fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Волшебник Земноморья»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Оценок:
4879
Моя оценка:
-

подробнее

Волшебник Земноморья

A Wizard of Earthsea

Другие названия: Маг Земноморья; Колдун Архипелага; Волшебник с архипелага Эртси

Роман, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 287
Аннотация:

Это книга о юноше по имени Гед, которому судьбой предназначено стать одним из величайших героев Земноморья. Пройдя нелёгкий путь от сына простого деревенского кузнеца до могучего волшебника, он преодолеет множество трудностей и испытаний, встретит верных друзей, познает и радости, и горести этого мира... Но главное — он пройдёт до конца свой путь, не побоится встретиться с самым опасным врагом и обретёт свою подлинную сущность, станет собой!

С этим произведением связаны термины:
Для этого произведения есть карта:
Примечание:

На русском языке произведение также опубликовано в журнале «Наука и жизнь», 1991 год, №2-9 (пер. И. Тогоевой).



В произведение входит:


7.50 (2)
-

Входит в:

— антологию «Англо-американская фантастика. Том 1», 1991 г.

— журнал «Наука и жизнь № 2, 1991», 1991 г.

— антологию «Сказочные повести», 1996 г.

— журнал «Школьная роман-газета, 6/1999», 1999 г.

— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия газеты "The Boston Globe" и журнала "The Horn Book Magazine" / Boston Globe–Horn Book Award, 1969 // Проза

лауреат
Премия "Полка Льюиса Кэрролла" / Lewis Carroll Shelf Award, 1979

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1984 // Фэнтези - Роман (США)

лауреат
Золотая Сепулька / Złota Sepulka, 1984 // Книга зарубежного автора (США)

лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод) (роман)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2011 // Книга года. 6-е место (переиздание)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Англо-американская фантастика. Том 1
1991 г.
Волшебник Земноморья
1991 г.
Маг Земноморья
1991 г.
Волшебник Земноморья
1992 г.
Волшебник Земноморья
1992 г.
Волшебник Земноморья
1993 г.
Волшебник Земноморья. Герои ниоткуда
1993 г.
Волшебник Земноморья. Том 1
1993 г.
Земноморье
1994 г.
Сказочные повести
1996 г.
Волшебник Земноморья
1997 г.
Волшебник Земноморья
1999 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2004 г.
Волшебник Земноморья
2004 г.
Волшебник Земноморья
2007 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Волшебник Земноморья
2008 г.
Волшебник Земноморья
2011 г.
Волшебник Земноморья
2015 г.
Волшебник Земноморья
2018 г.
Книги Земноморья
2020 г.
Волшебник Земноморья
2023 г.

Периодика:

Наука и жизнь № 2, 1991
1991 г.
«Школьная роман-газета», 6/1999
1999 г.

Аудиокниги:

Волшебник Земноморья
2003 г.
Волшебник Земноморья
2005 г.
Волшебник Земноморья
2005 г.

Издания на иностранных языках:

A Wizard of Earthsea
1968 г.
(английский)
A Wizard of Earthsea
1970 г.
(английский)
A Wizard of Earthsea
1971 г.
(английский)
Магьосникът от Землемория
1984 г.
(болгарский)
Чарівник Земномор'я
2005 г.
(украинский)
Чарівник Земномор'я
2006 г.
(украинский)
A Wizard of Earthsea
2012 г.
(английский)
Meremaa. Triloogia I
2015 г.
(эстонский)
 Чарівник земномор'я
2016 г.
(украинский)
The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, на фоне современных фэнтези книга кажется простоватой и пресноватой. Это очень такая спокойная, размеренная повесть (реально тянет на повесть, а не на роман :)) Хорошо пойдёт в лирическом настроении, наверное. Есть капелька философии, экшена маловато, много странствий. Герои прописаны как бы вскользь. События чередуются как-то странно, обрывочно, как отдельные приключения: тут побыл маленько, туда отправился, там что-то поделал, ещё куда-то направился. Вот в таком духе :) Но атмосфера всё же есть, такая какая-то особенная, немножко мрачноватая. Именно атмосфера придаёт книге шарм, поэтому хочется почитать цикл дальше, дать ему ещё шанс :)

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может, произведение было революционным, ярким в годы его написания. Но сейчас кажется очень средним — без какой-то особой идеи, с шаблонными персонажами, без интриги, которая бы заставляла читать, не отрываясь. Если бы не «статусность» его, отнес бы к потоку литературы «на один раз».

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Здесь кульминация игры, той, что зовется вечный бой

В тернистом сумрачном пути я отыскал свой путь домой

апофеозом серых дней прольются сильные дожди

Омоют скверны злых людей, очистят грязь моей души»

Классика фэнтези из категории «must read». Произведение, которое кажется простым по форме, однако оно сложное по содержанию. Это то фэнтези, когда авторы умели создавать прекрасные миры, в которые читателю действительно хотелось окунаться, мысленно побывать, исследовать многочисленные острова и земли. Это то фэнтези, где культивировалась идея победы добра над злом,а в данном случае победа Света над Тьмой — более эпичной борьбы трудно себе представить, по сути своей она намного эпичнее нежели борьба нескольких Домов за Железный Трон. Классика, из которой, как можно заметить невооруженным взглядом, черпал свое вдохновение ныне популярный Патрик Роутфусс.

Произведение хорошее и подходит для всех возрастов: в младшем привлекает сюжет, в старшем — философская составляющая. Повествование напомнило мне альбом с фотографиями, где, как в фильмах, при просмотре каждая фотография начинает мутнеть и читатель переносится в очередное приключение и становится его зрителем. Это альбом Геда, поэтому остальные герои описаны мазками, менее проработаны, нежели главный герой.

Поучительная сказкоподобная фэнтези, которая с течением времени не утратила своего обаяния и Света. Цикл, который стыдно не прочесть каждому почитателю фэнтези.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один вариант, когда я долго избегала читать что-то, но оно меня всё равно настигло. И я вновь не жалею.

Имея смутное представление о творчестве автора с детства (читала, но ни буквы же не помню!), подходила к чтению с небольшим предубеждением (хм, детская сказка же), и получила ожидаемое, но в хорошем, весьма хорошем исполнении. Качественная сказка о становлении будущего великого волшебника в формате «расскажу вам легенду». То есть мы знаем, что все перипетии, выпавшие на долю героя, будут пройдены, он со всем справится, выберется живым и станет могучим Верховным Магом. Это совершенно не мешает сопереживать герою и действительно за него волноваться. Мастерство Ле Гуин заставляет забыть о будущем, и быть с Гедом здесь и сейчас.

В первой книге трилогии показывается жизнь героя в период с 12 до 19 лет (примерно), самый нежный возраст, в котором всё вокруг влияет на юный несформировавшийся характер самым непредсказуемым образом. У писателя получилось показать это очень ярко, но без часто возникающих у взрослых нравоучительных отступлений или моралей, вложенных в уста взрослых героев повествования. При этом не упущена возможность грамотно подать вопрос гармонии и равновесия мира.

Не помню, откуда пошла теория магии, основанная на истинных названиях вещей, но очень она мне нравится. Возможно даже и из книг Урсулы с моего детства эта идея осталась в голове. Волшебство в этом разрезе показывается как тяжкий труд, которому необходимо обучаться, а не по щелчку пальцем пускать голубей в небо.

Если вы знаете ещё фэнтези с похожем принципом магии, напишите, пожалуйста, в личку.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ух и много же я был наслышан о Волшебнике Земноморья, что когда приступал к чтению ожидал невероятного, лихо закрученного сюжета... По факту, это обычное молодежное фэнтези, про молодого волшебника который сначала убегает от своей тени а потом охотится за ней.

Сюжет не ахти какой. Интриги нет вообще, с самого начала ясно чем это кончится и что это за тень. Персонажи слишком скучные, слишком правильные и, кроме Геда, поверхностные и плоские. Мир, по крайней мере в первой книге, проработан плохо, да, есть некая мифология но она толком не раскрыта. Каких-то политических дрязг в книге нет. Эпика нет. Нормальных битв, которые должны быть в героическом фэнтези тоже нет.

