Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный
Девочка-подросток Саша приезжает с мамой на юг. Море, солнце, пляж... что может омрачить отдых? Только странный и страшный человек в непроницаемых темных очках, который «никогда не требует невозможного». Так ли это — и придется проверить Сашке. Проверить, даже если придется заменить привычный, уютный мир местом, где властвует страх. И узнать на собственном опыте, что означает «в начале было слово»...
Со слов авторов:
— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». А, собственно, из какой жизни этот роман — современной, исторической, фэнтезийной? И почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?
— Vita nostra brevis est,
Brevi finietur;
«Жизнь мы краткую живем,
призрачны границы…»
А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы. Вот наш роман «Армагед-дом» назван кем-то «самым оптимистичным романом о конце света». Что скажут о новой нашей вещи — нам неведомо. Но повествует она о жизни современной, и главная героиня — студентка, попавшая в переплет. Ей сделали предложение, от которого она не может отказаться, — и вот Сашка (так зовут героиню) начинает учебу в довольно странном Университете... Ей предстоит справиться с бременем страха, познать цену человеческих привязанностей, осмыслить смысл жизни — и попытаться перешагнуть границы... Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того.
Входит в:
— условный цикл «Метаморфозы» > цикл «Vita nostra»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 375
Активный словарный запас: средний (2787 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2007 // Лучший роман. 1 место («Золотой Кадуцей») | |
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2007 // Лучшая книга русскоязычного автора | |
лауреат |
Мраморный фавн, 2007 // Роман | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2008 // Лучшая фантастическая книга | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2008 // Лучший женский образ | |
лауреат |
Мечи, 2008 // Лунный Меч | |
лауреат |
РосКон, 2008 // Роман. 1 место («Золотой РОСКОН») | |
лауреат |
РосКон, 2008 // Премия премий | |
лауреат |
Сигма-Ф, 2008 // Крупная форма, романы | |
лауреат |
Филигрань, 2008 // Большая Филигрань | |
лауреат |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский | |
лауреат |
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2020 // Зарубежный переводной роман (Украина) | |
лауреат |
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2020 // Лучшая книга года (Украина) | |
лауреат |
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (Украина) |
Номинации на премии:
номинант |
Астрея, 2008 // Роман | |
номинант |
Премия Кира Булычева, 2008 // (роман) | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь" | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (9), английский (2), французский (1), португальский (1), итальянский (1), чешский (1), украинский (2), польский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (17), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Д. Вейс (1), Э.Р. Кандиани (1), С. Карли (1), Ю. Мейтова-Херси (2), О. Негребецкий (1), П. Огожалек (1), Д. Савин (1), Д. Сильвестри (1), К. Шинделарж (1)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alexey1978, 27 февраля 2008 г.
Роман «Vita nostra» — не просто книга, это целое событие. Вот он – наш ответ сопливой «ГарриПоттерщине» с их волшебными палочками и летающими метлами. Вот где настоящая учеба, по методу известного рассказа Стивена Кинга, только гораздо серьезнее.
Основная идея книги – совершенно новое восприятие мира, который состоит из слов, складывающихся в сложные, многоуровневые текстовые конструкции, не доступные для восприятия обычным людям, или даже не людям – словам. Всем известно, что «..в начале было Слово», но мало кто задумывался, что это означает. На протяжении всей книги мир, в его привычном понимании, предстает перед нами в совершенно новом свете, по мере того, как идет «обучение» главной героини. Или даже не обучение, а перерождение, познание себя, своей самой глубинной сути.
К сожалению, многое в романе осталось непонятным, недосказанным или невысказанным вовсе:
Ведь если все люди итак суть есть – слова, так почему некоторым из них необходимо проходить сложный и довольно жесткий курс обучения, а другие могут обойтись и без него? Какую цель преследовали таинственные преподаватели, кто они и кто создал их самих? Зачем столько мороки с «необученными» людьми, которых необходимо было годами готовить без уверенности в успехе, когда существовали непонятные сущности – никогда и не бывшие людьми, но при этом обладающие всеми необходимыми знаниями и опытом (некоторые из преподавателей института)? Зачем вытравливать из людей все человеческое, заставляя их перерождаться в нечто новое – если можно было идти другим путем? К сожалению, авторы об этом решили умолчать (наверное, положат в свой мешок пару сотен золотых монет – несказанных слов). Возможно, и я на это сильно надеюсь, эта история еще получит свое продолжение.
В целом же – отличная книга, захватывающая, хотя и местами тяжелая. Читается на одном дыхании, буквально за вечер, но в памяти остается на долго. Твердые 9 баллов.
Ladynelly, 22 сентября 2009 г.
Первое впечатление — очень захватывающая книга, оторваться практически невозможно.
Второе впечатление — очень жесткая и жестокая книга.
Начало напоминает Гарри Поттера, главная героиня получает приглашение в странный институт. На этом сходство и заканчивается.
Главных героев, учат... Нет скорей не учат, а дрессируют, жестоко дрессируют, готовя неведомому будущему.При этом использую усеченный метод кнута и пряника, с применением только кнута. Так нельзя. Люди — не звери. У них есть разум, они способны понять.. И главная героин права — педагог, настоящий педагог должен уметь заинтересовать, должен уметь объяснить... Именно поэтому просходящее с героями пугает, и очень трудно вырваться из липкого плена упражнений... Книга оставляет очень двойственное впечатление... Перечитывать желания не возникает
gaid, 30 сентября 2011 г.
С первых страниц книга заинтересовала, захотелось читать не останавливаясь. Вначале-«загадка, интерес»:что это за мужчина, что он хочет, выдержит ли Саша (захочет ли) эти свалившиеся на голову задания и т.д. Очень понравилось описание первого года обучение-ново, живо, с преодолением трудностей. У Саши происходит период развития, борьбы с собой через «не хочу»...и думалось, что дальше все пойдет «в том же русле», ан нет. Второй курс описывается как-то однотипно, очень мало открытий. Вся вторая часть закручена на переживаниях и учебе Саши, что уже не так живо читается, как первая. Ну а третья просто меня сразила:куча всяких терминов, изречений. То ли я не догнал чего-то, то ли...даже не знаю...И конец я так и не осознал. Может потому что ожидал другого развития или «подкосила» вторая часть романа.
zucchini, 27 апреля 2011 г.
Первое мое знакомство с Дяченко.
С самого начала держит в напряжении, читается запоем и легко. Но вот финал... ждешь чего-то грандиозного, пробивающего насквозь откровения и горько-томного послевкусия с удовлетворением от прочтения. Закрываешь книгу, а ничего такого нет. Или я не понял чего-то...
vad, 2 сентября 2009 г.
Скорее не понравилось.
Это что — суровый ответ советской интеллигенции Гарри Поттеру? Основное все время действия — это обучении ГГ в неком волшебной институте, только вместо веселых и опасных приключений у студентов этого Хогвартса пьянки в серых грязных комнатах, да переживания — как бы не убили их очередную бабушку злые наставники. Извините — но не вставило.
При этом я отдаю должное вложенным авторами мыслям «через тернии», «детей надо воспитывать ремнем» и пр. Только не нравятся мне подача этих мыслей — тоже все какое-то слизкое и грязноватое, как и весь роман.
Единственный неоспоримый плюс, при всех остальных минусах — читается книга очень запоем, этого не отнять: интересная завязка, неплохое продолжение, солнечный (хотя и никакой) финал.
Михаль, 6 января 2008 г.
Психологически и художественно книга написана на самом высоком уровне. Напрашиваются ИМХО параллели с Кастанедой: Решение, кого выбрать в ученики, принимается не на человеческом уровне; сойти с тропы обучения можно только ценой собственной жизни; преподаватели — или уже не люди или никогда ими не были и т.д.
Вот только философская концепция романа — «весь мир — текст», на мой взгляд, слишком банальна и узнаваема, эта идея Витгенштейна, Беньямина и Деррида.
Но развить идеи Кастанеды без практик, описанных им невозможно. А вопрос о том кто может быть «воином» (т.е. человеком, который в принципе способен овладеть этими практиками), решается не на человеческом уровне.
ваена, 9 сентября 2011 г.
Почему в графе «Возраст читателя» стоит:Только для взрослых. Взрослым эта книга неинтересна. Книга — для подростков. Именно подростки воспринимают весь мир как что-то им враждебное и противостоящее.
И ещё, чем отличается группа «Б» от группы «А». Те же самые приемы, та же самая цель, так зачем нужны кураторы?
Катерина Мел, 14 июня 2010 г.
С первых страниц и где-то, наверное, до 150-200-той(скачивала, но нужно будет купить для библиотеки или оформить распечатку прилично:glasses:) копится ярость:mad:, отвращение к некоторым героям:nunu2:-->:gigi:, даже брезгливость. Еще сильнее провоцирует явственное понимание того, что эти герои окажутся далеко не отрицательными под конец. Испытываешь действительно сильные негативные эмоции без альтернативы. Вообще, начало неприятное, и до поездки в саму Торпу мне было достаточно скучно читать, не думала я что этому произведению поставлю 10-ку в итоге.
Но после первых Сашкиных успехов в учебе тебя начинает засасывать текст, как трясина, все реальнее и понятнее становятся абсолютно мифические вещи, все правдоподобнее выглядит история, тебе уже кажется, что ты и сам можешь читать этот модуль и вылавливать в нем самые наполнение смыслом фразы в мире:roof:.
Ощущение реальности, кое может достичь автор в своем произведении, такая редкость, что является просто бесценной способностью писателя, самым высоким мастерством! А необычный сюжет вообще, как я посмотрю, конек Дяченко, — это вторая книга данных авторов, с которой я успела познакомиться, и банальностями они меня пока не кормили, что очень приятно!
Но вот конец…хочется продолжения…хочется знать, что за мир Сашка предпочла, что выбрала?
Понимание чего-то большего, равновесие, настоящей смысл, высокий разум, предназначенный для нее, данный ей, только перейти черту — сдать экзамен и измениться окончательно. Или остаться человеком, быть чувственной, уязвимой, любить, испытывать бури эмоций.
Очень во многих книгах на этой проблеме и основан весь сюжет без лишних мудрствований и фантазий, и в них обычно превозносится второе, как истинное счастье быть человеком. Тем интереснее выбор Сашки, тем больше хочется пояснения, продолжения. А то такое ощущение, что тебя бросили на развилке:shuffle:, на одной из сюжетных запятых, после которой, как и следует, должна быть пауза, но неминуемо продолжение:glasses:.
Witcher, 1 февраля 2012 г.
Для меня главным достоинством романа стало то, что я дышал вместе с ним. А места действий представлялись мне реальными. Насыщенный и, в то же время, сохраняющий некую единую линию мысли и атмосферы.
Кое с чем можно было бы поспорить.
Кое-что вызвало отторжение.
В целом же — самые благоприятные впечатления.
Yazewa, 6 января 2010 г.
Начав читать эту вещь, я «подвисла» почти на целую ночь. Уж очень неожиданным оказался роман, очень эмоционально наполненным — текст. Отложив, наконец, книгу, осознала, что удовольствия не получила нисколько. Привычного удовольствия, удовольствия читательского, наблюдательского. Авторы втянули меня в действие, действие жесткое, даже жестокое, а сопереживание героине местами было буквально мучительным. И — парадокс: читая, не могла оторваться, а оторвавшись — не спешила вернуться. Как Сашка не хотела (сначала) возвращаться в Торпу.
Фактически, пришлось прочувствовать это самое сочетание — любви и страха. Страха за тех, кого любишь. На какую степень самопожертвования способны мы, благодаря этому чувству??
А вот вся эта история со Словами, Частями Речи и т.п. мне как-то не очень понравилась. Не хотелось прорываться сквозь все эти «смыслы». Так и осталось ощущение чего-то очень яркого, запоминающегося, — но неясного, замудренного, надуманного. Захочется ли перечитывать? Ой, вряд ли, по этой самой причине.
И в целом: неровное действие. Местами затянутое (допускаю, что это сознательный прием авторов для определенного психологического воздействия на читателя). А концовка какая-то торопливая, нарочито упрощенная, едва ли не открытый финал.
VAI, 22 сентября 2008 г.
Роман действительно сильный. С первых страниц захватывает и погружает вместе с героиней в пучину странных и страшноватых приключений. Невероятный институт, в котором ЗАСТАВЛЯЮТ учиться, причем самым жестоким образом. И совершенно реальные студенческие будни, на фоне непонятного и пугающего обучения. Роман затягивает, так же, как Александру затягивает учеба, оторваться от него невозможно, все новые и новые грани странного института открываются перед читателем, складываясь в картину, последнего штриха которой ожидаешь с ужасом и наслаждением. И здесь же — непростые отношения между героями — дружба, любовь, отношения старшекурсников и младшекурсников, студентов и преподавателей, написанные блестящими мастерами художественного слова.
Чего ожидаешь, читая роман? Что это окажется некий институт волшебников? Способности, которые приобретает героиня, это, вроде, подтверждают. но нет — ответ куда глубже...
Вот этот самый ответ несколько мешает восприятию последней части романа. Если это действительно сродни воздействию на само Мироздание,то сама концепция института воспринимается какой-то мелкой и неуместной. А также и происходящие с героиней превращеня. Ну к чему здесь перья и когти, скажите? Совершенно невозможно представить, чем будут заниматься студенты четвертого курса, не говоря уже об аспирантуре. Впрочем, это как раз-таки неудивительно — и первокурсники ничего не знают о втором курсе.
И еще один не самый приятный вывод из книги — единственный стимул для активных действий, для учебы, в частности — это страх! Страх безраздельно владеет всеми студентами, они боятся друг за друга и прежде всего за своих родных, боятся за студентов их родители. Это, пожалуй, действительно безотказный метод, просто как-то обидно сознавать, что ничто иное не позволит достичь своего предназначения. Впрочем, надежду вселяет концовка — Саша не то меняет мир, не то создает новый со словами «Не бойся»...
Вообще — эти размышления возникают уже после прочтения книги до последней строки, ни в коей мере не снижают оценку и вселяют надежду на то, что у книги должно быть продолжение. Давайте дождемся!
kraamis, 14 февраля 2011 г.
Очень редко попадаются книги, которые по-настоящему цепляют за душу. Читать было очень тяжело, как будто бы передо мной лежала та самая тетрадь с точками или в ушах был плеер с ТИШИНОЙ ломящейся в душу. Границы жизни призрачны, и кто знает что тебе предназначено, может быть ты будешь простым человеком, а может тебе суждено, продравшись сквозь колючую проволоку, «прозвучать» и создать что-то новое и изменить этот мир к лучшему. Книга цепляет как наркотик, читать очень тяжело, но все равно тянет открыть ее заново.
deanta, 25 августа 2008 г.
Это первое произведение, которое я прочитала по «настоянию» Рекомендаций. И первое мое знакомство с творчеством супругов Дяченко. Должна отметить, что не разочаровалась.
Весьма противоречивые впечатления остались от прочитанного. С одной стороны я не могу сказать, что пребываю в диком восторге. Если когда и буду перечитывать, то очень не скоро. Несмоненно то, что книга останется в моей библиотеке, а не отправится в районную.
С другой стороны — я не могла оторваться. Донельзя захватывающий роман. Ощущение напряжения не покидало на протяжении всего повествования, от начала и до конца. Хотя оно и показалось слегка затянутым. А иногда казалось сплошным сумбуром.
Как же я сопережевала Сашке — главной героине: с ней вместе училась, сдавала сессии, переживала метаморфозы, радовалась успехам...
«Счастье — то, что чувствует любой человек, совпавший со своим предназначением» — основная идея романа. И, действительно, можно сказать, что всю жизнь человек тем и занят, что пытается найти свое предназначение, свое место в жизни. Но что же приходится переживать героям книги ради этого! Через какие мучения они вынуждены пройти! Самое интересное, что для того, чтобы найти свое место под солнцем, вовсе не обязательно быть человеком!! А каждый промах, ошибка могут привести к трагедии, потому что пока герои находятся в поисках себя, от них напрямую зависят их близкие, семьи. И в случае чего — может произойти непоправимое. Страх за них заставляет их идти дальше. Страх всегда с ними. Страх проникает в читателя...
Очень запомнилось описание города — читала и представляла Суздаль. Город просто оживает на страницах романа, ты его видишь, живешь в нем.
P.S. Отдельное спасибо хочу сказать этому роману за то, что он попал мне в руки в очень трудный для меня период жизни. Благодаря ему я просто не сошла с ума — он отвлек меня от грустных мыслей.
vgjdh, 7 апреля 2010 г.
Данная книга настоящая научная фантастика!!! Не развликуха, завалившая книжные магазины, а настоящая идейная и побудительная фантастика!!!
Можно конечно рассуждать о плюсах и минусах сюжета, героев, идеи, можно сравнивать с другими произведениями, хвалить или критиковать. Кто-то скажет, что всё это не стоит выеденного яйца, что где-то всё это уже было, что по настоящему всё совсем не так. Но, на мой взгляд, главное в романе то, что он затрагивает идеи нового, ещё непонятного, но уже зарождающего, неожиданного понимания окружающего мира. Здесь много пищи для ума, всплывают разные темы – от квантовой физики до философии, от магии до реальности, рассматриваются нестандартные связи и возможности. Всё это очень сильно выделяет этот роман. Возможно молодой, не зашторенный разум, прочитав эту историю, сможет по-другому взглянуть на вселенную и сделает “другой“ шаг, отличный от стандарта.
В заключение хочу обратиться к тем, кто сомневается, читать или не читать? Посмотрите СКОЛЬКО неравнодушных!!! И думаю, этот вопрос отпадёт сам собой. А что вы найдёте в этой книге, зависит от вашего внутреннего мира.
ПоследнийБастион, 28 октября 2009 г.
Снова Дяченко взяли за основу романа одну из библейских концепций, на этот раз не из Ветхого, а из Нового Завета. Взяли, и рассказали, как это может быть, когда «В начале было Слово». Собственно авторы показали процесс, который может предшествовать упомянутой цитате из Евангелия от Иоанна. Показали КАК нужно учиться, чтобы ПРОЗВУЧАТЬ. Да, методы в институте жёсткие, за то какой результат! Вспомнил «Аквариум» Виктора Суворова: «Чемпионом становится только тот, кто знает, что штанга сейчас задавит его, но толкает её вверх. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень, свою неуверенность. (…) – Так наша страна готовит тех, кто защищает её спортивную славу. Неужели ребята, вы думаете, что наша страна к подготовке разведчиков относится менее серьезно?». Так вот. Нежели вы думаете, что к подготовке выпускников института Торпы можно было относиться менее серьезно? Ведь речь идёт не о разведчиках, а о специалистах неизмеримо более крупного масштаба. Поэтому и установка: дай результат, или погибни, сначала твои родные, потом ты сам. И опять вспомнил В. Суворова, который в одном из интервью о подготовке к службе в ГРУ говорил, что их очень сильно пугали. Результат – лучшая разведслужба своего времени. Так и в романе. Только страх –самый эффективный стимул подвергаться нечеловеческим нагрузкам. Да, это кнут, и крайне жестокий, но были и пряники, и очень сладкие:
Я не согласен, что в VITA NOSTRA рассказывается о становлении мага. Магии здесь столько же сколько, например, в «Матрице». Не скажешь ведь, что Нео стал величайшим магом. Путь к тому, во что Сашка превратилась в конце очень подробно описан со всеми мыслимыми переживаниями и ,как это любят Дяченко, с деталями, на которых внимание заостряется, но потом оказывается, что это совсем ничего не значило. Однако финал выглядит очень скомканным. Самое большое усилие воли, которое героиня совершила, устраняя противоречие между страхом и любовью, описано крайне сжато, а ведь именно оно — наиглавнейшее. В целом VITA NOSTRA произвела на меня сильное впечатление. На мой взгляд, это лучшее из того, что Дяченко сейчас написали. Обязательно буду перечитывать.