Антиэсхатологическое


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > Антиэсхатологическое
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Антиэсхатологическое

Статья написана 29 августа 2018 г. 09:30

Прочитал сейчас заметку в духе «мы все умрем, ааа»

http://zavtra.ru/blogs/paradoks_fermi_i_u...

Вот этот пассаж показался мне слишком категоричным:

цитата

Парадоксальным образом, ни в одной из этих наиболее влиятельных книг современности не найти ответа на знаменитый парадокс Ферми. Выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Энрико Ферми, рассуждая с друзьями физиками и журналистами на актуальную в конце 40-х гг. прошлого века тему НЛО, задался резонным вопросом: «А где они все?». Ферми сделал вывод: «Главный парадокс науки заключается не в возможности встречи с инопланетянами, а в отсутствии подобных встреч, и более того, каких-либо следов разумной жизни в космосе». Энрике Ферми высказал свой парадокс в 1950 г. Прошло почти 70 лет, а вопрос остался без ответа.

Про то что Парадокс Ферми не могут толком объяснить — это же обман, есть несколько логичных объяснений, и не я их придумал, а вычитал из фантастики. Например:

1. Действия сверхцивилизации не отличимы от природных явлений, человек не может их уловить увидеть осознать (третий закон Кларка).

2. Представители сверхцивилизации настолько чисто относятся к природе, что не оставляют за собой никакого мусора в космосе, даже излучений.

3. Сверхцивилизации прожили своё могущество и теперь тихо-мирно ютятся на своих планетках, погуляли сто тысяч лет по галактике, теперь им пофигу, устали.

4. Сверхцивилизации миниатюризировались — об этом есть изумительный рассказ Грега Бира «Музыка, звучащая в крови» https://fantlab.ru/work36499

5. Обратное: сверхцивилизации пошли по пути гигантомании, и мы живем в одной из них внутри. (это у Стэплдона началось еще в 1930-е).

6. «Педагогическое»: отсталых разумных не пугают прогрессом, закукливают в яслях, чтоб сами до определенного уровня развивались. (об этом масса фантастических юморесок, рассказов).





610
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 10:01
Ферми сделал неправильный вывод — инопланетяне присутствуют в нашей системе!.Отсюда и следствия другие из указанных вами 5 -ти пунктов.


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 10:37
Я больше склоняюсь к 6 пункту


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 10:48
это блог газеты проханова-анпилова?
зачем вы такое читаете? Неначитанные люди заново обсуждают, можно ли построить велосипед.
Автору блога стоило бы (но теперь это не модно) изучить вопрос, сходить в библиотеку, сделать обзор мнений. Там и помимо фантастов хватает мыслителей.
Например, Ио́сиф Самуи́лович Шкло́вский (18 июня (1 июля) 1916, Глухов — 3 марта 1985, Москва) — советский астроном, астрофизик, член-корреспондент АН СССР (1966), Известен также как автор работ по проблемам существования внеземных цивилизаций и научно-популярных статей.[1] и далее от него по ссылкам на цитаты можно всю дискуссию изучить.

Шкловский И. С. Вселенная. Жизнь. Разум. — М.: Изд-во АН СССР, 1962.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 10:53
А без цитат из википедии о классике можно обойтись своими словами?
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 10:58
В смысле? Какие аргументы приводил Шкловский и его оппоненты?
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 11:06
Да, что-нибудь без формулы Дрейка и антропного принципа. Это настолько смешные построения, что диву даешься, как их всерьёз воспринимали ученые мужи.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 11:30
может, в статьях «Науки и жизни» без формул?
https://www.nkj.ru/arc...
Но вообще-то на подобные вопросы отрицательного ответа быть не может. Либо разум будет найден, либо поиски продолжатся. Ваш список — это список предположений, которые невозможно проверить экспериментально. Пока. Может быть, в этом и парадокс? Чтобы научно доказать, почему мы не видим следов разумной деятельности, нам надо эту деятельность обнаружить?
миниатюрных, гигантов, уставших, экологов — но найти. Тогда будет объяснение и в то же время отрицание, так как мы их увидим. :)


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 11:11
В пунктах 1-6 постоянно упоминаются СВЕРХцивилизации.
А где просто цивилизации, приблизительно нашего уровня развития? Их тоже должно быть много, разве нет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 11:17
А их не видно и не слышно даже в классической антропоморфной модели — сидят себе на своих планетах, едва-едва пару спутников запустили за пределы своей солнечной системы, через тысячи лет может где-то куда-то прилетит и проскочит через другую обитаемую систему, да кто заметит этот пролетающий крохотный артефакт, это ж не многокилометровый корабль рамян.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 11:35
В прошлом году один обнаружили.

https://ru.wikipedia.org/wiki...
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 11:40
200 метров, а Пионеры и Вояджеры в сто раз меньше.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 15:56
Вероника, поддержу Ваш вопрос. Где просто цивилизации? Частично ответ содержится в книге Мухина «Планеты и жизнь», по нему выходит, что Вселенная не слишком благоприятное место. Редкость не только сверхцивилизации и цивилизации, но и развитые формы жизни, разумом не обладающие.


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 11:50
Нашему человечеству не хватает катастрофически знаний о жизни во Вселенной. Поэтому и пишутся всякие догадки. Это можно сравнить с мышлением и знаниями папуасов в момент открытия их исследователями. Как только появилась база для сравнения, их мир стал меняться.
Поэтому , как только появится контакт на любом уровне, вплоть до каких-то документов инопланетных, то наше мировоззрение либо укрепится, либо рухнет.


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 13:48
Мне больше нравится идея Дугласа о Всадниках Рассвета, которые находят заметные цивилизации, и мочат их, мочат, мочат! :-))) А самые умные цивилизации прячутся и не отсвечивают. Вот потому никого и не видать. Кстати из формулы Дрейка в одной интерпретации есть неприятное следствие: нам лет этак через 500 примерно наступит трындец. То ли ресурсы, то ли Всадники прискачут.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 13:50
Да, есть такое представление что время существования технологической цивилизации ограничено одной тысячей лет, всего то.


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 13:57
Фантастика предлагает ещё как минимум три объяснения.
— Любая цивилизация, достигающая достаточно высокого технологического уровня, губит сама себя («Ферми и стужа»).
— Искусственный интеллект проводит тотальную зачистку («Божья кузница», «Пространство откровения», «Берсеркер»).
— Создать эффективную технологию межзвёздных перелётов в принципе невозможно, так что цивилизация рано или поздно замыкается в себе, перестаёт посылать сигналы или зонды в глубокий космос.

Плюс совсем экзотические варианты, как у Брина в «Хрустальных сферах».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 14:03
Из перечисленных вами третий вариант оптимистичный вполне.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 16:13
Вспомнить бы ещё произведения, в которых обыгрывается такое решение парадокса Ферми.
 


Ссылка на сообщение30 августа 2018 г. 10:11
И наиболее вероятный. По-моему тут вообще всё просто — Вселенная настолько огромна, что мы никогда не сможем встретиться с другой развитой цивилизацией. Вполне возможно, что жизнь или её следы есть и в Солнечной системе, но вот следов достаточно развитой цивилизации мы, возможно, так никогда и не обнаружим.
 


Ссылка на сообщение30 августа 2018 г. 18:15
Это уже следствия формулы Дирака. Частный случай.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2018 г. 06:50
Это к

цитата

Создать эффективную технологию межзвёздных перелётов в принципе невозможно
.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 18:18
все социологические (поведенческие) модели, начинающиеся со слов «каждый» или «любой», мне кажутся наивными. Ну не могут все цивилизации гибнуть или все отказываться от экспансии с досветовой скоростью. Кто-то — может, бОльшая часть — может, все — не верю.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 18:20
Разумеется это не единая программа развития разума во вселенной, но это дает варианты развития.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 20:42
Именно в этом и заключается главный недостаток большинства гипотез, призванных объяснить парадокс Ферми.
В частности, статистически маловероятным представляется, чтобы все цивилизации погубили себя, выбрали путь миниатуризации, отказались от межзвездной экспансии (имея такую возможность) или не оставляют за собой мусора. Иными словами, варианты 2, 3, 4 из списка хозяина колонки и первый вариант из моего дополнительного списка в качестве универсального объяснения парадокса не годятся, если на протяжении последнего миллиарда лет в нашей Галактике существовала хотя бы сотня цивилизаций.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 21:04
Это смотря какой срок жизни у цивилизации. Если по 1 тысяче лет, то мало шансов наследить, если по 100 тысяч лет — то всё равно планетарная и звездная эволюция сотрет любые следы технического влияния. Как геологические эпохи стирают на Земле всё до основания каждые 250 млн лет (движение материков), так и звезды то взрываются, то раздуваются-распускаются, то угасают — и окрестные планеты подвергаются этому всезжигающему солнечному воздействию.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 23:17
Да, слишком много переменных в известной формуле Дрейка.
Но если возможны цивилизации, расселившиеся по Галактике, то едва ли срок их жизни будет так мал — 100 000 лет. Да и звездная эволюция для галактической цивилизации перестаёт быть решающим фактором — даже после взрыва сверхновой уцелеют дальние колонии.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 23:30
Цивилизация расселилась по планетным системам вращающимся вокруг звезд определенного класса. Через 0,1-0,5 млрд. лет все эти звезды одинаково состарились и перешли к следующей своей стадии звездной эволюции, попутно уничтожив (или сильно повредив) вертящиеся вокруг них планеты, спутники, искусственные технические мегаломанские сооружения, сферы Дайсона. Среда обитания состарилась либо исчерпана.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2018 г. 23:38
Если исходить из того, что цивилизация выбирает для жизни только системы звезд-сверхгигантов, что согласитесь маловероятно. Жёлтые карлики типа нашего Солнца теоретически способны поддерживать существование разумной жизни на протяжении 4 миллиардов лет (сужу по единственному доступному примеру), а красные карлики — и того дольше.
Суть в том, что если бы в Галактике периодически возникали цивилизации, то они были бы очень разными, а большинство объяснений парадокса Ферми подразумевает некий универсальный закон развития.
 


Ссылка на сообщение30 августа 2018 г. 12:46
Солнце горит не равномерным пламенем, каждый миллиард лет интенсивность увеличивается на 10%, то есть 3 млрд лет назад было на 30% холоднее, а будет потом еще теплее, то есть ситуация не консервативная, она в подвижке всегда.
 


Ссылка на сообщение30 августа 2018 г. 13:52
Всегда можно будет перебраться на Марс и спутники Юпитера, где станет теплее, — фантасты давно предложили решение.:-)
 


Ссылка на сообщение30 августа 2018 г. 14:02
Это да.


Ссылка на сообщение30 августа 2018 г. 18:35
не знаю — не знаю.
Заглянул вчера в вики, полно инопланетян. Перестраивают Вселенную. Стены какие-то из галактик строят, нити. А мы как слепцы не видим. Ну да, конечно, подумаешь, стена из галактик длиной 500 млн. св. лет — фигня же! И таких стен обнаружено уже 4!
Вот чем нормальные сверхцивилизации занимаются! Скрывшись в тёмной материи, естественно.


⇑ Наверх