FantLab ru

Ирвин Уэлш (Irvine Welsh)

Ирвин Уэлш
Страна: Великобритания
Родился: 27 сентября 1958 г.

Ирвин Уэлш (Irvine Welsh) — шотландский писатель, автор нашумевших книг «На игле» и «Эйсид Хаус», по которым были поставлены одноименные фильмы. В обеих экранизациях и сам Уэлш сыграл эпизодические роли.

Уэлш родился 27 сентября 1958 г. в Лите, пригороде Эдинбурга. В возрасте четырех лет переехал с родителями в Эдинбург, где после школы окончил курсы по специальности инженера-электрика. Работал учеником техника на телевидении, но после удара электрическим током был вынужден сменить работу. В 1978 г. двадцатилетний Уэлш отправился в Лондон, где играл на гитаре и пел в панк-группах The Pubic Lice и Stairway 13. После чего он вновь вернулся в Эдинбург, где получил диплом по информатике в Heriot Watt University. Затем оставил Британские острова и перебрался на континент, в Амстердам.

В начале 90-х Уэлш начал писать. Его первый роман «Trainspotting» (1993) — проникнутое черным юмором повествование о буднях молодых наркоманов Эдинбурга конца 1980-х годов. Это в значительной степени автобиографическая книга. Юность Уэлш провел среди наркоманов, но, переселившись в Амстердам, нашел в себе силы слезть с иглы. Уэлш стал единственным среди своей наркоманской компании, кто выжил во время эпидемии СПИДа. В 1996 году Денни Бойл снял на основе «Trainspotting» фильм «На игле». Популярным стал и саундтрек к ленте, в который вошли композиции группы Primal Scream. После этого Уэлш написал еще ряд книг и на данный момент остается одним из наиболее популярных писателей в жанре контркультуры.

Впрочем, популярность Уэлша в России едва ли может быть сопоставимой с его известностью на Западе. Вряд ли кому в голову придет воровать его книги из магазинов. Жесткая стилистика, сленг, наркотики, рэйв, футбол, секс, жизнь рабочих окраин Эдинбурга, постпанковского поколения, или «поколения Х», если использовать термин, вошедший в культуру благодаря другому писателю — канадцу Дугласу Коупленду — вот составляющие успеха Уэлша. Теперь практически всякое рассуждение об эволюции западной молодежной культуры в конце ХХ века прочно связано с именем Уэлша. Его произведения уже стали предметом литературоведческой, социологической и философской рефлексии. О нем говорят, упоминая при этом не только идеологов панка, но также Жоржа Батая, Селина и Бодрияра, что, впрочем, лишь делает еще более явной маргинальность Уэлша на российской литературной почве. Сам же он подчеркивает свою «нелитературность». Опыт как таковой, представленный в текстах, претендующих на изображение жизни без прикрас. Все очень просто и грязно, никаких тебе иллюзий и сентиментальностей. И никаких красот. Единственное, что выводит существование за пределы неутешительной обыденности, — наркотический транс и оргии. Для героев Уэлша есть только путь вниз, путь разрушения. Они заранее готовы к поражению и сознательно его выбирают. Точнее, не выбирают, а слепо движутся к нему. Потому что о выборе речи нет.

Второй роман Ирвина Уэлша «Кошмары аиста Марабу» (Marabou Stork Nightmares, 1995) закрепил за ним известность уверенного писателя. Он выдержал пять изданий (к 2004 году) и переведен на несколько языков мира. В 1996 году в свет вышел сборник коротких историй «Эйсид Хаус», по мотивам трех рассказов из которого была снята одноименная картина (The Acid House, 1998). В 1996 опубликован сборник «Экстази», в который вошли три новеллы о химических наркотиках. С тех пор Уэлша называют «певцом химического поколения». В 2002 году Уэлш издал своеобразное продолжение «На игле» — роман «Порно». С февраля 2003 года Уэлш постоянный колумнист номера Daily Telegraph за понедельник. Живет в Эдинбурге.

Сайты и ссылки:

www.irvinewelsh.net (официальный сайт)
Сортировка:

Ирвин Уэлш. Циклы произведений

8.17 (6)
-
7.69 (161)
-
10 отз.
7.74 (39)
-
3 отз.
8.56 (39)
-
8.28 (270)
-
12 отз.
8.19 (89)
-
4 отз.
7.29 (109)
-
5 отз.
9.50 (4)
-
10.00 (1)
-
-
-

Ирвин Уэлш. Романы

8.28 (270)
-
12 отз.
8.20 (145)
-
8 отз.
  1998 Дерьмо / Filth  
7.69 (161)
-
10 отз.
  2001 Клей / Glue  
8.19 (89)
-
4 отз.
  2002 Порно / Porno  
7.29 (109)
-
5 отз.
7.95 (61)
-
4 отз.
7.74 (39)
-
3 отз.
  2012 Skagboys  
9.50 (4)
-
7.67 (18)
-
4 отз.
  2015 A Decent Ride  
-
  2016 The Blade Artist  
-

Ирвин Уэлш. Повести

  1996 И вечно прячется судьба / Fortune's Always Hiding  [= Судьба всегда в бегах]  
7.87 (38)
-
7.53 (36)
-
7.06 (32)
-

Ирвин Уэлш. Рассказы

10.00 (1)
-
7.28 (54)
-
7.98 (58)
-
2 отз.
7.24 (50)
-
1 отз.
7.58 (55)
-
6.57 (51)
-
7.49 (124)
-
1 отз.
6.87 (47)
-
6.55 (56)
-
7.05 (58)
-
1 отз.
6.22 (49)
-
  1994 НДС-96 / Vat '96  [= Налог '96]  
7.32 (59)
-
2 отз.
8.25 (51)
-
1 отз.
7.08 (48)
-
1 отз.
7.70 (63)
-
6.98 (45)
-
6.47 (49)
-
  1994 Ствол / The Shooter  
7.32 (57)
-
1 отз.
7.33 (49)
-
6.40 (52)
-
8.00 (53)
-
2 отз.
6.42 (52)
-
7.85 (84)
-
2 отз.
8.14 (21)
-
1 отз.
  1997 Вечеринка что надо / The State of the Party  [= Крутая тусовка]  
7.82 (28)
-
1 отз.
6.35 (17)
-
1 отз.
  2001 Contamination  
10.00 (1)
-
7.81 (16)
-
1 отз.
10.00 (1)
-
7.00 (4)
-
  2006 One City  
10.00 (1)
-
7.48 (21)
-
7.88 (16)
-
6.89 (18)
-
6.83 (18)
-
7.58 (19)
-
6.18 (17)
-
1 отз.
8.00 (17)
-
1 отз.
6.80 (15)
-
1 отз.
7.78 (18)
-
1 отз.
  2013 He Ain't Lager  
10.00 (1)
-

Ирвин Уэлш. Пьесы

  1998 Dose // Соавтор: Дэн Каванаг  
-
-
  2006 Babylon Heights // Соавтор: Дэн Каванаг  
-

Ирвин Уэлш. Киносценарии

  1998 The Acid House  
8.00 (2)
-
  2007 Wedding Belles  
-

Ирвин Уэлш. Статьи

  1997 Great Scot  [= Foreword]  
8.50 (2)
-
  2009 Introduction  
-

Ирвин Уэлш. Сборники

7.76 (98)
-
3 отз.
-
  1996 Экстази / Ecstasy: Three Tales of Chemical Romance  [= Три истории о любви и химии]  
7.48 (60)
-
7.32 (22)
-
8.17 (24)
-
2 отз.

Ирвин Уэлш. Антологии

-
-
  2009 Crimespotting  
-

Ирвин Уэлш. Прочие произведения

  1996 The Wedding  [= The Wedding: New Pictures from the Continuing "Living Room" Series]  
-
9.00 (1)
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Nonconformist

  • Куратор библиографии — Nonconformist


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.