По-сути, единственный плюс книги очень хорошо прописанное море, атмосфера путешествия по океану, я прямо на языке ощущал солоноватый вкус морской воды.

Как итог, ознакомиться с первой книгой классики фэнтези можно, благо книга имеет ясную концовку без намека на продолжение, кроме того, она очень короткая, но вот читать остальной цикл я не стал.

Оценка: 6
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня сложные отношения с этой книгой. В двадцати четырёх томах «Библиотеки фантастики», с которой началась моя дружба с фантастикой, фэнтезийные истории очень редки, а «Волшебник Земноморья» — единственный роман. А в детстве, когда из наиболее близких к этому жанру книг у тебя за плечами только сказки Александра Волкова да «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, от книги с таким названием, с увлекающей воображение картой на форзаце, ждёшь совсем не философской повести о взрослении героя, об ответственности за свои поступки и о метаниях его души. Что же, не каждый из нас «ребёнок индиго», которому в раннем возрасте доступно понимание насыщенности и многообразия этого романа, доступна магия слова Ле Гуин. Поэтому в первый раз книга мною дочитана не была.

Понадобилось лет десять, чтобы я смог вернутся к этому роману и оценить его по достоинству. Нет, мне и теперь не всё в нём понятно. Я блуждаю в тумане магии слов Ле Гуин как карги на острове Гонт. Временами ветер разносит его густые клубы прочь и тогда в прорехах я вижу череду невероятно, потрясающе красивых и интересных образов: вырастающая перед носом корабля гавань Твила острова Рок, утлая лодочка посреди безбрежного моря, старый дракон — хозяин острова Пендор, расправляющий могучие крылья, молчаливый волшебник, в одиночестве бредущий по дороге с посохом в руке, мрачный колдовской замок Терренон и наконец человек, пристально всматривающийся в свою Тень. Однако потом туман сгущается, краски этих образов и связь между ними меркнут и исчезают, чтобы однажды открыться уже кому-нибудь другому. Тоже самое происходит с мыслями, возникающими по ходу чтения книги. Они как дымка или облако причудливо меняют свой вид, то вытягиваясь в струну, то принимая самый разный облик, сплетаясь в единое целое и тут же дробясь на множество фрагментов. Я хочу сказать, что основной посыл, заложенный в книгу, вроде бы ясен — познай и прими самого себя таким как ты есть, а затем приложи все силы, чтобы стать лучше. Но мысль эта словно написана на линии морского прибоя, бесконечно размываясь и хотя она тут же вновь волшебно проступает начертанными на песке рунами, я уже успеваю усомнится, правильно ли я понял её и даже если да, то в самом ли деле именно она самая важная в книге, ведь как я уже сказал, мыслей этих в романе столько, сколько островов в Земноморье — великое множество.

Это одна из тех книг, где даже пятое или десятое прочтение может открыть вам что-то новое и по-настоящему важное. И хотя прочесть её мне не просто, она безусловно того заслуживала.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычные впечатления от книги. Захотелось почитать что-нибудь раздражающее воображение, захотелось опасных приключений и занимательного сюжета, и я вновь обратился к фэнтези. И вот, Ле Гуин и её цикл о Земноморье.

Что бросается в глаза в первую очередь, так это стилистика. Весь роман выдержан в духе сказания. Есть центральный персонаж, есть его деяния, есть автор, что описывает эти деяния и есть земля, где все это происходило. Из этого следует два факта:

1. Персонаж Геда прописан отлично. Как герой, он проходит сложный путь, показанный автором во всех подробностях, и за развитием которого было приятно наблюдать, а финал получился напряженнейшим местом в книге.

2. Насколько Гед живой и самодостаточный, настолько остальные люди (и не только) блёклые и прозрачные. Второстепенных персонажей или антагониста в романе попросту нет, но это только в привычном понимании. На деле перед нами роман, который я бы скорее отнёс к повести, причём символической.

Гед тут выступает образом подростка/юноши, который плавая от острова к острову, пытается понять и принять себя.

Тень это всё эгоистическое, но это не есть зло, это не антагонист. Необходимо осознать и принять себя таким, какой ты есть, а не ломать и переделывать. Боясь и убегая от своей сути, ты тем самым попросту предаёшь самого себя, перестаёшь быть тем, кем родился. А это неминуемо ведет к пропасти. Вот так можно интерпретировать все коллизия происшедшие с Гедом и его Тенью.

Персонажи тут скорее некие ориентиры, маяки в странствии Геда, чем живые лица. Они появляются в повествовании только для одной цели – ещё больше рассказать нам о Геде и привести его к развязке.

Земля Земноморья полна воды и не просто так. Вода — это время и догоняет Гед свою Тень именно где-то на поверхности океана, то есть в определённую точку своей жизни.

Великолепный финал же лишь подчёркивает символизм повествования, а фэнтезийный антураж придаёт нужный колорит.

Отмечу и неординарную фантазию Ле Гуин и её «Земноморье». Очень ценю, когда автор вводит законы и ограничения в свой, выдуманный мир, это сразу же делает его реальнее. Также мне импонирует манера автора мимоходом, без нудных описаний, а по чуть-чуть знакомить читателя с этими самыми законами. Вплоть до последних страниц в голове составляется целостная картинка, и по прочтении смело можно сказать – Земноморье – уникальный, самобытный мир.

Какой бы смысл вы не нашли в этой книге, должен вас предупредить: не ждите от этого романа чего-то динамичного, дух захватывающего или с головой затягивающего в книгу. Здесь есть всего по чуть-чуть, но это, в первую очередь, притча, полная намёков и символов, а не бурлящий и кипучий страстями эпический роман. Читается книга хоть и охотно, но как-то умиротворенно, без бешеного пролистывания страниц, а на последок заставляет задуматься, поразмышлять.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу замечу, что я увидел для себя очень много отсылок к Профессору (надеюсь не надо объяснять кого я имею ввиду), это и Эа и разговор с драконом и много чего еще, но это не так важно, потому что заслуги и достоинства данного произведения Урсулы Ле Гуин такие отсылки никак не умаляют и вот почему: это очень хорошо проработанное произведение, а такое сразу чувствуется. Здесь чувствуются Пратчеттские маги из плоского мира, а также мир Ведьмака Сапковского со «своей» старшей речью (это к вопросу о влиянии Волшебника Земноморья на другие произведения)....

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

От того ли, что я давненько не читал фэнтези, или же причиной является мастерство автора, но «Волшебник...» оставил приятнейшее впечатление о себе, несмотря на небольшой объем и незамысловатость сюжета. Концепция Истинных имен для меня далеко не в новинку, да и в целом ничего нового я не нашел (понимаю, что Урсула Ле Гуинн можно отнести к первым авторам в жанре фэнтези, поэтому в отсутствии нового ни в коем случае не обвиняю). Меня зацепил язык повествования: мелодичный, последовательный, сказочный. Такой, каким должны быть написаны истории о магах, драконах и рыцарях.

Герои прописаны живо и в меру. Самокопания героя не затмевают основное повествование, а дополняют его, раскрывая в полной мере. Сам сюжет, к счастью не представляет собой бестолковый квест от точки до точки, а является повествованием о начале пути будущего Верховного мага Земноморья.

Итог: эль класико фэнтези.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно интересная история взросления мальчика и становлении магом.

Персонажи очень предсказуемые, в них мало личности — она раскрывается больше их поступками. Может быть, это потому что книга сама по себе короткая — местами повесть просто несется галопом — все происходит очень быстро, скомкано. На фоне этой скачки, последующее подробное описание местности, быта и прочего, выглядит абсурдно. В целом сложилось впечатление, что весь цикл — это очень успешный черновик для огромных повестей, которые характерны Сандерсу, Мартину, Хобб.

Но самый большой минус, в издании Азбуки, особенно на последних страницах очень часто присутствует «как бы». Это КАК БЫ не литературно и очень противно, когда тебе нравится читать, происходят какие то важные события и тут — КАК БЫ — у человека (автора, переводчика?) не хватает слов, чтобы описать нечто — и он использует это КАК БЫ. А ты, ожидая этих подробностей — получаешь КАК БЫ (ну я не знаю, ты представь что нибудь как бы). Вот, мерзко.

И почему же стоит прочитать это произведение — все же описан очень интересный мир, интересная его история, народы. Магия, которой они пользуются и быт, который на этом построен. Интересные события.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

От Урсулы Ле Гуин я ожидал чего-то философского, социального, психологического, помещённого в фэнтезийный мир. А получил простенькую сказку, пусть достаточно увлекательную, но всё же простенькую. Характеры героев почти не прописаны, жизненный путь молодого мага выглядит, скажем так, достаточно стандартно для такого персонажа. Для развлечения подойдёт, но читать цикл дальше желания не возникало. Справедливости ради отмечу, что концовка понравилась (по крайней мере, получилась в какой-то мере неожиданной), но общее впечатление это исправить уже не могло.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, сие творение не для меня. Я всё же люблю динамично развивающийся сюжет. Здесь же слишком много «воды», не продвигающей сюжет, а призванной только привнести декораций. А вот на что можно было сделать хороший упор, так это на магию мира сего, законы её существования, использования, ограничения. Этого мне показалось мало.

В итоге мы видим некие «записки путешественника»: где был, что видел…

Завязка произвела на меня впечатление: таинственная «тень» — порождение гордыни героя — из таинственных мест, с таинственными целями бродит подле главного героя, дышит ему в спину, поджидает в каждом тёмном углу и даже во снах… Юный волшебник мужает, растёт как личность. Но как же автор разрешает этот сюжет? А никак… Всё заканчивается почему-то, где-то, неожиданно… К слову, вся развязка занимает один-два… не главы, не страницы, а абзаца! Похоже, гонорар на этом месте и закончился.

Итог. Рассказы авторы выглядят целостными, с развитым сюжетом и органично вписанными персонажами. Но этот роман на редкость скучный.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Новый волшебник парень странный и вида мрачного, говорит мало, но справедлив».

Трилогия Урсылы Ле Гуин оказалась в библиотеке случайно. Продавец книг добавил ее до очередного заказа в нагрузку. И она лежала несколько лет между «Игрой Престолов» и «Властелином колец», ждала своего времени. Вчера прочитал первый роман. Не ожидал от него ничего особенного, но он приятно удивил. В «Волшебнике» нет интриги и эмоционального напряжения, но история интересная, добродушная. Книга определенно для отдыха. В сравнении с Р. Р. Толкином и Р. Р. Мартином это сказка, в которую легко поверить, потому что автор с первых страниц бережно погружает читателя в старательно прорисованный мир.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я взываю всю мою Память Чтения! Да прибудет истина моя! Да «обожжёт» она сердца тех, кто пел мне песню о Интересном Творении. Пусть знают: я не боюсь недовольств (в этот момент я поднял над головой китайский чёрный карандаш)! Я отказываюсь встать в один строй с теми, кто восхваляет эту часть цикла о Земноморье, ибо огорождён уже заклинанием от Проклятий Поклонников. Стойте там, где стоите! Да услышьте моё заклинание Откровения: линейно, наивно, монотонно, затянуто, скучновато, утомительно и банально. Это такс!

Но!..

Пока ты сам не прочтёшь — не узнаешь, а на самом ли деле это правда?

Или, отзыв сей, всего лишь ИЛЛЮЗИЯ заблуждения?

С уважением, AlexeyPenza.ru

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

О писательнице Урсуле Ле Гуин я впервые узнал в детстве, когда в старом журнале «Наука и жизнь» увидел отрывок романа «Волшебник Земноморья». Прочитал же это произведение только сейчас, спустя довольно долгое время, потому как не являюсь большим знатоком и поклонником жанра фэнтези (даже фильм «Властелин колец», например, не смотрел).

Такую концентрацию философии (именно философии, а не философствования), как здесь, я встречал, наверное, только у Брэдбери в «Вине из одуванчиков». В «Волшебнике» имеется «разумное, доброе и вечное», иными словами, что-то светлое и тёплое, вызывающее отклик в душе и ощущение живого мира, который создан здесь автором. Манера изложение, которая, возможно, кому то покажется высокопарной, создаёт впечатление некоторой старомодности, которая даёт чувство уюта тому, кто погружается в мир Земноморья.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх