Дилан Дог Первая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «IvIvIv» > «Дилан Дог»: Первая пятёрка
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Дилан Дог»: Первая пятёрка

Статья написана 5 июля 2016 г. 21:03

Итальянская хоррор-серия «Дилан Дог» выходит на родине с октября 1986 года в издательстве Sergio Bonelli Editore. За долгие годы выхода эти ежемесячные чёрно-белые комиксы о частном детективе из Лондона, похожие на маленькие книжки с почти сотней страниц в каждой, завоевали сердца огромного числа поклонников, в том числе и за пределами Италии. Как результат, «Дилан Дог» имеет сегодня репутацию самого известного итальянского комикса в жанре ужасов. На родине он по-прежнему держится в числе самых продаваемых серий. А в октябре этого года, когда комикс будет праздновать 30-летие, количество вышедших номеров перевалит за 360!

Но это в Италии, а в России «Дилан Дог» ведёт себя даже слишком скромно, по моему мнению: тиражи выпусков не превышают тысячи экземпляров (кроме первого), да и рецензенты испытывают к нему немного интереса, результат чего — малое число текстов и видео о серии в Рунете. Но, с другой стороны, у «Дилана Дога» всё же сформировался пусть и небольшой, но преданный круг русскоязычных читателей.

Тексты, которые послужили основой данного материала, были написаны для журнала DARKER. Надеюсь лишь, что они смогут заинтересовать вас познакомиться ближе с этим недооценённым у нас итальянским комиксом.

Но прежде чем писать о самих выпусках, позвольте коротко представить основных героев комикса и упомянуть о нескольких его особенностях.

Дилан Дог
Дилан Дог
Граучо
Граучо
Инспектор Блоч
Инспектор Блоч
Ксабарас
Ксабарас

«Святая троица» серии — это Дилан Дог, Граучо и инспектор Блоч. Первый и самый главный из них внешностью обязан актёру Руперту Эверету, а именем поэту Дилану Томасу. Ему за 30, проживает в Лондоне, по профессии частный детектив, до этого работал в Скотлент-Ярде. Имеет в своём гардеробе неограниченный запас синих джинсов, красных рубашек и чёрных пиджаков. Дог не самый обычный детектив, он — единственный в своём роде «специалист по кошмарам» и охотник на монстров, в чём продолжает дело своих предков. Так что если кто-то столкнулся с неизведанным, то ему прямая дорога в офис Дилана. Важная особенность характера персонажа в том, что он — скептик и не поверит в существование зомби, призрака или оборотня с чужих слов: только после того как сам увидит монстра, Дог признает его существованием. Вообще в характере детектива хватает деталей, делающих персонажа если не уникальным, то хотя бы интересным. Например, пусть Дог и сделал кошмары и монстров своей профессией, он сам не лишён фобий: аэрофобия и клаустрофобия лишь два из его списка страхов. Дилан любит играть на кларнете (это помогает ему лучше думать), фильмы ужасов и красивых женщин (он — огромный романтик). Последние, несмотря на все странности детектива, часто отвечают ему взаимностью. Ироничный, импульсивный, немного наивный, вечно в заботах и проблемах, так похожий на реального человека, он живёт на улице Крейвен-роуд, в доме номер 7, полном страшных безделушек, с дверным звонком, издающим леденящий душу крик.

Живёт Дилан не один, а вместе со своим «другом, помощником и занозой в одном месте» Граучо, бывшим актёром-комиком, «застрявшим» в образе другого комедианта, Граучо Маркса. Помощник детектива — невероятно харизматичный персонаж, острит и шутит он много и очень смешно: «Знаете, девушки просто с ума по мне сходят. Вчера ночью одна девушка несколько часов стучалась в мою дверь, но я не дал ей... выйти». И хвала переводчику, благодаря которому шутки Граучо остались смешными и на русском.

Инспектор Блоч – умный, спокойный, рассудительный представитель Скотленд-Ярда. Блоч не очень-то рад, что Дилан в своё время ушёл из Скотленд-Ярда в сферу частного сыска, но он — преданный Догу друг, на которого, как и на Граучо, детектив может положиться в трудную минуту. У инспектора Блоча внешность и имя актёра Роберта Морли, а фамилия на итальянском языке, вероятно, была позаимствована у Роберта Блоха, автора романа «Психо». Кроме того, инспектор является тёзкой другого знаменитого английского сыщика, также вымышленного. Полное имя инспектора — Шерлок Холмс Блоч.

Ещё один персонаж, о котором стоит здесь написать, — архивраг Дилана, борьба с которым служит сквозной линией серии, демонический доктор Ксабарас. Хотя Дог называет его «демоном», сам Ксабарас ассоциирует себя с Дьяволом. Даже его имя это анаграмма от «Абраксас», одного из имён Дьявола. В своём дебютном выпуске злой доктор действует как своеобразная версия реаниматора Герберта Уэста. Возможно также, что идея сыворотки Ксабараса, оживляющая мертвецов, была взята автором комикса из фильма «Реаниматор» 1985 года, экранизации рассказа Говарда Ф. Лавкрафта о Герберте Уэсте. А конечная цель исследований Ксабараса, ради которой он хочет одолеть смерть, также похожа на цель Уэста. Из выпусков, переведённых на русский (13 на момент написания материала), доктор лично действует только в первом номере комикса, а без его косвенного участия не обходятся ещё два.

Как вы уже могли понять из описания героев, комикс полон различных заимствований в характерах персонажей, в сюжетах. В выпусках полно отсылок к фильмам ужасов, которые наверняка порадуют любителей «тёмного» жанра. Помимо ужасов, основными жанрами серии являются: детектив, триллер, мистика и фантастика, приключения, и, что немаловажно, комедия. Важная особенность серии в том, что комиксы из неё можно читать практически в любом порядке. Связь большинства сюжетов выпусков (во всяком случае, из вышедших на русском языке) между собой сведена к минимуму. Именно поэтому на английском, польском и ещё нескольких языках издатели делали выборку из комиксов серии и переводило только (вероятно) чем-то знаковые сюжеты, а не шли по порядку как сейчас делает для русскоязычных читателей белорусское Smart Owl. В том или ином выпуске, но очень редко, буквально одним предложением, персонажи могут упомянуть события из какого-то прошлого номера, но на сюжет это не сильно влияет. Другое дело сквозной сюжет, а именно противостояние Дилана и его главного врага, демонического доктора Ксабараса, тянущееся через серию линией, выложенной из трупов. Поэтому выпуски «Убийцы» и «Сумеречная зона» не стоит выбирать для знакомства с серией, читать их лучше только после «Рассвета живых мертвецов».

Уже почти 30 лет Дилан Дог и компания идут сквозь время, всегда оставаясь прежними собой. Как семейка Симпсонов или Джеймс Бонд они, не меняясь, живут в безвременье, оставаясь такими какими их полюбили первые читатели.

Чтобы постоянно не повторяться, отмечу сразу, что все обозреваемые выпуски выпущены на русском языке белорусским издательством Smart Owl. Была, кстати, попытка запуска серии на русском в 2007 году омским Green Cat, но дальше первого выпуска дело не пошло. Основатель и лицо Smart Owl Денис Пугач является переводчиком всех вышедших в его издательстве комиксов. А теперь конкретно о первой пятёрке номеров «Дилана Дога».

№1

Дилан Дог. Рассвет живых мертвецов / Dylan Dog. L'alba dei morti viventi

Сценарист: Тициано Склави

Художник: Анджело Стано

Год издания на русском / итальянском: 2013 / 1986

Сюжет: К Дилану обращается женщина, которую обвиняют в убийстве мужа. Но она утверждает, что убила мужа из самозащиты, и что он уже был мёртв когда напал на неё. Чтобы разобраться в произошедшем и не сесть в тюрьму молодая вдова обращается к единственному в мире «специалисту по кошмарам» Дилану Догу, по счастливому стечению обстоятельств, тоже проживающему в Лондоне.

О комиксе: Первый выпуск серии, которой ни один раз заставит вас вспомнить фильмы Джорджа Ромеро, получился можно «сказать» образцовым. Это вкусный коктейль, в котором в очень правильных пропорциях смешаны ингредиенты. Интересные персонажи, ужасные монстры и тайны, которые за ними скрываются. Расследование, две истории любви, путешествие, погоня, сражения с монстрами и не только вписаны в почти сотню чёрно-белых страниц. При этом герои умны, шутки смешны, а монстры по-настоящему пугают. Выпуск так хорошо сбалансирован что даже когда кажется что ничего не происходит, а герои просто сидят и разговаривают, от чтения невозможно оторваться, если в очередной сцене Граучо надоедает Дилану шутками, детектив огрызается, а Сибил пытается не сойти с ума в обществе новых знакомых. Первый комикс из серии «Дилан Дог» слишком хорош, чтобы его недостатки обращали на себя внимание читателя, и самое главное, эта история отлично развлекает и поглощает внимание на протяжении всего повествования. Тем, кого интересуют хоррор-комиксы, выпуск к ознакомлению строго обязателен.

№2

Дилан Дог. Джек Потрошитель / Dylan Dog. Jack lo squartatore

Сценарист: Тициано Склави

Художник: Густаво Триго

Год издания на русском / итальянском: 2013 / 1986

Сюжет: В Лондоне убита богатая женщина, зарезана после того, как на спиритическом сеансе вызвала дух самого Джека Потрошителя. Пресса уже сочиняет громкие заголовки о возвращении известнейшего преступника Англии, а Джейн Сарандон, наследница денег убитой и, значит, главная подозреваемая в убийстве мачехи, обращается к Дилану Догу, чтобы частный детектив снял с неё подозрения полиции и нашёл призрак Джека.

О комиксе: Если первый выпуск знаменитой серии комиксов ужаса играл с фантастикой, история во втором похожа на сюжет итальянского романа или фильма в жанре джалло, в котором смешались атмосфера триллера и хоррор. Дилан Дог отрицает причастность к убийству духа Потрошителя, по его мнению, кто-то из присутствующих на сеансе мог тронуться умом и совершить преступление, что является типичным сюжетным поворотов в джалло-фильмах. Четыре подозреваемых — четыре уникальных персонажа: нимфоманка-алкоголичка, добрая старушка, все ещё молодая душой, статный лорд и слабохарактерный муж первой женщины. Список разноплановых героев, который будет постепенно уменьшаться.

Проблемы Дилану Догу на этот раз будет доставлять не только расследование, но и клиентка, очень эксцентричная девица, не менее странная, чем само дело, и ещё одна самобытная участница событий. Также в выпуске состоялся полноценный дебют инспектора Блоча, в первом выпуске он появлялся всего лишь на одной странице. Помощник детектива, Граучо, о котором нельзя не упомянуть, снова очень хорош: создает забавные ситуации, острит, шутит, когда не надо и делает это великолепно: «— Эй, Граучо! В этой газете пишут, что Джек Потрошитель вернулся. — Он разве уезжал?»

Комикс «Дилан Дог. Джек Потрошитель» можно было бы назвать отличным, всё-таки у него есть самобытные персонажи, интригующая история, умные сценарные находки и шокирующие сюжетные повороты, но выпуск портит развязка. Дилан нашёл убийцу, читатель думает, что прочёл увлекательный детектив без сверхъестественного, когда совершенно неожиданно действие становится фантастическим. Самое обидное, что финал мог быть аналогичным тому, что в комиксе и без мистики, и был бы в таком случае не менее эффектным. А так, как она есть, концовка оставляет в недоумении даже специалиста по кошмарам Дилана Дога. Второй выпуск мог быть прекрасным, если бы не неуместный в нём фантастический финал.

№3

Дилан Дог. Ночи полнолуния / Dylan Dog. Le notti della luna piena

Сценарист: Тициано Склави

Художники: Джузеппе Монтанари и Эрнесто Грассани

Год издания на русском / итальянском: 2013 / 1986

Сюжет: В древний Чёрный лес в Германии отправился специалист по кошмарам Дилан Дог в третьей истории своего личного цикла, названной автором Тициано Склави «Ночи полнолуния». Добираться Дилану пришлось на машине, т. к. он боится летать, а железнодорожники бастуют, и вместе со своим помощником Граучо, так что смешных анекдотов и остроумных диалогов в номере будет с лихвой. Расследовать герою придётся пропажу девушки из женского пансионата в жутком Чёрном лесу, случившуюся за год до основных событий. И нет, это не герои так долго ехали из Англии в Германию, это отец девушки так поздно обратился к частному детективу.

О комиксе: Красноречивая иллюстрация на обложке обещает читателю, что в этом номере охотник на монстров будет противостоять оборотням. И хотя поначалу образы перевёртышей соответствуют привычным представлениям о них в массовой развлекательной культуре, ближе к финалу автор выворачивает наизнанку эти расхожие представления об оборотнях и демонстрирует на страницах свой весьма оригинальный взгляд на популярных чудовищ. История также преподнесёт читателям несколько приятных сюрпризов в виде неожиданных сюжетных поворотов, которые, впрочем, красят любой выпуск «Дилана Дога».

Прелюдия к расследованию и быстрое развитие событий после них не позволили автору как следует раскрыть характеры новых персонажей. Но даже на том минимуме страниц, что им достался, он смог совершенно понятно объяснить мотивы и цели злодеев. Развязка этого выпуска наступает весьма неожиданно, а из-за скоротечности расследования его и расследованием-то назвать можно с натяжкой. Для ценителей хорошего детектива, несомненно, это будет минусом выпуска, в котором не Дилан охотится на монстров, а скорее наоборот. Это обстоятельство не только двигает историю вперёд в то время, когда поиски Дилана зашли в тупик, но и вносит разнообразие в сюжеты серии. Всё же истории, в которых герой отправляется в странствие, пусть и не в такое далёкое («Рассвет живых мертвецов», «Сумеречная зона», «Возвращение монстра»), отличаются ещё более слабой детективной линией, чем имеют выпуски, в которых Дилан расследует дела в пределах Лондона. Всё-таки в историях-путешествиях Склави делает больший упор на приключения и экшн.

Действие выпуска происходит преимущественно в тёмное время суток, что не удивительно, ведь оборотни не появляются при свете дня. И только ночью Чёрный лес выглядит по-особому зловеще, оправдывая своё название. Кстати, местечко, расположенное среди леса, называется Вульфбург (не путать с Вольфсбургом) — от немецких слов «wolf» («волк») и «burg» («крепость», «замок»). Это ещё одно место, которое можно добавить в копилку мест с «говорящими» названиями из комиксов о Дилане Доге вместе с Андэд (Неупокоённый) из первого тома про живых мертвецов и Хэвен-роуд (Райская дорога) из шестого, «Красота Дьявола». Гостиница, в которой остановятся герои, будет символично называться «Чёрный волк». А реальный Чёрный лес, густой, мрачный и холодный, идеально подошёл для истории об оборотнях. Жаль, что бумажные страницы не могут передать запах его деревьев, гнили и сырости, и сделать его ещё более атмосферным местом действия.

Третий выпуск «Дилана Дога» весьма хорош и как приключение, и как боевик, но не как детектив. Сюжет щедр на интересные находки, а развязка наравне с оригинальным образом оборотней, приятно удивит читателей. «Ночи полнолуния» настолько здорово смешивают то лучшее, что есть в «Дилане Доге» (увлекательный сюжет, харизматичные герои, отличный юмор и неординарные идеи), что знакомство с серией новым читателям можно рекомендовать начинать с него в отсутствии первых выпусков.

№4

Дилан Дог. Призрак Анны Невер / Dylan Dog. Il fantasma di Anna Never

Сценарист: Тициано Склави

Художник: Коррадо Рой

Год издания на русском / итальянском: 2014 / 1987

Сюжет: Актёр Гай Роджерс страдает от жутких видений: образы чудовищ, сцены убийств и призрак незнакомки посещают его разум. В бреду он звонит своему другу Дилану Догу, и специалист по кошмарам оказывается втянут в очередную загадочную историю. Ситуация становиться ещё более странной, когда Роджерс узнаёт призрака в актрисе Анне Невер, своей партнерше по съёмкам в новом хоррор-фильме «Страх и ужас».

О комиксе: Магия кино тоже бывает чёрной и белой. Четвёртый выпуск «Дилана Дога» доказывает, что чёрная магия кино может быть вязкой как смола и способна затянуть кого угодно на самое дно безумия, где совсем рядом ждёт смерть.

Роджерс, которому предстоит это почувствовать, весьма неоригинальный персонаж — актёр-алкоголик, но Тициано Склави каким-то образом заставляет сопереживать герою: в алкоголизме Гай виноват сам, но он пытается бросить пить, когда из-за череды невероятных непредсказуемых обстоятельств в его жизни появляется призрак Анны Невер. Сама новоиспечённая актриса, настолько милая и неловкая героиня, что, подобно инспектору Клузо из комедий про Розовую пантеру, одна в короткий срок способна учинить невероятные разрушения. Об этом будет, возможно, лучшая шутка Дилана в выпуске: «Можно попросить вас налить чашку чая, не взорвав при этом дом?» Непревзойдённый комик Граучо найдет время для ностальгии по актёрскому прошлому. А вместе с Анной помощник детектива даст выпуску двойную порцию фирменного юмора.

На страницах выпуска, словно на съёмочной площадке, будут смешиваться реальности. При этом авторы будут умело пользоваться приёмом, распространённым в фильмах о съёмках хоррора, когда напряжённая жестокая сцена прерывается криком режиссёра «Стоп», и то, что видел зритель, оказывается рабочим моментом съёмок. Подобным образом выпуск будет манипулировать настроением событий и играть с ожиданиями читателей.

Из очевидных плюсов истории стоит отметить динамику повествования, сюжет в «Призраке Анны Невер» развивается по нарастающей в лучших традициях триллера. Это выгодно отличает том от первого и третьего, где самые напряжённые сцены были перед схватками Дилана с главными злодеями выпусков.

Финальное противостояние отыграно отлично, кажется, что фильм слился с реальностью, и в этом безумии случайным участникам предстоит сделать выбор: исполнить роли жертв обстоятельств или бороться против судьбы.

Разгадка причины, по которой Роджерс видел призрак Анны Невер, может огорчить своей непредсказуемостью. Она оставляет впечатление, что взялась просто из неоткуда, что конечно же не так. Идею для выпуска Тициано Склави подсмотрел в одном из романов Ричарда Мэтисона, на что указано в комиксе. Поэтому найти разгадку кошмаров Гая раньше Дилана смогут только те, кто читал фантастический роман, которым вдохновлялся сценарист (или видел его экранизацию) для своего комикса с сюжетом о кино.

Четвёртый выпуск «Дилана Дога» увлекательный, страшный, очень смешной и в чём-то трогательный. Главный герой сталкивается с очередной интересной загадкой, но ответ на неё не столь хорош или хорошо подан авторами, как хотелось бы. Так что «Призрак Анны Невер» — это ещё один просто хороший выпуск «Дилана Дога».

№5

Дилан Дог. Убийцы / Dylan Dog. Gli Uccisori

Сценарист: Тициано Склави

Художник: Лука Дель Уомо

Год издания на русском / итальянском: 2014 / 1987

Сюжет: Лондон захлестнула волна жестоких убийств. Официальные власти объясняют безумие горожан жарой, обрушившейся на страну. Но странный доктор наук профессор Герберт Уэллс не верит властям и нанимает специалиста по кошмарам Дилана Дога выяснить истинную причину безумия лондонцев.

О комиксе: В пятом выпуске Тициано Склави представляет историю совершенно нового для серии масштаба. Весь Лондон превратился в боевую зону. Армия сумасшедших жаждет убивать, и любой может стать её жертвой. Но враги Дилана не только на улицах города: главные злодеи сидят в высоких кабинетах, откуда им кажется, что их власть безгранична. Это не какие-то там одиночки, что полагались на собственные силы в противостояниях с охотником на монстров в прошлых историях. Поэтому не удивительно, что в определённый момент пятого тома герою придётся пуститься в бегство и начать вести против новых врагов тайную войну.

Выпуск «Убийцы» получился очень напряжённым и динамичным. Лондон задыхается от жары, сумасшествие расползается по городу, СМИ распространяют страх и панику, пока герои пытаются найти причину происходящего и даже не подозревают, что ожидает их впереди. Комикс наращивает темп постепенно, но во второй половине действие начинает нестись вперёд, как Дилан Дог от преследователей. Великолепно играют свои роли атмосферы локального Апокалипсиса, всеобщего безумия, паранойи, страха и постоянной смертельной опасности.

Охотиться новые могущественные враги будут не только на специалиста по кошмарам, его помощник Граучо тоже будет в списке на устранение. Поэтому они с Диланом проведут много времени вместе, бегая от убийц по всему Лондону. А это значит, что в выпуске будет полно анекдотов и шуток от Граучо. А ещё авторы покажут помощника в непривычном для него плохом расположении духа. Дело в том, что в «Убийцах» Склави вводит в мир «Дилана Дога» нового положительного персонажа, доктора наук профессора Герберта Уэллса. Является ли он потомком известного английского писателя-фантаста, не сообщается. Это весьма неординарная личность и будет выводить Граучо из себя манерой общения.

Герберт Уэллс — лорд, миллиардер и изобретатель. Он будет вести и собственное расследование с помощью устройства под названием «Детектор зла». К сожалению, подобные устройства и механизмы зла, один из которых окажется виновником событий, сейчас выглядят устаревшими, что несколько портит впечатление от выпуска. В такой серьёзной истории их наличие кажется глупым и не к месту.

Не порадует читателей и любовная линия выпуска. Кажется, что здесь она была нужна только для того, чтобы у Граучо был повод отпустить пару лишних шуток. Ещё стоит отметить тот неприятный факт, что, как и любовная линия, некоторые другие события не получают должного продолжения и заканчиваются слишком быстро.

«Дилан Дог. Убийцы» — один из самых атмосферных, динамичный и жестоких выпусков серии. И при всех своих немногочисленных минусах это будет приятное чтение для любителей хоррор-комиксов.





2023
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 16:17
«О смерти, о любви» один из любимых фильмов, а до комикса руки так и не дошли.


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 21:52
Я бы комикс почитал — мне и экранизация Соави нравится, и стилистика симпатична, и жанр.
Но, к сожалению, я уже привык к тому, что все доставляют в пункты самовывоза. А ни один более-менее крупный интернет-магазин, из тех, что практикуют самовывоз в масштабах страны, «Дилана Дога» не продает:-(.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июля 2016 г. 21:06
А комикс-магазины? Если в Вашем городе такого нет, то у них обычно есть доставка.
 


Ссылка на сообщение10 июля 2016 г. 11:14
Обычная доставка почтой доступна, конечно.
Для меня дороговато, не привык к такому:(.


⇑ Наверх