Фантастика российская vs ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: российская vs зарубежная»

Фантастика: российская vs зарубежная

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:05  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Иногда телесериалы.
И сериалы, и фильмы, и талантливые продолжатели. Приоритет в литературе не значит почти ничего.
цитата ааа иии
Но тут опять вопрос о Бажове, которого экранизировали и экранизировали-с. Может, проблема в другом ключе — он не воинственен?
Как минимум, сказовая манера не под силу среднему писателю. А сюжеты... Сами по себе они не настолько оригинальные или коммерчески перспективные, чтобы их захотелось развернуть в роман или тиражировать.

Даже если не хотите принять ту мысль, что "протофэнтези" на местном материале ни в одной западной стране, кроме Великобритании, США и, возможно, Германии с Ирландией, в самостоятельную жанровую традицию не развилось.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:29  
цитировать   |    [  ] 
цитата Консул
В зарубежных основателем направления Мартин стал не с бухты барахты. Предтечи были и у него.
Сначала, как правильно упомянули, Куртц с «Хрониками Дерини» (1970).


Скорее "Колодец Единорога" (1948) Прэтта + классические романы в выпусках рубежа 19-20 веков.
–––
Allt gar I alla fall mycket, mycket bra.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:32  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Сами по себе они не настолько оригинальные или коммерчески перспективные, чтобы их захотелось развернуть в роман или тиражировать.


Ежели мне не изменяет память, Бажов перейдет в общественное достояние только 1 января 2025 года. Вот потом и поглядим...
–––
Allt gar I alla fall mycket, mycket bra.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:41  
цитировать   |    [  ] 
цитата negrash
Ежели мне не изменяет память, Бажов перейдет в общественное достояние только 1 января 2025 года. Вот потом и поглядим...
Так мы вроде не США и не Великобритания, чтобы запрещалось использовать в книгах чужих персонажей или чужие сюжеты. Как правовой статус текста может на наличие или отсутствие эпигонов и продолжателей повлиять?


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:42  
цитировать   |    [  ] 
цитата negrash
Ежели мне не изменяет память, Бажов перейдет в общественное достояние только 1 января 2025 года. Вот потом и поглядим
Эм.. дело в том что Бажов фольклорист то есть все его персонажи.. не придумывалл он их. Это все равно что если бы у Белянина был копирайт на Кащея
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:44  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
чтобы запрещалось использовать в книгах чужих персонажей
Вообще то еще как. попробуйте издать книжку по Смешарикам . Или простоквашино. или по Носову. Про Незнайку
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:45  
цитировать   |    [  ] 
цитата просточитатель
Бажов фольклорист то есть все его персонажи.. не придумывалл он их.
На самом деле половина персонажей придумана самим Бажовым. Только часть сюжетов действительно народные. Чтобы об этом узнать, достаточно почитать комментарии к сказам. Павел Петрович был, не побоюсь этого слова, гениальным стилизатором.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:52  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Так мы вроде не США и не Великобритания, чтобы запрещалось использовать в книгах чужих персонажей или чужие сюжеты. Как правовой статус текста может на наличие или отсутствие эпигонов и продолжателей повлиять?


Всяко может быть.
–––
Allt gar I alla fall mycket, mycket bra.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:53  
цитировать   |    [  ] 
цитата просточитатель
Бажов фольклорист то есть все его персонажи.. не придумывалл он их.
Положим, как раз персонажи — оригинальны весьма. Духи мест, в некоторой степени, пришли из фольклора.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 21:10  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
А сюжеты... Сами по себе они не настолько оригинальные или коммерчески перспективные, чтобы их захотелось развернуть в роман или тиражировать.
Насчет коммерческих перспектив — не от сюжета зависит.
Пелевин же. Акунин. Круз. Иванович Юрий. Громыко. Камша. Фрай.
Мир оригинален и конкретен. Хотя, если подумать... Абсолютное большинство пост-толкиновской фэнтези разворачивается в мире городов и дикой природы (хоббиты уже не крестьяне). А у Бажова — деревня практически. Может, в этом дело, в социальной дистанции между читателем-продолжателем и авторским миром? Париж Д'Артаньяна ближе, как Крапивину?
цитата Славич
Даже если не хотите принять ту мысль, что "протофэнтези" на местном материале ни в одной западной стране, кроме Великобритании, США и, возможно, Германии с Ирландией, в самостоятельную жанровую традицию не развилось.
Не постигаю, почему литературу можно делить на прозу и поэзию, а фантастику на фэнтези и НФ нельзя. Какие-то прото-фэнтези, местный материал, неместный... Не вся скульптура чугунная, что с того.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 21:18  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Абсолютное большинство пост-толкиновской фэнтези разворачивается в мире городов и дикой природы (хоббиты уже не крестьяне). А у Бажова — деревня практически. Может, в этом дело, в социальной дистанции между читателем-продолжателем и авторским миром?
Нет. Не поэтому. Фентези. Оно в основном за очень малым исключением происходит в оригинальном мире мало или ничего не имеющего общего с реальной землей. у Бажова же. мир по сути наш только с чудесами
–––
Чтение-Сила


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 21:26  
цитировать   |    [  ] 
цитата просточитатель
Оно в основном за очень малым исключением происходит в оригинальном мире


Дансени ("Благословение Пана"), Краули, Холдсток, Гейман и многие, многие, многие, многие, многие другие авторы смотрят на Вас с недоумением.
Я все-таки склонен полагать, что 1. история отечественного фэнтези, в силу понятных причин, относительно недавняя, за исключением нескольких предтеч; 2. правовой аспект весьма существенен. Судить о возможности появления эпигонов-продолжателей Бажова до перехода последнего в общественное достояние явно преждевременно.
–––
Allt gar I alla fall mycket, mycket bra.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 21:29  
цитировать   |    [  ] 
цитата просточитатель
Вообще то еще как. попробуйте издать книжку по Смешарикам . Или простоквашино. или по Носову. Про Незнайку
Некоторые персонажи зарегистрированы как торговая марка, в этом различие.
цитата ааа иии
Не постигаю, почему литературу можно делить на прозу и поэзию, а фантастику на фэнтези и НФ нельзя. Какие-то прото-фэнтези, местный материал, неместный... Не вся скульптура чугунная, что с того.
Бахов, Писахов, Шергин — они, конечно, уникальны как писатели, но совсем не уникальны как литературное явление. Почти в каждой европейской стране были свои авторы, вдохновлявшиеся фольклором и стилизовавшие собственные сказы, сказки и рассказы под фольклор. Нигде, кроме Великобритании, Ирландии, Германии, из этих рассказов индустрии фэнтезийных романов не выросло. Везде кальки с английского преобладают. Поэтому сама формулировка вопроса "Почему не пишут фэнтези по Бажову?" не вполне корректна. Не только по Бажову романов не пишут, но по остальным фольклористам и "постфольклористам" тоже не пишут. Почти. Нерабочий материал для фэнтези оказался.
Ну не постигаете, так не постигаете.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 21:37  
цитировать   |    [  ] 
цитата negrash
Скорее "Колодец Единорога" (1948) Прэтта
К сожалению, не знаком с данным произведением.
Так что доверяю Вашему мнению о его влиянии на развитие эпического фэнтези.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 21:59  
цитировать   |    [  ] 
цитата просточитатель
Фентези. Оно в основном за очень малым исключением происходит в оригинальном мире мало или ничего не имеющего общего с реальной землей
Недавно в другой теме разместили ссылку на статью, в которой подчеркивается, что (передаю своими словами) одним из достижений традиции Говарда-Толкина стало освобождение писателя от необходимости извиняться перед читателем и объяснять, что это было давным-давно (типа Эпохи легенд Булычева или Пэка с холмов) или что это всё сон, сказка ложь и т.д.
Например, вся 1000 и 1, Речные заводи и проч. делали вид, что это все за соседским забором, Волком с Баумом прятали свою Элли в Америке и проч. Это. Ничему. Не. Мешает. В принципе.
И, позволю обратить внимание, мир Бажова — не городская фэнтези, для которой важно, в каком кафе какую шаурму хавают персонажи, а вполне так самостоятельный и очень замкнутый мирок. Чем не Страна чудес.
Нет, не убежден.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 22:20  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
одним из достижений традиции Говарда-Толкина
Хм.. но.. Конан по лору жил именно в прошлом. Да до Ледникового периода.
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 22:52  
цитировать   |    [  ] 
И толкиновкое Средиземье — тоже как бы прошлое Земли.
–––
I have no special powers, and I'm really mad about it.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 22:55  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Почти в каждой европейской стране были свои авторы, вдохновлявшиеся фольклором и стилизовавшие собственные сказы, сказки и рассказы под фольклор. Нигде, кроме Великобритании, Ирландии, Германии, из этих рассказов индустрии фэнтезийных романов не выросло.
Так, кажется, заковыка обнаружена. Насколько могу судить, совершенно неважно, были ли фэнтези-романы или нет из линии подражателей фольклору (малость есть. Пройслер, Кивиряхк, Филатов).
Потому что и в "Великобритании, Ирландии, Германии" они НЕ выросли из квазифольклора 18-19 веков. Разве что, некие рассказы о привидениях, Карнакки и т.д. Дракула хоть румынский персонаж, но — в Англии. И тезис
цитата Славич
по остальным фольклористам и "постфольклористам" тоже не пишут. Почти. Нерабочий материал для фэнтези оказался.
ошибочен лишь потому, что тех же кащеев, бабок-ежек, богатырей, Золотую рыбку, Финиста и русалок мы найдем и в старой, и в современной фэнтези. Причем, не только отечественной.
Это на Западе "Американские боги" подняли волну хайпа — удивления от включения как бы фольклорных персонажей, типа того вискигона, в фэнтезийный роман с хайвеями и проч..
цитата negrash
1. история отечественного фэнтези, в силу понятных причин, относительно недавняя, за исключением нескольких предтеч; 2. правовой аспект весьма существенен
Первое несерьезно, второй серьезно весьма. Надо подумать, может, в самом деле, слишком узнаваемо...?


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 22:57  
цитировать   |    [  ] 
цитата просточитатель
Хм.. но.. Конан по лору жил именно в прошлом.
Но до этого уже никому не было дела. искажение при восприятии в головах читателей подразумевается


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 22:58  
цитировать   |    [  ] 
цитата Hermit
И толкиновкое Средиземье — тоже как бы прошлое Земли.
тут всесложнее. В ТЕКСТАХ об этом ничего. а в черновиках обе версии. Толкиен так и не пришел к определенному выводу. Ну и да если это прошлое это как бы обессмысливает всю эпопею. В отличии от Конана
–––
Чтение-Сила
Страницы: 123...170171172173174    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: российская vs зарубежная»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика: российская vs зарубежная»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх