Вполне вероятно что такое положение дел сложилось не в этом, и даже не в прошлом веке, возможно и не в одном жанре, а вообще в литературе. Да и не только в ней. Просто до нас доходят/переиздаются с того времени чаще всего именно интересные книги, прошедшие испытание временем. Ничто не ново под луной в этом прекрасном мире.
––– Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон
Kail Itorr, Gebri Вы не поняли о чём я веду речь? Никогда не поверю! Все перечисленные вами произведения прочитаны давно, оценены высоко и наверняка со временем будут перечитаны. Но это не представители жанра "про попаданцев". Этот жанр расцвёл пышным цветом буквально за последнее десятилетие, если говорить про Россию. И он совсем не о том, как выживает человек в другом мире. Да вы и сами, впрочем, знаете
ДМЧ, Мух С вашими высказываниями поспорить не могу, Как бы не хотелось, но — есть такое дело.
Этот жанр расцвёл пышным цветом буквально за последнее десятилетие, если говорить про Россию. И он совсем не о том, как выживает человек в другом мире. Да вы и сами, впрочем, знаете
Зато ЛитрРПГ как раз о том как пройти игру без чита вдали от реальных проблем. И тоже появился как жанр недавно, и тоже достаточно востребован. Елки, может мы уже все стареем взрослеем и не понимаем ничего в жизни?
––– Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон
Gebri Верите-нет, но меня частенько посещают схожие мысли!
А с другой стороны это свободный интернет и каждый волен писать на своем сайте, блоге, СИ что угодно, не нарушая при этом определенных законодательств. А вот что это все еще и издается.?? Есть у меня мысли, но пока писать о них воздержусь.
––– Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон
Этот жанр расцвёл пышным цветом буквально за последнее десятилетие, если говорить про Россию.
И насколько могу судить, столь же быстро идет на спад. По прошествии лет так 10-20 можно будет судить о наличии жемчужных зерен в этой куче. Ну, примерно как обстояло дело с космобоевиком или эльфогномами в "ихней" ФиФ.
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
Мух И опять же — согласен. Лет через 10 действительно можно будет смотреть рейтинги и выбирать то, что стало "проверено временем", если можно так выразиться. Мне, к примеру, постоянно в рекомендациях попадается цикл Сергея Щепетова "Каменный век", который и здесь хвалят. Планирую со временем прочесть.
Мне, к примеру, постоянно в рекомендациях попадается цикл Сергея Щепетова "Каменный век"
Разок прочесть можно, но по мне, не более того. Куда интереснее в этом направлении Инодин "Уходимец", он же "Звериной тропой".
цитата Seidhe
Все перечисленные вами произведения прочитаны давно, оценены высоко и наверняка со временем будут перечитаны. Но это не представители жанра "про попаданцев"
Почему же. Именно это — и есть про попаданцев. Как, кстати, и "Обитаемый остров" Ж))) А всякие зарисовки "как нам обустроить Россию сегодняшнюю, оказавшись советником у царя Хаммурапи" — ну, зарисовки и есть, и их качество зависит от умения автора строить динамическую модель истории, в 99.99% — никакое, но иногда попадается интересное, скажем, Коваленко "Крылья империи".
Была у меня мысль вчера это написать в дополнение: про возникновение, расцвет и смерть тренда (или как это бывает с модой) в ракурсе жанра, но показалась эта мысль слишком отвлечённой, а букв слишком много.
Но так как этой темы немножко коснулись в последних постах, рискну позанудствовать.
Есть некоторые законы формирования тренда, вполне применимые к литературному жанру, о чём я уже говорил.
Это как в трейдинге, когда основные деньги делаются тогда, когда тренд ещё не признан. Когда же о нём начинают рассказывать, писать в СМИ, массово вкладываться — жди его слома и слива всей массы любителей, вскочившей в последний вагон. Или как любой экономический кризис, который начинается в наивысшей точке благоденствия, когда любой бизнес прибылен. У любого общественного явления есть весьма чёткий цикл. Нечто подобное, как мне видится, происходит и с жанрами и поджанрами. Основные вехи жанра появляются до понимания и обозначения жанра как такового.
В начале возникновения тренда некоторые удачные приёмы и находки одних писателей через года переосмысляются или развиваются другими, через какое-то время можно видеть уже как литературные приёмы, так и схожие ситуации, сюжетные повороты, которые в определённый момент становятся типичными и узнаваемыми.
Вокруг этих моментов формируется аудитория. Под аудиторию издатели делают издательские продукты.
Так и в упомянутых выше жанре и поджанре с некоторой историей развития с определённого момента пишут уже не о человеке, попавшем в другой мир и принятии его миром и им этого мира, а уже изначально и осознанно произведение «про попаданцев». Даже осознание этого момента (про свою принадлежность к жанру) в массе своей приводит уже к использованию жанровых клише. А ведь ещё бывает и осознанное использование «законов жанра». Эти клише оттачиваются и в этом упрощаются; в конце-концов схлопываются в один-два массово используемых приёма, вроде создания рычага истории и поворота этого рычага в альтернативную ветку, как это и произошло в российском попаданчестве. Это, кстати, в лучше случае. Иногда просто хорошо попасть хорошо экипированным в какой-нибудь отсталый «решающий момент» и навести там шороху.
Поворотной точкой, думаю, здесь можно считать появление у жанра названия (или признание его чем-то отдельным, новым и уникальным массовым литературным критиком). Как только поджанр обретает отдельного читателя, название, критические отзывы, свои серии, то туда приходит ремесленник или юный энтузиаст-любитель для которых клише — надежда и опора для успешного завершения книжки. Произведения оригинальных первопроходцев (и те кто всё ещё пишут на уровне) разбавляются массовым продуктом — и наступает насыщение и усталость от темы (приёмов, клише). Но здесь уже не так далеко если не до смерти поджанра, то до снижения его популярности на уровень самого обычного.
В общем, не претендуя на оригинальность мышления, у меня такая картинка. Поэтому
цитата Kail Itorr
"Янки при дворе короля Артура", "Да не опустится тьма" и "Свободное владение Фарнхэма"? "
цитата glupec
Ради Бога. Берем пример -- то, что в опросе обозначено как "NeStandart". Каждый пытается в него уложиться, эскплутируя темы\образы. Гейман пишет про Под-Лондон, Осояну -- про рыбокорабли. Доктор -- про унылую осеннюю тоску. Все это взаимозаменимо, неглубоко и скорее просто ярко\зримо, чем осмысленно. Но потом какой-н. Мьевиль создает мир, где и те, и те, и те премило уживаются. Потом кто-н. возьмет Мьевиля и поставит кирпичиком в здание совершенно другого текста. Это и есть развитие жанра, создание, т.ск., его мифологии. Пример понятен?
Это к вопросу о растворении оригинального и нестандартного в массе во времена расцвета жанра (верхней точки тренда) перед сдуванием темы или пузыря. Короче, цикличность, пузырчатость, разбавление и «Закон Старджона про 90%» — весьма типичное явление для всего культурного и социального. Жизнь она должна кишить, вспучиваться и сдуваться. А отлив после прилива оставлять самое крупное и значимое.
Простите за излишнюю назидательность и обильность, это я просто таким образом формулирую эту тему в первую очередь для самого себя.
ИМХО, то, о чем пишет Исаев, произошло с русской "философско-боевикастой" фэнтези середины 90-х. Когда она только начиналась, это был не тренд, а вполне себе рабочий (+ многообещающий) бренд. Первые книги Олдей, Логинова и Семеновой шли на ура; за компанию как-то глотались и Перумов с Олмером, и Ниэнна с Тано Мелькором. Но уже к 1997-му одинокие герои-бунтари подзадолбали, мораль между строк искать не хотелось. Может, оно и стОящее дело, да усилия часто себя не 100% окупают -- смысл книги есть, но оказывается простым, как два пальца. (Поэтому те же Олди в итоге перешли на чисто стилистические экзерсисы без морали, напр., хенингский цикл и "Шмагию"). Ну а дальше понятно -- неприятие родимых пятен жанра привело к тому, что читатель стал его весь херить. Даже хорошие вещи, вроде "Многорукого" и валентиновской "Ории", в начале нулевых простому харьковчанину с трудом лезли в горло. И наступила эпоха Антон-Дозорычей, а также минок, ун и прочих наров. Казалось, бы при чем же ж тут пресловутый закон Старджона...
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.
К сожалению, не читал или не могу вспомнить. Поэтому ни согласиться, ни возразить квалификации не имею.
цитата Kail Itorr
Завета Дворецкая… историко-фэнтезийные романы… при этом в центре фабулы почти всегда лав-стори
Дык далеко не все лав-стори относятся к женским романам.
цитата glupec
во-первых, это не профильная тема.
В момент поиска предложенная вами тема как-то не выплыла. Надеюсь, большим нарушением оживление этой темы модераторы не посчитают.
цитата glupec
Относятся ли к фэнтези "Сердце Пармы", "Золото бунта" Иванова, "Колодезь", "Многорукий бог далайна" Логинова, "Герой должен быть один" Олди?
Иванов -- точно нет. Скорее, это магреализм. Логинов (если речь о "Многоруком") -- скорее да, чем нет… "Герой должен быть один" -- формально фэнтези, хотя по сути -- чистый мистик-экшен.
Вот и я о том же. Единственно, эти две книги Иванова, по мне, исторические романы в чистом виде. В "Золоте бунта" магреализм присутствует лишь в несколькоих главах, он там никак не определяющ. В "Сердце Пармы" магреализма нет вообще, только отсылки к дохристианским мифам тамошних народов.
цитата Gebri
дамских романов... Можно почитать Коростелеву.
Что-то я запутался Эту? Если да, то написала она очень мало — слово "почитать" плохо подходит, скорее "прочитать". Кстати, один её роман я прочитал – "Цветы корицы, аромат сливы" — не дамский роман ну совсем, и не фэнтези ну почти совсем. Но вещь, действительно, из лучшего, написанного в последние годы.
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.
_Y_ Да, этого автора. У нее "Школа в Кармартене" по жанру фентези и написана не хуже. Кстати с фольклорными мотивами. Можете если есть время и тему ее посмотреть. Еще могу посоветовать Парфенову Город и ветер Возможно Вам тоже понравится.
––– Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон
"Школа в Кармартене" по жанру фентези и написана не хуже. Кстати с фольклорными мотивами. Можете если есть время и тему ее посмотреть. Еще могу посоветовать Парфенову Город и ветер
Спасибо. Школу в Кармартене пытался найти в аудио. Видимо, таковой не существует. А чтение на бумаге... у меня огромная очередь. И не движется вовсе Парфёнову поищу, не слышал. У неё только эта вещь стоящая или всё на уровне?
цитата Seidhe
Пехов как-то вообще мимо меня прошёл
А я читал, читал. Даже отзыв написал — вот здесь. Надо ещё почитать
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.
Спасибо. Школу в Кармартене пытался найти в аудио. Видимо, таковой не существует.
Сочувствую.
цитата _Y_
Парфёнову поищу, не слышал. У неё только эта вещь стоящая или всё на уровне?
У нее книг тоже мало. Из крупных форм "Ярко-алое" мне очень понравилось, но это уже киберпанк, и трилогия "Танцующая с Ауте". В ней есть персы из "Город и ветер". Но это не прямое продолжение. "Посланник" немного в другом формате, и как то меня не впечатлила эта книга.
––– Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон
_Y_ Тема всё более превращается в обмен мнениями, но на Парфёнову я тоже ОЧЕНЬ советую обратить внимание. Для меня — одна из лучших российских авторов.
"Ярко-алое" мне очень понравилось, но это уже киберпанк, и трилогия "Танцующая с Ауте". В ней есть персы из "Город и ветер". Но это не прямое продолжение.
Очень здорово — киберпанк меня не пугает, а книги с продолжениями я очень не люблю. По мне, вещь должна быть цельной и законченной. Сериалы не смотрю и почти не читаю.
цитата Seidhe
Тема всё более превращается в обмен мнениями
Любая тема это обмен мнениями. Форум
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.