Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Его звали Вирджил Улэм, он был ученый и работал над изготовлением необычных микроорганизмов, первых биочипов — крошечных электронных схем, состоящих из белковых молекул. По сути это были электрохимические компьютеры со способностью самообучаться. Но начальству, где Вирджил работал не понравились такие опыты и лабораторию закрыли и все данные уничтожили. Тогда Вирджил, чтобы не потерять все свои исследования, ввел эти микроорганизмы себе в кровь...
И это стало началом конца человечества...
Впервые опубликован в «Analog Science Fiction», июнь 1983.
На основе рассказа написан одноименный роман 1985 г.
Рассказ также опубликован в журнале «Изобретатель и рационализатор» №3, 1990г., с.34-38, перевод А. Корженевского (рисунок Ю. Пляскова).
Входит в:
— журнал «Analog Science Fiction/Science Fact, June 1983», 1983 г.
— антологию «The 1984 Annual World's Best SF», 1984 г.
— антологию «The Nebula Awards #19», 1984 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: First Annual Collection», 1984 г.
— сборник «Tangents», 1989 г.
— антологию «The New Hugo Winners», 1989 г.
— журнал «Изобретатель и рационализатор 1990/3», 1990 г.
— антологию «Обратная связь», 1990 г.
— журнал «Квант 1991'5», 1991 г.
— журнал «Квант 1991'6», 1991 г.
— журнал «Квант 1991'7», 1991 г.
— антологию «Discoveries», 1995 г.
— антологию «Visions of Wonder», 1996 г.
— антологию «Cyber-Killers», 1997 г.
— антологию «Future on Ice», 1998 г.
— антологию «Nanotech», 1998 г.
— сборник «The Collected Stories of Greg Bear», 2002 г.
— антологию «The Ultimate Cyberpunk», 2002 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
— антологию «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction», 2005 г.
— антологию «Novel Ideas: Science Fiction», 2006 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «Visions of the Future», 2015 г.
— антологию «Созвездие Льва», 2015 г.
— сборник «Just Over the Horizon», 2016 г.
— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.
— антологию «Ноябрьский марафон Научной Фантастики 2021», 2021 г.
Награды и премии:
|
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1984 // Короткая повесть | |
|
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1983 // Короткая повесть |
Номинации на премии:
|
номинант |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1984 // Короткая повесть | |
|
номинант |
Великое Кольцо, 1990 // Малая форма (перевод) |
Похожие произведения:
- /период:
- 1980-е (8), 1990-е (13), 2000-е (6), 2010-е (4)
- /языки:
- русский (8), английский (23), французский (1)
- /перевод:
- Ж. Винтребер (1), А. Корженевский (7)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (32 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 1 мая 2025 г.
Инсайт: молекулярные и нанокомпьютеры.
Внутри учёного развиваются целые цивилизации умных молекул. И это грандиозно. Страшно и завораживающе.
Как и во многих произведениях всех времен о микромире, транслируется идея об «убыстренном» времени. Якобы за часы и дни цивилизации клеток проходят путь, занявший у человечества тысячелетия.
Рассказчик пытается элиминировать возможную угрозу, но уже поздно.
В конце объясняется отсутствие сигналов от инопланетян.
И правда, если человек для разумных микроорганизмов — целая галактика, то любая планета — вселенная. И малышам нет необходимости выходить на уровень солнечных систем или межзвездных перелетов.
И да, если допустить, что такая скорость эволюционирования возможна, у макролюдей нет никаких шансов против микроцивилизаций. Во-первых, их много, и они разные, во-вторых, они могут найти решение любой проблемы за секунды. Единственный выход — объёмный ядерный удар до того момента, пока цивилизации-исследователи не попали в воздух или водопроводную систему.
В рассказе этот этап проскочили буквально за пару дней и у человечества не осталось шансов
10(ЗАВОРАЖИВАЮЩЕ)
Что в рассказе плохо — дурацкое, демотивирующее название.
aiva79, 8 февраля 2021 г.
Жуткая история, пробирающая до мурашек. И этим она восхитительна. Я никогда не страдала от отсутствия фантазии и с визуализацией образов у меня тоже вроде как все в порядке, поэтому предложенные автором новые формы существ, их возможности перестраивать организм-носитель, выстраивать связи — все очень живо представилось в голове. А момент, когда один из героев принимает ванну в розовой воде и говорит, что тут миллиарды отправленных в неизвестность «астронавтов», осваивающих пространство и финал истории с трансформацией главного героя и его жены — это запомнится мне надолго. При всех этих нарисованных образах, эта всеж история об ответственности и о том, что важно не заиграться в экспериментах и опытах даже, если подопытный ты сам.
Отзыв получился занудным, но я до сих пор под впечатлением и шутить пока не хочется.
elya, 24 мая 2015 г.
Кому как, а меня рассказ продрал до печенок. Пугает именно реальность угрозы. То, что сейчас видится как нестыковки, неубедительность легко объясняется годом написания. Чуть подправить с точки зрения современных нано-, ИИ, биотехнологий и вуаля — практически завтрашнее будущее. Самое страшное то, что достаточно малости: чьей-то беспечности, тщеславия, заботы о прибылях, неумения и нежелания заглянуть дальше одного шага. Страшный суд, в котором человечество за свои пороки приговаривается хуже, чем к смерти.
Огорчило вначале, что самый главный виновник легко отделался — просто умер. Но, на самом деле, надо задуматься всем: чья вина в том, что решения принимаются безответственными людьми. «Да, я обыватель, я мало на что могу повлиять. Не могу, не хочу... Пусть решают за меня.»
Jackdaw, 15 декабря 2008 г.
В аннотации к этой короткой повести писалось, что Бир подвергает инверсии взгляды Стэплдона о том, что цель сверхразума – звезды. Вполне может быть, только вот идеи для сюжета он черпал совсем из других источников: теорию «макрокосма-микрокосма», вытекающую из нее идею о боге и его творении, как внутренне присущему ему, предложили еще античные и средневековые философы, великие мистики Востока; она отразилась и в многих работах их более современных последователей, в частности поэта Уильяма Блейка, — фраза из его стихотворения закрывает финальным аккордом это произведение.
Но давайте детальнее. Сознаюсь, после сереньких «Касательных», я подошел несколько упрежденно к прочтению еще одной обласканной наградами истории Бира. И поначалу мои худшие ожидания только подтверждались: сколь шаблонны там персонажи, столь и диалоги не блещут остроумием; да и строго научный язык, казалось, обедняет столь поэтическую и вдохновляющую воображение идею. Но с раскрытием темы и развитием сюжета эти минусы совсем нивелировались грандиозностью и двусмысленностью происходящего. Все процессы реальности, смоделированные на одном, абсолютно чуждом нам уровне, с точностью, но в уменьшенном временном масштабе копируют эволюцию жизни и цивилизции (в т.ч. в будущее) и на другом, более близком нам. Развязка поражает своей тематической многоплановостью и символизмом, ведь пусковой механизм развития – такое знакомое нам стремление к познанию и обучению — неизбежно приведет к пересечению этих уровней. Тогда выход к новым горизонтам кому-то принесет совершенно невероятные плоды, а кому-то — участь, равнозначную гибели или забвению…
psilocibinum, 29 декабря 2013 г.
Хм... Классная идея про организм как вселенную, но остальное не слишком научно. В особенности тот момент, где говорится что клетка (пусть и модифицированная чипом) обладала разумом воробья — это же все таки не квантовый компьютер! Да и главный герой забавный — в особенности то, как равнодушно и безэмоционально между делом он прикончил своего лучшего друга. Тут даже эмоций у персонажей нет, не то что характеров. Но за идею 8/10 всяко ))))))
fant-laborant, 26 июня 2019 г.
Увлекательный рассказ, разве что в начале перегружен специальной терминологией. Я сначала пытался читать, потом откровенно пропускал абзацами.
Не будучи специалистом в области микробиологии, сделаю предположение, что исходные «биочипы» могли развиваться не обязательно в человеке. Подошли бы любые более-менее крупные организмы. А если пойти в дилетантских предположениях ещё дальше, то и в сточной канаве или той же канализации — была бы хоть какая-то пища.
JohnNorrik, 17 января 2016 г.
Недавно прочитал данное произведение. До этого откладывал его до лучших времен, так как возлагал на него огромные надежды в плане «духовной пищи»,
Так вот, ожидал я качественной твердой фантастики, интересную идею, немного плоских персонажей (рассказ все таки).
Получил же я (помимо всего этого) очень много «пищи» для размышлений, и сам рассказ не слабо так напугал меня.
Как по мне, очень яркое и качественное произведение, если вникать в которое, пугает не хуже (а возможно и лучше) трудов Лавкрафта и антиутопий Оруэлла, и захватывает не хуже Азимова или Вэнса.
Конечно же, есть неточности, но как мне кажется, если вы не генетик или биолог, вы их не особо то и заметите.
Читал на одном дыхании и потом долго был под впечатлением. Высший бал, однозначно.
lammik, 28 июля 2023 г.
Однажды учёного Вёрджила Улэма уволили из компании «Генетрон корпорейшн». Однако Улэм так любил свою работу, что забрал её на дом, прямо в себе.
Один из хитов сборника «Обратная связь», сумевшего поразить меня в начале 90-х. «Музыка» восходит к традиции, заложенной ещё Гербертом Уэллсом, ибо рассказывает о безответственном учёном, возомнившем себя равным Богу. За столь явное проявление гордыни жизнь наказала не только Улэма, но и весь биологический вид, к которому тот принадлежал. Понятно, что сам по себе Улэм безответственный инфантил, но куда смотрели окружающие? Исследования давно уже не ведутся в одиночку, а подобные, очевидно, должны производиться в условиях 4-го класса биологической безопасности. Так что вопросы к достоверности имеются, но Биру удалось настолько здорово передать ощущение надвигающейся неостановимой общепланетарной катастрофы, что на них хочется закрыть глаза. Опять же, подобный оригинальный подход к достижению сингулярности помимо всего прочего сумел заодно объяснить парадокс Ферми.
A.Ch, 21 февраля 2016 г.
История одного эксперимента. Друг-учёный обращается к другу-врачу с небольшой проблемой в виде сверхсилы и сверхразума. Тот решает помочь, а в результате всё происходит как в детективе. Расследование, преступление и наказание.
Развитие новой цивилизации и некая месть или новая ступень в конце рассказа схоже с “Наблюдателями” Рэя Брэдбери, а идея нового сверхчеловека – с “Понимай” Теда Чана.
Прочитав этот рассказ, Вы узнаете, что не нужно самому вводить себе неизвестные препараты и лучше проводить опыты не на людях.
Farit, 22 октября 2010 г.
Жутковатый рассказ. Мастерски сделанный, жестко закрученный, очень атмосферный. Одно из лучших описаний типажа, которого я бы назвал нервным ученым с уклоном в параноидальность.
Вот только довольно странный момент, очень похожий на ляп — то, что элементы прошли через кожу раньше, чем через гематоэнцефалитический барьер. Хотя возможно, что я чего-то не уловил — тогда оценку придется изменить, так как все остальное просто превосходно.
Sergio Blanc, 8 февраля 2021 г.
Программа обязательного чтения для всех ценителей фантастики. Сильно, чертовски сильно. Классика.
И очень актуально — тут Маск недавно обезьяну чипировал....
skylight, 26 мая 2019 г.
Вероятно, это один из первых (если вообще не первый) рассказ о возможном сценарии технологической (по сути — квазибиологической) сингулярности.
Присутствует любимая тема Лема о невозможности понимания между представителями различных разумных цивилизаций.
vam-1970, 28 декабря 2020 г.
Лауреат Хьюго 1984 года и Небьюла 1983 года.
Произведение -предостережение. 37 лет назад прозвучало, хотя тогда только начинали мечтать о таких технологиях, а сейчас, как известно, полным ходом ведутся разработки нановрачей. Может ли человечество контролировать с гарантией 100% компьютерные технологии? Как показывает опыт борьбы с вирусами в программах- нет!!! Поэтому опасность настолько велика, что и представить невозможно. Автор убедительно и очень подробно описывает сам процесс захвата тела человека нановрачами кажется бы с благой целью и что из этого вышло. И ещё одну мысль заложил в сюжет и отобразил в финале — как сообщество индивидов цивилизация обречена в стратегическом плане, только единый организм может далее пойти по просторам Галактики с благой целью. Но будет ли эта цель благой для остальных цивилизаций? И почему до сих пор нас не посещают инопланетяне?
Barsic, 26 июня 2011 г.
Первое и единственное, что прочитал у автора. Понравилось, хотя и пришлось на многое закрывать глаза: на неубедительное описание самообучающихся «микроорганизмов» (хотя оно и растянуто автором для пущей правдоподобности), к тому же персонажи меня никак не зацепили — ни Улем, ни рассказчик.
Вообще, несмотря на то, что на сам сюжет я не «купился» (не поверил в него), на меня произвела впечатление сама идея — то, что от нее остается, если отбросить всю «шелуху»; и то какую реакцию она во мне вызывает. Даже такая двусмысленная пугающая перспектива потери самой человеческой сущности не выглядит полностью отторгающей при прочтении. Даже самые шокирующие и жестокие вещи в мире (реальном, а не только вымышленном) можно считать частью естественного хода вещей, единого эволюционного потока. С одной стороны, это позволяет спокойнее смотреть на некоторые вещи. С другой стороны такая легкость приятия «противоестественных» событий пугает и завораживает одновременно. И насколько чуждыми мы можем оказаться самим себе на пути естественного развития!?...
PS: Хотя нет, ошибся — еще читал «Планета-бродяга».
vve, 28 декабря 2009 г.
Рассказ очень понравился, образец классики НФ. Отцами-основателями жанра «киберпанк» принято считать Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга, но их знаковые романы «Нейромантик» и «Схизматрица» возникли не на пустом месте. Почва для них была подготовлена, в том числе такими блестящими рассказами, как «Витки» Саберхагена и Желязны» и «Музыка, звучашая в крови» Грега Бира.