Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 16 октября 2019 г. 20:50  

цитата ааа иии

Китай политическими событиями просто вымело из советской фантастики, хотя сперва и Марс пробуждали вместе. Запрет?

Да. Темы закрывались.
Самый яркий пример, как в 39-м году со страниц журналов поисчезли все фашисты. Сразу. Т.к. это произошло одномоментно в самых разных журналах, то однозначно было наложено вето.
Что касается Понедельника, то может там китайцы и не планировались, хотя в тех же комментариях отсылки есть. Но вот китайцы поисчезли из поздней редакции "Полдня, 22 век"


авторитет

Ссылка на сообщение 16 октября 2019 г. 21:18  

цитата Karavaev

Техника-Молодёжи вообще без проблем и последствий проскочила

Возможно потому, что там был сокр.журн. вариант, без "лишней философии"


авторитет

Ссылка на сообщение 16 октября 2019 г. 21:35  

цитата vlandry

Возможно потому, что там был сокр.журн. вариант, без "лишней философии"

Трудно сейчас сказать. Я склоняюсь к мысли, что МГ была строго партийным журналом, соответственно всё что там печаталось приобретало ранг некоей официальной позиции. Уж в редакции МГ двойной контекст просто обязаны были почувствовать. Поэтому и влупили.


миротворец

Ссылка на сообщение 16 октября 2019 г. 21:44  

цитата Latte

Или все, что запретили — все "антисоветчина", нужно только уметь залезть на шкаф и шею вытянуть?

Оставьте риторику ОИ для ОИ, не замусоривайте тему.
По поводу "запретов" — сначала изучите матчасть.
–––
URIAH HEEP. High Priestess


авторитет

Ссылка на сообщение 16 октября 2019 г. 22:42  

цитата Karavaev

Но не запрещался. Просто стал фигурой умолчания. Его не переиздавали, не упоминали в обзорах, не указывали в справочных энциклопедических статьях.


Если "не переиздавали, не упоминали в обзорах, не указывали в справочных энциклопедических статьях" — это и есть запрет.


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2019 г. 23:08  

цитата Latte

это и есть запрет.

Нет. Это именно умолчание — причем на уровне "забыть Герострата". Напомню, тираж в МГ — 200000.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


авторитет

Ссылка на сообщение 16 октября 2019 г. 23:21  

цитата Latte

это и есть запрет.

нет


новичок

Ссылка на сообщение 16 октября 2019 г. 23:56  
galaxy56 чйорт, что по вашему антисоветчина?
отвечу сам — да что угодно!
тогда запрещателей было на любой вкус
хорор эт по моему пресловутое низкопоклонство перед западом, мещанство и проч галиматья

любой партийный придурок у власти , в редакции, мог затянуть вой о недопустимости произведения
не считая всяких осведомителей кгб,

потому сов фантастика в большинстве пресновата


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 01:00  

цитата Яшкиев

тогда запрещателей было на любой вкус

Запретить мог Главлит или комиссия по идеологии при ЦК. Не утвердить, не принять к публикации могла редакция — и не обязательно по идеологическим мотивам. Графомани было меньше, чем сейчас, но в любом случае хватало.

цитата Яшкиев

потому сов фантастика в большинстве пресновата

Если она для Вас начинается и кончается Адамовым (очень на то похоже).
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 07:58  

цитата Karavaev

Да. Темы закрывались.
И — сразу три вопроса. Кем принималось решение — неким чиновником, партийным, коллективным разумом/подсознанием "умной толпы"?
Как — постановлениями, публичными истериками, телефонными фантомными звонками?
Почему запрет, почему не зеленый свет сведению счетов? След конфликта с КНР в "Часе быка" очевиден.

цитата Karavaev

в 39-м году со страниц журналов поисчезли все фашисты. Сразу.
А пока строили лидер "Ташкент", значит, было можно... Для контраста — по википедии в "Капитане Врунгеле" 1937 г. убрана вся японская глава, а в 1939 она еще и расширена.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 08:21  

цитата ааа иии

И — сразу три вопроса. Кем принималось решение — неким чиновником, партийным, коллективным разумом/подсознанием "умной толпы"?
Как — постановлениями, публичными истериками, телефонными фантомными звонками?

На самом деле по разному. До войны всегда высшим руководством. Всегда не шумно. В 30-е годы был реорганизован Главлит, функции цензоров возложили на редакторов издательств. Помимо прочего, это привело к страшной перестраховке во всем. Есть воспоминания, что с редакторами постоянно проводилась работа по разъяснению текущей политики.
После войны во многом использовалась именно эта система.
Про постановления мне известно только из 70-х, когда фантастика вдруг стала опасной. В ТМ были примеры постановлений по поводу Одиссеи, а в ЗС по поводу КЛФ т прочего (вот название статьи вылетело из головы с утра)

цитата ааа иии

Почему запрет, почему не зеленый свет сведению счетов? След конфликта с КНР в "Часе быка" очевиден.

Очень шума у нас не любили в те времена. И очень любили контроль. Плюс у нас был огромный опыт организации волн народного протеста. Надо было бы, мы бы единой стеной и всётакое. Видимо было не надо. Кто-то из писателей вспоминал, что рассказ его завернули примерно с такой формулировкой (не точно) "Может испортить отношения с США" :))

цитата ааа иии

А пока строили лидер "Ташкент", значит, было можно... Для контраста — по википедии в "Капитане Врунгеле" 1937 г. убрана вся японская глава, а в 1939 она еще и расширена.

Это очень характерно для тех лет. "Первый удар" Шпанова и "На востоке" Павленко сначала издавали огромными тиражами, Воениздат печатал его для командиров РКККА, а потом так же изымали


миротворец

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 08:43  

цитата Яшкиев

galaxy56 чйорт, что по вашему антисоветчина?

Да не по-моему! Важно, что считали антисоветчиной те, кто принимал решения. Или Вас действительно интересуют формальные признаки? Пожалуйста:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/...
Да и оффтоп это в данной теме, есть на ОИ подходящие площадки.

цитата Яшкиев

потому сов фантастика в большинстве пресновата

Нет, не потому. Вряд ли примесь антисоветчины гарантировано улучшает литературный уровень, опять повторюсь — все только от автора зависит.
Графоманов много, но тут во всем мире ситуация одинаковая, шлака гораздо больше руды.
–––
URIAH HEEP. High Priestess


миродержец

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 08:46  

цитата galaxy56

Возвращаясь к Гоголю — а положа руку на сердце, тем, кому нравится — потому что хоррор? или потому что Гоголь так написал?

Я в четыре-пять лет первый раз Гоголя открыл. «Страшную месть» и «Вия» мешал со сказками Афанасьева про мертвяков ну и «Песнями западных славян» Пушкина (чуть позднее). Так что в детстве ответ был скорее потому, что ужасы (хотя авторство уже и тогда было причиной перечитывания). Сейчас ответ, конечно, потому, что Гоголь, Пушкин (... да и Кинг хорош, хоть и совсем оффтопик в этой-то теме). Но мы всё-же на «жанровом» сайте, и говорить тут что жанр значения не имеет как-то не особо уместно.

Но, в общем и целом, жанр ужасов в СССР не приветствовался. Хотя и под запретом не был. Первая публикация Стивена Кинга в СССР — рассказ «Поле боя» в Юном технике 1981 года, о жанре в кино можно было прочитать в хорошей книге Ханютина Реальность фантастического мира. А есть ли в России/был ли в СССР этот жанр, и, если нет и не было, то почему — про это вроде и на фантлабе была отдельная тема/дискуссия, и в прессе периодически статьи про это печатают.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миротворец

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 08:48  

цитата be_nt_all

Первая публикация Стивена Кинга в СССР — рассказ «Поле боя» в Юном технике 1981 года


только это не ужас. Я его когда в журнале прочитал, воспринял скорее как рассказ-обличитель мира капитала. Имя автора не запомнил вообще (хотя сам рассказ запомнился), и с удивлением узнал потом, что автор — Кинг
–––
весна, время школьников и других людей


миротворец

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 08:48  

цитата ааа иии

И — сразу три вопроса. Кем принималось решение — неким чиновником, партийным, коллективным разумом/подсознанием "умной толпы"?

Karavaev уже ответил, добавлю по "Часу Быка": вроде был какой-то закрытый циркуляр по библиотечной системе? Кто его "сгенерировал" и по чьей указке? Почему он выполнялся тяп-ляп (слава богу, книжка у меня появилась почти в год выхода, одна из первых в домашней библиотеке)?
–––
URIAH HEEP. High Priestess


миродержец

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 09:05  

цитата k2007

Я его когда в журнале прочитал, воспринял скорее как рассказ-обличитель мира капитала. Имя автора не запомнил вообще (хотя сам рассказ запомнился)

Я тоже. И да, тогда это действительно подавалось в одном ключе с Лазарем Лагиным (периода после Хоттабыча), Зиновием Юрьевым и повестью Зелёный призрак Вл. Рыбина. Да и в монографии Ханютина теме разоблачения мира капитала заметное место уделено. Только сейчас тот же «Зелёный призрак» читается по прежнему хорошо, как довольно философкая, хотя и чуть мизантропическая вещь (а упоминание «той стороны планеты», где, якобы, всё по другому, воспринимаются как ещё одно фантдопущение — достаточно второстепенное), а «Поле боя» — это история о бунте оловянных солдатиков. Достаточно глубокая и многоплановая, как и большинство написанного Кингом, но и достаточно жуткая, опять же, как большинство его произведений.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миротворец

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 09:11  

цитата be_nt_all

и говорить тут что жанр значения не имеет как-то не особо уместно.

Я разве говорил такое??? Традиции не продолжились, все прервалось в 30-е годы (и мистика, кстати, тоже, хотя уж ее полно было и до революции), а после войны — "не востребован" хоррор был, причина — другие умонастроения царили в обществе начиная с 50х. Если кому-то хочется обсудить причины умонастроений, то это точно за пределами "Феномена...", есть тема "История России" и м.б. еще какие-то.

цитата be_nt_all

Но, в общем и целом, жанр ужасов в СССР не приветствовался

С одной стороны, посмотрите: https://fantlab.ru/work43133 — сколько раз, в какие годы и какими тиражами издавался Гоголь; может, позиционировался не как ужасы? Настороженное отношение наверняка было у редакторов, причем именно к зарубежке (вспоминаются уничижительные характеристики в этой статье https://fantlab.ru/work24996 и в этой книге https://fantlab.ru/edition30376 — и не только в адрес ужасов; а еще прикол в том, что Брэдбери то ли не знали с этой стороны, то ли глаза закрывали::-)))); вряд ли наши авторы что-то такое приносили в редакции, и в стол не писали — уж это всплыло бы в 90-е.
Да и главная боль, которая мне реально омрачала те годы — вся фантастика была "падчерицей эпохи".
–––
URIAH HEEP. High Priestess


авторитет

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 09:31  

цитата galaxy56

Да и главная боль, которая мне реально омрачала те годы — вся фантастика была "падчерицей эпохи".

:))
воот!


миродержец

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 09:41  

цитата galaxy56

С одной стороны, посмотрите: https://fantlab.ru/work43133 — сколько раз, в какие годы и какими тиражами издавался Гоголь; может, позиционировался не как ужасы?

Гоголя переиздавали, как и фантастические произведения А.К. Толстого (правда помню со времён своего детства сборник, где его слегка перепутали с А.Н. Толстым, то есть вслед за Упырём там шла Гадюка, надо бы это «уникальное» издание нам в базу внести) Вия — экранизировали (и это по тем временам смотрелось точно как ужасы)… Ну или мрачные романтические баллады Жуковского «Детская литература» активно и массово переиздавала. Но «он же памятник, кто-ж его посадит запретит». Эдгар По в СССР тоже неплохо издавался и вполне доступен был. В общем, классикам было можно.

цитата galaxy56

Брэдбери то ли не знали с этой стороны, то ли глаза закрывали

Из «ужасного» Брэдбери перевели как минимум Вельд (первая публикация в СССР — ИЛ 1963), однако, это подавалось, опять-же, как памфлет против общества потребления. Но да, до перестройки обращать на эту сторону его творчества было как-то не принято.

цитата galaxy56

Традиции не продолжились, все прервалось в 30-е годы (и мистика, кстати, тоже, хотя уж ее полно было и до революции)

Ну в 1930-е вообще по наследию Серебряного века ударили сильно (а тот же А. Беляев ведь то же был одним из его наследников, и ему пришлось «перековываться», хотя «Ариэля» он в 1941 всё равно опубликовал, интересно, досталось бы ему за это «на орехи», если бы не война?)

цитата galaxy56

а после войны — "не востребован" хоррор был, причина — другие умонастроения царили в обществе начиная с 50х.

Ну были достаточно готические романы и повести Короткевича, хотя основной вектор развития «совсем не научной» фантастики в СССР задал скорее опубликованный после войны последний роман Булгакова. А умонастроения? Всякие, наверное, всё-же были. Вий экранизировали, «Чёрный замок Ольшанский» и «Дикую охоту Короля Стаха» Короткевича, кстати, тоже (хотя это готика, но не фантастика, как у Рэдклиф)…

upd.

цитата galaxy56

вся фантастика была "падчерицей эпохи".

Да, только вот что такое она сейчас?
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2019 г. 10:49  

цитата be_nt_all

Да, только вот что такое она сейчас?
Жанр процветает. Собственно..Написано уже СТОЛЬКО.. Что даже если ПРЯМО СЕЙЧАС перестанут писать вовсе ( при сохранении доступа к старым книгам.) это не все сразу заметят.. на несколько жизней ПОСТОЯННОГО чтения хватит.. А в СССР?Человек мог прочитать ВСЕ что издавалось.. Менее чем за год. но приобрести это ВСЕ было нереально..
–––
Чтение-Сила
Страницы: 123...288289290291292...378379380    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх