FantLab ru

Феликс Дымов

Феликс Дымов
Страна: Россия
Родился: 8 октября 1937 г.
Умер: 8 сентября 2016 г.

Настоящее имя:

Феликс Суркис


Жанры:
Фантастика
94%
ещё >>

Советский российский писатель, псевдоним Феликса Яковлевича Суркиса. Родился в Ленинграде, Блокаду провел в Ленинграде, а затем его по Дороге жизни вывезли в детдом, располагавшийся в Кировской области. В последующие годы жил в разных населенных пунктах: в Березниках Пермской области, на Украине в Ворошиловграде (ныне Луганск), затем в Меловском район Ворошиловградской области, куда по мере освобождения посылали работать отца. В 1954 году он возвращается в Ленинград, где с прекрасными оценками оканчивает среднюю школу, а уже через год Суркис поступил в Ленинградский Военно-механический институт. После окончания института работал сначала в КБ конструктором в области ракетостроения и краностроения, затем на заводе начальником участка, начальником цеха. Последнее десятилетие своего 25-летнего инженерного стажа занимался конструированием и внедрением в строительство мирных пороховых инструментов типа монтажного пистолета, монтажных прессов. Имеет авторские свидетельства на изобретения.

В литературу вошел в 7 классе, начав писать свои первые стихи, и в 10-м классе уже состоял членом литературного общества «Эридан». Много писал в институте, где вместе с товарищем в конце 50-х написал фантастический роман на тему палеоконтактов под названием «Обгоняющий время» (не опубликован). Первая НФ-публикация состоялась в 1968 году – рассказ «Загадочная гравюра» был опубликован в журнале «Байкал». «Я пришел в фантастику из любви к сказке. Между сказкой и фантастикой много общего. Вот уже и серьезные труды на этот счет появились. Например, «Волшебно-сказочные корни научной фантастики» Е. Неелова. Чем больше в наше время поток информации, чем выше порог необычности, тем сильнее голод по необычному, который утоляет фантастика. Фантастика – всегда надежда на чудо. Плохо, когда такая надежда отвлекает от реальных дел. Хорошо, когда мобилизует, когда читатель сам становится чудотворцем. И еще. Задолго до сегодняшних лозунгов о перестройке и ускорении фантастика уже служила и перестройке и ускорению, будоража воображение, приучая читателя к принятию нестандартных решений, прослеженных в динамике и во времени. Фантастика снимает ограничители творчества, играет на неожиданных ассоциациях, оперирует многовариантными системами, учит предвидеть последствия своих действий. В конце концов, даже планирование – это обоснованное знанием фантазирование. Потому что подсмотреть заранее то, что еще только будет, невозможно. Считаю своей задачей не предсказание технических решений или путей развития технологии, а предугадание человека нового типа. Человека, которого рождает наше время и наше общество. В том числе – и в результате реализации программ ускорения и перестройки. Хочется не только предугадать. Но и написать таким, чтоб его полюбили читатели, чтоб и мои герои, и мои читатели стали действенным звеном «Интенсификации-2000» – ведь до третьего тысячелетия осталось всего-навсего две с половиной пятилетки!» (1988).

Псевдоним «Дымов» начинающий писатель выбрал отнюдь не из-за скромности, а по вполне естественным причинам: «На заводе и в НИИ, где я работал, не приветствовали отвлечение от основного занятия. А, кроме того, как деловой карьере, так и литературной очень почему-то мешала фамилия. В «Ленпроекте», например, директор прямо заявил: «Не люблю несклоняемых фамилий»! Впрочем, ни для кого мой псевдоним не стал секретом. А почему Дымов? Я искал такое искусственное словосочетание, чтобы никто не усомнился, что это псевдоним. Позаимствовал у Чехова, считая, что фамилии Дымов существовать не может. К моему удивлению, потом выяснилось, что существует Осип Дымов, а сейчас даже несколько штук Дымовых…»

Автор нескольких повестей и трех десятков фантастических рассказов. В середине 1970-х гг. участвовал в нескольких радиопостановках, созданных на основе повестей-буриме ленинградских фантастов: 1975 – «Я – Галактика» (5-я глава в соавт. с А. Балабухой), 1975-76 – «Седьмой океан» (1-я глава), 1977 – «Зеленые стрелы» (1-я и 6-я главы). Участник первого областного семинара КЛФ в Перми (1981), считающегося первым конвентом любителей фантастики в СССР. По повести Ф. Дымова «Школа» (1984) в том же году был поставлен радиоспектакль под названием «Школа в Дыницах», который шел на Ленинградском радио в течение около 10 лет каждое начало сентября, начало учебного года. На свободные литературные хлеба ушел с начала 1985-го. С 1989-го занимался издательской деятельностью. Одно время руководил издательством «Лицей», бывшим Ленинградским отделением «Детлита». Его произведения переводились на чешский, словацкий, болгарский, украинский и др. языки. Долгое время (вплоть до перестройки) активно собирал фантастические книги и «дособирался» до того, что у Дымова была четвертая библиотека фантастики в Петербурге. Одно время был старостой семинара Бориса Стругацкого.

После развала СССР «я конфликтнул с некоторыми молодыми (на тот момент) питерскими фантастами, которым показалось, что я препятствую их карьерному росту. Тогда (1989 г.) я отошел от семинара Бориса Стругацкого, тем более, что активно занялся издательской деятельностью. А поскольку я это первоначально делал с «Молодой гвардией», это кое-кем осознанно породило слух о моем предательстве и уходе из литературы. Я действительно перестал светиться на всех фантастических тусовках, особенно прочтя несколько дурно пахнущих необъективных пасквилей о себе, и мне тут же перестали писать, звонить, для всех я практически как умер». Все это время Феликс Дымов не переставал писать, плодотворно занимался литературой в других жанрах. Его писательские интересы «оказались гораздо шире одной фантастики». У писателя вышло 9 книжек детских стихов, книга лирики, много переводов на русский язык детских стихов, статьи. В 2000 году он становится главным редактором книжного проекта «Гитара Времени: Антология авторской песни», много сил и времени отдавая популяризации авторской песни и бардам. В 2005 году у него выходит реалистический роман «Шесть дней» и повесть-байка «Салют, воронята!» с предисловием Бориса Стругацкого. В настоящее время Феликс Дымов занимается переводами, публикуется как публицист, не оставляя при этом жанр сказки и фантастики.

На вопрос «Кто такой писатель Феликс Дымов с точки зрения Феликса Суркиса?» был дан такой вот ответ: «Писатель Феликс Дымов с точки зрения Феликса Суркиса это половинка писателя, деятеля культуры Феликса Суркиса. Приходится оперировать обеими фамилиями – и подлинной природной, и литературной, подчас в одних и тех же книгах. Псевдоним не является литературной маской или элементом профилирования, так что и Дымов, и Суркис мыслят одинаково и во всей полноте. Честно признаюсь, люблю обоих, восхищаюсь тоже обоими. А если б пришлось выбирать псевдоним сегодня, придумал бы себе другой».

Сортировка:

Феликс Дымов. Романы

7.00 (1)
-
7.18 (11)
-
5 отз.

Феликс Дымов. Повести

7.82 (55)
-
2 отз.
  1984 Школа  
6.53 (19)
-
1 отз.
  1988 Прогулка  
6.59 (27)
-
6.20 (10)
-
2 отз.
6.91 (23)
-
1 отз.
7.00 (2)
-
-

Феликс Дымов. Рассказы

  1968 Загадочная гравюра  [= Фантастическая гравюра]  
6.33 (12)
-
2 отз.
  1972 Сердце плато [п.п. Феликс Суркис]  
6.05 (19)
-
2 отз.
  1974 Перекрёсток  [= Перекрёсток, или Сказка о Тави] [п.п. Феликс Суркис]  
6.00 (37)
-
3 отз.
6.06 (17)
-
2 отз.
  1976 Сова  [= Расскажи мне про Стешиху, папа...]  
5.97 (36)
-
2 отз.
8.00 (1)
-
1 отз.
5.32 (22)
-
1 отз.
6.40 (37)
-
1 отз.
  1983 Эндшпиль  
-
  1988 Авария  
6.50 (10)
-
2 отз.
6.33 (12)
-
1 отз.
  1988 Букля  [= Нулевой паритет]  
6.00 (10)
-
1 отз.
  1988 Колобок  
3.44 (9)
-
2 отз.
5.54 (13)
-
1 отз.
6.55 (11)
-
2 отз.
  1988 Наава  
6.61 (28)
-
3 отз.
6.04 (26)
-
1 отз.
  1988 Стриж  
5.75 (8)
-
1 отз.
  1988 Тест № 17  
4.92 (12)
-
2 отз.
6.91 (11)
-
2 отз.
  1989 Ищу себя  
5.62 (8)
-
1 отз.
6.21 (58)
-
5 отз.
6.22 (9)
-
2 отз.
7.00 (12)
-
2 отз.
  1989 Эриния  [= Эринния]  
5.85 (20)
-
1 отз.
  1989 Эхо  
6.22 (9)
-
2 отз.
  1989 Я + я  
5.44 (9)
-
2 отз.

Феликс Дымов. Микрорассказы

  1974 Ссора [Под именем «Феликс Суркис»]  
-
  1974 В купе [Под именем «Феликс Суркис»]  
-
  1974 Камуфляж [Под именем «Феликс Суркис»]  
4.50 (2)
-
  1974 Лицо [Под именем «Феликс Суркис»]  
-
  1974 Нос [Под именем «Феликс Суркис»]  
-

Феликс Дымов. Поэзия

  1998 «Чепухарики» (для детей)  
2.00 (1)
-
1 отз.
-
  2001 Сказки-проказки (для детей)  
-

Феликс Дымов. Статьи

6.43 (7)
-
8.00 (4)
-
-
6.00 (6)
-
  1990 Предисловие [к письму И. Ефремова]  
6.57 (7)
-
6.38 (8)
-
  2010 Болгарский паззл  [= Български пъзел]  
-

Феликс Дымов. Сборники

5.00 (4)
-
7.20 (5)
-
-

Феликс Дымов. Антологии

6.91 (11)
-
7.31 (13)
-
2 отз.


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Kurok

  • Куратор библиографии — Петров Эдуард



  •   Лингвистический профиль Феликса Дымова

    Словарный запас автора — очень высокий. Длина предложений — очень малая. Диалоги используются чуть реже среднего. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.

    ⇑ Наверх