FantLab ru

Терри Пратчетт «Мелкие боги»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.74
Голосов:
1386
Моя оценка:
-

подробнее

Мелкие боги

Small Gods

Другие названия: Малые боги; Маленькие боги

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 83
Аннотация:

Эта история произошла давным-давно, когда по пустыне еще бродили горящие кусты и разговаривали со случайными прохожими (человек, который имеет привычку гулять по пустыне, ничуточки не удивится, если с ним вдруг заговорит ящерица, булыжник, а тем более куст).

Именно тогда церковь Великого Бога Ома ждала пришествия очередного пророка, который вот-вот должен был явиться, поскольку пророки — весьма обязательные люди и четко следуют установленному расписанию. Именно тогда юный послушник по имени Брута обнаружил в саду маленькую черепашку, которая на поверку оказалась тем самым Великим Богом Омом... А вообще, эта история про черепах и орлов, а также про то, почему черепахи не умеют летать.

Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  Отдельные произведения


Похожие произведения:

 

 


Мелкие боги
2001 г.
Пирамиды. Мелкие боги
2003 г.
Мелкие боги
2006 г.
Интересные времена. Мелкие боги
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Small Gods
2003 г.
(английский)
Small Gods
2013 г.
(английский)
Small Gods
2013 г.
(английский)
Small Gods
2014 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2013 г.

Есть тема, которую в последнее время принято практически избегать. Ну, или, по крайней мере, говорить о ней округлыми и ничего не значащими фразами. А то, вдруг, невзначай, оскорбишь «чувства верующих». Тем более, что верующих сейчас сколько угодно, и верят они в такую массу, порой взаимоисключающих, вещей, что о чем бы не помянул, рискуешь оскорбить эти самые чувства. Что не скажи, кто-то все равно будет недоволен. Лучше, вообще, держаться от нее подальше. Эта тема, как Вы уже догадались, Вера и Религия.

Сэр Терри отчаянно смелый человек, если решил посвятить этому отдельную книгу. Хотя, как, рассказывая о самых разных сторонах нашей с Вами жизни, не упомянуть об этом, просто не понятно.

Плоский Мир, как Вы помните, место выдающееся, поскольку здесь обитают все, все, все. Самые разные все, рожденные самой богатой фантазией писателей и читателей за века самого разнообразного творчества. А рождала людская фантазия не только гоблинов и троллей, героев и тиранов, но и Богов, Самых разных, на все случаи жизни. А случаев, как говорит нам жизненный опыт, превеликое множество.

Вот так из случая родился в одной провинциальной стране Плоского мира бог Ом. Сначала маленький и слабый, но быстро продвинувшийся в Великие, благодаря искренней Вере. Так и почивал он лаврах, пока не наступил неожиданный крах его карьеры. Нет, его не забыли: каждый день в храмах возносят молитвы, во славу его завоевывают целые страны, стоны и мольбы еретиков оглашают подземные казематы. Только верующих в него практически не осталось: все поглотили ритуалы, традиции, догматы. Остался один, самый последний, верующий не из страха, не по привычке... Просто верующий.

Это очень поучительная книга. С мягким юмором, когда достается всем: истово верующим и твердокаменным атеистам, философам и теоретикам всех мастей, политикам и военным, ученым и полным неучам. Это очень беспощадная книга, обнажающая самые потаенные людские мысли, те, которые они прячут даже от самих себя. Это очень грустная книга, рассказывающая о человеческой природе даже больше, чем хотелось бы узнать.

О чем она собственно? О религии? Наверное, так может показаться с первого взгляда. Она о Вере. Неважно какой: в Создателя, в науку, в политику, в себя самих. О том, что значит настоящая Вера, и когда и почему она умирает и утрачивает смысл, превращаясь в набор привычных ритуалов и зазубренных бездумно слов. А еще она о рождении Фанатизма.

Было жутко до дрожи, когда за мягкими шутками обнаруживались вполне узнаваемые картины. Вот философ, готовый «подвести базу» под любое учение, или его ученик-изобретатель, бездумно выпускающий джина «гонки вооружений». Или фанатик, готовый принести в жертву ради своей идеи невинного человека. Или Ворбис, верующий только в собственную правоту и творящий настоящее Зло, превращая окружающих в свое подобие. И над этим всем повисающий вечный вопрос: Неужели Ты действительно, не знаешь, ради чего все это? Т.е. Все — Мир, Жизнь, Смерть, Боги, Восходы и Закаты, и даже маленькие черепашки и полубезумные философы? Неужели даже не догадываешься? Что же может сгодится такой ответ сэра Терри: «Я вновь и вновь возвращаюсь к одной и той же мысли: мы живем в невероятном, фантастическом мире, хотя и не осознаем этого». Вот в это: что мир невероятен, удивителен, великолепен и в нем возможно ВСЕ, я верю твердо. И не так уж важно, как он возник: в акте Творения, пламени Сверхновой или в результате немыслимого стечения обстоятельств. Главное, что он есть.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2016 г.

[i]Аааа спонсор этого отзыва — российские издательства! Российские издательства — напиши в аннотации полную чушь и оттолкни читателя от хорошей книги![/i]

Серьезно, наших издателей есть за что хвалить — потрясающее умение написать в аннотации то, что к прочтению подтолкнет лишь человека, первый раз держащего в руках книгу, не считая школьные учебники. Знакомство с Плоским миром отложилось на два года, ибо о Терри Пратчетте я слышал только то, что тиражи его книг составляют неисчислимые триллионы экземпляров (аж целую статью где-то читал — только о тиражах и популярности Пратчетта), что он — самый популярный писатель в мире, ну и еще слышал, что юмористическую фэнтези пишет. О самом творчестве — ничего больше. Когда хвалят не писательский талант автора, а его бесчисленные тиражи, не знаю, каких любителей Донцовой это должно привлечь.

Как выяснилось в ходе вскрытия, всё это практически не соответствует реальности. Это я не про популярность с тиражами, хотя есть еще Стивен Кинг, который мог бы поспорить с Терри за звание самого известного автора современности, а про жанр. Юмористическая фэнтези. Понимаете? В аннотациях была обещана хлесткая сатира, искрометный юмор, и тому подобное, с чем знакомиться никак не хотелось. Начиная читать книгу, не заглянув в отзывы на Фантлабе, ожидая лишь развеселой беллетрестической фэнтези с юмором ничуть не выпуклее Плоского мира, был приятно удивлен. Да, я сам выбрал эту книгу с полочки, однако всё равно было интересно узнать, что за зверь этот Терри Пратчетт.

...который не оказался ни каким-нибудь Гальцевым, ни Петросяном, и даже вовсе не Беляниным, которого я здесь ожидал увидеть. Называя Пратчетта автором фэнтези, тем более юмористической, издатели, как и многие читатели, весьма жестоко просчитались. Он пишет далеко не это. Фэнтези, как и юмор, минимум — в этой книге, служат лишь антуражем, дополнением, средством — называйте как хотите, но основное содержание тут — далеко не «юмористическая фэнтези». Да, возможно, сатира, а не ЮФ, тут петросянские шутки далеко не в центре событий.

В первую очередь, вместо ржаки на меня обрушился, внезапно, поток мыслей. Нет, юмор, конечно, тоже был, однако он содержался лишь в междустрочном интервале и редко более. Впрочем, эти мысли были не абы какими пафосными и красноречивыми, они высказаны самым простым и понятным языком, и тут я понял, что фэнтези и юмор у Пратчетта — как раз таки не более, чем антураж к происходящему. Мне показалось, что эти две вещи — всего лишь средство, чтобы более простым и понятным языком донести до читателя свои мысли. Если писать драматичные пафосные книжки, большинство читателей и не обратят внимания на все эти размышления, серьезные размусоливания на таком же фоне как-то не выделяются. А когда начинаешь читать «юмористическую фэнтези» (сто раз сказал эти два слова, ну да и ладно), а тебе встречаются серьезные, и при этом не занудные размышления автора — вот это как раз здорово контрастирует и просто проглотить эти мысли невозможно. Благодаря таким средствам все эти сложные концепции становятся интересными и увлекательными, потому что это необычно, а необычное запоминается. Так что, дорогие товарищи издатели, говоря про юмор и про фэнтези, зачастую забывают, что они пишут совсем не о главном блюде.

Тут всего лишь два слоя — это как раз таки приключенческий роман для расслабона, и кое-что поглубже, и это самое кое-что как раз таки служит основой, как по мне. Тем более в этой книге — «Мелкие боги» — обыгрывается религия и вся ее суть. Религия вообще, как известно, во все времена была довольно щепетильной темой — куда ни плюнь, обязательно заденешь чьи-нибудь чувства, однако Пратчетт посвящает ей целую книгу. Причем, как мне показалось, достаётся в основном не вере, а как раз таки религии, истинную веру человека в какое-либо божество Терри гладит по головке. Бог, в честь которого отбабахали целое государство, понастроили храмов и наприносили жертв, снисходит на грешную землю в облике крошечной черепашки, потому что обнаружил там всего лишь одного верующего, несмотря на храмы, жертвы и прочее — как яркий пример.

А вот сам сюжет, надо сказать, до жути шаблонен и скучноват, особенно герои. Но не это в романе главное, так что я не особо-то возмущался.

Надо сказать, я тут зачастую запинался за весь цикл, а то и за всё творчество Пратчетта, хоть и прочитал всего лишь одну книгу. Если честно, не думаю, что он написал только одну вот такую — умную книгу, а в остальных основательно распетросянился и все они — лишь пустое развлекалово. Надеюсь, что не ошибся в этом.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2008 г.

Это моё первое прочитанное произведение Пратчетта... Неплохо я начал отзыв — четыре слова подряд на «П», добавлю ещё одно — потрясающе! Каюсь — недооценивал я раньше Пратчетта и всячески тянул со знакомством с его книгами...каюсь, но лучше поздно, чем никогда. Итак, что можно сказать о книге «Мелкие боги»? Это отличное сатирическое произведение, продолжающее самые лучшие традиции английской сатиры, заложенные великим Джонатаном Свифтом. Повторю, это именно сатира, а не «юмористическое фэнтези» ( не к ночи будь оно помянуто), не ждите тупых шуток и бессмысленного «отдыха» с книгой в руках, роман заставляет работать мозги, а смешно( на самом деле смешно) будет тем, кто знает предмет, объект пародии. А объект этот — наша Вера, даже не религия, а именно-Вера. Со здоровым цинизмом нашего неверящего века Пратчетт размышляет: а верили ли люди когда-нибудь по-настоящему? Неужели человеку настолько легче поверить в придуманных божков, точнее свалить на них свои проблемы, чем поверить в самого себя? Пощады не ждите: Пратчетт с юмором обыгрывает огромное количество литературных первоисточников — от языческих верований и стереотипных историй о древнегреческих философах до основы основ монотеистических религий. Использует он и идеи своих коллег по цеху — Боги хиревшие от недостатка веры были ещё у Спрэг де Кампа, а христианская церковь проповедующая идею круглой Земли (тогда как на деле она оказывается плоской ) — в знаменитом рассказе Фармера «Вперёд! Вперёд!»; в романе встречаюся аллюзии к произведениям Брэдбери, Сартра и даже фильму Ингмара Бергмана. Многие фразы в книге- просто готовые афоризмы и теперь я знаю, что уже не раз сталкивался с ними не догадываясь об авторе.

Меня уже не удивляют казавшиеся раньше спорными предположения, что Пратчетта со временем будут изучать в школах. «Мелкие боги»- один из образцов, эталонов в жанрах сатиры и пародии.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2011 г.

Пратчетт — всегда Пратчетт, даже когда он пишет о такой серьезной и (давайте смотреть правде в глаза) болезненной теме, как религия. Он и рассмешит, и заставит подумать как следует.

На мой взгляд, «Мелкие боги» — роман прежде всего о вере. О том, что она дает, какой она бывает и какие чудеса иногда может творить. Ведь верить можно не только в богов — в справедливость, в любовь, в полезность утренней пробежки и яблочный пирог, наконец.

Философия Пратчетта ненавязчива. Он показывает, а не поучает. И это одно из главных достоинств книги — отсутствие морализаторства. Я написала «одно из достоинств», ибо, окромя сказанного, роман еще и крайне интересен, замечательно написан и легко читается. Пратчетт — всегда Пратчетт, даже когда он пишет о такой избитой и мудренной теме, как религия:biggrin:.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2009 г.

Настоящие любители фантастики, между нами говоря, порядочные снобы: чтобы сойти в их компании за своего, нужно именовать Громыко с Беляниным не иначе, как сортирным чтивом для имбеци..., пардон, трудящихся масс, а в качестве образца юмора и вообще образца называть Пратчетта, непременно с придыханием и закатывая глаза. :) Последнее я после «Маленьких богов» сделать больше не смогу, не покривив душой, ибо «Мелкие боги» меня разочаровали.

Необычный подросток — это смешно или это философия? А Творец Вселенной в образе беспомощной черепашки, вечно голодный и ноющий, — это философия или это смешно? Или, может быть, юмор и глубокомыслие где-то дальше, а я просто не добралась до них, сломавшись окончательно в районе сотой страницы?

Теперь читаю отзывы и пытаюсь понять, о чем же все-таки этот этот роман. Пратчетт хотел написать пародию на христианство? Я не вижу в религии бога Ома ничего общего со своей: где вечный и неизменный Бог, единый в Трех Лицах, где грехопадение человека, где Боговоплощение, Крестная смерть и Воскресение? Без всего этого омнианство никак не может претендовать быть фэнтезийным аналогом христианства, да и на другие известные мне системы эта религия не похожа. Среди гностиков разве что аналоги поискать...

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2007 г.

...Боже, хочется об этом произведении столько сказать, столько сказать...но с чего начать?! ...Прекрасная, умная и остроумная книжка... Пратчетт-это Пратчетт. Так виртуозно переплести (и приплести) разные философские и религиозные течения и направления, существующие и существовавшие в нашем Круглом мире и отобразить их в Плоском...-одним словом-МАСТЕР! С удовольствием поговорю об этой книге в любое время, за тарелочкой черепахового супчика.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2008 г.

Трудно быть Богом?

Пратчетт со свойственным ему сатирично-юмористическим иносказанием философствует на серьезную тему взаимоотношений БОГ-ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК-НЕВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК-УЧЕНЫЙ (ФИЛОСОФ), в. т.ч. как Бог влияет на Человека и как Человек влияет на Бога.

Очень понравились некоторые мысли о научном прогрессе и его соотношении с культурным совершенствованием (философ, его ученик-племянник и сержант), об искренности веры и фанатизме (философ, послушник и пророк), о формировании и ответственности религии (бог, мелкие боги, павшие боги, другие боги, их заповеди и пророки, их верующие и атеисты).

Не очень понравились ЯВНАЯ иносказательность (многие сюжетные обстоятельства и события, особенно в развязке, выглядят смазанными), как будто автор спешил высказать основные мысли, не особо утруждаясь проработать детали, но как всегда на высоте «смысловая образность» персонажей, сделанных автором «HAND MADE», каждый из которых четко соответствует характерным свойствам собирательного образа, выраженного в нем (персонаже). Хотя иногда такая «четкость» персонажа приводит к неживой прямолинейности и предсказуемости его (персонажа) поступков.

ИМХО Несмотря на некоторые недостатки, произведение оставило впечатление и то самое «послевкусие» хорошей не то чтобы в полной мере фэнтези, но философской сказки точно... Рекомендую к прочтению даже тем, кто не является поклонником данного автора, т.к. произведение «достаточно самодостаточно» (с) антология тавтологий : ) и дает стимул к размышлениям, даже если с мыслями, в нем высказанными, читатель не вполне согласен.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2010 г.

На мой взгляд, это самая серьезная книга из Плоскомирских. В ней четче проступают собственные убеждения Праттчета о Боге.

Конфликт Бута и Вариса. Конфликт между живой и искренней верой человека преданного Богу, способного слышать Бога, и религиозным функционером-фанатиком который слышит только эхо собственных мыслей. И когда Варис наконец оказывается в пустыне с черным песком он не может ее преодолеть. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной…»(ПСАЛОМ 22:4). Никто не может преодолеть эту пустыню в одиночку, слушая только эхо своих мыслей, нельзя избавиться от страха смерти без веры и любви.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2012 г.

По-моему в комплекте с «Пирамидами» формируют у думающего человека представление о религии. Но, видимо, это не всем нравится. Мне интересно, не нравится людям «тупой» юмор Пратчетта или его несерьезный взгляд на серьезные вещи, отчасти цинизм... По мне так цинизм, знать цену всему, но при этом не ценить ничего... Может быть это мудро?..

Читать Пратчетта нужно исключительно между строк, а то действительно покажется, что это литература для лёгкого чтения, а в этом плане она не на многое годится.

Его взгляды во многом не новы, но самобытны в чем-то. Рьяный атеист может быть полее полезен для веры, чем фанатичный ревнитель

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2009 г.

Выдающееся, невероятное, прекрасное, самое, очень и прочие эпитеты, которые приписывают этому роману, справедливы, но не отражают его сути. Основная же с моей точки зрения характеристика «Мелких богов» — содержательный роман. Роман более религиозный, чем фантастический или юмористический. Роман формирующий религиозное мировозрение и демонстрирующий читателю проблемы с его (читателя) верой. Улыбка, которую вызывают герои романа через секунду сменяется осознанием, того что смеешься ты над собой, собственными ханжеством и невежеством. Роман-притча, роман-проповедь.

На днях закончил читать «О природе богов» Цицерона и сразу перечитал «Мелкие боги» Пратчетта. У Пратчетта получилось лучше.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2015 г.

Ещё одна книга из условного «теологического» цикла Пратчетта, в котором тема богов и религии является центральной.

Хорошо то, что автор не занимается тупой и бессмысленной насмешкой над религией. Его ирония, прежде всего, умна и глубокомысленна. Пратчетт, всё же, относится к религии с некоторым уважением. Поэтому «Мелких богов» с удовольствием могут прочитать как и атеисты, так и по-настоящему верующие люди. А его концепция «конституционной религии» — это великолепно, моё почтение!

Да и в целом это одна из лучших книг автора, где он смог развернуть свою оригинальную фантазию на 100%. Количество парадоксальных ситуаций, мыслей, идей и т.д, превышает все мыслимые пределы. На четыреста с лишним страниц не наберётся и десятка, где действие провисает и становится скучным.

Вывод. Одна из немногих «универсальных» книг, которые можно порекомендовать практически любому человеку.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2013 г.

Вот — роман, за который Пратчетт прочно входит в число уважаемых мной авторов. За ведьм — любимых, а за богов — уважаемых.

Умная, иронически умная книга. Это самый трудный жанр. Крайне трудный.

Отличная работа. Анализировать не хочется, слишком много сейчас эмоций. Спасибо автору.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2012 г.

Природа смешного всегда была для меня загадкой, а после этой книги я лишь убедился в том, что никогда в этом не разберусь...

Вот удивительно: в романе почти всегда светит яркое солнце, а читать страшно... И интересно. До чёртиков интересно!

Чёртики — это такие маленькие боги!)))

Что подумалось сразу после прочтения:

Религия становится опиумом народа только тогда, когда место веры занимает обряд.

Брута — великий человек Плоского мира.

Философия — это увлекательно!

Черепахи — некоторые из них бывают вкусны...

А ещё орла жалко)))

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2010 г.

Да уж. Берясь за роман Пратчетта Мелкие боги, я ожидал еще одного романа в духе Цвета Волшебства и Безумной звезды, Стража! Стража! и других. Но, как оказалось, роман кардинально отличается от всех прочитанных мною произведений из цикла о Плоском мире. Даже не могу сказать в какую сторону: лучшую или худшую. Но эти отличия есть, поэтому и впечатления поначалу были не очень – из-за обманутых надежд. Я-то думал, что передо мною очередной замечательный пародийный роман, но, на самом деле, Мелкие боги, не такая уж и пародия. Слишком он уж серьезный, как и те проблемы, поднятые автором. А главная проблема – противостояние Веры и Религии.

Вообще-то тему религии довольно часто поднимают фантасты как отечественные, так и зарубежные. У многих идеи носят довольно еретический, а иногда и циничный характер, но вот так разложить проблему на составляющие, показать всю «подноготную», разобрать все под микроскопом и преподнести это читателю, по моему, не пытался никто.

Как уже говорилось, эта книга весьма отличается от первых книг из серии о волшебниках и городской страже. Если те книги просто высмеивали либо некие штампы в фентезийной литературе либо человеческой натуре, то Мелкие боги помимо сатирического слоя, содержит и довольно неплохие философские размышления.

Очень сильно не хватало Анк-Морпорка с его бесшабашными жителями: волшебниками, ночной стражей, различными гильдиями, патрицием, да и обычными обывателями. Роман сильно много потерял, когда действия перенеслись в другое место. Даже Смерть, мельком упоминаемый в романе, не смог скрасить всего фона.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 сентября 2010 г.

С этой книги для меня началось знакомство с циклом «Плоский мир» и поначалу книга меня не впечатлила совершенно. Жанр далеко не из любимых, да и ожидания от книги не оправдывались. Пожалуй только имя автора, а не события, происходящие в книге, поддерживало во мне желание дочитать эту книгу до конца. И надо сказать, что я не пожалела, что всё же дочитала. И осталось лишь сожалеть, что закончился тонкий юмор, не менее тонкая ирония и остроумная пародия, которыми изобилуют «Мелкие Боги». Автор заставляет задуматься нас о религии в целом, о вере, о нашем потребительском отношении к Богу, потому что мы обращаемся к нему только тогда, когда нам плохо и нам некуда больше пойти, и что в действительности, возможно прав Ницше, когда говорит о том, что Бог мёртв, потому что люди не верят в него. Книга заставляет человека размышлять о собственном отношении к Богу и наверное во многом соглашаться с мыслями, которые Пратчетт пытается донести до нас.

Единственное, что хотелось бы покритиковать, это пожалуй внезапно обретённую мудрость героя к концу книги, хотя Брута и запомнил несчетное множество различных книг, всё же у меня большие сомнения по поводу того, что прочтение книг помогает обрести жизненную мудрость. Хотя, впрочем, многие авторы грешат подобным «умудрением» героев, по мере приближения к развязке. Поэтому даже не взирая на малюсенькое недовольство с моей стороны, моя оценка книги максимальная.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх