Персия история неоткрытой


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алекс Громов» > «Персия: история неоткрытой страны». Издание третье, дополненное
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Персия: история неоткрытой страны». Издание третье, дополненное

Статья написана 21 октября 2017 г. 20:13

Громов А. Б., Табаи С. Н. Персия: история неоткрытой страны / — 3-е изд., дополн. – М.: Садра, 2017. – 768 с.: илл. 32 с. – [Следы времен]. ISBN 978-5-906859-42-6

Изображения на шмуцтитулах предоставлены Terraart.ru

Фото на с. 208-225 предоставлены Арти Д. Александер

Объем книги увеличился на 160 страниц по сравнению со вторым изданием. Добавлены главы, посвященные правлению шаха Аббаса Великого, его реформам в разных областях экономики и государственного управления, образу этого прославленного правителя в фольклоре Ирана и сопредельных стран. Также появились новые главы, повествующие об отношениях Персии и России в эпоху Петра I, о выдающемся государственном деятеле времен Насреддин-шаха – Амире Кабире.

Немногие державы могли, подобно Персии, противостоять натиску легионов Римской империи и одерживать победы. Древние персидские города, акведуки и оросительные системы даже в наши дни поражают воображение. Поэма великого Фирдоуси «Шахнаме» породила целый свод легенд, в том числе и ту, что повествует о властителе, оценившем каждую ее строку на вес золота. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены мосты и дворцы, возведенные по воле шаха Аббаса Великого, которого часто именуют иранским Петром I. Архитектурные памятники, шедевры живописи, портреты государственных деятелей запечатлены на 500 цветных и черно-белых иллюстрациях в этой книге. Но, несмотря на всемирную славу персидских поэтов и полководцев, история этой древней страны хранит еще немало загадок.

Фрагмент главы «Золото, самоцветы, булат»

Знаменитые уже много веков драгоценные предметы, изготовленные персидскими мастерами для правителей, которые порой преподносили эти замечательные изделия царственным особам других государств, в наши дни являются гордостью коллекций лучших музеев мира.

Так, в Оружейной палате Московского Кремля хранится седло, которое в 1590 году посол иранского шаха Аббаса Великого доставил в дар царю Федору Иоанновичу. Оно обтянуто бархатом с золотой вышивкой, оправлено в золото, украшено рубинами, изумрудами и крупной бирюзой.

Есть в собрании Оружейной палаты и еще одно царское седло персидской работы, тоже в золотой оправе и усыпанное жемчугом и самоцветами. Роскошное убранство – не только обязательный атрибут подарков, которые властители посылали друг другу, но и знак того, что седло считалось походным подобием трона. А трон, подаренный шахом Аббасом первому царю из династии Романовых – Михаилу Федоровичу, тоже можно увидеть в Оружейной палате. Он прост по форме, но богато убран драгоценными камнями, при его изготовлении использовано 13 кг золота. Впоследствии на нем восседали во время коронации императоры Александр III и Николай II.

Еще раньше от шаха Аббаса был прислан трон в дар царю Борису Годунову. Этот «Престол персицкий», как он именовался в придворных бумагах, облицован золотыми пластинами с растительным орнаментом и украшен множеством драгоценных камней – бирюзой, рубинами и турмалинами. Именно на этом троне короновались в XVII веке русские цари, а в XVIII веке – императрица Елизавета Петровна. В исследовании «Герб и флаг России Х-ХХ века» (авторы В. А. Артамонов и др.) отмечена еще одна драгоценность, присланная шахом Аббасом на Русь: «В Смуту к скипетру добавилась еще и булава жены первого самозванца, сделанная из хрусталя, с цевьем (стержнем) из слоновой кости и зеркальцем — дар персидского шаха Аббаса, преподнесенный при посредничестве армянского купца».

На троне персидской работы короновался и Лжедмитрий I, современники отметили, что для него был установлен «престол персицкий золот с каменьем». Имперский посол Германский купец Ганс Георг Паерле, которому довелось присутствовать на коронации, оставил подробное описание трона, на котором восседал новый правитель: «Сидел он на высоких креслах из чистого серебра с позолотою под балдахином; двуглавый орел с распущенными крыльями, вылитый из чистого золота, украшал сей балдахин; под оным внутри было распятие, также золотое, с огромным восточным топазом, а над креслами находилась икона Богоматери, осыпанная драгоценными каменьями. Все украшения трона были из литого золота, к нему вели три ступени, вокруг него лежали четыре льва серебряные, до половины вызолоченные, а по обеим сторонам на высоких серебряных ножках стояли два грифона, из коих один держал государственное яблоко, а другой — обнаженный меч». Записки Паерле были им опубликованы после возвращения на родину под названием ««Описание путешествия Ганса Георга Паерле, уроженца аугсбургского, с господами Андреасом Натаном и Бернгардом Манлихом младшим, из Кракова в Москву и из Москвы в Краков, с 19 марта 1606 года по 15 декабря 1608 года».

Есть в музее и так называемый «Алмазный трон», тоже изготовленный в Иране. Его в 1660 году преподнес в дар царю Алексею Михайловичу купец Захарий Сарадаров от лица армянских купцов, желавших получить привилегию по торговле иранским шелком-сырцом. Этот трон сделан из сандала, облицован золотыми и серебряными пластинами, украшен самоцветами, в том числе восьмьюстами алмазами.

В первом томе масштабного труда известного русского военного историка, генерала от кавалерии Василия Потто «Кавказская война» рассказывается, что при завоевании Грузии, шах Аббас «…вручил имеретинским вельможам богатую, окованную золотую саблю свою, прося повесить ее, как дар, на стене любимого ими храма святого Георгия в местечке Мравалзале... Сабля эта, как свидетельствует один путешественник, находилась на стене храма еще в 1745 году». Также генерал Потто упоминает и о том, как в те же времена «овладев Мцхетом, шах захватил в свои руки и величайшую святыню христианского мира – хитон Господень. Позже, как увидим, он отослал его к московскому царю. И ныне риза Господня, разделенная на части, составляет достояние Успенского собора в Москве, большой придворной церкви и Александро-Невской лавры в Петербурге».

В марте 1625 года персидский посол Урусамбек доставил в Москву золотой ковчег, украшенный самоцветами, и письмо от шаха Аббаса, где рассказывалось, как была найдена христианская святыня. Дар был осмотрен патриархом Филаретом, о чем в хрониках записано: «И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди».

В исследовании С. Белокурова «Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 году», изданном в 1891 году, была опубликована переписка, посвященная этому дару, и подлинные официальные акты того времени. Согласно описи ценностей и святынь Успенского собора от 1627 года «На Гробе Господнем ковчег серебрян, золочён, на ковчеге – образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа резной; а в том ковчеге другой ковчежец серебрян, золочён, а в ковчежце – Риза Господа нашего Иисуса Христа... Киот серебрян, в нём часть Ризы Господней лежит на Гробе Господнем... Киот меньшой серебрян, золочён, в нём часть Ризы Господней, за печатью великого государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея Руси». На одном из клейм иконы, посвященной появлению Ризы в Москве, изображены персидские послы.

Видный писатель и ученый, основоположник азербайджанской драматургии Мирза Фатали Ахундов во время пребывания на государственной службе Российской империи не раз посещал Персию, был награжден орденом Льва и Солнца. Ему выпало сопровождать генерал-лейтенанта Шиллинга, отправленного «с кабинетным письмом Государя Императора к Его Величеству Насреддин-шаху» по случаю восшествия того на престол. В рассказе «Обманутые звезды» Мирза Фатали Ахундов так описал богатства шаха Аббаса Великого: «Вскоре показался шах в полном шахском облачении. На голове у него была сверкающая корона. В руках он держал золотой скипетр, усеянный драгоценными камнями. На поясе висел меч- символ шахского могущества. Пояс, рукоятка и ножны меча, а также нарукавники были украшены самоцветами». Роскошно убрана и лошадь, предназначенная для правителя: «Дорогое седло и попона на ее спине были усеяны драгоценными камнями, уздечка украшена жемчугами, с шеи лошади свешивалась кисть изумрудов».

Сюжет рассказа «Обманутые звезды» основан на том, что молодому шаху Аббасу придворный звездочет предсказывает опасность, и правитель решает на время удалиться от власти, став как бы обычным бедным человеком, оставив во дворце все сокровища. Корона увенчивает голову некоего возмутителя спокойствия, который на своем горьком опыте убеждается, что самые благие, на первый взгляд, побуждения – еще не залог успешного управления государством. Правда, он успевает полюбоваться изделиями лучших ювелиров, ткачей и ковроделов, хранящимися в сокровищнице…

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся несколько богато украшенных сабель, изготовленных придворным оружейником шаха Аббаса – Асадуллой Исфахани. Но есть и не столько парадное, сколько реально боевое оружие персидской работы, например зазубренная в боях сабля, принадлежавшая князю Дмитрию Пожарскому. Ее булатный клинок специалисты датируют концом XVI века. Слава персидских клинков была столь велика, что и царь Алексей Михайлович, отправляя в 1662 году послов в Персию, особо повелел привезти оттуда 20 пудов «булату красного, самого доброго», 20 пудов «булату синего», 100 булатных заготовок-полос для изготовления сабель, а также драгоценные камни для украшения рукоятей.





1179
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 октября 2017 г. 21:39
Издание добавлено в базу сайта. Спасибо за информацию.
https://fantlab.ru/edition211860


Ссылка на сообщение23 октября 2017 г. 21:48
Спасибо.
а про ненависть арабов и персов есть книга?
арабы когда насаждали ислам в персидской империи, у них там кони по колено в крови ходили.


⇑ Наверх