fantlab ru

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Страж»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.71
Оценок:
4440
Моя оценка:
-

подробнее

,

Страж

Роман-эпопея

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 147
Аннотация:

В 6 лет маленький приютский мальчик едва не умер от страха, когда увидел рядом с собой только что сваренного заживо в крутом кипятке королевского повара-отравителя. А точнее, его душу. На следующее утро его забрали для обучения в Братство Стражей. Прошли годы, и теперь он, Людвиг ван Нормайенн, один из вольных охотников за порождениями тьмы. Путешествуя из страны в страну, выполняя смертельно опасные задания Братства или частные заказы, он оказывается везде, где происходят странные, страшные и необъяснимые события, смерти, болезни. Тёмные души ненавидят его, но боятся, ведь у него в руках чёрный кинжал с сапфиром на рукояти. Но Людвигу приходится противостоять и иным сущностям и даже людям, и ещё неизвестно, какие враги страшнее и опаснее.

Для этого произведения есть карта:

Содержание цикла:


8.42 (5126)
-
116 отз.
8.55 (4246)
-
60 отз.
8.64 (3687)
-
42 отз.
8.73 (3402)
-
42 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Страж
2010 г.
Аутодафе
2011 г.
Страж
2011 г.
Золотые костры
2012 г.
Аутодафе
2013 г.
Проклятый горн
2014 г.
Страж
2015 г.
Страж
2023 г.

Аудиокниги:

Аутодафе
2016 г.
Страж
2016 г.
Золотые костры
2017 г.
Проклятый горн
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

другой мир, в котором не Млечный Путь, а Молочная Дорога.. много типа умной игры в политику между тремя основными силами, где все делают все во имя господа но в своих интересах. меньшее и большее зло. почему фигуры можно кидать только в души и животных, но не в людей, нечисть и тварей темнолесья.. а еще некоторые фигуры светятся, но использовать для освещения их нельзя, ибо по сюжету, гг должен по темноте ходить.. концовка слита. тема одушевленных так и не раскрыта.

а еще все девушки, а точнее, белые ведьмы, после бурной ночи только про супер важные правительские дела и говорят..(сарказм) можно было бы и добавить толику романтики, ибо сопереживания героям вообще нет.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если попросить меня охарактеризовать этот цикл двумя словами, первым будет «Вторичность». Герой-одиночка, странствующий по миру и за плату уничтожающий нечисть, с целой организацией себе подобных где-то за спиной, со своим кодексом чести, с магическим оружием, Знаками, иммунитетом и очень долгой жизнью, влюблённый в чародейку и так далее, и тому подобное… Совпадений слишком много, чтобы можно было предположить, что автор не опирался на Ведьмака. Нет, я не склонна любые заимствования считать плагиатом. Весь вопрос в количестве и качестве. Количества много. Думается мне, что в те времена, когда Пехов создавал своего Стража, Ведьмак ещё не так гремел по миру, а раз никто не знает про Геральта из Ривии, Пехов не увидел ничего зазорного в том, чтобы копирнуть его почти полностью. Со временем Ведьмак оброс франшизой и фан-базой, заимствования Пехова стали очевидны и неприятны. Но, повторюсь, дело не в самих заимствованиях. А в том, что количественно списав своего героя и весь цикл с Ведьмака, Пехов не смог выдержать уровень качества.

Второе слово, которым я охарактеризовала бы цикл, есть «Недоработанность». Ведь потенциал был. До поры читать было интересно, всё казалось, что вот-вот закрутится вокруг Людвига круговерть, не уступающая той, что завертелась вокруг Геральта… И простится вторичность… Но, страницы перелистывались, всё ближе маячил финал, а история так и не блеснула. В тех местах, где в перспективе можно было вывести её на пик, автор спускал себя на тормозах, шёл по накатанной. Недорабатывал. Чуть-чуть здесь чуть-чуть там… Вот огромная недоработка, жутко резавшая с самого начала глаз: по классификации фантлаба место действие этого цикла – «мир, не связанный с нашим». И в этом мире, не связанном с нашим, прекрасно себе существуют вполне наши цыгане. А господствующая религия есть христианство, и существовал Иисус, и было он сыном божиим и девы Марии, и Пётр с Павлом на месте, и Адам с Евой прородили человечество… Как можно было махнуть рукой на целый пласт уникальности мира? Уж если выдумывать от начала до конца – то выдумывать ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА, тем более что автора сложно упрекнуть в неумении изобретать новые названия для старых велосипедов. Т.е, где было совершенно необходимо придумать хотя бы новые названия для старых истин, автор утруждать себя не стал, зато где не надо – не сдерживал себя. Географических названий очень много, но за названиями нет проработки, не возникает ощущения целостности карты мира, и даже под самый конец в этом мире невозможно ориентироваться, он так и не становится родным.

Если бы я не читала Ведьмака, т.е не было бы у меня стойких ассоциаций с оригиналом, до которого копия не дотянула, общее впечатление было бы иным. Симпатичный ГГ, приятные второстепенные персонажи, динамичные магические битвы, нетривиальные сюжеты, непредсказуемые развязки, мораль, умелое обозначение эпизодов для взрослых. Беда в том, что все эти достоинства – уровня одного рассказа, каждого конкретного эпизода, а в разрезе всего цикла в целом эти достоинства не суммируются. Да, о старых событиях подкидываются новые факты, и приходится переосмыслять целые главы, да, обнаруживаются взаимосвязи там, где их, казалось, не было, и всё это исполнено достаточно тонко, но… вялотекущее. Ни сюжет, ни эмоции не переходят на новый уровень, как это было в Ведьмаке (ну никак у меня не получается удержаться от аналогий!). Ведь там тоже всё начиналась с маленьких рассказов, но потом не единожды поднималась на качественно новые уровни – уровень романа, уровень эпопеи. А здесь… Сквозной сюжет так и не пересилил целей и задач каждого конкретного эпизода. Начинается новая глава, история вроде бы новая, а типажи старые, атмосфера старая, темп повествования старый. Сюжеты повторяются, всё больше раздражает нелогичность мира, ГГ начинает бесить своей невозмутимостью, а Проповедник своими истериками; интрига, казалось бы, завязывается всё острее, но ты уже знаешь, что она вяло свернется в конце главы, так и не достигнув пика. Признаю, что в этом могла бы быть своя прелесть, если бы произведение изначально было оригинальным. Но от книги, так откровенно скроенной по чужому очень известному рецепту, ждёшь соответствия заявленному оригиналу. Словом, у меня такое чувство, будто я увидела в витрине кондитерской точно такой же торт со взбитыми сливками, как я уже однажды пробовала. Купила его, разрезала, а под взбитыми сливками… начинка из квашеной капусты… Я очень люблю квашеную капусту, и она была бы уместна в другом изделии, но здесь и сейчас при стопроцентном внешнем сходстве ждёшь и наполнения соответсвующего. И по факту выходит, что мои ожидания бессовестно обмануты недобросовестным производителем, который под видом одного подсунул мне совсем другое.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нечасто испытываю гордость за наших фантастов. Придумать что-то новое в фэнтези с каждым годом становится всё труднее, и авторы данного цикла вполне с этим справились.

Это, пожалуй, единственный качественный цикл, в своей основе похожий на Ведьмака, но при этом абсолютно самобытный, с новым взглядом на магию, религию, ад, рай, с хорошо уложенной, взаимно переплетающейся структурой могущественных организаций, интриг, а также со множеством уникальных фишек, которые не вызывают ощущения вторичности и похожести на другие произведения.

Прослушал всё в исполнении мастера-чтеца Ивана Литвинова, который оживил всё происходящее, наделив каждого из персонажей своим голосом и манерой речи, добавив, таким образом, атмосферности и эффекта присутствия.

Ощущение «ведьмачности» довольно быстро улетучивается, несмотря на то, что, как и в Ведьмаке, здесь есть скупой на эмоции борец с чудовищами (тёмными душами), его колдунья-возлюбленная, суровые коллеги по ремеслу, политика, жутковатые личности, зловещие расправы и целый набор чудовищ на любой вкус. Если всё это сравнивать с фундаментом, то авторы установили на него здание совсем другой архитектуры.

Главная красота цикла – в превосходном стиле повествования, воображении авторов, умении нанизывать разрознённые события на нить основного сюжета. Мир полон живых взаимоотношений, некартонных диалогов, трогающем за живое проявлении дружбы. Всё это в правильной дозировке посыпано приятным юмором. Повествование с любовью наполнено мелкими детялями и любопытными сценками, что создаёт такой желанный эффект присутствия и делает тебя участником событий. Сюжетные ходы предугадать крайне трудно, да и не хочется, если честно. Частенько приходилось удивляться.

При прочтении, лично у меня, возникло достаточно глубокое погружение в атмосферу мрачного средневековья, будней стражей, где ты то ощущаешь могильный смрад, то мороз ночи в горах, то тревожный уют таверны, когда на улице пасмурно и мерзко, а внутри тепло, но при этом ощущается некая угроза, и кусок не лезет в горло, а пиво теряет свой вкус.

ГГ не бессмертный супергерой, а закалённый в боях профессионал, постоянно рискующий жизнью, получающий настоящие и опасные раны, от которых зависит жизнь. Так как дар взаимодействия с душами, обычная магия и священная магия – это разные материи, то частенько герой бессилен перед опасностью, что делает его более живым, ищущим помощи или обхода опасной ситуации, а не вот этим, бросающимся в любую драку суперменом, который очень напряжённо, но гарантированно побеждает всегда и везде.

Умереть может почти любой герой, и это тоже добавляет перца.

Концовка сюжета цикла, как мне кажется, одна из лучших в мире фэнтези, поскольку она развязывает все сюжетные линии, наполнена эпичностью и драматизмом, и, что самое главное, не «завалена», как это часто происходит у других.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ехал Пехов через Пехов

Пехов, Пехов, Пехов, Пехов!!!

Начал читать после Герата-Тени.

Стилистика совсем другая. Начало — да, Сапковский. Но чем дальше, тем сильнее отличается и постепенно понимаю, что похожее уже раньше читал.

Поднимаю глаза: Бычкова. Открываю профиль — точно: Рубин кого-то там!

За всю свою сорокалетнюю читательскую жизнь я впервые настолько однозначно опознал автора по тексту.

Ну и где тут Пехов? Боевка только? Это он умеет.

Специально перечитал все отзывы: Бычкову не упоминают ни разу! Один только Том Йорк вспомнил, что у Пехова соавторы есть и то со словами, что Страж — это отличный пример сольного творчества(sic!), не то что эти бабы всё портят.

Оценку ставит не буду.

Читается запойно, но проблема та же, что и с Рубином, и с Сиалом: слишком много букв

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
. Непрерывные битвы, в которых погибают все вокруг, кроме ГГ — после десятой начинают утомлять
.

Бычковой — 8

Пехову — 3

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал всю серию. Супер. Понравились персонажи. Понравилась вселенная. Удобно, что отдельными рассказами, связанными глобальным сюжетом. Есть рояли... Иногда жирные. Но не сильно портят сказ... Вообще все очень здорово. Единственное «но» — в последней части эпизод, где порталы и ад. Ну вот вообще что-то инородное. От слова совсем. А так... И концовка хороша! Читать!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересное, добротное фэнтези, написанное хорошим языком. Я не любитель такого формата «в рассказах», поэтому откладывал этот цикл довольно долго. Но, в итоге прочитав его, ничуть не жалею. Скажу что вторая половина цикла заметно лучше первой, т.к. вырисовываться основная сюжетная линия и почти нет «проходных» историй. До шедевра конечно же не дотягивает. Не хватает некоторой глубины и ширины повествования. Концовка тоже довольно годная, но без всяких «вау» эффектов для искушенного читателя. Зато все логично. Все ружья выстрелили, все нужные арки закрыты. Хотя окончание эпопеи не исключает появления новых романов в будущем. Буду ли я это когда-нибудь перечитывать? Нет, в отличие от других более понравившихся мне произведений этих авторов. Буду ли я это кому-нибудь рекомендовать? Скорее да.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну да, как все пишут немного смахивает на «Ведьмака» Сапковского. Внешним сходством. Главный герой состоит в организации, которая занимается изведением, только не монстров, а темных душ, для чего у них есть специальные кинжалы, а так же умения и опыт. За организацией этих самых стражей следит церковь, и другая организация — Орден Праведности (одно название уже говорит — жди неприятностей). Дело происходит в мире, похожем на Позднее Средневековье, где есть много разных стран со своим устройством и христианская церковь, имеющая единство и реальную святость. Есть Рай, и есть Ад.

Написано интересно, читается легко. Персонажи яркие, запоминающиеся. Один Проповедник чего стоит, а уж Пугало...

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

мне не хватило ГГ. Кто он, куда он, зачем он. Второстепенные персонажи выглядят интереснее. Какой то картонный, бредет куда то зачем то. Сам ничего не может, в последний момент всегда его спасают другие: Гера, пугало, инквизитор и др.

Вроде бы в сотнях других книг все также ГГ куда то бредет. Но тут это не цепляет, сопереживания ноль.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное, добротное фентази, которое мне очень даже зашло.

Знаю, многие сравнивают серию «Страж» с «Ведьмаком» и идея бесспорно не нова, и в какой-то степени автор был вдохновлен книгами Сапковского. Но на мой взгляд Пехов, как и многие свои романы пишет так качественно, что язык не поворачивается назвать их плагиатом. Тут вполне самобытный мир и персонажи книги как всегда прописаны выше всяких похвал.

Я бы посоветовал подойти к серии без придирок, а просто почитать для удовольствия. Ведь задача фэнтази именно в этом.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно, ребят, одна из лучших эпопей в российском фэнтези в целом. И ни разу не подражание «Ведьмаку». Род занятий — да, но не более того. Пехов самобытен. И это первый сериал, где он не выдыхается к последнему тому. Здесь ты действительно находишься в тонусе до самой концовки. Концовка, к слову, вышла действительно классной. Понятно, что никаким открытым финалом тут и не пахнет — история полностью закончена, и оставшихся в живых героев оставили в покое. И это как раз тот случай, когда расставаться с миром не хочется. Совсем.

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось, прочитал запоем. Сравнение с Ведьмаком не корректно. Да, есть схожесть по героям, но дух цикла другой. Так получилось, что Ведьмака читал очень не задолго перед стражем. До конца добирался уже с усилием, а Страж на одном дыхании. В отзывах много написано и разобрано, повторяться смысла нет, лучше каждому самому решать.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с другими романами-эпопеями понравилось менее. Возможно, в силу внешних и внутренних событий, которые немного сыграли свою роль, «Страж» засел не так сильно, как «Хроники Сиалы» и особенно «Ветер и искры». Есть напряжение, интересные события, вполне яркие персонажи, но нет вкусной наживки, благодаря которой проглатываешь цикл полностью, за исключение Пугало, который является харизматичным персонажем. В итоге имеем хорошую и твердую тройку. К прочтению рекомендую, но не больше.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По утверждению Хорхе Луис Борхеса, есть четыре основных сюжета литературы — история об осажденном городе (война), путь домой, поиск и самоубийство бога (апокалипсис). Если смотреть с этой стороны, по сути, тетралогия Алексея Пехова про вечный поиск главных героев, где есть немножко и от остальных трех сюжетов. Людвиг и его друзья, с лучшими традициями героической фэнтези, скитаются по разным странам, путешествуют из одной цели к другой, решая задачи любой сложности.

Почему «Страж» так интересно читается? Во-первых, структура цикла, где есть четыре романа по шесть рассказов в каждом, при этом, каждый рассказ, имея свою историю, продвигает основной сюжет. Например, в конце романа «Проклятый горн» мы понимаем, какое важное значение имели персонажи Александра и Хартвига из первых двух рассказов «Стража». Во-вторых, есть увлекательный сюжет с поединками и погонями, борьба против темных душ и разной нечисти, душевные разговори, этические проблемы и конечно, прекрасные описание городов, природы и иных сущеcтв. В-третьих, продуманные персонажи, начиная с Людвига, и заканчивая с Мириамом. А про Пугало и нечего добавить: уникальный литературный персонаж, не имеющий аналогов. Из всего этого мы имеем прекрасную фэнтези-сагу, которую читая получите огромное удовольствие.

«P. S.». Спасибо Алексею Пехову за отдельные расскази: «Темнолесье», «Аутодафе» и «Распятый» — это маленькие шедевры литературы.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус — один из лучших циклов в российской фантастике-фэнтези последних 30 лет. Редкое сочетание оригинальности сюжета и высокого качества текста. Это — настоящая литература.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее, крепкое паразитирование на теле Сапковского (и «Ведьмака», и «Рейневана»): если кому-то хочется вариаций на те же темы, в похожем антураже, но с усиленным церковно-магическим колоритом — «Страж» — удачный выбор.

Ярких персонажей тут не найти — среди человеческих героев, по крайней мере, — но если их рассматривать как фишки или фигуры в какой-то игре, то ТТХ каждой фигуры прописаны грамотно и последовательно. Сюжет динамичный, язык хороший, некоторая неочевидность концовки присутствует.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх