Клайв Баркер «Исповедь савана»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы | Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Ронни — простой бухгалтер. Он добросовестно выполняет работу для своего босса. Узнав однажды, что босс является порно-дельцом, а потом и покрытый позором клеветы, Ронни решает мстить. Результат недостатка мастерства и сноровки — страшные пытки и смерть. Но, чтобы довести начатое дело до завершения, душа Ронни вселяется в саван...
Входит в:
— условный цикл «Книги крови» > сборник «Книга крови 3», 1984 г.
— антологию «The Mists from Beyond», 1993 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1988 // Хоррор - Рассказ (Великобритания) |
- /языки:
- русский (4), английский (3)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Волкова (2), О. Лежнина (1), Д. Сергеева (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alex_kr, 9 ноября 2008 г.
Действительно, очень необычный сюжет.
Мы часто читали и видели в фильмах идеи переселения душ в другие живие объекты: в других людей, в животных, помоему где-то даже про растения было... НО!!! Переселение души в неодушевленный, неживой матераильный объект — это что-то новенькое. В данном случае этим объектом послужил саван — простынь, которой накрывают м умерших людей.
Развитие сюжета, как всегда, держит в напряжении, и венчается нетривиальной, необычной и, я бы сказал, очень жестокой развязкой.
Ну и, как всегда у Баркера, от рассказа отдает психоделикой. Чувство постоянного безумия и сумасшествия происходящего ни на секунду не покидает читателя.
Mishel78, 20 апреля 2019 г.
Рассказ о справедливости в баркеровском понимании.
Идея того, что душа человека не может успокоиться с миром, когда после смерти есть неоконченные дела, в исполнении Баркера получила превосходное воплощение. Благодаря его вниманию к потустороннему, в том числе именно психологии сверхъестественных существ, Клайв Баркер довольно убедительно показал момент перехода во время смерти от физической оболочки к духовной, то есть превращения в призрак. И, надо отметить, более подробного описания этого процесса в художественной литературе мне ещё не встречалось.
Когда саван, в который вселился призрак Ронни, при помощи новых возможностей принимает контуры тела погибшего и одевается в одежду, чтобы придать себе человеческий облик, временами ловишь себя на мысли, что это дань уважения Герберту Уэллсу с его «Человеком-невидимой», только помимо невидмости персонаж Баркера вообще не имеет физического тела.
Мотивы главного героя, чьё сознание заточено в саване, понятны и прозрачны, как и само теперешнее его состояние — справедливая месть. При всё этом, автор показывает, что прощение грехов не столько религиозный акт (герой в прямом смысле исповедуется в храме), сколько осознание души, что она прощена. Аналогия с саваном проведена очень чётко — человек есть то, чем он наполняет свою физическую оболочку, которая подвержена тлению и распаду, но только лишь настоящая цель способна сделать человека живым.
Впрочем, это всего лишь моё мнение, может быть автор и не вкладывал подобного смысла, но рассказ читается легко и с неослабевающим интересом. Градус насилия поменьше, чем во многих других произведениях, что позволило не отвлекать внимания от внутренних переживаний главного героя, и это безусловно делает этот рассказ одним из самых глубоких и лучших в «Книгах крови».
dio, 21 октября 2008 г.
Очень неплохой рассказ от Баркера, довольно четко показана психология «маленького человека», что не очень свойственно автору. Хотя «маленький человек» тоже с небольшим количеством тараканов в голове, что и приводит его к довольно печальным событиям. Да и переселение неудолетворенной души в саван — довольно удачная находка.
Но что действительно сильная сторона рассказа, так это его кинематографичность. Это просто готовый сценарий для довольно неплохого ужастика с небольшой порцией мистики.
Paul Atreides, 30 сентября 2020 г.
Необычная во всех смыслах история мести. Душа несправедливо убитого бухгалтера Ронни вселяется в саван, и именно в таком виде он стремиться отомстить своим убийцам. Что интересно, повествование скачет меж двух сторон баррикад — с одной стороны одержимый местью жестокий призрак, с другой живой, но всё же беспринципный Магуаэр. И сочувствовать никому не получится, да и Баркер не пытается. И это здорово. Я воспринял рассказ как просто интересную историю про веяние сверхъестественного в мрачном бандитском мире; а то что оно мрачное сомневаться не приходится — повсюду грязь, коррупция, жестокость, извращение. И даже Ронни на их фоне не выглядит ангелочком.
За последние абзацы отдельный плюс. Я улыбнулся. Чёрная ирония во всей красе.
malin, 1 февраля 2021 г.
Этим рассказом Баркер отсылает нас к бессмертной гоголевской «Шинели», конечно по-своему интерпретируя проблему «маленького человека». Человека ведущего тихую, ничем не примечательную жизнь, несчастливого в браке, главная радость которого-это если сошёлся бухгалтерский баланс. Но вот наш герой стечением обстоятельств загнан в угол-избит, оболган, брошен семьёй. И происходит превращение робкого кролика в свирепого льва. Причём наш скромный бухгалтер начал расправляться со своими обидчиками, в отличии от Акакия Акакиевича, ещё при жизни.
Кнопка, 21 марта 2010 г.
Довольно неплохой рассказ,хотя шедевром не назовешь. А мысль оригинальная с переселением души в не оживленный предмет. А именно саван. Сюжет развивается настолько стремительно, что даже дух захватывает от событий, но вот финал уж сильно предсказуемый, прям как в детективе.
Yazewa, 14 мая 2010 г.
Да, месть человека, превратившегося в свой же погребальный саван, — штука запоминающаяся...
Странно, но почему-то не возникло полного сочувствия оболганному и мучительно убиенному герою... Может быть, слишком мало автор уделил внимания его переживаниям и мучениям, они лишь сообщены читателю, сообщены скупо и невыразительно. Поэтому чувство мести воспринимается чисто умозрительно, без особых эмоций.
Farit, 16 февраля 2012 г.
Довольно необычный рассказ, о посмертном воплощении души — ради мести. Сама задумка и ее воплощение, конечно, заставляют снять шляпу перед фантазией автора.
К сожалению, кроме этой фантазии в рассказе практически ничего нет. Он полностью бесчеловечен и даже бесплотен (что, конечно, хорошо ложится на замысел, но вспринимается плохо — как очень старый выцветший немой фильм).
Герою не сочувствуешь, по поводу его жертв не негодуешь, мести не радуешься... чувства по прочтению на редкость спокойны. А для жанра это минус.
Fearless, 22 февраля 2008 г.
Баркер создал, безусловно, запоминающийся рассказ. На хорошем уровне передана атмосфера и особенно описание происходящего. Люди по-прежнему оказываются бессильными перед «тонкими материями». Вот и казалось бы, властный человек Майкл Магвайр запираясь у себя в крепости проявляет страх даже перед ветром.
Отчаявшийся человек способный на убийства и его скверная (почти ритуальная) смерть, а так же одержимость местью не дают душе обрести покой. Саван ставший резервуаром души Рональда Гласа имеет лишь одну цель – смерть того, кто при жизни пустил ему пулю в лоб.
Самой же исповеди так и не происходит. «Без исповеди, но со спокойной душой, не страшась осуждения, его дух покинул измученное тело». Видимо названием Баркер хотел акцентировать внимание на том, что было важнее задолго до убийств и самой одержимости мести.