fantlab ru

Анджей Сапковский «Час Презрения»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.60
Оценок:
7708
Моя оценка:
-

подробнее

Час Презрения

Czas pogardy

Роман, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 278
Аннотация:

Йеннифер отвозит Цири на остров Таннед, чтобы устроить свою девочку в школу чародеек. Так же она собирается принять участие в решении судеб мира на чародейском сборе. Прибывший вслед за ними Геральт вынужден мучиться от светской жизни. В это же время подковёрные интриги сплетаются таким образом, что взрыв становится неминуемым...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Неанглоязычная переводная книга (Польша)

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 1995 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Фэнтези (Польша)

Похожие произведения:

 

 


Час презрения
1997 г.
Кровь эльфов. Час Презрения
2000 г.
Час Презрения
2002 г.
Геральт
2004 г.
Геральт
2004 г.
Кровь эльфов. Час презрения
2008 г.
Ведьмак
2012 г.
Час презрения
2012 г.
Геральт
2013 г.
Ведьмак. Час Презрения
2016 г.
Ведьмак. Кровь эльфов. Час Презрения
2020 г.
Ведьмак
2020 г.
Час Презрения
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Ведьмак Геральт. Том 2
2017 г.

Аудиокниги:

Час Презрения
2019 г.
Час Презрения
2021 г.

Электронные издания:

Час Презрения
2009 г.
Час Презрения
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Відьмак: Час погорди
2016 г.
(украинский)
The Time of Contempt
2022 г.
(английский)
Час ганьбы
2024 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Умеют же люди придумывать интересные истории. Сапковский продолжает запутывать читателя, мастерски создавая сложный и интригующий сюжет. На первый план выходит несколько новых персонажей, которые будут играть основные роли на сцене происходящих событий. В каждом из своих произведений, автор делает задел на будущее, не станет исключением и данный роман, многие события получат объяснение только в дальнейших продолжениях цикла. Сапковский тщательно подходит к описанию каждого из своих персонажей, находит свои особенные черты характера, описание внешнего вида, рода деятельности и еще кучу разных мелких мелочей, что помогает лучше представить действующих в книге участников.

После медленного развития сюжета первой книги, этот роман сразу же погружает читателя в лавину интриг и кровавых схваток. Война добралась и до сообщества Чародеев. Лидеры разделились на два лагеря и втянули своих братьев по магии в политическое противостояние. В итоге все закончится жестоким побоищем, которое будет иметь далеко идущие последствия для всего мира. Разобраться в происходящем очень сложно. У всех на лицах одеты маски, а у некоторых даже несколько обличий, поэтому разгадать их истинные намерения нельзя.

С появлением новых персонажей, цикл заиграл совсем другими красками. Повествование стало намного жестче и связано это в первую очередь, с продолжающимся воинским конфликтом. Сапковский показывает все ужасы войны, как тяжело выжить обычному человеку в подобных условиях, подробно описывает какой кошмар творится на завоеванных землях. В этом мире доброта принимается за слабость, снисхождение за трусость, а понятия жалости здесь не существует.

Не сомневаюсь, что самое интересное автор приберег на следующие книги цикла. Сапковский терзает читателя неизвестностью будущего, потому что предугадать развитие событий в его романах — невозможно. «Час Презрения» — отличное продолжение серии, пока это самый сильный роман автора, из прочитанного мною.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжая постепенно втягиваться в мир Сапковского, я начинаю медленно, но верно понимать, что автор этого цикла, начиная от «Кровь эльфов», ставит в центр всего повествования именно хрупкую девочку Цири. Её приключения гораздо интереснее, она все время в череде событий. Сапковский продолжает подвергать ее все новым и изощренным испытаниям.

Я бы не назвал эту серию, как «сагу о Ведьмаке», скорее как-нибудь — «Сага о предназначении». Ведьмак выполняет какую-то определенную функцию. Ведьмак — это слишком яркий образ: белые волосы, кошачьи глаза, он должен быть не похож на всех, должен быть третьим лишним в этом муравейнике войн и интрижек. Сапковский настаивает на том, чтобы именно Ведьмачьи мысли и действия стали для нас определяющими, мы должны видеть мир именно так.

Так и происходит. Политическая картина мира четко проходит Геральта стороной, и мы видим ее уже глазами других временных героев, жизнь и смерть которых нас не волнует. Кто-то назовет это мусором, ненужным и ломающим общую картину набором букв и предложений. И, наверное, я их в чем-то пойму. Пятая глава похожа на учебник по истории в каком-то художественном обрамлении с чередою коротких историй. Но мир остается именно Ведьмачьим, не просто каким-то серым средневековым феодализмом, а именно таким: жестоким, суровым шрамом на лице Гвинблейда.

Весь роман как-то сбавляет обороты, начинает вязнуть в пустыне скупого повествования, — читающий понимает, что не дождется ярких эмоций. Но пустыня проходит и начинается другая, и снова Цири, и снова захватывает и не дает оторвать глаз. Весь сюжет и его герои хороши и неповторимы. Пятая глава — это некий экскурс, который, наверное, нужно воспринимать, как отдельную хронику событий. Толкиен и Роулинг, наверное, вынесли бы это в отдельную книгу, а Сапковский же по своему мудр.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

... Если я рухну, — рухну как-то не так,

Нас у Бога много, — килограмм на пятак...

Сапковский в своей прозе преимущественно и зачастую достаточно жёсткий, резкий и циничный. И словно хладнокровно «просчитывая» этот том, — «Час Презрения» (если не считать «Сезон Гроз») из семи написанных ранее, он как бы случайно пришелся ровно на середину саги о Ведьмаке, — этот великолепный и очень сильный автор будто случайно наметил краеугольный макет ломки привычного для своего универсума порядка вещей. Потихоньку раскачивая старый каноничный мир одиозных магов и колдунов; иронично подшучивая в каждом томе над сладкоголосым Лютиком, безустально слагающим свои «мимо арии» и любовные рулады; мягко подтрунивая над примитивным в своей обязательной повинности избавить мир от монстров угрюмым Геральтом; обречённо вздыхая по поводу жестокосердной и крайне взрывоопасной полуфурии/полуженщины Йен... -Автор потихоньку смещает акценты и красным пунктиром явственно выводит иную тему.. -Много крови, предательства, одиночества, отчаяния, унижения и поражения... Да, безусловно, пан Анджей уже громил и сталкивал в прежних томах между собой Нильфгаард и Цинтру; топил в крови и пепле города и княжества, стирая их с лица земли включая всю геральдику и семейные реликвии... Но «Час Презрения», — великолепно оправдывая свое заглавие, — недвусмысленно (в достаточно подробных и несколько затянутых диалогах) являет читателю всю мерзость и гнусность двуличной политики, придворного лживого мракобесия, дешёвого прихлебательства и конъюнктурного либерализма заявленных мнимых ценностей. (Не единственно, но в том числе об этих потенциальных аферах даёт обзорное представление диалог Вильгефорца и Геральта, недвусмысленным соблазном являющий некий пакт Победителя в обмен на Нейтралитет Ведьмака.) И вновь полетят головы дворцовых исполнителей-стрелочников; с предсказуемым хладнокровным враньём и методичным нашёптыванием шпионов-перебежчиков под шумок сумбура и хаоса не вполне удачно провернут подмену Цириллы в империи двусмысленного и алчного Эмгыра...

А Львёнок из Цинтры тем временем незаметно подрос, чудесным образом обратившись в милую, привлекательную, искусно напичканную под завязку изящными манерами барышню-подростка. Цири виртуозно натаскалась в боевом искусстве и даже как следует вкусила/попробовал «на зуб» (в перерывах между ахами и вздохами мучительного взросления) гранит науки, магии и сакральных заклинаний. И это уже не тот дерзкий в силу своей королевской крови и одновременно страшно напуганный ребенок, которого укрыли от опасностей и с трудом отобрали у дриад в Брокилонском лесу, — как перстень в футляр спрятав это сокровище до времени в Каэр Морхене. Ее Время уже пришло и кони беспредела рвут удила и роют земли; и бешеный гон вновь расхлёстывает небо зловещими молниями дурных предзнаменований. А что это за Время, — грош цена ему копейка в самом деле, — если вынужденное взросление надолго отберёт и переполовинит у Цириллы самое дорогое и любимое, самое родное и самое надёжное. Но когда мир трещит по швам, — Надежда порой неожиданно являет себя в хищном зверином лике подлости и предательства; непроговорённых, но надолго засевших осколками глубоких обид и медленного душевного обледенения травмами и ранами. -А ей ведь в силу своего уникального королевского статуса нельзя надолго обижаться, злиться и уж тем более ненавидеть... Ибо Сапковский раскрывает в этом томе даже не козыри, нет.. Это белокурое Дитя Предназначения и Старшей Крови на самом деле явный джокер, способный подменить и обесценить собой любую карту с той лишь только оговоркой, что Цири нельзя быть Любой. -Все то, что в нее бережно и терпеливо заложили базисами древних знаний, все те соки земли-огня-воды-неба, которые далеко не каждому под силу взять чуткими фибрами/ресурсами своей души и тонкой ментальности, — все это она должна вернуть в первозданном виде и вновь вложить в ключи чистой энергии и природного естества. А судя по той древней зловещей «свастике», которую аллюзиями и намеками финально закрутил Сапковский в своем романе, — у этого мира не так много шансов на успех и призрачное обновление. И зловещий профиль беспощадной, леденящей душу Фальки уже недвусмысленно проступает сквозь основную ткань повествования «Часа Презрения», — но фабула ее легендарных кровавых преступлений будет развернута много позже...

А пока, расцвеченная всем мыслимым блеском красоты, лоска и сексапила величественно продефилирует на званом банкете/чародейском Сборе великолепная Йеннифэр, кокетливо ведя под руку своего Геральта, — от которого она то убегает в очередном истеричном всплеске переменчивого женского настроения, то вновь магнитом истосковавшейся кошки возвращает его себе. И в который раз, словно совершая виртуозно простроенное рондо всей саги, знающий истинную цену «Здесь и Сейчас», обречённо вздохнет Геральт в молчаливом смятении звёздной ночи:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нет... Не хочу так. Я устал. Я слишком устал, чтобы спокойно принять перспективу концов, становящихся началами, с которых надо все начинать заново. Я хотел бы...

Надолго разметав по белу свету друг от друга своих любящих главных персонажей и развернув в следующих томах лентами параллельно не пересекающихся дорОг их витиеватые судьбы, — Сапковский в самом деле не столько спекулирует на кол-ве исписанных страниц (все его авторские подробности уместны и оправданы). -Этот великолепный поляк скорее с особым нажимом акцентирует и транслирует философию и закономерность нашей жизни, абсолютно по-взрослому недвусмысленно намекая своему читателю: чтобы оставить свое навсегда своим, нужно суметь терпеливо отвоевать его у зыбкого времени и обманчивых внешних обстоятельств.

PS Час Презрения, вероятно, можно считать несколько затянутым и лишенным динамики и экшена предыдущих томов. И здесь все очень индивидуально и требует времени/особого вдумчивого осмысления. Но спорить (даже потенциально и наедине с самим собой) о том, что перекрой действительности в этом томе очень похож на событийность нашего мира, — увы не приходится. У меня эта книга постепенно стала одной из самых любимых, значимых и зачитанных до ключевых житейских афоризмов. -Великолепный посыл талантливого автора; виртуозный и вкусный в своей ироничной образности перевод Вайсброта, — в моем индивидуальном случае закономерно и последовательно определяют «Час Презрения» в разряд необходимой настольной литературы, достойной множественных перечиток и адекватного обожания.

PPS «Я путал небо со звёздами, отражёнными ночью в поверхности пруда», — эта великолепная авторская теза пройдет красным пунктиром по всем остальным томам саги, — с той лишь только оговоркой: разобраться в том хаосе и сумбуре, в который окунутся главные персонажи Сапковского очень-очень сложно, — тем более интересны их приключения и странствия; их преданные, временем проверенные чувства и мужественные порывы найти друг другу именно для того, чтобы суметь всеми фибрами своей души и сердца обратить Здесь и Сейчас в Навсегда.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мда..., сравнивать Сапковского с Мартином и утверждать, что он копирует его идеи (моё замечание, в первую очередь, относится к Dafiny) это немыслимо. Особенно, если учесть, что «Час презрения» был написан в 1995 году, а «Игра престолов» (первая книга из мартиновской «Песни...» в 1996 году).

Разумеется, на Сапковского оказало влияние немало авторов (я уверен, что сейчас влиянию подвержены многие авторы, если ни все), но среди них Мартин уж никак не значится. «Час презрения» не является лучшим произведением в цикле, но он является его необходимым компонентом, без прочтения которого сложить целостный образа обо всей саге удастся с трудом.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир в опасности, Империя Нильфгаард рушит планы свободных королевств севера. На дорогах разбойники грабят торговцев, а эльфы в лесах продолжают убивать людей. И волшебники плетут интриги. Во всём этом хаосе ведьмак теряет всё, что у него было. Он вынужден искать Йеннифэр и Цири, потерявшихся неизвестно где. Но всё таки, настал Час Презрения, когда мало кто уделяет внимание светлым и теплым чувствам. Всё так сложилось, что кажется, для презрения у каждого есть причины. Такова жизнь, она не делится на черное и белое, что хорошо подчеркивает писатель в «Часе Презрения». Ну а что Цири? Девочка плывет по течению Предназначения, и, сама того не ведая, совершает поступки, которые перевернут многое. Я проникся глубокой симпатией к этой смелой и целеустремленной девушке, которую тоже настиг Час Презрения.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Передохнув на «Крови эльфов», Сапковский активно взялся за проталкивание сюжета вперед, и сильно преуспел, несмотря на то, что основное событие книги — Сбор чародеев на острове Танедд, провалившийся путч и поледовавшая за этим кровавая баня во дворце Гарштанг. Автор расписал его крайне подробно, я бы даже сказал — обсосал до косточек, и это неудивительно: инцидент на Танедде явялется реперной точкой в истории второй войны с Нильфгаардом. Последующие события — оккупация Вердена, Лирии, Ривии и Аэдирна — прорисованы хотя и сочно, выпукло (чего стоит описание «освобождения» Верхнего Аэдирна, то есть конечно, Нижней Мархии), но пунктирно. Основные герои — Геральт, Цири, Йеннифер — едва успев встретиться, тут же оказываются разбросаными в разные стороны, что создает дополнительную интригу...

Также стоит заметить, что Сапковский не стал писать эпос, а поступил гораздо умнее: данная книга является РОМАНОМ в классическом понимании этого слова — с множеством дополнительных героев, несколькими сюжетными линиями и грандиозным бэкграундом. В этом смысле Сапковский выступает последователем скорее Толстого, нежели Толкина.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и наконец я закончил читать эту книгу. Вот мои мысли о этой книге:

1. Политика и еще раз политика. В книге множество второстепенных героев — политиков, послов, префектов, магов, магиков, чародеев и т.д. и т.п. Можно запутаться. Но я не жалуюсь.

2. Все меньше говорится там о ведьмаке Геральте. Но думаю что именно Цири будет главной героиней. Но мне и так интересно.

3. Сапковский держит планку качества на высоком уровне. Хотя в «Часе презрения» меньше фирменного юмора пана Анджея. Но

4. Если раньше Геральт только и делал, что охотился на разных тварей, то в этой книге его мысли тянутся только к Цири. (Ну, кхем...кхем... и конечно к Йеннифер...).

5. Стиль автора сохранился. Сюжет неожиданен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Восстание чародеев, кровопролитная война с Нильфгаардом, невероятно, что Цири — потомок Фальки!.

6. Книга хорошая, читается на одном дыхании. Рекомендую.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга, отходящая от веселости и мозаичности к классике. Здесь больше драмы, больше размышлений, меньше второстепенных персонажей, зато основные приобретают поистине монументальную глубину. Вместе с тем, батальные сцены показаны подробно, и, полагаю, отсюда да из книг Глена Кука растут ноги у большинства нынешних мастеров темного фэнтези. Не скажу, что такой, новый Сапковский в чем-то потерял — Мастер просто показывает читателю еще одну грань своего таланта. И это прекрасно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Политические интриги, заговоры, разоблачения, служба разведки, начинающаяся война, бедствия мирных жителей, — все это в целом создает живописное полотно, дающее полное ощущение реальности происходящего. И на этом фоне живее смотрятся перипетии главных героев, которые уже не в далекой сказке, а в самом пекле реальной жизни. Где война — грязное дело, а не красивые батальные сцены, а любовь — единственное, что позволяет выжить.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расстановка сил меняется

***

Прошлый роман («Кровь эльфов») служил нескольким целям с одной общей канвой. Во-первых, мы увидели Каэр Морхен, узнали о том, как идет подготовка ведьмаков. Во-вторых, много внимания было уделено Цири – её взрослению, её обучению (не только ведьмачеству). Так вот канва была посвящена юной ведьмачке. Цири – персонаж интересный, в ней много спеси и гонора, зато она – Неожиданность, Предназначение. Она способна к магии и предвидениям. Так вот «Час презрения» тоже служит своим целям. Сапковский планомерно продолжает раскрывать мир. На этот раз – мир магов и магичек.

Большую часть времени книга раскрывает именно эту сторону мира. Йеннифэр учит Цири владению Силой (достаточно интересно, но проработка уступает тому, что делает, например, Сандерсон), но когда ей удается затащить Геральта на светский приём магов, вот тут начинается самое веселье. Маги и магички оказываются жутко претенциозными, для них этикет – это всё. Сапковский обыгрывает эту чопорность на протяжении десятков страниц, ведь Геральт тут – это приставка «анти» ко всему, что присуще магам. Стоит ли уточнять, что подобный ход – это чистая ирония и юмор? Но на этом важность раскрытия темы не заканчивается. Пан Анджей делает ход конём – маги и магички оказываются втянутыми в государственный переворот, который накладывается на интервенцию Нильфгаарда. Учитывая, что автор не так хорошо раскрывает персонажей (персонажей-функций, если быть точнее), то читать про путч тяжеловато – не успеваешь уловить, кто есть кто, кто на чьей стороне. Зато драйв повествованию обеспечен – особенно в линии Цири и Геральта. Финал романа явно предопределяет будущее развитие событий –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Йеннифэр уходит в тень, ее судьба станет прояснится далеко не сразу; Цири оказывается далеко от своих «родителей», она находит новую компанию – Крыс – таких же никому ненужных ребят; Геральт серьезно ранен, ему предстоит период лечения, а потом – поиск Цири
.

Заключение: достойное продолжение цикла. Читать интересно, драйва много. Интерес не пропадает даже после повторного чтения. Мир магов и магичек стал более понятным, но и отталкивающим. Йеннифэр всё больше выделяется на фоне своих коллег. Цири продолжает проявлять свою строптивость. С нетерпением приступаю к следующей книге – к «Крещению огнём».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман из цикла «Ведьмак Геральт». Если в предыдущих романах упор делался автором на эпическое фэнтези, то в этом романе все герои оказались в круговороте событий , не зависящих от их воли, и как щепки в бурной реке несутся по течению, спасая свои жизни. И никак не влияя на события. Резкий переход линии сюжета. И читатель сопереживает на каждой странице — почему герои и их помощники не влияют на события? Автор как бы подчеркивает мысль о предопределённости истории. Всем кто — то чего-то предопределил, но мы не знаем что. Интрига событий переходит в следующий роман и так далее. Жалости к героям у автора не наблюдается -девочку Цири он бросает в такие испытания -никто бы не выдержал. Каждый роман как и этот многогранен в описании жизни выдуманного мира чародеев и ведьмаков.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне-опять спад круговорота событий,много политического трёпа(Очень засорял мозги,сразу и не разберешься, но без этого ни куда,ибо составляющая.Да и книга была бы совсем иная).Начиная с середины всё оживает,вихрь и сюжетная буря поднимается. Автор сильно заинтриговал концовкой...Что же дальше?

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шпионский роман...интриги, тайные ходы...Чародейский сбор и место Геральта в сием действии — словами передать невозможно!...Вильгефорц — получает звание одного из колоритнейший злодеев в жанре фентези...троекратное гип гип урааа))))

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное произведение, как и весь цикл!

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

:super: Весь цикл — супер!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх