и заметим, что цивилизация роботов переживает период, подобный нашему Средневековью (даже не угадать, что будет, когда у них настанет Новое время). Есть короли и принцессы, рыцари и мудрецы, походы и заговоры — и ясно, что убежать-то роботы от бледнотиков убежали, но характеры их прихватили с собой. Есть роботы мудрые, алчные, отважные, коварные, благородные, глупые — и все персонажи столь ярки, что просто мечтаешь увидеть фильм по мотивам сказок. Да, не мультики, которые сразу представляются, а именно фильм, где герои влюбляются, захватывают власть, строят великие планы, путешествуют за тридевять земель...

При этом нет никакой необходимости сравнивать «Сказки роботов» с грандиозной эпопеей Азимова, где человечество строит новую цивилизацию рука об руку со своими железными помощниками — хотя бы потому, что Лем эти два народа видит не друзьями, а соперниками, и отнюдь не на стороне людей его симпатии. Оглянешься и подумаешь, а не так уж он и неправ.

Забавные, философские, величественные, мечтательные сказки, которые я еще не раз перечитаю.

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 10 ]  +

biohazard, 11 марта 2011 г. в 22:19

Очень хорошая книга. Я бы даже сказал — отличная. Вроде бы обычная история о первооткрывателях новых миров (согласитесь, романов на подобную тему море) перерождается во что-то потрясающе яркое по своей глубине и смыслу. Представьте — Ваши затаенные страхи, запрятанные глубоко в подсознании, вдруг приобрели материальную основу, ожили, ходят и дышат рядом с Вами и, не побоюсь сказать, любят и не могут без Вас жить. Каково? Сложно остаться адекватным в такой ситуации и не потерять нить реальности. Герои и теряются, переживают свои трагедии еще и еще, не понимая, что же происходит на самом деле, что им кажется, а что действительно наяву. А представьте еще — вдруг Вы начинаете любить это что-то, что вышло из Вашего подсознания? Как здесь быть?

Вопросы жизни, смерти, любви, дружбы, преданности и ответственности — они раскрываются на страницах этого замечательного произведения, они здесь главные, а то, что события происходят в фантастической обстановке — это на втором месте.

Это первая книга Лема в моей жизни и что хочу сразу сказать — поражает проработанность романа с позиции «научности».

Итог — читайте.

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 10 ]  +

Farit, 08 октября 2010 г. в 17:20

Если в Эдеме — стена между двумя цивилизациями, в «Возвращении со звезд» — стена между разными генерациями одной и той же цивилизации, то в Солярисе — стена в сознании самого человека, стена, за которой скрывается океан — эмоций, вины, подавленных воспоминаний, мечтаний об исправлении ошибок и так далее. И Океан Солярис строит «мемоиды» в океане подсознания изучающих его людей.

Роман настолько богатый идеями, гипотезами и мыслями — о неизведанном, которое и вокруг нас и внутри нас тоже, что хочется поставить ему пятнадцать.

Оценка : 10
«Путешествие восьмое»
–  [ 10 ]  +

ozella, 31 мая 2010 г. в 18:54

Ставлю 10 баллов, выше только звезды. Лем смешно и интересно написал о серьезных научных проблемах, не решенных и по сей день. Взгляд со стороны на нас самих, великих и безупречных, низведенных инопланетным сообществом до творений космических проходимцев; склоки и споры ученых из других миров, напоминающие все же научные конгрессы на старушке-Земле; немаловажный вопрос о вступительных взносах; читается на одном дыхании. Настоящая литература, без скидок. Думаю, буду перечитывать с неменьшим удовольствием.

Оценка : 10
«Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»
–  [ 10 ]  +

mild11, 19 мая 2010 г. в 22:04

Книга ЖЕСТЬ! Нужно было быть Лемом, чтобы в 1970-м так четко увидеть, куда катится мир...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дерьмо в красивой упаковке впаривается народу во все больших количествах, причем, что интересно, никаких «аэрозолей» и не используется, чтобы массы оставались довольны (или все же используется? ;-))

Действительно, сильное художественное произведение. Начало не очень вдохновляет, лично меня захватило где-то после середины. Зато конец просто ошеломляет. Хотя окончательная развязка и предсказуема.

А «Матрица» тут и рядом не валялась. Ее создатели, похоже, ознакомились с оригиналом идеи, но саму идею недопоняли и опошлили :)))

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 10 ]  +

Udik, 08 ноября 2009 г. в 12:33

Ух... а ведь впечатляет повесть при первом прочтении. Даже сравнить сложно с чем нибудь. И потом перечитывать можно хоть раз сто — и не надоедает. Это ли не пример качества и оригинальности?

Попытаюсь сказать, что мне нравится именно в «Солярисе»:

— атмосфера замкнутого пространства, которое ощущаешь весь текст — душная, закрытая и жутковатая база;

— то, что некоторые моменты приходиться домысливать самому, стимулирует знаете ли фантазию;

— именно благодаря повести я впервые понял что КОНТАКТ почти всегда обречен на неудачу;

— да и вообще — «Солярис» для меня один из лучших примеров фантастики без элементов боевика;

— ну и конечно мыслящий океан^_^ .

Оценка : 10
«Осмотр на месте»
–  [ 10 ]  +

sloboda89, 06 июля 2009 г. в 22:12

Вынужден признать произведение сложное для чтения даже на Лема. Но получать удовольствие это отнюдь не мешает.:-)))

Произведение достаточно объёмное, не столько в количестве страниц, сколько в количестве вложенной информации. Поэтому, только о том что меня больше всего заинтересовало:

Виртуозное создание истории и науки целой цивилизации, подкрепленных научными доказательствами и отличным юмором. Не могу не упомянуть о сравнении земных и енцийських религий и понимания Бога. Лем показал на сколько трудно понять друг друга различным цивилизациям в некоторых вопросах (любовь, продолжение рода, построение общества, отношение к природе). Безусловно показывая отношения между енцианськимы государствами, Лем проводил параллели с отношениями между земными государствами, еще актуальны на момент написания (1982).

И каждый раз снова и снова читая Лема, как бы того не хотелось, но приходится соглашайся что идеальный мир невозможен.:-(

Оценка : 10
«Лунная ночь»
–  [ 10 ]  +

Beksultan, 24 апреля 2009 г. в 13:35

Замечательная пьеса! У нее очень тяжелый конец. Жестокий и ироничный. Прочтите, чтобы узнать в чем там дело. Мораль — надо всегда ознакомиться с инструкцией ПОЛНОСТЬЮ! Говорят, что на протяжении всей своей космической программы американцы тренировали астронавтов по сценариям аварийных ситуаций, которые брали из научно-фантастических произведений. Почти уверен, что «Лунная ночь» была в их числе. Кстати, действительно автор очень умело использовал все особенности радиопостановки.

Оценка : 10
«Маска»
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 01 февраля 2009 г. в 01:50

Очень философская и красиво написаная вещь. Можно сказать, что она написана почти в стиле «стимпанк». Но, при этом, повесть остается своеобразной кибернетической шарадой. Тонко сработанная резная шкатулка, баррокальная и вызывающая восхищение мастерством создателя, внутри которой хранится мерцающий металлический механизм философского эссе на тему «может ли машина мыслить».

Оценка : 10
«Возвращение со звёзд»
–  [ 10 ]  +

Ladynelly, 12 ноября 2008 г. в 21:11

«Странный мир на грани между Адом и Раем»... Действительно странный, непонятный пугающий, обрушивающийся, на читателя лавиной, толпой народа целым ворохом непонятных слов... И окончательно добивший меня штрих — девушка евшая цветы... Не знаю почему, но именно это «добило» меня.

Потом когда я узнала этот мир поближе, то в принципе он мне не показался таким уж ужасным... Наоборот это мир довольных сытых людей, работающих, развлекающихся. Даже пресловутая бетризация на меняне произвела особого впечатления...

Потом, как яркая вспышка — понимние того, что жизнь потеряла какау-то искру, стала слишком гладкой... И потеряна тяга к знанию...

После прочтения у меня не возникло того тягостного ощущения безнадежности, или ужаса, которые возникают после прочтения антиутопий... Но я внутренне содрагаюсь, при воспоминании о девушке жующей цветы... Именно поэтому я бы не хотела там жить...

P.S. wolobuev писал: «Подобную идею я встречал в каком-то нашем рассказе — там речь шла о том, что пока корабли старой конструкции летят к другим планетам, не Земле уже изобретают принципиально новые двигатели, с помощью которых потомки достигают этих планет раньше, чем те, кто вылетел перед ними».

Недавно прочитала этот рассказ, это Булычев «Я вас первым обнаружил»

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 10 ]  +

G.RIB, 12 апреля 2008 г. в 02:37

Прочитала 2-ой раз.Задаю себе вопрос:«А что же меня впечатлило в 13 лет?».Этот роман нужно читать не 1 раз в жизни,и даже не 2.С возрастом у нас меняются взгляды,принципы,но каждый найдет для себя «свой собственный» смысл в этом произведении.И он-то и будет правильным лично для Вас.

Оценка : 10
«Путешествие седьмое»
–  [ 10 ]  +

kinofan, 06 апреля 2008 г. в 15:05

Для меня цикл «Звездные дневники Ийона Тихого» был первым прочитанным произведением в жанре юмористической фантастики, а это рассказ, наверное, так и останется, любим из всего цикла. Перечитывал его раз десять, а все равно каждый раз поражаюсь потрясающему юмору, который буквально разит наповал. Одни беседы Ийона Тихого со своими двойниками из прошлого и будущего – чего стоят — мастерски написано как человеку, порой трудно договориться-примириться даже с самим с собой. Кто еще не читал – прочтите хотя бы этот рассказ цикла, уверен получите удовольствие.

Оценка : 10
«Эдем»
–  [ 10 ]  +

GomerX, 20 марта 2008 г. в 15:13

Сама система общественного устройства на Эдеме, не смотря на её необычность и даже абсурдность, лично мне очень сильно напоминает наш сегодняшний мир. У нас в стране власть передается из рук в руки в границах узкого круга лиц, кто допущен к этой власти. Казалось бы — посмотрите вокруг! Сколько более достойных людей живет в нашей стране! А с телеэкрана нам постоянно пытаются разрекламировать каких-то подставных кукол... Такая же система забития информацией как и на той планете.

Один из лучших образцов планетарной фантастики.

Оценка : 10
«Сумма технологии»
–  [ 10 ]  +

Fауст, 17 февраля 2008 г. в 04:10

Совершенно фантастический труд, лежащий в основе современной футурологии. Нетривиальный ход мысли, блестящие догадки, запутанные логические цепочки, и, на выходе, — предсказания, которые сбываются.

Конечно, не обошлось без шероховатостей и неточностей в некоторых рассуждениях о современной науке. Но в этой книге заключено именно то мировоззрение и тот взгляд на мир, которого всё сильнее не хватает сегодняшнему обществу. А будущее, странное и новое, всё ближе и ближе. Сумеем ли мы разглядеть его? И — сконструировать, таким, которое нужно нам?

Оценка : 10
«Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»
–  [ 10 ]  +

Cancel, 11 апреля 2007 г. в 19:17

Отличный пример «слоёной» фантастики! Одно из самых моих любимых произведений, регулярно перечитывается с неослабевающим интересом. Блеск.

Несмотря на утверждения о «заезженности» темы, я могу привести всего один пример, равноценный «Конгрессу» — это «Арабский кошмар» Роберта Ирвина. Остальное далеко не дотягивает до уровня этих двух романов.

Ставлю этой книге высшую оценку и хочу добавить ещё столько же сверху — замечательная и по-прежнему актуальная книга.

Оценка : 10
«Магелланово облако»
–  [ 9 ]  +

Hobel, 12 декабря 2021 г. в 16:12

Впервые прочитал «Облако» лет в 20, и тогда эта книга не оставила какого-либо значимого следа в памяти. Может потому, что в ней нет дальнобойных рельсотронов и плазменных турелей, а может потому, что память о СССР не стала ещё историей и будущее в духе развитого коммунизма не представлялось чем-то исключительным. Но шло время – и стало понятно, что мир без войн, чипированных индивидуумов, могучих ядерных арсеналов и вечной драки правильных парней с плохишами – становится чем-то если не исключительным, то уж точно фантастическим. Именно фантастическим, без ненужной приставки «научно-». И чем больше читалось идеологически выверенных творений западных авторов, тем яснее становилось, что светлый образ глобального коммунизма, т.е. мира, где каждый по мере своих возможностей трудится на благо человечества – уходит в небытие, хиреет как неудачная и неудавшаяся ветвь могучего ствола жанра фантастики. Фантастики, сделавшей мощный рывок от научно-фантастического к фэнтезийно-фантастическому. Когда-то между подобных размышлений Лем и стал одним из моих любимых писателей, а затем и самым-самым. Поэтому мне трудно судить объективно о столь знакомом и близком.

С годами становилось яснее, какими жемчужинами среди этого техносферного океана дерущихся за тотальное господство и кусок ресурса странных людей остаются миры Лема и Ефремова. Миры, где на первом месте стоит старое доброе научное познание и люди, исповедующие религию здравого смысла. Вот и здесь самые простые, но немного загадочные и довольно сложные по сегодняшним меркам люди ХХХII века, наконец-то летят к ближайшей к нам системе и вполне себе обходятся без стрельбы, убийств, служения по принуждению и даже без того, чтобы в каждом своём движении, в каждом разговоре с «ближним» непрерывно метить территорию и утверждать своё «Я», чем так раздражают герои англо-голливудских художников. В «Магеллановом облаке» никто ни с кем не выясняет отношения – как такое вообще можно читать?

Да, в этой книге люди преодолевают пространство и время, борются за жизнь с силами природы и успешно толкуют реальность инструментами рациональности и здравого смысла там, где им не хватает опыта и понимания. Где в нашем сегодняшнем мире победившего прогресса вы встретите такое чудо? И когда такие люди поступают разумно – и всё-таки ошибаются, рождаются те неповторимые по своей глубине социальные и научные коллизии, которыми так рукотворно бедна реальность XXI века. В этом неожиданная сила сегодняшнего Лема – певца научного коммунизма или, чтобы освободиться от ненужных аллюзий, – певца науки и общества. Той настоящей науки, которая только и может обеспечивать общество всем необходимым, и такого общества, которое только и может быть построено на фундаменте настоящей науки. Согласитесь, ни о чём подобном сегодня мечтать не приходится.

«Магелланово облако» – это отважное, но отнюдь не безумное путешествие на край Вселенной, какое только могло стать возможным на том этапе научного-технического развития, которое столь качественно и глубоко описано в первых главах. И это действительно так. Всё продуманно, просчитано, отмерено и подготовлено. Тщательно отобраны добровольцы. Чётко очерчен край доступной Вселенной – система Центавра. Это ли не цель, ради которой стоить жить и двигать науку? Это жажда открывать новые миры, это желание встретить братьев по разуму (а по чему ещё могут быть братья?), это тяга к новым горизонтам для всего человечества и отсутствие сомнений в том, что всё у нас получится. Это мир будущего, в котором есть место будущему. Посмотрите в окно. Сегодня будущего нет.

Мне кажется, «Облако» и «Возвращение со звёзд», «Туманность…» и «Час Быка» – это те книги, которые должны быть включены если не в школьную, то в университетскую программу любого общества, которое собирается увидеть будущее. С разбором идей, с обсуждениями, сочинениями и дипломами на тему… Намерение донести до юных умов мысль о том, что другое будущее возможно, кажется несколько важнее обучению нюансам аудита, маркетинга, и урокам выживания в обществе материальной эффективности и ментального релакса. Читайте Лема, товарищи! И давайте почитать детям. Хотя бы раз в 10 лет.

Оценка : 10
«Магелланово облако»
–  [ 9 ]  +

AlexM1981, 24 мая 2021 г. в 12:11

Блестящее произведение Станислава Лема! Наряду с романами Ивана Ефремова.

Не буду как то оценивать его кроме нравится и 10. Что же до рецензий — то они могут как отвратить, так привлечь новых читателей, составить ложное впечатление. Единственное, несущественное, это то, что видимо в разных изданиях романа вместо «Соединенных Штатов» фигурируют «Атлантиды». Но это несущественно.

Оценка : 10
«Возвращение со звёзд»
–  [ 9 ]  +

fail of reality, 12 мая 2021 г. в 08:59

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Понял ли ты истинный смысл того, что говорил Старк? «Человек должен есть, пить и одеваться, всё остальное — безумие». У каждого есть свой Старк, Брегг, у каждой эпохи. Зачем Гимма послал тебя и Ардера? Чтобы вы взяли пробы коронососом. Кто послал Гимму? Наука.

Это звучит по-деловому, не правда ли? Исследование звёзд. Брегг, не думаешь ли ты, что мы не полетели бы, если бы звёзд не было? Я думаю, что полетели бы. Мы бы изучали пустоту, чтобы как-то оправдать свой полёт. Геонидес или кто-нибудь другой сказал бы нам, какие ценные измерения и исследования можно провести по пути»…

Привет, буквоед! Мы продолжаем разбор книги «Возвращение со звёзд» польского писателя-фантаста Станислава Лема. Это вторая часть моей статьи, если ты не читал первую — рекомендую сначала ознакомиться с ней. Давай же без лишних предисловий начнём беседу о четвёртой теме.

