Многоходовочка террористов подпольщиков...
Всё-таки не дают американскому кино покоя разнообразные смертники. Животрепещущий вопрос, однако.
И раз уже нельзя полноценно исследовать их, так сказать, в прямой постановке (террористы должны заведомо быть с отрицательной мотивацией), прибегают к фантастике.
Фильм ограничен парой часов — и нельзя дать эпопею становления коллаборантов/подпольщиков, как сделали в сериале «Колония».
Здесь — только одна операция, сложная, как матрёшка.
Поскольку пришельцы — имманентные враги, и жить рядом с ними не получиться (повторяют два раза, что пришельцы потрошат природные ресурсы Земли, лет десять пройдет, и всё), то у людей нет практически никаких вариантов позитивной мотивации кроме борьбы с захватчиками. Это даже не условный Ирак, где кроме варианта «бегать с бомбой», есть опции «свалить подальше», «украсть много денег и жить хорошо», «примазаться к оккупантам, а потом они уйдут». Хотя упоминается, что кого-то пришельцы «возьмут с собой», но это слишком похоже на сказочку для высших чинов коллаборации. Это значит — в группах нет расхождения по целям. Что принципиально отличает их большей части подпольщиков, у которые в запасе целый спектр «форм взаимодействия» с властью. В реальной истории война должна приобретать тотальный характер, чтобы оставался лишь вариант «убить и умереть», либо же связка «соц.группа-идеи», к которой принадлежат террористы, должна упираться в тупик — собралось сколько-то людей, у всех предпосылки к действиям, но эти действия, в итоге, не ведут за собой общество, а отталкивают его. И тут что екатеринославские анархисты 1900-х, что «Красные бригады» 1970-х...
Понятно, что уровень техники пришельцев показан высоким (снесли земные армии), но в работе с информацией — они профаны. Нет ни своей системы тотального наблюдения (следят «полицаи»-земляне), ни автоматических переводчиков (прямо показана землянка-переводчица, которая должна ассистировать одному из высокопоставленных коллаборационистов). Начался уже переток технологий — бомбисты могут использовать взрывчатку пришельцев. Даже того, что показано в «Колонии» — полной копии всех земного Интернета за пять минут до вторжения — и того нет.
Словом, это не межзвездная цивилизация, а условные беглецы, которые нахрапом взяли чужую планету. Метафора земных аппаратов подавления.
Хорошо показано, что у законспирированных по самые брови ячеек возникает проблема — где брать новые кадры, чтобы самим не раскрыться. Сочувствующих можно найти — и что дальше? Нужен какой-то механизм проверки, приваживания, обучения, причем семья не подходит. Разве что малолетнего помощника в ремонтной мастерской можно понемногу ввести в дело... А в самой группе — большей частью пожившие, далеко не первой молодости люди.
Удачно выглядит соотношение характера человека и маски, которую он вынужден носить — понятно, что характеры тут раскрыты не у всех, но с основными персонажами очень впечатляюще получилось.
Стиль съемки, повествования — вызывает ассоциацию с 70-80-ми. Не слишком светлые помещения, нет гламура, потрепанные дешевые вещи и царство отремонтированных приборов. В замкнутых пространствах люди заняты своими делами, которые зритель наблюдает будто из-за плеча.
Итак
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Заходит следователь и к проститутке, с которой у него кроме ностальгии вроде как ничего общего.
Есть группа, которая готовится к теракту — план уже разработан, роли распределены, остается только провернуть дело. Показывают снаряжение бомбы (прозрачная нашлепка, которую можно кому-то прилепить на спину), подход, незапланированные изменения траектории объекта, быструю переигровку, взрыв, грамотный отход.
В ответ — беснование полицаев и спокойное рассуждение начальства перед отправкой на аудиенцию к пришельцам: «ну зачистят они какой-то район, ну и что?»
Кого-то из группы задерживают, но тот кончает с собой (пришельцы, которые могут распылить человека — буквально — отчего-то не могут вогнать в шок нервную систему, подпольщику хватает времени съесть традиционную капсулу с ядом).
Тут следователь таки прихватывает парня, берет в заложники его же брата, и таранными средствами воздействия заставляет себе помогать. Парню дают газету с паролем, тот должен найти «первого». Следователь и группа спецназа — поблизости.
Находит — та самая проститутка. Во время задержания её убивают. Большая часть группы кончает с собой.
Коллективный отчет перед пришельцами: следователь рассказывает, что была такая группа, а к проститутке его начальство захаживало (пленки у неё остались). Начальство отстраняют, его повышают — теперь сам на аудиенции ходить будет.
Предфинальная сцена: следователь (повышенный) говорит с парнем — теперь на меня работаешь, инструкции на этой карточке. Тот кривится, но что поделаешь.
Финальная сцена: парень смотрит с карточки файл — это видео. Еще до пришествия: следователь и большая часть группы бомбистов — вместе что-то отмечают.
А в это время следователь, буквально облепленный инопланетной взрывчаткой, идет на аудиенцию к пришельцам...
Итого: отличный триллер, на 10 баллов. Но фантастика тут баллов на 6-7. Обеспечительная.