Дмитрий Быков отзывы

Все отзывы на произведения Дмитрия Быкова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 353

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8 

«Русская литература: страсть и власть»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 18 августа 2021 г. в 06:47

Толковый словарь живой великорусской литературы

Делать в России что-нибудь чрезвычайно опасно, обязательно окажешься скомпроментирован... А вот если не делаешь ничего и ругаешь остальных, это практически гарантированная репутация, а иногда и бессмертие.

Прослушивание литературоведческих лекций Дмитрия Быкова недурной способ восстановить душевное равновесие. Когда удельный вес напыщенной глупости в окружающем пространстве стремится к критической отметке, их можно принимать как антидот, не теряющий эффективности при повторном прослушивании. Не в том смысле, что всякий раз, «как мысли черные придут» гоняю по кругу ограниченный набор быковских лекций, а в том, что значительную часть текстов в составе этого сборника уже читала/слушала прежде.

В основе «Страсти и власти» принцип «Поэта и гражданина». Объясню, как я это понимаю: по метаистории Даниила Андреева, русская религиозность сращена с эргрегором российской государственности, и не может осуществлять роль духовного руководства нации, как в абсолютном большинстве западных культур. Эта роль поневоле делегирутся литераторам, названным Вестниками, естественно находящимся в конфронтации с властью.

«Житие протопопа Аввакума» — памятник древнерусской литературы, иллюстрирующий время раскола, удивительно интересен сегодня, я имела случай убедиться в этом. Страшно, невыносимо грустно, местами трогательно и исполнено высокой поэтики.

Ломоносов с «Вечерним размышлением о Божием величестве» рассказ о Михайло Васильевиче, который не только делал физические опыты и изготовлял стекло, не только стоял у истоков Российской Академии наук, но на практике сделал реформу стихосложения Тредьяковского действенным инструментом осмысления реальности, «открылась бездна, звезд полна» оттуда мы и теперь с удовольствием цитируем.

Иван Андреевич Крылов, чья протестная муза наиболее полно выразилась не в известных всем баснях и знакомых куда меньшему числу читателей пьесах, но в журнале «Почта духов», за который ву относительно вегетарианские времена был примерно наказан.

Дивный цикл пушкинских лекций. О «Евгении Онегине», из которой узнаем, что прототипом героя был не автор, но Раевский, а Пушкин там Татьяна — самый цельный, честный, порядочный образ романа. «Медный всадник» как метафора отношений маленького человека и власти. «Пиковая дама» — мистический триллер, сюжетная коллизия которого ляжет в основу самого знаменитого русского детектива — молодой человек убивает старуху.

«Капитанская дочка» и неожиданная для меня мысль о тяготениеи пушкина к комиксовости, к раскрытию содержания посредством картин, о которых рассказывается в зачине: в «Станционном смотрителе» по стенам развешан цикл лубков на сюжет «Блудного сына», здесь не связанная тематически тройка, завершают которую «Похороны кота» — символическая отсылка к казни Пугачова. И ты думаешь, блин, а ведь и в самом деле, Пушкин много рисовал на полях своих= рукописях и не оборвись его жизнь так трагически рано, возможно культура графического романа была бы в нашей литературе столь же естественной, как в американской.

Лермонтов, сыгравший роль Павла при христологическойпушкинской фигуре, внес в ее цельность мучительную раздвоенность и придал дополнительной глубины. Гоголевский «Вий», в котором ДЛ видит черты эротической прозы (по правде, мне кажется изрядно притянутым за уши). Ярчайшая фигура Некрасова, в котором автор видит универсального гения.

Даже несколько слов, сказанные о каждом из героев, рискуют превратить этот отзыв в нечитаемого объема лонгрид, а рассказать хочется обо всех. Не всегда однако наши желания совпадают с нашими возможностями. потому совершенно галопом по европам: «Братья Карамазовы» мистический роман, «Анна Каренина» — политический, апология Обломова, Островский русский Шекспир. Безнадеждный Чехов как лучший антидепрессант, роль Короленко в Деле Бейлиса, о которой большинство, ручаюсь, не знало.

Ходасевич прототип Клима Самгина. Необычайный профессионализм Куприна и бунинская сентиментальность, которая у любого другого воспринималась бы пошлостью — не у него. Прекрасная Тэффи — воплощение английскости в русской прозе и почему «Петербург» Андрея Белого нужно читать, несмотря на отсутствие атлантов в том районе города. куда он их поместил.

Оценка : 9
«Король не сдаётся»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 10:54

Подробный и не вполне справедливый (при всей любви к ДЛ), потому что несколько снисходительный, разбор творчества Стивена Кинга и причин, по которым он так любим на просторах бывшего Союза — «кинга знают все вокруг, это наш ужасный друг!» Но я уже проходила период отторжения от Быкова после первой его лекции о Кинге, теперь люблю почти так же сильно и оставлю его с его заблуждениями.

Оценка : 9
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 10:48

Марк Твен, как он есть, с лучшими из своих романов, из которых вышла вся американская литература, как русская из гоголевской «Шинели». «Приключения...» как самая американская литература из возможных: простор, пафос преодоления, желание выстроить новый, подлинно божий мир. И Твен как изумительно талантливый, невероятно смешной, хотя часто жестокий писатель.

Оценка : 10
«Возвращение Ремарка»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 10:43

Трогательное, исполненное грустной сочувственной нежности, эссе о Вечном Жиде. Писателе невероятно финансово успешном, женатом на звезде экрана, обладавшим замечательной живописной коллекцией и оставшимся неприкаянным эмигрантом. Хм. и я вот не знала о браке с Марлен Дитрих, которую продолжал любить, даже не умея жить с ней.

Оценка : 10
«Швейк: последний герой Австро-Венгрии»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 10:37

Так точно, идиот. Ну что тут добавить? К эпопее Йозефа Швейка у каждого свое отношение. Да, это роман, писавшийся сильно пившим Гашеком на коленке. И да, без черновиков. И да — апофеоз торжествующего убожества, более всего ценящего возможность жрать и испражняться. Но я спасалась им, от первой депрессии взрослой жизни, пришедшей с осознанием, что в стране Советский Союз мне жить и помереть — читая по кругу. Не выход, но болеутоляющее. И славно, что в сегодняшней жизни неактуально.

Оценка : 10
«Необыкновенные приключения Холмса и Ватсона в России»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 10:08

Парадоксальное утверждение, что у нас Приключения Шерлока Холмса знают и любят больше. чем даже у него на родине, осавлю на совести ДЛ. Я вот не знала, что повестей о нем у Конан-Дойла 4, рассказов 56, из них наиболее любимых автором 12. При том, что Холмс был моей первой книжной любовью и воображаемым другом, а историю Райхенбахского водопада залила в свои семь лет количеством влаги, которое могло бы соперничать с водами достопримечательности. Ну, мы просто обращаем внимание на разные аспекты. Где тебе видна одна сторона, Быков видит все шесть. Интересный рассказ, в том числе и об увлечении зрелого Конан-Дойла спиритизмом.

Оценка : 9
«Простейшая правда Бернарда Шоу»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 09:56

Думал ли он. что наибольшую популярность из написанного им обретет безделка, написанная к бенефису подруги-актрисы — «Пигмалион». А «Дома, где разбиваются сердца» и ставить почти не будут — слишком горько, серьезно, мрачно. А его замечательные афоризмы, это ведь банальность, возведенная в абсолют, и услышь мы: «Рождество — это время года, когда мы должны покупать вещи, которые никому не нужны, и дарить их людям, которые нам не нравятся» —   от кого другого, поморщились бы, но Шоу можно все.

Оценка : 9
«А был ли Билл?»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 09:22

Шекспир и море конспирологических теорий, окружающих его, со стремлением приписать авторство пьес кому угодно, от королевы Елизаветы и Френсиса Бэкона до коллектива авторов. Почему так? Ну, потому что трудно уместить в сознании, что Такое мог написать сын перчаточника и земельный ростовщик. О трагической недооцененности Шекспира современниками, о секуляции, которой подвергались его пьесы до последнего времени, о том, что ушел из жизни, по большому счету, неудачником.

Оценка : 9
«2. Календарь. Споры о бесспорном»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 15 июня 2021 г. в 10:42

Капель датского короля не найти полезней

«Когда мужик не Блюхера,

И не милорда глупого —

Белинского и Гоголя

С базара понесет.»

Датский заглавия никак не связан с тенью отца, памятником русалочке и прочими занимательными вещами скандинавской страны. Вовсе даже к ней не имеет отношения (как, впрочем, и у Окуджавы) . А имеет к обычаю отмечать знаменательные даты, вроде юбилеев, статьями о виновниках торжеств. Которых (статей) за годы сотрудничества с «Известиями» у Дмитрия Быкова накопилось изрядно. Сборник составляют «датские» колонки, в разное время опубликованные в этой газете.

Хорошо, что не стала читать вторую часть «Календаря» тотчас после первой, дала время книге отлежаться, а впечатлению отстояться, зато могу с определенностью сказать, что продолжение не уступает началу. Единой концепции нет, как и в случае первого Календаря, знаете такого: здесь только о литературе, а там о политике, о науке или об искусстве. Единственная форма структурирования — течение календарного года, от января к декабрю.

Больше семи десятков статей при достаточно компактном объеме книги — чуть больше трехсот страниц, в среднем текст страницы на четыре. Можно читать подряд, а можно растянуть надолго, пробегая очередной глазами, как в прежние времена реверс сорванного календарного листка. Обидно, что рассказать об отдельных безумно интересных статьях, не получится, только общее впечатление, абрис, контур.

И все же, в отчаянной попытке удержать ускользающее, пройду по содержанию, уделяя несколько слов тому, что показалось наиболее интересным. «Горе ума» о Грибоедове и о том, что ум не живет в вакууме, набрасываясь по-щенячьи даже на самого неподходящего собеседника, за неимением лучшего. «Опыт о сдвиге» Высоцкий в мучительной раздвоенности между тем, чтобы быть плоть от плоти советскиv (совейским — свойским, своим) и невозможностью отменить собственный культурно-ментальный багаж, знание о реальности как она есть.

«Потеря кормильца» на смерть Ильи Кормильцева, пронзительное как плач. И, блин, «Я хочу быть с тобой» написана, оказывается, в те пятнадцать минут, что он ждал свою девушку, которая опаздывала на встречу. «Лесковское одеяло» живи как перекати-поле, стань очарованным странником, делай бесполезное, к чему душа твоя лежит. Такова жизнь в России по Лескову. «Онегин как бренд» очаровательный оммаж роману в стихах и «лишним людям». Считали подражанием Байрону, и кто нынче читает того лорда, а Онегин весь на цитаты разобран, хотя бы только на русскоязычном пространстве.

«Даешь Гомера» о Джамбуле Джабаеве и о великом национальном эпосе, которые нужно было бы создать коллективными усилиями акына и переводчиков, даже если материала не хватало. «Минидернизация» отличный скетч о феминизме и мини-юбках, как в сути антисекс-одежде, замене действия декларацией. «Господи, мы у костра» дивное о Фазиле Искандере, сделавшем период государственной опалы временем свободного творчества. И чудесное «Мравалжамиер, батоно Шалва» о Шалве Амонашвили, одном из моих героев, великом учителе, и о том, почему педагоги-новаторы всегда будут штучным товаром

«Путем улитки» про мою любимую вещь у Стругацких, которую сами АБС, оказывается, тоже ценили больше прочих. «Агент Грин» на смерть Грэма Грина, вот не знала, что он был религиозен, хотя о чем я, этого нельзя не почувствовать, зная его книги. «Декаденты и диссиденты» о Бодлере и «Цветах зла», любопытное со/ противопоставление его Некрасову, и да, я тоже думаю, хорошо, что у русской поэзии такого гения не было.

«Нерусский телеграф» офигительно интересная биографическая статья о Сэмюэле Морзе. «Похождения бравого солдата Гашека во время Третьей Мировой войны» — кто, как я читал в свое время Швейка по кругу, тот оценит. И бесспорную связь с «Уловкой 22», и может еще потому мне так полюбился «Календарь 2», что открывает его «Резиновая пята» о Джеке Лондоне и его «Смирительной рубашке», которая вытянула меня из затяжной депрессии начала взросления, в процессе которой Швейком нон-стоп спасалась.

«Барышни и хулиганы» интересное исследование трансформации образа дворового хулигана в советской литературе. «Свято место» о Пушкине в Михайловском, с его скудным, едва не на грани нищеты, бытом и, ну, в общем, когда б вы знали, из какого сора... White Spirit о нелепом и абсурдном, на поверхностный взгляд, обращении Конан-Дойла в конце жизни к спиритизму.

«Новый Орля» замечательная статья о Мопассане, разбившая вдребезги мое еще юношеское против него предубеждение. «Дело молодых» — культурная революция в Китае. «Эдвард, сын Вильяма» уморительно смешной рассказ об Эдварде Радзинском, которому удалось таки осуществить вековечную польскую мечту — покорить Россию (вот даже сейчас смеюсь, вспоминая). «Потерянные и найденные» , хорошо о Ремарке. «Ода сухарю», ко дню учителя, с любовью и уважением к профессии и сильно против либерализма в ней. Да и будет, наверно, необъятного не обнимешь (во всех смыслах), но если ищете, чего почитать об истории и культуре, это идеальное попадание.

Оценка : 9
«Синдром Черныша»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 21 апреля 2020 г. в 08:57

ПРО МНОГОЛИКОГО БЫКОВА

...Все мы ходим по тонкому льду. И если не внушать себе на каждом шагу что-то другое, а просто видеть вещи как есть — не выдержит никакой мозг, никакой рассудок...

Увидела рассказ в «Короне Декамерона». Вы, наверно, слышали об этом проекте АСТ: известные писатели читают фрагменты своих произведений, ролики есть на ютубе, вдохновляющая идея — сюжет «Декамерона». На всякий случай, у Боккаччо не «про это», хотя многие истории довольно фривольны, на самом деле, назидательных и душеспасительных в том собрании новелл не меньше, хотя помнятся лучше всего про монаха и штаны, мда. А сюжет был основан на карантинном сидении группы синьор и синьоров, ежевечерне развлекавших общество новеллами на заданную тему. По тому же принципу: карантин, вынужденное затворничество, истории (аптека-улица-фонарь) — работает Корона Декамерона.

И, говоря, увидела «Синдром Черныша», имею в виду, что увидела. Знала Быкова поэта, писателя, драматурга, литературоведа, лектора, телеведущего (агитатора, горлана, главаря). Не знала артиста. Оказывается, может. Он читал, а я видела не грузного немолодого дядьку, но хрупкую девочку, лишенную защитного слоя, который всем нам смягчает столкновение с шипами и терниями мира. Поди разбери, как ему это удалось. А как вообще ему удается делать и успевать столько? Рассказ был так хорош, концовка грянула таким немыслимым панч-лайном, что подумала: Блин, а почему так давно не читала Быкова?

И взяла одноименный сборник. Он объемный, больше пяти сотен страниц. Поделен авторской волей на две части: рассказы в первой, пьесы во второй. Не могу сказать, что прямо пропала, ДЛ может быть очень разным, и рассказы все разные. Совсем моих там немного, но есть. «Экзорцист», о молодом поэте, настолько под влиянием Бродского, что своего голоса в его стихах не слышно, которому редактор предлагает провести обряд изгнания. Чудесно и уморительно смешно.

Страшное «Можарово»: неопределенно близкое будущее или параллельная реальность, творческий поезд культработников едет по России, только вот, выходить на перрон и вступать в любые контакты с местным населением строжайше запрещено. Социальная сатира, грянувшись серым волком оземь, перекидывается в запредельную жуть. Грустный «Отпуск»: снова поезд, попутчики в пустом купе, он все о ней знает, совершенно непонятно, откуда. То есть, к финалу понятно. Ёрническая «Ангарская история», как он хорош со стилизацией, как это смешно, грустно, горько и точно в одно время.

Пьес три. «Времяпрепровождение в двух частях», начинается как пародия на «Чайку»: «Да, я Сорока, я Сорока!», переползает в хаос, бурлеск и безобразие со сломом четвертой стены. Местами трогательно, но главным образом воспринимается безнадежно устарелым. «Хьюстон или ни кто никого не любит» в трех вариантах заставил вспомнить, почему во время оно сделала двадцатилетний перерыв в чтении быковской драматургии.

Но написанная в соавторстве с Максимом Чертановым «Ставка» , где героями выступают выжившие после екатеринбургского расстрела царевна Анастасия и цесаревич, очень хороша. Вот такой получился «синдром Черныша»: за всеми рассказчиками видеть одного многоликого Быкова.

...Мы прощаемся с публикой, спасибо большое за внимание, приходите к нам еще, когда эпидемия кончится...

«Сигналы»
–  [ 2 ]  +

strannik102, 18 августа 2018 г. в 06:07

До этого читал несколько книг Дмитрия Быкова. Если точнее, то три написанные в разные времена книги. И диапазон оценок раскатился по трём базовым школьно-привычным уровням — три, четыре и пять. Но даже там, где была троечка, всё равно отмечалось искусство владения Дмитрием Быковым русским литературным языком. И потому ожидалось как минимум удовольствие, полученное от чтения этой книги автора. Однако, увы мне и ах, не случилось. То ли сказалось соавторство, то ли сам автор писал с легонцой и вальяжной ленью. В результате получилась этакая своеобразная фантасмогорически-сатирическая ода на тему соцреализма и совдействительности. Но хрен бы с ней, с темой, талантливую книгу примешь с любой темой. А тут вышла унылая невнятная мешанина-смешанина-дребедень. Которую хотелось поскорее дочитать и немедля забыть. Так и поступим.

Оценка : 6
«Не фть! ("Властитель слабый и лукавый…")»
–  [ 2 ]  +

martinthegod9, 10 января 2017 г. в 19:34

Немного перенасыщенный частностями, но в остальном неплохой стих о том, какое же счастье (сарказм), когда на Ближнем Востоке идут войны, а наша нефть от этого дорожает. Кульминация с Судным днем — довольно весело. Остальное, конечно, в целом грустно.

Оценка : 8
«Путин и мужик («В сапогах, в потёртой блузе...»)»
–  [ 2 ]  +

muravied, 06 января 2017 г. в 12:36

Довольно опасное стихотворение, хотя не могу не признать, что написано талантливо. Особенно самая концовка про планы Путина вышла забавной.

Оценка : 9
«Оправдание»
–  [ 2 ]  +

amlobin, 06 декабря 2016 г. в 19:44

Написано конечно очень хорошо, но основная идея — беспредельно дурацкая. Мнорго эти инвалиды с отбитыми почками навоюют. Хотя для поостмодерна чем дурнее версия, тем лучше.

Оценка : 8
«13-й апостол. Маяковский. Трагедия-буфф в шести действиях»
–  [ 2 ]  +

Игорь Екимов, 30 июля 2016 г. в 09:42

Это произведение я оцениваю неоднозначно. Конечно, я с большим интересом его прочитал, потому что для меня Маяковский — лучший поэт в истории. К достоинствам книги можно отнести неплохой литературный стиль Быкова и огромное количество фактического материала (в том числе взаимоотношения Маяковского с Горьким, с Луначарским, с Брюсовым и т.д.). Также я в целом согласен с объяснением причин самоубийства Маяковского (хотя и «баба», видимо, тоже всё-таки сыграла некоторую роль в его самоубийстве).

В то же время ряд моментов вызвал у меня несогласие. Во-первых: на мой взгляд, лучшее произведение Маяковского — поэма «Летающий пролетарий» (1925 г.). В книге Быкова, если я ничего не упустил, она вообще не упоминается.

Во-вторых, очень удивили высказывания вроде этого: «Будущее у Маяковского всегда было стерильно и абстрактно, и никогда в нем не было места ему самому и людям, похожим на него» (кстати, «Летающий пролетарий» — он как раз про будущее).

«Агитационная функция РОСТА заключалась не в том, что бедняки и середняки заучивали наизусть лозунги новой власти (эти плакаты были так вызывающе грубы и некрасивы, что могли скорее отвратить, нежели привлечь уличного зрителя, да и остроты в них несмешные, плоские)...»

«Но пролетариат хотел иного — он тянулся к «изячному». Окна сатиры РОСТА при внимательном рассмотрении много ниже своей славы.»

« И дальше — попытка показать Блоку, как надо: имитация уличной речи, какой она тогда была. Прямо скажем, попытка с негодными средствами: у Маяковского и в семнадцатом не получилась «Поэтохроника», где есть, как всегда, его собственный голос — и ни одного живого чужого; а уж десять лет спустя… Так ли звучала улица? По этим ли плакатным строчкам будут судить о мистической и страшной поре?»

«Маяковский не мог стать голосом улицы — у него был свой» (на мой взгляд, одно другому не мешает).

«Горнфельд высказался еще ядовитее: «Как бы ни надрывался в своем крике Маяковский, какими площадными грубостями ни щеголял, каким бы уличным озорством ни кокетничал, сам он не площадной, не уличный, а очень комнатный, кабинетный и культурный. Не митинг его публика, а любители, не Иван его ценитель, а интеллигенция». И это совершенно верно — пролетариату такая поэзия была не то чтобы непонятна, — всё он понимал, если хотел, — а как-то наглухо неинтересна.» (Здесь, конечно, у меня уже возникает несогласие не только с самим Быковым, но и с Горнфельдом).

В общем, у меня сложилось впечатление, что часть творчества Маяковского — очень существенная часть — как-то выпала из поля зрения Быкова. Не то чтоб Быков её не читал — читал, но, по всей видимости, не понял. Лично я сделал противоположные выводы: Маяковский после революции стал великим пролетарским поэтом, и определённая часть его творчества как раз была чрезвычайно интересна пролетариату («Летающий пролетарий», «Сказка о дезертире», «Стоящим на посту»... впрочем, тут можно перечислить несколько десятков его произведений, если не больше). Другое дело, что Маяковский бывал достаточно разным: у него есть и заковыристые футуристические вещи, и простые, понятные для всех. При этом в идеологическом плане я с ним не согласен (к коммунистам не имею отношения), но его громадный талант заставляет восхищаться, даже несмотря на это. Например, у Маяковского есть разгромное стихотворение о Шаляпине — «Господин «Народный артист». Чисто по-человечески — на мой взгляд, он неправ, но как талантливо написано!!!

Хотя, конечно, надо учитывать, что Маяковский получил новую порцию славы уже после смерти, и при этом отношение читателей к нему, возможно, очень изменилось. Но всё равно, с оценками его творчества Быковым я во многом не согласен.

Оценка : 7
«Сигналы»
–  [ 2 ]  +

Mishel5014, 11 июля 2016 г. в 09:46

Интересный роман. Спасибо предыдущим рецензентам за отсылку к Некрасову. Как по мне, то многое связывает книгу со Стругацкими — в частности, со школами мира Полдня и «Улиткой на склоне» — тоже мир, когда приходишь не туда, куда шел.

Мир книги необычен и своеобразен. Читается легко. Часто с авторами хочется поспорить, но книга и этим тоже хороша.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда, событие в финале, когда одного из участников похода уносит йети, а остальные не делают даже попытки его спасти, вызывает оторопь. Пройдя столько испытаний — и вот так запросто предать товарища? Пусть не шибко приятного в общении, но члена команды? И то, что это скорее всего бы не получилось, ничего не меняет. Пробовать было надо, а подлость есть и в тайге подлость.

Оценка : 7
«Списанные»
–  [ 2 ]  +

Mishel5014, 30 октября 2015 г. в 11:13

Роман написан очень хорошим языком. Тянет перечитывать. Что раздражает — антипатичен главный герой, характеристики персонажей обязательно подчеркивают их неприятность или ничтожность... Картина жизни в России нулевых мне, живущему на Украине, любопытна и интересна, но о достоверности — не мне судить. Главный минус романа, по-моему — описанный еще Дейлом Карнеги — если писатель не любит людей, это будет видно по тексту.

Но плюсов у романа больше, так что прочесть и подумать над изложенным однозначно стоит.

Оценка : 6
«Икс»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 19 октября 2015 г. в 13:02

Традиционно — для Быкова — хорошо. Но в сравнении с другими романами автора, пожалуй, несколько тяжелее читается. И есть ощущение какой-то торопливости в тексте. Словно автор спешит скорее ознакомить читателя со своей (очень интересной, прямо говоря!) версией загадки Шолохова, да и бегом к другим замыслам.

Оценка : 8
«Советская литература. Краткий курс»
–  [ 2 ]  +

Демьян К, 17 октября 2015 г. в 23:27

Будучи довольно давно и подробно знакомым с текстами г-на Быкова, всегда удивлялся его какой-то нечеловеческой начитанности — и задавался вопросом, а как можно так много читать? Если всё время читать, то жить-то когда? Данный волюм только усилил недоумение: понятно, что г-н Быков всё своё время тратит на чтение, ночью — по его собственному признанию — он пишет статьи (для прокорма) и романы и стихи (для души), плюс у него жена и дети, которые требуют внимания, так что когда он спит — вопрос открытый...

Можно, конечно, объяснять подобные опусы желанием «донести культуру» до массы, «осветить тёмное царство», однако у меня объяснение попроще: г-н Быков – маниак (не в психиатрическом смысле), который вместо того, чтобы спать в положенное время, как обычные люди, читает... А когда человек совсем не спит, ему поневоле в голову приходят всякие странные мысли...

Невозможно столько читать (и в том числе — столько макулатуры) и не быть маниаком. А прочитав столько макулатуры или пусть даже вполне ничего себе книжек, но книжек, давным-давно мёртвых, хочется это попусту потраченное время как-то оправдать, «монетизировать», так сказать. И начинается строительство концепций, «оправданий», высасывание из пальца разных теорий... про «хазар» и «варягов», прости господи, и прочих... которые (теории) никому, кроме автора, не нужны. Ну и кроме тех редакторов, которым нечем заполнить страницы своих периодических изданий...

В данном сборнике статей (а никаком, конечно же, не «курсе») из 30 писателей и поэтов, творчеству коих посвящены отдельные статьи, добрая половина давно и надёжно «всех мёртвых мертвей». По мне, им не то что не нужно посвящать статьи, их можно упомянуть в какой-нибудь энциклопедической обзорной статье, и с них будет довольно. Есть ещё несколько писателей, которые вполне себе могут представлять исторический интерес — но и о них как о литераторах смысла нет писать: ну какой Луначарский литератор? он был министр культуры, при

чём тут литература? ну какой был Твардовский поэт, даже если учесть всенародную славу его «Тёркина»? он был крупный общественно-политический деятель 1960-х, главред «Нового мира», который активно участвовал в написании «повестки дня» того времени... и т.д. и т.п.

Но самое смешное, что вся эта бесплодная и неактуальная «некрофилия» исходит от человека, который позиционирует себя не иначе, как писателя-фантаста )) Человек, который вроде бы по определению должен пытаться заглянуть в будущее, всё время роется в каких-то отбросах прошлого, пытаясь в этих грудах выкопать ту самую жемчужину... Парадокс? Да нет — всё вполне логично: если никогда не спать, мало ли до чего можно дофантазироваться? И известная максима «если хочешь узнать будущее, нужно хорошо знать прошлое» тут ни при чём: как бы ни был хорош тот или иной беллетрист (поэт, драматург), творивший 100 лет назад, да даже и 30 лет назад, — влияние его не то что на будущее, а прежде всего на сегодняшний день, когда, собственно, все эти статьи пишутся, неуклонно стремится к нулю.

Оценка : 6
«Безруковая дама»
–  [ 2 ]  +

Игорь Екимов, 04 августа 2015 г. в 20:47

Ну, знаете! Когда он обозвал женщиной Безрукова, то это всё-таки куда ни шло (хотя я в корне не согласен). Мне не очень нравится Безруков, но вот ТАКОГО недостатка я за ним не заметил. Не согласен с Быковым совершенно.

Но это просто мелочь по сравнению с тем, что он обозвал женщиной ещё и Расторгуева! Единственное, чем тут можно ответить — цитатой из фильма: «Когда вы говорите, у меня такое ощущение, что вы бредите...»

Оценка : 3
«Другой альтернативы у нас есть!»
–  [ 2 ]  +

bvi, 10 апреля 2015 г. в 21:10

Альтернативная история в фантастике аморальна и бесплодна, особенно когда становится ведущей темой фантастической литературы. Что-то в этом есть.

Оценка : 8
«Сон о Гоморре»
–  [ 2 ]  +

pavel-lob, 19 февраля 2015 г. в 16:34

Отличный пересказ легенды о Гоморре от Дмитрия Быкова с некоторыми отступлениями от «официальной версии».

Как обычно у автора, рассказ тесно связан с современностью, изобилует сочными фразами и тонким юмором, при этом не лишен философской глубины.

По Быкову, спасти Гоморру от уничтожения могут два человека: последний праведник и дебил, сверхчеловек и недочеловек, муж праведный и вечный ребенок.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Последний праведник, всей душой желающий гибели Гоморры, пытается стать грешником через блуд, ложь, гордыню, кражу, пьянство, убийство наконец, но терпит неудачу. Все попытки оборачиваются доказательством его избранности для спасения города греха. И вот они, праведник и идиот, плечо к плечу перед Всевышним понимают: Гоморра спасена.

И снова они будут видеть эти пыльные окна, блуд и пьянство, воровство и несправедливость, терпеть унижение и избиения. Ад на земле.

Ибо в жизни после смерти лишь покой и удовольствие.

Небеса не перехитрить!

Конец не скоро, помучайтесь ещё.

Оценка : 8
«Сигналы»
–  [ 2 ]  +

nostradamvs, 28 апреля 2014 г. в 00:05

Ну так, прикольненько. Всё время вспоминается быковское же «Оправдание» — это сейчас удобно, повторять самого себя, многие так делают, и слава богу, что Быков иногда умеет и по-другому. «Сигналы» — это история о том, как пять трагикомических персонажей идут незнамо куда через трагикомическую русскую глушь к трагикомическому русскому городу, которого нет, зато есть мамонты и йети. Всё это очень легко читается — от секты, повторяющей такую же, бывшую в «Оправдании» (но та была сильнее), до нехорошего машиниста с пистолетом. Всё это такая вот русская неизбывная тоска, очень приятная, но ведущая в пустоту. И так после этого хочется в прекрасную Европу, так хочется.

Оценка : 6
«Отчёт»
–  [ 2 ]  +

george1109, 19 декабря 2013 г. в 18:47

Полностью согласен с kerigma в одном – Быков, пожалуй, не поэт. Уж, не Поэт с большой буквы, однозначно. Так же, как по большому счету, и не драматург, и не новеллист и даже не романист. Он – литератор. Не более. Хотя, и не менее. (Профессия, замечу, по нашим временам архиредкая).

Но! Стихотворный слог чеканен, сюжеты – оригинальны, ритм никогда не сбоит, рифмы ни разу не хромают, хотя временами и стандартны до банальности. Плюс, дополнительные козыри в виде знания истории и теории литературы вообще, и истории и теории стихосложения в частности. В общем, все признаки матерого профессионала налицо.

При этом стихи Быкова, суть абсолютное отражение его натуры: язвительные, переворачивающие обыденность одним, на первый взгляд, нелепым словом, издевающиеся над читателем, нередко – откровенно шулерские.

Мораль? Искусством это назвать сложно. Но читать, безусловно, интересно, а зачастую – и приятно.

Оценка : 7
«Сигналы»
–  [ 2 ]  +

Ochevidec, 17 декабря 2013 г. в 10:06

Нормальный такой дмибыковский роман.

Ещё одна история про Параллельную(-ые) Россию(-и) и про то, что «очевидности лгут, и только несбыточности абсолютно надёжны». Продолжает, дополняет и уточняет более ранние книги Быкова (прежде всего «Оправдание» и «ЖД»).

Тем, кто срезонировал с предыдущими романами Быкова, «Сигналы» наверняка понравятся.

Оценка : 8
«Списанные»
–  [ 2 ]  +

Ларва, 17 июля 2013 г. в 12:52

Зауважал автора сразу прочитав его цитату на первой странице, о том как трудно описывать нынешние события. Сам же я познакомился с данным произведением прочитав хвалебный отзыв в журнале посвящённом фэнтези и прочему. Однако тут нет никаких драконов а сплошные размышления на политические и философские темы, что ставит его в категорию на любителя, к коим я как и большинство не отношусь. Но Быков смог сделать произведение увлекательным. Так что даже я смог переживать за главного героя Свиридова и ставить себя на его место. Упомянул даже скандальную песню про план Путина из Чуйской долины. Произведение написано на злобу дня и сейчас уже мало актуально (хотя Путин по прежнему у власти).

Любопытно как списанные объединяются и выдвигая свои предположения просто продолжают жить, хотя и считают себя товарищами по несчастью.

Огорчило только незаконченность цикла и много воды в конце.

Оценка : 8
«Убийство в восточном экспрессе»
–  [ 2 ]  +

ii00429935, 06 декабря 2012 г. в 14:27

О пристрастии Дмитрия Быкова к поездам можно написать специальное исследование. Его железнодорожные рассказы — настоящий кладезь интересных сюжетов и энциклопедия жанров. «Убийство в восточном экспрессе» из числа моих любимых рассказов.

Уже из названия видно, что перед нами иронический привет Агате Кристи. Но в то же время Быков сочинил настоящий детектив, где имя подлинного убийцы скрывается до последнего. И как водится, Дмитрию Львовичу тесно в рамках одного жанра. Детектив получился сатирический, автор «прошелся» по поводу современной массовой культуры (в заезжей знаменитости Коктельо-Перверте нетрудно узнать сразу нескольких модных беллетристов).

Дополнительный балл рассказ заслуживает за прекрасный юмор («Ему убить человека — как два факса отослать» — хорошо сказано!) и острые вопросы, не пугающие автора. Русский бунт — конечно, бессмысленный и беспощадный, но много ли смысла в русском долготерпении? Наверное, прежде всего об этом и написан рассказ.

Оценка : 9
«Последнее время»
–  [ 2 ]  +

Lena_Ka, 05 марта 2012 г. в 00:00

«Единственное прибежище для всех, кому жизни нет» (с).


Так определяет писательское творчество Дмитрий Быков в своей книге «Последнее время». книжка получилась у Быкова насыщенная, в ней собраны стихи, написанные за несколько десятилетий. Стихи разные, но все их объединяет тема нашей общей неприкаянности, попытка найти своё счастье и понимание того, что «счастья не будет»:



Век наш вошел в колею, равнодушный к расчетам.

Мы-то не станем просить послаблений,— а что там

Бьется, трепещет, не зная, не видя предела,—

Страх ли, надежда ли,— наше интимное дело.


Щебень щебечет, и чавкает грязь под стопою.

Чет или нечет — не нам обижаться с тобою.

Желтый трамвай дребезжанием улицу будит.

Пахнет весной, мое солнышко. Счастья не будет.





Вот так нежно и просто: не будет счастья, будет многое: радость, весна, любовь, но не счастье. Это спокойное осознание даже пугает немножко, потому что слишком похоже на правду. Может быть, приходит такое последнее для тебя время и ты осознаёшь это. Только бы подольше не приходило!

В художественном пространстве Быкова эпохи «последних времён» нет счастья, но есть любовь. Настоящая, огромная, простая и связующая все ниточки в мире. она тот волосок, на котором держится для поэта мир:



Любовь не девается никуда, а только меняет знак,

Делаясь суммой гнева, стыда и мысли, что ты слизняк.

Любовь, которой не повезло, ставит мир на попа,

Развоплощаясь в слепое зло (так как любовь слепа).

Я полагаю, что, нас любя, как пасечник любит пчел,

Бог недостаточной для себя нашу взаимность счел,—

Отсюда войны, битье под дых, склока, резня и дым:

Беда лишь в том, что любит одних, а палит по другим.



В этих стихах и Бог, и Гумилёв, и поэт, и возлюбленная — всё подчиняется любви, всё страдает и мечется. И вновь нет выхода, вновь проблема счастья (любящий жаждет разделить это чувство со своей единственной, но этого не дано, поэтому любовь превращается в мУку).

Эта книга — раздумье поэта о своём месте в жизни, это горькое понимание несовершенства не только мира, но и своего творчества:



У меня насчет моего таланта иллюзий нет.

В нашем деле и так избыток зазнаек.

Я поэт, но на фоне Блока я не поэт.

Я прозаик, но кто сейчас не прозаик?



А вообще, неблагодарное это дело поэтические сборники пересказывать: их надо читать!

Оценка : 10
«Прощай, кукушка!»
–  [ 2 ]  +

v_mashkovsky, 18 сентября 2011 г. в 19:04

Есть такие рассказы, которые сразу обо всём, настолько они многосмысленны. «Прощай, кукушка!» вроде бы обо всём, но по сути ни о чём. По крайней мере так казалось на протяжении всего рассказа до пятой части. А там... Неожиданный и эффектный финал поставил всё на свои места: рассказ-то оказывается об альтернативной истории, а в таких делах каждая мелочь важна. Так что характер моего отзыва может быть оправдан тем, что я впервые прочитал Быкова только сейчас и абсолютно не знал, чего от него ждать.

Оценка : 7
«Остромов, или Ученик чародея»
–  [ 2 ]  +

kaplya, 16 апреля 2011 г. в 00:29

Пронимает: вечером на улице задумываешься — ты сейчас или в 20-м? Последействие.

Ильф и Петров, Булгаков, Шагинян, Достоевский, Гоголь — оммажи?

Волошин, Грин, Гумилев, Рерих, Хлебников, Тренев (пьеса)... — созвездие прототипов.

Объем: глобальность   «на балансе тютюнниковой жадности»(Д.Быков).

Стиль — пэчворк, фенечка.

Да, самородок, но с примесью свинца.

Оценка : 8
«"Он жил у железной дороги..."»
–  [ 2 ]  +

Ny, 19 января 2011 г. в 13:22

При всём моём уважении к поэзии и поэтам, я не думал, что найдётся кто-то из этой братии, кто сможет в стихотворной форме так точно и подробно передать ощущение ночного вокзала и поезда, тихо, словно наощуп, проходящего полутёмную станцию по дальним путям.

Даже не так. Я не думал, что подобные стихи смогут так хорошо передать мои впечатления.

Понравилось с первого раза. С удовольствием слушаю эту вещь в песенном варианте. Не надоедает.

Оценка : 9
«Списанные»
–  [ 2 ]  +

Feechka, 24 августа 2010 г. в 12:53

Написано прекрасно. Живой быковский язык, с кучей отсылок на известные всем афоризмы, народные выражения, цитаты из книг. Хорошее, точное описание действительности, современности.

Читается легко и с интересом — с самого начала романа, где герой узнаёт про то, что он находится в неком таинственном списке, и до самого конца. И в конце пропадает всё: и фамилия Свиридова из списка, и интрига романа, которая удерживала эту заинтересованность. Чувствуешь себя обманутым — тебе на протяжении трёхсот страниц обещали что-то невероятное, раскрытие какой-то тайны, а в конце обманули, не дав ничего, даже конфетки в утешение.

Может, конечно, следующие части трилогии расставят всё по местам, но от этого романа испытала некое разочарование.

Оценка : 5
«Безруковая дама»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 24 мая 2009 г. в 00:28

«Я не люблю Сергея Безрукова потому, что он женщина.» Хорошенькое начало! И ведь доказывает Быков, что это так... 8-)

  Очень со многим я абсолютно согласна. То есть, где-то подсознательно это осознаешь, а вот тут-то вдруг всё тебе и высказано четко и аргументированно. Да вдруг еще и Расторгуев оказывается «страшной дворовой женщиной»... Мама дорогая, как же они оба должны относиться к Дмитрию нашему Быкову?!

Оценка : 10
«Йеху Москвы»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 24 мая 2009 г. в 00:10

Это, пожалуй, единственная работа в этом сборнике, которая меня огорчила. Во первых, потому, что к «Эху Москвы» я испытываю самые теплые чувства, и это единственная радиостанция, которую слушают у меня дома. И во-вторых — потому что сочетание «Йеху Москвы» я придумала сама (и была весьма довольна такой находкой!), и собиралась его использовать в своем писательстве... а тут — здрасьте! и Быков уловил то же созвучие. :-(((

  Все же с оценкой «Эха» как хамской компании я не согласна. Пожалуй, Евг.Альбац мне тоже не очень симпатична... но и только.

Оценка : 8
«Телегия»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 23 мая 2009 г. в 23:55

  Размышления автора гораздо шире заявленной темы, то есть одного литературного течения. Политика, идеология, литература... тут все варится в одном котле. Варево далеких 70-тых уже давно протухло, но анализировать причины его и возникновения, и разрушения — интересно и полезно.

Оценка : 9
«Апология ухода»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 06 мая 2009 г. в 08:45

Еще одна замечательная статья Д.Быкова. В сборнике помещена она по соседству с «Третьим томом» (о Гоголе). Можно, конечно, по-разному оценивать вклад в литературу этих, бесспорно, великих писателей; на мой взгляд, масштаба они одного, хотя люблю я гораздо более Гоголя. В этой работе показалось мне, что и автор, признавая величие гения Толстого, не чувствует к нему особой теплоты... впрочем, ИМХО — и мои извинения, если я ошибаюсь.

Совершенно чудесно это: «есть ведь, наверно, такие, что не умирают, только мы про них не знаем ничего»...

Тема ухода, бегства, бесконечного движения с места на место выписана, если так можно высказаться о публицистике, очень атмосферно. «Только безостановочным пожиранием пространства можно было заполнить страшную внутреннюю пустоту», — это уже о нашей с нами недавней советской жизни. Вглядеться в себя — страшно; проще — сорваться с места.

И — не зря это соседство со статьей о Гоголе. Уход Толстого, по Быкову, радикальный художественный жест сродни сожжению того самого второго тома...

Оценка : 10
«Третий том»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 06 мая 2009 г. в 08:18

Совершенно замечательно написанная работа! Я прочитала ее уже дважды и поймала себя на том, что удовольствия получаю едва ли не меньше, чем от чтения самого Николая Васильевича (можно трактовать это так, что Быков — «Гоголь от публицистики» 8-) ).

Умная, тонкая и точная статья, написанная отличным языком.

Тут же хочется снять с полки зачитанный томик «Мертвых душ»... А это, наверное, очень неплохой показатель мастерства автора (в данном случае, Быкова). Ведь нередко аналитические работы отвращают от творчества первоисточника, — неловким препарированием, бестактным оцениванием, вырванными из контекста цитатами; а здесь все безкоризненно.

  Рекомендую всем — читать всенепременнейше!

Оценка : 10
«Код Онегина»
–  [ 2 ]  +

Brian_Basco, 25 апреля 2009 г. в 23:57

Ух! Так и хочется это назвать русским «Кодом да Винчи», но все же позорить родную литературу не стану... Потрясающая пародия, превосходная игра ума и воображения.

Оценка : 10
«Рыжий»
–  [ 2 ]  +

kkk72, 20 ноября 2007 г. в 08:16

Очень грустная история о талантливом парне, не нашедшем себе места в этой жизни. Никогда до этого не слышал о погибшем поэте Рыжем. Надо бы найти и прочесть его стихи.

Оценка : 9
«Каприччио»
–  [ 2 ]  +

kkk72, 12 ноября 2007 г. в 15:58

Весьма интересное эссе Быкова о пребывании Горького и Ленина на Капри выглядит как мини-историческое расследование. Никогда особо не интересовался этой темой, а эссе прочел с большим интересом, узнал много нового, и, как мне кажется, стал чуть лучше понимать этих людей.

Оценка : 8
«Три соблазна Михаила Булгакова»
–  [ 2 ]  +

kkk72, 08 ноября 2007 г. в 08:37

Очень интересный, а в чем-то весьма необычный взгяд Быкова на жизнь и творчество Булгакова. Рекомендую прочесть всем поклонникам Великого писателя.

Оценка : 9
«Орфография. Опера в трёх действиях»
–  [ 2 ]  +

art, 29 августа 2006 г. в 09:00

Увлекательный сюжет, хороший язык. На память приходят Грин и «Алмазный венец» Катаева. Предполагает хорошее знакомство читателя с реалиями и персоналиями литературной среды первых лет революции. Осторожно — фантастикой является не более чем Грин или Гофман.

Оценка : 9
«Муми-тролли в ожидании катастрофы»
–  [ 1 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 11:08

Кто в детстве не любил милых славных муми-троллей? Ну я не любила, потому что книги у меня не было, а к мультикам, кроме Миядзаки, равнодушна. Влюбилась, когда купила и начала читать сыну. Вот тогда Туве Янссон с этим ее немыслимым ощущением домашнего тепла посреди вселенской катастрофы, стала моей любимой писательницей. А Дмитрию Львовичу довелось встретиться с ней и поговорить, и она оказалась похожей на вечную девочку-подростка с короткой взъерошенной стрижкой и тихим, немного грустным голосом. А в Финляндии муми-тролли встретят вас в любом магазине. Во всех возможных видах

Оценка : 10
«Карлсон и Демон»
–  [ 1 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 10:59

А вот мысль соотнести Карлсона, который живет на крыше с лермонтовским Демоном. бьюсь об заклад, не пришла бы вам в голову ни под гипнозом, ни под наркозом. Ну потому мы с вами здесь, а ДЛ за лекторской кафедрой и вообще, лучший в мире Кар..., простите — литературовед, критик, прозаик и поэт. Чуддное эссе. А стокгольмские дети все еще лезут на крыши в поисках домика маленького мерзавца с пропеллером.

Оценка : 10
«Завещание Мопассана»
–  [ 1 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 10:30

Мне известно трепетное отношение Быкова к Мопассану, это у него пунктиром по многим лекциям и книгам. Не умея разделить страсти, сама в девичестве только «Жизнь», «Милого друга» да несколько новелл прочла, не полюбив писателя, полагаюсь тут на мнение ДЛ, который считает Мопассана величайшим психологом, а «Орля» лучшей готической новеллой.

Оценка : 9
«"Гарри Поттер": Евангелие от Роулинг»
–  [ 1 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 10:24

Почему нет? Редкая книга и редкий герой становится в наше время узколокальных групповых интересов столь всеобщим, чтобы можно было присвоить ей/ему статус подлинно культового. Эпопея мальчика-волшебника смогла. ГП по Быкову — это проповедь упоительной непростоты, выступающей антитезой повсеместному упрощению и примитивизации, насаждаемым эпохой потребления.

Оценка : 9
«Агата Кристи ищет Бога»
–  [ 1 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 10:17

А слабо рассмотреть Королеву детектива с точки зрения богоискательства? Быков может, и получается это у него отменно. Не «кто» и «за что» убил главное в детективе. Но восстановление нарушенного преступлением миропорядка. Не наказание виновного, но оправдание невинного, который может пострадать. А также подробный разбор основных методов леди Агаты иконстатация, что для феминистского лобби она сделала очень много.

Оценка : 9
«Гибель богов»
–  [ 1 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 09:47

«Гибель богов» Киплинг и его отчаянные попытки удержать кренящийся мир Империи. Вечная проповедь «Запад есть Запад и Восток есть Восток» и вечное желание совместить то с этим, взяв лучшее от обоих. Полная личных трагедий жизнь и немыслимая прижизненная слава. И нерукопожатность. И Маугли в сопоставлении с Мцыри. Совершенно неожиданное удивительное совмещение, которого вы уже не забудете.

Оценка : 9
«Уайльд и его душа»
–  [ 1 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 09:40

Странно, мне никогда не приходило в голову рассматривать творчество эпатажного, ниспровергающего устои Уайльда, мастера абсурдистских парадоксов, как проповедь христианства. Хотя на поверхности ведь, и его исполненные пафоса самопожертвования сказки «Счастливый Принц», «Мальчик-звезда», и плач о малых мира сего, кто оступившись, наказан прижизненным адом «Баллада Редингской тюрьмы». И даже нарочито циничный «Портрет Дориана Грея».

Оценка : 9
«Рождество английской прозы»
–  [ 1 ]  +

majj-s, 17 августа 2021 г. в 09:30

Чарльз Диккенс, как человек, возвративший миру Рождество. Подробный разбор пяти Рождественских историй, которые писались к этой дате на протяжении пяти лет, и из которых знаем мы в основном историю Скруджа (чуть было не сказала «МакДака»), ну может еще «Песнь Сверчка». Интересно, ярко, захватывающе. В раздел Диккенса включена также лекция о «Тайне Эдвина Друда», страсти к которой я, не будучи друдианкой, не разделяю. Но чертовски интересно.

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8 



⇑ Наверх