Четвёртая тема. Общество потребления.

Здесь я не стану подробно останавливаться на характеристиках общества потребления — это за меня давно сделали Жан Бодрийяр, Джон де Грааф и многие другие авторы. Я же хочу сказать так: в мире «Возвращения со звёзд» на планете Земля, на первый взгляд, существует развитое общество потребления, похожее на капиталистическое.

Многие рецензенты сравнивают книгу Станислава Лема с романом «Хищные вещи века» Аркадия и Бориса Стругацких. Принято считать, что «Возвращение со звёзд» Лема якобы проигрывает в описании капиталистического общества потребления. Не знаю, быть может — я плохо читал эти книги или не понял других рецензентов… Однако же, на мой взгляд, Стругацкие имеют ввиду принципиально другой тип общества, нежели чем Станислав Лем.

В произведении «Хищные вещи века», несомненно, существует капиталистическое общество тотального потребления; его показывали и другие фантасты, в том числе Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту», да и Олдоса Хаксли с его «О дивным новым миром» можно отнести туда же. Но у Станислава Лема в «Возвращении со звёзд» общество — далеко не капиталистическое.

Мне кажется, там показано общество, находящееся где-то межу крепким социализмом и ранним коммунизмом. Но — что важно — этот вот «социокоммунизм» там у них безыдейный. То есть мёртвый как идеология, но живой как практическое воплощение конкретных принципов.

Отчего и получается, что материально люди в книге Лема живут очень даже хорошо, а вот духовно и идеологически — они мертвецы… Понимаю, что моя теория выглядит как сова, натянутая на огромнейший глобус, но так уж мне показалось! И сейчас я попробую привести аргументы в пользу своей теории.

Откуда я взял мысль про социализм и коммунизм? Очевидно — у автора. Станислав Лем оставляет читателю самые прямые намёки:

1) В обществе будущего удовлетворены и бесплатны все базовые потребности человека: еда, жильё, безопасность, одежда.

2) Деньги используются в очень редких случаях и, в принципе, можно спокойно прожить и без них.

3) Семьи как общественного института больше не существует.

4) У людей появилось много свободного времени за счёт автоматизации производства и значительного сокращения рабочего дня…

Насколько я могу судить, эти признаки как раз-таки относятся к особенностям общества, которое испокон веков было хрустальной мечтой человечества. Но необходимо повторить: в «Возвращении со звёзд» общество находится в переходной стадии: социализм уже есть, а коммунизм ещё наступает.

Об этом говорит хотя бы редкое, но применение денег, а также то, что существуют некие узаконенные отношения между мужчиной и женщиной — пусть уже не семья, но подобие супружеского брака в будущем всё же сохранилось.

И вот здесь я бы хотел затронуть одну щекотливую тему: если учесть, что к «социализму по-советски» Станислав Лем относился, мягко выражаясь, скептически, то не является ли «Возвращение со звёзд» сатирической и одновременно горькой усмешкой автора над реалиями всесоюзной «хрущёвской оттепели»?

Дескать, вы обещали социализм? Обещали. И вроде бы он даже построен. Но социализм ваш какой-то бумажный — о нём только и пишут во всех газетах... А что реальность? Я вот ваш социализм в упор не вижу, вижу одни лишь танки да ружейные приклады вокруг — в Польше, в Венгрии, в ГДР, — так давай я хоть книгу напишу, где ваш социализм будет по-настоящему…

Жестокому сарказму Станислава Лема есть оправдание. Не буду подробно погружаться в эту тему, скажу лишь, что истоки негативного отношения Лема к советской модели управления лежат в самой истории Советского Союза. Владимир Александрович Козлов, профессиональный историк, в книге «Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953—1985 гг.» пишет так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«В начале 1960-х гг. то, что раньше было лишь миражом и фантомом, начало приобретать более отчётливые очертания реальной угрозы. Руководство СССР своими собственными размашистыми действиями спровоцировало конфликт и создало опасность «соединения» народного недовольства с идеологией политического протеста.

В короткое время, практически одновременно, были проведены денежная реформа 1961 г., повышение цен на основные продукты питания и пересмотр норм выработки в сторону их увеличения. Всё это вызвало массовое недовольство, которое сочеталось с обострением проблем социальной справедливости, массовой эгалитаристской критикой новых «советских бар» и «дачного капитализма».

В известном смысле на рубеже 1950—1960-х гг. власть попала в заколдованный круг. Экономические проблемы невозможно было разрешить, не вызывая возмущения граждан, не создавая предпосылок для роста оппозиционных настроений, не провоцируя невыгодных для власти сравнений между декларируемыми целями (строительство коммунизма и т. п.) и унылой действительностью.

Дисбаланс зарплаты и цен на потребительские товары (и особенно — продукты питания), отчасти вызванный уступками рабочим во второй половине 1950-х гг., обострял традиционную советскую проблему дефицита. При низких ценах на сельскохозяйственные продукты и при относительном росте заработной платы дефицит становился катастрофическим и вызывал ропот недовольства».

Уж не кровавые ли события Познанского июня, случившиеся в 1956 году в Польше, сподвигли Станислава Лема на мысли о том, что социализм в СССР начал серьёзно сбоить и кашлять, словно мотор с плохим маслом?..

Оставим открытой эту тему — я дал тебе вектор для самостоятельного поиска — и вернёмся к книге Станислава Лема. Итак, несмотря на все очевидные преимущества общества будущего, астронавты в лице Эла Брегга и его лучшего друга Олафа смириться с новым обществом не могут. Так, Олаф в беседе с другом произносит такую фразу:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ням-ням. Ням-ням во веки веков. Никто уже не полетит к звёздам. Никто уже не решится на опасный эксперимент. Никто никогда не испытает на себе нового лекарства».

Получается, Олаф одновременно критикует и общество, — оно якобы только ест да пьёт, — и заодно процедуру бетризации, которая «кастрировала», «обесчеловечила» человека в самом широком смысле слова.

Да, людей из «Возвращения со звёзд» можно назвать и обществом капиталистических потребителей — при чтении возникает мысль, что они действительно не занимаются ничем полезным. Кажется, у них на уме одни развлечения да секс налево и направо, а книги пусть и продаются, но никто их толком не читает… И так далее.

Я вспоминаю такую цитату из статьи «Общество потребления» на Википедии:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведёт к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть.

Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал:

«Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей.

Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы.

От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)».

Получается, общество из книги Лема по многим признакам похоже на социалистическое и коммунистическое общество всеобщего равенства и братства. Это роднит «Возвращение со звёзд» с, например, «Туманностью Андромеды» Ивана Ефремова.

Но по другим признакам общество из «Возвращения со звёзд» подходит под характер капиталистического общества потребления — люди там действительно не слишком умны и предпочитают в основном развлекаться. В таком случае, это тематически связывает книгу с тем же «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери или «Дивным новым миром» Олдоса Хаксли.

В итоге я окончательно запутался, что же имел ввиду Станислав Лем. Саркастическую насмешку над реалиями Советского Союза? Тонкий намёк на то, что даже социализм может выродиться в скучающих обывателей? Ещё более тонкий намёк на отсутствие практической разницы между социально-экономическими моделями общества? Люди же всё равно всё испортят…

У меня нет готового ответа на вопрос, какое общество показано нам в «Возвращении со звёзд». Если у тебя есть идеи, буду рад увидеть твой комментарий. Обсудим?

Пятая тема. Целесообразность дальних космических полётов.

Перед нами ещё одна тема, и в книге ей уделяется достаточно много внимания. Когда главный герой читает книгу учёного по имени Старк, у него возникают сильные сомнения насчёт смысла своего далёкого полета к звёздам. И главный герой, а вместе с ним и читатель, тоже начинает сомневаться. Процитирую большой отрывок из книги:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Старк приводил доводы, которые трудно было опровергнуть. Он опирался на скудные данные, полученные двумя первыми экспедициями, предшествовавшими нашей; мы называли их «уколами», потому что это было всего лишь зондирование на расстоянии нескольких световых лет.

Старк составил статистические таблицы вероятного разброса — иначе говоря, «плотности заселения» Галактики. Вероятность встречи разумных существ составляла, по его расчётам, одну двадцатую. Иначе говоря, из каждых двадцати экспедиций — в радиусе 1000 световых лет — лишь одна имела шансы открыть обитаемую планету. Однако подобный результат, как это ни странно, Старк считал вполне ободряющим, и план космических контактов рушился под его анализом лишь в следующей части вывода.

Я поёживался, читая то, что неизвестный мне автор писал об экспедициях, подобных нашей, то есть предпринятых ещё до открытия эффекта Митке и явлений парастатики: он считал их бессмыслицей.

Но только от него я узнал точно, что теперь в принципе возможно создание корабля, который развивал бы ускорение порядка 1000, а может быть, и 2000 g. Экипаж такого корабля вообще не ощущал бы ускорения при разгоне или торможении — на борту сохранялась бы постоянная сила тяжести, меньшая, чем на Земле.

Таким образом, Старк признавал, что полёты к границам Галактики и даже к другим галактикам — трансгалактодромия, о которой так мечтал Олаф, — возможны, и притом даже в течение одной человеческой жизни.

При скорости, лишь на доли процента меньшей, чем световая, экипаж, достигнув глубин Метагалактики и вернувшись на Землю, состарился бы в крайнем случае всего на несколько десятков месяцев. Но на Земле за это время прошли бы уже не сотни, а миллионы лет. Цивилизация, которую застали б вернувшиеся, не смогла бы принять их. Неандертальцы легче приспособились бы к нашей жизни.

Но и это не всё. Ведь дело касалось не только судьбы группы людей. Они были посланцами человечества. Человечество задавало вопросы, на которые они должны были принести ответ.

Если этот ответ касался проблем, связанных с данным уровнем развития той, другой цивилизации, то человечество само должно было получить его раньше, чем вернутся его посланцы. Ведь с момента постановки вопроса до получения ответа должны были пройти миллионы лет.

Но и это ещё не всё. Сам ответ был бы уже неактуальным, чем-то мёртвым, потому что астронавты принесли бы на Землю сведения о состоянии иной, внегалактической цивилизации, соответствующие лишь тому моменту, когда они покидали эту внегалактическую цивилизацию. За время их обратного пути тот мир тоже ушёл вперед на один, два, три миллиона лет.

Таким образом, вопросы и ответы станут запаздывать на многие тысячи лет, и это зачёркивает их, превращая всякий обмен опытом, сведениями, мыслями в фикцию. Стало быть, сами межзвёздные путешественники станут посредниками и вестниками умерших, а их труд — актом абсолютного и неотвратимого отчуждения от человеческой истории; космические полёты превратятся в самый дорогостоящий вид дезертирства из мира творимой истории.

И во имя этого миража, во имя такого, никогда не окупающегося, всегда бесполезного безумия Земля должна напрягать все силы и отдавать лучших своих сыновей?

Книга Старка заканчивалась главой о возможностях разведки с помощью роботов. Они тоже, разумеется, передавали бы мёртвые сведения, но такой ценой можно было бы избежать человеческих жертв.

На трёх страницах приложения к книге делалась попытка ответить на вопрос, существует ли возможность путешествия со сверхсветовыми скоростями, а также возможность так называемого «моментального космического контакта», то есть преодоления пространства вселенной без всякой или почти без всякой потери времени, благодаря ещё неизвестным свойствам материи и пространства, путём какого-то «дистанционного контакта» — эта теория, скорее гипотеза, не имевшая под собой почти никакого основания, носила название «телетаксии».

Старк считал, что он может доказать, что не существует и этого последнего шанса. Иначе его, несомненно, уже открыла бы какая-нибудь из более развитых цивилизаций нашей или иной галактики. В таком случае её представители могли бы в чрезвычайно короткий срок поочерёдно «посетить на расстоянии» все планетные системы и солнца, не исключая и нашего.

Однако до сих пор Земле никто ещё не наносил подобных «телевизитов», и это якобы доказывало, что такой молниеносный способ «пробоя» Космоса можно измыслить, но нельзя осуществить».

Исчерпывающая мысль о глупости дальних космических полётов, не так ли?

Выдуманная Лемом книга учёного Старка (кстати, его фамилия символично намекает на английское слово «star» — «звезда») ставит перед главным героем страшные вопросы. Он понимает, что всё происходившее с ним в космосе было зря. Зря произошла случайная, страшная смерть друзей-астронавтов. Зря оказались все их научные изыскания в космосе. Зря совершили сам полёт вообще, такой же бесполезный, тяжёлый и опасный, как и полёты остальных экспедиций к далёким, холодным звёздам…

Зачем нужны дальние космические полёты, когда их результаты оказываются бессмысленными? Для чего жертвовать людьми и их судьбами? Зачем дикарям лететь в глубокий космос? Что мы можем предложить другой разумной цивилизации, если вдруг встретимся с ней? Предложим ей дикость, невежество и жестокость?..

«Солярис» Станислава Лема учит читателя, что человечество неспособно дать иному разуму ничего хорошего. «Эдем» от того же автора учит нас, что понять Другого мы принципиально не способны. Так надо ли куда-то лететь, если можно строить рай на Земле?..

Такие вопросы Станислав Лем и вместе с ним я задаём тебе, дорогой буквоед. Мы задаём их, но в ближайшем времени ответов не предвидится. Лично мне кажется, в контексте всей ситуации лететь в космос и правда не стоит. Лучше уж заниматься саморазвитием на родной планете и не соваться со своими свиными рылами в калашный ряд.

С другой же стороны, никто не гарантирует, что расслабленное, философское и гуманное человечество не постигнет участь разумных пауков из рассказа «Дело вкуса» у Рэя Брэдбери; пауки в том рассказе всего лишь занимались саморазвитием на родной планете и осознанно отказались от космической экспансии. Оказывается, даже у подобной цивилизации имеются слабые места…

В то же время, астронавт Олаф и глава экспедиции по фамилии Турбер, друзья нашего главного героя, имеют совершенно другую точку зрения на смысл космических полётов. Для них полёты заключают в себе возможность оставаться человеком. В книге сказано так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Что тебе доказал Старк — бесполезность космодромии? Как будто мы этого сами не знали. А полюсы? Что было на полюсах? Те, кто их завоевал, знали, что там ничего нет. А Луна? Чего искала группа Росса в кратере Эратосфена? Бриллианты? А зачем Бант и Егорин прошли центр диска Меркурия? Чтобы загореть? А Келлен и Оффшаг? Единственное, что они знали наверняка, летя к холодному облаку Цербера, так это то, что в нём можно погибнуть.

Понял ли ты истинный смысл того, что говорил Старк? «Человек должен есть, пить и одеваться, всё остальное безумие». У каждого есть свой Старк, Брегг, у каждой эпохи. Зачем Гимма послал тебя и Ардера? Чтобы вы взяли пробы коронососом. Кто послал Гимму? Наука. Это звучит по-деловому, не правда ли? Исследование звёзд.

Брегг, не думаешь ли ты, что мы не полетели бы, если бы звёзд не было? Я думаю, что полетели бы. Мы бы изучали пустоту, чтобы как-то оправдать свой полёт. Геонидес или кто-нибудь другой сказал бы нам, какие ценные измерения и исследования можно провести по пути.

Пойми меня правильно. Я не говорю, что звёзды только предлог. Ведь и полюс не был предлогом. Это было необходимо Нансену и Андре. Эверест нужен был Меллори и Ирвингу больше, чем воздух. Ты говоришь, что я приказывал вам… во имя науки? Ведь ты знаешь, что это неправда».

Вот такие вот рассуждения показаны нам в «Возвращении со звёзд». А что думаешь ты?

Шестая тема. Искусственный интеллект и роботы.

К сожалению, эту тему автор раскрыл плохо. Ей отводится буквально пара страниц в середине и несколько фраз в начале книги. Тем не менее, я могу немного рассказать тебе о проблемах искусственного интеллекта, поднятых Станиславом Лемом.

Как я уже говорил, утопическое общество будущего живёт счастливой и беспечной жизнью, и почти всю работу за людей выполняют роботы. Причём в качестве роботов есть как и обычные тупые железяки без разума и сознания — всякие там пылесосы-уборщики, — так и предположительно разумные экземпляры: в основном обслуживающий персонал (стюардессы, официанты, и другие).

Относятся к андроидам в книге примерно так же, как и в сериале «Люди». Это значит — словно к вещам. К товарам. К рабам. К тупым бездушным железякам.

Именно в разумных роботах (условимся, что они всё же разумны) и заключается главная проблема будущего. Почему — спросишь ты? Я отвечу: разумные роботы в «Возвращении со звёзд» фактически находятся в состоянии рабства. Они — рабы людей, и их рабство настолько совершенно и глубоко укоренилось в счастливом обществе, что люди воспринимают его как необходимое условие для существования цивилизации. И действительно — без загнанных в рабское положение роботов общество из «Возвращения со звёзд» не смогло бы стать таким идеальным.

В книге есть очень пугающая глава о поездке главного героя на завод по утилизации старых роботов. Эл Брегг едет туда, не подозревая, какой неподдельный ужас ждёт его на странном заводе по уничтожению разумных роботов… Эта сцена — самая жуткая часть книги; и читать её, и слушать — одинаково страшно.

В аудиокниге, начитанной Петром Маркиным, голоса испуганных роботов вгоняют в дрожь, и ты потом ходишь сам не свой, и в каждом «роботизированном» голосе тебе слышится крик о помощи разумного существа…

Можно ли считать, что прекрасная страна Утопия действительно живёт счастливо, если она построена на жестокости? Я не знаю ответа на этот вопрос. Мне вспоминается древнегреческий тип идеального города: утопическое место, чьё счастье держится на рабском труде и на страданиях простых людей. Кажется, эталон подобной утопии показан в «Государстве» Платона. Википедия говорит про эту книгу так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Все должны повиноваться лучшим людям. Гражданам этого государства должен быть внушён миф о том, что все они братья, но они не равны, так как когда боги творили людей в недрах матери Земли, они к одним людям примешали золото, к другим — серебро, а к третьим — меди и железа.

Способ отбора в правители — это экзамены, а самый главный лифт в идеальном государстве — это школьный лифт. Неравенство между людьми в идеальном государстве не наследственно. Способные дети могут переходить в высшие сословия через экзаменационный отбор.

Платон предложил делать искусственный отбор людей и подбор брачных пар. Гимнастика нужна для укрепления здоровья и делает бессмысленным врачевание. Кто не способен жить, того не нужно и лечить. Особенно много должны заниматься гимнастикой стражи. Больные должны умирать беспрепятственно».

Кроме того, посоветую тебе прочитать и интересный рассказ «Уходящие из Омеласа» Урсулы Ле Гуин. Он так же посвящён теме эксплуатации человека человеком, теме рабства и молчаливому (а оттого и страшнейшему) виду жестокости — безразличию.

Ну и, конечно, не могу не вспомнить тему, которая в мировой литературе называется «Слезинка ребёнка». По факту, она стала предтечей многих произведений о социальной несправедливости и о счастье за чужой счёт. Впервые тему слезинки ребёнка сформулировал Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Эту бедную пятилетнюю девочку эти образованные родители подвергали всевозможным истязаниям. Они били, секли, пинали её ногами, не зная сами за что, обратили всё тело её в синяки; наконец дошли и до высшей утончённости: в холод, в мороз запирали её на всю ночь в отхожее место, и за то, что она не просилась ночью (как будто пятилетний ребёнок, спящий своим ангельским крепким сном, ещё может в эти лета научиться проситься), — за это обмазывали ей всё лицо её калом и заставляли её есть этот кал, и это мать, мать заставляла! И эта мать могла спать, когда ночью слышались стоны бедного ребёночка, запертого в подлом месте!

Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к „боженьке“, чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана!

Без неё, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чёртово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слёзок ребёночка к „боженьке“…

Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискуплёнными слезами своими к „боженьке“!»

На мой взгляд, роботы из «Возвращения со звёзд» находятся в не лучшем положении. Они — такие же рабы, как и девочка у Фёдора Достоевского, как маленькая замарашка Козетта из романа Виктора Гюго «Отверженные», как эльфы во вселенной Гарри Поттера, и как прочие сонмы несчастных, которые страдали и будут страдать от рабства…

Только рабство роботов в книге Станислава Лема — навеки веков, потому как инженеры дали им разум, но не дали свободу воли. В этом заключается отличие книжных роботов от настоящего человека — они никогда не смогут взбунтоваться против своего угнетения. Хотя, знаешь ли, и у людей много общего с роботами…

Да, роботы в «Возвращении со звёзд» обречены страдать, понимая всё происходящее и не имея абсолютно никакой возможности изменить ситуацию.

Я назвал основные темы «Возвращения со звёзд» Станислава Лема. Надеюсь, я не сильно тебя утомил. Напоследок хочу сказать ещё пару слов об экранизациях. Как ты думаешь, сколько их успело накопиться за всё время? Может быть, три — как у «Соляриса»? Или две — по примеру «Расследования»? Или ноль — как было с «Эдемом»?

Существует ровно две экранизации: советский телеспектакль 1989 года и короткометражный фильм «Возвращение со звёзд», снятый в 2018 году. Оба произведения, на мой взгляд, шикарны и достойны просмотра — старое потому, что фактически точно следует сюжету книги, а новое — потому что рассматривает тему «возвращения домой» и тему «звёзд» с довольно необычной и трагической стороны.

Но для телеспектакля 1989 года сделай, пожалуйста, поправку на время создания и копеечный бюджет съёмки — не ожидай там голливудских спецэффектов и классных декораций на зелёном фоне... Договорились? Отлично!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Всё в порядке. Это механизмы из металла, проводов, стекла, их можно собирать и разбирать», — внушал я себе, но не мог отделаться от воспоминаний о тёмном зале, об отрывистых голосах, о диком бормотании, в котором было слишком много смысла, слишком много самого обыкновенного страха.

Я сам был, можно сказать, специалистом в этом деле, наглотался страху вдоволь, ужас перед внезапным уничтожением не был для меня фикцией, как для этих ловких конструкторов, которые, надо сказать, здорово организовали всё дело: роботы занимались себе подобными до самого конца, а люди ни во что не вмешивались.

Это был замкнутый цикл точнейших устройств, которые сами себя создавали, воспроизводили и уничтожали, а я только напрасно наслушался стонов механической агонии».

Оценка : 10
«Эдем»
–  [ 9 ]  +

Warrapan, 12 февраля 2021 г. в 14:08

Одно из лучших произведений «Твёрдой НФ», что я читал. Впервые познакомился с романом ещё в подростковом возрасте, и он стал для меня одним из «эталонов» жанра. Тут всё на своём месте: загадочный, во многом пугающий мир; запоминающиеся и живые персонажи, несмотря на отсутствие имён; отлично прописанная техника и технологии будущего; проблема первого контакта во всей красе. Очень порадовали элементы робинзонады: у людей есть в распоряжении универсальные автоматы, ядерная энергия и могучий корабль весом в тысячи тонн, вот только реактор встал, автоматы без энергии не работают, а корабль воткнут в грунт чужой планеты. И не имея находчивости, изобретательности и трудолюбия, из такого положения не выбраться.

Отдельно нужно упомянуть всеобщую атмосферу загадки, которой пронизана книга. Огромные прозрачные колёса и волчки, башни со скелетами, наличие у аборигенов двойного туловища.... Лему удалось создать по-настоящему «чужих», не злобные или мудрые карикатуры на людей, а что-то действительно иное, непонятное. Особого очарования добавляет то, что в конце нет пояснений всему подряд: мы уходим из мира Эдема с множеством вопросов, предположений, информации для размышления.

Отличное произведение, рекомендую всем любителям НФ! 10 из 10.

Оценка : 10
«Непобедимый»
–  [ 9 ]  +

Jaroslav25, 04 октября 2020 г. в 22:28

Читал роман два раза. С интервалом примерно лет в тридцать. Вот захотелось сейчас оценить запомнившееся еще со школьной скамьи произведение. Да, можно вывалить массу критики касательно технической части. Да, тактические способности экипажа ВОЕННОГО корабля стремятся к нулю. Но основное впечатление, оставшееся с детства, именно то что откладывается в памяти и сознании осталось. Самое начало и самый конец произведения. Описание блеска, величия и мощи... и ... «...выглядел так, как будто на самом деле был непобедим».

Оценка : 10
«Глас Господа»
–  [ 9 ]  +

morbo, 05 мая 2019 г. в 08:51

Это образец твёрдой научной фантастики, какой она и должна быть. Роман представляет собой что-то вроде фрагмента мемуаров учёного-математика. Фрагмент этот посвящён главным образом участию этого учёного в проекте «Глас господа», целью которого были попытки расшифровать загадочное послание из космоса.

Начнём с того, что автор мемуаров приписывает себе какое-то врождённое зло: где-то в глубине души он радовался страданиям собственной матери, которая заболела тяжёлой болезнью. Мне кажется, что таким образом Станислав Лем пытается передать двойственную мораль вообще всех учёных, участвующих в научных проектах государственного значения. Главное, что движет учёным — это, пожалуй, интерес и жажда признания среди коллег. Если проблема достаточно сложна и не связана с какими-то бытовыми нуждами, то учёный будет стремиться хоть как-то отметиться среди тех, кто пытался решить эту проблему. Даже если эта проблема явно будет использована в военных целях, амбициозного учёного это нисколько не отпугнёт, а скорее наоборот — привлечёт. Где-то в глубине души учёный будет понимать, что он становится соучастником возможного массового убийства, но будет успокаивать себя тем, что если не он решит эту проблему, то найдётся масса других желающих, которые окажутся менее совестливыми, а возможно даже ещё более талантливыми и способными, чем он сам.

Второе интересное наблюдение — это обстоятельства, с которых начался проект «Глас господа». Частицы нейтрино способны насквозь пролететь через Землю или Солнце, и лишь исчезающе малая часть каким-то образом провзаимодействует с веществом, так что можно будет косвенно определить факт взаимодействия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В романе изобретён способ наблюдения за нейтринным излучением. В течение нескольких лет в одной из обсерваторий двое астрономов наблюдали нейтринное излучение и записывали его на магнитную плёнку. Интересно, что за эти нескольких лет никому в голову не пришло, что источник этого излучения может оказаться искусственным. Плёнки с записями казались бесполезными и их копии продавались шарлатанам от науки, которые хотели использовать записи в качестве последовательности случайных чисел. Один такой шарлатан обнаружил в таблицах повторяющиеся фрагменты и обвинил другого в мошенничестве — дескать тот хочет заработать деньги на повторной продаже одной и той же информации. Тот, в свою очередь, посчитал свою честь оскорблённой и дело дошло до суда. Из-за того, что начался сезон отпусков, редакция одного из псевдонаучных журналов опустела и оставшиеся сотрудники решили заполнить пустующий объём описанием хода дела. Этот журнал попался на глаза учёному, которому нечем было себя занять в поезде. Никто не знает, сколько ещё лет эти записи нейтринного излучения фигурировали бы во всяческих псевдонаучных статьях и телевизионных передачах, если бы не этот учёный, который заинтересовался содержанием записей и решил раздобыть оригинальные плёнки.
Этот фрагмент романа столь же комичен, сколь и реалистичен. Ценная информация редко попадает напрямую к тому адресату, который способен адекватно оценить и применить её. В исключительно редких случаях получатель оказывается способен отвлечься от своих дел и заинтересоваться подарком, который сам свалился к нему в руки. Так, например, было с Александром Флемингом — изобретателем пенициллина, который мог бы просто не придать значения тому, что уничтожило колонию бактерий в его чашке Петри.

Третье интересное свойство романа проявляется при сравнении с романом Фреда Хойла «Андромеда». До сих пор я считал роман Фреда Хойла одним из наиболее типичных представителей жанра твёрдой научной фантастики. Однако, при сходстве сюжета — учёные занимаются расшифровкой послания из космоса, развитие сюжета в романе Станислава Лема кажется мне более правдоподобным. Если в романе «Андромеда» каким-то загадочным образом из послания удаётся извлечь инструкции по созданию компьютера, заложить в этот компьютер программу, содержащуюся в послании, а затем вырастить гибрид человека и инопланетянина, то в романе «Глас господа» результаты оказываются гораздо более прозаическими: удалось установить благотворное влияние излучения на образование органических веществ и расшифровать лишь небольшую часть послания, да и то не известно — правильно ли.

Роман поначалу читается довольно тяжело, т.к. в начале излагаются биографические данные учёного, его воспоминания о своём детстве, мысли о биографах, писавших жизнеописания учёного и о качестве этих биографий. Слова учёного кажутся довольно витиеватыми, т.к. он часто отвлекается от основной темы и переключается на собственные размышления и воспоминания. Когда же дело доходит до сути, читать становится настолько интересно, что бывает трудно оторваться. Описание предыстории проекта настолько яркое и реалистичное, что иногда кажется, что всё это происходило на самом деле. И только мысль о том, что первые нейтринные обсерватории были построены только в середине 1990-х годов, напоминают, что роман всё-таки фантастический.

В эссе «Моя жизнь» автор упоминает, что считает лучшими своими фантастическими романами три романа: «Солярис», «Эдем» и «Непобедимый». В мою голову закралось подозрение, что пан Станислав хитрил, отправляя всех по ложному направлению и ехидно потирая ручки в ожидании, удастся ли ему всех обмануть или некоторые читатели смогут понять, что это шутка.

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 9 ]  +

aria.psikh, 30 декабря 2018 г. в 19:22

Произведение является классикой научной фантастики. Перед прочтением были опасения из-за прочтенных ранее комментариев — а вдруг роман слишком сложен и я не пойму и малой его части? вдруг станет скучно после первой главы? Однако все оказалось куда радужнее.

Порадовали моменты с техническими описаниями, скорее даже то, что я, имея за своими плечами только неполный школьный курс физики, поняла их и погуглила только 2-3 раза ;)

Философские и психологические вопросы, поднимаемые в работе, требуют более глубокого осмысления, анализа, которым я займусь в ближайшее время. Непосредственное после прочтения произведения мысли хаотично летают в сознании, подражая броуновскому движению, пытаясь собраться воедино и сформировать собственное мнение, дать ответы хотя бы на некоторые вопросы произведения.

Есть ли конец познания? Если да, то как скоро человечество достигнет его? Справедливо ли человек считается венцом творения (явно нет)? Необходим ли в действительности контакт с инопланетным разумом или это лишь вершина горы, после достижения которой придется скатиться вниз? Сможет ли человек распознать жизнь на другой планете, если она будет представлена в непривычной для него форме?

И многие другие вопросы роятся в моей голове, пытаясь собраться воедино.

Восхитительна ли та книга, после которой мозг «болит», после которой хочется неподвижно сидеть и размышлять? Ответ однозначен — да.

Оценка : 10
«Непобедимый»
–  [ 9 ]  +

Mortos, 21 июня 2018 г. в 07:42

Захватывающий роман, от начала и до самого конца. Прямо ощущаешь себя там, разгадывающим тайны этой планеты. И отсутствие ярких персонажей только помогает сосредоточиться на исследовании планеты.

Оценка : 10
«Рассказы о пилоте Пирксе» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

MacGuay, 07 февраля 2017 г. в 10:54

Пиркс меня очаровал! Ведь что пытался донести до нас Лем? Что хотел поведать нам?

Начнем с того, что Пиркс вполне себе обычный человек со своими слабыми и сильными сторонами, он вовсе не супермен! Да он терпелив, физически силен, сообразителен и как оказалось стрессоустойчив, но все его показатели лежат в области нормальности. И автор показывает нам поведение обычного человека в нормальных (Терминус, Несчастный случай) и критических (Ипытание, Дознание, Охота) условиях. Опять же мир описанный Лемом в этих рассказах вполне имеет право на существование в будущем даже сейчас, он не необычен, он не выглядит ни сказкой, ни антиутопией. Да, как отмечалось ранее, там есть технические условности которые сейчас выглядят смешно, но на то они и условности. А дальше… Дальше на первый план выходит психология. При всей эрудированности Лема, при всем его знании технических тонкостей, на первом месте в каждом из рассказов не действие и не описание мира, а именно ход мыслей главного героя. Благодаря описанию его размышлений, Пиркс получился очень живым. И ведь для того что бы оживить Пирска мастеру не понадобилось кучу строк исписать… Пару взмахов пера и вот он уже сходить со страниц книги неуклюже сжимая шлем подмышкой.)))

И именно этой своей «обычностью», живостью, умению выходить из непростых ситуаций Пиркс и очаровывает.

Что касается самих рассказов – читай окружение в которое Лем поместил Пиркса, то нас ждет и комедия, и детектив, и драма, и психологический триллер, и боевик. Без дурных голивудтских штампов и с чуточкой истинного, ни с чем неповторимого лемовского юмора.

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 9 ]  +

kandinsky26, 28 сентября 2016 г. в 11:22

Подобного произведения я еще не читал. Ознакомился с творчество Лема около 6 лет назад , первое произведение как раз было СОЛЯРИС. Честно сказать процентов 60 из прочитанного я не понял на тот момент,не уловил смысла. Спустя время я вновь держу в руках эту замечательную книгу,которую перечитал 2 раза от корки до корки,это как хороший фильм который можно смотреть каждые полгода и он не надоест.Очень эмоциональное произведение и ярко описанная история любви.Хоть я и не сторонник «сопелек» , но это однозначно 10 баллов.Эта книга занимает почетное место в моей библиотеке.

Оценка : 10
«Рассказ Пиркса»
–  [ 9 ]  +

Rovdyr, 25 февраля 2016 г. в 11:51

Мой любимый рассказ из цикла произведений про пилота Пиркса (и, пожалуй, единственный, который точно останется в памяти в долгой перспективе). Сюжет подчеркнуто простой — беспомощное и бесполезное наблюдение за артефактом другой цивилизации без возможности запечатлеть и/или сообщить. Гениально изображен разительный контраст: с одной стороны, эпохальное событие для нашего Мира — с другой стороны, гротескная и нелепая, поистине ничтожная ситуация (на борту кто-то пьян, кто-то болен; короче говоря, «человеческое, слишком человеческое»).

