502 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 502. Иллюстрированный Мюнхаузен. Волк, запряжённый в сани.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

502. Иллюстрированный Мюнхаузен. Волк, запряжённый в сани.

Статья написана 7 сентября 2023 г. 12:49

В "Мюнхаузене" юмор разного качества: есть ренессансный (чертыхающийся Господь), есть примитивный (буквальное воспроизведение идиом, типа "искры из глаз"), есть ворованный (застывшие звуки, оттаявшие в тепле). Но любим мы его приключения за эпизоды, которые можно назвать "проблемой вечного двигателя": на бумаге вроде бы всё сходится, но противоречит законам природы и потому неосуществимо. В череде этих эпизодов волк, запрягшийся в сани, занимает видное место.

Напоминаю суть казуса: волк нагнал лошадь, запряжённую в сани; проглотил её заднюю половину; движение полулошади и саней не прекратилось; наконец, первая половина лошади выпала из упряжи; волк влетел в упряжь и повёз сани.

А я, по смутным воспоминаниям, считал, что волк целиком заглотил лошадь на ходу — выедая её из сбруи, как яйцо всмятку из скорлупы. Тогда, конечно, сбруя автоматически напяливалась на волка. У Бюргера/Распэ получается так: передняя часть лошади выпадает из сбруи, сбруя зависает в воздухе, волк влетает в зависшую сбрую. Тоже неплохо, учитывая, что это всё на скорости происходит — можно объяснить действием законов инерции.

Эпизод 2. Лошадь в волке, волк в сбруе.


1) Худ. Г.Доре (1862/2007)

Доре не нашёл в этом эпизоде ничего особенного, отписался реалистичной картинкой — волк сзади нагоняет сани.


2) Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971, 2014)

В 1971 году "Мюнхаузена" иллюстрировал тандем Скобелев-Елисеев, а в 2014 году — один Елисеев.

1) Въезд на волке в Санкт-Петербург. Видно, что в раннем тандеме Скобелев лидировал — его манера (хотя при его всегдашнем добродушии волк выглядит устрашающе). У Елисеева через 40 лет добродушие — через край. Для ценителей точности: памятник Петру для описанных событий — анахронизм.

1971
1971
2014
2014

2) Технический чертёж Елисеева: волк замещает заднюю часть лошади, потому скачка и продолжается.

2014
2014

Елисеев — молодец, больше никто из художников не пытался осмыслить техническую сторону этого казуса.


3) Худ. С.Можаева (1976)

У Можаевой — завораживающий рисунок. Торжество человека над страшным хищником. Кстати, лошадиная сбруя выписана подробно. Вот понимаешь, насколько сложная была задача — попасть в эту сбрую на лету.


4) Худ. М.Майофис (1981, 1988, 2015)

Майофис любуется самой ситуацией.

1981
1981
1981
1981

В раскраске даёт крупно портрет волка.

1988
1988
1988
1988

В поздней сюите отдаёт должное подвигу Мюнхаузена: триумфально встречает героя Петербург.

1988
1988


5) Худ. Ю.Филоненко (1989)

У Филоненко Мюнхаузен разводит руками: волка захомутал, а как это вышло — не понимает. Волчушка жалостливый.


6) Худ. Ronald Searle (1969)

Не нашёл соответствия среди размещённых в Интернете картинок. Жаль, наверное, изображение в абсурдистском стиле помогло бы отвлечься от мучительных вопросов о том, как такое могло быть.


7) Худ. В.Бритвин (1988)

Прочерк.


8) Худ. Н.Белякова (1992)

Белякова любуется редкой картиной: волк под дугой с колокольчиком.


9) Худ. Г.Самойлов (1993)

Прочерк.


10) Худ. С.Алимов (1992)

Прочерк.


11) Худ. В.Гальдяев (2008)

Прочерк.


12) Худ. Н.Устинов (2014)

Триумф реализма: заставка и концовка истории.

И роскошный разворот: волк несётся по ночному зимнему лесу. И почему люди в полнолуние на волках не ездят?


13) Худ. М.Фёдоров (2018)

Фёдоров почему-то отказался от иллюстрирования этого эпизода.


14) Худ. С.Акатьева (2013)

Акатьева тоже пропустила эпизод, хотя в её конструкторе решение лежало на поверхности. Например, на сложенной странице мы бы видели слева Мюнхаузена в санях, размахивающего кнутом, а справа — переднюю половину лошади. А на развёрнутой по горизонтали странице увидели бы недостающую середину: волк заглотил заднюю часть лошади, и кнут Мюнхаузена приходится по его хребтине.


15) Худ. Е.Двоскина (2015)

Зато Двоскина отступила от правила не показывать неаппетитные сцены. Вот у неё на картинке волчара, запряжённый в сани, и совсем не игрушечный. А он ведь лошадь задрал — и очень довольный! Неужели художница злорадствует, предвидя, что недолго злодею жить осталось?


16) Худ. Н.Воронцов (1994)

Воронцов всё время потратил на раздумья: каким же образом волк мог оказаться внутри всей сложной лошадиной упряжи. Да, это хорошо, что ещё седла не было.





144
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 сентября 2023 г. 21:47
цитата Zivitas
Воронцов всё время потратил на раздумья: каким же образом волк мог оказаться внутри всей сложной лошадиной упряжи.
А по-моему, шуточка (панкуха) на грани фола. Вот если бы стати волка, а не упряжь...
цитата Zivitas
Вот у неё на картинке волчара, запряжённый в сани, и совсем не игрушечный.

это же игрушечный крокодил
цитата Zivitas
Акатьева тоже пропустила эпизод, хотя в её конструкторе решение лежало на поверхности.
Может, именно поэтому. А, может, кнут не взыграл.
цитата Zivitas
И почему люди в полнолуние на волках не ездят?
Не возьмусь ответить, настолько очарован самим вопросом.
цитата Zivitas
Белякова любуется редкой картиной: волк под дугой с колокольчиком.
Фи
цитата Zivitas
У Можаевой — завораживающий рисунок.
Король сегодняшнего обзора. Сила, мощь, подвиг. И снег на плечах публики... Что-то в этом есть от Сомова. Немного, но есть.
цитата Zivitas
Для ценителей точности: памятник Петру для описанных событий — анахронизм.
Ценители точности вздохнут над живыми цветами, а памятник... Петруха оглядывается за спину, что там творится. И это искупает всё.
Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 06:22


⇑ Наверх