Итоги 2008 года 15 лучших


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Итоги 2008 года. 15 лучших романов и повестей отечественных авторов.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Итоги 2008 года. 15 лучших романов и повестей отечественных авторов.

Статья написана 1 января 2009 г. 19:50

Продолжаю продводить итоги года. Вот лучшие пятнадцать произведений отечественных авторов крупного формата, прочитанные мной в этом году:

Пятнадцатое место — Антон Первушин. Корабль уродов

Вторая повесть из сборника «Гроза в Зените» произвела на меня значительно более сильное впечатление. Первушин взялся за нелегкое дело — вступил в весьма жесткую полемику с самими Стругацкими. По сути, «Корабль уродов» — альтернативный вариант одного из моих любимейших произведений — «Пикника на обочине». При этом Первушин позаимствовал не только сюжет, но даже структуру произведения Стругацких. Менее заметны разбросанные по всему тексту отсылки на другие произведения братьев. В центре «Корабля уродов» — судьба Андрея Тяглова — бывшего научного сотрудника института, изучающего загадочный Кратер, оставшийся после взрыва корабля пришельцев под Тунгуской, а затем вольного искателя, добывающего «антрацит» — обладающий необычными свойствами материал, из которого состоял корабль пришельцев.

В небольшую повесть Первушина поместилось очень многое — и интересный, хитро закрученный сюжет, и нелегкая судьба главного героя, и жесткая критика в адрес официальной науки, и узнаваемые реалии России 90-х годов прошлого века.

Далеко не со всеми идеями автора я готов согласиться, да и по литературному мастерству Первушин все-таки не дотягивает до мэтров, но его дерзкая попытка не может не вызвать уважение. Да и призадуматься в этой повести есть над чем. Пожалуй, ее стоит прочесть всем поклонникам Стругацких.

Четырнадцатое место — Г.Л. Олди. Гарпия

Еще один весьма достойный роман, но отнюдь не шедевр.

Понравилось, как авторы продолжают тему Реттии, показывая мир каждый раз несколько с другой стороны, выводя на первый план одних героев и показывая по-новому других. Язык и стиль авторов как всегда безукоризненны.

С сюжетом получилось похуже. Во-первых, он распадается на несколько сюжетных линий, которые между собой связаны не слишком удачно. Во-вторых, что хуже каждая из этих сюжетных линий не так уж интересна. Лечение поэта описано оригинально, но не так уж захватывающе. Вовлечение хомобестий в полноценную жизнь государства — и тема не столь уж интересна и сюжетная линия оказалась смазанной. Учебные будни студентов Универмага — пожалуй, авторы вообще зря полезли в эту изрядно подзатасканную тематику. В итоге едва ли не самой интересной для меня оказалась линия становления характера Кристиана. Хотя и здесь нет ничего столь уж оригинального, она хоть чуть-чуть поживее.

Вообще, в романе почти нет ярко выраженных внешних конфликтов. Авторы пытаются показать, что главный конфликт внутри самого человека, но оригинальной эту идею назвать трудно.

Герои этого цикла Олди вообще специфичны. В них настолько подчеркнуты определенные черты, что зачастую они выглядят не живыми существами, а некими пародиями, карикатурами или персонажами старых пьес. Постепенно авторы наделяют персонажей более человечными чертами, но сопереживать им в полной мере не получается. Гарпия, которая, по идее должна быть главным героем, слишком уж неэмоциональна. Таким же суховатым и неэмоциональным получился и весь роман.

Еще одна специфика произведения — в нем, по сути, нет отрицательных персонажей, кроме, разве что Прохиндея Морица. Да и тот — фигура мелковатого масштаба. В итоге в условиях полной благостности едва ли не самыми отвратительными оказываются «представители спецслужб», которые все пытаются что-то выискивать и предотвращать.

Что ж, раскритиковал я авторов изрядно, но надо сказать, что ниже своего весьма высокого уровня они не упали. Читается произведение легко, с удовольствием. Дополнение к миру Реттии получилось весьма неплохим, но в целом роман какой-то легковесный, особенно для Олди.

Тринадцатое место — Юрий Бурносов, Михаил Кликин. Книга демона

У романа немало как несомненных достоинств, так и явных недостатков. Сначала о первых. Двум достаточно разным по стилю авторам удалось создать вполне цельное произведение. Думаю, что не ошибусь, предположив, что о Гае писал Кликин, а о Тильте — Бурносов. Но различия в авторских стилях не слишком ощутимы. Часть о Тильте написана более жестко и мрачно, но и несколько более качественно. В приключениях Гая очень удачные моменты сочетаются с определенными накладками. Вообще, в романе самыми удачными получились обычные бытовые эпизоды, когда мальчишка-писец пытается найти свое место в жизни, общается с людьми, ищет работу. В части о Тильте хорошо описаны отношения между двумя писцами. Да и демонопоклонники изображены так, что мороз по коже.

Есть в романе и недостатки. В рассказе о Гае сюжет часто сильно скачет из стороны в сторону. Герой часто совершает совершенно нелогичные поступки. Чего стоит только история со спасением троллей. Второстепенные герои появляются и исчезают рядом с героем только для того, чтобы выполнить роль этаких ружей на стене — помочь герою разок там, где он сам не выкрутится. В истории о Тильте тоже не обошлось без внезапного увеличения его могущества при полном попустительстве сторожей.

И все же роман читается на одном дыхании, главная идея достаточно оригинально задумана и неплохо исполнена. На общем фоне русскоязычного фэнтези книга, безусловно выделяется.

Двенадцатое место — Наталья Некрасова, Екатерина Кинн. Самое тихое время города.

На мой взгляд, у этой книги есть свои серьезные плюсы и минусы, но общее впечатление от нее — благоприятное.

Во-первых, роман хорошо написан. Многие места просто-напросто очень красивы. Причем не слащавой, но фальшивой красотой, а совершенно по-настоящему. Время от времени возникает полное ощущение того, что идешь по осепнней Москве, заглядываешь в ее переулочки, шуршат под ногами желтые листья... В общем, одного этого очень приятного впечатления от чтения уже достаточно, чтобы обратить внимание на книгу.

Во-вторых, мне весьма близки идеи авторов романа. Борьба добра со злом в нем весьма многолика, но суть ее от этого не меняется. Жестокость, коварство, безумная жажда власти должны быть наказаны во все времена и во всех местах, реальных и сказочных. Роман цепляет, особенно ближе к концовке.

В-третьих, очень удачно передано ощущение чуда, сочетания реального мира и соседних миров, находящихся совсем рядом, за гранью. Далеко не всем авторам это удается.

Теперь о том, что у авторов вышло чуть хуже. Герои мне отчетливо напомнили ранние произведения Звягинцева. Вроде бы все они разные, но слишком уж похожи друг на друга и слишком положительны. С героинями дело обстоит еще хуже.

Вообще, женская рука в написании романа чувствуется — то в долгом описании посетительниц секции, то в поведении героинь. Я это воспринял нормально, но некоторых читателей, боюсь, может слегка раздражать.

Среди второстепенных персонажей действительно преобладают представители молодежных субкультур. Ну что ж поделать. Видимо, авторы считают, что Москва байкеров, ролевиков и девчонок, стоящими с гитарами в переходах, гораздо реальней, чем Москва банкиров, бандитов и проституток. А вот со злодеями совсем беда. Ну уж хоть главного-то врага можно было сделать поживее.

Сюжет романа вроде бы и неплохо закручен, но чем все закончится, становится ясно не позже середины романа. Начинается роман с весьма долгой расстановки действующих лиц, затем действие тянется весьма медленно и лишь во второй половине обретает динамику.

Еще одна особенность романа — его некая вторичность. Авторы смело делают намеки на многие известные произведения, но иногда это начинает смахивать на некие элементы плагиата. Думаю, у многих этот роман вызовет ассоциации с «Тайным городом» Панова, на мой же взгляд, сильнее всего чувствуется влияние второй трилогии из «Ока силы» Валентинова и, конечно же, «Мастера и Маргариты». А вот сказочные элементы в роман весьма удачно.

Рекомендую роман к прочтению в первую очередь тем, кто ценит образность, красоту изложения, некий духовный потенциал книги. Тем же, кто ценит динамичность действия и оригинальность идей книга может и не понравиться.

А лично я остался весьма доволен прочитанным.

Одиннадцатое место — Марина и Сергей Дяченко. Медный король.

Хороший роман, один из лучших у авторов. Классическое произведение в жанре фэнтези — с одной стороны увлекательное, с другой — заставляющее задуматься. Впрочем, роман не лишен определенных недостатков.

Во-первых, хотелось бы сказать несколько слов о мире, в котором происходит действие. С одной стороны, этот мир красив. Он интересен и поражает воображение. Прекрасное и жестокое сочетаются в нем очень удачно. С другной стороны, этот мир, конечно, малореалистичен. Описанные в нем разнообразные виды разумных и неразумных существ едва ли могли бы сосуществовать вместе. А идея зверуинов любого биолога, наверное, довела бы до инфаркта. Но, впрочем, в фэнтези это вполне позволительно. Еще один минус — создается полное впечатление, что авторы что-то напутали с перемещениями своих героев. Сперва герои добираются от замка властелина до земель гексов через сотни километров по территории Империи, а на обратном пути делают это гораздо быстрее и Империю благополучно минуют. В принципе, это возможно, но... Есть и еще пару подобных эпизодов. Хотелось бы посмотреть на карту этого мира, но карты Дяченки никогда не рисуют, а зря.

Во-вторых, герои. Безусловно, в центре внимания становление главного героя — Развияра. Здесь, пожалуй, ключевой и самый сложный момент в книге. Все-таки, переход от перепуганного бестолкового подростка до непобедимого владыки, пусть даже со сверхъестественной помощью, получился у авторов немного неестественным. Несколько странное впечатление производят и метания Развияра после смерти Властелина. Зато концовка книги, когда герой понимает всю гибельность своего пути, но, как наркоман, уже не может удержаться от новой дозы могущества, очень впечатляет.

Прочие же персонажи находятся в тени главного героя, что, впрочем, обусловлено самой идеей книги.

Не могу не сказать пару слов о магии. В романе ее немного и она носит сугубо прикладной характер. Маг может молнию запустить или скрыть беглецов. На этом фоне загадочная магия Медного короля поражает воображение. Увы, ее загадка так и осталось нераскрытой.

Приключенческая сторона романа написана весьма увлекательно. Главный герой неоднократно попадает в отчаянные передряги и чудом выпутывается из них, хотя в паре случаев это спасение выглядит несколько натянутым.

Общее впечатление в целом — весьма достойное произведение, но до шедевра оно не дотягивает.

Десятое место — Святослав Логинов. Россия за облаком

Долго не брался за эту книгу, видя весьма противоречивые отзывы о ней. И все же прочел, и в итоге остался очень этим доволен. Роман произвел на меня сильное впечатление. Начну с самого положительного. Несмотря на ряд недостатков, в романе есть главное — он не оставляет равнодушным. История семьи Савостиных, описанная просто и безыскусно, действительно меня зацепило. И на протяжении всего романа меня не покидало чувство беспокойства за судьбы героев. Так хотелось, чтобы эти люди с непростой судьбой, нашли и сохранили свое простое человеческое счастье. Ведь это так важно, так правильно — чтобы обычный хороший человек, который рассчитывает на свои силы, на свой упорный труд, на помощь друзей и родных — был достойно вознагражден за свои старания. И какой же сложной оказалась эта дорога к счастью — что в 19, что в 21 веке! Есть у Логинова очень сильная черта — он может, ничего особо не выдумывая и не преукрашивая, описать жизнь так, что в подлинности этой истории невозможно усомниться. И в этой книги есть пронзительные моменты — как Феоктиста ищет на заброшенном кладбище могилу своего сына, как она разговаривает с бабкой Зиной и догадывается, кто она, как Платон мстит за поруганную честь своей дочери. В общем, написан роман очень хорошо. Да и язык романа очень вкусный, читабельный.

Образы Савостиных очень хороши — от степенного Платона до пройдошливого младшего сыночка, который чуть не погубил всю семью. А вот Горислав Борисович — довольно странный человек. Не слишком понятно, как же он получил такие способности.

Понравилась концепция перемещения во времени. Вообще, вот такое спокойное хождение из времени во время напомнило мне Финнея, хотя там все было несколько иначе.

С сюжетом чуть сложнее. Долгое неспешное развитие сменилось вдруг резким рывком в последней части. Пошли некоторые несуразности, вроде террориста в охранниках у коллекционера антиквариата. Линия товарища майора вроде бы и необходима, (как же в таких делах да без ГБ), но выглядит несколько искусственной, а уж попытка справить майора к крокодилам и вовсе странной. Есть некоторые накладки в истории с Туркменистаном.

И все же, книга очень хороша. Рекомендую!

Девятое место — Юлия Латынина. Нелюдь

Новый роман Латыниной оставил довольно-таки двойственное впечатление. Автор при написании своих произведений уверенно движется вперед по хронологической шкале: от Вейской империи через современную Россию к далекому будущему человечества. Новый для себя жанр — космический боевик -Латынина осваивает довольно успешно. Описание будущего выглядит весьма мрачным, но достаточно реалистичным. Технические новинки описаны достаточно подробно и толково. Вообще, мир, созданный Латыниной, имеет очень много общего с миром «Линии грез» и «Императора иллюзий» Лукьяненко. С другой стороны, внимательно присмотревшись к экзотическим инопланетянам, узнаешь в них весьма знакомые типажи из предыдущих книг автора. Так, воинственные и свободолюбивые гигантские птицы барры по своему характеру — те же варвары из Вейского цикла или чеченцы и дагестанцы из ее современных боевиков. Хорошо вооруженные, но жадные и трусоватые спецназовцы будущего до боли напоминают описанных Латыниной русских солдат и офицеров на Кавказе, а, например, трусливые и никому не нужные крийны, способные только строчить доносы — типичные современные обыватели. Да и при всем космическом антураже, автор постоянно возвращается к одним и тем же идеям, иногда почти дословно воспроизводя цитаты из прошлых своих произведений. И все же, несмотря на то, что это произведение не кажется мне лучшим романом Латыниной, оно обладает многими безусловными достоинствами. Латынина, как всегда, пишет жестко, даже жестоко, но эта жесткость оправдана и не чрезмерна. Очень многие эпизоды действительно берут за душу и мало кого оставят равнодушными. Чрезвычайно динамичный сюжет легко увлекает читателя за собой. Сложные запутанные интриги плетутся всеми сторонами, и многие персонажи оказываются не теми, за кого себя выдают. Понять, на чьей же стороне правда, весьма непросто, ведь у каждого из главных героев она своя. Главный герой ван Эрлик — мятущаяся личность с необычными способностями — весьма узнаваемый для Латыниной образ. Но даже совсем второстепенные персонажи, например два барра — белый и черный, запоминаются надолго. В конце романа множество сюжетных линий обрываются на полуслове и нас явно ждет еще не одно продолжение. И на фоне всего этого почти незаметным кажется вопрос, по сути вынесенный автором в название романа — так кого же мы можем считать Человеком?

Восьмое место — Виктор Ночкин. Белла Крейнина. Свирель Гангмара

Еще один кусочек мозаики интересного и необычного мира короля Ингви лег на свое место. Ночкин и Крейнина написали новый роман, в очередной раз подойдя к своему миру с неожиданной стороны. И чтение этого романа доставило мне немало удовольствия. На этот раз в центре внимания новые герои — молодой маг Петер и стражник Свен, и их борьба с коварным разбойником Марольдом.

Начинается роман очень неспешно и обыденно. В мире Ночкина нет места супергероям и великим подвигам. Здесь каждый живет своей жизнью и занят своим делом, зарабатывая деньги. Купцы торгуют, стражники охраняют, а странствующие маги ищут новые заказы. Очередной заказ кажется совершенно простым, но потом выясняется, что дело несколько сложнее. На протяжении романа такое ощущение у меня возникло несколько раз. Вот уже вновь кажется, что все совершенно ясно, что все ниточки запутанного дела наконец развязались и вдруг сюжет делает новый, совершенно неожиданный поворот, и все запутывается еще больше. В совершенно будничное течение событий авторы вдруг ухитрятся очень органично вплести и развалины эльфийского замка, и загадочные свитки, и таинственные артефакты, и все это удачно станет на свои места.

Главные герои изображены довольно неплохо, хотя иной раз они ведут себя несколько нелогично, а иной раз авторы слишком уж утрируют их характерные черты. Зато как удачно у авторов получаются эпизодические персонажи. Толстый купец, или усатый трактирщик, или перепуганный казначей описаны так хорошо, что невозможно не поверить в их существование. Может быть, именно множество мелких деталей и придает такое правдоподобие книгам Ночкина.

Есть в них и другие сильные стороны. Запомнился весьма нестандартный подход авторов к природе магии вообще и особенностям магии, используемой разбойником, в частности. Понравился легкий язык авторов. Роман читается на одном дыхании. Произвела сильное впечатление концовка романа. Не ждите от Ночкина стандарных хэппи-эндов. Все, как всегда реалистичней.

Многие авторы грешат тем, что за изысканным стилем и претензиями на глубокое философское содержание, скрыватся пустота. Ночкин в этом смысле является полной противоположностью. На первый взгляд, он пишет очень просто, но за этой кажущейся простотой стоит поискать второе, а может быть и третье дно.

Рекомендую прочесть всем любителям хорошего фэнтези. Поклонникам зубодробительных боевиков не советую.

Седьмое место — Наталья Осояну. Невеста ветра

Что было бы, если бы романы о капитане Бладе писала бы женщина? Примерное представление можно получить, прочитав роман Натальи Осояну «Невеста ветра». Это произведение — дебют автора в крупной форме, и дебют весьма удачный.

В романе немало сильных сторон. Меня весьма заинтересовал мир, созданный автором. В нем властвуют магусы — потомки пришельцев с другой планеты, внешне почти неотличимые от обычных людей, но наделенные особыми способностями. Автор весьма умело вплетает в сюжет все новые и новые сведения о мире, хотя немало его тайн и загадок будут, видимо, раскрыты в продолжениях «Невесты ветра».

Интересно показана клановая система магусов. Весьма причудливы различные создания, действующие в романе — и полуразумные великаны-гроганы, и люди-птицы, и конечно, живые корабли. Незримым связям между живым кораблем и его капитаном автор уделила особое внимание.

Герои Осояну достаточно интересны и своеобразны. Капитан «Невесты ветра» Кристобаль Фейра, последний представитель рода Фениксов, погибшего в клановых войнах — яркий образчик благородного преступника. Он красив, загадочен, решителен, смел и галантен. Главная героиня, целительница Эсме, случайно помогает благородным пиратам, а затем и становится членом их команды. Она немного наивна и чересчур старательна, но добра и надежна. Каждому из них, как и многим второстепенным героям, пришлось пережить немало бед, и у них всех есть причины сражаться с властью магусов и Императора.

Хотя «Невеста ветра» — приключенческий роман, в нем немало внимания уделено психологии героев и весьма подробно объясняются причины их мыслей чувств и действий. При этом сюжет развивается весьма динамично, иной раз он даже слишком насыщен, и герои, не успев выпутаться из одной передряги, тут же попадают в другую. Однако, не ждите постоянных описаний стычек и сражений. В конфликтных ситуациях, в которых другой писатель тут же разрисовал бы побоище на несколько страниц, персонажи Осояну нередко улаживают дело достаточно мирно.

Одна из самых сильных сторон романа — его особая атмосфера, которая делает созданный автором мир совершенно реальным. Это — довольно жесткий, иной раз даже жестокий мир, но при этом он, безусловно, очень красив. Его нельзя не запомнить и не полюбить. В произведении прекрасно, совершенно по-гриновски передана романтика морских странствий.

Не могу не отметить прекрасный стиль романа. Читается он очень легко, на одном дыхании.

Надеюсь, прочитав этот роман, вы получите удовольствие и, так же, как и я, будете с нетерпением ждать продолжения.

Шестое место — Марина и Сергей Дяченко. Варан.

Роман произвел очень сильное, хоть и несколько неоднозначное впечатление. Итак, обо всем по порядку. Во-первых, мир, описанный в романе очень красив и просто-таки поражает воображение. Да, он совершенно нереалистичен. Да, никакая физика, даже вкупе с магией, не объяснит периодических подъемов воды в море на сотни метров или коварный ельник, подбирающися поближе к человеческому жилью. Но, в конце концов, фэнтези это или нет. Здесь уж авторам можно дать волю своему воображению. Этот мир странен и жесток. Но до чего же он прекрасен. закрываешь глаза и видишь перед собой шумную толпу, парящих в небе величественных птиц, чудовищных змей, скользящих по подводным пещерам... Чувствуется, что в этот мир авторы вложили кусочек своей души, а это дорогого стоит. А сколько в книге нестандартных находок — от винта, поднимающего грузы в поднебесье, до ракушек, на которых царапают буквы поддонки!

Во-вторых, сюжет, по меньшей мере, необычен и нестандартен. Жизненный путь главного героя причудлив до неправдоподобия. Порой кажется, что авторы перегибают палку, выводя его сухим из воды. Трудно поверить, что в этом мире ему сошло бы с рук подозрение в подделке денег или дружба с опальным магом, или что он выжил бы при встрече с безумной колдуньей

— и это заметный минус сюжета. Еще одна особенность, на мой взгляд, тоже являющаяся определенным недостатком — рваный характер сюжета. Создается впечатление, что авторы все же упустили некие важные эпизоды в жизни Варана, без которых теряется целостность повествования и восприятия.

В-третьих, персонажи. Некоторые из них совсем эпизодичны, но производят сильное впечатление. А вот некоторые играют явно вспомогательную роль. По сути, все остальные персонажи интересуют авторов лишь постольку, поскольку их судьбы пересекаются с судьбой главного героя. Но ведь и сам Варан очень необычен. Он очень похож на Шоорана из «Многорукого бога далайна». Только свою судьбу искателя странного он избрал для себя сам. И только пожертвовав всем, что имел, главный герой вдруг обнаруживает, ЧТО ему досталось взамен.

Несколько моментов в книге произвели очень сильное впечатление — особенно встреча Варана с семьей и встреча с Императором. Роман стоит читать хотя бы ради них. И еще один очень сильный визуальный образ, врезавшийся в память — белые и синие огни, как знак беды.

Общее впечатление. Да, у романа есть довольно очевидные слабости, но есть и очень сильные стороны. А еще у меня нечасто после прочтения книги бывает стойкое ощущение, что что-то важное я все же упустил. Обязательно прочту роман еще раз.

Пятое место — Евгений Лукин. Лечиться будем.

Я давно знал, что Лукин — мастер остросоциальной сатирической прозы, что он блестяще владеет литературным языком, что его книги необычны, умны и язвительны. Однако в этот раз Лукин превзошел самого себя по всем параметрам.

Итак, во-первых, в романе в наличии совершенно необычная идея. Немало перечитал я всяческих утопий и антиутопий, но утопия психиатрическая — это что-то новенькое. Засыпав читателя медицинскими терминами, объясняя любые поступки и мысли теми или иными отклонениями, автору удается и насмешить читателя, и изрядно заморочить ему голову. Ведь в каждой шутке, как известно, только доля шутки.

Общество, описанное Лукиным, с одной стороны, кажется совершенно невозможным, а с другой стороны, многие его черты настолько узнаваемы... Интересно, наша жизнь иностранцам тоже кажется безумной фантасмагорией?

И странное дело, в утопии Лукина вроде бы побеждены многочисленные пороки, столь отравляющие наше существование. Вот только счастливей люди от этого почему-то не стали...

Язык и стиль автора просто блестящи. Автор с легкостью соединяет медицинские термины, изобретенные им самим неологизмы, реальные лозунги и их издевательские переделки. В итоге книга читается с большим удовольствием и на одном дыхании.

Удачны у автора получились и персонажи, особенно главный герой, тайный бунтарь и вечный неудачник. А до чего хорош сам доктор Безуглов. Впрочем, эпизодические действующие лица часто несколько карткатурны.

Общий вывод — не часто весьма непростые вопросы о смысле нашего существования удается облечь в столь легкую и привлекательную форму. Рекомендую!

Четвертое место — Дмитрий Колодан. Другая сторона

Очень, очень странное произведение. Одно из тех, которые не похожи ни на что, и тем хороши. Итак, по порядку.

Сюжет пересказать почти невозможно. Начнешь пересказывать дословно: скажут, что ты вместе с автором явно сошел с ума. В одно произведение автор ухитрился поместить огромное количество самых разнообразных и удивительных чудес: от пришельцев до разумных енотов. И это не удивительно. Ведь возле маленького городка Спектр находится Истинный полюс, место рядом с которым мечты и фантазии могут превращаться в реальность. На протяжении всей книги мы вместе с главным героем приближаемся к этому удивительному месту и фантастика и реальность переплетаются между собой все теснее. Начинается произведение в более спокойном ритме, но во второй половине романа события все убыстряются и этот бурный поток захватывает читателя и увлекает за собой. В итоге читается книга с огромным интересом, а предугадать отдельные сюжетные ходы совершенно невозможно.

При этом автор благодаря тщательному описанию событий создает полное впечатление реалистичности происходящей фантасмагории. Не могу не отметить хороший литературный язык автора и множество аллюзий на другие произведения, разбросанные по тексту. Автор замечательно создает атмосферу событий. Удивило, как подробно и удачно Колодан описывает Калифорнию. Не ожидал такого знания американский реалий от отечественного автора. А вот с героями у него получилось несколько хуже. Кто-то получился ярко, вроде Краузе-старшего, кто-то очень схематично, вроде старой ведьмы. Особенно не понравился Калеб. Ну как Николь могла влюбиться в такого бандюгу?

Концовка получилась несколько смазанной. Автор закрутил настолько тугой клубок событий, что развязать его аккуратно не очень получилось, и кое-какие линии пришлось обрубить. Например, совершенно дурацкой получилась смерть Честера

И все же «Другая сторона» произвела на меня самое благоприятное впечатление. У автора действительно великолепная фантазия и необычные идеи. Читается роман легко и с удовольствием.

Третье место — Родриго Кортес. Часовщик

Очень необычное и сильное произведение. Начинается «Часовщик» как исторический роман из истории Испании 16-17 веков. В размеренную жизнь небольшого испанского городка вмешивается, казалось бы, незначительное событие. В стране начали чеканить новые деньги, менее качественные, чем раньше. Однако, это оказывается камешком, который сдвигает огромную лавину, началом грандиозного замысла Ордена иезуитов по переустройству средневекового общества. И вот уже начинают вертеться безжалостные жернова, в которые попадают и часовщик Олаф, и ученик лекаря Амир, и ростовщик Исаак и тысячи других людей.

Как историк не могу не отметить прекрасное знание автором исторических реалий средневековой Испании в частности и Европы в целом. Постепенно начинаешь замечать мелкие исторические несоответствия, но позднее выясняется, что они отнюдь не случайны. С большим знанием дела показана деятельность иезуитов — могучей и страшной организации.

Сюжет романа несколько раз преподносит весьма неожиданные сюрпризы. Одни действующие лица выходят на первый план, другие уходят в тень. Поле действия то сужается до маленького испанского городка, то расширяется на всю Европу. Главного героя жизнь кружит как щепку в водовороте могучих событий и он ведет себя совершенно по-разному, пытаясь выжить в столь быстро меняющемся мире.

Персонажи романа, поначалу весьма яркие, к середине постепенно тускнеют и становятся более схематичными. Некоторые, казалось бы ключевые действующие лица, порой неожиданно гибнут или просто уходят в сторону от событий. Но, видимо, в этом и был замысел автора — показать, как отдельные люди, пытаясь противостоять безжалостной машине, изменяющей мир, оказываются перед страшным выбором — или стать шестеренками этой машины, потеряв свою личность и индивидуальность, либо стать жертвами, перемолотыми системой.

Но есть еще один шанс — попытаться самому стать механиком, конструктором этой машины. Вот только под силу ли это героям да и кому бы то ни было? Вообще, как ни странно, «Часовщик» чем-то напомнил мне Оруэлла. Только здесь проблемы тоталитаризма и личности рассматриваются с другой точки зрения.

А еще этот роман — о влиянии времени и истории на людей, и о влиянии людей на историю и время. Очень необычный философский подход, который заставит читателя изрядно задуматься.

При этом события в романе развиваются весьма динамично, иной раз даже слишком.

«Часовщик» — весьма жесткий, порой жестокий роман о жестоком времени и страшных событиях. Но прочитав его вдумчиво, начинаешь лучше понимать многие события и нашей истории.

Общий вывод — сложное, незаурядное произведение, которое стоит прочесть всем любителям философской фантастики и хороших исторических романов. Поставил бы «Часовщику» и высший балл, но к концу книги становится совершенно некому из персонажей сопереживать, и это ее ощутимый минус.

P.S. Так сложилось, что «Часовщика» я читал во время поездки в Чехию. И, когда вечером читаешь в романе об искусстве средневековых мастеров часовых дел, а утром смотришь на удивительные часы на Пражской ратуше, или читаешь о кознях иезуитов, а затем разглядываешь могучие стены и величественные башни иезуитских монастырей, история, фантастика и реальность переплетаются в единое целое и впечатление еще усиливается.

Второе место — Вячеслав Рыбаков. Звезда Полынь

Для меня каждая книга — как собеседник. Все эти собеседники разные: веселые и грустные, добрые и злые, умные и не слишком. Кто-то расскажет интересную байку, кто-то начнет заваливать нудными подробностями, кто-то изложит целый философский трактат. С одними книгами расстаешься легко, как со случайными попутчиками в дороге: закрыл последнюю страницу, пожал руку и — прощай навсегда. Другие идут рядом со мной по жизни как надежные друзья. И в разных жизненных обстоятельствах, в радости или грусти, я вновь и вновь открываю заветные страницы и на душе становится легче. «Звезда Полынь» Рыбакова свалилась мне на голову как старый приятель, которого не видел много лет, ну, скажем, бывший одноклассник. Плюхнулась рядом со мной на скамейку, живо разлила водку по стопкам, достала соленые огурчики и сало и началось: «А помнишь!?», «А знаешь!?», «А как там они? Неужели», «А ведь было...». И вот уже развернулась во всю ширь застегнутая на все пуговицы душа. И в какой-то момент чувствуешь, что старый твой товарищ тебе как брат. А через минуту так бы и дал ему в морду, а еще через минуту вы снова сидите в обнимку и орете песни, например «Нау» или «ДДТ», от которых балдели полжизни назад.

А потом наутро просыпаешься с трещащей башкой, мучительно вспоминаешь то, что происходило вечером, недоумеваешь, что же тебя так понесло и зачем ты братался с этим, вобщем-то уже давно чужим человеком. И вспоминаешь, что и то он делал не так и этакие его недостатки просто очевидны. Но все равно, несмотря ни на что, на душе остается какое-то теплое чувство, что все вчера было правильно.

Но вернемся к Рыбакову. Первые три главы его книги меня просто сразили. Вот только взялся я за него и сразу понял, что автор — мой товарищ или, как любит выражаться сам Рыбаков — единочаятель. Что мучают его те же важные вопросы о смысле нашей жизни, что у него без всякого притворства болит душа за нашу жизнь и нашу Родину, и пытается он понять, как же теперь жить дальше. И герои книги описаны так просто и без всяких украшательств, и с такой симпатией и попыткой понимания, что сразу видишь в них живых людей, и их судьба становится тебе небезразлична. И книга, зацепив меня с первых страниц, уже читается на одном дыхании до самой развязки.

И только потом, присмотревшись более внимательным взглядом, начинаешь видеть, что сюжет, в сущности, весьма прост, что некоторые сюжетные ходы очевидны и совершенно наивны, что у некоторых героев главные, ключевые черты характера, просто таки карикатурно выделены, что размышления самого автора отнюдь не всегда безупречны.

И все-таки, в этой книге есть еще одна важная составляющая, в ней есть мечта, и не какая-нибудь «бескрылая приземленная», а самая что ни на есть крылатая. И я готов мечтать с автором вместе.

Вывод — по воздействию на меня этой книги — безусловное 10, по ее объективным литературным качествам — не больше 7. Буду необъективен, поставлю 9.

Готов ли я рекомендовать эту книгу? Очень не уверен. Все-таки ее восприятие очень сильно зависит от взглядов читателя, а молодому поколению она может быть просто не слишком понятна. И все же попробуйте, рискните.

Первое место — Святослав Логинов. Свет в окошке

Логинов, на мой взгляд, — весьма неровный автор. Он смело экспериментирует с формой и стилем произведений, использует совершенно разные сюжеты. В результате у него немало довольно посредственных книг, но если уж он попадет, то не в бровь, а в глаз! Одним из настоящих шедевром я считаю «Многорукого бога», а вот вторым оказался прочтенный мной по рекомендации LANа «Свет в окошке».

В этом романе Логинов взялся за весьма неблагодарную, на первый взгляд, тему — описание жизни после смерти. Казалось бы, ну что нового можно сказать по этому поводу? И все-таки посмертное существование, описанное автором, оказывается не только очень оригинальным, но и совершенно логичным.

Главный герой романа — Илья Ильич, обычный человек, бывший строитель, оказался после смерти в странном мире, этаком Чистилище, где и прожил еще одну жизнь, прожил так же, как и первую — не просто, но достойно.

Этот роман не так богат событиями, только в описаниях попыток взять Цитадель, появляется какая-то динамика, но вскоре снова исчезает, сменяясь спокойным размеренным развитием событий. Но для такой темы динамика и не нужна. Главное в ней — совсем другое. Автору удалось очень аккуратно и деликатно подойти к теме, которая так или иначе касается каждого из нас. Логинов заставляет задуматься о смысле жизни и смерти, о долге и чести, о человеческой памяти и о бессмертии в душах других людей.

Благодаря своеобразной компоновке роман немного распадается на разные эпизоды, разные истории из посмертного бытия Ивана Ильича. Не все из них показались мне удачными, так, например, история с Гоголем показалась мне не слишком понятной. Зато в романе есть просто поразительные по силе эпизоды, которые не могут оставить равнодушным, которые заставляют сжимать кулаки и стискивать зубы, особенно истории с тетей Сашей и с Анютой, ну и, конечно, концовка произведения.

Я мог бы еще многое написать об этом романе: вспомнить о необычной концепции денег-мнемонов, расхвалить оригинальное устройство Цитадели, подчеркнуть удачное изображение почти всех, даже эпизодических персонажей, порадоваться, что у меня с главным героем одна и та же любимая книга. Но главное достоинство романа в другом. Эта книга заставляет думать, заставляет чувствовать, заставляет, быть может, пересмотреть что-то в собственной жизни. Прочтите ее обязательно!

P.S. Интересно, а что же вспомнят обо мне?

АВТОР ГОДА — СВЯТОСЛАВ ЛОГИНОВ

Дебютанты года — Наталья Осояну и Дмитрий Колодан[/b]





214
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 января 2009 г. 17:01
Да... А я вот из нашего в минувшем году читал по обыкновению мало.
Разве что «Свет в окошке» Логинова, немного Олди «Герой должен быть один» и еще три их романа, кое-что Валентинова, «Бытие наше дырчатое» Лукина... «Бытие...» вообще не слишком понравилось, «Герой...» отлично написан стилистически, но не настолько блестящ все же, чтобы возвести его на пьедестал почета, «Свет в окошке» хорош и серьезен, но — просто хорош.
Посему мой топ состоит из одного лишь цикла: Евгений Филенко «Галактический консул».
Да, как можно заметить, свежего, вышедшего именно в 2008 году у наших авторов я практически не читал.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 января 2009 г. 18:37
В свое время Филенко показался мне добротным, но не блестящим автором. Перечитать, что ли
 


Ссылка на сообщение8 января 2009 г. 21:52
Сказать, что его произведения абсолютные шедевры и блестящи сами по себе означало бы погрешить против истины. Они мне пришлись очень по душе, и поэтому я просто не вижу те недостатки, которые в цикле наверняка есть.:-)


⇑ Наверх