319 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 319. Иллюстрированный Лермонтов: Бородино (худ. И.Архипов, О.Зотов, М.Майофис)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

319. Иллюстрированный Лермонтов: Бородино (худ. И.Архипов, О.Зотов, М.Майофис)

Статья написана 1 апреля 2021 г. 10:51

Продолжаю разглядывать книжки-картинки с лермонтовским «Бородино» (сегодня — продолжение того, что есть у меня).

И.Архипов (1982)

«Бородино» с иллюстрациями И.Архипова (1982).

Сканы взяты с сайта сообщества: https://kidpix.livejournal.com/1910881.html.

Издательства и художники не забывали про образовательные цели стихотворения, включенного в школьную программу. На второй и третьей страницах обложки помещены портреты генералов Двенадцатого года. Упорно не воспринималось «Бородино» как «лейтенантская проза».

Сюита И.Архипова любопытная. П.Бунин и В.Шевченко своими батальными сценами задали направление иллюстрирования. П.Бунин застолбил экспрессивную манеру рисунка, а В.Шевченко — парадно-реалистическую. Притом и уровень у них у обоих был недосягаем. Другим художникам нужно было или повторяться, или искать собственные формы. И вот Архипов такие новые формы нашёл.

Вступление

1) «Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром...»

Позы, выражения лиц — откровенно постановочные. От монохромных фигур отражается пламя костра. Это готовая скульптурная группа. Художник делает ставку на условность. Это адекватный выбор. У Лермонтова ведь тоже условно-реалистический рассказ.

Перед боем

2) «Мы долго молча отступали...»

Отступление растянулось на два книжных разворота.

Выявляются новые технические детали рисунка: фигуры на первом плане кажутся объёмными, но не трёхмерными. Как будто фигуры вырезали из бумаги, поставили перед плоским рисунком и сфотографировали. Та же условность и лёгкий кивок в сторону панорамы Бородинской битвы.

3) «И вот нашли большое поле...»

Ожидаемо появился Кутузов — художник по-другому не может (Лермонтов-то специально не упоминает ни Кутузова, ни остальных: это Пушкин бы обязательно упомянул, а Лермонтов хочет идти своим путём).

Передний план на рисунке цветом обособлен от второго плана. Игра в условность продолжается.

3) «Но тих был наш редут открытый...»

4) «И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось...»

Бородинское сражение

Даются панорамы боя.

Но художник угрюм и холоден. Не переполняет его восторг от вида красиво марширующих колонн.

Побоище-то, кстати, Архиповым пореалистичнее и пострашнее показано, чем у В.Шевченко-баталиста. Хотя, детям, конечно, хочется смотреть на красивые войны и нарядных героев.


После боя

«Тогда считать мы стали раны, товарищей считать».

Нет у Лермонтова ничего про радость победы (да и победы нет).

Эпилог

Начало (и окончание) стихотворения мрачные: «Плохая им досталась доля...». Иногда художники отражают это уныние в рисунках к первой строфе. К последней что-то оптимистичное пытаются дать. Но Архипов непреклонен: пожаром Москвы заканчивает сюиту.

В сети отклики на эти рисунки (по детским воспоминаниям) сдержанные. Это понятно. Стихотворение-то звонкое. Кажется, что и рисунки должны быть такими же яркими. Но ведь содержание стихов диссонирует с формой. Архипов вскрыл это: рисовал содержание. Серьёзная вещь получилась. Ну а лермонтовское стихотворение закономерно ушло в детскую поэзию и агитацию.

О.Зотов (1977)

«Бородино» с иллюстрациями О.Зотова (1977).

Сканы взяты с сайта «Музея детской книги»: https://kid-book-museum.livejournal.com/1....

Зотов — замечательный художник. Но в конце 1970-х у него уже вполне сложилась собственная манера, основывающаяся на древнерусских летописных миниатюрах (иллюстрации к сказкам Пушкина — наиболее яркий пример). Как ему было проиллюстрировать «Бородино»? Он не уклонился от заказа, но уклонился от батальной живописи.

Собственно иллюстраций две: заставка и разворот.

Москва в самом начале: то ли пылающая, то ли под фейерверками.

В середине книги — разворот с изображением боя. После разворотов В.Шевченко впечатления на детей он произвести не мог (я-то с удовольствием рассматриваю: новые грани хорошего художника).

К остальному тексту на полях — рисунки музейных экспонатов и восковых кукол.

Концепция, надо признать, имеется — не погружаться в Бородинскую битву как участнику, а смотреть на неё как на историческое событие со стороны.




P.S.

М.Майофис

Гениальный иллюстратор Майофис не иллюстрировал «Бородино». Но образы французских наполеоновских офицеров у него имеются из Бальзака и из Арагона (т.е. до и после русского похода):

«Полковник Шабер»
«Полковник Шабер»
«Страстная неделя»
«Страстная неделя»

Любимый ракурс — всадник на коне — был использован и для обложки с рассказом о Багратионе под названием «Мужество» (1986).

Но Майофис — очень разнообразный художник. В один и тот же период он рисовал по-разному. Для «Полковника Шабера» у Майофиса была пышная манера рисунка, а для «Мужества» — аскетичная. Да и широкоформатные батальные композиции не для Майофиса. Поэтому битва у художника так даётся:

Но всё же есть-таки у Майофиса тема войны Двенадцатого года.





534
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 апреля 2021 г. 11:53
В детстве очень любил «Бородино» и иллюстрациями Кондратьева. Очень узнаваемый реализм Сталинской эпохи. https://modernlib.net/books/lermontov...
Но концовка сюиты однозначно не парадная.
Никакого «Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс!»
Вороны в небе, поле усеянное трупами и одинокий памятник на последней картинке. Весьма смелая перекличка с недавней победой над фашистами. (Издание 1946 года)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2021 г. 15:05
Да-да, это в следующий раз. Тоже думаю, это последняя война отпечаток наложила.


Ссылка на сообщение2 апреля 2021 г. 10:05
А, извиняюсь тогда за торопливость. Думал, что цикл закончен.
С удовольствием вас читаю. :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2021 г. 14:00
спасибо


Ссылка на сообщение2 апреля 2021 г. 21:40
Зотов мне всегда нравился, даже в раннем детстве. БОРОДИНО именно с его иллюстрациями у меня было. И его разворот я много раз детально рассматривал, этих офицеров раненых, вздымающих руки, и кирасира, скачущего на пушку. Никто мне не растолковывал про то, где на картине «наши», а где французы, но я сам сразу установил, что зеленые мундиры — это наши, а голубые — это неприятели. И выяснилось, что не ошибся.
Кстати, детали амуниции, нарисованные Зотовым отдельно на полях дают ребенку гораздо большую информацию, чем многофигурные батальные полотна. Потому что на общем плане детали экипировки не так видны и не дают зрителю «сконцентрироваться» на них.
А по отдельности — пожалуйста: воображение «оденет» кого надо в эти точные кивера и каски, оснастит пиками и барабанами, и даже можно будет поменать местами остастку и героев.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2021 г. 11:28
Да, в детстве картинку можно часами рассматривать — информацию впитывать. Детские впечатления — самые ценные. Спасибо.
Зотов мне нравится. Показалось, что «Бородино» — не его тема. Рад, что ошибся.


⇑ Наверх