Роберт Шекли «Лаксианский ключ»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Арнольд вновь нашёл способ разбогатеть! На этот раз он притащил машину, производящую тангриз — порошок, используемый в качестве еды жителями некоторых планет — буквально из ничего. Включить её легко: нужно просто нажать кнопку. А вот выключить оказалось намного сложнее...
Так же: Шекли Роберт. Индетерминированный ключ: [Рассказ] / Рис. // Уфимская воскресная газета. – 1992. – Январь. (№ 1). – С. 7,10.
Входит в:
— цикл «Цикл о Грегоре и Арнольде»
— журнал «Galaxy Science Fiction, November 1954», 1954 г.
— антологию «Galaxy 5», 1966 г.
— сборник «Ловушка для людей», 1968 г.
— антологию «Histoires à rebours», 1976 г.
— журнал «Всесвіт 1983'06», 1983 г.
— антологию «Солнце на продажу», 1983 г.
— антологию «Histoires de science-fiction», 1984 г.
— антологию «Science Fiction Jubiläums Band: 25 Jahre Heyne Science Fiction & Fantasy, 1960-1985», 1985 г.
— антологию «Гарри Гаррисон, Роберт Шекли. Сборник научно-фантастических произведений», 1987 г.
— антологию «Лаксианский ключ», 1989 г.
— антологию «Пардаугава», 1990 г.
— антологию «Роберт Шекли. Лексианский ключ; Саша Гильен. Один на двоих», 1990 г.
— антологию «Таможенный досмотр», 1990 г.
— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book Three», 1991 г.
— антологию «Невероятный мир», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «1938-1957, l'âge d'or», 2000 г.
— сборник «The Masque of Mañana», 2005 г.
— «Просто Фантастика», 2008 г.
- /языки:
- русский (32), английский (2), немецкий (2), французский (4), украинский (2), болгарский (1), армянский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (34), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (5)
- /перевод:
- Р. Аветисян (1), М. Баттен (3), О. Буценко (1), В. Вебер (4), М. Дойч (1), А. Корженевский (19), Э. Нуршин (1), Р. Ткачук (1), В. Чушкова (1), В. Эрнстинг (2), Ю. Эстрин (4)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dan-Master, 1 июня 2007 г.
«Мелджский Бесплатный Производитель. Очередной Триумф Лаборатории Глоттена. Неразрушимый Бездефектный Производитель. Не Требует Энергетических Затрат. Чтобы включить. Нажмите Кнопку Номер Один. Чтобы Выключить — Воспользуйтесь Лаксианским Ключом. В Случае Обнаружения Неисправности, Пожалуйста, Верните Производитель В Лабораторию Глоттена»
-Супер!:super:
всегда отыщутся недоучки, которые не могут пройти мимо старой машины, чтобы не сунуть в нее свой нос!
В этом коротком рассказе — весь Шекли! Рассказ — хрестоматия Н.Ф., его следует ввести в обязательное преподавание в средней школе!
Вертер де Гёте, 26 января 2008 г.
В самом деле: сказка о волшебном горшочке на космический лад. Но с каким мастерством и чувством юмора. написана. Прелесть. Приключения Грегори и Арнольда чем-то напоминают приключения Остапа Бендера сотоварищи -герои Шекли тоже пускаются на всякие авантюры, пытаясь разбогатеть, но каждый раз всё оборачивается непредвиденными проблемами.
vam-1970, 16 декабря 2021 г.
Из цикла «Цикл о Грегоре и Арнольде».
Знаменитое слово «АВОСЬ» звучит здесь с разных сторон. Со стороны инопланетян — сделали устройство — а автомат выключения потеряли или вообще забыли приложить. Со стороны землян — и инструкцию прочитали, но всё равно по своему решили делать, не разложили все детали перед собой , прежде чем начать процесс и убедиться , что все в комплекте. Старая история человеческого дебилизма и человеческой глупости. Автор гениально разыграл эту тему.
Cosmosom, 7 октября 2012 г.
Криптозой прав :) 100 процентно :) Мне тоже все время хочется знать, чем завершился тот или иной рассказ. Понятно, авторы не хотят, чтобы их произведение «потонуло» в пафосе, дескать «и жили они долго и счастливо». Ну а с другой стороны — я же читатель) Мне интересно, что было, что сейчас и что будет=) Вот так=)
dio, 28 декабря 2007 г.
В очередной раз Шекли посмеивается над желанием разбогатеть быстро и на «халяву», когда при этом забывается о последствиях и правилом:«за все надо платить».
ozor, 29 апреля 2006 г.
Очень смешной рассказ, идея с Мелджским Бесплатным Производителем впечатляет. Уж сколько я прочитал рассказов Шекли, а все равно часто он поражает непредсказуемостью сюжета.
Eazin, 17 февраля 2007 г.
когда 20 лет назад читал мне казалось что тот порошок — шоколадный, и что мне просто необходимо во что бы то ни стало заполучить такую же машинку=)
Макс41, 27 апреля 2017 г.
Очень понравился рассказ. Смешно до слез. Шекли лучший писатель в жанре юмористическо-филосовской фантастики!!!
Oreon, 15 декабря 2010 г.
Да, веселенький такой рассказ, позабавил меня не мало, несмотря на достаточную предсказуемость. И хотя у Шекли мне далеко не каждый рассказ нравится, но цикл о приключениях, или лучше злоключениях, неутомимых компаньонов Грегори и Арнольда, в их неутолимом упорстве быстро разбогатеть, можно считать украшением всего творчества автора, а этот рассказ, наверно, лучший из всего цикла :))...
Что до самого рассказа, то он в непревзойденной юморной манере учит, что прежде чем сделать, нужно хорошо подумать, особенно перед покупкой «грандиозной» вещи за смешные деньги :wink:; взвесить, так сказать, пути отхода; перед тем как нажимать — думать, куда, в случае чего, бежать, куда звонить и что делать:).
Ну а что до концовки, то, думаю, выход все таки можно было найти, ну например выбросить чудо «Древнего знания» в космос и зарабатывать созданием планет и астероидов на заказ, благо получаемый продукт хорош и в качестве стройматериала :smile:.
22sah22, 7 июня 2010 г.
Фантастическая версия от Шекли на тему детской сказки — «Волшебный горшочек». Горшочек вари! И он варит кашу. И вот уже весь город в каше. А остановить его можно только волшебной фразой.
mr_logika, 24 февраля 2017 г.
Некоторые из писавших об этом рассказе задавали в отзывах естественный вопрос — что же такое этот лаксианский ключ, с чем его едят — а все остальные об этом только подумали. Философская начинка рассказа вполне сопоставима по глубине с инструкцией по эксплуатации (ИЭ) аппарата, ведь любая ИЭ имеет отношение к философским аспектам проблемы взаимоотношений человека и машины. К этому трудно что-либо добавить, не повторяя написанное другими, но меня тоже заинтересовала загадка лаксианского ключа. Заинтересовала не только как профессионального читателя, но и как инженера-электромеханика. Между прочим, из двух ГГ рассказа один химик, а другой эколог, и совершенно очевидно, что им необходим третий компаньон. Как говорят в далёком будущем, Вселенная Троицу любит.
Вернёмся от наших баранов к основному вопросу Лаксианской философии. Итак, что есть Ключ? Несмотря на отсутствие инженерного образования*, Шекли, как мне кажется, понимал, какой простейший вопрос задаст читатель (особенно, если он подросток да ещё и любознательный), и спрятал в рассказе почти прямой ответ на него. Цитирую: «Арнольд повернул какую-то рукоятку. Производитель заворчал.» После этого Арнольд нажимает «Кнопку Номер Один» и Производитель начинает выдавать продукт, постепенно выходя на проектную мощность. А вот и момент истины — любой достаточно сложный аппарат сначала подКЛЮЧается к источнику питания**, и только после этого (иногда требуется время на прогрев) запускается в работу. Так и здесь. После нажатия кнопки «в машине что-то звякнуло, послышалось ровное гудение». Вскоре посыпался порошок, артефакт заработал. Ключ это рукоятка. Лаксианского она производства или сделана в Китае, неважно. Важно только то, что для отключения машины надо повернуть рукоятку (ключ) в обратную сторону. Иногда, предварительно потянув её на себя, о чём догадаться может далеко не каждый. Не сообразили ребята. А ИЭ часто (даже очень часто) пишутся теми, кто сам знает, а объяснить толком не умеет. Письменно не умеет, а показать-то, конечно, покажет. Старик Джо это понимал и с осторожностью относился к инструкциям в отличие от коллектива фирмы «ААА-ПОПС». Шекли не был инженером, но это не мешало (а, скорее, помогало) ему создавать шедевры. И не имело никакого значения, как оказалось в ящике абсолютное оружие, что такое «крутяк», или что значит «дварковать влендишным способом» (может быть, это какая-то разновидность сепуления?) и т.д. и т.п.
А что произошло на планете Мелдж, это отдельная тема, вероятнее всего, связанная с общим угасанием на ней Старой науки.
*) Итогом окончания технического колледжа было у Шекли осознание, что его призвание не лежит в технических областях человеческой деятельности.
**) В переводе Ю. Эстрина («Индетерминированный ключ») Арнольд говорит: «Её не надо ни включать в сеть, ни смазывать, ни обслуживать.» В переводе А. Корженевского сеть не упоминается.
Что касается рукоятки, то у Эстрина: «Арнольд рассеянно кивнул и повернул диск на панели. Изготовитель сухо кашлянул.» Получается, что мой отзыв был бы в случае «Индетерминированного ключа» несколько иным в частностях, но прежним по сути.
Переводчики не перестают удивлять — всё-таки диск и рукоятка не одно и то же.
Но ещё круче — перевести Laxian, как Индетерминированный (!). Перевод Корженевского явно предпочтительнее.
PS.1 Не перестают удивлять и участники классификации. Так много народу не обратило внимания на то, что действие рассказа происходит в основном в Америке, что в итоге получилось «вне Земли».
А как можно этого не заметить?? Remember Мелдж.
kkk72, 16 декабря 2007 г.
И еще один замечательный рассказ на тему: сперва думай, потом действуй. Увы, человечество часто действует подобно этой чудо-машине, тратя уйму сил и ресурсов на производство, в общем-то, никому не нужного хлама. Замечательный юмор автора, любимые герои, отличная концовка делают этот рассказ еще одним маленьким шедевром.