Питер Уоттс Ложная слепота


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Питер Уоттс «Ложная слепота». -- М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2009 г. Серия: Сны разума
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Питер Уоттс «Ложная слепота». -- М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2009 г. Серия: Сны разума

Статья написана 2 ноября 2015 г. 12:44

Приговор самосознанию, Или битва ума с разумом

lozhnaja_slepota

Конец 21-го века. Человечество вышло в космос. Привело в порядок экономику. Практически позабыло о натуральном сексе, заменив его компьютерным. Изобрело свой собственный виртуальный рай. И вплотную подошло к концу плотской истории: эмуляции человеческого сознания в программную среду.

Однако, как обычно, человек предполагает, а кто-то по ту сторону располагает. 13 февраля 2082 года, в 10.35 по Гринвичу, люди убедились, что не одиноки во Вселенной. Вокруг Земли появились 65536 зондов, тут же прозванных «светлячками». Никто не знал цели их визита, но человечество мгновенно начало готовиться к худшему. Экономика пошла вразнос, для защиты от пока неведомого врага вооружались грузовые корабли, переоборудовались убежища, срочно начались поиски хозяев загадочных «светлячков».

И что самое удивительное, кое-что таки обнаружилось. Радиосигнал с транснептунианской кометы в поясе Койпера. Для прояснения ситуации к комете отправляется наиновейший корабль «Тезей», несущий на борту бойца, переговорщика, биолога, синтета, и… Вампира.

Канадец Питер Уоттс далеко не сразу стал писателем. Начинал Питер как специалист по морским млекопитающим, причем подошел к делу основательно, получив степени бакалавра и магистра наук в одном университете и докторскую в другом.

И лишь в 1999-м году увидел свет его дебютный роман «Морская звезда». Особо плодовитым автором Уоттса не назовешь при всем желании, ведь с того момента он издал аж 5 романов. По-видимому, к написанию своих книг Питер подходит так же обстоятельно, как к процессу обучения. По-старому доброму принципу: тише едешь – дальше будешь. И выходит у него это вроде неплохо. Как минимум с пару десятков номинаций и восемь премий утверждают это со всей очевидностью. Причем в основном как раз за нашу сегодняшнюю героиню, Blindsight. Она даже за Хьюго в 2007-м сражалась, но проиграла «Концу радуг» великолепного Вернора Винджа.

Роман действительно интересный, хотя не без недостатков. Уоттс, вспомнив заветы мэтров золотого века фантастики, подымает в Blindsight чертовски важные и сложные для вида гомо сапиенс вопросы. Положив в основу книги твердую научную фантастику, Питер говорит о разуме, уме, сознании и личности. Работе мозга, сюрпризах серого вещества, приятных и не очень. Виртуальности, ее достоинствах и недостатках. Встрече с Чужими (ну совсе-е-е-м чужими), и неожиданностях, которые может принести эта встреча. Но больше всего о человеке и человечности.

А чтобы читателю не было скучно, все эти размышления Уоттс заворачивает в обертку классической science fiction. Причем подходит к миру будущего со всей ответственностью и обстоятельностью, явно присущей ему по жизни.

И если конкретный уход человечества в виртуальность особо новым ходом не назовешь. Хотя и эту картину Питер буквально парой мазков (Небеса, борьба реалистов, мозгоправы) заставляет засиять новыми красками. То экипаж Тезея, это просто праздник души какой-то.

Сири Китон. Синтет, в детстве подвергшийся «радикальной гемисферэктомии». «Комиссар» «Тезея», бесстрастный полукомпьютер, специалист по извлечению информации, идеальный наблюдатель, предназначенный для «упрощения реальности». Тот, от лица которого мы увидим львиную часть происходящего.

Фанат лингвистики, банда четырех Сьюзен Джеймс, специально подселившая к себе в черепушку пару-тройку дополнительных личностей (и не смейте называть из альтер-эго!).

Майор Аманда Бейтс. Представьте военного, предпочитающего решать конфликты дипломатическими способами. И возрадуйтесь неудержимой фантазии автора.

Биолог Исаак Шпиндель, ученый, способный разделять тело и сознание.

И кончено же, алмаз коллекции – упырь Юкка Сарасти. Существо, на несколько порядков как физически, так и интеллектуально превосходящее любого человека. Идеальный хищник. Смертельная угроза. Да что я вам рассказываю! А то вы про вампиров не читали.

Да, кстати, прямых углов/крестов они действительно не выносят.

В общем, в давние времена они почему-то вымерли, а какое-то время назад наверху решили, что пора вернуть их из могил. Наука взяла под козырек, и вуаля! Один из кровопийц уже командует кораблем, отправляющимся к черту на рога.

Так что забойными архетипами для воплощения своего философского замысла, автор нас обеспечил. Постарался, не поспоришь.

А вот к стилю написания есть вопросы. Излагается происходящее (за редкими исключениями) от первого лица Сири Китона, который отнюдь не дурак погрузится в личные воспоминания. Оно вроде как и неплохо, глубже раскрывается персонаж, а с ним и мир будущего. Но в какой-то момент изрядное многословие Китона начинает надоедать. Объем книги не такой большой, чтобы читателю захотелось убить Сири раньше, чем пришельцы, но осадочек остается.

И еще один раздражающий к завершению романа аспект – перегруженность текста специальной терминологией, научной (псевдонаучной?), или наукообразной болтовней и отсылками к разнообразным ученым трудам, теориям и аксиомам. Мне как кондовому гуманитарию, показалось, что Уоттс с ентим делом малехо перегнул палку.

Но то такое, кому что по нутру. Главное, что вопросы, которые рассматривает Питер, рано или поздно встают как перед технарем или химиком, так и перед филологом или журналистом. Потому что они все  — люди.

Эрго. Интересный, но местами перегруженный философско-фантастический роман в стиле старых мастеров (но не забывающий о фишках 21 века), поднимающий массу актуальных для думающего человека проблем. Причем в мире, способном неоднократно удивить читателя. Вот бы еще бы поменьше «научной воды», было бы вообще хорошо.





1390
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 12:46

цитата

Эрго. Интересный, но местами перегруженный философско-фантастический роман в стиле старых мастеров (но не забывающий о фишках 21 века), поднимающий массу актуальных для думающего человека проблем. Причем в мире, способном неоднократно удивить читателя. Вот бы еще бы поменьше «научной воды», было бы вообще хорошо.


Э не, в этом вся фишка «hardest sci-fi» — уйма научных концепций, часто передовых и уникальных, и хорошая зарядка для мозга.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 12:49
Этот футурошок в фэнзине АКМ был подмечен, когда на ИПК проголосовали люди и выбрали лучшим романов эпопею Звягинцева. Колумнист всё удивлялся, как же так, высокие материи, нравственный выбор, а вона оказывается чего людям-то надобно. Надо поискать, очень едкий текст, очень.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 13:01
А это недавно было? Интересно, включали ли в список эпопею Никитина-Орловского, кто-то же наверняка 50 томов, или сколько там их, прочитал. С Уоттсом, к счастью, повезло. Наверное, единственный автор из Снов Разума, к которому печатали доп. тираж. Что забавно, он открывал Сны, он же открывает новую серию ЗНФ — знак качества, однако.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 13:04
Нашёл, сканы статьи положил у себя в колонке:

https://fantlab.ru/blogarticl...
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 17:09
О, спасибо!


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 12:47

цитата

Вот бы еще бы поменьше «научной воды», было бы вообще хорошо.


Впервые вижу как человек думающий осознанно желает не думать и перестать быть человеком думающим.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 12:58

цитата С.Соболев

Впервые вижу как человек думающий осознанно желает не думать и перестать быть человеком думающим.

Как там — «грубой лестью и пистолетом вы сможете добиться гораздо большего, чем просто пистолетом» :)
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 14:24

цитата С.Соболев

Впервые вижу как человек думающий осознанно желает не думать и перестать быть человеком думающим.

Думающие люди для разминки мозгов используют книги по квантам или теории групп, генетике или нейрологии -иное подставить по вкусу-. А фантастику, даже научную, чаще используют для развлечения, что как понимаете, влечет за собой диссонанс в случае хард-нф.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 14:31
Это опять-таки исходный тезис «сделайте меня попроще», только другими словами. Во-вторых, художественная литература и научно-популярная литература — разные, чтение научно-популярных книг не приравнивается к чтению художественных.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 14:35

цитата С.Соболев

научно-популярная литература

На кой мне научно-популярная?) Работать надо с первоисточниками или хотя бы их последователями, так интереснее, ретроспективно видишь, как шла научная мысль. Хотя тут вопрос критериев — кому-то фенймановский курс лекций легок, а кто-то его не может осилить.

цитата С.Соболев

Это опять-таки исходный тезис «сделайте меня поглупее»

Стану ли я глупее от фэнтезийной саги Сапковского, в которой отлично пойманы исторические закономерности, ярко переданы психологические и атмосферные моменты? Не все упирается в физ-мат, есть и другие области научного знания, хе-хе:)

И вообще, развлекаться тоже надо уметь. Банально, чтобы потом легче работать уже с сухими научными текстами.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 14:39
Сапковский по этой концепции переусложнил своё фэнтези, и как следствие перефразируем исходный посыл:

вот бы еще бы поменьше «исторической воды и психологии», было бы вообще хорошо.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 14:44

цитата С.Соболев

вот бы еще бы поменьше «исторической воды и психологии», было бы вообще хорошо

Тут забавный момент, для меня сага Сапковского — как редкостная амброзия, именно в плане сочетания низкого и высокого, научного и развлекательного. Двинь чаши и потеряешь уникальное соотношение. Надо бы Рейневанский цикл прочесть, наконец, чтобы узнать «а как там?»
То есть, сага — оптимум в эмоциональном развлечении и интеллектуальном развитии. А без «исторической воды и психологии» — уже времяубийственное чтиво и только.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 14:45
Вот точно, да: в балансе всё и дело.


Ссылка на сообщение2 ноября 2015 г. 14:39

цитата

И вообще, развлекаться тоже надо уметь. Банально, чтобы потом легче работать уже с сухими научными текстами.


Это все понятно, вот только в абсолютном большинстве случаев одними развлечениями дело и заканчивается.


Ссылка на сообщение12 ноября 2015 г. 13:04
Это роман об отчужденности людей друг от друга. Есть ГГ и есть все остальные — с таким же бессмысленными наборами генов, сформировавшимися случайным образом. Наука убила Бога, т.е. убила объединяющее — перед таинством неизбежного конца — начало. Конца тоже нет — есть медленное угасание сознания в виртуальном мире. Все бессмысленно. Все буднично. Любой нравственный закон можно переиначить, поскольку природе плевать на нравственность.
Нет смыла. Есть только отчужденность людей друг от друга, которая пропитывает все повествование книги. Отчуждённость интеллектуальная, эмоциональная, физическая и т.д. Фактически книга представляет собой энциклопедию всех возможных видов отчужденности, какие только могут быть у людей между собой, у людей с другими видами и даже у людей с инопланетными созданиями. И вот на фоне этого поется гимн бессознательному — ибо разум отчуждает, а подсознание — объединяет. Нелепо, смешно, но у автора не нашлось других ответов на вопрос о том, как жить в подобном мире. Космос ответил: только бессознательное, а вы, люди, обречены.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2015 г. 13:07
С таким же безмерно глубоким пафосом можно высокомудро изречь что Бог разъединял людей (религиозные войны), а наука наконец-то объединила (интернет).
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2015 г. 13:15
Это не ко мне, а к Уоттсу.
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2015 г. 18:33
Трудно предъявлять претензии канадцу что он не отразил в книге японскую борьбу сумо. Но вам это удалось.
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2015 г. 19:19
Уоттс писал про отчуждленность, а не про сумо. Но вы можете считать иначе.


⇑ Наверх