Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный
Девочка-подросток Саша приезжает с мамой на юг. Море, солнце, пляж... что может омрачить отдых? Только странный и страшный человек в непроницаемых темных очках, который «никогда не требует невозможного». Так ли это — и придется проверить Сашке. Проверить, даже если придется заменить привычный, уютный мир местом, где властвует страх. И узнать на собственном опыте, что означает «в начале было слово»...
Со слов авторов:
— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». А, собственно, из какой жизни этот роман — современной, исторической, фэнтезийной? И почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?
— Vita nostra brevis est,
Brevi finietur;
«Жизнь мы краткую живем,
призрачны границы…»
А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы. Вот наш роман «Армагед-дом» назван кем-то «самым оптимистичным романом о конце света». Что скажут о новой нашей вещи — нам неведомо. Но повествует она о жизни современной, и главная героиня — студентка, попавшая в переплет. Ей сделали предложение, от которого она не может отказаться, — и вот Сашка (так зовут героиню) начинает учебу в довольно странном Университете... Ей предстоит справится с бременем страха, познать цену человеческих привязанностей, осмыслить смысл жизни — и попытаться перешагнуть границы... Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того.
Входит в:
— условный цикл «Метаморфозы» > цикл «Vita nostra»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 375
Активный словарный запас: средний (2787 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2007 // Лучший роман. 1 место («Золотой Кадуцей») | |
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2007 // Лучшая книга русскоязычного автора | |
лауреат |
Мраморный фавн, 2007 // Роман | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2008 // Лучшая фантастическая книга | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2008 // Лучший женский образ | |
лауреат |
Мечи, 2008 // Лунный Меч | |
лауреат |
РосКон, 2008 // Роман. 1 место («Золотой РОСКОН») | |
лауреат |
РосКон, 2008 // Премия премий | |
лауреат |
Сигма-Ф, 2008 // Крупная форма, романы | |
лауреат |
Филигрань, 2008 // Большая Филигрань | |
лауреат |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский | |
лауреат |
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2020 // Зарубежный переводной роман (Украина) | |
лауреат |
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2020 // Лучшая книга года (Украина) | |
лауреат |
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (Украина) |
Номинации на премии:
номинант |
Астрея, 2008 // Роман | |
номинант |
Премия Кира Булычева, 2008 // (роман) | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь" | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (9), английский (2), французский (1), португальский (1), итальянский (1), чешский (1), украинский (2), польский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (17), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Д. Вейс (1), Э.Р. Кандиани (1), С. Карли (1), Ю. Мейтова-Херси (2), О. Негребецкий (1), П. Огожалек (1), Д. Савин (1), Д. Сильвестри (1), К. Шинделарж (1)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gaid, 30 сентября 2011 г.
С первых страниц книга заинтересовала, захотелось читать не останавливаясь. Вначале-«загадка, интерес»:что это за мужчина, что он хочет, выдержит ли Саша (захочет ли) эти свалившиеся на голову задания и т.д. Очень понравилось описание первого года обучение-ново, живо, с преодолением трудностей. У Саши происходит период развития, борьбы с собой через «не хочу»...и думалось, что дальше все пойдет «в том же русле», ан нет. Второй курс описывается как-то однотипно, очень мало открытий. Вся вторая часть закручена на переживаниях и учебе Саши, что уже не так живо читается, как первая. Ну а третья просто меня сразила:куча всяких терминов, изречений. То ли я не догнал чего-то, то ли...даже не знаю...И конец я так и не осознал. Может потому что ожидал другого развития или «подкосила» вторая часть романа.
zucchini, 27 апреля 2011 г.
Первое мое знакомство с Дяченко.
С самого начала держит в напряжении, читается запоем и легко. Но вот финал... ждешь чего-то грандиозного, пробивающего насквозь откровения и горько-томного послевкусия с удовлетворением от прочтения. Закрываешь книгу, а ничего такого нет. Или я не понял чего-то...
vad, 2 сентября 2009 г.
Скорее не понравилось.
Это что — суровый ответ советской интеллигенции Гарри Поттеру? Основное все время действия — это обучении ГГ в неком волшебной институте, только вместо веселых и опасных приключений у студентов этого Хогвартса пьянки в серых грязных комнатах, да переживания — как бы не убили их очередную бабушку злые наставники. Извините — но не вставило.
При этом я отдаю должное вложенным авторами мыслям «через тернии», «детей надо воспитывать ремнем» и пр. Только не нравятся мне подача этих мыслей — тоже все какое-то слизкое и грязноватое, как и весь роман.
Единственный неоспоримый плюс, при всех остальных минусах — читается книга очень запоем, этого не отнять: интересная завязка, неплохое продолжение, солнечный (хотя и никакой) финал.
Михаль, 6 января 2008 г.
Психологически и художественно книга написана на самом высоком уровне. Напрашиваются ИМХО параллели с Кастанедой: Решение, кого выбрать в ученики, принимается не на человеческом уровне; сойти с тропы обучения можно только ценой собственной жизни; преподаватели — или уже не люди или никогда ими не были и т.д.
Вот только философская концепция романа — «весь мир — текст», на мой взгляд, слишком банальна и узнаваема, эта идея Витгенштейна, Беньямина и Деррида.
Но развить идеи Кастанеды без практик, описанных им невозможно. А вопрос о том кто может быть «воином» (т.е. человеком, который в принципе способен овладеть этими практиками), решается не на человеческом уровне.
ваена, 9 сентября 2011 г.
Почему в графе «Возраст читателя» стоит:Только для взрослых. Взрослым эта книга неинтересна. Книга — для подростков. Именно подростки воспринимают весь мир как что-то им враждебное и противостоящее.
И ещё, чем отличается группа «Б» от группы «А». Те же самые приемы, та же самая цель, так зачем нужны кураторы?
Катерина Мел, 14 июня 2010 г.
С первых страниц и где-то, наверное, до 150-200-той(скачивала, но нужно будет купить для библиотеки или оформить распечатку прилично:glasses:) копится ярость:mad:, отвращение к некоторым героям:nunu2:-->:gigi:, даже брезгливость. Еще сильнее провоцирует явственное понимание того, что эти герои окажутся далеко не отрицательными под конец. Испытываешь действительно сильные негативные эмоции без альтернативы. Вообще, начало неприятное, и до поездки в саму Торпу мне было достаточно скучно читать, не думала я что этому произведению поставлю 10-ку в итоге.
Но после первых Сашкиных успехов в учебе тебя начинает засасывать текст, как трясина, все реальнее и понятнее становятся абсолютно мифические вещи, все правдоподобнее выглядит история, тебе уже кажется, что ты и сам можешь читать этот модуль и вылавливать в нем самые наполнение смыслом фразы в мире:roof:.
Ощущение реальности, кое может достичь автор в своем произведении, такая редкость, что является просто бесценной способностью писателя, самым высоким мастерством! А необычный сюжет вообще, как я посмотрю, конек Дяченко, — это вторая книга данных авторов, с которой я успела познакомиться, и банальностями они меня пока не кормили, что очень приятно!
Но вот конец…хочется продолжения…хочется знать, что за мир Сашка предпочла, что выбрала?
Понимание чего-то большего, равновесие, настоящей смысл, высокий разум, предназначенный для нее, данный ей, только перейти черту — сдать экзамен и измениться окончательно. Или остаться человеком, быть чувственной, уязвимой, любить, испытывать бури эмоций.
Очень во многих книгах на этой проблеме и основан весь сюжет без лишних мудрствований и фантазий, и в них обычно превозносится второе, как истинное счастье быть человеком. Тем интереснее выбор Сашки, тем больше хочется пояснения, продолжения. А то такое ощущение, что тебя бросили на развилке:shuffle:, на одной из сюжетных запятых, после которой, как и следует, должна быть пауза, но неминуемо продолжение:glasses:.
Witcher, 1 февраля 2012 г.
Для меня главным достоинством романа стало то, что я дышал вместе с ним. А места действий представлялись мне реальными. Насыщенный и, в то же время, сохраняющий некую единую линию мысли и атмосферы.
Кое с чем можно было бы поспорить.
Кое-что вызвало отторжение.
В целом же — самые благоприятные впечатления.
Yazewa, 6 января 2010 г.
Начав читать эту вещь, я «подвисла» почти на целую ночь. Уж очень неожиданным оказался роман, очень эмоционально наполненным — текст. Отложив, наконец, книгу, осознала, что удовольствия не получила нисколько. Привычного удовольствия, удовольствия читательского, наблюдательского. Авторы втянули меня в действие, действие жесткое, даже жестокое, а сопереживание героине местами было буквально мучительным. И — парадокс: читая, не могла оторваться, а оторвавшись — не спешила вернуться. Как Сашка не хотела (сначала) возвращаться в Торпу.
Фактически, пришлось прочувствовать это самое сочетание — любви и страха. Страха за тех, кого любишь. На какую степень самопожертвования способны мы, благодаря этому чувству??
А вот вся эта история со Словами, Частями Речи и т.п. мне как-то не очень понравилась. Не хотелось прорываться сквозь все эти «смыслы». Так и осталось ощущение чего-то очень яркого, запоминающегося, — но неясного, замудренного, надуманного. Захочется ли перечитывать? Ой, вряд ли, по этой самой причине.
И в целом: неровное действие. Местами затянутое (допускаю, что это сознательный прием авторов для определенного психологического воздействия на читателя). А концовка какая-то торопливая, нарочито упрощенная, едва ли не открытый финал.
VAI, 22 сентября 2008 г.
Роман действительно сильный. С первых страниц захватывает и погружает вместе с героиней в пучину странных и страшноватых приключений. Невероятный институт, в котором ЗАСТАВЛЯЮТ учиться, причем самым жестоким образом. И совершенно реальные студенческие будни, на фоне непонятного и пугающего обучения. Роман затягивает, так же, как Александру затягивает учеба, оторваться от него невозможно, все новые и новые грани странного института открываются перед читателем, складываясь в картину, последнего штриха которой ожидаешь с ужасом и наслаждением. И здесь же — непростые отношения между героями — дружба, любовь, отношения старшекурсников и младшекурсников, студентов и преподавателей, написанные блестящими мастерами художественного слова.
Чего ожидаешь, читая роман? Что это окажется некий институт волшебников? Способности, которые приобретает героиня, это, вроде, подтверждают. но нет — ответ куда глубже...
Вот этот самый ответ несколько мешает восприятию последней части романа. Если это действительно сродни воздействию на само Мироздание,то сама концепция института воспринимается какой-то мелкой и неуместной. А также и происходящие с героиней превращеня. Ну к чему здесь перья и когти, скажите? Совершенно невозможно представить, чем будут заниматься студенты четвертого курса, не говоря уже об аспирантуре. Впрочем, это как раз-таки неудивительно — и первокурсники ничего не знают о втором курсе.
И еще один не самый приятный вывод из книги — единственный стимул для активных действий, для учебы, в частности — это страх! Страх безраздельно владеет всеми студентами, они боятся друг за друга и прежде всего за своих родных, боятся за студентов их родители. Это, пожалуй, действительно безотказный метод, просто как-то обидно сознавать, что ничто иное не позволит достичь своего предназначения. Впрочем, надежду вселяет концовка — Саша не то меняет мир, не то создает новый со словами «Не бойся»...
Вообще — эти размышления возникают уже после прочтения книги до последней строки, ни в коей мере не снижают оценку и вселяют надежду на то, что у книги должно быть продолжение. Давайте дождемся!
kraamis, 14 февраля 2011 г.
Очень редко попадаются книги, которые по-настоящему цепляют за душу. Читать было очень тяжело, как будто бы передо мной лежала та самая тетрадь с точками или в ушах был плеер с ТИШИНОЙ ломящейся в душу. Границы жизни призрачны, и кто знает что тебе предназначено, может быть ты будешь простым человеком, а может тебе суждено, продравшись сквозь колючую проволоку, «прозвучать» и создать что-то новое и изменить этот мир к лучшему. Книга цепляет как наркотик, читать очень тяжело, но все равно тянет открыть ее заново.
deanta, 25 августа 2008 г.
Это первое произведение, которое я прочитала по «настоянию» Рекомендаций. И первое мое знакомство с творчеством супругов Дяченко. Должна отметить, что не разочаровалась.
Весьма противоречивые впечатления остались от прочитанного. С одной стороны я не могу сказать, что пребываю в диком восторге. Если когда и буду перечитывать, то очень не скоро. Несмоненно то, что книга останется в моей библиотеке, а не отправится в районную.
С другой стороны — я не могла оторваться. Донельзя захватывающий роман. Ощущение напряжения не покидало на протяжении всего повествования, от начала и до конца. Хотя оно и показалось слегка затянутым. А иногда казалось сплошным сумбуром.
Как же я сопережевала Сашке — главной героине: с ней вместе училась, сдавала сессии, переживала метаморфозы, радовалась успехам...
«Счастье — то, что чувствует любой человек, совпавший со своим предназначением» — основная идея романа. И, действительно, можно сказать, что всю жизнь человек тем и занят, что пытается найти свое предназначение, свое место в жизни. Но что же приходится переживать героям книги ради этого! Через какие мучения они вынуждены пройти! Самое интересное, что для того, чтобы найти свое место под солнцем, вовсе не обязательно быть человеком!! А каждый промах, ошибка могут привести к трагедии, потому что пока герои находятся в поисках себя, от них напрямую зависят их близкие, семьи. И в случае чего — может произойти непоправимое. Страх за них заставляет их идти дальше. Страх всегда с ними. Страх проникает в читателя...
Очень запомнилось описание города — читала и представляла Суздаль. Город просто оживает на страницах романа, ты его видишь, живешь в нем.
P.S. Отдельное спасибо хочу сказать этому роману за то, что он попал мне в руки в очень трудный для меня период жизни. Благодаря ему я просто не сошла с ума — он отвлек меня от грустных мыслей.
vgjdh, 7 апреля 2010 г.
Данная книга настоящая научная фантастика!!! Не развликуха, завалившая книжные магазины, а настоящая идейная и побудительная фантастика!!!
Можно конечно рассуждать о плюсах и минусах сюжета, героев, идеи, можно сравнивать с другими произведениями, хвалить или критиковать. Кто-то скажет, что всё это не стоит выеденного яйца, что где-то всё это уже было, что по настоящему всё совсем не так. Но, на мой взгляд, главное в романе то, что он затрагивает идеи нового, ещё непонятного, но уже зарождающего, неожиданного понимания окружающего мира. Здесь много пищи для ума, всплывают разные темы – от квантовой физики до философии, от магии до реальности, рассматриваются нестандартные связи и возможности. Всё это очень сильно выделяет этот роман. Возможно молодой, не зашторенный разум, прочитав эту историю, сможет по-другому взглянуть на вселенную и сделает “другой“ шаг, отличный от стандарта.
В заключение хочу обратиться к тем, кто сомневается, читать или не читать? Посмотрите СКОЛЬКО неравнодушных!!! И думаю, этот вопрос отпадёт сам собой. А что вы найдёте в этой книге, зависит от вашего внутреннего мира.
ПоследнийБастион, 28 октября 2009 г.
Снова Дяченко взяли за основу романа одну из библейских концепций, на этот раз не из Ветхого, а из Нового Завета. Взяли, и рассказали, как это может быть, когда «В начале было Слово». Собственно авторы показали процесс, который может предшествовать упомянутой цитате из Евангелия от Иоанна. Показали КАК нужно учиться, чтобы ПРОЗВУЧАТЬ. Да, методы в институте жёсткие, за то какой результат! Вспомнил «Аквариум» Виктора Суворова: «Чемпионом становится только тот, кто знает, что штанга сейчас задавит его, но толкает её вверх. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень, свою неуверенность. (…) – Так наша страна готовит тех, кто защищает её спортивную славу. Неужели ребята, вы думаете, что наша страна к подготовке разведчиков относится менее серьезно?». Так вот. Нежели вы думаете, что к подготовке выпускников института Торпы можно было относиться менее серьезно? Ведь речь идёт не о разведчиках, а о специалистах неизмеримо более крупного масштаба. Поэтому и установка: дай результат, или погибни, сначала твои родные, потом ты сам. И опять вспомнил В. Суворова, который в одном из интервью о подготовке к службе в ГРУ говорил, что их очень сильно пугали. Результат – лучшая разведслужба своего времени. Так и в романе. Только страх –самый эффективный стимул подвергаться нечеловеческим нагрузкам. Да, это кнут, и крайне жестокий, но были и пряники, и очень сладкие:
Я не согласен, что в VITA NOSTRA рассказывается о становлении мага. Магии здесь столько же сколько, например, в «Матрице». Не скажешь ведь, что Нео стал величайшим магом. Путь к тому, во что Сашка превратилась в конце очень подробно описан со всеми мыслимыми переживаниями и ,как это любят Дяченко, с деталями, на которых внимание заостряется, но потом оказывается, что это совсем ничего не значило. Однако финал выглядит очень скомканным. Самое большое усилие воли, которое героиня совершила, устраняя противоречие между страхом и любовью, описано крайне сжато, а ведь именно оно — наиглавнейшее. В целом VITA NOSTRA произвела на меня сильное впечатление. На мой взгляд, это лучшее из того, что Дяченко сейчас написали. Обязательно буду перечитывать.
proba, 13 августа 2012 г.
Зацепило. Очень понравилось описание учёбы в «институте», аж нахлынули собственные воспомнинания о первых двух курсах. Очень может быть, что через некоторое время я перечитаю этот роман.
denis1992, 8 апреля 2011 г.
Эх, чтоб такого написать оригинального про Виту, столько всякого уже понаписано и все в восторженных тонах. А вот хотя б: Сравнивать Поттера и ностру это все равно, что троллейбус и лимузин (прошу прощения за грубую аналогию). Цель у них одна — довезти людей до места назначения, в данном случае занять чтеца чем-нибудь интересным, только Троллейбус (поттер) рассчитан на много пассажиров но не на комфорт (ширпотреб одним словом), в то время как Лимузин… Понятно да? Поэтому весьма сомнительно, что Дяченки сознательно опустились бы на этот уровень. Темболее схожесть с «Нашего ответа Гарри Поттеру» только в одном: Г.Г. и таинственная школа. Но это все обобщение, а сейчас перейдем на частности, «суть в деталях», так говорят.
Итак, «Vita nostra» — «Наша жызнь»(с итальянского). Почему роман называется именно так понял только прочитав примечание от авторов. «Vita nostra brevis est, Brevi finietur» Это отрывок из «гимна студентов», та еще фигня, кто знает точный перевод всего гимна, меня поймет. Намекну: есть там такая жутко ЖЫЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ фразочка:
«Итак, будем веселиться,
Пока мы молоды!
Жизнь пройдёт, иссякнут силы
Ждёт всех смертных мрак могилы
Так велит природа.
Где те, которые раньше
Нас жили в мире?
Пойдите на небо,
Перейдите в ад,
Кто хочет их увидеть»
«Вся жизнь тлен…» и дальше по тексту. Блин! Опять меня не туда занесло…
Как точно подметил один мой знакомый «Vita nostra» это настоящее пособие «по ломке сознания подростка». На мой взгляд, очень точно подмечено. Дяченки замутили такую психологическую драму, что хватит на «докторскую» и может не на одну. Хорошо это иль плохо решайте сами. От себя добавлю: книга довольно «тяжелая» и подойдет не всем.
Что касается сюжета, то он довольно оригинален… местами, не слишком динамичный, но и на зевоту не пробивает. Характеры героев прописаны не плохо, их взаимоотношения выглядят реалистично и в целом заслуживают положительной оценки.
Короче я не претендую на звание «литературного критика» но мое мнеие таково: вполне достойно хотя и не шедевр. У Дяченко есть и получше.