Никки Каллен


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Никки Каллен "Арена"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Никки Каллен «Арена»

Статья написана 29 мая 2013 г. 22:09

Это как Януш Вишневский: читаешь и прекрасно осознаешь, что с точки зрения литературы вещь не то что не имеет ценности, а напротив, как выражался профессор Суханов по поводу чьей-то диссертации, «подрывает основы». Но все равно читаешь. Или как чипсы, скажем: знаешь, прекрасно, что вредно, и не бог весть как вкусно, а надо же — взял и сожрал целую пачку, по итогам стыдновато как-то.

«Арена» — это серия повестей (или очень крупных рассказов, автор честный графоман, безусловно), объединенных общим миром, герои одной повести упоминаются как третьестепенные персонажи в другой и тд. С другой стороны, собственно, мира никакого нет, все места действия крайне условны. Вообще про эту вещь сложно говорить, потому что не знаешь, с чего плохого начать. Стоит всмотреться попристальнее в какую-то деталь текста, как хочется прикрыть лицо фейспалмом и убежать с криками, а если брать все вместе, то вроде и ничего так.

Ок, начнем с героев, потому что ничего другого там, собственно, и нет. Герои — это феерия, товарищи. Начнем с того, что они не люди, а самые натуральные дубли. Все до единого герои (их множество):

а) божественно красивы (цитирую: «невысокий, тонкий, но при этом стройный, мускулистый, полный сжатой силы, как танцор балета, как бутылка шампанского... все в нем сделано с любовью, тщательно, филигранно; так творил свои вещи скульптор Микельанджело — для Бога; лицо, красивое и выразительное, словно в раме — из темных вьющихся волос до воротника»; «совсем рядом с Эриком работал темно-рыжий, почти красноволосый, и черноглазый юноша; он был такой стильной внешности: длинноволосый, с черными изогнутыми, как у итальянской куртизанки, бровями, с ямочками в уголках губ»);

б) шикарно одеваются. Ооо, описание шмоточек героев — это вообще отдельная песня. Помните прекрасный момент из «Понедельника», путешествие в воображаемые миры и людей в одних меховых шапках? Герои Никки Каллен одеты целиком, да еще и как: «Милана подарила ей несколько платьев, они так часто летали в разные города за покупками, что идеально знали размеры друг друга: одно было сумасшедшее, в ее стиле: короткое, черное, из кружев, платье-корсет, держалось оно только на груди; второе было вечернее — красное, со шлейфом; а третье было это — бледно-лимонное, приталенное, с развевающейся юбкой по колено, мерцающее». или вот «Шофер был в черной форме: куртка, застегнутая под самое горло, длинные рукава, — не видно, что там, под ней: белая классическая рубашка в синюю полоску, от Маркса и Спенсера, или черная мятая футболка с надписью «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», с черепом; брюки не узкие, не широкие, ткань тоже удивительная — между атласом и шерстью». У меня нет сил это комментировать, товарищи  

в) безумно талантливы, сразу, без усилий, и в свои 20 лет мгновенно становятся гениями в любых областях. «Это Даниэле Эко, — сказал Снег, — я читал про него, ему двадцать четыре. как тебе; он гений, композитор, учитель пения, главный приглашенный дирижер здесь и еще в пяти оркестрах; живет в Лондоне». или «Его сестра — гений, молодой ученый, физик-ядерщик; ее пригласили сразу после защиты диссертации в наш космический городок».

г) все время готовят и жрут вкусное в немыслимых количествах. «Я как раз завтрак сготовил: яйца всмятку, тосты, ветчина и салат теплый крабовый»; «Утром Макс приготовил завтрак — самый лучший на свете: адыгейский сыр, омлет с помидорами и луком, масло и тосты, жареные сосиски, абрикосовое повидло».

В общем, как вы понимаете, буквально все пороки человеческие собраны в одном томе   По первым трем пунктам, собственно: видала я множество фанфиков и даже некоторые книги, в которых героиня была бы Мэри (или — в редких случаях — Марти) Сью. Но такого, чтобы все до единого герои оказались мэрисьюшными, еще не видала. Создается впечатление, что смотришь третьесортное аниме, в котором каждый герой, как на подбор, прекрасен, гениален и загадочен, как Такседо Маск.

Еще один признак классической мэрисьюшности — вычурные имена, при этом не оригинальные, поскольку на оригинальность автора не хватило. Вот и ходят по тексту персонажи, которых зовут Ангел Вагнер, Снег Рафаэль или Максимилиан Дюран де Моранжа (я не шучу!), автор ничтоже сумняшеся позаимствовал наиболее благозвучные для русского уха у классиков и современников.

Честно говоря, даже в пятнадцать лет это было бы ужасно стыдно.

Собственно, легендарный мальчик Аркашка чуть-чуть подрос и, возможно, поменял пол (автор, строго говоря, мужчина), ну или по крайней мере сексуальную ориентацию. Направление литературной энергии изменилось, но качества это не прибавило.

С другой стороны, если бы автор не писал текст, а качественно рисовал картинки со своими супер-красивыми героями в романтическом окружении (кофейня, крыша, замок в лесу и тд, это не я придумала, это все места из текста) — к нему не было бы никаких претензий, одни восторги. Но я, видимо, испорченна классикой, и от литературы жду немного не того.

Что до самих сюжетов — они значительно лучше, чем герои, признаю. Во всяком случае, у автора есть воображение, и если выкинуть всю фанфико-хипстерскую ерунду, а также гетеро- и гомосексуальные любовные истории, их вполне можно читать с интересом. Хотя они тоже слегка отдают Аркашкой, конечно, уже без «пиривирнул», но трагически погибшие дети и беспричинные самоубийства достаточно часты. Увы, ерунды все же больше, чем сюжета, и если поначалу это бесконечное сюсюкание и любование просто удивляет, то под конец начинает вызывать дикий смех — каждый раз, когда читаешь, что герой «невероятно стильно» одет в черные джинсы и черную водолазку.

Ко всему прочему, текст еще очень... хипстерский, не могу подобрать другого слова. С интеллектуальными претензиями. Герои постоянно упоминают в речи и сам автор — в сравнениях — наиболее знаковые вещи культуры, в основном современной. Книги, фильмы, музыку, имена модельеров, я все ждала, когда же будет продукция Apple, и автор держался-держался, но в последнем рассказике таки сорвался: разумеется, герой с яблочным ноутбуком, ну как же иначе! Наверное, людям какого-то другого поколения или другого культурного слоя это все ничего не скажет, ни названия, ни сравнения. Но так уж вышло, что мы с автором почти ровесники, и все это было в моей жизни точно так же, как и в авторской, видимо. И ролевые игры, и Гарри Поттер, и Темная Башня, и настолки, и группа «Танцы Минус». Чувствуется, что автор припомнил все, что он любит. Но, как бы сказать, при огромной любви ко всем этим вещам — все равно чувствуется какая-то очень сильная ограниченность взгляда, ограниченность вкусов идеями моды, пусть даже в определенной среде. Герои Никки Каллен не могли бы искренне любить Шишкина, к примеру, потому что это *не круто*, зато Тулуз-Лотрек упоминается раз сто. И в итоге получается печальная картина: набив книгу отсылками к культуре и пытаясь убедить читателя в том, что у его героев вкус есть, автор четко убеждает читателя в обратном: нет у них никакого вкуса, одно сплошное коллективное бессознательное.

Сюжеты всех повестей, собственно, состоят в том, что вот встречаются такие супер-мальчики и супер-девочки, и между ними происходит что-то очень загадочное, иногда романтическое, иногда трагическое, но в любом случае не укладывающееся в рамки обыденности. Наблюдать за сюжетом гораздо интереснее, чем за персонажами: мэрисью-аддикшн автора несколько утихает (но не совсем) и встречаются действительно интересные повороты и образы. Я понимаю, что все поклонники автора сейчас придут бить меня ногами, но в целом, несмотря на огромный ворох чисто литературных недостатков, «Арена» и милая, и интересная вещь.

Объяснюсь: в нее заныриваешь, как в интересную компьютерную игру или как в иные фильмы. Дело в том, что «Арена», по сути, проходится по самым типичным мечтам, что ли, и желаниям стандартного человека моего поколения. Именно моего, может, тех, кто чуть младше, но не каких-то других. Мы не хотим никакой власти над миром, не хотим пять детей по лавкам, даже денег как таковых, ради денег, не хотим. Но нам нужно, чтобы было красиво и интересно. Ну и плюс ко всему, кто не мечтал очутиться в таком полусказочном мире, когда ты молод, немыслимо красив, обладаешь каким-то особенным талантам — да еще и блинчики с апельсиновым джемом жрешь в три горла без малейшего ущерба для фигуры! :-))) В общем, это чистейшее Ид на сцене, и вот почему оно так цепляет людей, и меня тоже, да. Просто все как-то стесняются о таких вещах даже думать вслух, не то что говорить или писать. И заявляют, что хотят повышение с консультанта до старшего консультанта, когда на самом деле они хотят летать над городом в дождь и прочие романтические абилки, а еще красивое платье, можно даже со шлейфом. Просто все об этом тихо думают, а автор взял и написал. Мы поколение эскапистов, и это идеально эскапистская вещь.





420
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 02:30
«мэрисью-аддикшн».... *упала на пол и задрыгала ногами от восторга*
Сказать, что ты мне сделала ночь, будет несколько фривольно, но что-то типа того:-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 09:59
Гы, рада))


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 05:16
Вот Никки Каллена не читал, но по описанию его манер ( и манерности) все это очень напоминает особенности штиля Платовой, которую я читал много. Абзац про хипстерский текст к ней приложим в полном объеме без изменений.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 10:00
А я Платову не читала. Оно забавно?)
 


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 10:37
Забавно. Что-то лучше, что-то хуже. Атмосферная тетенька, у которой детективная оставляющая как-то на втором плане, зато много всякого полумистического антуража: утерянные ключи, случайные встречи, нескончаемые кошки. Все , как правило за границей. Язвительная писака, у нее один персонаж женщин-детективщиц называет обобщенно — «Собакины». Если Вам по душе Жапризо, то во всяком случае рекомендую платовскую «После любви», эдакий прямой оммаж, вполне себе мастерски сделанный и в чем-то превосходящий француза. Уж точно можно определиться, стоит ли читать далее.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 14:47
Ясно)) Мне по душе скорее Честертон в детективном плане, чтобы совсем без пафоса) но хоть знать буду.
А кошки — это ужас, да) каждый раз, когда встречаю обилие кошек в литературе, понимаю, что я не *настолько* женщина, видимо :-D
 


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 16:10

цитата kerigma

Честертон в детективном плане, чтобы совсем без пафоса
Я полагаю, что Честертон в детективном плане — один из пафоснейших авторов. Уж не говорю о религиозных и гуманитарных сентенциях серии про отца Брауна, так и во всем остальном пафоса никак не меньше детективной составляющей. Это не в упрек, а констатация. Честертона люблю уж как-нибудь поболее Платовой.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 16:45
Я имею в виду скорее антураж, чем сентенции в плане пафоса)) Даже не знаю, как это сформулировать правильно.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 17:53
Полагаю, что речь идет о сдержанном интерьере, вполне традиционных декорациях, в которых Честертон разворачивает свои фантазии. Без боа, помады и павлиньих перьев, обилия ссылок на культурные сиюминутные тренды.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 19:15
Именно! даже без скрипки, нафабренных усов и трубки))


⇑ Наверх