Вы, наверное, спросите сразу, а почему, собственно, второй-то лик? А кто же первый? Ну, уж первый-то — Дензел Вашингтон, который ещё в 1989 году отхватил «Оскара» за лучшую роль второго плана в фильме «Слава». Он, Дензел, уж куда чернее и афроамериканистее слишком уж космополитичного бывшего рэпера и экранного насмешника. Да и внешность у Смита какая-то мальчишеская… То ли дело солидный мужчина, да ещё и с такой фамилией!
Но вернёмся к нашему Уиллу. Уиллард Кристофер Смит-младший появился на свет в Филадельфии, штат Пенсильвания, 25 сентября 1968 года. Взросление нашего героя происходило в городе, где чёрное население уже к 1980 году достигло большинства и приблизилось к 45%. Немудрено, что лопоухий пацанёнок вскоре увлёкся читкой рэпа и хип-хопа, на почве чего сошёлся с музыкантом Джеффом Таунсом. Вдвоём они залудили хип-хоп дуэт DJ Jazzy Jeff & the Fresh Prince, который стал первым обладателем «Грэмми» за лучшее исполнение рэпа. Причём под ником Fresh Prince скрывался как раз наш юный мистер Смит. Рэповая карьера пошла на спад к середине 90-х, но тут, как рояль из куста, возник спрос на актёра Уилла Смита, который влачил жалкое существование с 1992 года, когда был засвечен в проходном фильме «День в городе ангелов». «Плохие парни» 1995 года сделали нашего героя узнаваемым как Актёра, а снятый в следующем году блокбастер «День независимости» превратил Смита в новый символ чёрной Америки. Затем – каждый год, как из пулемёта:
1997 – «Люди в чёрном»
1998 – «Враг государства»
1999 – «Дикий, дикий Уэст»
2000 – «Легенда Баджера Вэнса»
2001 – «Али»
2002 – «Люди в чёрном-2»
2003 – «Плохие парни-2»
2004 – «Я, робот»
2005 – «Правила съёма: Метод Хитча»
2006 – «В погоне за счастьем»
2007 – «Я – легенда»
2008 – «Хэнкок»
Харизматичность и симпатичность ушастого темнокожего джентльмена ныне нигде в мире не оспаривается. Его физиономия на афише – гарантия успеха фильма (кроме провального в прокате «Дикого Уэста»). Его актёрский подход впечатляет своим серьёзом и масштабностью (ради роли Мохаммеда Али Уилл почти год качался и брал спарринги бокса у весьма солидных мастеров). Его юмор понятен всем, а ироническая усмешка легко пленяет самого придирчивого зрителя.
Уже капитан ВВС США Стиви Хилпер из «Дня независимости» Роланда Эммериха запросто втёрся в доверие к стремительно удаляющейся от симпатий к Голливуду России. Помните, как чернокожий пилот походя спас от злобных пришельцев родные Штаты, а заодно и весь мир? Банальный сюжет и обилие штампов, как ни старались, не смогли испортить впечатление от свежей и искренней игры рэпера. Так Уилл на пару с Джеффом Голдблумом вытащил на себе свой первый блокбастер.
Вот ироничный и немного чопорный успешный адвокат Роберт Клейтон Дин из ленты «Враг государства» Тони Скотта. Ну, попал по иронии судьбы сразу в две безвыходные ситуации. Ну, при помощи старого особиста Лейла выбрался из обеих, умело и безжалостно стравив обе клики своих врагов. Ну, молодец! Но получилось это у Смита на удивление органично и простецки. Так и видишь себя на его месте…
Что тут говорить про взбалмошного копа Эдвардса, в одночасье ставшего агентом Джей и спасшего планету от козней зловредного гигантского таракана! Чего стоит один эпизод с расстрелом мишени, изображающей девочку! «Она выглядела подозрительно»! Обе части «Людей в чёрном» снискали респект и уважуху от Парижа до Находки.
За роль в байопике «Али» нашего знакомца номинировали на «Оскар», что стало началом официального признания. А уж мускулов он себе накачал – закачаешься!
Когда Алекс Прояс экранизировал выдержки из азимовского цикла в фильме «Я, робот», там, конечно же, возник и наш Уилли. Мне лично роль детектива Дэла Спунера наиболее симпатична во всём творчестве Смита. Вероятно, из за её человечности…
Ещё одно большое «Я» возникло в карьере актёра с фильмом Фрэнсиса Лоуренса про последнего человека на Земле, Роберта Невилла. Фильм получился неожиданно сильный, отчаянно страшный, полный горечи и … надежды. Достойно большого уважения умение Смита органично вписаться в эту апокалиптическую скорбь обычным своим паллиативом стихийной актёрской школы.
И лишь «Хэнкок» оплошал: стрёмной концовкой, донельзя эклектической сюжетной канвой и странной моралью. Впрочем, Уилл и здесь был изумительно хорош. Только ради него можно смотреть и это кино.
А ещё были: озвучка рыбки-выскочки в уморительном мультике «Подводная братва» и героический отказ от роли Нео в культовой ныне «Матрице» в пользу неудачного фильма «Дикий, дикий Уэст». Из-за того решения Смит до сих пор кусает себе локти. Но мы-то знаем, что два темнокожих героя бок о бок – это уже перебор.