Ася Михеева Где


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Ася Михеева «Где светло»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ася Михеева «Где светло»

Статья написана 24 ноября 2015 г. 17:31

Хорошие книги можно разделить на две группы. После прочтения первых хочется немедленно поделиться эмоциями, рассказать городу и миру о замечательной находке. Закрыв же последнюю страницу книги из второй группы, наоборот, хочется запрятать драгоценность, как можно глубже, чтобы ни с кем не делиться своим открытием. Как не трудно догадаться по тону вступления, именно ко вторым относится сборник Михеевой «Где светло».

И дело не только в том, что ее рассказы представляют собой интеллектуальные психологически-этические головоломки. Читатель, погружаясь в историю, собирая детали мозаики и осмысляя ее, привносит в нее свои собственные переживания и ассоциации, мировоззрение и приоритеты. Происходит редкостный случай, когда текст и человек взаимодействуют на равных, рождая понимание, мысленный образ истории, индивидуальные и уникальные в каждом конкретном случае, чрезвычайно зависящие от самого читателя — от его и воспитания, психотипа и склада характера. А учитывая, что рассказ требует определенного багажа знаний и умственной работы, это сразу отсекает привыкшую к развлечениям аудиторию.

Авторский стиль отличается довольно слабой внешней эмоциональностью — чтобы ощутить чувства, надо пропустить события через себя, влезть в шкуру героев, окунуться в иную реальность. Окунуться и быть готовым к подвоху, потому что у Михеевой не бывает просто. Всегда есть второе дно, а то и третье, четвертое...




«Поэт и Хромой Лосось»

Один из наиболее характерных для Михеевой мотивов — научная фантастика с явным уклоном в культурную, ксенологическую и этическую сферу. Хотя классифицировать ее правильнее, как гуманитарную, это не мешает автору прорабатывать и научно-техническую сторону. Просто акцент делатся на иных вещах.

На первый взгляд, перед нами классическая ксенологическая задача-упражнение. Необходимо собрать данные об инопланетной цивилизации, выяснить причины нестандартного поведения и последовавшего кризиса, а затем найти решение проблемы. На второй — злободневное отражение столкновения антогонистических позиций «жить для себя» vs «жить для вечности» и притча-предостережение об ответственности гениальных творцов. На третий — интересная теория о приоритетах разума, инстинктов и поэзии. И это лишь одна точка зрения — уверен, что другой читатель найдет еще минимум парочку.




«Где светло»

«Ах, как страшно и светло. Зато в конце все будет хорошо. Наверное» — примерно так хочется перефразировать известные строки из детской песенки для этого абсолютно недетского рассказа.

В форме устного ненаписанного письма струится ручеек истории, из которого по крупицам вылавливаются обстоятельства давней трагедии. Еще лет пять назад местом действия однозначно читался бы Северный Кавказ, но теперь это могло бы случиться и в соседних странах.

А в Антарктике сияющее хрустальное небо, снег чистый, то синий — то медовый, то розовый — то золотой. Там светло, и разорванная искалеченная душа поет, постепенно исцеляясь.




«Народ боддхи»

Можно ли найти мудрость в тюремном ящике, приколоченном к трясущейся телеге? Что будет, если встретятся два человека, умеющих задаваться вопросами и не имеющих иного времяпрепровождения, кроме как разговора о жизни, которой они могут лишиться в любой момент? Встретятся — бродяга из дальних земель и последний из вымирающего народа, подпавшего по пяту Великой Империи. Встретятся — и колесо судеб покачнется, когда одна жизнь оплатит другую. Философская притча Михеевой получилась многогранной и пронзительной. И пожалуй, это тот случай, когда финальный сюжетный твист при всей его неожиданности и оригинальности служит своего рода тестом, последней проверкой для читателя. Поменяешь ли ты решение, зная о последствиях? И так ли важна внешняя роль по сравнению с тем, что сокрыто в душе?




«Бурса»

И вновь Михеева обращается к вопросам культуры, ксенологии и этики. Пожалуй, данный рассказ — один из лучших среди тех, что развивают, дополняют, расширяют вселенную Полдня на примере прогрессорства. Главный герой — практикант из института практической ксеноантропологии — должен внедриться, сродниться и исследовать цивилизацию, находящуюся примерно на средневековом уровне развития, используя свое сходство с погибшим учеником. Автор охотно и умело оперирует научным аппаратом, создавая свою терминологию, систему приоритетов и методик, алгоритмов и схем поведения. Весьма интересно смотрится сочетание колоритных нравов, религии, присловьев и параллельные комментарии-пометки главного героя. Повествуя об учебе, вхождении в коллектив, трудностях и победах, попутно Михеева тонко высмеивает шаблонные сюжетные ходы, свойственные развлекательным романам. К заимствованию у АБС можно отнести лишь сущности матриц: «Абалкин», «Сикорский» — реверанс классикам. Остальное в рассказе оригинально и прелюбопытно, даже несколько смазанная концовка не портит впечатления.




«Станцуй»

Магический реализм, полный противоречий. Лаконичный — но с цветистыми выражениями. Выдержанный в серо-желто-коричневых тонах сепии, но с яркими, насыщенными красками. Легкий испанский флер подчеркивает чувства и страсти героев, обогащая эмоциями рассказ. И вновь Михеева играет на недомолвках, разбрасывая сеть намеков и подсказок, большинство из которых находишь лишь при повторном прочтении. Волшебство таится на периферии, в сумраке и тенях от керосиновых ламп, но в свой час оно властно выступает вперед и помогает раскрыться сущности людей. Заслушает дело и вынесет приговор. И подкинет напоследок вопросы — благословенно ли бессмертие и в чем разница между человеком и животным?




«Малый бизнес Салли Мэшем»

Очередной научно-фантастический рассказ с чуть большим акцентом на некоторых технических деталях, однако основные смысловые слои по-прежнему лежат в психологической и этических плоскостях. Космическое поселение, расположенное под толстым слоем грунта. Новый арендатор — Салли Мэшем, одержимая идеей необычного кладбища. Необычного, поскольку покойник не просто приносит пользу, но и создает свое зримое воплощение в виде дерева, которое будет жить еще долго, радуя и близких, и незнакомых людей. А вот каковы причины такого стремления Салли, каким образом она претворяет в жизнь свою идею — и узнаем мы постепенно вместе с Лоренцом Нейманом, любителем периодически по-дурковать.




«Долгая служба»

Небольшая атмосферная зарисовка, стилизованная под народный фольклор, заимствующая элементы сразу нескольких мифологий — в первую очередь восточно-азиатскую — и вкратце отражающая историю Дальнего Востока. Внешне, хороша незамысловатая притча, но Михеева традиционно сделала последнее предложение ударным, добавляя новый подтекст и смысл.




Моя оценка: 8/10





1182
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 ноября 2015 г. 07:09
Спасибо за рецензию. Тоже купила себе этот сборник (и ещё пару вещей автора).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2015 г. 21:27
Пожалуйста:)

Как вы и сами хорошо знаете, малая фантастическая форма у нас не особо процветает в последние годы, особенно для авторов, не попавших в число мэтров — Дивов, Лукин и etc. Поэтому на бумаге с большим тиражом этот сборник вряд ли возможен. А прочесть его стоит — Михеева не только закалена серьезными конкурсами вроде Грелки, но и имеет значительную эрудицию и лит-технику, чтобы сделать отличный рассказ.

Надеюсь, вам понравится. Главное, не бойтесь перечитывать вновь и вновь, как это делал я:)
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2015 г. 07:12

цитата Green_Bear

но и имеет значительную эрудицию и лит-технику, чтобы сделать отличный рассказ.

Этого и не хватает сегодняшней малой форме. Особенно техники. Поэтому и не процветает — ну не могут мухоморы процветать:-D Шучу (но печально так).

цитата Green_Bear

Надеюсь, вам понравится.

:beer:
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 13:45

цитата evridik

Этого и не хватает сегодняшней малой форме. Особенно техники. Поэтому и не процветает — ну не могут мухоморы процветать Шучу (но печально так).

Я бы сказал, что в первую очередь не хватает читательского и особенно издательского внимания. Есть хорошие и сильные авторы, но известность имеют единицы. Из относительно новых имен, пробившихся вверх — только Гелприн и отчасти Голдин, если навскидку. Остальные — либо «романисты», либо родом из девяностых и начала нулевых. Сборники не имеют заметного влияния и внимания — а потому писателям не хватает стимула, изданий для публикации. В итоге — сплошные сетевые порталы, где обычных читателей раз-два и обчелся.
Михеевой отчасти повезло за счет Грелок и Мини-Прозы, где и другие авторы делали себе имя — Сафин, Бортничева, К.А.Терина и другие.


⇑ Наверх