Генрих Альтов «Легенды о звёздных капитанах»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В начале шестидесятых годов, когда только первые спутники робко проникали за пределы атмосферы, Генрих Альтов написал цикл рассказов — легенд, что живут среди людей, давно освоивших космос, и повествуют о первопроходцах, открывших человечеству путь к звёздам.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— сборник «Легенды о звёздных капитанах», 1961 г.
— антологию «Наша старая добрая фантастика», 2017 г.
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 13 октября 2022 г.
Если кто-то измучен бытовыми неурядицами, устал от вечных проблем, разочаровался в жизненных перспективах, тому очень помогут три небольших рассказа данного цикле. Я верю, что в литературе заложена мощнейшая энергетика, способная поддерживать душевные силы читателя и восстанавливать нарушенное равновесное состояние. Это как раз тот случай, когда говорят о целительной силе искусства и тот кто тонко чувствует подобные возможности литературы, прекрасно это понимает.
Цикл буквально пронизан жизнеутверждающими началами, возвышенной патетикой торжества настоящего Человека над всеми трудностями и преградами. Безудержный оптимизм и вера в то самое недостижимое светлое будущее-вот отправные смысловые точки в общем-то простеньких рассказов. Но все дело в их внутренней наполненности, в той самой энергетике, содержащейся как в строчках теста, так и «между строчками».
Пролететь сквозь Солнце, пережить взрыв сверхновой, найти прекрасное во мраке и хаосе-все это приподнимает обычную научную фантастику в высшие сферы поэзии, мечты, позитивной философии. Не каждому автору дано подобное, Альтов же реализовался в данном смысле на все сто. Несмотря на краткость, рассказы объемны в каком-то особом трогательном подтексте, заставляют читателя чувствовать и думать. А то, что активизирует мысль и эмоцию, поистине гениально!
Solnechnaja, 29 июня 2020 г.
Двоякое впечатление осталось у меня от трёх небольших рассказов, составляющих цикл. С одной стороны, если воспринимать их как легенды далёкого будущего, то можно получить удовольствие от поэтичности стиля, аллюзий на античную мифологию и персонажей-героев, выполняющих свою героическую функцию. С другой – всё-таки стиль не настолько хорош, чтобы читать рассказы как поэзию в прозе, аллюзии поданы в лоб и переиначивают первоисточник ради неизбывного пафоса, а персонажи так же быстро забываются, как появляются на страницах.
Про научно-фантастическую составляющую даже сказать нечего, за исключением второго рассказа, «Сверхновой Аретины», который мне больше всех понравился. В нём есть какая-то общечеловеческая осмысленность поступков героев, а не чудовищный гуманистический пафос, убивающий все остальные. Если бы я прочитала эти рассказы в школьном возрасте, наверное, они бы оставили по себе светлые воспоминания, а сейчас вроде как и хочется проникнуться непоколебимой верой автора в Человечество с большой буквы, но прямота, наивность и даже агрессивность высказывания его полностью обесценивает.
mshvez, 31 января 2020 г.
Может, я чего не понял — по-моему, это не фантастика, а панегирик советским супер-героям-звездопроходцам. Прообразами которых стали мифологические персонажи Древней Греции. Много ура-патриотизма, много лозунгов, воспевания героев и их подвигов. Причем подвигов ради подвигов, без определенной цели. «Икар и Дедал»: а пролетим-ка мы сквозь Солнце! Зачем, чего ради? Где тут наука и фантастика, я не увидел. Для внеклассного чтения 10-летним школьникам из 1960-х годов это вполне подходит, а для современного прочтения, хотя бы в порядке знакомства с «ретро»-фантастикой советского периода — вызывает недоумение. Может это фельетон? пародия на западные комиксы про супер-героев? Тогда где же юмор, где ирония? Непонятно. Мимо кассы прошло. 5 баллов.
Ученик Дьявола, 5 января 2020 г.
К этому сборнику не стоит подходить с мерками обычной научной фантастики, как это зачастую делают критически настроенные читатели. «Легенды о звездных капитанах» – это не фантастика, а именно легенды, эпос. Легенды светлой зари космической эпохи, когда люди не усмехались скептически, слыша в песнях слова «И на Марсе будут яблони цвести» или «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы», а были искренне убеждены, что вскоре «в космос будут летать по профсоюзным путевкам». Мы – поколение скептиков, и нам трудно понять образ мыслей тех лет. А он был таков, что клич «Кто может быть сильнее людей?!», брошенный Альтовым в рассказе «Огненный цветок», не подвергался никакому сомнению. В сказках и легендах прошлых веков подвиги совершали боги и титаны, великаны и феи, хитроумные иваны-дураки и благородные принцы. Но новое время требовало нового эпоса и новых героев – их и создал Альтов в «Легендах о звездных капитанах». Только его эпос устремлен не в прошлое, а в будущее. «А на Земле уже тогда жили свободные, гордые, смелые люди, – писал он. – И не было среди них трусов». Эти люди совершают вещи, столь же невозможные с точки зрения науки, сколь и чудеса в сказках прошлого: пролетают сквозь Солнце, добывают Огненные цветы из раскаленной лавы, ускользают от взрыва сверхновой. Да, конечно, если «поверить гармонию алгеброй», то любой из рассказов Альтова немедленно рассыплется в прах. Но стоит ли это делать? По-моему, нет. Лучше просто постараться прочитать их так, как читали когда-то – искренне и без стремления «препарировать до последней косточки». Тогда и впечатление будет совершенно иным.
GomerX, 21 июня 2018 г.
Ужасный примитивизм! А подготовка автора по фундаментальным научным дисциплинам — это просто шок-контент! Этому человеку не стоило бы писать НФ вообще, никогда! Даже палповые рассказики из американских журналов 50-х годов смотрятся оригинальней и лучше демонстрируют преимущества жанра научной фантастики, кем этот романтизированный недо-научный китч.
ii00429935, 18 июня 2018 г.
Три романтические истории о покорителях космоса из очень далёкого будущего. И как верно замечено в классификации Фантлаба, эти люди уже не совсем люди.
Каюсь, я не смог проникнуться романтизмом и оптимизмом Генриха Альтова. Даже если воспринимать эту трилогию, как некую поэму в прозе, здесь очевиден перебор с пафосом. Персонажи Альтова лишены привычных человеческих имён, простых и понятных слабостей, а на подвиг они отправляются, как мы с вами утром на работу. Третья новелла, «Огненный цветок» представляет собой новую версию мифа о Прометее. Так вот, древнегреческому титану можно было сопереживать. Он в одиночку пошёл против богов и жестоко за это расплачивался. Сочувствовать звездным капитанам Генриха Альтова, извините, невозможно в принципе. Здесь остается только восхищаться и аплодировать стоя.
Ron Giron, 19 марта 2016 г.
Полностью согласен с неомутом. Альтов — личность очень странная. И даже сомнительная — из за той истории с крокодилом. Читал я как то то его интервью, где он и про крокодила рассказал и про свою неприглядную роль в этом. Кстати после этого интервью у меня зародилось сомнение — а он ли вообще написал эти рассказы? Этот косноязычный завистливый человечек? И вдруг написал эту поэтику? Не знаю — но даже если он — то значит был такой высокий взлет. В любом случае эти три рассказа заслуживают того, чтобы жить вечно! И будут жить!
ps А мне собственно интересно, за что мне ставят минусы? Это родственники Альтова что ли?)) Нет? Да вы почитайте сами то его интервью, где он косноязычно рассказывает об этой истории. И как он сам рассказывает как он С УДОВОЛЬСТВИЕМ натравливал детей на Колпакова.
неомут, 31 мая 2015 г.
Да, писатель Альтов был не ахти какой. Написал немного, читать его было скучно даже тогда, в детстве. История с «Гриадным крокодилом» тоже его не украсила. Но цикл «Легенды о звездных капитанах» стал его лучшей, непревзойденной работой. Романтика? Поэзия фантастики? Да как ни назовите, но если спустя сорок лет после первого и единственного прочтения я помню мельчайшие детали прочитанного и состояние восторга, я снимаю шляпу и низко кланяюсь автору. После таких книг фантастика в твоей жизни остается навсегда.
ФАНТОМ, 23 августа 2012 г.
Настоящая, высокая Поэзия.
Поэзия фантастики.
За простотой и сказочностью языка проступает неистребимая вера в Человека, вера в разум, в прекрасное и светлое будущее.
Недостижимое — теперь уже — будущее.
glaymore, 23 августа 2012 г.
Прекрасный цикл. Крайне нетипичный для советской НФ того периода.
Настоящая поэзия в прозе — красивая без слащавости, гордая без пафоса.
Очень трогательные рассказы о звездах и людях.
Уникальная попытка создать новую мифологию покорения Вселенной.
Название честно предупреждает — не надо искать здесь твердую НФ, это именно МИФЫ о капитанах, вместо флотского устава изучающих древние заповеди, борющихся с плазменными бурями, ищущих в межзвездной тьме свет Огненного Цветка
Это настоящая Литература с большой буквы, рассказывающая о Людях с большой буквы, свободных и смелых.
Да, местами наивная, детская, потому что в реальной жизни таких Людей не бывает и мир устроен намного грязнее и отвратительнее — но может ли легенда не быть наивной?
Как с этой прекрасной романтической книгой можно сравнивать поделия графоманов Колпакова и Парнова — понять не могу.
zohcain77, 22 августа 2012 г.
Альтов оставил в фантастике двойственный след. Его ранние пафосные рассказы мог написть даже школьник. Они были простые и понятные. В них нет особого литературного мастерства. В детстве я тоже читал их с удовольствием, дух времени они передавали, но были и другие, не менее достойные писатели. Альтов же, возомнив себя великим талантом, в рассказах которого бьётся «Пепел Клааса» пробивался в фантастику по костям других, не худших писателей. Он организовал банду сомнительнах школьников в ДДК и затеял хамскую акцию с «Гриадным крокодилом», опорочив пионера советской космооперы А. Колпакова. Второй жертвой стали Емцов и Парнов. Еремей Парнов, дважды лауреат премий Еврокона (1976, 1984), автор знаменитого «Ларца Марии Медичи», по уровню литературного мастерства стоит на голову выше Альтова, который, кроме сомнительных изобретений в своих рассказиках ничего для литературы не оставил, а всё литературное наследство Альтова, если отбросить написанное с В. Журавлёвой, уместится в тоненькой книжечке, объёмом в 250 страниц? Так можно ли Еремея Парнова назвать графоманом?
elent, 13 июня 2012 г.
Гимн Человечеству, Науке, Надежде. Все имеют право на счастье. Но каждый его находит сам. Такой поэзии о Космосе и Людях я больше нигде не встречала.
eollin6, 20 апреля 2012 г.
Давайте говорить прямо — романтика в фантастических произведениях частенько отдает фальшью. Сюскающие герои восторгаются какой-то лабуде на фоне умильно-прилизанных декораций.
Но к Альтову это не имеет ни малейшего отношения. «Легенды о звездных капитанах» — это романтика дальних дорог, подвига, человеческого гения, светлого будущего в самом светлом, незамутненном смысле. Этот короткий цикл рассказов стоит особняком даже в контексте фантастов — певцов оттепели. Это удивительно тонкая, поэтичная, хрупкая вещь. Наивная в своей чистоте. Но может ли абсолютное добро не быть наивным?
Это поющая, ликующая проза. И единственное сравнение, которое мне приходит на ум — это Горьковская «Песнь о буревестнике», которую, несмотря на усмешки любителей пнуть мертвого льва, я считаю одной из сильнейших вещей в русской литературе 20-го века.
Но весть, которую нес Альтов, была другой. Это была весть о эпохе победившего разума, чистом и справедливом мире, эпохе, ради которой стоило жить и умирать. И которую похоронили те, кто из всех вестей предпочитает «Биржевой вестник».
Я давно не перечитываю Легенды. Мне стыдно перед этими людьми. Ведь в том, что их никогда не будет, наверное, есть и моя вина. Ведь я тоже просто живу, плывя по течению, один из молчаливого большинства. Простите меня, звездные капитаны...
witkowsky, 18 апреля 2012 г.
Только издание 1961 года — по сути дела — «разрешило» Генриху Сауловичу «быть писателем». Сколько времени мурыжил рукопись Детгиз — пока кто-то не догадался дать ее «Клубу любителей научной фантастики» в Доме Детской книги (ул Горького, д. 43). Руководила им З. П. Смирнова, сестра писателя Н. П. Смирнова... но об этом в другой раз. Короче говоря, мнение школьников почему-то возымело действие, Альтшуллеру (Альтову) «разрешили» издать книгу, а нам, участникам ДДК, даже разрешили присудить (дважды) антипремию «Гриадный крокодил»... Полвека прошло с тех пор, и грустно думать, что писатели-фантасты будущего лишь едва-едва успели «прикоснуться» к этому детищу хрущевской оттепели.
Однако это все-таки было. Я не рискну сейчас перечитать эту книгу.
Но некое «право быть фантастом» дала мне именно она.
Полвека тому назад.
И теперь, когда на школьников. защищавших Альтова, льют грязь за то. что они посмели проявить хороший вкус и не купиться на краденую «Гриаду» Колпакова, жаль тех, кто понятия не имеет о том, чем была их борьба, и скольким из них она стоила жизни.