Тэд Уильямс «Память, Скорбь и Шип»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези | «Классическое» фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия | Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спасение мира | Тёмный властелин | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Страна Остен Ард охвачена войной и смутой. Король Престер Джон умер, а двое его сыновей схватились не на жизнь, а на смерть. Зловещий колдун Прейратс задумал вернуть в мир беспощадного древнего властителя ситхи Иннелуки. Лишь юные Саймон, кухонный слуга из королевского замка и принцесса Мириамель, дочь безумного короля Элиаса, способны спасти Остен Ард от гибели. Один из лучших эпиков за всю историю фэнтези.
При первом издании на русском языке трилогия была разбита на шесть томов. «Трон из костей дракона» и «Скала прощания» заняли по полтора тома, а «Башня зеленого Ангела» — оставшиеся три. В дальнейшем цикл издавался четырёхтомником, где разделена была только «Башня Зеленого Ангела», занявшая третью и четвёртую книги.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Остен Ард»
Награды и премии:
лауреат |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2004 // Награды критики |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Цикл (трилогия; США) |
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Din Tomas, 3 сентября 2006 г.
Уильямс стоит несколько в тени по сравнению с титанами жанра вроде Мартина и Джордана. Но цикл «Память, горе и тернии» или «Орден манускрипта» — эталон классического фэнтэзи.
Завязка сюжета построена также вполне классически. Умирает старый король, на престоле из костей дракона воцаряется его старший сын Элиас. Новый правитель со своей свитой молодых ястребов – не самый плохой человек, но по душевным качествам и мудрости заметно уступающий младшему брату Джошуа. А тут ещё за спиной Элиаса появляется хитрый священник Прейратс, быстро завладевающий доверием короля и властью. И ему мало этой власти: колдун готовит план по возвращению в мир древних сил жуткого Инелуки, Короля Бурь. Светлый Ард постепенно приходит в упадок, надвигается вечный холод. Оппозиция режима во главе с Джошуа пытается противостоять превосходящим силам короля. На фоне этих глобальных событий пытается выжить простой судомой Саймон. Вдобавок Саймон ещё и ученик опального доктора Моргенса, главы Ордена манускрипта – организации, хранящей мудрость мира и собирающей тайные знания. Неудивительно, что судомой тоже ввязывается в войну, пусть и против своей воли.
Сюжет – основной козырь цикла. Чего только не предстоит пережить Саймону и всем остальным на долгом пути к финалу! Это путь бесконечных испытаний и вызова. События меняются, как в калейдоскопе, и часто всё так же «перетряхивается», встает с ног на голову и обретает новые краски. Уильямс обожает ошарашивать читателя и иногда последняя строчка главы кардинально преображает все вокруг. В общем, сюжет закручен как следует, ближе к концу нарастает серьезное напряжение, а уж развязка на 150 страниц – сплошной клубок нервов. И когда следует благополучное разрешение, издаешь вздох облегчения – так что «Орден манускрипта», вне сомнений, эвкатастрофичен в лучших традициях фэнтэзи, в частности, Толкина.
Достойными декорациями для страстей сюжета служит мир цикла – Светлый Ард. Уильямс не ставит детальное его описание во главу угла (а иначе в три книги он вряд бы уложился), но определенное внимание уделяет. Империя Престера Джона разделена на несколько регионов, среди которых снежный Риммергард, морской Наббан, плодоносный Эрнистир, Вранн с его непроходимыми джунглями, степные тритинги. В центре – Эркинланд с Хейхолтом и королем внутри. Люди не одиноки в Светлом Арде, хотя и не соседствуют с гномами и эльфами. Впрочем, здесь есть свой аналог эльфов – ситхи (не путать с ситхами из Звездных войн!). Они приплыли из-за моря в стародавние времена, они практически бессмертны, их искусство прекрасно; ныне их нация приходит в упадок, и не в последнюю очередь благодаря людям. Есть в Арде и близкие родственники ситхи – более коварные и хладнокровные норны. Но есть и другая родня – ниски и дворры, соответственно, морские навигаторы и мастера работы с камнем. Наконец, в горах обитают тролли. Они не имеют ничего общего с каноном Толкина или тем паче Пратчетта. Это раса низкорослых человечков, ловко скачущих по заснеженным вершинам, пасущих баранов и хранящих свою древнюю мудрость. В романах цикла есть также великаны, но они не заслуживают внимания, выступая в качестве злобных прислужников норнов.
Нужно сказать, Уильямс с тщанием и любовью выписал подробности истории, обычаев всех рас, особенно ситхи. Хорошо проработан легендариум, красочно описаны языки разных народностей. Особое место в романах занимает религия. Весьма похожа на христианство эйдонитская религия, которой придерживаются риммеры, эркинландеры и наббанайцы. Любопытен пантеон богов Эрнистира, слегка напоминающий древнегреческий. Неповторимы верования враннов; свои мистические традиции имеются и у троллей, у ситхи – мифология. Уильямс с особой любовью живописует церкви, в особенности Санкеллан Эйдонитис, встречающиеся на пути героев. Впрочем, неплохо изображены все замки и города цикла.
Наконец, нельзя не упомянуть особую календарную систему и праздники.
Что касается стиля автора, то он сдержаннее в описаниях по сравнению с Джорданом, но умеет создать нужное настроение у читателя и рассказать достаточно в нескольких предложениях. «Орден манускрипта» достаточно динамичен, хотя кое-где повествование течет размеренно. При этом в цикле нет бескомпромиссного реализма и натуралистичности в духе Мартина: это классическое фэнтэзи с оттенком сказочности в происходящем. Но, что самое важное, нет и читерства! Уильямс не бездумно спасает персонажей, все события и действия логически обусловлены.
Уильямсу удалось создать приятную атмосферу фэнтэзийного приключения, полностью вовлекающего в происходящее. В конце даже испытываешь некоторое сожаление, что не можешь перенестись в Светлый Ард, чтобы разделить радость победы с полюбившимися героями; что все заканчивается и нужно возвращаться в реальность, где нет таких эмоций, баталий и такой дружбы, настолько захватывает повествование и настолько привыкаешь к героям.
Вообще, на мой взгляд, «Орден» — скорее приключенческое, чем эпическое фэнтэзи. Этому способствует острый, наполненный перипетиями и размышлениями героев сюжет. Хотя масштабные сражения и глобальные перемены мира тоже присутствуют, но все же главное здесь – душевное приключение, а не суровый эпик.
Если говорить о персонажах, то они хороши, пусть и не великолепны; к тому же, их достаточно много, и Уильямс весьма подробно вникает в мысли своих героев. Здесь нет абсолютной достоверности и психологизма Мартина или Хобб, но нет и безумных болванчиков, служащих лишь целям автора.
Центральный характер цикла – Саймон. Мы наблюдаем его становление от вполне обычного непоседливого мальчишки-судомоя до серьезного рыцаря, прошедшего огонь и воду. Но самое интересное, что в общем-то по нраву он остается прежним. Многочисленные испытания лишь закаляют Саймона, но не ломают. Он практически идеален: добр, честен, храбр, предан друзьям. К примеру, он видит, как незнакомых ему людей забирают безумные культисты и знает, что лучше бы тихо скрыться, но не может ничего с собой поделать и спасает бедолаг. Эта доброта оборачивается против него же: культисты все равно вербуют спасенных, которые позднее «в благодарность» заманивают Саймона в ловушку. Но он не сходит со своего пути, действуя правильно и благородно. В конце концов он не раз оказывается на волосок от смерти, и притом каждая ситуация – хуже предыдущей. Всякий раз его выручают провидение или друзья.
Дочь Элиаса Мириамель также проходит долгий путь
Однозначен и доступен для понимания красный священник Прейратс. Этот коварный колдун не останавливается ни перед чем, чтобы достичь власти и абсолютного знания. Весь мир и его судьба безразличны Прейратсу, он хочет достичь недосягаемой высоты и стать кем-то вроде полубожества.
Самые интересные персонажи цикла, на мой взгляд, — Элиас и Джошуа.
Также из любопытных героев стоит отметить Кадраха. Он напоминает обычного человека: ему не хватает бесстрашия, упрямства, уверенности в себе. Он раздавлен Прейратсом, но находит все же силы помогать повстанцам.
Вообще, в «Ордене» целая россыпь интересных персонажей, и все они весьма рельефны. Изгримнур, Тиамак, — им приходится преодолевать себя, каждому по-своему, чтобы выживать и сражаться. Они очень разные, риммер и вранн, воин и ученый, но оба не раз выручали друзей и в итоге сыграли большую роль в борьбе с Элиасом и Прейратсом.
Ну а приз читательских симпатий отправляется Бинабику в Минтахок. Этот симпатичный тролль со своей мохнатой спутницей Кантакой не раз выручает Саймона, Мириамель и других. А его забавный говор: «воспомоществование», «говорение», «пора производить побегание»! Думаю, тролль доставил немало приятных минут каждому читателю.
Вообще, юмор в «Ордене» для эпически-приключенческого фэнтэзи хорош, и в первую очередь благодаря Бинабику. Я и над юмористическими произведениями вроде «Мифов» Асприна меньше смеялся, чем над остротами Бинабика и его нарочитым выговором.
Есть ли в «Ордене» недостатки? Характер некоторых персонажей содержит долю условности, но это почти незаметно в канве повествования. Ну и небольшие претензии к тем же условностям в сюжете.
Я бы в первую очередь посоветовал цикл тем, кому понравился Толкин и кто ищет, чтобы почитать ещё из фэнтэзи. «Орден» по духу напоминает Толкина, но в остальном – это по-своему замечательные книги. Хотя, конечно, и те, кто уже прочитал немало качественного фэнтэзи, насладятся богатым острым сюжетом, самобытным миром и душевной атмосферой прекрасного цикла.
Silent Knight, 5 мая 2015 г.
Вам безумно нравится Мартин? Считаете его «ПЛиО» одним из самых лучших, реалистичных и оригинальных эпиков в жанре фэнтези? Ха, да Вы просто не читали «Орден Манускрипта«!
Вильямс проделал колоссальную работу, в мельчайших деталях прописав множество стран, народов и рас. Перед Вами предстанут поэтичные и консервативные эрнистирийцы, до сих пор сохранившие веру в старых богов, суровые и воинственные риммеры, практичные и коварные наббанайцы, жизнерадостные и миролюбивые эркинландеры, дикие вранны, прямодушные и свободолюбивые тритинги... А ещё есть тролли — забавный маленький народец, живущий в заснеженных горах Йиканук и разъезжающий на баранах, и конечно, загадочные древние сидхи. Сидхи, опять-таки, бывают разные: жестокие мрачные норны, робкие дворры, мудрые и печальные зидайя... Вся эта весёлая братия очарует Вас сразу и долго не будет отпускать.
Ещё одна черта, дающая Вильямсу сто очков вперёд перед многотомниками Мартина и Джордана: эти киломэтры растягивают книги за счёт бесконечных описаний одежды, интерьера и еды, а Вильямс — за счёт сказок, мифов и великолепных стихов. Вы узнаете о пантеоне троллей, услышите множество заклинаний, песни моряков, крестьян и мудрецов. И, конечно, великолепные, меланхоличные сказания сидхи, исполненные на их певучем языке (с переводом). Вот, оцените:
«Ан-Эреб Иригу
Ка'ай тип'иси аруйа'а
Шитей, шитей, буруса'айа
Рикууру н'даи-ту…»
Перевод устами одного из персонажей:
«У Врат Запада,
Между глазом солнца и сердцами
Предков,
Падает слеза —
След света, след света, упавшего на землю,
Касается железа и обращается в дым…»
Кстати, о персонажах. Их много, они разные, реалистичные и для каждого найдётся своя особая роль в сюжете, даже для серой кошки-кувыркошки. Немного о наиболее запоминающихся:
Саймон, он же Сеоман. Главный герой. Как водится, он начинает свой путь простым мальчишкой-судомоем, затем становится
Мириамель, принцесса, дочь безумного короля Элиаса. Как правило, в фэнтези принцессы делятся на три категории: это либо эфирно-зефирные няши, которые краснеют при слове «яичница», либо мерзкие избалованные стервы, либо эмансипированные бабищи-воительницы, машущие мечом, как собака хвостом. Мириамель не такая. Она девушка с тяжёлым детством и непростым характером, энергичная и жаждущая действий. Мне доводилось знать пару таких девчонок-Мириамелей в жизни. Интересные люди.
Бинабик. Тролль-учёный, лучший друг Саймона и Мириамели. Обладает непередаваемой манерой речи: «Когда мне сказывали так, я три дня не имел питания, чтобы достигнуть нужной чистоты... Когда я со всей гордостью докладывал об этом моему наставнику, он ударял меня в ухо для получения боли». «Пора производить побегание». «Они упали с горы, очень печальные и очень мёртвые». Вместо тысячи слов.
Джошуа, принц, младший брат Элиаса
Мегвин, принцесса Эрнистира. Некрасивая, закомплексованная, но добрая.
Есть ещё множество великолепных персонажей: мудрая Джулой, верный Джеремия, отважный Изгримнур, благородный Камарис, застенчивый Тиамак, робкий и истово верующий отец Стренгьярд, но всех их перечислять — рука устанет.
За «чёрных» у нас играют:
Утук'ку, королева норнов, владычица Пика Бурь, и её правнук Инелуки, Король Бурь. Ненавидят людей за то, что они когда-то уничтожили прекрасную цивилизацию сидхи, и стремятся повернуть время вспять. Не останавливаются ни перед чем, даже перед войной с собственными сородичами. Даже перед тем, чтобы сковать мир ужасной колдовской зимой. Даже перед союзом с ужасными тварями болот и морей... Очень колоритные и запоминающиеся персонажи, которых по-своему понимаешь.
Прейратс. Алхимик, член тайного Ордена Манускрипта, изгнанный из него за занятия чёрной магией. На момент начала эпопеи предстаёт абсолютным чудовищем — но когда-то и у него были чувства, эмоции, душа...
Элиас. Наследник великого короля Престера Джона, брат Джошуа. Ещё один неоднозначный злодей.
Их подручные. Среди них можно выделить двоих: Кадраха, жалкого пьяницу, мечущегося между страхом перед Прейратсом и остатками чести, и Гутвульфа — военачальника Элиаса, который слишком поздно осознал, какое же зло сотворил его господин.
Теперь о впечатлении в целом. Цикл проникнут любовью к человеку, трепетному отношению к знаниям и книгам. В отличие от того же Мартина, Вильямс не смакует пытки, кровь и прочую чернуху — хотя реализма в «Ордене Манускрипта» много, нет непобедимых и бесконечно везучих героев. Как нет и однозначных злодеев. Герои Вильямса болеют, подолгу оправляются от ран, страдают, боятся, совершают ошибки,
Рекомендация: абсолютная. Жемчужина мирового фэнтези. Шедевр, где всё на своём месте.
Браво, маэстро Вильямс!
ponokol, 29 августа 2012 г.
Здравствуйте. Вот, решил написать на цикл Память, Скорбь и Тёрн хвалебную рецензию. Я прочёл его уже давно и сначала он мне не показался чем-то особенным. Вроде здесь ничего супер интересного и нет. Тягучий сюжет, незначительные, казалось бы, события. Нет эпических битв за главные города и героических оборон последних гарнизонов. Нет великих героев, способных спасти мир. Нет драконов и других привычных фэнтезийных персонажей. Главный герой — это непонятный парнишка, который ничего толком и не может. Зато через какое-то время после прочтения я оценил этот цикл по достоинству. Я понял главный замысел автора. Этот замысел — соединить каноническое, настоящее фэнтези с реализмом и обязательно взять максимум хорошего от обеих сторон. Вы скажете, что это невозможно, однако вот перед Вами наглядный пример. Все события происходят не просто так, а являются маленькими узелками будущей паутины сюжета. А сам сюжет логически правилен и в нём всё обосновано. Вот Саймон получил какое-то кольцо, про которое мы вспомним только один раз. Просто так ли произошло это? Но вот мы видим как никчёмный мальчик очень скоро становится великим героем, а потом и самым настоящим рыцарем. Он скачет на коне и рубит мечом взрослых мужчин. Вы скажете, да такого просто не бывает. Однако здесь автор не отступается от своего реализма, он попытался объяснить это тем, что этот самый мальчик был заведомо неординарной личностью, ответ вы найдёте уже в конце цикла. По-моему, получилось очень хорошо и оригинально. Но сильный и доблестный воин это далеко не всегда великий герой и рыцарь. Великий герой должен обладать и сильной душой, которая способна дарить женщине, близким, родине настоящую любовь. А что такое настоящая любовь? Это жертвование и всепрощение. Забудте драмы, сериалы, прочие фильмы и романы о любви. Любовь и влюблённость — две разные вещи. И далеко не всегда принцессы чисты и безгрешны, они такие же люди, как и мужчины. Но и они способны в последний момент принять правильное решение. А воры и негодяи тоже когда-то были обычными людьми, но что-то заставило их изменить свою жизнь. Часто это оправдывает их. Ведь они всё-таки тоже люди. И хотя добро в конце-концов побеждает зло, не все радостны на этом празднике жизни. Есть те кто больше никогда не увидит своих любимых. Есть те, кто будет винить себя за свои поступки всю оставшуюся жизнь. Но не проходит ощущение, что ты не в жестокой школе жизни, а в доброй сказке, где, как я уже сказал, добро побеждает зло. Тут то и заключается великий замысел автора и его мастерство.
Сразу скажу тем, кто обвиняет автора в плагиате, что этот цикл не похож ни на что из читанного мной, в том числе и на Толкина. Да Вы что, Толкин — это совсем другая песня, которая и поётся-то по другому, о другом, на другом языке и другими словами. Автор претворил свою идею в жизнь мастерски, и за это ему огромное спасибо. Ну а в целом отдельные аспекты повествования — это уже дело каждого отдельного автора и придираться к ним нечего. Не нравится — не читайте, не надо говорить что вот раз уж начал, то надо до конца и всё такое. Это никого не волнует. Но моя оценка — твёрдая 10!
Darinella, 7 марта 2007 г.
После Толкиена самый многогранный, красивый и прекрасно выписанный мир. Долго не хотела за него браться, но когда прочитала — не пожалела. Вещь гениальная и незаслуженно недооцененная, по крайней мере, эти книги гораздо ближе для меня к понятию «шедевр», чем Мартин и Джордан..
RockAlexGreen, 1 апреля 2020 г.
Открыл я для себя Орден манускрипта благодаря Джорджу Мартину.Он очень много раз говорил что именно Орден вдохновил написать его «Песнь льда и пламени».И когда я читал это было заметно.Скажу что половина первой книги а может и больше давалась мне с трудом,читать было если честно сказать скучно.Тэд очень любит все очень описывать,по началу мне это не нравилось,но потом я понял всю прелесть его авторского слога.За неделю я прочитал цикл полностью,и был в восторге,да и сейчас читая продолжение возвращение в Светлый Ард,восторг.Понравился сюжет,герои,злодеи все тут шикарно,как и сам стиль написанного.Читаешь и как будто переносишься туда в этот удивительный мир.Много тайн,интриг,приключений.Ах еще во время чтения всегда хотелось кушать,автор еде уделял много внимания в книгах.О сюжете писать не буду много,он отличный,завязка понравилась очень,как и взросление Саймона,его путешествие и приключения,ну и у других героев книг тоже этого много.Тут путешествия проходят по всему Арду.Советую всем кто хочет окунуться в по настоящему фэнтезийный мир.
mooncar, 11 октября 2006 г.
Как раз автора можно сравнивать исключительно с Толкиеном — именно за обилие персонажей, переплетение сюжетных линий, наличие как бы «слабого» главного героя, хорошо прописанной истории и мифологии данного мира... Как и Толкиен в свое время, Уильямс создал собственный сеттинг, даже его аналог расы эльфов сильно отличается по духу от толкинских. Лучшее фэнтези за последнее десятилетие, рекомендую.
vam-1970, 6 февраля 2022 г.
Цикл из трех романов и одной повести. Очень длинное повествование. Но тем оно и примечательно- должно быть много интриг, приключений, много линий сюжета -а их я насчитал восемь. Все они логически сошлись в финале. Прекрасен литературный стиль изложения и просто захватывающе, не оторваться от чтения. Вот такие и должны быть произведения приключенческого жанра. Автор избрал метод литературного увлечения -каждый эпизод обрывается на самом интересном месте, и учитывая 8 путешествий, то долго ждешь развязки событий или надо быстро читать. Один из самых увлекательных произведений фэнтэзи, что я прочитал.
portroyale, 16 января 2007 г.
Когда после Толкиена я попросил продавца что-то в тоже духе мне посоветовали именно Тэда Уильямс,а можно сказать что именно с этих авторов и началось мое увлечение этим жанром. Не знаю можно ли сравнивать этих двух авторов я не критик и не литературовед, но то, что и Толкиен и Уильямс Мастера с большой буквы бесспорно. Читать всем любителям и ценителям фэнтези в обязательном порядке хотя бы для того, что бы знать, как выглядят настоящие шедевры.
komatoza, 20 апреля 2017 г.
Всем поклонникам эпичного и героического фэнтези читать обязательно. Иногда занудно и кажется что треть текста смело можно выкинуть, но в конце концов понимаешь, почему Джордж Мартин называет этот цикл одним из тех, что подвиг его на написание Льда и Пламени.
DeDpatriot, 10 марта 2010 г.
В первую очередь, это мое самое любимое фэнтези!
Очень интересное и качественное произведение, где чувствуется размах происходящих событий.
Уильямс действительно хорошо и интересно рассказывает и если не обращать внимание на некоторую затяннутость начала, то дальше идет непрекращающееся действо.
Настоятельно рекомендую всем любителям хорошего, качественного фэнтези!
Panchuk35, 3 июня 2009 г.
Если не смотреть на отзывы критиков и других читателей а просто взять и ознакомиться с данным произведением, то плохово впечатления остаться не должно. Все написано красивым языком в непревзайденном стиле автора. Эта книга как слоеный пирог — сначала занудное описание чего или кого либо, затем «вкусная начинка» от которой так просто не оторваться. Вообщем недочитать нереально !!!
spoliakova, 6 ноября 2012 г.
На мой вкус, а прочитала я все знаменитые фэнтези-саги, эта, безусловно, самая лучшая (из зарубежного фэнтези).
Андрэ, 14 мая 2008 г.
Эталон фэнтези. Не могу припомнить какую-либо другую эпопею, прочитанную полностью взахлёб от и до без отвлечения на что-либо другое. Читал в серии «Наследники Толкиена». Полностью согласен с этим.
Ratocat, 12 декабря 2007 г.
Замечательное произведение с очень хорошо проработанным миром!
plat0n, 19 июля 2005 г.
одна из моих любимых серий в жанре героического фэнтези. живые и реалистичные герои, нестандартные дилеммы, крепкий сюжет.