FantLab ru

Владимир Данихнов «Девочка и мертвецы»

Девочка и мертвецы

Другие названия: Серые

Роман, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 34

 Рейтинг
Средняя оценка:7.79
Голосов:220
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Они ведь все хорошие, дяденька. Все! Все хорошие. Несчастные, но хорошие. Посмотри в эти глупые злые лица, дяденька: они ведь все дети, были детьми, детьми и остались. Как их можно не любить? Разве возможно такое? Ну, посмотри: посмотри им в глаза! Видишь искру? Это та искорка, которая никогда не потухнет. Видишь? Скажи: видишь?

Примечание:


Книгу можно купить на сайте автора

http://danihnov.ru/books/5

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 213

Активный словарный запас: средний (2934 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 65% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2011 // Лучший роман. 2 место «Серебряный Кадуцей»

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2011 // Крупная форма

номинант
РосКон, 2011 // Роман

номинант
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Роман

номинант
Бронзовая Улитка, 2011 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2011 // Крупная форма (роман)

номинант
Независимая литературная премия «Дебют», 2012 // Фантастика

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Девочка и мертвецы
2010 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2012 г.

В отзывах на эту книгу автора порой сравнивают с Филиппом Диком, Гофманом, Хармсом. Дело житейское, отчего бы не сравнить? Хотя «Девочка и мертвецы» — это типичный Воффка, «данихновее» не бывает: гротесковый сюжет, своеобразный язык, абсурд ведрами, отменный черный юмор, наивная жестокость etc. Просто такого писателя широкие читательские массы пока не знают. Хотя «Девочка…» — уже пятая книга автора.

И самая необычная. Хотя главной ее героине Катеньке двенадцать лет, детям книгу давать не стоит. Да и сами заранее приготовьтесь к шоку; у писателя Данихнова правило одно: никаких правил! Политкорректность? Добро, всегда побеждающее зло? Счастье мира не стоит слезы ребенка?.. Забудьте! Нет такой гадости, которой бы не совершили герои этой книги, в том числе — совершенно безнаказанно.

Действие романа происходит на неназванной планете, колонизированной землянами. На отдаленной ферме под Лермонтовкой живут трое: маргинал Ионыч, на всем белом свете привязанный лишь к маленькой летающей тарелке с лампочками, слизняк Федя и их маленькая рабыня, кроткая девочка Катя. Здесь всё, как на Земле, «далекой родине человечества»: те же люди, те же пейзажи, — только грибы бегают, зайчики летают, а жаворонки вьют гнезда из сигаретных окурков. А зимой выпадает волшебный снег, благодаря которому люди не умирают в привычном смысле слова, а становятся серыми. Как и положено зомби из ужастиков, они навязывают свое общение живым, беспокоят, тянут к ним тонкие руки, но те инициативу эту пресекают без проблем – с помощью оружия. Победить серых легко: они «как снег, слабые, бледные, из снега появляются, в снег и уходят». Ну, а потом, по поводу победы людьми, конечно, устраиваются «массовые гуляния на свежем воздухе с танцами и поеданием шашлыка». Шашлыка из мертвецов, в которых победители иногда узнают пропавших родных и близких (впрочем, это ничего-ничего). Но однажды с мирными покойничками что-то происходит. Они стекают с шампуров, из еды превращаются в монстров, и начинается бойня…

Книга жутковатая, но не оживающие трупы за то в ответе. Самые страшные ужасы в ней — бытовые. Чтобы почувствовать атмосферу книги, достаточно прочитать короткое вступление к первой части:

«Каждый год в России от рук родителей погибают около двухсот детей.

Собственно, вместо двухсот можно вписать любое число.

Это ничего-ничего.

Никто не плачет над цифрами».

Главный Злодей книги — Катенькин мучитель-благодетель Ионыч. Если первая его «мокруха» кажется не рядовой и случайной (прикончив тонколицего службиста, чересчур интересовавшегося заветной летающей тарелочкой, Ионыч и его домашние бегут с фермы), то довольно быстро начинаешь понимать: да нет, это для мужика «пустяки, дело житейское». Причем, не один он в книге такой. Среди главных героев романа нет ни одного положительного. Жестокие не выросшие дети убивают, походя, мимоходом, между дел, по надуманным причинам, совсем без причин. «Мы жрем мертвых, мертвые жрут нас и никакого просвета», — говорит один из персонажей и тут же объявляется сумасшедшим. На прекрасной далекой планетке почти не осталось живых. Даже те, кто формально считаются таковыми, «мертвы как яблоко, сгрызенное изнутри червем-попугайчиком».

Страшному миру противопоставляется юродивая Катенька, твердящая: «Они ведь все хорошие, дяденька. Все! Все хорошие. Несчастные, но хорошие. Посмотри в эти глупые злые лица, дяденька: они ведь все дети, были детьми, детьми и остались. Как их можно не любить? Разве возможно такое? Ну, посмотри: посмотри им в глаза! Видишь искру? Это та искорка, которая никогда не потухнет. Видишь? Скажи: видишь?» Она оправдывает своих мучителей («У них жизнь была тяжелая», «Это я виновата, я, только я одна!») и пытается накормить мертвецов конфетами, которых сама никогда не пробовала, но распахивает дверь Ионычу, пришедшему убивать ее друга: дяденька велел открыть, как ослушаться? Он столько страдал в жизни!.. Такой вот луч света в этом темном царстве… своеобразный. И хочется воскликнуть вслед за сообразительным мертвецом Мареком: «Святая ты девчонка, Катя. Только вот от твоей святости иногда тошно становится».

Данихнов читателя злит, шокирует, удивляет, выворачивает наизнанку привычное и удобное, заставляет ненавидеть себя и героев. «Девочка и мертвецы» — некомфортное чтиво. Но неприятного послевкусия и ощущения безнадеги, как от хрестоматийных «Осиной фабрики» или «Повелителя мух», после этой книги не остается. У романа есть какой-никакой хеппи-энд, к тому же, несмотря на реалистичность описаний, читатель отлично понимает, что перед ним — гротеск и сатира («юмористическая фэнтази», как говорит сам автор).

Это хорошая книга, отвязная, хулиганская, но заставляющая встряхнуться и будоражащая чувства. Живая.

Герои вот только мертвые.

Но это ничего-ничего.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2013 г.

Господи! Ну почему в последнее время, чем больше грязи — тем круче считается книга? Напиши побольше гадостей с милым неунывающим лицом и ласковой улыбкой и будут говорить — ах, какой неформат! Автор гениален!

Глянула предыдущие отзывы. «Герои разноплановы...», «есть характеры...», «вызывают чувства...» Характеры есть. И чувства вызывают. Но в основном чувство гадливости. С каждой новой фразой начинает тошнить все больше и больше. Зачем?!

Не все чувства хороши, не все чувства нужны. Не все стоит проявлять — кое-что должно оставаться тайной, кое-что должно подавляться.

Приведет ли эта книга к разумному, доброму, вечному? Сильно сомневаюсь...

Оценка: 1
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2011 г.

Ох, не зря, девочку в книге зовут Катенькой.

Аллегорично и аллюзийно.

Луч света, да… В сером царстве.

«Жизнь она такая, родной: на вкус дерьмо, но так пьянит, что не захочешь с ней расставаться». Вот и не расстаются герои книги, цепляются изо всех сил. Подставляют друг друга. Убивают. Верят в тарелочки – авось, чем помогут. Становятся живыми мертвецами.

И вот девочка — добрая, послушная, работящая, жалостливая. Среди злых, пьяных, тупых, жестоких, предающих, мёртвых при жизни и после неё.

И Катеньку жалко, и опекуна Ионыча хочется прибить. Буквально до того момента, пока не происходит история с Мариком.

Вот тогда наступает перелом. И пересмотр. И орать натурально хочется – Катя, ну что же ты! Не делай так!

Вот тогда начинает хотеться прибить эту девочку. На самом деле, это очень страшно – такое желание. Ещё какое-то время ищешь оправдание Катеньке, как она ищет оправдание поступкам людей вокруг себя. Ну, не виновата же! Жизнь у неё тяжёлая, добра и ласки не видела, жертва она жертвенная.

Но чем дальше, тем больше кажется, что самый главный злодей не сволочь и садист Ионыч, не лебезящая подстилка Федя, не тупая серая масса насильников, «оплодотворённая чужим миром», а вот эта, всегда улыбающаяся, всех жалеющая, всех любящая, всех оправдывающая и всем подчиняющаяся, хорошая и послушная девочка Катенька. Святая, от которой тошно.

Парадокс – жертва управляет своими мучителями, никак их не останавливая, только раззадоривает их, убеждает в безнаказанности и способствует следующим жертвам.

Жертва управляет миром, делает его серым, мертвецким — просто самим своим существованием. И никому не больно. Даже Катеньке. Мертвецам – не больно.

Очень сильная книга.

Прекрасная иллюстрация непротивления злу – вот тут-то самое зло и происходит.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2011 г.

Мдаа... что-то подотстала я от жизни, пропустила момент, когда стало круто писать про моральных уродов и упырей (в данном контексте, я имею в виду совсем не полуразложившихся живых трупов)

Большую часть книги я боролась с подступающей тошнотой. Отвратительное, мерзкое, ненужное чтиво. Даже Катенька, которая позиционировалась как положительный герой во всем этом бедламе вызывает неприязнь. Я и читала-то книгу до конца чтобы увидеть, как ее блаженный умишко наконец взбунтуется. Ан нет — не случилось. Так и осталась она глупой куклой, которая как заведенная повторяет «Это ничего«!

Отдельного упоминания заслуживает язык автора. Терпеть не могу такой стиль речи. Буквально с первых строк книги хочется ее забросить. Если бы я хотела послушать такие словесные обороты, я зашла бы в ближайшую рюмочную и постояла бы там пару часиков.

Короче, полнейшее разочарование... Я все больше убеждаюсь, что призеры литературных премий, совсем как победители «Евровидения», выбираются по абсолютно непонятным критериям, имеющим к качеству литературы/музыки очень далекое отношение

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2011 г.

Чем отличается хорошая книга от плохой? Очень многим, и очень немногим. Хорошая — вызывает эмоции. «Девочка и мертвецы» очень хорошая книга, потому что пробуждает очень много эмоций. Причем самых разнообразных. Он ненависти до жалости. От удивления до брезгливости. Потому что каждый персонаж романа получился живым (пусть даже он и мертв) и настоящим.

Роман порой жесткий, порой жестокий. Роман выворачивает наизнанку все самые черные уголки человеческой души, заставляя ненавидеть некоторых его героев. Причем в заслугу автору можно поставить то, что ненавидишь их как вполне живых и реальных людей — настолько яркими и достоверными они получились.

Поместив действие романа на какую то забытую всеми богами планету, автор по большому счету описал жизнь в некоторых провинциальных городах, где развлечения просты, люди незатейливы, самогон — основной продукт питания.

Поступки этих людей столь же незамысловаты. Грань между добром и злом столь же расплывчата, а после употребления очередной поллитры пропадает вообще. Позитива, доброты и чистоты в этих людях примерно столько же сколько в протухшей рыбине, да и вообще — не верится что на этой планете вообще бывает что то кроме туч и снега.

И вот в такой вот атмосфере, в этой грозе жестокости и обыдленности, пробивается лучик. Тот самый лучик в темном царстве по имени Екатерина. Абсолютному злу некоторых персонажей противопоставлено абсолютное добро.

Добро Катеньки столь же всепоглощающе, как и зло, исходящее от Ионыча, её опекуна.

Ионыч, без сомнения оказался наиболее ярким и заметным персонажем романа. Если посчитать, сколько раз желал ему самой страшной и лютой смерти, то цифра получится воистину гигантской.

Итог. Жесткий, порой жестокий, порой язвительный и сатиричный роман с яркими, живыми героями. Атмосфера планеты передана превосходно. Любой, пусть самый проходной персонаж выглядит живым и настоящим.

Одно из лучших произведений из прочитанного мной за последние пол года — год.

Роман способный не только увлечь интереснейшим сюжетом и довольно интересным миром, но и способный заставить сопереживать. Перевернув последнюю страницу пожалел только об одном — о том, что роман закончился...

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2013 г.

Вообще книга тяжеловата, потому как ни фига не фантастическая. Очень уж все знакомо, узнаваемо и близко. Отупевшие от бедности и бухла люди? Ни на какую далекую планету лететь не надо за ними, есть в изобилии. Побои и унижения «для твоего же блага», «чтоб не разбаловалась», «чтоб проституткой не выросла», а на самом деле просто потому, что ты сильный и ты можешь, и это так приятно — мочь? Ну так это дело называется «народной педагогикой», «традиционным воспитанием» и прочими приятными терминами, которые взрослые садисты любят произносить с ханжеским придыханием. Привычка, как по накатанной, оправдывать любую гадость честью, патриотизмом, долгом? Знакомая государственная политика. Никакие живые мертвецы, летающие зайцы и бегающие грибы не способны превратить эту черную жестокую сатиру в фантастику. Хотя смотрятся хорошо и сердце радуют :)

Язык повествования чудесен — прочла книгу за неполных 5 часов, одним махом. Отменный черный юмор. То горький и цепляет, то веселит, чтоб совсем уж намертво не зацепило.

Но вот Катенька... не справился автор с Катенькой. Вроде бы вышла она у него таким себе несовершеннолетним Иешуа в юбке, который твердо знает, что все злые люди — добрые, просто когда-то другие добрые люди их искалечили. Но не вызывает она восхищения, только жалость или раздражение, как точно заметил кто-то ранее в отзыве. Есть у меня такая версия, что не смог автор увидеть в Катеньке святой, пересилило негодование и сатирическая горечь, так и осталась эта несчастная плевком в каждого из нас: в то, как мы молчим, терпим, смотрим, как нас топчут, как калечат в участках, как хамят врачи, как унижают учителя, как надувают на выборах, как на деньги наши ставят золотые унитазы в обнесенных высоким забором хоромах... И все верим в большого доброго дядю, который заботится и без которого нам бы давно кранты. Оно так привычно, что уже почти и приятно.

С другой стороны, я хорошо понимаю Данихнова, ну нельзя же было оставлять читателя в этом говне по самые брови, надо ведь было дать живучей, как серый мертвяк, надежде хоть какую-то зацепку. Я бы тоже искала, как ее дать, если бы была на его месте. И, наверное, тоже бы ничего элегантного не выдумала. Но как читатель из-за этой неэлегантности пару балов сбрасываю.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2010 г.

Ужасающий своей эмоциональной силой роман.

Чистый взрослый стиль.

Простой чужой мир.

Немыслимые, грязные до дна души, персонажи.

И Катенька.

Святая или идиотка, что в масштабах текста — практически синонимы.

Не могу припомнить случая, когда я бы так горячо и полно ненавидел книжных героев.

Ионыч с Феденькой справились. Сжимать, стискивать пальцы, пока не хрустнут ненавистные шеи!

В тексте все крайне уместно.

Кроме концовки.

Она сера и безлика.

Надрыв, нерв, душерзадирание первых двух частей уступают потным разборкам и замыканию сюжета в кружочек.

Ружья дают залп и вроде как даже попадают в цель.

Но — «не верю!» (с)

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2012 г.

Сложно оценить такой неформатный роман. Вроде после прочтения и тапком кинуть в автора хочется, но понимаешь, что это субъективное мнение «за что ж вы, батенька, так людей не любите? Мы ведь еще ничего-ничего, не все еще в Ионычей мутировали поди…» Вот Данихнов не рекомендует читать роман женщинам. Наверное, я неправильная женщина, потому что роман мне понравился. Правда, частями. Особенно хороша первая часть, которая прямо-таки идейно вопиет к читателю «загляните в глаза чудовищ и узрите свое отражение! в крайнем случае, отражение соседа….» Первая часть впечатляет самой своей формой злой гротескной сатиры, хлесткими диалогами, динамично развивающейся сюжетной линией, когда с напряжением следишь за чередой бесчеловечных поступков Ионыча. И кажется, что черный вездеход не в город едет, а прямиком в ад направляется, сея зло и разрушение. Характеры тоже, безусловно, удались, они хоть и вызывают у читателя отвращение, но назвать их картонными язык не повернется. Особенно меня позабавил Федор, как он умело «гасит» вспышки злости Ионыча, лавируя между лестью, повторением слов собеседника и искажением фактов. Это ведь женский стиль поведения-подстраивания к мужчине деспоту! Так что главные герои представляют собой самую настоящую семейку из монстра-отчима, «доброй» мачехи и бедной Золушки. Зло, приспособленец и непротивленец злу, который это самое зло подстегивает. Иногда вызывали сомнения витиеватые монологи Катеньки. Для необразованного выкормыша фермы слишком складно и аргументировано она защищает Ионыча, Но в конце концов, тут все характеры ходячие гиперболы, что и ожидаешь от сатиры. Вторая часть в целом неплоха, и если в первой нам образы «мертвецов» показывают индивидуально, то во второй они уже сбиваются в стадную некромассу и выписывают сюжетные восьмерки по городу, демонстрируя торжество пьяного агрессивного бессознательного в полной красе. А третья часть вызвала искреннее недоумение, словно автор решил вытянуть отличную повесть до размеров романа, втиснув в нее лишних героев и лишнее «сюжетное время». Битвы уныло-комичных представителей силовых структур против теток с тентаклями напоминают уже «йумористическую фантастику», а не злободневную сатиру. Зачем? К чему? О чем? Посмешить читателя? Так автор нас и так изрядно рассмешил в первых частях своим глубоко философским «Подонки, совесть разбудили!», нам анимешное мельтешение с перебрасыванием гранат из рук в руки ни к чему.

К языку произведения придраться можно. А нужно ли? Честно признаться, «тишина противная как капли в нос» способна озадачить, наверное, даже матерого филолога. Это автор сюрреализм происходящего подчеркивает или просто прикалывается? Но на фоне замечательных диалогов Ионыча с Федором, бредовость некоторых метафор в описаниях автору можно простить. А за явные смысловые или прочие языковые ошибки глаз не зацепился.

Поэтому минусую за последнюю неудачную (на мой взгляд) часть и размазанный ровным слоем по этой самой части финал. И Оскара, Оскара вручить Ионычу за победу в номинации «Самый злобный отрицательный герой года»!

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2011 г.

У автора очень хороший язык. Он затягивает и заставляет продолжать чтение. Также хороши детали описанного мира и местные животные, хомячки, подберезовики, зайчики и тому подобное. Кроме того, в этом произведении налицо более-менее стройный , единый сюжет. То есть роман написан от начала и до конца про что-то.

Вот про что — непонятно.

Возможно, автор поставил перед собой задачу напугать читателя, заставить содрогнуться в ужасе от мотивов и поступков. Могу точно сказать — это не получилось. Только в одном месте мне стало страшно от того, что должно произойти — и, конечно, ожидаемый эпизод не написан! Не знаю, к лучшему это или нет, мысль, по крайней мере моя, за это зацепилась. Настолько, что в отзыве об этом написать решил.

Герои странные, крайне. Их действия, с одной стороны, логичны — с другой, никаких испытаний размышлениями не выдерживают.

Как будто у каждого персонажа есть в голове только одна мысль и одно стремление, для каждого персонажа — своя. Оправдано ли это озвученной сверхзадачей — не знаю.

В заключение.

Не мне автора учить, но слишком, слишком много в романе некромассы. В любом виде. Поэтому долженствующее напугать — смешит, а призванное вызвать дрожь отвращения — проходит мимо.

Чтобы смерть и страдания что-то затронули, их не должно быть слишком много, иначе это уже статистика и малозначащий антураж. Мёртвого не должно быть много слишком. Мне кажется.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2010 г.

Я ведь Володю Данихнова сначала зафрендил, а потом уже начал читать его книги. Или всё-таки наоборот? Блин, уже не помню. Но это ведь не важно совсем. Важно, что есть такой клёвый писатель. Вот все, наверное, думают, что я только положительные отзывы пишу. Всех называю клёвыми чуваками и говорю, что у них книги ого-го. Ну, в какой-то мере, это так. Ведь человек писал, старался, графоманил, ночей не спал, редактировал, нервничал, жене показывал (и если она робко критиковала, гасил её костылём по башке), друзьям пересылал, ругался с ними по телефону, а потом обзывал идиотами и недоумками — ну, в общем, творил. И тут приходит какой-то поц, который мнит себя большим специалистом, и начинает втирать за расплывчатый сюжет, картонные персонажи и прочую хрень. А я не хочу втирать.

Так, это было вступление, без которого вполне можно обойтись. Дальше по делу.

Данихнов опять написал отличную книгу. И отличную от других. «Девочка и мертвецы» запросто могла быть и простым рассказиком, и средней по размеру повестью и романом. Она и есть — и рассказ, и повесть, и роман. Её можно было продолжать писать и дальше, и начинать раньше. При всей невероятности происходящего, история похожа на какое-то акынство: такое впечатление, что Данихнов просто поёт о том, что видит — настолько убедительный мир он создаёт. Вместе с ним видим этот мир и мы. Действие разворачивается на какой-то землеподобной планете, впрочем, это не важно. Два совершеннейших ублюдка (один, правда, не совсем говнюк, но второй — мамадрагая) типа удочеряют девочку Катю. Но она им нужна лишь в качестве обслуживающего персонала. Над ребёнком издеваются, гнобят, обзывают, а она — Божий человечек, чем ей хуже делают, тем она больше оправдывает своих мучителей. Психология исковерканных взаимоотношений выписана с точностью до буквы. Антураж жуткий и классный одновременно: мертвяки, зима, тупость, жестокость, обжорство, кровь, ложь и тэдэ и тэпэ.

Читается, как и прочие Володины книги, за один присест. Спать лёг уже под утро. Всё думал: как ему это удаётся? Ведь создал мир, которого нет и не может быть. А с другой стороны, мы именно так и живём. Это как в предыдущем Володином романе «Чужое»: вроде, не роман, а какой-то полубред, сон, морок. Потом присмотришься: Господи, так это же про нас! Желающие найдут книги автора в любом электронном магазине. Любителям современной нетривиальной фантастики горячо рекомендую!

О! Только сейчас понял: с этого же надо было начинать! Типа: если вас задолбали эльфы и гоблины, если вы решили никогда не открывать книг со словами «меч», «магия», «дракон» и «маг», если вас тошнит от историй про хилого очкарика, который переносится на другую планету и возглавляет там народное восстание, если вас вообще всё достало — читайте Данихнова. Это отличное лекарство от УГ в жизни и особенно в литературе.

Или слишком пафосно написал? Не, по-моему, нормально :)

Ставлю этому роману твёрдую десятку

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2010 г.

Этот роман написан в очень интересном жанре – жанре моральной сатиры. Данихнов, что называется, выносит сор из избы. Рассказывает кому-то неведомому о человечестве самое неприглядное, страшное, отвратительное. Не надеясь на понимание, и опасаясь сострадания. Рассказывает легко, просто. Эта простота иногда производит гораздо более жуткое впечатление, чем те страшные вещи, о которых рассказывает автор. Нарочито простой, тем не менее, отточенный язык — плюс роману еще и потому, что не оттолкнет никакого читателя стилистическими сложностями и наворотами. Местами роман напоминает, как ни странно это прозвучит, Бажовские сказы. Но на том доброта автора к читателю благополучно заканчивается. Далее с читателем никто не сюсюкает и не либеральничает, а показывает современного человека во всей его мерзости. И кто скажет, что роман этот всего лишь произвольный «воображариум» мизантропически настроенного автора, что во всем этом нет правды, тот сам живет иллюзиями и «страшно далек» от реальности.

Роман Данихнова полифоничен – в нем затрагиваются разнообразные темы. Однако, наиболее последовательно и четко автор обозначает в тексте две темы – тема агрессии, абсурдно бессмысленной, которая становится для человечества обыденной, как стакан воды, и тема, если так можно выразиться «отцов и детей». Конечно, это весьма условное название. Скорее, это взаимодействие детей, подростков с миром взрослых. Лицемерие взрослых, доведенное до абсурда, насилие и агрессия по отношению к детям, которые пока не могут ответить. Но только пока. И последствия этого взаимодействия зловеще непредсказуемы. Это явственно читается между строк романа, несмотря на то, что главной героиней романа является девочка Катя, доброта и смирение которой настолько неадекватны окружающим обстоятельствам, что вызывают у читателя чувство, среднее между жалостью и отвращением. Катя – такой себе князь Мышкин в «девачковом» обличье. Складывается такое впечатление, что автор и сам не определился, восхищаться ему Катенькой или презирать за это ее блаженное всепрощение.

Роман «Девочка и мертвецы» – безусловная творческая удача автора. Однако, Данихнову есть, что пожелать: чуть больше психологичности, чуть больше глубины. Впрочем, это субъективные ожидания мои, как читателя. Кто-то может возразить мне, что жанр сатиры не предполагает глубоких психологических рефлексий персонажей и будет прав. Однако, лир. герой романа «Чужое» сам поставил для своего автора такую высокую планку.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2010 г.

В качестве эпиграфа:

При встрече с вонючими мужиками Пушкин кивал им головой и зажимал пальцами свой нос. А вонючие мужики ломали свои шапки и говорили: «Это ничаво».

(Даниил Хармс)

Владимир Данихнов написал гениальную вещь «Девочка и мертвецы». Он лично отзывается о ней как о юмористической фэнтази, которую не рекомендуется читать женщинам и девушкам, но мы-то с вами точно знаем, что ни фига это не йумор, а выдающиейся памятник русской словесности, слепок соверменного общества, и вообще все то, что напишут о произведениях В.Данихнова составители учебников по Русской Литературе.

Читаешь и думаешь — вот ведь, *опт, нихренаэтонефэнтази, так оно и есть. Это только в операх люди гибнут за металл. В жизни (и в романах Данихнова) люди гибнут по-глупому: за шашлык, за водку, за соленые огурцы и драповое пальто, за намерение помочь ближнему своему, получают в рожу за улыбку, и хорошо если получают кулаком, а не сапогом к примеру. Убийцы и мародеры живут долго и счастливо. Любящих предают любимые. Мертвецам не угнаться за живыми, а грешные попадают прямиком в райский Китеж-град. Сначала вам, читатели, может показаться, что страшноват роман В.Данихнова, что многовато в нем сцен насилия, жестокости и безнаказанности. Это ничаво, это правда жизни. Живем же, варимся же в этом каждый день, видим, пропускаем через себя — и проходим мимо. Так почему бы про это и не почитать? Может, потому что закрывать глаза на что-то легче, когда проходишь мимо, а не когда читаешь?

Я вот сейчас задумалась, о чем этот роман. Ведь не красота спасет мир, как завещали предыдущие русские классики, а наоборот, мир спасет неведомая опа-она-какая хня, которая так *опнет, так *опнет, что мало не покажется. А красота не спасет, нет. Все будут умирать, спасая красоту, а сама-то красота никого уже спасти не сможет... Красота нужна этой жизни только как противовес опа-она-какой хне, для контраста, чтоб не перепутать — вот красота, а вот хня, а вот все мы тут, в кровавой юшке, струпьях и вчерашней блевотине, красотой не блещем, но и опа-она-какой хней не размахиваем, мы простые как валенки и предсказуемые как перегар со вчерашнего. И хочется нам тоже известно чего — бабам замуж и ребеночка, а мужикам — чтоб было чего закусить и кому сказать, чтоб накрывали на стол. Hу люди как люди, где бы ни жили и что бы ни выделывали. А В.Данихнов взял и написал роман, снежный в синих искрах, чтоб мы об этом не забывали. И, перевернув последнюю страницу, мне стало одновременно светло на душе и немного завидно, вот умеет же Вова Данихнов писать — смешно, страшно и правдиво даже о неведомой опа-она-какой хне...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 марта 2009 г.

«Серые» — новый роман одного из самых ярких представителей так называемого поколения NET Владимира Данихнова. Прекрасный язык, сарказм, циничность, чувственность, странность и поиск человека в человеке –- всё это характерно для прозы Данихнова, всем этим сполна он наделил своё новое произведение.

Действие книги разворачивается на некой планете, колонизированной русскими поселенцами. Но не ждите отблесков инопланетного солнца на армированном пластике звездолётов из космооперы, как нет здесь и повествования о суровых буднях первопроходцев. Нет. Автор рисует лубок, аляповатую картинку о русской душе. Рисует зло и размашисто. Так и хочется иной раз схватить его за руку и сказать: «Неправда, другие мы». Но тут же думаешь: «А другие ли?»

Сюжет подаётся через взгляд множества действующих лиц, но центральным персонажем является маленькая девочка Катенька, живущая на одиноко стоящей ферме. Забранная из сиротского приюта, девочка растёт средь грозного оклика тирана и хозяина дома старика Ионыча и ласкового слова из уст сокольничего Феди, человека хоть и доброго, но безвольного и всецело преданного Ионычу.

Есть у фермы и маленький секрет – упавший неподалёку от избы непознанный летающий объект, сиречь НЛО. Падение то заприметили граждане из особых органов, а один такой гражданин проявил чрезмерное любопытство, да наведался на ферму. И зря. Ионыч и раньше не располагал душою к общению с властью, а нынешний визит вовсе расценил, как посягательство на драгоценную собственность, вследствие чего случилась с тем сотрудником оказия весьма печального характера.

Забрав кое-что из личных вещей, наша троица отправляется в город. Подальше от приметной фермы, в толчею и колготу большого поселения, где можно затеряться да пересидеть лихие времена. Только неспокойно в округе. Тут самый раз сказать о серых. Уникальные свойства местного снега оживляют мертвецов, являя миру медленных, вяловатых созданий серого цвета, что ходят по снежным равнинам, изредка декламируя неведомо зачем короткую строчку из стихотворения. Раз в год, сбившись в огромную толпу, серые идут в город Пушкино. Событие для горожан хоть и опасное, но праздничное. Как же! Мясо само идёт на шампура да жар больших костров! Да и опасность от серых сильно преувеличена — дюже медленные они и настоящую угрозу представляют лишь одиночкам. Но нет в мире постоянства. И на сей раз уготован неприятный сюрприз городу и окрестностям. Серые перерождаются во что-то новое и реально опасное…

Каждый поворот сюжета, каждую смену тональности автор использует, дабы поглубже «залезть» в русского человека, пошире оголить рану и показать его душу. И всё это происходит на фоне удивительной атмосферы, пропитанной поэзией снежных пустошей и причудливыми красками. Взрослая, жёсткая, даже жестокая проза, подающаяся под соусом из прекрасного чёрного юмора. Местами удивительно лиричная и касающаяся сокровенного, кое прячем мы от сторонних глаз.

Всем, кто хочет увидеть русский New Weird, побег от набивших оскомину фэнтезийных квестов и лоботомированных космобоевиков, всем, кто не прочь задуматься над прочитанным, словом, всем любителям нестандартной качественной литературы посвящается.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2015 г.

Чудовищно-понятный роман, фантастический и социальный одновременно. Жестокий на всём своё протяжении и сатирический в конце. Правильно про него сказали – штучный товар.

Фантазией автора читатель послан на некую планету, которая вначале кажется Землёй, но истинная сущность которой вскрывается по мелким уточнениям, не характерным для Земли особенностям, и вот на планете-то этой и вершится чёрт знает что чёрт знает по каким причинам, которые до самого конца будут разрозненными и так и не сольются в одно. Ждать, что автор чётким языком скажет, кто есть кто, не стоит – он с самого начала поставил своих героев в такие рамки и позы, что с ходу назвать вот этого преступником, этого – подхалимом, а вот эту – наивной дурой не выйдет. Как не выйдет и закрыть глаза на творимый беспредел, прописанный столь живо и даже смачно, что только диву даёшься, откуда всё это могло взяться. Впрочем, что тут думать? Всё это взято с нашей родной Земли-матушки, добро-пожаловать-в-реальный-мир.

В какому бы жанру отнести роман о приключениях (иного слова не поберу) троицы героев, каждый из которых настолько же ярок, настолько и убог (каждый по своему)? К фантастике? Вон ведь и чужая планета есть, и ксенофантастика, как ни крути, и даже тарелочка летучая… К мистике? Не ксенофантастикой, по сути, попахивает, а мертвецами, да ещё и способностями сверхъестественными, от которых рукой подать до предвидения. К ужасам? Я столько смертей давно не встречала, да притом смертей людей от руки человека же! Можно ещё детектив упомянуть мимоходом – ну, чтоб уж весь спектр выкидываемых романом коленец охватить.

А ведь суть-то романа в чём? Чего это мертвяки без конца на людей нападают и чего это люди мертвяков из года в год на кострах жарят и шашлыки жрут? Неужели это развлечение такое? Мерзко же!

А вот героям не мерзко. Ни Ионычу, безжалостному мужику с замашками тирана, ни Феде, подпевале ионычевскому, ни Катеньке, той самой девочке, которая всех жалела, а себя – ни-ни. Троица, которая будет мне, наверное, теперь долго сниться. Если я сначала никак не могла понять, что их вместе держит, то потом уже не могла представить, чтобы кого-то из них вдруг не стало, чтобы их компания развалилась. И финал на фоне этих размышлений стал действительно взрывным, потому что порушились все карточные домики, сошлись все центральные и второстепенные силы, и автор постарался приоткрыть завесу тайны над судьбой и происхождением некоторых из героев, да так и оставил её на полуавтоматической режиме. Мол, додумай сам, читатель, как ты относишься к моему детищу и что по поводу героев думаешь, потому что подумать можно многое, как плохое, так и хорошее, и если бы не откровенная ирония в конце, я бы приписала роману категорию «21+». Он и так-то написан для взрослых, а многочисленные подкожины, которыми автор оперирует, взывая к совести и разуму (у кого что есть), заставляют думать, думать, думать.

Рекомендую всем, у кого нет рамок в голове.

+9

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2011 г.

Вот так бывает — прочитал и не понял, хорошая книга или плохая. Впрочем, нет, не плохая — отвратительная. Не плохо написанная, а качественно отвратительная. Из всего психологического кошмара я не сразу, но почувствовал что-то знакомое, я читал что-то похожее, похожим языком написанное. И, наконец, понял: «Котлован» Андрея Платонова! Тот же странный, труднопроизносимый, но меткий язык, косноязычные герои с непонятными желаниями и бессмысленными поступками. Разница только в том, что Платонов предвидел надвигающийся мир военного коммунизма, а Данихнов препарирует психологию наших современников.

Да, удачное слово — препарирует.Поэтому, как и при препарировании тела, здесь так много грязи, вони, мерзости. В психологии каждого героя книги есть и добро и зло, добрые движения души, верность, любовь приводят к гибели людей. Жадность оборачивается благодеянием. Бредовый мир вокруг, с восьминогими белками и летучими зайчиками оказывается расположенным на какой-то отдаленной планете, но он — наш, узнаваемый. Ведь это мы, с нашей злобой и пьянством, мелочной безжалостностью и великой любовью. И это наше существование, бессмысленное, идиотское. И мы уже почти мертвецы, и уже скоро соберемся в жуткую некромассу с непомерной жестокостью и мелкими, хотя и добрыми целями.

Препарировали. Вывернули наши души наизнанку и нам самим показали — какие мы внутри — с кровью, с дерьмом. Любуйтесь. И надо как-то из всего этого извлечь пользу, найти что-то полезное, как вскрытие трупа помогает лечить болезни в будущем. А что воняет — это ничего-ничего...

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу