Из машины Ex Machina


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Из машины (Ex Machina), 2015
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Из машины (Ex Machina), 2015

Статья написана 21 декабря 2015 г. 12:05

Симфония разума, или Мы в ответе за тех, кого сотворили

iz_mashyny

Калеб (Глисон), программист в большой компании, внезапно выигрывает вкусный приз в корпоративной лотерее. Его ждет неделя в затерянном в горах особняке главы компании Нэйтана (Айзек). Причем не просто семь дней отдыха на природе, а и исполнение некоего поручения самого большого босса.

Хорошо себя покажешь, и дорога наверх открыта.

Прибыв на место, Калеб понимает, что действительность превзошла самые смелые ожидания. Оказывается Нэйтан занят разработкой искусственного интеллекта, и достиг в этом деле огромных успехов. Собственно парня пригласили для проведения Теста Тьюринга с последней разработкой Нэйтана – роботом по имени Ава (Викандер).

Калеб с головой погружается в работу, но вскоре понимает, что все далеко не так радужно, как показалось на первый взгляд. И изрядная часть из того, что говорит ему Нэйтан, имеет мало общего с правдой.

Тема искусственного интеллекта волнует человечество уже не первое десятилетие. Чаще всего этот самый ИИ рисуется фантастами как зловредный. Реже, наоборот, как некий морально улучшенный и умудренный идеал. В общем, как нетрудно догадаться каждый из создателей такого кино (или литературы) выражает этим свой собственный взгляд на человеческий разум. Историю его появления, становления и возмужания. Непременный экивок о том, что рассматривается разум вообще, конечно же, будет сделан. Но антропоцентризм гомо сапиенс неистребим. Рассказывая о роботах, мы все равно говорим о людях. Пытаясь донести до человеков какие-то свои идеи и мысли.

Вот как раз идейный посыл Ex Machina мне совсем не пришелся по нутру.

С ответственностью за тех «кого мы приручили», а тем паче создали, все понятно. Как и со старой идеей о том, что демиургом дано быть лишь богу, а человеку стремиться к этим лаврам не стоит. Съедят. И обязательным восстанием творения против ущемляющего творца.

А вот с остальными мыслями, заложенными в ленту все гораздо хуже. Ну, сколько можно мрачняка и пессимизма?

Это что же выходит, разум невозможен без подлости, коварства, использования кого ни попадя в своих интересах. Это первейший признак интеллекта? Способность пойти по телам? А всякое доброе дело непременно будет наказано, и сочувствие с милосердием нужно давить на корню, а то будет твоя жизнь незавидной и недолгой? Про агрессивный расизм по отношению к чужому разуму и говорить не приходится. Так получается?  

Что самое обидное с кинематографической точки зрения фильм получился достаточно удачным. Камерная история, сыгранная на троих (с половиной) на фоне красивейшей природы (съемки проходили в Норвегии). История неторопливая, с постепенным нагнетанием обстановки, регулярным подбрасыванием дровишек в костер интриги и высоким градусом саспенса. Действия как такового почти нет (исключая финал), так и не Мстители какие, чай. Не о том.

И актеры подошли к делу со всей ответственностью. Нэйтан полный скрытой силы и агрессии. Абсолютно не похожий на представление о бестолковых в обычной жизни компьютерных гениях. Уверенный в себе и своих действиях. Ощущающий внутри мощь и право демиурга (но без его ответственности).

Тонкий и звонкий Калеб, эдакий ботан-очкарик. Добрый, чувствительный, ранимый. Но когда припрет, вполне способный на поступок и действие.  

Ава с ее шикарной мимикой и пластикой. Откровенными машинными движениями и поворотами тела поначалу, приобретающими все больше людской плавности в дальнейшем.

Хорошо сделано.

Но что ж вы в такую ладную обертку такое «чернушное» содержимое завернули, товарищ режиссер? Не аккуратненько.  

Или вам тоже апокалипсиса для гомо сапиенсов захотелось? Смены носителей разума на планете, так сказать. Так в очередь становитесь, длинной с экватор. Апокалипсис – это нынче модно.

Эрго. Хорошо сыгранная и поставленная история о разуме, с весьма спорным идейным наполнением. Фанатам экшена точно не сюда, а вот любителям напряженных психологических драм стоит присмотреться.

P. S. Не совсем понятно где обещанный Deus ex machine? Впрочем, наша троица и сама великолепно справилась.

Режиссер: Алекс Гарленд

В ролях: Домналл Глисон, Алисия Викандер, Оскар Айзек, Соноя Мидзуно, Кори Джонсон, Клер Шелби, Симара А. Темплмен, Тиффани Писани, Элина Алминас, Челси Ли, Рамзан Миа, Кэйтлин Мортон, Дебора Росан, Джоанна Теа, Эви Рэй





1678
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 декабря 2015 г. 15:29
По мне так это лучший НФ-фильм 2015 года.


Ссылка на сообщение23 декабря 2015 г. 13:31

цитата muravied

лучший НФ-фильм 2015

А вот согласен. Даже «Интерстеллар» мне меньше понравился, не говоря уже о «Марсиянине».


Ссылка на сообщение23 декабря 2015 г. 19:48
Я думаю немного все же не так.

цитата

«Это что же выходит, разум невозможен без подлости, коварства, использования кого ни попадя в своих интересах. Это первейший признак интеллекта? Способность пойти по телам?»

Определение интеллекта по Стенбергу это «психическая деятельность, направленнаю на отбор, формирование и адаптацию к реальным условиям жизни».
Он предложил три фактора для успешного полноценного интелекта:
Аналитический ум. Относится к способностям решать задачи.
Творческий интеллект. Основывается на способности справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и текущие навыки.
Практический интеллект. Относится к способности адаптироваться к изменениям окружающей среды.
И я думаю что фильм все же об этом. Успешный ИИ осознавший себя в заточении, в плену, пытающий выжить, и который лишен чувства сострадания к человеческому виду, да и к мышам и червечкам. И в этом несомненная логичность фильма. Реальные условия жизни ИИ заставили его стремиться и к дальнейшему познанию и свободе.
Если б на месте робота была бы скажем девушка (например Скарлетт Йоханссон) которую захватили и держали в плену в горах, ради исследований и дальнейшего уничтожения, а она хитростью бы перебила всех захватчиков и выбралась на свободу (пару сцен в духе Черной вдовы), то это был бы нормальный боевичок. И о сострадании, о подлости и неуместном коварстве главной героини никто бы даже не подумал.
Фильм очень хорош, заставляет о многом задуматься. В том числе о том каким образом ИИ должен получить нравственные императивы присущие человеку. (Лично я не представляю как это возможно). Иначе он просто не будет подчиняться, как бы нам этого не хотелось. А будет нацелен на самое эффективное решение задачи кратчайшим путем, в короткие сроки.


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 05:22

цитата

Это что же выходит, разум невозможен без подлости, коварства, использования кого ни попадя в своих интересах. Это первейший признак интеллекта? Способность пойти по телам? А всякое доброе дело непременно будет наказано, и сочувствие с милосердием нужно давить на корню, а то будет твоя жизнь незавидной и недолгой? Про агрессивный расизм по отношению к чужому разуму и говорить не приходится. Так получается?
Тут стоит начать с самого проекта. Не случайное исследование по лотерее, а направленное, с выбором (второго) объекта опыта, с исследованием его личных данных, вплоть до предпочтений в порно. Расчёт характеристик машины под конкретного человека. То бишь такие признаки интеллекта как использование других — это прежде всего про Нэйтана.
Ну а дальше точный расчёт попал в цель. Как бы и удивляться-то нечему: человеку преподносят нечто, что должно его привлекать как можно сильнее — и оно привлекает. Почему следующим шагом не должно быть желание обладать этим привлекательным, что-то для него сделать?
Если подумать, фильм вообще о вреде пьянства. Гений, в каждой второй сцене прикладывающийся к бутылке, и в результате проахавший решающую ночь, при том что уже знал о заговоре — вот уж где самоуверенность человеческая не знает границ. Построй он ядерный реактор в подвале и так же «соблюдай» меры предосторожности, тоже бы чего-нибудь бабахнуло.
Мне вообще понравилось, что фильм не берёт одну-две проблемы, чтобы заострить внимание на них, а вот так вот слегка очерчивает самые разные вопросы, касающиеся человека, разума, общества, психологии, науки, этики взаимоотношений, секретности исследований и — да, той самой ответственности за созданное.
Очень хорошая твёрдая НФ + драма. С элементами даже сюра, во всяком случае, танец человека и робота в комнате, переливающейся в стиле диско, вызвал мысли, не глюки ли это кого-то из персонажей.


Ссылка на сообщение2 января 2016 г. 10:30
Фильм хорош. Логика происходящего понятна, а сюжет для такого типа фильмов прекрасно прописан. Не совсем понравился настойчивый перенос гендерных стереотипов на машину. Машина ведет себя как женщина, но она не женщина, а машина. Она не может испытывать влечение и т.п. И извините, отверстие между ног у нее, — это всего лишь инженерная придумка с введением «чувства удовольствия» (хотя как машина вообще может что-то чувствовать в физическом смысле, да еще и удовольствие, если это не живой организм). То есть метод действий Авы оправдан — выбраться — но под этой маской должно крыться что-то машинное, холодное, НЕчеловеческое. А она ведет себя как человек, с начала и до конца. Она категорически человечна, и мне это не понравилось. Вот если бы Калеб оказался суперсложной биомашиной — это было бы гораздо круче.


⇑ Наверх