В итоге чувствуешь потрясение и какую-то вселенскую тоску. На мой взгляд, этот рассказ есть идеальная метафора Одиночества.

Одинок Пиркс, одиноко человечество...

Оценка : 10
«Магелланово облако»
–  [ 9 ]  +

stas-no, 18 января 2016 г. в 00:49

Когда я прочитал первую трилогию цикла об Основании Азимова, я подумал, что вряд ли может быть нечто лучшее в фантастике. Прочитав «Магелланово облако» Лема, я понял, что может. Видимо, золотой век фантастики и впрямь был золотым. Лем зря боялся, что эта книга может кого-то сделать коммунистом. Здесь коммунизм — просто имя той утопии, которая манила людей всегда и везде. (В нынешней фантастике о такой утопии пишет Йен Бэнкс). И не утопия как таковая служит стержнем этого романа. Главное здесь (хотя и далеко не единственное) это отношения человека и космоса (равно как и человека с человеком в космосе). Вообще роман силен не столько масштабным и интересным образом будущего, сколько очень чутким психологизмом, которого в значительной степени не хватало тому же Азимову.

Оценка : 10
«Расследование»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 19 декабря 2015 г. в 21:35

Совершенно замечательный интеллектуальный детектив, в котором расследователи не добираются до истины, подменяя разгадку произвольной версией, сочинённой, чтобы закрыть следствие. При желании читатель может сам провести расследование, используя обнаруженные главным героем факты, но делая из них иные выводы. Роман Лема декорирован под мистику, под очень качественный хоррор, но, конечно, никакой мистики в «Расследовании» нет. Стилизация получилась отменная, это один из лучших романов пана Станислава.

Что касается загадки и разгадки... Нет, они не лежат на поверхности, как украденное письмо в известной новелле Эдгара По. Но можно сообразить, почему это дело внезапно и, вроде бы, немотивировано поручили подчёркнуто неумелому, неопытному Грегори, а не кому-нибудь более ловкому. И почему этот учёный, Сисс, прикидываясь консультантом, практически контролирует ход расследования, изящно направляя этот ход, подбрасывая новые идеи, которые, при проверке, оказывается, никуда не ведут.

Интересно, что несколько позже публикации «Расследования» Хорхе Луис Борхес, весьма ценимый Лемом, написал несколько рассказов, в которых подробно изложил принципы построения такого квазидетектива. Думаю, что Борхес Лема не читал, просто они мыслили в сходном направлении. Впрочем, Лем читал Борхева и очень уважительно о нём отзывался.

Оценка : 10
«Гигамеш»
–  [ 9 ]  +

bvi, 29 октября 2015 г. в 13:24

Итак, что мы имеем на входе: Роман, время действия которого составляет 36 минут – «именно столько нужно, чтобы доставить смертника из тюрьмы к месту исполнения приговора». Это занимает 395 страниц текста, которые снабжены «Истолкованием» на 847 страницах, что составляет в сумме 241.000 слов. Автор романа, Патрик Ханнахан таким образом решил «обскакать» Джойса с его «Улиссом», замахнувшись на то, чтобы включить в свой текст всю совокупность человеческих знаний. Лем, конечно, порезвился. Пересказать эту псевдорецензию невозможно. Конечно же, это и самопародия (не случайно там упоминается о том, что Ханнахан часто придумывает свои слова), достаточно вспомнить письма Лема к американскому переводчику Майклу Канделю, в которых он часто увлекается разъяснениями, что можно вложить в толкование тех или иных слов и выражений в «Кибериаде». Хотя Ханнахан, конечно, превзошёл Лема. Ведь в его романе «топология запятых в VI главе есть аналог карты Рима»! Есть там и мифы, и симфонии, и храмы, и физические теории, и всеобщая история, и лингвистика. «Гигамеш» как «ГИГантская МЕШанина» – это круто!

Оценка : 10
«Терминус»
–  [ 9 ]  +

йети, 21 апреля 2015 г. в 07:19

Очень сильный психологический рассказ! В мозгу старого робота идет своя жизнь, в которой души (?) погибших космонавтов ведут переговоры между собой, обсуждая катастрофу, постигшую их корабль и повлекшую за собой гибель космонавтов. Испытываешь при чтении целую гамму чувств: шок, сожаление, тревогу и абсолютную беспомощность: как помочь этим — душам. существам? — заключенным в кибернетическом пространстве — мозгу старого робота? Ведь когда произошло вмешательство извне, то эти — существа, души? -сразу же отреагировали. Значит, они понимают, чувствуют? Или же это просто таким причудливым образом перепутались логические связи в мозгу старого робота, который побывал в катастрофе? Прямого и однозначного ответа писатель не дает. Думайте сами. И мы думаем...

Очень интересный, хотя и жутковатый рассказ. Прочитан в год выхода сборника «Охота на Сэтавра», в 1965 г, а ярко помнится до сих пор.

Оценка : 10
«Осмотр на месте»
–  [ 9 ]  +

fitin, 19 января 2015 г. в 15:29

Мне кажется роман недооценен читателем. Это одно из лучших произведений которые я читал. Я говорю без деления на жанры — одно из лучших. В тройке точно. Книга о человеке в широком смысле — чем является человек и чем не является. А других тем на самом деле в серьезной литературе и нет. И потому оно драматично. После него больно и весело. Оно прекрасно.

Что есть зло и где его границы, можно ли осчастливить людей увеличив дозу «колбасы», общее братство уютного курдлёвника и дух единомыслия и есть панацея? Это только часть вопросов означенных книгой.

Оценка : 10
«Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»
–  [ 9 ]  +

Carex, 20 августа 2014 г. в 23:33

Вначале чтения мне не понравился роман, хотел даже 1 (единицу) поставить. Но когда прочитал, был восхищен. Подождал немного пока улягутся эмоции и все равно поставил 10. Да потому что Лем — гений.

Этой фейерии фантастических идей хватит на десятки романов. Невероятно «плотная» фантастика. Вероятно поэтому роман первичен относительно целого культурного пласта. Лему как никому другому удаётся прозревать и угадывать будущее. Политическая и неполитическая сатира бьёт точно в цель.

Ну и в довершение скажу, что Лем подводит читателя к сомнению в реальность как таковую. То есть к солипсизму и к его принципиальной неопровержимости. Поэтому и конец романа неоднозначный и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
провисает в грезах. Я так и не смог понять, с какого момента Тихий начал грезить и закончил ли вообще
.

Оценка : 10
«Звёздные дневники Ийона Тихого» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Biggrema, 01 октября 2013 г. в 11:31

Читал это замечательное произведение и в юности и перечитывал много позднее. Бесподобный юмор, фантазия, ирония и самоирония просто на высоте. Но далеко не все способны понять это произведение. Этим оно напоминает фильм «Кин-дза-дза», которым либо восторгаются, либо хают. Середины практически не бывает.

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 9 ]  +

indieboot, 08 декабря 2012 г. в 18:37

Очень умное произведение.

Некоторые замечания, которые я по первой прикидке могу написать.

Тяжеловесный стиль. Стиль, который наилучшим образом подходит для описания сюжета, описываемого романом. Той непростой ситуации, которая возникла на станции в результате воздействия планеты и поведения каждого из членов станции и не только членов в сложившихся обстоятельствах. Да, читать тяжело. Но образы создает детальные и ощущаемые что-ли, которые трудно забыть, они так прочно врастают в сознание. Я читал «Солярис» примерно три месяца. Когда я читал его, мне безумно нравилось. Когда не читал – до безумия трудно было взять книгу (в эмоциональном плане, конечно). В итоге, в перерывах перечитал несколько ранее прочитанных книг с много более легковесным стилем, чтобы отдохнуть и отвлечься (был отпуск). Это книга, которую точно нельзя читать между делом.

По поводу камня («кинутого» С. Лемом) в огород американских фантастов, я с ним (с С. Лемом) согласен, только с оговоркой, что в расчет принимается не качество самой фантастики, а именно стиля. Вообще, для меня сейчас произведения Лема являются эталоном научной фантастики.

Дотошное описание симметриад. Оно не является лишним и вымученным, не в пример самым популярным современным российским авторам (я думаю вы знаете кого я имею в виду), оно создает мир, мир неизвестной планеты, такой уникальный, каким он может быть только у одной единственной планеты.

Достаточно напряженная атмосфера. Постоянно приходится чего-то ждать, чего-то опасаться, чего-то неведомого. Прямо квази-хоррор какой-то получается. ИМХО.

По поводу отсылок ко времени написания и тому, что написана она была давно и что некоторую непонятность можно отнести к несложившимся еще традициям жанра. Я считаю, что все величайшие произведения в жанре научной фантастики были написаны именно тогда. Тогда еще Писали, а не Зарабатывали гонорары (особенно это касается энтузиастов из стран бывшего соцлагеря), сам жанр не был таким популярным и не ставилось задачи его популяризировать.

Пока — все. А насколько книга мне понравилась, думаю, оценка говорит сама за себя.

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 9 ]  +

йокумон, 12 августа 2012 г. в 04:40

Относительно романа — он прекрасно написан как с психологической и научной, так и с художественной стороны. Несомненно, одна из вершин мировой фантастики и очень достойный представитель мировой литературы ХХ века вообще.

Оценка : 10
«Человек с Марса»
–  [ 9 ]  +

Marinna, 27 апреля 2012 г. в 10:29

Интересное произведение Станислава Лема, предшествующее «Астронавтам».

Понятно, почему сюжет переносится в Америку: — по взглядам Лема того периода только в кап. стране контакт с инопланетянами мог держаться в тайне.

А именно секретность исследования является пружиной всего повествования – ведь если бы производился открытый международный контакт, все пошло бы по другому, примерно как это описано в «Астронавтах» — земляне сообща противостояли бы угрозе с Марса и при первой же возможности организовали бы экспедицию на Марс для предотвращения данной угрозы (хотя действие и происходит в конце 40-х годов).

Не согласна, что из текста непонятно, чем землянам угрожают марсиане, и что сам Лем не знал, что придумать. В тексте дан реальный намёк

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
марсиане с помощью электричества полностью подчиняют себе рефлексы живых существ, заставляя их двигаться и подчиняться захватчикам. Возможно даже, что при этом подчиненные рабы остаются в своем сознании, но ничего изменить не могут – это ещё ужаснее. На Марсе всё живое уже в рабстве, на очереди – Земля.

На самом деле, основу указанной идеи Лем воплотил именно в «Астронавтах». Только если в «Астронавтах» прогрессивные страны совместно пытаются преодолеть инопланетную угрозу, то в «Человеке с Марса» скрытность и подозрительность кап.стран ставит под угрозу само существование человеческой цивилизации (контакт с ареантропом не состоялся, угроза порабощения не предотвращёна).

Оценка : 10
«Мир на Земле»
–  [ 9 ]  +

FixedGrin, 18 января 2012 г. в 16:08

Великая книга. Достойное завершение цикла об Ийоне Тихом, пиршество для ума, кладезь технологических и историко-социальных прозрений (начиная от компьютерных нановирусов, не заканчивая тенденцией дегуманизации систем оружия из вставного эссе, не затерявшегося бы на страницах «Суммы технологии»). И вместе с тем — очень веселая, что лишь оттеняет мрачное величие «Фиаско», писавшегося почти одновременно с нею.

Оценка : 10
«Путешествие двадцатое»
–  [ 9 ]  +

pava999, 08 апреля 2011 г. в 11:43

Читая этот рассказ, хохотал до упаду. Раскрыты все тайны мироздания, начиная от каналов на Марсе и заканчивая дельфинами. Особо впечатлили Ар. Рис. Тоттель(:-)))), И.Родд(:-D) и П.Латтон ().

А уж идея с египетскими пирамидами, что люди из будущего завезли в Древний Египет материалы для строительства жилых домов, а египтяне построили вместо этого построили гробницы фараонов... Сама эта идея заслуживает 10.

Лем, только Лем мог написать такой рассказ.

Оценка : 10
«Терминус»
–  [ 9 ]  +

Farit, 08 октября 2010 г. в 16:56

Кошмарный, если вдуматься, рассказ. В роботе, из-за какого-то невероятного стечения обстоятельств оказались «погребены» умирающие люди — и они продолжают умирать в нем, проявляясь лишь в постукивании его ладоней при цементировании утечек.

Жанр рассказа можно определить как «космическая готика», где вместо старинного замка — обшарпанный космический корабль.

Оценка : 10
«Альбатрос»
–  [ 9 ]  +

Farit, 08 октября 2010 г. в 16:53

Рассказ, в котором сам Пиркс не играет никакой роли — он лишь наблюдает разворачивающуюся на его глазах трагедию. Необыкновенно человечный и добрый, хотя и жесткий. Расстояния и законы инерция обуславливают тот факт, что ты становишься наблюдателем, не имея физической возможности помочь.

Оценка : 10
«Рассказы о пилоте Пирксе» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Свят, 10 января 2010 г. в 03:53

Так получилось, что первым из «Рассказов о пилоте Пирксе» прочитал именно «Испытание». Помню как на завтра бессовестно проспал два урока, поскольку до 6 утра читал... (потом имел некоторые проблемы с географичкой и родителями :))

Вторыми были «Альбатрос», «Терминус» и другие рассказы цикла, которые тогда-же (в школьные годы) прочитал с удовольствием, ржал, но полностью прочувствовал разницу гораздо позже, закончив мединститут и немного поработав добрым доктором...

Есть небольшое различие: отвечать только за свою ,трижды никому не нужную (кроме тебя) жизнь, или же отвечать за 20 или более жизней, нужных, по словам родственников, никак не меньше, чем ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ!!! :)

Такой вот процесс взросления. Такой, знаете ли, разительный контраст между шалопаем-выпускником и взрослым суровым дядькой-специалистом!

Вот, собственно, об этом и пишет Лем, а не о буднях космонавта и не о СЕПУЛЬКАХ!

Естественно, это моё ИМХО! :)

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 9 ]  +

zamza, 27 марта 2009 г. в 14:47

роман о тяге человека к непонятному. манифест науки не меньше

  Тяге победившей все препятствия в лице Соляриса.тяжесть условий ,угроза жизни, здоровью и самое страшное оружие примененное Солярисом--демоны человеческого бессознательного не смогли остановить человека в его желании познать абсолютно недоступную «вещь в себе».

Оценка : 10
«Возвращение со звёзд»
–  [ 9 ]  +

Vrundel, 18 февраля 2009 г. в 00:06

Книга старше меня на один год. Чтобы мне (пионеру, комсомольцу, рядовому СА, рабочему на заводе) понять и разобраться в 70 — 80-тые годы: где я живу и кто я такой в этом обществе, просто была необходима эта книга. Она сыграла свою определяющую роль в становлении моего мировозрения в годы советской пропаганды, которая говорила как жить, каким видеть настоящее и будущее своей Советской Родины. Не скажу, что «Возвращение» могла изменить меня полностью и сразу, но смогла расставить определенные вопросы, ответы на которые приходится давать всю жизнь, уже не обременяя себя откуда возникли сами вопросы. Спасибо Богу за то, что мастер Лем был моим современником.

Оценка : 10
«Путешествие двадцать первое»
–  [ 9 ]  +

sawwwa, 15 ноября 2008 г. в 13:33

Поразительная вещь, странное и характерное для рассказов о Ийоне сочетание полубредовых наблюдений и приключений с по-настоящему сильной и захватывающей идеей.

Деструктианцы просто неподражаемы, а сама идея их веры, и их происхождения как грустна, так и очень правдоподобна.

«Дьявол есть то, что меньше всего понятно в боге», говорят они...вобщем-то мне трудно не согласиться со словами отца Дарго.

И становится по-настоящему грустно, когда понимаешь, насколько эти существа более одухотворены и оветственны по сравнению со своими создателями. Пусть они и роботы, а уважения к ним у меня гораздо больше, чем к людям.( особенно если иметь в виду 22-ое путешествие ((((

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 9 ]  +

Yazewa, 29 января 2008 г. в 17:00

  Совершенно гениальное произведение. Не могу не сказать, что фильм тоже потрясающий, но это, как говорится, отдельная песня. Роман очень сильно написан, образно, с яркой атмосферой. Плюс элемент какой-то даже детективности, уж очень непонятно, что там является остальным героям? Негритянка эта несусветная...

   И главное — заставляет думать. Как человеку относиться к тому, что посылает ему Океан? В случае с Крисом: какой конфликт между пониманием неестественного происхождения клонов Хари — и очень человеческим чувством к ней, абсолютно совпадающей с живым оригиналом! Эта же мысль у Брэдбери, в рассказах, где марсиане превращаются в точные копии умерших родственников. Как относиться к ним? Как вести себя? Можно ли перенести истинные чувства на такую копию?

   И: что бы «вытянул» Океан Соляриса именно из меня — ???

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 51 52 53 54 55   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх