ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ (Nowa Fantastyka 198 (291) 12 2006). Часть 4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ (Nowa Fantastyka 198 (291) 12 2006). Часть 4

Статья написана 24 июня 2023 г. 21:50

10. Статью, напечатанную на страницах 10 -12, написал Войцех Бирек/Wojciech Birek, и называется она:

ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ

(Fenomen Thorgala)

В 1976 году умер Председатель Мао, а на Марсе «примарсианились» американские зонды серии “Viking”. Годом позже в космос полетел космический паром “Discovery” и появился первый переносной компьютер. В популярной культуре началась новая эпоха – на экраны кинотеатров вышли «Звездные войны» Джорджа Лукаса. В Польше мы страдали от изжоги после радомского июня, возник KOR… и вышел из печати стартовый номер “Relax”-а, первого польского настоящего журнала комиксов.

В европейском комиксе все еще властвовали звезды бума 60-х годов. Комиксы с Астериксом и другие серии, сочинявшиеся Рене Госцинни (Rene Goscinny), смешили миллионы читателей, которые в ноябре 1977 года горько заплакали, узнав о смерти этого великого юмориста.

Приключенческие комиксы это все еще серии вроде “Tanguy et Laverdure”,

а комикс-сериал “Blueberry” вошел в свой классический период.

Фантастика – это уже не только цикл о приключениях Валериана, потому что издающийся с 1975 года журнал “Métal Hurlant” вытащил этот жанр из гетто творчества для детей и юношества.

Вышли из печати очередные тома фантастико-социального цикла «Легенды наших дней» (“Légendes d’aujourd’hui”) ЭНКИ БИЛАЛЯ и Пьера Кристина.

А серия комиксов РЕЖИ ЛУАЗЕЛЯ и Сержа Ле Тендра «В поисках птицы времени» (“La Quête de l'oiseau du temps”) уже имела за собой не слишком удачный фальстарт. Пройдет несколько лет, прежде чем этот комикс появится в новой, намного лучшей версии.

В сокровищницу европейских комиксов еще не вошли такие шедевры, как “Guiseppe Bergman” МИЛО МАНАРЫ или серия комиксов об Инкале MЁБИУСА и Ходоровского.


Рождение Торгаля

Примерно при таких обстоятельствах родился совершенно новый комиксный сериал фэнтези, а именно “Thorgal/Торгаль”. 22 марта 1977 года на страницах бельгийского комиксного еженедельника “Tintin” появился первый из пяти эпизодов комикса «Преданная чародейка» (“La Magicienne trahie”) — последний вышел из печати 25 октября этого же года.

Впрочем, обстоятельства появления комикса были не столь уж и обыденными. Создателями комикса были два автора, которых физически разделяли пара тысяч километров… и Железный Занавес. Сценарист Жан Ван Амм (Jean Van Hamme), в то время тридцативосьмилетний житель Брюcселя, был по образованию специалистом в области маркетинга, который для души занимался написанием сценариев комиксов и уже имел на своем счету изрядное их количество.

В 1968 году он дебютировал культовым комиксом “Epoxy”, нарисованным известным художником ПОЛЕМ КУВЕЛЬЕ (Paul Cuvelier),

а затем в течение ряда лет был наемным сценаристом, дописывавшим очередные эпизоды для существующих уже серий. В 1975 году он вырвался из накатанной колеи и написал для художника ДЭНИ (Dany) сценарий комикса “Historie sans héros” («История без героя»).


Это была драматическая история группы людей, выживших при крушении самолета и оказавшихся в глубине южноамериканских джунглей. В 1978 году это произведение принесло ему премию Сен-Мишель за лучший сценарий реалистического комикса.

В апреле 1976 года Ван Амм принял отважное и радикальное решение. Он уволился из фирмы “Philips-Belgia”, где занимал довольно высокую должность в правлении, чтобы целиком посвятить себя художественному творчеству (много позже подобное решение принял Анджей Сапковский). В этом же году он познакомился с польским художником, который работал для западных издателей. Звали художника ГЖЕГОЖ РОСИНЬСКИЙ (Grzegorz Rosiński). Оба жили в двух разных больших европейских городах, но имели почти идентичные номера телефона. Почему и решили, что это знак судьбы и им нужно сотрудничать. Так родился Торгаль.

ГЖЕГОЖ РОСИНЬСКИЙ (род. 1941) был и остается одним из тех художников, для которых комикс является естественной средой обитания.

Начиная с юношеского бунта против антиреалистической программы обучения в ASP, через комиксные пробы для журнала “Korespondent Wszędobylski” вплоть до активного участия в польском комиксном буме ранних 1970-х годов, РОСИНЬСКИЙ последовательно стремился к профессионализму в создании комиксов. Очередным этапом на этом пути был журнал “Relax”, художественное руководство которым и взял на себя РОСИНЬСКИЙ.

Однако подлинные возможности развития открывались для него на Западе, и только знакомство с Ван Аммом позволило ему ими воспользоваться.

РОСИНЬСКОГО встречали в Бельгии с недоверием, но и с интересом тоже. Марсианин (как он сам себя называл, ссылаясь на определение «красная планета», которым шутливо наделяли коммунистические государства) отнюдь не сразу стал значимой особой европейского комикса. Вначале он публиковал на Западе юмористические комиксы – такие, как короткие истории из журнала “Le Trombone Illustré” (две из них по сценарию Анджея Ярошиньского)

или цикл мистико-маринистических новелл «Фантастический рейс» (“La croisiere fantastique: L’ile des marees”, сценарий Митика [Mythic]).

Но Ван Амм предложил ему нечто совершенно иное – и, как оказалось, это было попаданием в десятку. Тематику определяли путем исключения. Учитывали, разумеется, ожидания издателя, предпочтения и увлечения обеих творцов, а также то, что некоторое время РОСИНЬСКИЙ находился под давлением коммунистической цензуры. В конце концов возникла серия, выдержанная в конвенции фэнтези и черпавшая вдохновение из германской мифологии. Цикл оказался необычайно благодатным полем для творческого выражения, что обеспечило ему жизнеспособность и популярность, длящиеся до сих пор.

(Продолжение следует)





61
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх