FantLab ru

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Голосов:
459
Моя оценка:
-

подробнее

Музыка, звучащая в крови

Blood Music

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 85
Аннотация:

Его звали Вирджил Улэм, он был ученый и работал над изготовлением необычных микроорганизмов, первых биочипов — крошечных электронных схем, состоящих из белковых молекул. По сути это были электрохимические компьютеры со способностью самообучаться. Но начальству, где Вирджил работал не понравились такие опыты и лабораторию закрыли и все данные уничтожили. Тогда Вирджил, чтобы не потерять все свои исследования, ввел эти микроорганизмы себе в кровь...

И это стало началом конца человечества...

© ceh
Примечание:

Впервые опубликован в «Analog Science Fiction», июнь 1983.

На основе рассказа написан одноименный роман 1985 г.


Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Обратная связь», 1990 г.

— условный цикл «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction»  >  антологию «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction», 2005 г.

— условный цикл «Лучшее за год»  >  антологию «The Year's Best Science Fiction: First Annual Collection», 1984 г.

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «The Nebula Awards #19», 1984 г.

— условный цикл «Созвездие Льва»  >  антологию «Созвездие Льва», 2015 г.

— сборник «Tangents», 1989 г.

— сборник «The Collected Stories of Greg Bear», 2002 г.

— антологию «The New Hugo Winners», 1989 г.

— антологию «Visions of Wonder», 1996 г.

— журнал «Квант 1991'5», 1991 г.

— журнал «Квант 1991'6», 1991 г.

— журнал «Квант 1991'7», 1991 г.

— антологию «The 1984 Annual World's Best SF», 1984 г.

— антологию «Cyber-Killers», 1997 г.

— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1984 // Короткая повесть

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1983 // Короткая повесть

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1984 // Короткая повесть

номинант
Великое Кольцо, 1990 // Малая форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Обратная связь
1990 г.
Схватка
1998 г.

Периодика:

Квант 1991'5
1991 г.
Квант 1991'6
1991 г.
Квант 1991'7
1991 г.

Аудиокниги:

Созвездие льва
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The 1984 Annual World's Best SF
1984 г.
(английский)
The 1984 Annual World's Best SF
1984 г.
(английский)
The Nebula Awards #19
1984 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: First Annual Collection
1984 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: First Annual Collection
1984 г.
(английский)
Tangents
1989 г.
(английский)
Cyber-Killers
1997 г.
(английский)
Cyber-Killers
1998 г.
(английский)
Tangents
2000 г.
(английский)
The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction
2005 г.
(английский)
The Mammoth Book of The Best of The Best New SF
2008 г.
(английский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В аннотации к этой короткой повести писалось, что Бир подвергает инверсии взгляды Стэплдона о том, что цель сверхразума – звезды. Вполне может быть, только вот идеи для сюжета он черпал совсем из других источников: теорию «макрокосма-микрокосма», вытекающую из нее идею о боге и его творении, как внутренне присущему ему, предложили еще античные и средневековые философы, великие мистики Востока; она отразилась и в многих работах их более современных последователей, в частности поэта Уильяма Блейка, — фраза из его стихотворения закрывает финальным аккордом это произведение.

Но давайте детальнее. Сознаюсь, после сереньких «Касательных», я подошел несколько упрежденно к прочтению еще одной обласканной наградами истории Бира. И поначалу мои худшие ожидания только подтверждались: сколь шаблонны там персонажи, столь и диалоги не блещут остроумием; да и строго научный язык, казалось, обедняет столь поэтическую и вдохновляющую воображение идею. Но с раскрытием темы и развитием сюжета эти минусы совсем нивелировались грандиозностью и двусмысленностью происходящего. Все процессы реальности, смоделированные на одном, абсолютно чуждом нам уровне, с точностью, но в уменьшенном временном масштабе копируют эволюцию жизни и цивилизции (в т.ч. в будущее) и на другом, более близком нам. Развязка поражает своей тематической многоплановостью и символизмом, ведь пусковой механизм развития – такое знакомое нам стремление к познанию и обучению — неизбежно приведет к пересечению этих уровней. Тогда выход к новым горизонтам кому-то принесет совершенно невероятные плоды, а кому-то — участь, равнозначную гибели или забвению…

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кому как, а меня рассказ продрал до печенок. Пугает именно реальность угрозы. То, что сейчас видится как нестыковки, неубедительность легко объясняется годом написания. Чуть подправить с точки зрения современных нано-, ИИ, биотехнологий и вуаля — практически завтрашнее будущее. Самое страшное то, что достаточно малости: чьей-то беспечности, тщеславия, заботы о прибылях, неумения и нежелания заглянуть дальше одного шага. Страшный суд, в котором человечество за свои пороки приговаривается хуже, чем к смерти.

Огорчило вначале, что самый главный виновник легко отделался — просто умер. Но, на самом деле, надо задуматься всем: чья вина в том, что решения принимаются безответственными людьми. «Да, я обыватель, я мало на что могу повлиять. Не могу, не хочу... Пусть решают за меня.»

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История одного эксперимента. Друг-учёный обращается к другу-врачу с небольшой проблемой в виде сверхсилы и сверхразума. Тот решает помочь, а в результате всё происходит как в детективе. Расследование, преступление и наказание.

Развитие новой цивилизации и некая месть или новая ступень в конце рассказа схоже с “Наблюдателями” Рэя Брэдбери, а идея нового сверхчеловека – с “Понимай” Теда Чана.

Прочитав этот рассказ, Вы узнаете, что не нужно самому вводить себе неизвестные препараты и лучше проводить опыты не на людях.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недавно прочитал данное произведение. До этого откладывал его до лучших времен, так как возлагал на него огромные надежды в плане «духовной пищи»,

Так вот, ожидал я качественной твердой фантастики, интересную идею, немного плоских персонажей (рассказ все таки).

Получил же я (помимо всего этого) очень много «пищи» для размышлений, и сам рассказ не слабо так напугал меня.

Как по мне, очень яркое и качественное произведение, если вникать в которое, пугает не хуже (а возможно и лучше) трудов Лавкрафта и антиутопий Оруэлла, и захватывает не хуже Азимова или Вэнса.

Конечно же, есть неточности, но как мне кажется, если вы не генетик или биолог, вы их не особо то и заметите.

Читал на одном дыхании и потом долго был под впечатлением. Высший бал, однозначно.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хм... Классная идея про организм как вселенную, но остальное не слишком научно. В особенности тот момент, где говорится что клетка (пусть и модифицированная чипом) обладала разумом воробья — это же все таки не квантовый компьютер! Да и главный герой забавный — в особенности то, как равнодушно и безэмоционально между делом он прикончил своего лучшего друга. Тут даже эмоций у персонажей нет, не то что характеров. Но за идею 8/10 всяко ))))))

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жутковатый рассказ. Мастерски сделанный, жестко закрученный, очень атмосферный. Одно из лучших описаний типажа, которого я бы назвал нервным ученым с уклоном в параноидальность.

Вот только довольно странный момент, очень похожий на ляп — то, что элементы прошли через кожу раньше, чем через гематоэнцефалитический барьер. Хотя возможно, что я чего-то не уловил — тогда оценку придется изменить, так как все остальное просто превосходно.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень понравился, образец классики НФ. Отцами-основателями жанра «киберпанк» принято считать Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга, но их знаковые романы «Нейромантик» и «Схизматрица» возникли не на пустом месте. Почва для них была подготовлена, в том числе такими блестящими рассказами, как «Витки» Саберхагена и Желязны» и «Музыка, звучашая в крови» Грега Бира.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое и единственное, что прочитал у автора. Понравилось, хотя и пришлось на многое закрывать глаза: на неубедительное описание самообучающихся «микроорганизмов» (хотя оно и растянуто автором для пущей правдоподобности), к тому же персонажи меня никак не зацепили — ни Улем, ни рассказчик.

Вообще, несмотря на то, что на сам сюжет я не «купился» (не поверил в него), на меня произвела впечатление сама идея — то, что от нее остается, если отбросить всю «шелуху»; и то какую реакцию она во мне вызывает. Даже такая двусмысленная пугающая перспектива потери самой человеческой сущности не выглядит полностью отторгающей при прочтении. Даже самые шокирующие и жестокие вещи в мире (реальном, а не только вымышленном) можно считать частью естественного хода вещей, единого эволюционного потока. С одной стороны, это позволяет спокойнее смотреть на некоторые вещи. С другой стороны такая легкость приятия «противоестественных» событий пугает и завораживает одновременно. И насколько чуждыми мы можем оказаться самим себе на пути естественного развития!?...

PS: Хотя нет, ошибся — еще читал «Планета-бродяга».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это классика. Must read. И этим все сказано.

А кроме того, еще одна оригинальная идея на тему — почему Космос молчит? (хотя рассказ, конечно, совсем не об этом)

«Землю никогда не посещали пришельцы из космоса. Да и зачем им это?

Ведь в каждой крупинке песка можно найти Вселенную...»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательный рассказ, разве что в начале перегружен специальной терминологией. Я сначала пытался читать, потом откровенно пропускал абзацами.

Не будучи специалистом в области микробиологии, сделаю предположение, что исходные «биочипы» могли развиваться не обязательно в человеке. Подошли бы любые более-менее крупные организмы. А если пойти в дилетантских предположениях ещё дальше, то и в сточной канаве или той же канализации — была бы хоть какая-то пища.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если подумать об этом, исчезает драматизм идеи трансформации человечества в некий глобальный сверхорганизм. И нет никакого суперчеловечества — есть вышедший из под контроля лабораторный эксперимент Верджила Улема, в результате которого искусственно выведенные твари сожрали всё живое на планете (включая людей) и установили своё безраздельное господство.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный рассказ в числе прочих, раскрывающих потрясающий «мир человека», до конца непознанный и неизведанный. Кстати, человечество вплотную подошло к созданию «капсулы, перемещающейся по кровеносной системе». Глотайте хирурга, как провозгласил Г.Гуревич в свое время.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала сегодня еще один рассказ Грега Бира «Музыка, звучащая в крови». Я помню, как брат очень давно читал его мне (опуская некоторые ненужные десятилетнему ребенку подробности). Помню, как меня все это впечатлило. Помню, что было интересно и фамилия автора запомнилась на десяток лет вперед. Помню...

Сегодня, повторюсь, я его перечитала — все понятно и интересно, хоть и сложно описано. Но главный вывод можно сделать такой: ВСЕГДА НАДО ДУМАТЬ О ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ, какими бы гениальными не были твои идеи и их воплощения. Мы не в праве поступать так, как нам заблагорассудится, имея дело с неизведанным, с тем, что может стать гораздо сильнее (не физически — морально и интеллектуально) нас, с тем, что может поглотить нас, не оставив и следа нашей индивидуальности. Всегда... надо думать...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне произведение не понравилось. Может потому, что отзывы хорошие и наград много. Наверное ожидал большего и на этом фоне шаблонные герои и научная лекция автора не произвели на меня впечатление. Хотя идея почему мы не встречаем пришельцев совершенно нова. Вселенная замкнувшаяся сама в себе.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крепко сбитый, профессионально написанный и накрученный рассказ в жанре фантастического детектива. Рекомендации к прочтению!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если не ошибаюсь, самое титулованное произведение автора. Классическое и, в то же время, весьма необычное. Прочитано на одном дыхании. Странно, что на территории нашей Великой и Необъятной не очень широко известно.

Такие дела, леди и джентльмены.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх