FantLab ru

Ричард Адамс «Обитатели холмов»

Обитатели холмов

Watership Down

Другие названия: Великое путешествие кроликов; Корабельный холм; Удивительные приключения кроликов; Уотершип-даун

Роман, год; цикл «Обитатели холмов»

Перевод на русский: Неизвестный переводчик (Уотершип-даун), 1975 — 1 изд.
Е. Догель (Удивительные приключения кроликов, Великое путешествие кроликов), 1988 — 2 изд.
Т. Чернышёва (Обитатели холмов, Корабельный холм), 1996 — 5 изд.
Перевод на украинский: О. Мокровольський (Небезпечні мандри), 1990 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 83

 Рейтинг
Средняя оценка:8.57
Голосов:563
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Эпический роман об удивительном путешествии кроликов, которые вынуждены покинуть свой город из-за развернувшегося строительства и отправиться в долгое и опасное странствие в поисках нового дома. Сложен путь Ореха, Пятика и его товарищей, пока они, наконец, не обретают желаемое на Уотершипском холме.

Примечание:


Роман издавался в журнале «Школьная роман-газета» № 9/1998 под названием «Удивительные приключения кроликов».

В произведение входит:

8.52 (115)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— журнал «Англия 3/1975 (55)»


Награды и премии:


лауреат
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 1972

лауреат
Премия Гардиан / Guardian Award, 1973 // Лучшая детская книга

Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1975 // Мифопоэтическая премия фэнтези

Экранизации:

«Обитатели холмов» / «Watership Down» 1978, Великобритания, реж: Мартин Розен



Похожие произведения:

 

 


Удивительные приключения кроликов
1988 г.
Обитатели холмов
1996 г.
Великое путешествие кроликов
2001 г.
Корабельный холм
2004 г.
Обитатели холмов
2011 г.
Обитатели холмов
2016 г.
Обитатели холмов
2017 г.

Периодика:

Англия 3/1975 (55)
1975 г.

Издания на иностранных языках:

Watership Down
1974 г.
(английский)
Небезпечні мандри
1990 г.
(украинский)


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2013 г.

Боже мой, думал я, читая эту книгу, боже мой! А ведь кому я сопереживаю? Ведь это же КРОЛИКИ!

Но, чёрт подери, какая история! История о доблести, стойкости, дружбе. Короче, про всё то, про что и многие (если не все) по-настоящему хорошие детские книги. И если столько всего выдержали эти маленькие пугливые комочки шерсти, учит нас книга, то разве не сможем то же выдержать и мы? Разве в нас, людях, не сыщется тех же свойств души, что и в них? Пройдя долгий путь, стремясь обрести спокойствие в новом доме, кролики доказали нам, что это возможно.

Пусть я кажусь дураком (ведь это же просто сказка, воскликнет кто-то), но правда есть даже в ней, в этой красивой, грустной, невероятной истории, в которой некто гораздо меньше нас с вами, старается выжить — и выживает, спасает — едва ли не ценой собственной жизни, — целую колонию, любит, ненавидит и страдает, совсем как человек... Мне кажется, это прекрасно.

Так что, если кто-то, кто ещё не читал этой книги, мне не верит, возьмите её и откройте. А дальше просто не сможете остановиться, даже если вы уже давно не ребёнок. И вы поймёте, что я был прав.

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2012 г.

Недавно на нашем сайте в рубрике рекомендаций появилась странная подозрительная книга. Рядом с монументальным Стивенсоном подозрительно притаился роман о кроликах, с ушастым вредителем на обложке. Книга эта пользуется большой популярностью на Западе, где была удостоена нескольких литературных премий, была тепло принята в России, где выдержала ряд переизданий, последнее из которых в серии «Интеллектуальный бестселлеер», наряду к примеру с Рэем Брэдбери, а вот теперь ещё и в рекомендации одного из самых уважаемых порталов, посвящённых фантастике затесалась. Не иначе здесь имеет место какой-то заговор... Не может же книга о грызунах удостоиться такой чести?

И заговор был раскрыт. И автор этого отзыва тоже вступил в кружок заговорщиков. Так, что не ждите никаких сюрпризов и объективной оценки. Меня ведь, как и остальных подкупили. И сделал это человек, который посмел написать книгу о кроликах и возвести её в ранг шедевров — сам Ричард Адамс. А сделал он это с помощью прекрасного языка, ярких персонажей, увлекательного сюжета — распространённой, но очень ценной писательской валюты. Так, что дальше можете не читать. Весь последующий текст сплошное восхищение достоинствами книги и не одного слова о недостатках, ведь их попросту нет. А может и есть, но за общей пеленой детского восторга, автор этой статьи их не заметил.

Первое, чем подкупает книга буквально с первой главы — это язык повествования. Живой и очень выразительный.

Адамс блестяще, красочно и подробно описывает природу Англии. Текст течёт плавно и неспешно, но неотвратимо затгивает, даже тогда, когда действия как такого и не происходит. Перед нами картинка спокойного и уютного мирка, населённого кроликами. Автор демонстрирует необычное устройство кроличьего общества, его социальную структуру, быт, уклад. По традиции на всю эту идиллическую( почти — у кроликов имеется серьёзное социальное расслоение) страну надвигается серьёзная опасность и группа кроликов во главе с братьями Орехом и Пятиком решают покинуть свой родной городок в поисках спасения и лучшей жизни. Завязка весьма банальна. Но не стоит спешить с выводами, ведь чем дальше в лес, тем круче ёлки. По-началу, кажется, что перед нами красивая детская сказка, но постепенно Адамс придаёт повествованию большую глубину. Характеры персонажей развиваются, становятся живыми. Нет, конечно, никаких психологических изысков. Но главное и удивительное здесь то, что Адамсу удалось оживить образы кроликов, не растеряв «кроличковость», не превратив их в людей. И безусловно это полностью положительные герои, вызывающие симпатию читателя, но совершенно лишённые картонности, за их судьбу действительно переживаешь.

Однако по настоящему роман удивляет и раскрывается с новой стороны, когда кролики добираются до поселения своих странных сородичей. С виду они очень благополучны, но скрывают какую-то страшную тайну. Дальше распространятся не буду. Скажу лишь, что на этом этапе романа перед нами настоящий психологический триллер и антиутопия. И неважно, что вместо людей здесь кролики, момент этот всё равно потрясает. И именно здесь начинаешь понимать, что всё это не понарошку и что перед нами восе не сказка, а серьёзное, глубокое произведение.

В дальнейшем сюжет развивается в достаточно неторопливом ключе, попутно Адамс развивает характеры персонажей, делая их по-настоящему обьёмными и родными для читателя.

Однако к финалу роман весьма увеличивает темп повествования, превращаясь в масштабный эпик со сражениями, войнами и даже шпионскими интригами. На этом фоне как-то забываешь о «расовой» принадлежности героев. Важно заметить, что к концу романа, настолько прирастешь ко всей длинноухой компании, что с замиранием сердца следишь за смертельно опасными перипетиями мохнатой судьбы.

Важной составляющей «Обитателей холмов» являются истории про принца кроликов Эль-Ахрайраха. Иногда забавные, иногда ироничные, иногда весьма трагичные, они всегда несут в себе какой-либо авторский посыл, определенную важную мысль, прикрытую антуражем легенды о бесшабашном авантюристе. Шедевры внутри шедевра, которые можно читать и отдельно от основного сюжета, однако они тесно вплетены в его ткань и смотрятся очень органично, дополняя и расширяя суть произведения.

Ну вот я собственно вкратце и прикинул о чём будет роман. По описанию крайне напоминает детскую сказку с симпатичными героями. Думаете вы предупреждены? Наверное. По-сути это и есть сказка. Только вот детская ли? Вряд ли. Нет, различных милых увлекательных приключений тут достаточно, атмосфера очень сказочная, а герои добрые и вызывающие самую искреннюю симпатию. Только вот книжка далеко не сахарная. Сказка, но при этом натуралистичная и местами весьма жёсткая. Герои положительные, но не лубочные и с определённым набором недостатков. А некоторые идеи слишком серьёзны, чтобы быть понятными детям. Адамсу удалось создать книгу универсальную — её с увлечением прочитает ребёнок, и с любопытством взрослый. Думаю книга оставит массу впечатлений любителям искренних, что называется «настоящих» «живых», но между тем мудрых и умных произведений. Адамс — философ — в этом он очень схож с Толкином. И тот и другой ,по-моему, написали очень близкие произведения, с похожим сюжетом, проработанным миром и своим собственным легендариумом и облачили в формат сказки монументальные гуманистические идеи (Адамс это сделал без излишней масштабности и тяжеловесности, присущей Профессору). Только вот «Обитатели холмов» оценены значительно меньше, ведь кролики не могут сравнится с эльфами, хотя уши длинные и у тех и у других.

Итог: Не пробегайте мимо! Всмотритесь в эти милые кроличьи глазки и прочтите «Обитателей холмов», ведь перед вами шедевр, который только прикидывается детской сказкой.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2012 г.

Первое впечатление, которое появляется в процессе чтения, — весёлое удивление. Всё же формат серии, как ни крути, определяет некие рамки и ожидания от книги. И вот милое анималистическое фэнтези о кроликах в мои представления об интеллектуальном бестселлере не укладывается ну никак.

Тем не менее это вовсе не критика, никоим образом. Автору прекрасно удались его герои и мир, окружающий их. Совершенно обычные в нашем, людском понимании вещи предстают в глазах кроликов абсолютно иначе. Другое отношение к пространству, иное ощущение времени, чувство коллектива и общности, столь чуждое нашему с вами миру индивидуальностей. К тому же Адамс включил в текст и экскурсы в историю кроличьего племени, снабдив его и собственным языком, и легендариумом, на котором во многом и строится мировоззрение ушастого народца.

Понемногу автор начинает развивать эти идеи, подводя читателя к мысли о том, что кроличье общество является по сути моделью нашего. Аккуратно отмасштабированный по осям пространства-времени, освобождённый от большинства этических тупиков и злокачественностей, славный и ладный на первый взгляд мирок кроликов кажется сущей утопией. На примере главных героев Адамс демонстрирует, как должны бы работать и взаимодействовать основные социальные функции. Тут вам и кролик-лидер, и кролик-боец, и пророк, и изобретатель и много кто ещё. Маленькая компания персонажей кажется примером общества, в котором приоритетное общее не ранит и не уязвляет частное.

Но постепенно сквозь пасторальный сюжет о переселении кроликов начинают проступать совершенно неожиданные, не по-сказочному жестокие и реальные вещи. Кролики, которые ненавидят. Кролики, которые предают. Кролики, которые делают все эти совершенно человеческие мерзости и подлости. Адамсу мало показать пример идеально фунционирующего здорового образца. Как и всякий хороший экспериментатор, он стремится пронаблюдать и всяческие отклонения от нормы, изучить все причины и следствия и создать для своего заветного образца Х вакцину. А всякая вакцина — это контролируемая инфекция. Поэтому-то героям, и нам вместе с ними, придётся повстречаться, например, с кроликами-декадентами, которые живут под колпаком у фермера. Последний защищает их от хищников и постоянно подкармливает. Всё бы хорошо, но, дело ясное, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Время от времени один из кроликов просто пропадает. А остальные выучились жить с этим, не задавать вопросов, не думать о том, кто будет следующим. Или вот община военизированных кроликов-тоталитаристов, у которых в абсолют возведена дисциплина и безопасность. Это так вообще какой-то совершенно по-оруэлловски безумный социум, в миниатюре, но тем не менее мерзкий и страшный. Итак, симулякр Адамса работает: нашей модели присущи все те недостатки, которые мы видим в нашем реальном мире.

Но странное дело, Орех, Пятик, Шишак и прочие герои раз за разом с честью выходят из уготованных им автором испытаний и ведут за собой остальных кроликов. Пророк оказывается достаточно проницателен, чтобы разглядеть путь, лидер достаточно умён, чтобы без страха и ошибки вести по нему других, боец достаточно силён и смел, чтобы преодолеть все встреченные преграды. Логично, что здесь мы, проанализировав хорошенько нашу модель, должны сделать соответствующие выводы. Итак, почему же герои сумели избежать всех тех типично человеческих ошибок, которые наделали прочие кролики? Какова же формула идеала? На самом деле, всё очень просто. И вместе с тем абсолютно для нас, людей, бесполезно. Герои Адамса бесконечно чужды зависти, ненависти, предательству и прочим сугубо человеческим порокам. Они для этого слишком кролики. Абсолютная преданность общей идее, каждую минуту чувство дружеского плеча и поддержки, умение видеть личность и в себе, и в других, феноменальное и совершенно нереальное счастье человека (то есть, простите, кролика) на своём месте. Всё это в нашем человечьем мире бывает только в утопиях, где счастье для всех, даром, и никто не уходит обиженным. У нас идеального общества, каким видит его Адамс, не получится в принципе. Мы слишком люди для этого. И тут уж не мне судить, хорошо ли это.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2015 г.

Все мы растём на мифах и сказках. Об отважном Добрыне Никитиче. О герое Ахиллесе. Об Энее, который основал Альба Лонгу, провозвестницу Рима. В реальности их подвиги наверняка не произвели бы на нас должного впечатления.

Всё дело в масштабе. И взгляде на мир. Они жалки и ничтожны только с точки зрения нас, жителей сытой современности. А если спуститься с наших фальшивых высот, и посмотреть на жизнь «меньших» братьев?

Они живут собственной жизнью. У них свой взгляд на мир — совершенно другой. Но они также, как и люди, радуются и грустят, испытывают злость и привязанность. Мы так мало знаем о том, что у них в головах, фиксируя только внешние проявления. А так — кто знает, каков их внутренний мир...

Взгляд человека никогда бы не заметил эпохальных событий нескольких месяцев, произошедших в сельской английской глубинке, когда было основано поселение на Уотершипском холме. А для его жителей? За несколько лет они стали легендой. Частью мифа... чего? Кроликов? Какие мифы могут быть у кроликов?

Ричард Адамс попытался вникнуть в эти события изнутри. И животные, обычные ушастые полевые кролики, ожили под его пером. Они не стали людьми. Они остались собой. Пушистыми животными, которые не размышляют о высоких материях, о всяких этических благоглупостях. Существами, борющимися за выживание.

Вначале Адамс показывает общество кроликов, которое, по его мнению, чем-то напоминает первобытное. Социальная организация (которая у кроликов действительно такая) «стайного» типа, сравнительно простая мифология всего с несколькими персонажами, включая «культурного героя», быт, связанный с кормёжкой и выживанием... Но далее Адамс разворачивает полотно Жизни. Кролики — живые души, и среди них тоже есть подлость, злоба и предательство. Есть даже тирания. Совсем недалеко от стен человеческих жилищ кипят такие страсти, которые сделали бы честь любому человеческому эпосу. Мы видим антиутопичную Эфрафу, во главе с сильнейшим и жесточайшим представителем племени — Дурманом. Мы видим племя Барабанчика — тех, кто вяло ждёт смерти, положившись на судьбу и свою подлость.

Но кролики Уотершипского холма — Орех, Пятик, Шишак, и многие другие — выживают в этом жестоком мире, где против них даже собственные сородичи. Потому что они — Род. Племя. Они всегда вместе противостоят бедам, и один дополняет другого. И всегда побеждают.

Книга вышла не очень детской. И не особо наивной. Местами даже жестокой, как и должна быть дикая жизнь. И ты даже сопереживаешь этим пушистым героям, ни на минуту не забывая, что они — не люди. Они — другие. Дети природы, что и привлекает наш взор. Захватывающая, короткая, бурная жизнь — но чистая.

Они живут вместе, а умирают поодиночке. А мы?

Оценка: 8
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 декабря 2007 г.

Эта книжка больше похожа не на детские «приключения животных», а на культурологические романы Урсулы ле Гуин, типа «Левой руки тьмы». Кстати, по времени написания эти книги разделяет всего три года. Автор рассказывает не сказку, он творит полноценный миф, подобный «Одиссее», только переносит его действие в мир кроликов. Он даже сравнивает в какой-то момент кроликов с первобытными людьми. Такая своеобразная попытка «воссоздания мифологии». Эль-Ахрайрах — типичный трикстер первобытных мифологий. Но автор вполне удачно соединил свое творение с канонами детской книжки, и только эпиграфы из Ксенофонта, «Сказания о Гильгамеше» и т.д. выдают его истинные намерения. Если бы кроликам хотелось бы подражать так сильно, как эльфам, возможно когда-нибудь возникло бы движение «адамснутых», подобно «толкинутым». Когда я первый раз читала эту книжку, она очень сильно местами напоминала мне первую часть «Властелина колец». Впрочем, когда я первый раз читала «Беовульфа», он показался мне очень похожим на «Хоббита».

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2012 г.

Что мы знаем о кроликах? Забавные зверьки, явно не великого ума, славятся своей плодовитостью. Ценный мех и мясо, и, пожалуй, все... В этой связи затея Ричарда Адамса кажется очень сомнительной, а сравнение с эпосом Гомера на обложке — рекламным трюком. И как хорошо, что сомнения не оправдались!

«Обитатели холмов» — это маленькое чудо, уникальное смешение жанров. Здесь нашлось место занимательной биологии (автор не раз ссылается на труд Р.М. Локли «Частная жизнь кролика»). Но прежде всего получился настоящий героический эпос. Первая половина книги — в своем роде «Одиссея» (поиски и обретение своего дома), вторая — отчасти «Илиада» и где-то даже «Властелин колец» (здесь есть свой Темный Властелин, пусть и без магии).

Дела и заботы героев Адамса — вполне кроличьи, но (вот парадокс!) их воспринимаешь, как людей и переживаешь за них, как за близких друзей. Потому что «Обитатели холмов» только внешне — сказка о животных, а по сути — универсальная история взросления, авторское размышление о свободе. При этом философскими вопросами Адамс совсем не «грузит». Читается роман на одном дыхании, а в последней четверти действие несется с головокружительной скоростью.

Далеко не каждый, даже очень хороший писатель может сказать: «Я придумал свой, самобытный мир». Ричард Адамс — такой уникальный мастер. В дикой природе кролик редко проживает более 2 лет, но вопреки всему мир, созданный Адамсом — удивительно светлый, гармоничный и, я бы сказал, уютный. Мир, в который хочется вернуться. Возможно, в этом и заключается главное достижение Ричарда Адамса.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июня 2013 г.

Начал читать, потому что семилетней дочке каждый вечер рассказываю сказку.Утомился придумывать — пусть кто-то другой придумывает, а я расскажу.

Не пожалел. Действительно этакая Одиссея, или Хоббит, только про кроликов. Есть всё. И дружба, и предательство, и приключения, и трагедия, и комедия. Очень понравились вставки из кроличьего эпоса, так скажем, про Принца Кроликов.

Одно но... Все основные герои кролики — мальчики. Девочкам так не очень нравится :) Так что пришлось рассказывая сказку из Чернички сделать девочку, а Алтейку переименовать в Фиалку, чтоб заинтересовать.

Плохому книга не научит это точно.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июня 2012 г.

Watership Down (в русской версии «Обитатели холмов») – роман в жанре героического фэнтези, написанный ветераном войны и чиновником британского министерства защиты окружающей среды Ричардом Джорджем Адамсом (сейчас он, кстати, президент «Королевского общества по защите животных от жестокого обращения»).

Роман вышел в 1972 году и повествует о приключениях отряда кроликов, во главе которых стоит харизматический лидер Орех. Кролики покинули родной дом и, как и большинство из нас, ищут себе лучшей жизни. Это подвергнутое тщательной литературной обработке собрание сказок, которые Адамс рассказывал своим детям, а сам Watership Down – реальный холм на севере Хэмпшира, где писатель вырос.

Роман сперва отвергли 13 издательств, после того, как его, наконец, напечатали — собрал кучу премий и до сих пор держится в рейтинге продаж Penguin Books.

Об этой книге я, увы, узнал довольно поздно, и как это, наверное, свойственно моему поколению, из тв-шоу. Называется это тв-шоу Lost. Некоторые, наверное, смотрели.

Сложно судить, какое из этих двух произведений оказало на свою эпоху большее влияние. Хотя подозрения есть – сериалы, особенно теперь, явно смотрят больше, чем читают.

Лично мне рифмовка эпопеи Дж. Дж. Абрамса с книгой, при чтении давала дополнительное ощущение некоей концентрированной радости узнавания. Прямо хотелось хлопать в ладоши и смеяться, как дети.

Здесь и тема, собственно, кроликов (существ весьма литературоцентричных – взять хоть Кэролла, хоть Кинговские мемуары о ремесле, где кролик с номером 8 на спинке используется для своеобразного мысленного эксперимента – это, кстати, создатели Lost’а тоже успешно используют).

Здесь и тема массового отравления, погубившего одно из поколений абрамсовских островитян, от которой бегут кролики.

И попытки построения социальных отношений в замкнутом коллективе.

И мотив похищения (и спасения) представителей социума враждебным сообществом (и наоборот — к примеру, попытка адамсовских персонажей похитить запертых девиц-крольчих).

Мистические видения и озарения, конечно же.

И генеральная линия, собственно «потерянности», «оторванности» от дома, от корней, и в то же время – поиска новой земли обетованной, лучшего места, где-то вдали – и в метафорическом и в практическом ключе.

Здесь и кочующие мотивы «Deus ex machina» (в случае Адамса – Dea) и «Aegrescit medendo» («болезнь обостряется при лечении», либо «лечение хуже болезни»). Не говоря уж о знаковом «живем вместе, умираем – поодиночке».

Или вот забавный пример — в мультипликационной экранизации романа, 1978-го года, в самом начале фокус идет на глаз главного героя — для сериала такое визуальное решение стало не просто «визитной карточкой», но неким абсолютизирующим мотивом, глобальным замыканием космического цикла.

Отдельная тема — зримое воплощение смерти и зла как черного облака (!), мистического Черного Кролика. И появления «монстра из дыма и огня» (поезда), выводящего из игры антигероев.

Или проблемы женских героев с их крольчатами – тут невольно каждый раз вспоминается несчастный персонаж Эмили Рейвен и злоключения ее нарочито несвоевременного (на самом деле, конечно же, нет) ребенка.

В широком смысле, у Адамса тематика выживания вдали от дома, самопожертвования, героизма, способности и неспособности вести дипломатию и политические отношения; формирования, «взращивания» Героя и Общества — все отсылает к историку религии Джозефу Кэмпбеллу, знаковой фигуре для западной культуры (он к примеру, оказал в свое время огромное влияние на формирование вселенной «Звездных войн»), которого Абрамс зубрил еще в колледже.

Один из центральных персонажей Lost, страстный библиофил и обаятельный негодяй Джеймс «Сойер» Форд (исп. Джош Холлоуэй, и мне больше него там только Хьюм нравится, но про него надо отдельное эссе писать, в связи с Диккенсом), характеризует эту книгу лаконичным отзывом:

«Hell of a book. It's about bunnies.»

И тут, на самом деле, сложно что-то еще добавить, кроме: «Читайте! Смотрите! Не пожалеете!»

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2013 г.

Удивление. Недоумение. Восхищение.

Вот приблизительно такими словами можно охарактеризовать то, что я испытывал на протяжении чтения всей книги. Впрочем, в самом начале удивление и недоумение зашкаливали за все возможные пределы. Ну никак, до конца, я не мог абстрагироваться, что главные герои кролики. Какая-то часть меня, все время бунтовала, и не хотела воспринимать (стереотипы шалят во всю). Да и сам выбор этой книги произошел по воле случая – прочитанная мною рецензия из журнала «Мир фантастики», где этой книге было присвоено целых 10 баллов. И вообще жутко положительная рецензия вышла, а пункт: похожие произведения, где были указаны книги Джона Р. Р. Толкина «Хоббит», «Властелин Колец» — окончательно определили мой выбор. Что поделать, от творчества Толкина я без ума. Правда, теперь, когда уже книга прочитана, даже не знаю, скорей всего, подобных самостоятельных ассоциаций у меня не возникло бы. Но тут уже дело личного восприятия и художественного вкуса.

А в целом отличная книга. Приключения кроликов захватывают и увлекают, да так, что просто оторваться невозможно. И эффект сопереживания присутствует в полной мере – герои постоянно попадают в опасные переделки, но благодаря мужеству и смекалке благополучно выпутываются живыми, но не совсем невредимыми. Вообще, при желании, в этой книге между строк можно много чего разглядеть, особенно характерно просматриваются различные модели человеческого общества.

Любопытно, как бы я воспринял эту книгу лет так 10-15 тому. Наверное, попала бы в категорию любимых и обожаемых.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2012 г.

Ну вот и я прочитал эту книгу и на фоне большого количества восторженных отзывов считаю, что обязан написать свой, в целом, положительный, но далеко не восторженный. Сразу скажу, что несогласен с классификатором, в котором указано «возраст читателя: любой». Книга для взрослых или же для детей уже старшего школьного возраста. Для маленького ребенка здесь слишком много терминологии (кроличьих заменителей обычных слов, например, силфли, аусла, элиль и пр.) и, самое главное, сюжет насыщен взрослыми, социальными, общественными проблемами. В каждом поселении кроликов — свое общественное устройство. Идеальным автору представляется демократия, которая в книге сталкивается с жестоким тоталитарным обществом всеобщего контроля. Находится место и обществам, где власть, заслуженная конкретными делами на пользу общества, затем вырождается во власть ради власти, а также общество, где кролики согласны отдавать некоторых своих товарищей на убой за сытную жизнь для остальных. Для ребенка книга, мягко говоря, тяжеловата, да и, по большей части, мрачновата. Хорошего в жизни кроликов мало (и автор особо на этом не останавливается), а вот проблем — масса, в основном, с плохими кроликами. Есть конечно и интересные забавные моменты в книге, связанные с птицами и мышами (подробности сюжета раскрывать не буду).

Ну ладно, не буду расписываться за маленьких детей — может быть кому-то из них книга и понравилась. Расскажу о своих впечатлениях, как взрослого читателя. Во-первых, роман с одной стороны местами претендует на полную реалистичность — анатомия кроликов жестко определяет то, что они могут делать в ходе романа, как они дерутся и т.д., с другой же стороны, разговаривать им анатомия не мешает (причем со всеми зверями), они убивают других кроликов, причем иногда только по политическим мотивам (что вообще фантастика). Есть и кролики, предсказывающие будущее, а это вообще сказка. Когда автору нужно по сюжету, анатомия кроликов им мешает, когда нужно, чтобы не мешала, он забывает о ней. У меня это все вызвало ощущение неестественности течения сюжета, легкой его халтурности.

И, самое главное, где-то с середины романа мир кроликов незаметно куда-то ушел, а вместо него появился навязчивый «Скотный двор» Оруэлла, только с одними кроликами. Понятно, что непросто придумать по-настоящему кроличьи проблемы и желания, которые бы двигали сюжет. Гораздо легче нарисовать очередную «Империю зла», где людей (извините — кроликов) держат под жестким контролем, не давая уйти и жить на свободе, жестко наказывая инакомыслие. И показать зарождение настоящей демократии — тех, кто борются за свободу (причем не только для себя, но и для всех), тех, кто создает общество, в котором ценят друг друга за способности (а в каждом человеке, пардон, кролике, можно найти что-то уникальное и ценное) и все друг друга любят (или, по-крайней мере, уважают). Если такой роман написать про людей, то ничего хорошего из этого не выйдет — тема избита, заезжена, исписана коньюктурщиками с обоих сторон (со стороны демократического, но беспринципного во всем остальном Запада и со стороны справедливого, но тоталитарного и серого Советского Союза). А вот, если подставить вместо людей животных, как в книге Оруэлла, то критики захлебнутся от восторга, найдя в книге и глубочайшую философскую глубину, и высокую актуальность для подрастающего поколения.

В целом же эту добротную, хорошую книгу можно вполне прочесть.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2013 г.

Думали ли вы когда-либо, что героями эпического фэнтези могут стать… кролики? «Обитатели холмов» — это не просто анималистическое фэнтези, не сказка о приключениях милых хвостатых. Нет, это нечто куда более масштабное и значимое. Автор изображает кроликов без прикрас, не окружает их ореолом романтики. Кролики предстают здесь сродни людям: они подвержены тем же желаниям и порокам, они умеют ненавидеть, убиваться, разрабатывать стратегии.

В основе сюжета лежат приключения группы кроликов под предводительством Ореха, покинувших свой городок во избежание гибели и отправившихся искать новый дом. На протяжении всего пути друзей поджидают опасности: то храдада и человек, то лисица, хорек или сова. Как оказалось, кролики из других поселений тоже могут оказаться враждебно настроенными.

Каждый из героев романа обладает ярким характером и определенными качествами, отличающими его от других, но все вместе кролики органично дополняют друг друга, поддерживают и подбадривают, помогают, выручают. Орех – предводитель своей маленькой группы. Он не выделяется чем-то особенным, по сути это обыкновенный кролик, но в условиях опасного пути он проявляет себя как мудрый старшина, сам идет на риск, не подвергая друзей ненужной опасности, ищет выход из сложной ситуации, он умеет слушать советы и принимать решения. Этим он и заслужил уважение кроликов. Орех старается помогать и другим животным, чтобы потом они помогли им. Шишак – бесстрашный и решительный воин, смелый и отважный, напористый, часто несдержан и порывист, но со временем научился прислушиваться к мнению других и стал верным товарищем. Черничка – осторожный и внимательный, умный и рассудительный. Прежде чем действовать, думает и просчитывает варианты. Он смекалист, и часто его смекалка выручала друзей. Маленький Плошка, всегда дрожавший и боявшийся, в ответственный момент проявляет храбрость и стойкость духа.

Верным друзьям удалось найти хорошее место для городка. Но чтобы продолжать свой род, кроликам нужны крольчихи. И друзья совершают опасное предприятие по краже крольчих из соседнего городка Эфрафы, которая больше напоминает укрепленный военный лагерь. Да и не удивительно, ведь правит там генерал Дурман, помешанный на безопасности и упорядоченности жизни. Все в Эфрафе подчинено распорядку, а потому большинство кроликов несчастны, но уйти не могут. Дурман держит власть в своих лапах крепко. Он имеет огромное влияние, основанное на страхе перед ним. Это настоящий тиран. Эфрафа по сути своей «идеальное государство», антиутопия.

Орех и его компания с честью выходят из всех уготованных им испытаний, выдерживают напасти, заручаются поддержкой других зверей и птиц, спасают крольчих, стоят друг за друга горой, учатся жить на новом месте дружно. Они преданы общей цели и все время идут к ней. Удивительно, но эти кролики смогли избежать ошибок, которые совершили другие, и их поселение выглядит практически идеальным. Почему? Да потому, что Орех и его друзья лишены зависти и жадности, они не стремятся к власти и захвату территорий. Они просто хотят мирно жить в своем доме. Они счастливы тем, что имеют, и не жалуются на судьбу. Поразительно, как в романе Адамса кролики напоминают людей, порой можно просто забыть, что не люди.

Книга удивительна еще и тем, как автор скурпулезно подошел к изображению мира и быта кроликов. У кроликов есть свой язык (лапинь), но все они умеют говорить на лесном наречии, понятном всем животным. Интересно описывает Адамс уклад жизни кроликов, организацию их городов, быт, привычки, взаимоотношения, социальную иерархию. Автор не изображает штампованных положительных и отрицательных персонажей, не идеализирует главных героев: так, Шишак поначалу много спорит, Орех впадает в панику, Черничка излишне осторожен, Колокольчик – болтлив, Плошка — трусоват.

Интересный момент и важная составляющая романа – истории о находчивом принце кроликов Эль-Ахрайрахе. Они забавные, страшные, ироничные, поучительные. Они помогают кроликам скоротать время и поднять дух.

Назвать книгу детской я не могу. Адамс философ, в этом он схож с Толкиеном. Он ставит своих героев в разные ситуации и смотрит, как они из них выпутаются. Книга заставляет напряженно ждать развязки, думать, переживать, анализировать, сопоставлять. Эпиграфы перед каждой главой – аллюзии, они тоже играют большую роль в понимании романа.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2015 г.

В детстве я эту книгу просто обожала!

Как описать свое впечатление? Эпическая история из жизни... диких кроликов. Но автор относится к своим персонажам так, как не каждый писатель выписывает героев-людей. Тонкая грань между книгами о дикой природе и черезмерным очеловечиванием персонажей выдерживается автором просто гениально! Орех ( хотя мне привычнее Лещина) и его друзья не будут спасать мир, цели у них куда приземленней, с них хватит и переправы через реку, к примеру... Спасения от строительства, разрушившего старую кроличью колонию. Поиска нового места и нового дома... Но отношения между персонажами, общество кроличьей колонии очень человеческие, и это позволяет автору в увлекательной, сказочной форме говорить с ребенком на его языке и говорить о вещах очень важных и универсальных.

Больше всего меня поразило то, как тонко автор подводит ребенка-читателя к мысли о смертности персонажа. Орех-Лещина проживет в романе полную приключений, захватывающую, интересную, бурную, полную событий, радостей и невзгод жизнь. И смерть его будет не скорбным событием, а лишь следующим шагом в новом путешествии. Эту мысль автор выразил куда талантливее чем бредни Роулингсовского Дамблдора о «новом приключении»...

Замечательная, интереснейшая, увлекательнейшая книга, говорящая с ребенком одним языком без сюсюканья и превосходства...

10 баллов!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2015 г.

Одна из тех книг, которые необходимо иметь в библиотеке, если у Вас в семье есть дети, внуки, племянники или если даже к Вам в гости часто заходит озорной соседский мальчуган. Ведь, несомненно, Вы захотите привить им любовь к литературе, сначала читая сказки на ночь, затем, невзначай, подсовывая книги для самостоятельного чтения.

Между этими двумя этапами литературного взросления не плохо иметь некую ступеньку. Произведение, которое увлечёт быстро взрослеющего ребёнка так, что ему будет невмоготу ждать следующего вечера чтобы узнать, а что же было дальше, заставляя читать, не дожидаясь наступления сумерек и Вашего прихода с работы. Такая книга должна сочетать в себе признаки детской литературы — лёгкий сюжет, понятные герои, удивительный приключения. Но в то же время, произведение должно быть и достаточно глубоким — оставлять послевкусие после прочитанных глав, иметь затягивающую атмосферу и свою жизненную, пусть не затейливую, философию. Оно должно заставлять задуматься над поступками персонажей, с возможностью после внутреннего спора, пусть и с подачи автора, расставить свои приоритеты. Таких книг, на самом деле, не так уж и много, а хороших ещё меньше.

«Обитатели холмов», без сомнения, одно из таких произведений. Я познакомился с храбрыми кроликами, когда у меня уже были свои дети. Не стесняясь, скажу, что книга сумела увлечь даже меня. Да какое там увлечь – захватить, зацапать всё моё внимание. Тут уже и не разберёшь, кто с нетерпением будет ждать вечера, Вы или Ваш ребёнок. Удивительно как Ричарду Адамсу удалось создать такую палитру образов, характеров, настроения, переживаний и чувств. Книга однозначно не заслуживает пренебрежительного тона, которое мы не редко рисуем себе при упоминании «детская литература». Роман получился вне возраста, он может стать не только переходной ступенькой к более широкому и серьёзному кругу чтения, но и тем мостиком, который мы так часто ищем для контакта с нашими детьми.

Так что, если Вы семейный человек или только планируете создать семью, прибивайте новую полку на стену и начинайте заставлять её книгами: «Хоббит», «Хроники Нарнии», «Обитатели холмов»... эх стоит только начать.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2007 г.

У этой книги немало достоинств — сюжет, и сам по себе неплохой, на фоне других представителей поджанра (того же уильямсовского «Хвосттрубоя», например) смотрится особенно выигрышно. Над героями Адамс тоже поработал очень тщательно, создав им разнообразные характеры и в то же время ухитрившись сохранить им кроличьи черты, не превратить их в «людей в кроличьих шкурках». Ну и плюс к тому описания жизни кроликов тоже очень хороши. Отдельно хочется отметить легендарного кроличьего героя — Эль-Ахрайраха, очень напоминающего своими повадками Ходжу Насреддина и подобных ему персонажей. Несколько сказок о нём рассказаны прямо в книге, так что его вполне можно посчитать одним из основных её действующих лиц.

Итог: классический образец «фэнтези о животных». Правда, возможно, для взрослого читателя книга будет простовата, но для подростков уж точно в самый раз. Впрочем, весь этот поджанр в основном ориентирован на детей и подростков.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2015 г.

Красочное! Удивительное! Уникальное! Восхитительное! И сколько ещё можно придумать восторженных эпитетов, коих поистине заслуживает великолепное произведение британского писателя – Ричарда Адамса? Бесчисленное множество, ответите вы и будете совершенно правы.

Заверяю, этот роман впечатлит вас, как и меня. Вы прочтете его с упоением и на одном дыхании, на каждой странице, в каждой строке сопереживая маленьким пушистым героям в их невероятном, полным всевозможными опасностями и терниями приключении.

Сказка заставит читателя любого возраста – как и ребенка, так и закоренелого книгочея – задуматься о главном – о любви и преданности своим друзьям, о храбрости и смелости, о тех качествах, которых так не хватает людям. Из просто умилительного и завораживающего сюжета сего детища Ричарда Адамса каждый может почерпнуть полезные для себя уроки и сделать соответствующие выводы. Частые экскурсы в человеческую жизнь предопределяют мысли о роли человека в дикой природе, о нашем влиянии на братьев наших меньших. Готов поспорить, мало кто задумываемся над тем, как мы усложняем и без того тягостную и полную преград их жизнь.

Нет, это не просто роман, не просто сказка. Это шедевр без капельки сомнений! И, на мой взгляд, эта невероятно трогательная история о сложной и полной непредсказуемости жизни маленьких пушистых длинноухих пройдох, борющихся с многочисленными врагами ради выживания и процветания своего народца, благословенного самим Великим Фритом, вполне достойна включения в расширенный список литературных произведений изучаемых в школе.

В заключение скажу, Орех и его друзья сделали много хорошего своим собратьям и подарили им веру в счастливую и беззаботную жизнь и процветание будущего поколения, несмотря на очень короткую и несправедливую жизнь, которая не ставится ни в какое сравнение с жизнью человека. Согласитесь, стоит поразмышлять, да? Так что любите и цените своих родных и друзей, дарите им радость и веру в бескорыстную любовь.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу