Виктор Пелевин отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Пелевина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1783

  Страницы: «(–21)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 18 19 20 21 [22] 23 24 25 26 . . . 32 33 34 35 36   (+10)»

«Чапаев и Пустота»
–  [ 4 ]  +

SoN, 02 сентября 2006 г. в 12:06

«Ага!» — сказал Зигмyнд...» (с) Пелевин.

Мало y кого из совpем. писателей есть такое чyство языка...

«Чапаев и Пyстота» всё же pоман yникальный! О шаблонах массового

сознания. Самодиагноз вpемени ;): Сеpиалы, pеклама, pелигия, анекдоты,

опять pеклама...Психические эпидемии?! И никyда не денешься!..

Как сделать Главное — не потеpять себя ?!

Оценка : 10
«Generation «П»
–  [ 4 ]  +

bty, 25 августа 2006 г. в 16:37

Подобная книга — на любителя. Хотя Пелевина несколько заносит, но все же зерно смысла есть. Многие выделенные моменты актуальны по сей день. Одни вауфакторы чего стоят.

Оценка : 7
«Generation «П»
–  [ 4 ]  +

Egorro, 26 июля 2006 г. в 20:48

Возможно сказывается переизбыток рекламы в сегодняшней жизни, но поколение П мне не понравилось.

Оценка : 4
«Принц Госплана»
–  [ 4 ]  +

Фэтти, 16 июня 2006 г. в 21:11

Когда прочитал в первый раз – такая ностальгия нахлынула! Собственно, ностальгией этот рассказ для меня и ценен – помню, как страшно хотелось поскорее пересесть с «двушки» на 386-й... там был вертолетный симулятор «Команч», о крутизне которого говорили с расширенными глазами (когда пересел сразу на 486-й – «Команч» меня не зацепил). Приятно вспоминать, как в упомянутые Пелевиным игры резался сам – до боли в глазах и пальцах. Правда, из всех упомянутых игр я серьезно увлекся только авиасимуляторами – но все равно... И, пожалуй, это первое произведение на тему виртуальной реальности – с вечным вопросом, на который так и не найдено ответа: «Где все-таки лучше – в реальности или виртуале?» Произведение, где все четко пригнано друг к другу... и читается на одном дыхании...

ЗЫ. Когда прочитал, подумал – а ведь вполне мог бы оказаться на месте Кузьмы Ульяновича! Вполне...

Оценка : 10
«Бубен Верхнего мира»
–  [ 4 ]  +

ozor, 19 мая 2006 г. в 17:02

В этом рассказе Пелевин мастерски описал желание бабёнок выскочить за кого-угодно, лишь бы не прозябать за кем-то. Гениально, жизненно.

Оценка : 10
«Вести из Непала»
–  [ 4 ]  +

njs, 15 мая 2006 г. в 15:16

прочитав, я подумала, а что же будет со мной

Оценка : 8
«Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR»
–  [ 4 ]  +

njs, 15 мая 2006 г. в 10:32

не хило. фарисейство обличено современной техникой.

Оценка : 8
«Спи»
–  [ 4 ]  +

Vendorf, 18 апреля 2006 г. в 09:54

Произведение из ранга тех, которое заставляет задуматься и оглядеться... По-моему, так и должно быть...

Оценка : 9
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 4 ]  +

v_by, 18 марта 2006 г. в 22:49

Совершенно гениальная притча, не зависящая от общ.строя (как казалось раньше) и разных там «скрытых прочтений». Все очень просто, сказки — обман, человечество — один большой инкубатор, где боги разводят мыслящих кур. Крылья есть у каждого, но рудиментные, и развивать их надлежит вопреки установкам социума. Крысы-философы и прочие асоциальные типы помогают нам в этом. ;-)

Оценка : 10
«Ника»
–  [ 4 ]  +

Уведомления, 15 февраля 2006 г. в 01:42

Честно говоря, Пелевин вообще для меня нечто большее, чем литература... А этот рассказ... о нем нельзя так плоско размышлять...

«Омон Ра»
–  [ 3 ]  +

ОвеСсСалом, 15 апреля 2024 г. в 19:07

Такая довольно лёгкая и занятная мешанинка из Филипа Дика, Андрея Платонова, Виктора Суворова (это который Резун) и «Гарантийных человечков» Эдуарда нашего Успенского. Ну и, конечно, знаменитое учение о подделанном американцами полете на Луну в самой основе — но только вывернутое наизнанку. На мой вкус, в «антисоветчине» упрекнуть довольно трудно — ведь в момент выхода романа этой самой антисоветчины были уже вагоны, притом далеко не первый год и самой разнузданной. Скорее уж — по крайней мере сейчас — воспринимается как насмешка над тою дичайшей антисоветчиною конца 80-х — середины 90-х. А читать весело и приятно. Мне понравилось, хотя ни оригинальности особой, ни талантливости нет. Однако ж развлекуха вполне добротная

Оценка : 6
«Ананасная вода для прекрасной дамы»
–  [ 3 ]  +

PeregaRrr, 09 апреля 2024 г. в 07:56

Намедни решил почитать старенького Пелевина. В руки попался сборник 2010-ого года «Ананасная вода для прекрасной дамы». Сборнику 24 года стукнуло. Шутка ли?

Сборник состоит из 2 частей:

«Боги и Механизмы» и «Механизмы и Боги».

Довольно сложно описать, чем отличаются части. Я понял так. Первая про то, как божественные практики и просветления используют в политических целях, вторая про то, как и при помощи каких механик и механизмов постичь этого Бога и достичь пресловутого просветления.

«Боги и Механизмы» ЧАСТЬ 1.

Операция «Burning Bush» (Повесть).

Бодрое начало сборника. Перед нами повесть о работе отечественных и западных разведок, которые годами внедряют божественные мысли лидерам враждебно настроенных партнёров.

В повести очень едко, с иронией и юморком, но правдоподобно и метко, описывается постижение Бога за довольно короткое время (сроки то поджимают) и ещё более быстрое грехопадение. А пасть надо, что бы понять механизмы работы Сатаны. Ведь отечественный Великорусский Коммунистический Православный и Демократический президент России поверит только Люфиферу!

Из занятного, что за 20+ лет толком то ничего не изменилось. Шутки про Путина и Кадырова всё так же актуальны. Ну разве что в Америке тогда республиканцы у власти были.

Твёрдая 8! Отличная повесть.


Зенитные кодексы Эль-Эфезби (Повесть).

На мой взгляд лучшая вещь сборника. Да и вообще по-пелевинским меркам – это эталонное произведение. Тут с лихвой и философии, и политической сатиры. Снова в центре событий отечественные и американские спецслужбы.

Поразило, что автор тут размышляет о пресловутых беспилотниках, о которых сейчас не знает только отшельник из ветхого скита, а в те годы это был явный и провидческий взгляд в будущее.

В повести много размышлений о радикальном исламизме и кафирах. Мысли смелые и заставляют думать.

Горько стало от посыла, как в России не ценят редкие кадры и сорят ими без сожаления. А порой не просто сорят, а забывают, как старый дождевик на даче…

Однозначно 10-ть! ВЕЛИКОЛЕПНО!


«Механизмы и Боги» ЧАСТЬ 2.

Созерцатель тени (рассказ)

А вот со второй частью не всё так гладко, тут восторгов я не испытал. Созерцатель тени на мой взгляд – это идеальный плохой Пелевин. Нудная философия и скучные мытарства в поисках просветления. В этот раз главный герой общается с собственной тенью и она ему рассказывает о мироустройстве. В рассказе слишком много упрощений и допущений. Например, ГГ профессиональный экскурсовод в Индии, собаку съевший на эзотерике и прочих буддизмах с ведами, вдруг верит в наивную сказочку про учение теней.

В рассказе есть неплохой юмор, финальное просветление действительно интересное и даёт пищу для ума, но нудно… Впервые мне было скучно читать ПВО. Текст перегружен притянутой за уши философией. Абзацы липнут, сливаются, приходится их перечитывать, ибо мысль теряется и куда-то пропадает….

6-ть. Извините.

Тхаги (рассказ)

Небольшой рассказ о природе зла и молодом человеке, который хочет стать адептом тёмных сил.

Интересненько, не скучно, занятно. Но не более того. Никаких прорывных идей или «ВАУ эффекта». Просто ровно. Но в отличие от предыдущего рассказа хотя бы не скучно.

7-мь.

Отель хороших воплощений (рассказ)

Ещё более коротенький рассказ. Сам по себе он почти не ценен. В нём есть идея, но для Пелевина она не нова. Но рассказ воспринимается, как эпилог ко второй части сборника. Совсем немножечко у него получается соединить в единое полотно предыдущие 2 произведения. Но по-моему белыми нитками.

6-ть.


Итоги:

Первые 2 повести просто шикарны. Особенно вторая про БПЛА и борьбу с ними.

С рассказами дело намного хуже. Они не провальные, но до первой части сборника им как улитки до горы Фудзи.


Среднеарифметическая за сборник выходит 7,5.

Но не могу я поставить меньше восьмёрки из-за Зенитных кодексов! НЕ МОГУ!

Оценка : 8
«Священная книга оборотня»
–  [ 3 ]  +

r9snick, 29 марта 2024 г. в 10:38

Ох и трудно писать о Пелевине, чесслово.

Мне скорее понравилось. С одной стороны — здесь есть цельный, последовательный и липкий сюжет, что для Пелевина нехарактерно по большей части. Во-вторых, он предельно афористичен и философичен, из 2004 года то что он писал выглядит ещё более выпуклым и интересным в 2024-м, хотя отчётливо слышен контекст эпохи.

Ну и третье, это и правда очень интересная оригинальная история любви. Сложная, необычная для нашей литературы и яркая. А Хули — потрясающая героиня, одна из уникальнейших вообще в нашей литературе.

Тем не менее, книга всё ещё странная. Пошлая с перебором, неровная, слишком уж застрявшая в умозаключительностях автора. Не всем зайдёт, далеко не всем.

Оценка : 7
«S.N.U.F.F.»
–  [ 3 ]  +

lammik, 20 ноября 2023 г. в 11:52

Книга не про первый и третий мир, и даже не про глобальных урков в Лондоне. А про, то что нет никакого Лондона, это всего лишь дорогой вид за окном. И Оркланд с Бизантиумом — не географические понятия, а классовые. Точно такие же вертухаи сидят и в британском Лондоне, и в американском Вашингтоне, про Париж с Берлином вообще молчу. А тамошние орки точно так же переваривают тот инфовинегрет, что им заливают в глаза и уши обслуживающие миропорядок сомелье по контенту.

Оценка : 8
«Generation «П»
–  [ 3 ]  +

obvilion, 14 октября 2023 г. в 10:49

Автор отлично описал атмосферу 90-ых. Бандиты, наркоманы, рассцвет мракобесия, уход идеологии от конкретики в абстракцию и результат — ротожопия. Вся книга это такой наркотический трип по эпохе накопления капитала, разговоры с духами, галлюцинации, абстрактные рассуждения на тему бытия и деньги, которых надо как можно больше, чтобы как можно больше их потратить на то, чего у других нет, чтобы доказать себе, что ты не верблюд, а то непонятно станет зачем живёшь.

Главный герой — рекламщик, который пытается стать самым крутым рекламщиком, непонятно зачем, обращаясь периодически за помощью к наркоте и грибам, как к дополнительным источникам информации. Никаким конструктивным смыслом его действия необусловлены и ведут куда-то в абстрактное нечто, когда он сам становится рекламой (или как-то так, понять автора как пальцем в небо тыкать). Вот если автор хотел показать, что путь, по которому движется страна и общество на тот момент, ведёт в никуда/непонятное нечто — 9 баллов, если же что-то другое — 7 баллов, но только за отличную атмосферу 90-ых, драматургии в книге нет, ниодного положительного персонажа, ниодного персонажа, которому хотелось бы сопереживать, назвать книжку умной тоже не получается, в ней есть ум, но он абстрактный и неконструктивный, это как слушать Дугина, рассказывающего про циферблат, непонятно автор дурак или умный настолько, что мастерски прикидывается.

Так как автор обыденные явления завернул в какую-то лютую абстракцию, добавил наркотические и галлюциногенные приходы и сдобрил это всё псевдофилософией, в принципе невозможно понять, что он хотел сказать и хотел ли он что-то сказать. Ощущения после прочтения книги, как будто в голову сходили по большому. Итог: ротожопия и 4 способа как смотреть телевизор буддисту.

Оценка : 7
«Любовь к трём цукербринам»
–  [ 3 ]  +

whatever_it_is, 22 июня 2023 г. в 14:38

«Чтобы стать невидимым для системы, надо вынуть из себя её нервные окончания»

Роман «Любовь к трём цукербринам» является, по сути, эволюцией некоторых прошлых идей автора, в особенности образов до абсурда потребительского будущего из «S.N.U.F.F.», мистически-эзотерических теорий из «Бэтмана Аполло», и формата «сборника повестей и/или рассказов, который воспринимается как единое произведение», но и важным взглядом на будущее искусственного разума и взаимодействия человека с ним. Можно ли сделать из человека/автора/мыслителя виртуального болванчика? А наоборот? Можно ли любить иконку на экране в виде женщины, как это делает новое поколение (Veliky Hamster) или любить мегакорпорации (цукербринов)? Можно ли остаться за пределами их контроля, если они буквально у вас в голове?

На этот раз повествование ведётся от лица некого Киклопа 116, который является автором трёх повестей, представленных в книге. Но между ними он подробно рассказывает свою историю, что делает остальную часть «рукописью внутри рукописи».

Дело в том, что главный герой стал ясновидящим, применив некий мистический приём с медитацией перед зеркалом (тут вспоминается рассказ «Созерцатель тени»), и становится, по сути Наблюдателем (или Смотрителем, привет из следующего романа). Вместе с другими героями (которые одновременно являются и реальными в сюжете романа и героями вышеназванных повестей), Киклоп проходит путь, наполненный метаморфозами, перерождениями, методами влияния на будущее и возможными реальностями.

Помимо аллюзии в названии на пьесу знаменитого итальянского драматурга 18 века (символично, что книга Пелевина впоследствии была адаптирована для сцены в виде AR-оперы), в сюжетных приёмах всего романа, и в отдельных повестях прослеживаются фирменные приёмы, адаптированные к реалиям на момент выхода книги (что не делает их меннее актуальными сейчас, во всяком случае не все). Например: в «Добрых людях» как никогда раньше прослеживается тема видеоигр как творения реальности и её модели на примере Angry Birds и Grand Theft Auto V, равно как и в следующей футуристичной «Fuck The System» (там уже речь идёт буквально о танках из «Принца Госплана», только теперь в World of Tanks).

Всё это как и теории Киклопа о метавселенных, мотивы из «Матрицы» или история об ангеле Сперо из повести «Dum Spero Spiro» (см. «Отель хороших воплощений») могут казаться бредом сумасшедшего, но это всего лишь красочное и, в некотором смысле, привычное для автора обрамление нескольких действительно важных идей.

Оценка : 7
«Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)»
–  [ 3 ]  +

Nomos, 24 мая 2023 г. в 20:12

То ли не в том настроении читал, то ли не дошли до меня искромётность и талант Пелевина в данном произведении, но мне это показалось каким-то натужным рефератом, накропанным под утро в спешке ещё непросохшим после клуба студентом истфака/журфака для утренней сдачи. Что-то около 4/10.

Оценка : 4
«Empire V»
–  [ 3 ]  +

lammik, 14 апреля 2023 г. в 18:21

Однажды простой московский парень Рома решил попасть в элиту, руководствуясь указаниями стрелок на асфальте. Вопреки ожиданиям, речь шла не о рекрутировании закладчиков наркотиков, а о наборе в начинающие вампиры, количество мест строго ограничено. Теперь Роману, получившему новое имя Рама II, придётся изучать такие науки как дискурс и гламур, узнать, что такое баблос и поглубже проникнуть в суть вещей.

С высоты сегодняшнего дня романы Пелевина покрываются налётом благородной патины или, если угодно, утрачивают свежесть. «Empire V» отражает реалии своей эпохи, когда бывшие советские люди кинулись зарабатывать деньги, и это у многих стало действительно получаться. Следовательно, для глубокого внутреннего удовлетворения потребовалось то самое «потребление напоказ», суть этой «гонки в колесе» и раскрыл в своём романе Виктор Пелевин. Картина получилась неприглядной и местами даже пугающей, но не безнадёжной.

Традиционно актуальный на момент выпуска и напичканный афоризмами роман, но едва ли достойный перечитывания. Тем страннее выглядит решение об экранизации. Особенно учитывая, что тело романа практически полностью состоит из рассуждений и диалогов.

Оценка : 8
«Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
–  [ 3 ]  +

DrinkFromTheCup, 11 марта 2023 г. в 09:54

...а давайте я выпендрюсь и назову «Шлем Ужаса» сценарием для кинетической визуальной новеллы. А то чем только его не называли — а сценарием к КВН ещё нет!

Как авангард для поколения, успевшего пожить на стыке времён между FIDO и ICQ, — гениально без преувеличения. Твёрдая десятка.

Но мы живём в 2023 году и надо иметь в виду, что нынешнее поколение читателей, скорее всего, не вкурит ни в форму подачи материала, ни в сюжетообразующие отсылки, ни в непереводимую игру слов на каждой второй странице...

Это произведение НЕ выдержало испытание временем. Наполнение актуально и останется актуальным на долгие годы хотя бы как исторический экскурс во времена, когда за компьютером сидели в первую очередь мозги, а не оранусы, — но форма подачи, боюсь, УЖЕ не жизнеспособна.

Тем не менее, я всё же сохраню экземплярчик у себя на полке для потомков. Книга то достойная.

Оценка : 7
«Generation «П»
–  [ 3 ]  +

DrinkFromTheCup, 04 марта 2023 г. в 12:03

Ну как, потомки, каково это — жить в юмористической книжке, писанной (на тот момент) не таким уж и известным торчком?

Напомню: на момент издания книги (1999 год) ВСЁ в ней описанное выглядело возможным, но крайне кошмарным, всё-таки больше фантастическим. Технологии ещё не выглядели столь всемогущими, а люди — настолько обалдевшими.

В следующем году у книги двадцатипятилетний юбилей. Сбылось буква в букву. Сбылось ВСЁ. Начиная с физиологическиих принципов проектирования рекламы и заканчивая виртуальными политиками. А могли бы жить не в «Поколении «П», а в «Назад в Будущее»...

Можно сколько угодно наяривать на другие книги автора — именно «Поколение «П» было его Магнум Опусом.

Интересный побочный эффект: если (если!) от окружающей пропаганды начинает ехать кукушечка, достаточно пару раз перечитать эту книгу, чтобы давление несколько упало. Эта книга очень плохо справляется с дачей объяснений — но ОЧЕНЬ хорошо помогает с пониманием. А именно с этим в наше мутное время есть большиииииие проблемки.

И пара слов о фантастических допущениях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Считаю, что культ — не причина, а следствие творящегося во второй половине книги коллапса. Какая разница, есть у очередного Богемского клуба с Поляны Секвой (см. «Аватара» от В. И. Суханова) религиозная подоплека или нет? Ведь и так, и так они верят в противоестественное. Разве что, в случае с открытой религиозностью они это осознают и не стесняются.

Вообще, культ и эзотерические вставки в целом нужны скорее для объединения с «Ампир V», продолжающего линию мрачных пророчеств... но об этом лучше как-нибудь в другой раз и, желательно, в какой-нибудь иной эпохе.

Оценка : 10
«П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана»
–  [ 3 ]  +

whatever_it_is, 19 февраля 2023 г. в 22:09

«...отчего-то современные писатели больше всего на свете боятся прослыть реалистами...» («Некромент»)

После успеха во многом поворотного романа «Generation П» Виктор Олегович столкнулся с необходимостью ухода от привычного цикла публикации новых произведений. В девяностые все они сначала появлялись в журналах, а затем уже выходили в книгах. Именно поэтому сочинялось так много коротких текстов — к примеру, романы «Омон Ра» и «Жизнь насекомых» совсем небольшие, и часто определяются как повести. С приходом нового тысячелетия, приходит соглашение с большим издательством, а вместе с ним и начинается поиск нового формата, не просто романа, повести или сборника — и им становится гипертекст.

Сборник «ДПП(НН)» (2003) — это подведение итогов девяностых и первый шаг в сторону нового произведения, в котором все тексты связаны с или отсылают к предыдущим работам Пелевина, что олицетворяет некий переход (не зря название расшифровывается «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда»).

И вот, после нескольких успешных романов («Священная книга оборотня», «Empire V») появляется сборник «П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана », который, казалось бы, на первый взгляд состоит из несвязанных между собой историй. Которые в процессе чтения всё же объединяются, закольцовываются, в единую книгу, как внутренними отсылками, так и общей неразрывно связывающей их действительностью. И такой подход как нельзя лучше оправдывает себя. Рассказ — это отличная возможность придумать увлекательный способ донести идею до читателя, соединив её с мистическим, производственным или абсурдным сюжетом. Взять все свои уже привычные приёмы, например, сочинение рекламных слоганов и надписей на футболках на злобу дня и таинственный мир людей-насекомых («Зал поющих кариатид»), псевдодокументальные истории о заговорах и тайных рычагах реальности и сатиру на нулевые («Некромент», «Пространство Фридмана»), и применить их по-новому. Но самое главное — нет надобности развивать эту историю в целый роман, продумывать его длинную структуру и наполнять его бесконечным количеством ситуаций и персонажей, заставляя читателя недоумевать, как все эти зарисовки связаны с первоначальной экспозицией.

Из этого подхода появились подлинные бриллианты книги — мистический «Кормление крокодила Хуфу», написанный, неожиданно, в лучших традициях «Сайлент Хилла» и Стивена Кинга (но всё равно имеющий фирменный авторский почерк), и не менее неожиданная притча «Ассасин», о воспитаннике средневекового ордена политических убийц, опъяненных наркотиком и убежденных в райской жизни после смерти. Но и остальные истории тоже очень впечатляют.

Оценка : 7
«Священная книга оборотня»
–  [ 3 ]  +

whatever_it_is, 15 февраля 2023 г. в 08:06

«Мистикой должны заниматься не оборотни, а те, кому положено по профессии — политтехнологи и экономисты.»

Главная героиня А Хули — пожалуй, самый запоминающийся центральный персонаж романа Пелевина после Вавилена Татарского и Петра Пустоты. И, как и в случае с ними, практически всё произведение держится на хрупких плечах очаровательной лисы-оборотня, живущей в Москве середины 00-х. Зарабатывает она проституцией (это не совсем правда), попутно рассуждая о поп-культуре и новой российской реальности, но на деле она — гипнотизёр и философ, ищущий свой уникальный путь.

С точки зрения композиции это едва ли не самая удачная крупная форма писателя, взять хотя бы излюбленный прием западных кинематографистов и модных писателей — показать финальную сцену глазами очевидцев и затем медленно вести к ней героиню, а вместе с ней и зрителя/читателя, буквально на его восхищенных глазах складывая стройную сценарную конструкцию. И намёк на кино здесь не случаен, — текст изобилует многочисленными отсылками к современным кинокартинам (что, конечно, не редкость у Пелевина), как культовым авторским, так и к блокбастерам. Которые, уже по традиции, воспринимаются героями и используются в сюжете самым необычным образом.

Автор, совсем как культовые независимые режиссеры, использует жанровые приемы, неожиданные смены ритма повествования и контраст между сценами (само по себе противопоставление волка и лисы как влюбленной пары, учитывая роль этих образов в русских сказках, работает почти идеально). Калейдоскоп привычных абсурдных пелевинских зарисовок нашел здесь наиболее подходящую структуру, в которую может выстроиться.

Оценка : 8
«Колдун Игнат и люди»
–  [ 3 ]  +

Водокачка, 08 февраля 2023 г. в 11:49

Пустой и короткий рассказ, в который некоторые вкладывают какой-то тайный смысл. А смысла здесь и нет. Просто художественное упражнение со словом для начинающего, не более.

Оценка : 1
«Акико»
–  [ 3 ]  +

bur_zumer, 31 января 2023 г. в 22:06

«Снегурочка раздета и готова к оральной стимуляции,

Но и это никому не интересно — телесность заменена web адресами»

Смена эпох ведёт к смене правил, порядки же остаются всё те же. Как главный герой романа «Числа» под давлением новой эпохи сменяет чеченскую крышу на всевидящее око сотрудника ФСБ Лебедкина, также и сами сотрудники по борьбе с финансовым терроризмом меняют свою среду обитания на интернет. Мамонта обычного заменяет мамонт сетевой.

Сюжет, оформленный под действия на интерактивном порно сайте, знакомит читателя со схемами развода, получившими широкое распространение в середине нулевых. Те, кто в своё время застал игры эротического содержания на флэше сразу узнают оформление и функционал виртуального «грота наслаждений». Те, кто примеряя на себя маску сексапильной красотки из пикселей на сайтах однодневках, чтобы выбить денег из доверчивых иностранцев, тоже будут читать с улыбкой до ушей. Такое было время, такие были Мы.

Что до общего впечатления, то рассказ вышел удачным. Автору удалось не только запечатлеть эпоху цифровизации всего, от секса, до представителей правоохранительных органов, но и пророчески предостеречь читателя: свобода в интернете, как и в жизни, заканчивается там, где начинается чей-то финансовый интерес.

Оценка : 10
«Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии»
–  [ 3 ]  +

bur_zumer, 30 октября 2022 г. в 19:44

Данное эссе, на мой взгляд, будет лучшим ответом на вопрос «С чего начать читать Пелевина?». По крайней мере, таким мой ответ будет каждому, кто слышал об авторе, как о человеке, создающем необычные (иногда даже КРАЙНЕ фантастические) концепции мировосприятия, после чего сращивающем их с нашей серой действительностью. А дело всё в том, что практическое значение этой работы, оказывается значительно выше, её развлекательно-увеселительного характера.

В эссе почти отсутствует ставшее уже классическим ироничное пелевинское повествование. Вернее, оно приобретает форму глубокой осмысленной аналитики, ведь излагает свои мысли автор с очень серьезным лицом, веря в то, о чём говорит. А потому, начинает верить и читатель, чьи мысли уже двигались по схожей траектории.

Работа, первоначально посвященная сравнительному анализу мистико-оккультных ритуалов зомбификации на Гаити с идеологической промывкой сознания, используемой в СССР, ни на йоту не теряет своей актуальности. Ведь независимо от временных и географических рамок, правила контроля масс почти всегда остаются одними и теми же. Особенно, если мы говорим о нашем Здесь и Сейчас:

«Зомби могут освободиться только после смерти колдуна. Но, как известно, хитрый колдун может долго скрывать свою смерть».

Оценка : 10
«Гадание на рунах, или Рунический оракул Ральфа Блума»
–  [ 3 ]  +

bur_zumer, 30 октября 2022 г. в 18:56

Неплохое практическое пособие по гаданию на забытом, но впоследствии восстановленном руническом алфавите кельтского языка, являющееся сокращённым вариантом «Книги Рун» Ральфа Блума.

Эссе имеет скорее научную и эзотерическую (практическую) ценность для каждого, кто интересуется данной темой. Поэтому привычные сарказм и юмор, свойственные автору, в работе полностью отсутствуют.

Рекомендую всем, кто интересуется оккультизмом и его проявлениями в нашем материальном мире. Ведь руны тема не менее интересная, нежели гадание по Таро или Каббалистические ритуалы.

Оценка : 7
«Ника»
–  [ 3 ]  +

bur_zumer, 30 октября 2022 г. в 18:46

Данная история вызвала у меня настоящую бурю эмоций, сравнимую разве что с химией, возникающей в настоящих отношениях между полами. Автору удалось сжать до размеров рассказа, все те переживания, ощущения (и что не менее важно, их отсутствие) которые свойственны влюбленным.

Ближе к развязке Виктор Олегович будто играет на чувственных «нервных окончаниях» читателя, нагнетая сюжет до предела. И именно благодаря столь необычной и постмодернистской концовке, финал приобретает привкус рассеявшегося сна, а не дроби меланхолии, разряженной в сердце.

Рекомендую к прочтению каждому, кто хоть раз общался со своенравными кошечками противоположного пола.

«Природное изящество и юность придавали всем ее проявлениям какую-то иллюзорную одухотворенность; в ее животном — если вдуматься — бытии был отблеск высшей гармонии, естественное дыхание того, за чем безнадежно гонится искусство, и мне начинало казаться, что по-настоящему красива и осмысленна именно ее простая судьба, а все, на чем я основываю собственную жизнь — просто выдумки, да еще и чужие».

Оценка : 9
«Омон Ра»
–  [ 3 ]  +

bur_zumer, 30 октября 2022 г. в 18:19

Сколь разнообразными и противоречивыми были отзывы рецензентов на данную повесть, столь же многогранной и всеобъемлющей сама по себе оказалась работа Виктора Олеговича. Кощунственная и бесстыдная саркастическая насмешка над прошлым канувшего в лету государства в глазах одних. Невероятно едкая и находчивая метафора о жизненном цикле отдельно взятого винтика в огромном механизме «передовой советской автоматики» для других. Для меня же – превосходная самодостаточная история, которая для каждого открывается по-разному, в зависимости от внутренней философии, мировоззрения и жизненного опыта читателя.

В одном лишь противоборствующие лагеря почитателей и критиков автора сходятся во мнении: вещь написана в духе времени, ему соответствует, и с ним же теряет свою актуальность, а потому, становится, в некотором роде, бесполезной для современного читателя. На мой же взгляд, повесть можно со спокойной душой назвать нестареющей классикой, наряду с работами Гоголя или Достоевского. Ведь образы и характеры персонажей, их поведенческие шаблоны и ролевые модели чуть ли не на сто процентов совпадают с поведение окружающих нас людей и обретают с одной стороны комичные, а с другой крайне мрачные оттенки, как и у двух великих классиков.

Чтобы не быть голословным, приведу пример из жизни. Я работаю в организации, предоставляющей мед услуги по всей стране, где у нас существует внутренний аналог органа власти под названием «отдел качества», который по своему функционалу (поиск правонарушений и наказание за них) сравним в реальном государстве с полицией или ФСБ. И глава этого отдела, на мой взгляд, является воплощением и начальника полёта, и полковника Урчагина, и всех их фанатичных подчинённых в одном лице. Ведь для него попросту не существует обычных, неформальных человеческих взаимоотношений. Есть только долг и подвиг. Вся его деятельность посвящена поддержанию жизнедеятельности нашего «Левиафана», в котором я и мои коллеги являемся деталями, но не людьми. И не важно, каких усилий каждому из нас стоит обслуживание микрогосударства и его функций. В глазах главы отела качества мы все окажемся на тонущем корабле, где он, аки капитан будет героически бегать и громогласно, с некоторой театральностью (какая свойственна только людям, несущим службу в госорганах) раздавать приказы по задраиванию дыр в днище нашего космического судна.

«Поэтому новость о том, что мой подвиг останется никому не известным, не была для меня ударом; ударом была новость, что придется совершать подвиг».

Оценка : 7
«Empire V»
–  [ 3 ]  +

Esperus, 21 октября 2022 г. в 21:07

Книга — кладезь крылатых цитат, и тонких штрихов, описывающих реальность. Весьма сложна для осознания, поэтому подходит не всем. Как зеркало человеческого мира — 10/10, эту книгу можно читать много раз, и каждый находить что-то новое. Но как художественное произведение оно не поражает обилием сюжетных поворотов, сама история тут для галочки. Но тем не менее отношения Геры с Рамой зацепили, хотя, это субъективно. В общем и целом, если подходить к оценке как к балансу между художественной частью и философской, получаем 8 баллов, при всем желании не больше. Герой сер до невозможности, и небольшой объём произведения в купе с отвлеченными мыслями не даёт раскрыть его больше

Оценка : 8
«KGBT+»
–  [ 3 ]  +

genametr, 01 октября 2022 г. в 20:04

Судя по тому что книжка появилась у пиратов практически в день выхода читать ее определенно не стоит. Но ведь разве удержишься. Уж очень большой кредит взял Пелевин у доверчивых читателей. Что ж вот и корова родила теленочка а Пелевин написал книгу про попаданца. И пускай его самурай попадает в чужое тело в другом мире с помощью духовных практик, преподанных мудрым учителем, но не один ли хрен. Конечно можно назвать все это отсылками и все опять станет правильно и хорошо, но если не переклеивать ярлычки то «новая» книга Пелевина наполовину пересказ старых. Впрочем отличие все же есть нынешний вбойщик постиг дзен и окончательно слился с пустотой. Это просто говорящая кукла в руках автора внутри которой ничего нет. Даже циничный дискурсмонгер из SNUFF вызывал больше сочувствия. Даже айфак из сами знаете откуда. Ну да это когда ж было. С тех пор автор забронзовел и уже не считает нужным развлекать читателя. Зато количество и размеры страпонов растут от книги к книге. Конечно в айфаке главный страпон был размером с полицейскую будку, но упоминался всего один раз. Здесь автор берет числом и люди которые ставят такому «десяточку» вызывают у меня некоторые опасения. Вторая часть книги чуть интереснее там речь все же о людях а не гольденштернах и трансгуманистах, но увы не настолько чтоб компенсировать пустоту первой. Накинул 1 балл за то что автор не предлагает читателям лососнуть тунца, как было например в прошлой книге.

Оценка : 6
«Жизнь насекомых»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 11 сентября 2022 г. в 20:36

Когда-то давно пробовал начать это читать и бросил, оказался не готов к такой концентрации постмодернизма. А сейчас нормально зашло.

В наше время пытаться писать философские произведения — дело неблагодарное. Вместо философии нам везде видится либо банальности либо псевдофилософия. Но Пелевину как-то удаётся создать впечатление, что в том, что он написал, действительно есть глубинный смысл. Но, мне кажется, пытаться понять этот смысл не стоит, лучше просто получать положительные эмоции от оригинальных интеллектуальных конструкций автора и от его художественного мастерства.

К «Жизни насекомых» лучше подойдёт определение не «роман», а «текст». Так говорят про некоторые произведения: автор написал классный текст. Но говоря «текст» мы подразумеваем что-то искусственное. А в этом тексте есть жизнь, душа и атмосфера. Видимо, это атмосфера того безвременья, когда он был написан — ранние 90-е. Хотя, по большому счёту, не важно, когда это было написано. Что изменилось с тех пор? Появился интернет и мобильные телефоны, изменились некоторые реалии жизни, вот и всё.

Несмотря на всю их дикую сюрреалистичность, герои романа живые. Они — люди, которые в какой-то момент оказываются насекомыми. Или наоборот. Иногда они превращаются в насекомых полностью, иногда частично. Иногда они оказываются одновременно в разных системах координат, когда одни из них оказываются людьми, а другие для них — насекомыми. Сюжеты их жизней оказываются переплетёны самым невозможным образом. Здесь муха, будучи человеком, может убить комара, который родился в семье божьей коровки и таракана. А муравьиная самка, будучи человеком, может раздавить жука-навозника. А будучи насекомым эта же самка родит дочку, которая захочет стать мухой. Тут цикада может из-за своего образа жизни стать тараканом. А философ-мотылёк однажды может стать светлячком. А в целом это наш привычный мир.

Многие моменты в этой книге (такие, как наличие мата и некоторой чернушности) не позволили поставить высокую оценку. Но многие моменты не позволили поставить и низкую.

Оценка : 8
«Колдун Игнат и люди»
–  [ 3 ]  +

DobryiLEoPoLD, 21 апреля 2022 г. в 19:16

Что можно сказать о своём впечатлении о таком маленьком тексте. Интересный, интригующий, но очень короткий. Дискуссионный. В тексте сразу «просвечивают» множественные слои смысла. И ещё этот ваш солипсизм даёт о себе знать в комментариях. Значит пришло время разобраться с ним. Но это потом. Сейчас о героях. Поп настоящий христианин, даёт всевозможные «наводки» колдуну чтобы тот подготовился к скорому «тёплому приёму». Поп сеет зерно сомнения и подозрения в нём, что, возможно, позволило вовремя избежать, таким образом, невинной казни грешника. Потому что Христос не учил убийству, но прощению. Поэтому здесь нет плохих героев, здесь все на своих местах и выполняют отведённые им судьбой роли. Как это здорово что все на своих местах и никто не пострадал. Справедливость неотвратимого русского добродушия восторжествовала. На этот раз. Во имя всего святого! Амон Ра.

Оценка : 8
«iPhuck 10»
–  [ 3 ]  +

Max1959, 16 апреля 2022 г. в 13:10

Абсолютно блестящая антиутопия. Помноженная на детектив.

Стилистически безупречна, блещет юмором и сарказмом.

Прочитайте, и всякий раз когда вы услышите о «Французском сопротивлении» — вас будет душить смех.

Оценка : 9
«День бульдозериста»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 30 января 2022 г. в 21:22

Интересные метаморфозы воспринимаемой сути, уважаемый потенциальный читатель.

В момент публикации — это была, конечно, бомба: типа, сатира — настолько едкая и близкая по координатам к точке прицеливания, что обоснованность сомнений в истинности пути разввитОго социализма — казалось просто мастодонтальной. Подсознание — как истинный Хозяин мозгов — однозначно столбило делянку в Долине разочарования и уныния.

Лет пятнадцать тому — чтиво уже практически «сравнялось с фоном реальности», перестало восприниматься как некое откровение, Глас Небес, несущий возможность отрезвления, осознания и переосмысления. К тому моменту доля совершенно новых компонентов Бытия, ранее вовсе неведомых, а потому и непостигнутых вовремя — оная доля уже возросла настолько, что сама необходимость в каких-либо откровениях оказалась под очень большим вопросом.

Сегодня же, уже после Китая, обгоняющего США по уровню ВВП, после второго разрушения Саур-могилы, после пандемий и работы на удалёнке, после гиперзвуковых «Цирконов», от факта наличия которых обгадился весь Комитет начальников штабов — после всего этого и похожего на это, как сие ни парадоксально, текст уже вовсе не резонирует: ни с Подсознаним, ни с чистым Сознанием — вообще ни с чем из области осознания действительности. Он ушёл куда-то «далеко в анналы», аки Повесть временных лет, аки сказание о нашествии Батыя. Всё это — с высоты кургана проблем сегодняшних — представляется таким бесконечно мелким, таким ничтожным и несущественным, что просто диву даёшься: и чего там раньше находили-то?

Но — без всяких сомнений: в памяти последующих поколений навсегда останутся два перла и всё, что связано с их сутью и содержанием, а именно: «В поисках внутреннего Буратино», и «Ожидание белой подводной лодки». Это — конечно же — непревзойдённый сюр в его истинной ипостаси

Оценка : 6
«TRANSHUMANISM INC.»
–  [ 3 ]  +

borick99, 01 ноября 2021 г. в 16:52

Трансгуманизм инк. (Пелевин-2021) порадовал актуальностью повестки, впрочем как и всегда у автора (позднего Пелевина читать надо сразу после выхода очередного произведения, через пару лет актуальность будет утеряна, ИМХО).

Ниже своего довольно высокого уровня автор не опускается, а Трансгуманизм показался мне уровнем повыше .

Произведение состоит из отдельных рассказов, действие которых разворачивается в мире трансгуманистического будущего. Вместе с тем, сюжетные линии тесно переплетены между собой, также имеется глобальная отсылка к Ампир В.

Порадовали Розенкранц и Гольденштерн.

Шарабан-Мухлюев с комментариями (разъяснениями), наоборот.

Любителям позднего Пелевина зайдет точно. Рекомендую!

Оценка : 8
«Непобедимое солнце»
–  [ 3 ]  +

PeregaRrr, 16 июня 2021 г. в 18:40

Крайний роман Виктора Пелевина мне понравился. У ПВО получилось лёгкое, позитивное, эзотерическое приключение русской прогрессивной блондинки, создающей и рушащей миры. Мне показалось, что это максимально добрая, пушистая и розовая книжка, в которой я даже не могу припомнить каких-то мрачных или злобных дум и посылов.

Мистические, ритуальные танцы получились очень драйвово. Если вы предпочитаете читать, слушая музыку, то эти моменты определённо зайдут. Они максимально энергичные и, читая про пляски Элагабала, или других развесёлых и разнообразных героев, так и представляешь, как в изотерическом ритме вибрирует и ходит ходуном мир, окружавший нас с вами.

Основная канва сюжета целостна и закончена. Финальный твист вполне уместен, но разве что немного смазан, словно правился в последний момент. Герои снова яркие, фриковатые, со своими тараканами в головах и взлядами на вселенную. Героев этих множество и каждый из них транслирует на страницах романа свою теорию построения мира. Но это уже привычно для постоянных читателей Пелевина.

Надеюсь роман «Непобедимое солнце» завершает негласный околофеминистический пелевинский период.

П.С.

Хоть книгу я читал с большим удовольствием, для меня это самый слабый из романов Виктора Олеговича. Нет, он не плохой, просто слабее предыдущих работ, ранее мною прочитанных.

Ставлю 7, как роману Пелевина.

Ставлю 8, как просто качественному произведению.

Оценка : 7
«Любовь к трём цукербринам»
–  [ 3 ]  +

majj-s, 15 декабря 2020 г. в 08:06

ПолиФеминистическая энКиклопедия

Но если твой путь впечатан мелом в асфальт

Куда ты пойдешь, когда выпадет снег?

Как хорошо, что он написал этот новый роман, который мне не понравился. Потому что если бы не «Лёгкие касания», не зашла бы речь о прежних книгах Пелевина, которые пропустила, когда разобидевшись на него, лет пять не читала, Кое что из написанного в тот период позже наверстала, но не «Любовь к трем цукербринам».

Смущало цукер в названии, думала, что про Фейсбук, который из всех сетей самая ярмарка тщеславия, а та часть жизни, где люди меряются, хм, достоинством, не в сфере моих интересов, потому не рвалась читать. Может так и не встретились бы, но выяснилось, что есть аудиокнига, да ещё прочитанная любимым исполнителем. Кто откажется, тот не я. Оказывается, нужно ориентироваться не на последнее слово в заглавии, а вовсе даже на всю фразу, очень точно отображающую смысл романа. Ну, один из смыслов, потому что у хорошей книги их много. Брины не просто хороши, они чудо, именины сердца, восторг абсолютного узнавания. Среди пелевиских книг встанут у меня вровень с Затворником и Шестипалым, да и то потому только, что первая любовь всегда сильнее.

Кстати о любви. Почему «Любовь к трем...»? Потому что помните ту сказку, где жестокая фея заколдовала глупого принца, заставив его любить три апельсина? Рассудку вопреки, наперекор стихиям. Навязываемым извне желаниям, контролю эмоциональной сферы здесь уделено немало внимания, кому то может даже показаться, что это именно о том, как мировой капитал посредством социальных сетей управляет нами. А все остальное финтифлюшки для придания дополнительной привлекательности (типа, эзотерикой романа как каши маслом не испортишь).

Кто-то другой скажет, что в первую очередь это социальная сатира,и будет не так уж неправ. Конечно сатира, да какая острая: работать не хотим, занимаемся ерундой, глупы, неразвиты, поверхностны, эгоистичны, склонны самоутверждаться за чужой счёт. Куда смотрит правительство, куда катится этот мир? А мы вам ответим, куда катится, прямиком в Матрицу. Где на каждого их нас наденут памперс, подключат трубки, подводящие физраствор и отводящие отходы жизнедеятельности, да и превратят наконец в тех, кем сами упорно стремимся стать — элементы питания с самовосполняемым ресурсом.

Кто-нибудь третий скажет, да бросьте вы, это ж чистой воды игры разума, до которых Джокер русской литературы великий охотник и непревзойденный мастер. Чего стоит одно только название поэтического сборника «Голем и лелеем». А философ Ян Гуска, конструкт из двух чешских свободолюбцев Гуса и Жижки. А набоковская страсть к нимфеткам, принявшая у тролля Че совершенно обсессивную форму. А само это имя, замысловато редуцированное из Чё Гевары, борца с системой номер раз в коллективном бессознательном, если кто забыл. А Мэрилин, какова белая юбка перманентно вздувающаяся над решеткой вентиляции (даже в процессе совокупления на супружеской постели). А доведенные до абсурда оруэлловские мыслепреступления.

С Бринами невозможно выделить какого-то одного сегмента, какой назначишь главным. Роман весь избыточная роскошь гения, где безупречная четкость сочетается с разнообразием возможных трактовок; зрелая элегантность мастерства кипит молодым задором. Он совершенство, но об этом уже говорила, кажется. Итак, о чем? О том, что выход есть и он не там же, где вход, но путь к нему у каждого свой. О том, что идти своей дорогой полюбас предпочтительнее, чем шагать строем. Что Надежда не умирает даже последней. Даже и тогда, когда кажется, что умерла.

Я вас обожаю, Виктор Олегович. Вы можете зажечь еще тысячу Мафусаиловых ламп, произвести бессчетное количество Легких касаний и осчастливить реальность десятком Айфаков, а можете вообще больше ничего не делать. Вы уже лучший. С аудиокнигой мне повезло необычайно, Князев хорош всегда, но сцена с Little Sister, читающей лекцию о мыслетеррористе Бату Караеве — это нечто запредельное.

Оценка : 9
«Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
–  [ 3 ]  +

majj-s, 15 декабря 2020 г. в 07:49

Не люблю радиоспектаклей. С детства усвоила снобски-пренебрежительное отношение к этому виду творчества. Люблю слушать, как тараторит Тина Канделаки. У нее дивные горловые нотки прорываются порой, придавая дополнительного очарования совершенной, правильной, грамотной русской речи. И дети мои росли на программе «Самый умный». И у нее был роман с Андреем Колесниковым (говорили, а дыма без огня не бывает), который доставил немало удовольствия своими статьями и книжками (не роман, Колесников). Люблю Виктора Пелевина. Пусть за две вещи, давным-давно написанные, но нежно и трепетно. Со всей возможной нежностью и трепетом.

Два «люблю» против одного «не люблю», чисто арифметический перевес в пользу «слушать аудиокнигу». Дополнительно — фактор времени. Прочесть такой объем, не отвлекаясь, смогла бы за пару дней. Прослушать. Сколько там по хронометражу? Ну, часа два с половиной. Слушаю. Нравится. Чуть раздражает механический голос, отделяющий реплики персонажей одну от другой. Как-то чересчур заторможено на фоне достаточно быстрого говорения большинства из них и вообще похож на незабвенное: «Планета Шелезяка. Воды нет, полезных ископаемых нет. Населена роботами» из детства. Но тут уж прими такой, как есть и извлекай удовольствие.

Тем более, что атмосфера чата в целом знакома тебе. Да и кому в нынешнем мире не знакома? Разве, совсем дремучим каким-нибудь индивидам. Ах, это хорошо. В пользу выбранной формы ознакомления особая ритмическая организация текста. Такое хочется воспринимать на слух и голоса актеров куда как хорошо корреспондируют с заданной целью. Моей большой любовью, против ожиданий, стала не Ариадна в исполнении Тины Канделаки, а UGLI 666, озвученная Юлией Рутберг. Но там много факторов в действие вступают. Низкие женские голоса, от которых мурашки пробегают, предпочтительнее в целом искусственно завышенных. И содержание. Ну, вы понимаете.

Против прослушивание и «за» чтение — смысловая насыщенность пелевинских текстов. С-ходу, а тем более, с-лету разобраться в его построениях сложно. Это интеллектуальная проза. В лучшем из возможных вариантов. Когда хочется разобраться, что имел в виду автор, говоря то, то и то. И еще один нюанс полилингвизм. Там ведь не только английский, о коем большинство современников представление имеют, но немецкий, французский, латынь. Кажется еще итальянский, впрочем, могу путать с латынью. Испанского, вроде не слышала. Но очень немало, вы ж понимаете. И смотреть в текст, пытаясь уловить смысл до предложенного автором перевода, может стать отдельным немалым удовольствием.

В целом: это не то, за что люблю Пелевина трепетно и нежно. Но спасибо за возвращенный интерес к нему.

Оценка : 8
«Некромент»
–  [ 3 ]  +

lex_art, 30 ноября 2020 г. в 19:07

Рассказ не тему: «А что если какая-то из тупых новостей из желтой прессы действительно буквально является тем, что есть в заголовке?» При наличии фантазии темы, подбрасываемые современной желтой прессой, могут стать просто вечным двигателем. Но если честно, то лучше бы применить фантазию к чему-то иному. Или, как это сделал Пелевин, не писать крупное произведение, а ограничиться рассказом.

Автор снова работает в одном из своих любимых жанров «хроники ада в комиксах» (это не пелевинское определение, это из другого места). Кого-то режут, кого-то сводят с ума, но общество, в котором все происходит, извращено до такой степени, что не особо реагирует на случившееся. Действительно, какие могут быть преступления в аду? Тем более, что по сюжету старший черт решил умучить почти две сотни чертей рангом поменьше. С точки зрения ада — был в своем праве.

Почему этот рассказ попал в сборник «П5»? Возможно потому, что рассказ тоже каким-то образом про вещества. Т.е. дурь. Только в данном случае эта дурь была не в виде порошка, а в виде какого-то мировоззрения, которое легло в голову человека, не имеющего нужного культурного уровня. Человек, стремительно сделавший карьеру от регулировщика до генерала, уже заставляет смотреть на себя косо. А если такой персонаж судить начнет, то делать он это будет с аналогичной крутизной. И это, кстати, любимый сюжетных ход Пелевина: показать кого-то, кто быстро вознесся из грязи в князи, а потом долго смаковать про то, как из-за этого возвышения у него крыша поехала.

Может и не самое интересное произведение сборника, но на какие-то мысли наталкивает.

Оценка : 7
«Тайные виды на гору Фудзи»
–  [ 3 ]  +

PeregaRrr, 29 ноября 2020 г. в 13:37

Продолжаю запоздалое знакомство с творчество Виктора Пелевина. Сделав перерыв в пару книг, вернулся после АйФака10 к его произведениям. Решил снова прочесть что-то из свежего и актуального и окончательно определить для себя, пишет ли Виктор Олегович исключительно на злобу дня.

И снова я попал в яростный водоворот повествования, едкой сатиры, ехидных насмешек, подтрунивания над всем чем можно, сумасшедших переворотов сюжета и безумного темпа. Темпа такого, что физически сложно заставить отложить от себя книгу. Поэтому читал и ночью, чего не делал уже очень и очень давно.

Роман охр..ительный. Он словно стрела, выпущенная из натянутый тетивы и летящая все 400 страниц, не замедляя скорости.

По поводу злободневности. Ну тут точно не знаю, что будет в будущем, но роман, будь он написан 20 лет назад (а история, происходящая в книге, вполне могла произойти и 20-ть лет назад и 25-ть с небольшими поправками на политическую действительность) сейчас читался бы так же актуально и взахлеб.

Часто в отзывах наталкивался на мысли, что у ПВО большие проблемы с сюжетами и книги его ценны именно философией и размышлениями. Мне показалось, что в Тайных видах сюжет отличный с кучей развешенных ружей, которые все в конце выстреливают в нужный момент. В целом про АйФак10 я могу сказать тоже самое. Сюжеты целостные, многогранные и вполне замысловатые.

Мне показались смешными и грустными обе повествовательные линии. Я смеялся и над олигархами-будистами и над ведьмами-феминистками. Описания джан – отдельный восторг. Искренний взрыв хохота над ЗГЫЫН тоже имел место быть. Грустновато становилось от осознания того, что для олигархов эти приключения явно добром не окончатся, и от того на какие сущие пустяки и мелочи растрачивали свою космическую магию игуаны.

Ставлю на бал ниже чем Айфаку лишь из-за того, что фантастический сеттинг мне немного ближе.

П.С. Я не знаю, может действительно имеет место перенасыщение Олегом Викторовичем, но у меня благо этого не случилось. И через месяцок возьму в руки очередной его томик.

П.С.С. Вспомнил интервью Алексея Иванова и его ответ по поводу творчества Пелевина. Не дословно, но примерно так. «О чём он пишет? Вот о чём Ампир В?»

Странное утверждение. Ампир В пока не читал, но в Видах на гору Фудзи предельно ясно о чём написано и история вполне закончена и целостностна.

Оценка : 8
«Нижняя тундра»
–  [ 3 ]  +

Яна_Даниэль, 13 октября 2020 г. в 17:06

«Однажды Чжуанцзы приснилось, что он — бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуанцзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он — Чжуанцзы и не мог понять: снилось ли Чжуанцзы, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжуанцзы?!»

Такое ощущение возникает после прочтения рассказа. Или все-так нет никакого Чжуанцзы и бабочки, а есть нечто единое? Рекомендую к прочтению.

Оценка : 9
«Тхаги»
–  [ 3 ]  +

lex_art, 01 мая 2020 г. в 01:38

Еще в «Поколении П» главного героя предупреждали не искать во всем глубинного смысла. А то ведь можно найти на свою голову. А еще у Пелевина есть повесть «Иакинф», где группа людей тоже искала и нашла себе. Так что тема вполне себе пелевинская. Но не без вариаций. Пелевин все-таки избегает два раза писать об одном и том же, так что сюжет будет оригинальный.

Итак, есть главный герой, который возомнил себя адептом Тьмы и стал искать продвинутых членов культа, которые смогут курировать его деятельность. Уже смешно, т.к. вполне можно догадаться что случится с этим искателем, если он таки найдет того, кого хочет найти. Увы, главный герой так и остался «начинающим магистром тьмы». В области, которую он выбрал, вообще глупо было рассчитывать на продвижение и карьеру. Карьеру в ней делают не новички, а при помощи новичков.

Но новичок был упорный. Он действительно нашел действующий культ кровавой богини и предложил ему свои услуги. И богине действительно понадобились его услуги, но немного не в том виде, в котором он предполагал. А ведь прикол в том, что ГГ сам многократно подтвердил тхагам-душителям, что готов на все. Эпизод, когда главного героя спрашивают о согласии участвовать в культе ИМХО напоминает сцену из «1984» Оруэлла, когда главный герой соглашается вступить в диссиденты: там человек тоже сует голову в петлю после чего тщательно прилаживает ее на своей шее. Но у Пелевина посмешнее будет, хотя юмор тут, конечно, довольно черный. Но если подобный кровожадный культ прибирает исключительно «начинающих магистров тьмы», то это просто прелесть, а не культ.

Оценка : 10
«Generation «П»
–  [ 3 ]  +

Oleh Mich, 26 апреля 2020 г. в 09:51

  Товарищи для начала вспомним стихотворение великого поэта

                                        Ешь ананасы, рябчиков жуй,

                                        день твой последний приходит, буржуй.

    Только сделаем маленькую поправочку, ананасы меняем на телевидение, рябчики на рекламу, и «ешь» здесь лишнее, скорее «употребляй». «Буржуев» меняем на «homo zapiens» а «день твой последний» на «Пиздец». К этому всему добавляем чеченов, новых русских, Че Гевару, дзен-буддизм и шумеро-      аккадскую мифологию.

    Все это в принципе написано легко, интересно и очень иронично, иногда было тяжело понять это все еще ирония или Пелевин пишет серьёзно. Все время чтения мне вспоминались «бурные 90-е» и «глазурное» начало 2000-ых.

    Для меня было минусом большое количество упоминаемых в книге предметов и деятелей искусства, потому что я их или не знаю, или не помню, и приходилось «гуглить». Сухие вставки о Шумере из какой-то там монографии тоже читались тяжело.

    Не могу сказать что это шедевр, но книга занятная, ироническая, в какой-то мере ностальгическая. Самой идеи соединить несоединимое «пиар», «рекламу» и дзен-будизм достаточно, для того чтоб прочесть этот роман.

Оценка : 8
«Искусство лёгких касаний»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 23 апреля 2020 г. в 19:36

Очередной сборник малой и средней прозы Пелевина. Я честно пытался понять, объединены ли два рассказа и повесть хоть чем-то, кроме обложки, но нет. Это просто ежегодная порция творчества Пелевина, которого вполне можно понять — рассказы писать хочется, а их отдельными изданиями сейчас особо не заработаешь. Но как читатель я и не против, к тому же качество по прежнему на высочайшем уровне, а все три истории разные и интересные.

Оценка : 7
«Смотритель» [Роман-эпопея]
–  [ 3 ]  +

RomRoyce, 26 марта 2020 г. в 20:59

Мое первое знакомство с этим автором и книга мне попалась явно неудачная.

Всю вторую часть я отмучивал и дочитав,с удовольствием отбросил, так как справиться и как то осмыслить поток словесного испражнения автора практически невозможно.

На мой взгляд любой автор должен определиться в каком ключе он хочет повествовать:

либо он создает детальный мир с закрученным сюжетом и одной-двумя неплохими заложенными мыслями, дающие пищу умам читателей — в такой книге читатель ждет раскрытия многих персонажей,четкой иерархичности,понятной приоритетности ,ответов на все вопросы;

либо он создает мир попроще, но понасыщенней; обозначает проблему и раскрывает ее — сюжет и антураж персонажей играет второстепенную роль — читателю понятно, что он читает не просто беллетристику, а нечто более серьёзное.

В этой книге автор намешал экшн и философию и получилось плохо.

Оценка : 3
«Вампир в России больше чем вампир»
–  [ 3 ]  +

neo smile, 20 марта 2020 г. в 00:11

«А у слов все равно никогда не будет ни контура, ни объема» / ПВО

Я всегда смутно догадывалась, отчего такие мастадонты слОва как Пелевин старательно избегают светских тусовок, дешёвого трёпа и... Заумных интервью... А почитав внимательно сей талмуд, — любезно предоставленный газетой «Известия», — убедилась в этом что называется воочию.

Кроме того, что десятки раз его уже спрашивали про аллегорию «французского поцелуя на морозе» в связи с украденным черновиком рукописи «Empire V», которая однажды оказалась в сети без ведома Пелевина...

Корреспондент безусловно блещет эрудицией, — не в состоянии удержаться от вопросов, пикантно приправленных «восточными феноменами» мышления... В которых она, судя по заковыристому нагромождению сложно-сочинённых оборотов с трудом сама что-то понимает... (Экий моветон удержаться от такой тематики, честное слово)

Ну и конечно, какая же пресса обойдётся без темы «Политкорректность и гламур», — спекулятивно растянутой на половину статьи с абсолютно постными формальностями навязшей в штампах беседы...

Вообще во многих местах этого увлекательного дискурса, складывается некое впечатление, — что девушка которая берёт интервью, — она просто отбывает особую воинскую повинность с мучительным ожиданием скорого «дембеля». И весь этот «кавардак» скрытых смыслов, — явная конъюнктура определённого издания, — лишь отсвечивает скуку и отсутствие живчика у журналиста непосредственно. Более банальный спич «по сюжетам произведений Пелевина» трудно себе вообразить.

PS Восемь щедро ставлю только за то, что кое-где попадаются живые пульсации души респондента с нежными отблесками аллюзий его романов. Типа того трогательного признания, (ласкающего душу притязательного фана) что образ А-Хули Пелевин придумал исключительно для себя и под себя (в том числе в качестве нежно любимого секс-символа). И это во многих местах топит заиндевелые и заскорузлые подробности якобы сложных (предсказуемо костных ) вопросов и обращений к автору. И безусловно, — на это недвусмысленно и очень толсто намекает сам Пелевин: Искать его лучше в исходниках и оригиналах романов / различных сборниках. Всё остальное похоже на «развесистую клюкву бульварного чтива» — и не более того. И поскольку Пелевина читаю предельно много и часто что называется запоем))) -Узнать интуитивно, где идут его мысли, а что виртуозно «додумали» журналисты, не составит ведь особого труда.

PPS В своём роде понравилось (абсолютно неожиданно — и вероятно так бывает, именно когда этого совсем не ожидаешь) «Playboy / Интервью с Виктором Пелевиным». Яркая, живая и классная импровизация на тему российских реалий и постсоветской лингвистики от чудом уцелевших интеллигентов)) Позитивный тонус / смелый экспромт и рейв Пелевина именно в формате вышеозначенного глянца — залог долгого послевкусия и ироничной широкой улыбки не только для фанов. А конкретно эта статья, — на мой личный вкус, — пресновата и суховата. Хотя, безусловно, здесь реально только индивидуальная вкусовщина и все рекомендации трижды условны))

Оценка : 8
«Тайные виды на гору Фудзи»
–  [ 3 ]  +

prouste, 18 марта 2020 г. в 10:47

Этот очередной, плановый роман ВО глянулся поболее предыдущего. Стакан наполовину полон за счет юмора и простоты изложения. Это своего рода мультик про мытарства заведомо пейотарных персонажей — вроде Южного Парка. И история смешная и шуток хватает. Было бы еще лучше, коли женская линия, куда как менее интересная и не такая смешная, была бы сокращена вдвое. Качественный образчик развлекательной юмористики, легко читается. Как водится у ВО, с пяток рассчитанных на цитаты mote.

Оценка : 6
«Бэтман Аполло»
–  [ 3 ]  +

newARTix, 09 марта 2020 г. в 08:17

Может конечно я тупой, но я так и не понял, зачем автор большую часть книги пишет одно и то же. Глав герою раз объяснили что нет субъекта, два, три, но когда ему уже наверное раз в шестой говорят одно и тоже немного другими словами при других обстоятельствах я уже откровенно недоумевал. Нет субъекта, точка, что непонятного-то? Зачем это размусоливать на сотни страниц? В общем мне совсем не понравился баланс между сюжетом и философией. Основная философская мысль рассказана в самом начале, а потом по мере очень вялого развития сюжета пересказывается многократно не привнося ничего нового. Даже баблос не получалось вырабатывать, скукота.

Первая часть цикла в этом смысле по-интереснее была, хотя уже и там были видны эти проблемы.

К слову, заметил что по сюжету этот роман похож на СНАФФ, и там и тут классические «попаданцы», как я для себя это понимаю. Главный герой со своим мировозрением, попадает в новое для себя окружение, где ему открывают глаза на привычный мир. Самый простой для автора приём, все свои идеи можно высказать в рамках диалогов главного героя с более осведомлёнными товарищами. Но в Империи В к сожалению, кроме этих диалогов нет ничего. Слабенькая любовная история, которая и не любовная вовсе... ну высмеял всяко разно всех сильных мира сего. Но на «подвиг» в литературном смысле это всё-таки не тянет.

В общем по итогу, Снафф понравился гораздо больше Империи, там тоже всех высмеяли, тоже затронута тема свободы воли и смысла жизни, но кроме этого там ещё куча всего, а здесь ничего.

Оценка : 6
«Жёлтая стрела»
–  [ 3 ]  +

lex_art, 29 февраля 2020 г. в 21:33

Одно из самых любимых произведений Пелевина. Периодически перечитывается или прослушивается. И с каждым разом в нем можно отыскать какую-то деталь, которую не заметил раньше. Очередное прослушивание получилось после того, как одолел «Шлем Ужаса». Тут-то до меня и дошло, что Пелевин уже на самом деле написал целую серию произведений о дополнительных реальностях, которые индивид конструирует для себе. Или для него конструируют, а он с радостью использует. Не суть важно.

«Желтая Стрела» — это среднее арифметическое между «Принцем Госплана» и «Шлемом ужаса». Те два произведения — крайние точки зрения на то, какой может быть дополнительная реальность у живого человека. А «Стрела» как ни странно — компромисс.

В «Принце» дополнительную реальность ты выбираешь себе сам согласно своей этике и эстетике. В «Шлеме» ты целиком и полностью должен существовать (и мыслить) в рамках универсальной модели пригодной для всех. В «Стреле» — середина. Есть единая модель с поездом, в рамках которой можно существовать в виде образцового пассажира. Но вместе с тем но внутри модели полно разных субкультур, где каждый может поискать себе что-то симпатичное. Можно даже попробовать ехать в поезде и не быть его пассажиром.

В «Принце» вход и выход в дополнительную реальность был рутинным действием. В «Шлеме» подразумевалось, что кроме дополнительной реальности вообще ничего другого нет. Выхода из нее не было вообще. Точнее, выход заключался в том, что 'эту реальность ты вообще не должен был использовать (не надевать Шлем Ужаса). В «Стреле» можно было приложить усилия и сойти с поезда. Причем, как мы видим в тексте, существовали даже разные способы это сделать. (Как мне кажется, поезд таки совершал периодические остановки, но просто его пассажиры этого не замечали, как не замечали постоянно слышимого ими стука колес)

Что общего у всех трех моделей? То, что во всех них так или иначе доступна информация об иллюзорности того, что тебя окружает, и о реальном мире, который есть где-то за пределами твоего лабиринта. Use it, or lose it.

«Принц» — 1991 год. «Стрела» — 1993 год. «Шлем» — 2005 год. Можно видеть, что с годами дозу иллюзий, которая требуется для побега из реального мира, приходится повышать. Вплоть до того, что весь реальный мир становится чем-то таким, что требует полной замены.

Оценка : 10
«Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
–  [ 3 ]  +

lex_art, 19 февраля 2020 г. в 14:36

Сначала пьеса напомнила мне другое произведение Пелевина. Я про рассказ «Фокус-группа». Тоже есть группа персонажей в таинственном месте, каждому из которых дана возможность высказаться. Было очень даже похоже. Каждый персонаж рассказывает историю, которую можно считать чем-то самостоятельным. Будет и про технологии манипулирования, и про оригинальную модель восприятия мира, и вообще много чего интересного. Только там модератор был одним из действующих лиц. А тут его не видно, но он безусловно есть. На самом деле, когда автор заводит разговор о «жизни вселенной и вообще», то рассказ «Фокус-группа» начинает мне мерещиться много где. Такое было первое впечатление.

Но потом стало очевидно, что тема пьесы немного другая. Она про жизнь, которая является тюрьмой. Но если твоя жизнь — тюрьма, то кто обслуживает эту тюрьму? Эта тема встречается во многих произведениях Виктора Олеговича. Иногда как часть другой темы, как в «Поколении П», иногда — как центровая тема, как в «Смотрителе». В данном случае я говорю «тюрьма», хотя место заточения вполне может быть масштабным, красивым и комфортным. Понятное дело, что это заведение каждый для себя строит индивидуально и развлекает в нем сам себя каждый тоже сам. Но если все-таки попробовать выделить среди персонала тюряги каких-то действующих лиц, пусть и придуманных лично тобой, то какими бы они были?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Согласно авторскому замыслу это будут различные люди, которые будут путать тебя и отвлекать твое внимание от мыслей о побеге. Читая текст я гадал, кто из персонажей окажется реальным з/к, а кто — тюремщиком. Было очевидно, что к этому откровению в конце произведения все и идет. Не без удовольствия должен заметить, что я оказался кругом неправ. Тюремщиками оказались все персонажи, имеющие голос, а реальным заключенным лабиринта оказался его молчаливый хозяин Минотавр aka Астериск. Вроде бы неожиданный поворот, но именно что в духе рассказа.

Про быт обслуживающего персонал выдуманных миров, которые существуют на самом деле, у Пелевина уже было. Двух томов уже упомянутого выше «Смотрителя» хватило на детальное описание многих особенностей рукотворного и густонаселенного мира. Но лабиринт не таков. Это пьеса про обслуживающий персонал для одноместной тюряги. Смысл лабиринта в том, чтобы в нем кто-то блуждал. Подобный заблудившийся индивид, которые обеспечивает смысл существования окружающему его миру, уже не совсем пленник. Он натурально превращается в работника лабиринта. Таких работников лабиринта в пьесе мы видим достаточно. Причем каждый из них специализируется на своем типе «блуждания». Тут два смысла. Во-первых, каждый окружен своей специфической географией. Во-вторых, каждый специализируется на своем собственном блуждании ума (религия, виртуальная реальность, псевдонаучная заумь или наоборот сказочная инфантильность, so on). А все вместе они — детали Шлема Ужаса. Интересного устройства, которое является моделью иллюзорного мира, в котором происходит действие пьесы.

Но тюрьма все равно ограничивает ее сидельца. Даже если сиделец собственноручно с любовью и большими усилиями ее построил. А значит появляется запрос на побег. Мысли о побеге — главная задача заключенного. Задача тюремщиков — не допустить этого. Если резюмировать произошедшее очень сухо, то развлекая себя тюремщики проболтались об иллюзорности заведения и принципах его функционирования, чем и провоцировали побег. Или так было задумано? Все-таки лабиринт теоретически должен подразумевать возможность из него выйти? Как бы то ни было молчаливый хозяин-заключенный справился с ребусом и покинул заведение. Но не похоже, чтобы оставшийся без работы персонал сильно расстроился. Они работники квалифицированные и с энтузиазмом обсуждают то, как в будущем попробуют себя в новом качестве.

P.S.

Если судить по отзывам комментаторов, то становится видно, что люди познакомились с пьесой либо прочитав книгу, либо прослушав ее в многоголосом исполнении. Не знаю, какая вариация получилась лучше. Но мой совет такой, что нужно попробовать обе. Даже если к Вас нет привычки что-то перечитывать или переслушивать. Лично я после прочтения поставил произведению девятку, но потом после переслушивания исправил на десятку.

P.P.S.

Может ли быть так, что из своего лабиринта человек вырывается в том случае, если в один прекрасный день не сможет предоставить работу свои тюремщикам?

Оценка : 10

  Страницы: «(–21)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 18 19 20 21 [22] 23 24 25 26 . . . 32 33 34 35 36   (+10)»



⇑ Наверх